Что такое оперетта 5 класс музыка
Оперетты. Краткие содержания
Днем рождения оперетты считается 5 июля 1855 г. В этот день Ж. Оффенбах, уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр в Париже на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт.Оперетта (уменьшительное от «опера») – музыкальный жанр, сценическое представление, основанное на объединении слова, сценического действия, музыки и хореографии. Книга рассчитана на широкий круг любителей оперного искусства.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оперетты. Краткие содержания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Составитель Леонид Михрин
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
немного истории оперетты
Оперетта (маленькая опера) — музыкально-театральный жанр, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий характер, однако наследует традиции академической музыки.
Истоки оперетты уходят вглубь веков. Уже в античных временах, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой.
Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых мистериях.
Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. «Служанка-госпожа» (1733) Дж. Перголези — образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже побудил Ж. Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж. Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.
Как самостоятельный жанр оперетта сложилась в Париже к середине 19 века. Ж. Оффенбах поставил в театре «Буфф-Паризьен» оперетту «Орфей в аду» (1858), которая представляла собой комическое осовремененное переосмысление сюжета древнегреческой легенды. В этой оперетте впервые был исполнен канкан, который танцевали фурии в аду. В опереттах Оффенбаха воплотились лучшие качества этого жанра: лёгкая музыка и яркое увлекательное зрелище.
В конце XIX и иачала XX века ведущее положение заняла венская оперетта, которая обрела свой неповторимый стиль в творчестве И. Штрауса («Летучая мышь», 1874; «Цыганский барон», 1885, и др.). Волшебные звуки вальса уносили зрителей в мир романтических фантазий. Неповторимый колорит придавали венским опереттам мотивы мазурки, чардаша и др. национальных танцев, которые с этого времени обрели популярность во всём мире.
Отдельные французские оперетты стали классикой жанра. Среди них: «Дочь мадам Анго» (1872) и «Жирофле-Жирофля» (1874) — Шарль Лекок, «Маскотта» — Эдмон Одран, 1880; «Корневильские колокола» (1877) и «Рип ван Винкль» (1882) — Робер Планкетт, «Мадемуазель Нитуш» — Флоримон Эрве, 1883; «Маленькие Мишу» (1897) и «Вероника» (1897) — А. Мессаже.
Этими сочинениями завершился золотой век французской оперетты.
В 20 веке новая венская оперетта нашла блестящее продолжение в творчестве И. Кальмана («Сильва», 1915; «Марица», 1924) и Ф. Легара («Весёлая вдова», 1905). В России к жанру оперетты обращались Н.М.Стрельников, Б.А.Александров, И.О.Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников и др.
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— знакомство с жанром мюзикла;
— анализ специфики содержания и исполнения мюзиклов;
— формирование представления о взаимодействии литературного сценария и музыки на примере мюзиклов.
Мюзикл – развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.\
Водевиль – это короткая комическая пьеса, обычно с пением куплетов, романсов и танцами.
Бурлеск – маленькая шуточно-пародийная опера.
Оперетта – это жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную музыку с вокальной, с танцем и текстом.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основу мюзикла, чаще всего, положено литературное произведение, завоевавшее широкую популярность.
Примером может служить мюзикл «Призрак оперы» композитора Ллойда Уэббера, который основан на одноимённом романе французского писателя Гастона Леру.
В Россию мюзиклы пришли из Америки. Наиболее популярные и известные – «Моя прекрасная леди» Фредрика Лоу, «Звуки музыки» Ричарда Роджерса.
В России мюзиклы появились в 60-е гг. XX века и пришлись по вкусу публике всех возрастов и музыкальных предпочтений.
Мюзикл сформировался под влиянием оперетты, оперы, водевиля и бурлеска.
Водевиль – это короткая комическая пьеса, обычно с пением куплетов, романсов и танцами.
Бурлеск – маленькая шуточно-пародийная опера.
Оперетта – это жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную музыку с вокальной, с танцем и текстом.
