Что такое операционная маржа простыми словами

Маржа операционной прибыли

Операционная маржа

Операционная маржа показывает насколько эффективно компания может получать прибыль от своей деятельности

Отношение операционной прибыли к выручке отражает долю выручки, которая остается за вычетом затрат операционной деятельности. Затраты операционной деятельности включают в себя прямые затраты (сырье и материалы плюс прямые затраты труда), накладные расходы, амортизация, продажные, общие и административные расходы.

Таким образом, данный показатель говорит нам о том, какая доля выручки остается у компании до выплаты налогов и выплаты процентной ставки. Компании с высоким показателем операционной маржи эффективно управляют операционными затратами. Если в течение времени руководству организации удается увеличить маржу операционной прибыли – это говорит о том, что бизнесу удается сохранить больше денег от выручки.

Маржа операционной прибыли является хорошим показателем того, насколько эффективно генерируется прибыль от продаж. Этот показатель показывает долю доходов, которая доступна для покрытия внереализационных расходов, поэтому инвесторы и кредиторы уделяют пристальное внимание этому показателю.

К операционным доходам обычно относят:

Формула операционной маржи

Маржа операционной прибыли рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке за определенный период. Операционная прибыль — это показатель суммы прибыли, полученной от основной деятельности предприятия. Соответственно, выручка рассчитывается как общий объем продаж. Данные для расчета маржи операционной прибыли доступны в соответствующих статьях главной бухгалтерской книги.

Маржа операционной прибыли рассчитывается по формуле

Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть фото Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть картинку Что такое операционная маржа простыми словами. Картинка про Что такое операционная маржа простыми словами. Фото Что такое операционная маржа простыми словами

Операционная маржа рассчитывается для каждой продажи после учета переменных затрат, но до уплаты процентов или налогов.

Анализ и целевые значения

По аналогии с другими показателями маржу операционной прибыли следует оценивать на ежемесячной основе и сравнивать с результатом аналогичного прошлого периода, что позволяет анализировать данные, реагировать на отклонения и отслеживать динамику.

Целевое значение показателя маржи операционной прибыли, как и другие показатели, могут варьироваться в зависимости от отрасли. Считается, что значение маржинальности операционной прибыли довольно хорошее, если оно достигает 20 ‑40%. При прочих равных условиях, очевидно, что чем выше маржа операционной прибыли, тем лучше для бизнеса.

Источник

Как рассчитать маржу операционной прибыли EBIT

Привет, на связи Василий Жданов в статье рассмотрим EBIT. Понятие маржи часто используют в европейском учете, показатели которого формируются в системах учета МСФО и US GAAP. Термин «маржа» часто используется в банковском деле для систематизации информации по операциям с ценными бумагами, страховании. Компании применяют расчет данных операционной маржи в управленческом учете как параметр, идентичный рентабельности продаж. Для каждой отрасли предусмотрены свои оптимальные параметры коэффициентов.

Показатель используют для анализа состояния и отдачи бизнеса, используется собственниками, потенциальными инвесторами, кредитными организациями для получения информации. Кроме оценки стоимости бизнеса индекс применяют для прогнозирования поступления прибыли, основанного на вложении и получении дохода.

Определение показателя маржи операционной прибыли

Маржа операционной прибыли (операционная маржа) является показателем дохода, полученного после вычета расходов, понесенных в процессе ведения основной деятельности, соотнесенных к доходу. Экономический показатель рассчитывается как отношение операционной прибыли или убытка к величине дохода (объема продаж). Особенности использования индекса:

Показатель рассчитывается поквартально и по итогам деятельности за год или больший период. Чем продолжительней период анализа, тем больше вероятность точности выводов и прогноза. При анализе данных положительным признаком является стабильность оцениваемой величины на протяжении нескольких периодов. Маржа используется для сравнения результатов деятельности компаний, отличающихся масштабом. Операционная маржа должна рассматриваться вкупе с другими характеристиками.

