Что такое оперный театр
Что такое оперный театр
По мере того, как опера выходила за пределы аристократического салона, превращаясь в публичное зрелище, стали возникать оперные театры. В Италии, колыбели оперного искусства, они появились в середине 17 в. Одним из первых стал театр «Сан-Кассиано» в Венеции (1637). Наиболее крупными оперными театрами Италии являются Ла Скала в Милане (1778), Сан-Карло в Неаполе (1737), Ла Фениче в Венеции (1792), «Костанци» в Риме (см. Римская опера), театры в Турине, Болонье.
В Германии оперные театры тоже возникли рано, так театр в Лейпциге существовал уже с 1693. В конце 17 в. был построен Придворный театр в Веймаре. Ведущее место в 19 в. занимала Дрезденская опера (1841). В 1876 для постановок вагнеровских опер был построен театр в Байрёйте (см. Байрёйтский фестиваль). Среди крупнейших оперных театров современной Германии Баварская опера в Мюнхене (1918), Немецкая государственная опера (1742), Немецкая опера (бывшая Городская опера Берлина, 1912), Франкфуртский оперный театр (1880, среди его руководителей и дирижеров Конвичный, Шолти, Матачич и др.), Гамбургский оперный театр (старейшая сцена в стране, действует с 1678, в современном здании с 1955, среди главных дирижеров театра: фон Бюлов, Малер, Бём и др.).
Одним из ведущих театров мира является лондонсский «Ковент-Гарден» (1732). Значительную роль в музыкальной жизни Великобритании играют также Английская национальная опера (1931, до 1974 называлась театр «Сэдлерс-Уэллс»), «Валлийская национальная опера» (Кардифф, основана в 1946, среди руководителей Армстронг, Маккерас).
Одной из оперных «столиц мира» является Вена. Здесь сосредоточены знаменитая Венская государственная опера (основана в середине 18 в.), театр «Фолькс-опер» (1898), театр «Ан дер Вин» (1787, знаменит тем, что здесь состоялись мировые премьеры опер «Волшебная флейта» и «Фиделио»).
Из других европейских оперных театров отметим цюрихский «Опернхаус» (1891), оперный театр «Лисео» в Барселоне (1847), стокгольмскую «Королевскую оперу» (1898). Имеют богатые традиции «Пражский национальный театр», театры в Брюсселе («Де ла Монне»), Амстердаме, Будапеште, ряде других европейских столиц.
На американском континенте в 20 в. также возникли крупные центры оперного искусства. В их числе «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1883), театр в Сан-Франциско (1923), «Лирическая опера» в Чикаго (1954), театр «Колон» в столице Аргентины Буэнос-Айресе (1908). Не остались в стороне от оперного искусства и другие страны мира, такие как Австралия (Сидней), Египет (Каир), Япония (Токио) и другие.
Годом основания Большого театра в Москве считается 1776. С постройки в 1783 в Петербурге здания Большого театра ведет свою историю Мариинский театр. Старейшим оперным театром в России является Пермский театр оперы и балета (1870). К открытию в 1896 Всероссийской художественно-промышленной выставки был построен театр в Нижнем Новгороде (в организованную Мамонтовым труппу входили Шаляпин, Цветкова, Тартаков и др.). В 1912 был создан музыкальный театр в Екатеринбурге.
В Москве и Петербурге, наряду с Большим и Мариинским театрами, работают Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московский камерный музыкальный театр им. Покровского, театр «Новая опера» им. Колобова и другие (Москва), Михайловский театр (Петербург, бывший Малый театр оперы и балета, затем театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Успешно работают оперные театры в Самаре, Новосибирске, Казани и другие.
Оперный театр
Оперный театр — особый вид, особая форма музыкального театра. Музыка и драма, живопись и пластика стали его неотъемлемой частью. Но есть у оперного театра особые, только ему одному присущие законы, которых не знает ни один другой вид театрального искусства.