Характерными чертами мюзикла являются:
— отсутствие стремления к подлинному реализму в сюжете и исполнении;
— двух актовая форма;
— доступная для восприятия, простая, запоминающаяся музыка;
— ориентированность на широкий круг слушателей.
Ярким примером мюзикла является «Моя прекрасная леди», Фредерика Лоу. Этот мюзикл был основан на пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу. Премьера состоялась в 1956 году.
Занимательный мюзикл «Кошки», созданный Эндрю Ллойдом Уэббером – также один из ярких представителей жанра. Премьера мюзикла состоялась в 1981 году.
Мотивом мюзикла послужил сборник детских стихов Томаса Стернза Элиота «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом».
Место действия – колоритная помойка, на которую со всех уголков стягиваются кошки.
Породистые и беспородные, домашние и дикие, все они собираются, чтобы решить, кто из них отправится в рай, чтобы потом возродиться к новой жизни.
Во время представления каждый персонаж рассказывает о себе в песне, объясняя, почему именно он должен быть удостоен такой чести.
Особенность этого мюзикла в том, что каждая сцена и каждый номер сопровождаются танцами.
Можно решить, что мюзикл может быть представлен публике только в виде театрализованного зрелища, однако это неверно.
В истории развития жанра представлены телеверсии, а также музыкальные мультфильмы.
В России примерами мюзиклов для детей служат «Приключения кузнечика Кузи» Юрия Антонова; «Волк и семеро козлят на новый лад» Алексея Рыбникова.
«Приключения кузнечика Кузи» – музыкальный рисованный мультфильм, созданный в 1990 году.
В его основу легла книга Михаила Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи», выпущенная в 1979 году.
Позднее, в 1983 году, советский композитор Юрий Антонов совместно с автором книги Михаилом Пляцковским, написал мюзикл для детей о кузнечике Кузе.
По сюжету кузнечик покидает свой родной луг и попадает в различные приключения, о чём по ходу сюжета и поёт.
«Волк и семеро козлят на новый лад» – музыкальный мультфильм по мотивам русской народной сказки.
В мультфильме все персонажи общаются исключительно с помощью песен, стихи к которым были написаны Юрием Энтиным, а музыка – композитором Алексеем Рыбниковым. Сюжет мультфильма дублирует русскую народную сказку, однако все реплики и действия сопровождаются музыкой и пением. Концовка немного изменена, в финале волк и семеро козлят весело вместе поют в лесу.
Мюзикл – это неотъемлемая часть современной популярной культуры.
Мюзикл является лёгким, развлекательным жанром. Некоторые мелодии из мюзиклов становятся очень популярными и надолго остаются в памяти.
Одной из разновидностей мюзикла является рок-опера.
«Юнона и Авось» – наиболее известная советская рок-опера, премьера которой состоялась в 1981 году. Автор музыки – Алексей Рыбников, стихи Андрея Вознесенского. «Юнона и Авось» — это названия двух парусных кораблей, на которых совершал экспедицию Николай Резанов в Калифорнию в 1807 году.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. В каком веке в России появились мюзиклы?
Давайте вспомним определение мюзикла как жанра – он основан на таких предшественниках, как опера и оперетта. Оперетта получила свой расцвет в XIX веке. Поскольку мюзикл появился позднее, очевидно, что правильный ответ XX век.
№ 2. Укажите характерные черты мюзикла:
1) продолжительные академические вокальные произведения;
2) простая, запоминающаяся музыка;
3) отсутствие хореографических номеров;
4) ориентированность на широкий круг слушателей;
Давайте вспомним определение жанра мюзикл: Мюзикл – театрализованная постановка, соединяющая в себе различные стили искусства. В мюзиклах представлены: музыка эстрады, хореография, драматичность театра и изобразительное искусство. Из определения следует, что ответы 2), 4) – правильные, а ответы 1), 3) противоречат определению.
Ответ: отсутствие хореографических номеров; ориентированность на широкий круг слушателей.