Отличие определения маржи от прибыли и наценки

Эффективность ведения деятельности определяется при анализе данных о прибыли, операционной марже, ценовой политике. Показатели используют для получения различной информации. Данные о наценке позволяют оценить себестоимость, информация об операционной марже дает возможность анализировать прибыль от продаж.

УсловиеНаценкаПрибыльОперационная маржа
Характеристика показателяНаценкой признается сумма, начисленная на цену закупки (в зависимости от учетной политики с расходами на доставку) товара, полученного от поставщикаПрибыль предприятия показывает конечный результат, являющийся целью коммерческой деятельности (по законодательству)Операционная маржа показывает реальную прибыль, полученную от продаж, не включающую прочие затраты, не связанные с основной деятельностью
Формула расчетаРазница между ценой и себестоимостью, отнесенная к себестоимостиРазница между суммами доходов, полученных от реализации и величиной расходовРазница цены реализации и себестоимости, отнесенные к выручке от продажи
Особенности применения экономического индексаВеличина наценки используется в торговой деятельности, позволяет регулировать розничный товарооборотВ отличие от маржи в сумме прибыли учтены, кроме себестоимости, прочие издержки предприятияДругие расходы организации, помимо себестоимости, в составе данных не учитываются
Ограничительная величина индексаМаксимальная величина оценки не ограничивается законодательством. Размер наценки регулируется рыночными отношениямиПрибыль может иметь отрицательную величину, означающую, что предприятием получены убыткиМаржа имеет ограничения по суммам дохода, не может достигать неограниченного уровня или размера 100%

Расчет маржи операционной прибыли

Маржа операционной прибыли, рассчитанная в процентах, показывает долю прибыли в доходе от реализации, принятой без НДС и акцизов. Индекс можно использовать и в абсолютной величине, но в относительном варианте данные более информативны. Операционная маржа признается универсальным инструментом для определения устойчивости компании, проведения сопоставления юридических лиц.

Изучение динамики изменения операционной маржи, выраженной в процентах, позволяет выявить не только тенденцию, но и величину роста либо снижения. Формула расчета рентабельности продаж (операционной маржи):

РП = Прибыль (убыток) от продаж / Выручка х 100%

Для расчета показателя используют данные формы 2 бухгалтерского баланса (ББ). При расчете рентабельности продаж используют формулу с кодировкой:

Строка 2200 ББ показывает прибыль (убыток) от продаж, строка 2110 – выручку предприятия.

Пример расчета операционной маржи. Предприятие торгового назначения получило прибыль от продаж в размере 25 000 рублей. Выручка компании за соответствующий период составила 360 000 рублей. Операционная прибыль составила: РП = 25 000 х 100% / 360 000 = 6,9%. Показатель приближен к оптимальному, признаваемому для торговли в промежутке от 7 до 12%.

В строительстве нормальным коэффициентом считается параметр от 5 до 10%, в сельском хозяйств – от 10 до 15%, для ресурсных компаний нормой рентабельности продаж признается показатель от 24 до 28%.

Причины увеличения операционной маржи

Рост показателя маржи операционной прибыли считается положительной тенденцией развития предприятия. Увеличение показателя возникает вследствие причин:

Индекс «EBIT» и формула его расчета

В международном учете применяют термин EBIT, показывающий прибыль до вычетов процентов, налогов, амортизации. Показатель EBIT не является обязательным в системе МСФО или US GAAP, но используется экспертами для определения устойчивости предприятия и возможности инвестирования в активы.

Рентабельность продаж определяется по формуле: ROS = EBIT / TR, где EBIT – операционная прибыль, TR – выручка. Для исчисления величины параметра используют информацию формы 2 ББ:

Строка 2300 ББ показывает прибыль (убыток) до удержания налога, строка 2330 – проценты к уплате. Несмотря на то, что EBIT не является бухгалтерским показателем, для расчета используют данные бухучета. Российские пользователи для реализации формулы применяют информацию, отраженную в форме 2 ББ.

Важно! Данные строки 2330 принимаются для расчета по модулю, без отрицательного показателя, используемого в отчетности.

