Что такое операционные расходы простыми словами
Что включают в себя операционные расходы?
До начала годовой отчетности за 2006 год прочие затраты делились:
Операционные расходы по своей природе противопоставляются прямым расходам на непосредственное изготовление продукции и капитальным затратам. В качестве примера можно привести следующее: покупка автомата для изготовления кофе относится к капитальным расходам. А операционные затраты включают в себя расходы на приобретение самого кофе, сахара, воды, электроэнергии, издержки на обслуживание техники.
Операционные расходы включают в себя затраты, направленные:
Внереализационные затраты – издержки на покрытие штрафов, пени, процентов, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, курсовые разницы и т. д.
Чрезвычайные – издержки, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств.
Но после принятия приказа Минфина от 18.09.2006 № 116н данная градация была упразднена и теперь согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы любого предприятия делятся на издержки:
Полный перечень прочих затрат приведен в п. 11 ПБУ 10/99. Список вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к К+, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Рассмотрим порядок учета прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете.
Прочие доходы и расходы в бухгалтерском учете
Прочие доходы и затраты по общему правилу отражаются по счету 91. Учет доходов ведется по кредиту 91 счета, расходов – по дебету. Для их учета открываются субсчета первого порядка:
Записи по субсчету 91.1 и 91.2 производятся бухгалтером накопительно на протяжении отчетного периода. По итогам месяца выводится разница между прочими доходами и издержками, которая фиксируется на субсчете 91.9: по дебету отображается убыток, по кредиту – прибыль.
ВАЖНО! Аналитический учет должен обеспечить возможность выявления финрезультатов по каждой операции.
О нюансах бухучета прочих доходов и расходов читайте здесь. А основные проводки по учету прочих расходов вы найдете в К+:
Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Для разбивки затрат и доходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные компании вправе самостоятельно разработать план счетов, утвердив его в локальном акте или использовать отраслевые планы счетов, например для предприятий агропромышленного комплекса (АПК). План счетов для фирм АПК утвержден приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654 и позволяет средним и крупным компаниям фиксировать прочие доходы и затраты, используя следующие субсчета:
Итоговое сальдо субсчета 91.9 в любом случае ежемесячно закрывается на счет 99 «Прибыли/убытки», в результате чего счет 91 не имеет остаточного сальдо на отчетную дату.
Прочие операционные расходы отражаются на субсчете 91.2.
О порядке и принципах учета доходов и расходов в организации читайте здесь.
Факторы повышения эффективности операционных расходов
Самой важной целью для управленческого персонала является оптимизация операционных расходов. Ведь их снижение позволит нарастить темпы развития операционной хоздеятельности и, соответственно, увеличить операционную прибыль. Факторы, влияющие на размер операционных расходов, делятся на внешние и внутренние.
Подробнее о порядке формирования такой прибыли вы узнаете из нашей статьи «Расчет и формирование операционной прибыли (формула)».
К внутренним факторам следует отнести:
К внешним факторам (не зависящим от воли самой компании) относят:
Итоги
Операционные расходы включают в себя повседневные издержки компании на ведение бизнеса, изготовление и реализацию продукции. В соответствии с ПБУ 10/99 эти расходы отнесены к прочим.
Что входит в операционные расходы
Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.
Что входит в состав прочих расходов в целях бухгалтерского учета?
Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.
Что представляют собой операционные расходы
Все непрямые издержки предприятия относятся к операционным расходам. Ранее существовало разделение затрат на следующие:
Начиная с 2006 года согласно Приказу 116н от 18 сентября это разделение перестало быть обязательным, но для удобства предприятия может продолжать применяться. Теперь принято делить все расходы на две большие группы.
Какие расходы относятся к прочим внереализационным расходам при расчете налога на прибыль?
Если представить весь комплекс затрат предприятия, то на одном полюсе будут средства, предназначенные непосредственно на производство продукции, а на другом – прочие расходы, к которым относятся как раз операционные затраты, то есть дополнительные траты на обеспечение капитальных.
НАПРИМЕР. Фирма приобрела аппарат для производства напитков – это капитальная затрата. Операционными, производными от нее, будут средства на закупку чая и кофе для заправки, сахара, стаканчиков, оплаты электроэнергии и обслуживания аппаратуры, а также, если аппарат покупался в кредит, деньги на выплату банковских процентов.
Итак, операционные расходы (в англоязычной литературе «operating expenses», аббревиатура «ОРЕХ») – это затраты на ежедневное поддержание функционирования деятельности предприятия.