Оперетта
Полезное
Смотреть что такое «Оперетта» в других словарях:
ОПЕРЕТТА — ит., от opera. Небольшая опера. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ОПЕРЕТТА ИЛИ ОПЕРЕТКА небольшая опера с комическим сюжетом. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
оперетта — См. песнь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. оперетта зрелище, песнь; оперетка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ОПЕРЕТТА — итальянское слово (operetta) и означает буквально маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50 х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий коротеньких представлений, которые шли в антрактах… … Музыкальный словарь
оперетта — ы, ж. ОПЕРЕТКА и, ж. opérette f., ит. operetta > нем. Operette. 1. Комическая опера, в которой пение чередуется с разговорами и танцами. Ож. 1986. Амуры наконец старались изобресть, По вкусу Душеньки, комедии, балеты, Концерты, оперы, забавны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Оперетта — (итальянское operetta, буквально небольшая опера), 1) до середины 19 в. небольшая комическая опера. 2) Музыкально театральный жанр, сложившийся в середине 19 в. во Франции. Представление комедийного характера, в котором вокальные номера (арии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОПЕРЕТТА — (итал. operetta букв. маленькая опера), музыкально театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже … Большой Энциклопедический словарь
Оперетта — небольшая опера, в которой отдельные муз. номера связаныне речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше поразмеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного,двух или трех актов, не более. Сюжет О.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Оперетта — (ит. operetta, букв. – маленькая опера) – музыкально театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. Оперетта… … Энциклопедия культурологии
ОПЕРЕТТА — ОПЕРЕТТА, оперетты, жен. (итал. operetta, букв. маленькая опера) (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты. ||… … Толковый словарь Ушакова
ОПЕРЕТТА — ОПЕРЕТТА, ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, и, жен. 1. Музыкально драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты. 2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте. |… … Толковый словарь Ожегова
Оперетта — Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д … Википедия
ОПЕРЕТТА
Полезное
Смотреть что такое «ОПЕРЕТТА» в других словарях:
ОПЕРЕТТА — ит., от opera. Небольшая опера. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ОПЕРЕТТА ИЛИ ОПЕРЕТКА небольшая опера с комическим сюжетом. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
оперетта — См. песнь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. оперетта зрелище, песнь; оперетка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
оперетта — ы, ж. ОПЕРЕТКА и, ж. opérette f., ит. operetta > нем. Operette. 1. Комическая опера, в которой пение чередуется с разговорами и танцами. Ож. 1986. Амуры наконец старались изобресть, По вкусу Душеньки, комедии, балеты, Концерты, оперы, забавны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Оперетта — (итальянское operetta, буквально небольшая опера), 1) до середины 19 в. небольшая комическая опера. 2) Музыкально театральный жанр, сложившийся в середине 19 в. во Франции. Представление комедийного характера, в котором вокальные номера (арии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОПЕРЕТТА — (итал. operetta букв. маленькая опера), музыкально театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже … Большой Энциклопедический словарь
Оперетта — небольшая опера, в которой отдельные муз. номера связаныне речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше поразмеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного,двух или трех актов, не более. Сюжет О.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Оперетта — (ит. operetta, букв. – маленькая опера) – музыкально театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. Оперетта… … Энциклопедия культурологии
ОПЕРЕТТА — ОПЕРЕТТА, оперетты, жен. (итал. operetta, букв. маленькая опера) (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты. ||… … Толковый словарь Ушакова
ОПЕРЕТТА — ОПЕРЕТТА, ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, и, жен. 1. Музыкально драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты. 2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте. |… … Толковый словарь Ожегова
Оперетта — Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д … Википедия
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Так вот, теперь по сути вопроса.
Опера и оперетта как жанры музыкального театрального искусства имеют общие исторические корни. Принцип построения сценического действия, основанный на вокальном исполнении и музыкальном сопровождении, использовался еще в XVI веке. Прообразом современной оперы можно считать итальянские пасторали и мистерии: именно они определили основные закономерности оперной драматургии, активное развитие которой к началу XVIII века привело к возникновению больших серьезных музыкально-драматических произведений и комической оперы.