Полученные данные используют не только компании с международным учетом, но и формирующих отчетность по российским стандартам. Индекс позволяет анализировать финансовую надежность отечественных и зарубежных предприятий. Российские компании, обращающиеся к иностранным инвесторам, публикуют данные о EBIT, указывающие на вероятность и скорость возврата инвестиций.

Положительные и отрицательные стороны использования EBIT

Индекс EBIT позволяет определить состояние бизнеса без учета его размера. Возникает возможность сопоставлять экономические данные предприятий различного масштаба или систем налогообложения, ведущих деятельность в одном сегменте или отрасли. Положительной характеристикой EBIT является высокая информационность и наглядность показателя для получения отдельных сведений. При использовании данных учитывается отдельные минусы.

К недостаткам индекса EBIT относят:

Показатель EBIT применяют в совокупности с другими экономическими данными, позволяющими более широко анализировать финансовое состояние.

Отличия операционной прибыли и EBIT

Несмотря на схожесть целей применения в анализе индексов операционной прибыли и EBIT имеют отличия. Данные об операционной марже используются в национальном учете, EBIT имеет преимущественно международное распространение.

УсловиеОперационная прибыльEBIT
ХарактеристикаДанные указывают при формировании отчетности как промежуточный показатель при выведении итоговНе признается обязательным международными или национальными стандартами финансовой отчетности
Использование показателейОсновное назначение – вычисление точки безубыточности, определяющий возможность получения прибыли за счет снижения постоянных и переменных затратПоказатель широко используют финансовые эксперты, собственники предприятий, несмотря на отсутствие обязанности по включению EBIT в отчетность
Отражение информации в отчетностиФорма 2 ББДополнительные отчеты по стандартам US GAAP, раскрытие информации по требованию пользователей
Состав информации, учитываемой в индексеВ составе не отражаются иные доходы и расходы, кроме операционныхВключаются операционные, а также внереализационные доходы и расходы. В иностранном учете не выделяют операционные составляющие от иных элементов
Варианты расчета показателейПредусмотрен 1 способ расчета индекса, сформированного при ведении основного вида деятельности на основании данных о доходах и расходахКомпании и аналитики рассматривают различные способы определения «EBIT» с исключением ряда данных, не участвующих в операционной деятельности

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Используют ли данные формы 1 ББ для расчета индекса операционной маржи?

Данные формы 1 ББ при расчете индекса не используют. Показатель рассчитывается по данным отчета о финансовых результатах.

Вопрос № 2. Идентичны ли по составу индексы EBIT и EBITDA?

В оценке международной отчетности одновременно с EBIT применяют индекс EBITDA. Для расчета EBITDA принимают величину EBIT, отличающуюся на сумму износа или амортизации по долгосрочным активам. EBITDA наиболее точно выражает состояние текущих активов, очищенных от неденежных потоков в виде износа или амортизации. Очищенный показатель позволяет оценить устойчивость компании без учета долговых обязательств, долгосрочных инвестиций в имущество.

Источник

Что такое маржа

Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть фото Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть картинку Что такое операционная маржа простыми словами. Картинка про Что такое операционная маржа простыми словами. Фото Что такое операционная маржа простыми словами

С понятием «маржа» сталкиваются очень многие люди, но часто не до конца понимают, что оно значит. Постараемся исправить ситуацию и дадим ответ на вопрос, что такое маржа простыми словами, а также разберем, какие бывают разновидности и как провести ее расчет.

Понятие маржа

Маржа (eng. margin – разница, преимущество) – абсолютный показатель, который отображает, каким образом функционирует бизнес. Иногда еще можно встретить другое название – валовая прибыль. Ее обобщенное понятие показывает, какова разница между двумя какими-либо показателями. Например, экономическими или финансовыми.

Основные виды

Данный термин используется во многих областях деятельности человека – существует большое количество ее разновидностей. Рассмотрим самые широко используемые.

Валовая (Gross Profit Margin)

Валовая или гросс маржа – это процент от всего объема выручки, оставшейся после переменных затрат. Такими затратами могут быть закупка сырья и материалов для производства, выплата заработной платы работникам, трата средств на сбыт товаров и т. д. Она характеризует общую работу предприятия, определяет его чистую прибыль, а также используется для подсчета других величин.