В драматическом театре действие и содержание того, что происходит на сцене, передается прежде всего словом. В балетном театре главное средство выражения жизни на сцене — танец. В оперном театре основным выразительным средством является пение. Сценическое действие в опере развивается по законам музыки, по законам музыкальной драматургии. Музыка в оперном театре — главный выразитель смысла произведения, она ведет и определяет сценическое действие.
Конечно, в пении, которым артисты создают художественные образы, присутствует слово. Но, «омузыкаленное» композитором-драматургом, оно приобретает особую эмоциональную окраску, особую музыкальную интонацию. Слово в исполнении певца-актера уже не просто слово, а целая музыкальная фраза, которая поддерживается в оркестре музыкальным сопровождением, мелодией и ритмом, что делает эту фразу значительнее и эмоционально богаче. Так в опере рождается вокальный монолог — ария или музыкальный ансамбль (дуэт, когда поют два певца, квартет или квинтет, когда поют четыре или пять голосов вместе).
В оперном театре музыка выражает сокровенные чувства и переживания героя, скрытые подчас за его словами. В опере важно не только то, что поет тот или иной герой оперного спектакля, но и то, как он это поет, какими чувствами он охвачен в тот или иной момент своего сценическогого существования.
При создании музыкального образа, характера героя композитор учитывает тот или иной тип голоса певца. Женские голоса разделяются на три главных типа: сопрано — высокий голос, меццо-сопрако — низкий голос и контральто — очень низкий голос. Мужские голоса имеют свое подразделение: тенор — высокий голос, баритон — низкий голос, бас — очень низкий голос. У каждого из этого типа голосов есть свои оттенки. Тенор, например, может быть лирическим, драматическим, сопрано — колоратурным, лирическим, драматическим и т. д.
Композитор, прежде чем написать оперу, должен иметь либретто, или литературный сценарий, по которому будет развиваться действие на сцене. Но сущность драматургии в опере остается все же музыкальной потому, что композитор, в отличие от драматурга, сочиняет свое произведение не словами, а музыкой. Задача оперного театра, и прежде всего!
Государственный академический Большой театр Союза ССР. Москва.
Сцена из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корса-кова.
режиссера и дирижера — главных руководителей и создателей оперного спектакля, — раскрыть и воплотить эту музыкальную драматургию на сцене, найти ей правильное идейно-эмоциональное истолкование. Осуществить это им помогают солисты оперного театра, артисты хора и оркестра, художник, балетмейстер и другие работники театра.
В процессе написания оперы композиторы часто сами пишут либретто, иногда они берут за основу литературные или драматические произведения. После «перевода» литературного произведения на язык
музыки оно начинает жить своей самостоятельной жизнью. Слова, текст литературных персонажей, приходя в соприкосновение с музыкой, обретают новые черты, новое художественное значение. Так, например, П. И. Чайковский, который не раз при создании опер обращался к произведениям А. С. Пушкина, написал своего «Евгения Онегина», свою «Пиковую даму», герои которых во многом отличаются от литературных прототипов.
История оперного театра берет свое начало в древних народных игрищах и празднествах, где со-
четались пение, танец, пантомима, действие, инструментальная музыка. Как подсобный компонент зрелища музыка имела место и в античных трагедиях, и в средневековых представлениях — мираклях и мистериях (см. статьи «Древнейшие формы театральных представлений», «Театр в Древней Греции и в Древнем Риме», «Театр в средневековой Европе»). Но как особый вид искусства опера, а с нею вместе и оперный театр возникли на рубеже XVI — XVII вв. в Италии. Первоначально эти музыкальные представления не имели еще определенного названия. Это были музыкальная сказка, музыкальная драма и, наконец, музыкальное действие, или опера (от латинского opera — «труд», «произведение»).