Состав операционных расходов
Действующий план бухгалтерского учета 10/99 в п.11 гл.3 приводит полный перечень расходов предприятия, относимых к операционным. К таковым относятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данные расходы будут признаны операционными, только если они не относятся к основной деятельности организации, в этом случае они должны быть сочтены обычными.
Операционные расходы, относимые к прочим
К ним относятся траты, не входящие в предыдущий перечень:
Бухгалтерия в отношении операционных расходов
Операционные затраты, поскольку они относятся к прочим, отражаются на бухгалтерском счете 91 (на дебете). Для учета расходов открывается субсчет первого порядка 91.2.
По этому субсчету бухгалтер ведет учет в течение всего отчетного периода по накопительному принципу. В конце месяца подводится итог: на счет 91.9 выводится разница прочих доходов и затрат.
К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтер должен вести учет таким образом, чтобы по каждой финансовой операции можно было отследить конкретный результат.
Бухгалтерские проводки по учету операционных расходов
Рассмотрим проведение операционных расходов на конкретном примере.
ООО «Раффлезия» продала бывший в употреблении 3 года станок (объект основных средств) за 40 000 руб., в том числе НДС– 6 153 рубля. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 руб. По документам срок полезной эксплуатации такого станка составляет 6 лет. За три года использования была начислена сумма амортизации 55 000 руб. Станок был доставлен покупателю за счет ООО «Раффлезия», которая наняла для этого транспорт сторонней компании, расходы на это составили 15 000 руб., в том числе НДС 2307 руб.
Рассмотрим отражение этой операции в бухгалтерском учете:
Вопрос: Организация по договору аренды арендует торговое помещение. Согласно договору арендная плата за месяц определяется как определенный процент от выручки арендатора за вычетом операционных расходов арендатора (операционные расходы включают суммы по обслуживанию оборудования и заработную плату персонала), полученная величина увеличивается на сумму НДС. В текущем месяце операционные расходы превысили процент от выручки, то есть при расчете суммы арендной платы получается отрицательное значение. По условиям договора арендатор выставляет арендодателю счет на возмещение расходов. По итогам года по данной аренде планируется получение выручки. Облагается ли НДС у арендатора полученная сумма возмещения?
Посмотреть ответ
Анализ эффективности операционных расходов
Помимо целей фиксации денежных операций, учет операционных расходов помогает решить дополнительные задачи по повышению эффективности предпринимательской деятельности. Этот вид затрат, наряду с капитальными, составляет значительную часть финансовых издержек любой организации.
Что можно узнать из показателей операционных расходов?
Сравнив данные затраты с выручкой от реализации продукции, можно сделать вывод о том, насколько дорого обходится предприятию деятельность по производству данных видов товара. Это отношение называется коэффициентом операционных расходов.
Он позволяет понять, сколько процентов полученного дохода идет на поддержку текущей деятельности (операций) организации, то есть насколько она эффективна.
Если исследовать этот коэффициент в динамике, можно отследить потенциал по увеличению объема производства и/или продаж без лишних издержек. Снижающийся коэффициент говорит об уменьшении операционных расходов при неизменном или даже возрастающем объеме продаж. Это говорит о росте выручки, а значит, и чистом увеличении прибыли предприятия.
Какие факторы влияют на коэффициент операционных расходов
Причины, оказывающие влияние на рост или снижение операционных затрат, могут быть как внешнего (не зависящего от самой организации), так и внутреннего свойства.
Внешние факторы влияния на операционные затраты:
Внутренние факторы (те, которые можно изменить усилиями самой компании):
ИТОГ. Операционные расходы – повседневные траты на поддержание ведения бизнеса, относятся к «прочим расходам». Снижение этих издержек приводит к росту прибыли организации.
Что такое операционные расходы?
Операционные расходы (или затраты) — это повседневные издержки компании на ведение бизнеса, производство товаров и услуг. С 2006 г. Приказом Министерства финансов № 116н термин «операционные расходы» был официально упразднён.
Вместо него стало использоваться более широкое понятие «прочие расходы», в которое ранее входили операционные расходы, в том числе. Однако несмотря на это в профессиональном бухгалтерском лексиконе словосочетание «операционные затраты» используется очень часто, поэтому имеет смысл выяснить, что под этим подразумевается.
Правильное ведение бухгалтерского учета предприятия — в том числе, фиксация всех издержек — позволит существенно экономить на налогах и избежать штрафов. Если у вас небольшая фирма и нет возможности взять бухгалтера в штат, то имеет смысл заказать абонентское обслуживание. Это обойдется вам дешевле, а качество услуг от этого не страдает.