Операционная (Operating profit margin)

Операционная маржа – это отношение операционной прибыли предприятия к его доходу. Она указывает на количество выручки в процентном соотношении, которая остается у компании после учета себестоимости товара, а также других сопутствующих расходов.

Чистая (Net Profit Margin)

Чистая маржа – это отношение чистой прибыли предприятия к его выручке. Она отображает, какое количество денежных единиц прибыли предприятие получает из одной денежной единицы выручки. После ее расчета становится понятно, насколько успешно компания справляется со своими расходами.

Зная чистую прибыль, можно посчитать маржинальность или норму рентабельности бизнеса – это дает возможность в процентах оценить соотношение этой прибыли к вложенному капиталу.

Нужно отметить, что на значение конечного показателя влияет направление работы предприятия. Например, фирмы, работающие в сфере розничной торговли, обычно имеют достаточно маленькие цифры, а крупные производственные предприятия обладают довольно таки высокими цифрами.

Процентная

Процентная маржа – это один из важных показателей деятельности банка, она характеризует соотношение его доходных и расходных частей. С ее помощью определяют доходность операций по ссудам и то, может ли банк покрыть свои издержки.

Данная разновидность бывает абсолютной и относительной. На ее величину могут влиять темпы инфляции, разного рода активные операции, отношение между капиталом банка и ресурсами, которые привлечены извне и т. д.

Вариационная

Вариационная маржа (ВМ)– это величина, которая обозначает возможную прибыль или убыток на торговых площадках. Также это число, по которому может увеличиваться или уменьшаться объем денежных средств, взятых под залог во время торговой сделки.

Если трейдер правильно спрогнозировал движение рынка, то данная величина будет положительной. В противоположной ситуации она будет отрицательной.

Когда сессия заканчивается, то набежавшая ВМ прибавляется к счету или наоборот – аннулируется.

Если трейдер держит свою позицию только на протяжении одной сессии, то итоги торговой сделки будут одинаковыми с ВМ.

А если трейдер держит свою позицию продолжительное время, она будет приплюсовываться ежедневно, и в конечном счете ее показатели не будут одинаковыми с итогом по сделке.

Просмотрите видео о том, что такое маржа:

Маржа и прибыль: в чем разница

Большинство людей склонны считать, что понятия «маржа» и «прибыль» идентичны, и не могут понять, в чем разница между ними. Однако пусть и незначительная, но разница все же присутствует, и важно ее понимать, особенно людям, которые пользуются этими понятиями ежедневно.

Вспомним, что маржа – это разница между выручкой фирмы и себестоимостью товаров, которые она производит. Чтобы ее рассчитать, берут во внимание только переменные затраты без учета остальных.

Прибыль – это результат финансовой деятельности фирмы по итогам какого-либо периода. То есть это те средства, которые остаются у предприятия после учета всех расходов на производство и сбыт товара.

Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть фото Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть картинку Что такое операционная маржа простыми словами. Картинка про Что такое операционная маржа простыми словами. Фото Что такое операционная маржа простыми словами

Другими словами, маржу можно рассчитать таким образом: отнять себестоимость товара из выручки. А когда рассчитывается прибыль, помимо себестоимости товара учитывают и различные издержки, затраты на управление бизнесом, проценты, которые уплачены или получены, и другие виды расходов.

Чем отличается маржа от наценки

Чтобы разобраться, чем отличается маржа от наценки, нужно сначала разъяснить эти понятия. Если с первым словом уже все ясно, то со вторым не совсем.

Наценка – это разность между себестоимостью и конечной ценой товара. По идее она должна покрыть все затраты: на производство, доставку, хранение и реализацию.

Поэтому ясно, что наценка является надбавкой к себестоимости продукции, а маржа как раз не учитывает эту себестоимость во время расчета.

    Чтобы разница между маржой и наценкой была более наглядной, распишем ее на несколько пунктов:

Маржа и наценка – довольно таки распространенные термины, используемые не только специалистами, но и простыми людьми в повседневной жизни, и теперь вы знаете в чем их основные отличия.