Опера, возникшая сначала в аристократической среде и существовавшая как зрелище для избранных, начинала постепенно демократизироваться, особенно после того как в разных странах Европы с середины XVII в. начинают открываться музыкальные театры. У истоков оперного театра стояли крупные музыканты, посвятившие свое творчество становлению и развитию оперного искусства. Это были Монтеверди в Италии, Люлли во Франции, Пёрселл в Англии. Вместе с развитием оперного жанра постепенно наметились и два основных направления, связанные с музыкально-изобразительными средствами, сюжетом и содержанием. Это были опера-серна (серьезная опера) и опера-буффа (комическая опера). И если вначале оперные спектакли представляли собой состязания участников в вокальном и музыкальном мастерстве, то постепенно они стали превращаться в театральный спектакль со своим содержанием и сюжетом.
Дальнейшее развитие оперы на Западе связано с именами величайших гениев музыкального искусства. Огромную роль в определении оперы как жанра музыкально-драматического искусства сыграл немецкий композитор Глюк, оперная реформа которого повернула развитие жанра от аристократического, придворного зрелища к созданию героических музыкальных трагедий с глубокой философской тематикой и возвышенными чувствами. Многие крупные композиторы XVIII — XIX вв. не прошли в своем творчестве мимо оперного жанра. И если для одних, таких, например, как великий немецкий композитор Бетховен или гениальный австрийский композитор Моцарт, опера была только частью их творчества, то для других, таких, как итальянские композиторы Верди и Россини, французский композитор Бизе, немецкий композитор Вагнер, оперный жанр стал главным в их творчестве. Вагнер был также крупным теоретиком в области оперного искусства, и его труды оказали большое влияние на развитие
оперы и оперного театра на Западе (см. статьи об этих композиторах). Многие зарубежные и русские композиторы писали небольшие по форме, так называемые камерные оперы, где основное внимание уделялось раскрытию внутреннего мира героев.
Родоначальником русской классической оперы по праву считают русского композитора М. И. Глинку — автора опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Глинка не только создал первую русскую классическую оперу и своим творчеством открыл дорогу Даргомыжскому, композиторам «Могучей кучки», Чайковскому и другим, которые укрепляли и художественно претворяли его творческие принципы. Одновременно с этим Глинка (он был прекрасным исполнителем собственных камерных вокальных произведений) заложил основы реалистического исполнительского искусства в опере, что дает нам полное право считать его и родоначальником русского оперного театра (см. ст. «М. И. Глинка»).
Огромную роль в формировании эстетики русского оперного театра сыграло искусство великого певца Федора Ивановича Шаляпина. Шаляпин был первым, кто соединил в своем творчестве в единое художественное целое музыкальные, вокальные и сценические задачи. Он первый понял, какое громадное значение имеет реалистическая актерская игра в оперном спектакле, что эта игра только тогда имеет истинный смысл, когда она рождается из музыкальной ткани оперной партии и музыкальной драматургии оперы (см. ст. «Ф. И. Шаляпин»).
Но главную и решающую роль в становлении русского и советского оперного театра сыграл опыт великих режиссеров-реформаторов драматического театра Станиславского и Немировича-Данченко. Придя в музыкальный театр как режиссеры драмы, они не только обогатили оперу достижениями драматического театра, но нашли и сформулировали законы оперного театра. Они поставили перед собой задачу превратить «костюмированный концерт» в театральное действие, тесно связанное с музыкой.
Особое место в истории развития оперы занимает советское оперное искусство, сложившееся после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские композиторы, опираясь на классические традиции и метод социалистического реализма, стремятся к правдивому изображению современности и исторического прошлого во всем их многообразии.
Советский оперный театр — театр многонациональный. После Октябрьской революции оперные театры были созданы во многих республиках, не имевших ранее профессионального оперного искусства.
Бурный рост советского оперного театра, на сцене которого и сейчас идут лучшие произведения рус-
А. В. Нежданова в роли Антониды. Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Л. В. Собинов в роли Лоэнгрина. Опера Р. Вагнера «Лоэнгрин».