Какие расходы компании можно отнести к операционным
Для лучшего понимания необходимо уточнить, что можно отнести к операционным затратам. Это средства, используемые для:
Некоторые специалисты также считают операционными расходами закупку сырья и заработную плату, другие же уверены, что это — расходы на производство, и к операционным они не относятся. Мы не будем трактовать понятие слишком широко и остановимся на вышеперечисленных пунктах.
Операционные расходы в налоговом учете
Очевидно, что вести речь об операционных расходах предприятия имеет смысл прежде всего в контексте налогового учета. Налоговики называют операционные (прочие) расходы внереализационными.
Для того чтобы рассчитать налог на прибыль, необходимо исключить из доходов предприятия внереализационные расходы. Их список утвержден в ст. 265 Налогового кодекса РФ. К этим расходам можно отнести все вышеперечисленные пункты, кроме вложения в уставный капитал других фирм.
Налоговая служба не запрещает отнести к операционным (внереализационным) издержкам и другие пункты, но их нужно обосновать. Прежде всего необходимо доказать, что эти расходы не связаны с тратами на производство и реализацию.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Что такое OPEX. Объясняем простыми словами
OPEX (от англ. Operating Expense, Operation Eхpenditure — «операционные затраты» или «операционные расходы») — повседневные траты компании на обеспечение её работы.
Это, например, оплата аренды помещений и коммунальные платежи, зарплата работников, транспортные расходы, закупка сырья и материалов, расходы на связь, обслуживание оборудования, банковское обслуживание, страхование, затраты на рекламу, покупка канцелярии и многое другое.
Пример употребления на «Секрете»
«С помощью соединения «один ко многим» сервис от Visa призван сократить число необходимых для обработки платежа корреспондентских переводов и повысить скорость проведения расчётов. Благодаря этому компании получат возможность проводить платежи напрямую друг с другом, минуя «дорогостоящие процессы и географические барьеры». Такой механизм, в свою очередь, должен снизить операционные расходы юрлицам и предпринимателям, подчеркнули в Visa».
(Из новости о том, что россиянам разрешили отправлять международные бизнес-платежи через платформу Visa.)
OPEX и CAPEX
OPEX (операционные расходы) и CAPEX (капитальные затраты — вложения в основные средства и нематериальные активы) составляют основные категории бизнес-расходов.
В зависимости от ряда условий одни и те же затраты можно признать или как OPEX, или как CAPEX.
Например, покупка запчастей. Если вы купили их много, одинаковых, недорогих и они требуют регулярной замены, то, скорее всего, это будет OPEX. Если речь идёт о двигателях — единичных, дорогих, которые могут проработать гораздо больше года, то их можно отнести и к CAPEX. Аналогичный выбор может быть при ремонте помещений, покупке мебели и др.
При принятии решения в каждом случае будет свой ориентир: на увеличение стоимости компании, повышение рентабельности или снижение налогов и т. п.
Нюансы
Компании стараются снизить OPEX, оптимизируя для этого текущие процессы, чтобы увеличить чистую прибыль при сохранении выручки. При этом хотя OPEX и приводит к уменьшению чистой прибыли, но в то же время уменьшается и размер налога на прибыль.
С точки зрения краткосрочного планирования OPEX всегда обходится дешевле (дешевле оплатить месяц/год аренды, чем купить).
Но на больших сроках регулярные расходы могут стать серьёзным обременением: деньги только тратятся, но активы компании не увеличиваются.
OPEX приоритетнее небольшим начинающим бизнесам, чтобы сэкономить средства для развития. Но при этом чем выше OPEX, тем выше и зависимость от других лиц — арендодателей, аутсорсеров.
OPEX будет у любого бизнеса, а вот CAPEX может отсутствовать (когда всё в аренде, на аутсорсе и т. п.).
VI. Операционные расходы
VI. ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
57. Операционными расходами являются:
— расходы, связанные с предоставлением по договорам во временное пользование (аренду) имущества организации, за исключением договоров, поступления по которым учитываются в составе выручки;
— расходы, связанные с продажей основных средств и иных активов, в том числе прав требования;
— убытки от продажи (покупки) иностранной валюты по курсу ниже (выше) официального курса Центрального банка Российской Федерации;
— проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (в том числе банками);
— расходы по содержанию законсервированных производственных объектов;
— расходы по содержанию мобилизационных мощностей и объектов гражданской обороны, не компенсируемые из бюджета;
— расходы по аннулированным заказам (договорам), а также связанные с прекращением производства, не давшего продукции;
— расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата депозитарию, консультационных, посреднических услуг и т.п.);
— отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги, другие оценочные резервы), а также отчисления в резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
— налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет прибыли до налогообложения;