Формула расчета маржи

GP (grossprofit) — валовая маржа. Отражает разницу между выручкой и общими затратами.

CM (contribution margin) — маржинальный доход (маржинальная прибыль). Разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами

TR (totalrevenue) – выручка. Доход, произведение цены единицы продукции и объема производства и продаж.

TC (totalcost) — общие затраты. Себестоимость, состоящая из всех статей калькуляции: материалы, электроэнергия, заработная плата, амортизация и т.д. Разделяют на два типа затрат – постоянные и переменные.

FC (fixedcost) — постоянные затраты. Затраты, которые не меняются при изменении мощности (объемов производства), например, амортизация, заработная плата директора и проч.

VC (variablecost) — переменные затраты. Затраты, которые увеличиваются/уменьшаются в связи с изменением объемов производства, например, заработок основных рабочих, сырье, материалы и проч.

GP = TR — TC

Аналогично разница между выручкой и переменными затратами будет называться Маржинальный доход и рассчитывается по формуле:

CM = TR — VC

Пользуясь лишь показателем валовой маржи (маржинального дохода), невозможно оценить общее финансовое состояние предприятия. Эти показатели, как правило, используют для расчета ряда других важных показателей: коэффициента маржинального дохода и коэффициента валовой маржи.

KВМ = GP / TR

Аналогично Коэффициент маржинального дохода равен отношению маржинального дохода к сумме выручки от продаж:

KМД = CM / TR

Его также называют нормой маржинального дохода. Для промышленных предприятий норма маржи составляет 20%, для торговых – 30%.

Коэффициент валовой маржи показывает, какую прибыль мы получим, например, с одного доллара выручки. Если коэффициент валовой маржи равен 22%, это означает, что каждый доллар принесет нам 22 цента прибыли.

Эта величина важна тогда, когда необходимо принять важные решения по управлению предприятием. С ее помощью можно предсказать изменение прибыли во время ожидаемого роста или падения продаж.

GP = TC / TR

или переменных затрат к выручке:

CM = VC / TR

Маржа в различных сферах

Как мы уже упоминали, понятие «маржа» используется во многих областях, и, возможно, именно поэтому человеку со стороны бывает трудно понять, что же это такое. Посмотрим подробнее, где ее используют и какие дают определения.

Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть фото Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть картинку Что такое операционная маржа простыми словами. Картинка про Что такое операционная маржа простыми словами. Фото Что такое операционная маржа простыми словами

В экономике

Экономисты определяют ее как разность между ценой товара и его себестоимостью. То есть это фактически и есть основное ее определение.

Вообще при анализе результатов работы компании больше всего используют валовую разновидность, потому что именно она имеет влияние на чистую прибыль, которую используют для дальнейшего развития предприятия путем увеличения основных капиталов.

В банковской сфере

В банковской документации можно встретить такой термин как кредитная маржа. Когда заключается договор кредитования, то сумма товара по этому договору и сумма, выплачиваемая по факту заемщику, может быть различной. Такая разница и называется кредитной.

Во время оформления кредита под залог существует свое понятие, которое называется гарантийная маржа – разница между стоимостью имущества, оформляемого под залог, и размером выданных средств.

Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть фото Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть картинку Что такое операционная маржа простыми словами. Картинка про Что такое операционная маржа простыми словами. Фото Что такое операционная маржа простыми словами

Практически все банки кредитуют и принимают депозиты. И, чтобы банк имел прибыль от этого вида деятельности, устанавливаются разные процентные ставки. Разница между величиной ставки в процентах по кредитам и депозитам называется банковской маржой.

В биржевой деятельности

На биржах пользуются вариационной разновидностью. Ее применяют чаще всего на площадках торговли фьючерсами. Из названия понятно, что она изменчива и не может иметь одно и то же значение. Она может быть положительной, если торги принесли прибыль, или отрицательной –в том случае, если торги оказались убыточными.

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «маржа» не так уж и сложен. Теперь вы без проблем сможете рассчитать по формуле ее различные виды, маржинальную прибыль, ее коэффициент и самое главное –имеете понятие в каких сферах используется данное слово и с какой целью.

Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть фото Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть картинку Что такое операционная маржа простыми словами. Картинка про Что такое операционная маржа простыми словами. Фото Что такое операционная маржа простыми словамиДефолт. Каковы его последствия для экономики и жителей нашей страны?

Источник

Мой метод анализа отчета о прибылях и убытках

Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть фото Что такое операционная маржа простыми словами. Смотреть картинку Что такое операционная маржа простыми словами. Картинка про Что такое операционная маржа простыми словами. Фото Что такое операционная маржа простыми словами

Отчетность, как бикини, открывает, но не все.

Продолжаем читать отчетность компании. Разобравшись с балансом, можно переходить к более важному отчету компании — о прибылях и убытках. Почему более важному? Потому что именно прибыль (а точней, ее рост) толкает курс бумаг вверх и умножает доходы акционера. Конечно, акции могут расти и на ожиданиях, но такой авантюрный разгон меня не вдохновляет. Рынок — не казино, а акции — не игральные фишки: за каждой из них стоит реальный бизнес, который инвестору следует знать. И изучение отчета о прибылях и убытках как раз способствует этому знанию.

Где найти отчет о прибылях и убытках?

Найти финансовые отчеты, в том числе, и отчет о прибылях и убытках, можно на сайте компании в разделе Investor’s relations (Связь с инвесторами) или на финансовых ресурсах вроде Yahoo! Finance, Morningstar.com или Wall Street Journal.

На финансовых сайтах нужно ввести в строку поиска тикер компании, перейти в раздел Financials (Финансы) и выбрать Income Statement (Отчет о прибылях и убытках). На примере компании Intel Corp. данные ссылки выглядят так:

Из чего состоит отчет о прибылях и убытках?

Состав и принцип формирования отчета о прибылях и убытках проще понять, если знать, из чего в бизнесе складывается доход и как образуется чистая прибыль. Подробней об этом я пишу здесь, но по ходу обзора мы рассмотрим этот процесс.

В самой верхней строке отчета отражается выручка от продаж (Revenue/Sales), а ниже идут данные о понесенных затратах (Expenses), которые в той или иной мере повлияли на результат — величину чистой прибыли (Net Income) или убытка (Loss).

При этом, согласно принципу начисления, все доходы и затраты в отчете отражаются в момент их совершения, а не в момент получения оплаты. Другими словами, у компании может быть «бумажная» прибыль, но отсутствовать кэш. Для инвестора понимание этого принципа — архиважный момент. Он напоминает ему о том, что прибыль компании и реальные деньги не есть одно и то же.

Состав основных статей отчета о прибылях и убытках

Revenue/Sales (Выручка от продаж): объем чистой выручки (за минусом скидок и возвратов товаров), которую компания получила за отчетный период от реализации товаров и/или услуг, в том числе при продаже в кредит, то есть с отсрочкой платежа.

Cost of Revenue (Себестоимость): расходы, которые компания понесла для того, чтобы произвести продукцию и/или предоставить услуги. Это переменные (прямые) затраты, и называются они так потому, что их уровень изменяется вместе с объемом продаж. К ним относятся затраты на товары, сырье и материалы, сдельная зарплата рабочих, оплата электроэнергии, транспортные расходы. Разница между выручкой от продаж и объемом переменных затрат образует величину маржинальной или валовой прибыли.

За счет валовой прибыли бизнес покрывает свои операционные расходы и по ее величине можно судить о том, насколько компания способна себя содержать.

Операционные расходы (Operating Expense, сокр. OPEX): накладные расходы на ведение бизнеса, организацию и развитие продаж. Такие затраты называются постоянными (косвенными), потому что их уровень не зависит от объема продаж или производства. В состав операционных расходов в отчете о прибылях и убытка входят следующие статьи:

Разница между валовой прибылью и объемом постоянных затрат дает величину операционной прибыли или убытка (Operating Income/Loss).

Величина операционной прибыли характеризует эффективность операционной (основной, текущей) деятельности компании, то есть той, ради которой она и создавалась.