ского классического и зарубежного репертуара, привел к появлению многих новых оперных произведений, которые по праву вошли в сокровищницу советского и мирового оперного искусства.
К ним следует отнести оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») Д. Шостаковича, «Игрок», «Семен Котко», «Война и мир» С. Прокофьева, оперы И. Дзержинского, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, Ю. Шапорина, оперы композиторов из братских национальных республик. Большую роль в создании и укреплении советского оперного театра сыграли его дирижеры: С. Самосуд, Н. Голованов, А. Лазовский, А. Мелик-Пашаев, режиссеры: В. Лосский, Н. Смолич, Л. Баратов, Б. Покровский — и целая плеяда исполнителей: Л. Собинов, А. Нежданова, А. Пирогов, Н. Обухова, С. Лемешев, И. Козловский и другие.
Сейчас в нашей стране насчитывается около 50 оперных театров. И каждый новый оперный спектакль, который ставится на сцене Большого театра Союза ССР в Москве или на сцене любого другого оперного театра страны, вносит свой важный вклад в дело становления советского оперного театра.
Ф. И. Шаляпин (1873-1938)
Среди многих видов-искусства, горячо любимых народом, особое место в истории русской национальной культуры занимает искусство оперного театра. Всемирное значение приобрело русское оперное искусство в XIX в. В эту эпоху великий Глинка пи-
шет «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу», Мусоргский — «Бориса Годунова», рождаются замечательные оперы Чайковского, Римского-Корсакова и других композиторов. Однако долгие годы эти великие произведения, гордость русской национальной музыки, почти не появлялись на сценах императорских театров. Казенные чиновники, управляющие театрами, предпочитали ставить оперы иностранных композиторов, порой поверхностные и легковесные. Нужен был новый, национальный оперный театр, не связанный тупым царским управленческим аппаратом.
Таким театром в России на рубеже XX в. стала частная опера Мамонтова. Ее организатор, известный деятель русского искусства Савва Иванович Мамонтов, решил создать оперный театр с исключительно русским репертуаром.
В мамонтовскую оперу привлекались лучшие оперные силы — певцы, музыканты-дирижеры. В создании спектаклей принимали участие замечательные художники — Серов, Поленов, Врубель, Коровин, Головин, составившие в будущем славу русской живописи. Лучшие представители русского общества с огромным удовлетворением встретили появление нового, подлинно национального оперного театра.
На его сцене впервые по-настоящему и проявился гений великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.
Родился Шаляпин в Казани в семье мелкого служащего. Детство его было безрадостным. Федя Шаляпин работал учеником у сапожника, токаря; переписчиком бумаг. Но уже с юношеских лет его влекло к искусству. Он пел в архиерейском хоре, участвовал в оперных спектаклях как статист и хо-
Значение словосочетания «оперный театр»
Здание оперного театра (за исключением театров под открытым небом) имеет большую сцену с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом или в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной.
Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции, а затем в других городах Италии и предназначались для развлечения аристократии.
При строительстве оперных театров со времени их возникновения до наших дней использовались две различные тенденции.
В классическом ярусном театре расположение публики в ложах имело такую же значимость, как и происходящее на сцене. Зрительный зал и сцена были ярко освещены. Исполнители пели на авансцене, в то время как задняя часть сцены служила для сменяющихся декораций. В современных театрах используется вся сцена от рампы до задника сцены, зрительный зал затемнён и имеет полукруглую форму. Со временем театры становились всё больше, так здание Метрополитен Опера в Нью-Йорке вмещает 4 000 зрительских мест.
Вторая важная тенденция касается расположения оркестровой ямы. В театре барокко музыканты находились на одном уровне с партером. Дирижёр был необязателен, так как оркестр и исполнители имели непосредственный контакт. Со временем оркестр стал занимать всё больше места, в результате этого появилась оркестровая яма. При строительстве Байройтского театра Рихард Вагнер устроил специальную оркестровую яму для исполнения своих произведений. Она ярусами уходит глубоко под сцену и закрыта сверху, таким образом, нельзя точно установить источник звуков, что создаёт дополнительный сценический эффект.
В XVIII веке зрителем оперных театров стала и буржуазия. Оперные театры превратились из дворцовых театров в государственные оперы.
Понятие «оперный театр» включает в себя не только здание театра, но и учреждение. Под этим может пониматься как постоянная труппа театра (солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты), так и художественные руководители (директор, дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра), администрация, кассы, гардероб и театральные мастерские. В больших оперных театрах может быть занято до 1000 постоянных сотрудников. В некоторых странах, например в Великобритании, Франции и США, не существует постоянных театральных трупп. Постановки разрабатываются совместно несколькими театрами, а затем идут в них поочерёдно.
В большинстве стран содержание зданий оперных театров является убыточным и требует государственных субсидий или пожертвований меценатов. Например, годовой бюджет театра Ла-Скала (Милан, Италия) по состоянию на 2010 год составил 115 миллионов евро (40 % — государственная дотация и 60 % — пожертвования частных лиц и продажа билетов), а в 2005 году театр Ла-Скала получил 25 % от 464 миллионов евро — суммы, предусмотренной бюджетом Италии на развитие изобразительных искусств. А Эстонская национальная опера в 2001 году получила 7 миллионов евро (112 миллионов крон), что составило 5,4 % средств министерства культуры Эстонии.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова брахманизм (существительное):
История возникновения оперы
Возникновение оперы
Опера зародилась в Италии. Она «выросла» из театрализованных мистерий – духовных представлений, в которых музыка служила фоном, оттеняя игру актеров. В таких представлениях музыка звучала время от времени, подчеркивая важные драматические моменты. Впоследствии она становилась все важнее в подобных мистериях. С какого-то момента на протяжении всего спектакля музыка звучала без каких-либо пауз. Первым прототипом оперы принято считать комедию на духовную тему под названием «Обращение святого Павла», которую написал Беверини. В этой комедии музыка звучит с самого начала и до конца, но все еще исполняет роль аккомпанемента.
В шестнадцатом веке в моду вошли пасторали, в них присутствовали хоровые исполнения мотетов или мадригалов (музыкально-поэтические пьесы). В конце шестнадцатого века в пасторалях появились сольные вокальные номера. Это было началом зарождения оперы в привычном современному человеку виде. Этот жанр назвали drama in musica, а слово «опера» появилось только в первой половине семнадцатого века. Нужно отметить, что ряд композиторов продолжали называть свои произведения музыкальными драмами даже после появления и закрепления слова «опера».
Существует несколько видов оперы. Главным по праву считается «Большая опера» или лирическая трагедия. Она возникла после Великой Французской Революции и фактически стала главным музыкальным направлением девятнадцатого века.
История оперных театров
Первый оперный театр открылся в 1637 году в Венеции. Опера служила развлечению аристократов и не была доступной для простых людей. Первой крупной оперой принято считать «Дафну» Джакопо Пери, которая впервые была исполнена в 1597 году.
Опера очень быстро завоевала популярность, став любимейшим видом искусств. Литературные сюжеты опер делают их доступным и понятным видом музыкального искусства, поскольку ее воспринимать намного проще, чем традиционные концерты без сюжета.
В наши дни за год дается около двадцати тысяч оперных представлений. Это означает, что ежедневно в мире исполняется более пятидесяти опер.
Из Италии опера быстро распространилась в другие странах Европы. С годами она стала общедоступной, перестав служить исключительно развлечением аристократов. В оперных театрах стали появляться «галерки», с которых простые горожане могли слушать восхитительное пение.
Опера
Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.
Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Содержание
История жанра
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.
В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).
В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую оперу в музыкальной истории Востока.
Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — сериа (большая серьёзная опера) и опера — буффа (комическая опера).
В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.
Разновидности оперы
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.
В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.
Элементы оперы
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.