Комическая опера, или опера-буфф, во второй половине XIX приобрела характерные черты самостоятельного жанра, известного как оперетта.
Фото 2.
Ему свойственны легкое содержание, сочетание песенного исполнения, инструментальной музыки и танца, а также использование значительных по объему фрагментов обычной речи в диалогах, монологах и репликах.
Действие оперетты отличается стремительностью и развивается вокруг комической или авантюрной ситуации. Ему подчинены характеры героев, столкновение которых усиливает комедийный эффект происходящего на сцене.
Фото 3.
Оперетта — с итальянского operetta, буквально переводится как маленькая опера. Истоки такого сценического произведения можно найти в античных религиозных обрядах в честь бога виноделия Диониса. От этих экстатических спектаклей оперетта взяла сочетание музыки с пантомимой, танцем, карнавалом и любовной интригой. Этот музыкально-театральный жанр сложился в Париже к середине XIX века из театральных интермедий — коротких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес. Первым опереттам была свойственна сатирическая направленность, злободневность, позднее развиваются лирическое и жанровое начала.
Фото 4.
Классикой жанра оперетты стали произведения И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, которые принесли всемирную славу лучшим театрам Европы: Фоли-Нуво и Буфф-Паризьен. «Летучая мышь», «Баядера», «Веселая вдова», «Цыганский барон», «Прекрасная Елена» не сходят и с отечественной сцены, радуя зрителей зрелищностью сцен и прекрасной музыкой.
Фото 5.
Опера сформировалась в конце XVIII века как синкретический жанр, объединяющий музыкальное искусство, вокал, драматургию, хореографию и актерское мастерство исполнителей. Основой сценического действия в опере является трагедия или крупномасштабная драма исторического, психологического, социокультурного плана, поэтому характеры героев в ней очерчены объемно и выразительно.
Фото 6.
Они раскрываются в сольных вокальных номерах: ариях, квантинах, балладах и сценических диалогах: дуэтах, трио, квартетах. В опере важную роль играет музыкальное сопровождение, которое благодаря симфоническим средствам выразительности подчеркивает напряженность конфликта и позволяет развить идею произведения.
Фото 7.
Этой же цели служит речитатив – ритмически организованная, музыкально интонированная речь в монологах или диалогах героев.
Фото 8.
По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию. Как правило, она состоит из трех актов с прологом и эпилогом и включает симфонические формы сценической драматургии: увертюры, антракты, балетную музыку, пантомиму.
Оперные вокальные партии также отличаются сложностью; их создают для голосов определенного тембра и высоты: например, для колоратурного сопрано, лирического баритона или лирико-драматического тенора.
В опере могут быть использованы элементы с балетной хореографией.
Ценители оперного искусства согласятся с мнением, что «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Иван Сусанин» М. Глинки, оперные произведения Римского-Корсакова, А. Даргомыжского, А. Бородина стали нашим национальным достоянием.
Фото 9.
Вот основные отличия:
— Оперетта является музыкальным комедийным произведением. Опера – это музыкально-драматическое произведение, в котором действие развивается как трагедия или драма.
— В оперетте вокальное исполнение сочетается с обычной речью. В опере более сложный вокал может быть дополнен музыкальной декламацией – речитативом.
— По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию, включающую симфонические формы сценической драматургии.
— Обязательный элемент оперетты – танец, которым заканчивается каждое действие. В опере могут быть использованы только элементы балетной хореографии.
Фото 10.
А вот какие два момента я хотел бы отметить по результатам посещения оперы. Безусловно даже для меня совершенно не соображающего в этом человека очень было все было интересно и красиво. Все таки живая музыка и живое исполнение это сила.
Фото 11.
Фото 12.
Понятно, что в действительности это не так, но вот так представляется это для человека, который «совсем не в теме».
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.