Операционная прибыль, прочие доходы и расходы в совокупности формируют прибыль до налогов и процентов (Earnings Before Interest and Tax, EBIT). Ее величина определяется правилами финансового учета и может не совпадать с прибылью, рассчитываемой по налоговым правилам (разница между ними приводит к возникновению отложенных налоговых обязательств).

Далее из операционной прибыли в отчете вычитаются следующие статьи:

В результате чего образуется чистая прибыль от операций (Net Income From Continuing Ops) — доход, получаемый компанией от ее основной деятельности.

Время от времени в отчете о прибылях и убытках могут появляться единовременные расходы (Non-recurring Events), включающие такие статьи, как:

Чистая прибыль или убыток (Net Income/Loss) является итогом отчета, а ее величина переносится на счет нераспределенной прибыли в балансе и увеличивает (или уменьшает) размер собственного капитала (Stockholders’ Equity) компании, чем, собственно, связывает два этих отчета.

Как анализировать отчет о прибылях и убытках

Далее, как и в случае с балансом, я провожу горизонтальный и вертикальный анализ, и выясняю, какие статьи отчета изменились больше всего и как их изменение повлияло на результат.

Анализ продаж

Анализируя результаты продаж, я учитываю влияние сезонности и экономических циклов, а если компания ведет бизнес за рубежом, то и колебания курсов валют. Затем темпы роста продаж я соотношу с размером инфляции. Это мне позволяет понять, был ли в компании реальный рост. Так, если при 5%-ной инфляции выручка прирастала на 3%, то никакого роста не произошло, так как доход от продаж не покрыл даже инфляцию.

Далее темпы роста продаж я сравниваю с динамикой себестоимости (Cost of Revenue/Cost of Goods Sold): их изменение должно быть пропорционально объему продаж. Другими словами, себестоимость и продажи должны прирастать схожими темпами. Опережающий рост выручки над себестоимостью — хороший знак. Если же себестоимость растет быстрее продаж, это снижает маржу и повышает риски убытка при дальнейшем падении продаж.

В свою очередь, рост себестоимости без увеличения продаж ухудшает рентабельность бизнеса и повышает инвестиционные риски. Для того, чтобы оценить эти риски, я всегда стараюсь понять, что привело к увеличению себестоимости. Это может быть рост затрат на сырье и материалы или (что хуже) снижение цен.

Анализ затрат

Оценивая долю каждого вида затрат в общем объеме расходов (Total Operating Expenses), я прежде всего смотрю на коммерческие (Selling General and Administrative Expences) и расходы на исследование и разработку (Research Development). Их величину и изменение я соотношу с профилем компании.

Очевидно, что для производственных и технологичных компаний, вроде Intel, основной объем затрат должен приходиться на разработку, а не продажи и продвижение. В то время, как для торговой компании, вроде Weight Watchers, наоборот, на стимулирование сбыта.

Об эффективности данных затрат я сужу по темпам роста продаж. Так, если коммерческие затраты растут быстрее, чем выручка, то это значит, что расходы на продвижение себя не оправдали и всплеска продаж не произошло.

При этом резкое увеличение затрат на разработку, особенно на фоне растущих расходов на амортизацию (Depreciation & Amortization Expense), может указывать на изменения на рынке. Например, это хорошо видно в отчетах Intel за 2009-2013 гг, когда мобильные технологии полностью изменили рынок ПК.

Анализируя неоперационные (внереализационные) расходы компании, я оцениваю такие статьи, как Interest Expense (Расходы на выплату процентов) и Income Tax Expense (Сумма налога на прибыль). По статье Income Tax Expense можно узнать, сколько компания платит налогов.

В свою очередь, статья Interest Expense (Расходы на выплату процентов) позволяет понять, использует ли бизнес заемные средства и сколько платит за их привлечение. Для того, чтобы выяснить, насколько легко компании обслуживать долг, я рассчитываю коэффициент покрытия процентов.

Чем ниже коэффициент покрытия процентов, тем выше риски инвестора. При коэффициенте ★35

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *