Что такое опевание в музыке определение для детей
Правила по сольфеджио за 1 класс
ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.
КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.
РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).
НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы
пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в
среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.
РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):
До – на нижней добавочной линейке нотоносца.
Ре – под первой линейкой.
Ми – на первой линейке.
Фа – между 1 и 2 линейками.
Соль – на 2 линейке.
Ля – между 2 и 3 линейками.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.
Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и
Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и
В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и
В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)
Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.
ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:
Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.
Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.
Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»
ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».
В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI, VII ступени – неустойчивые.
МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон).
ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.
ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.
ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.
Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).
Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).
ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.
ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.
НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I.
СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).
СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота, не имеющая акцента (ударения).
ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.
РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.
каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,
остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и
ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.
АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.
ДИЕЗ – повышает звук на полтона.
БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.
БЕКАР – отменяет диез и бемоль.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.
НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.
РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения
БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа
малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,
что музыка будет звучать в нижнем регистре.
МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.
ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:
Fortissimo – ƒƒ – очень громко
Mezzo forte – mf – средне громко
Pianissimo – pp – очень тихо.
Mezzo piano – mp – средне тихо
Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.
Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.
Материал для повторения по сольфеджио 1 класс.
Ноты 1, 2 и малой октав. Скрипичный и басовый ключи
Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.
Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники (главного, опорного звука) до её повторения в другой октаве. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Всего ступенек у нас семь, обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы даётся по главному звуку, тонике, I ступеньке.
Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. Это I, III и V ступени.
Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся II, IV, VI и VII ступени. Они стремятся перейти, разрешиться в устойчивые ступени.
Вводные звуки – звуки, окружающие тонику, то есть VII и II ступени, окружающие I ступень.
Опевание – опеть ступени – это значит спеть соседей ноты сверху и снизу. Опевание I ступение – VII и II ступени. Опевание III ступени – II и IV ступени. Опевание V ступени – IV и VI ступени.
Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.
В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.
Вот главные ступени До мажора:
Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие. Для примера рассмотрим ля минор, здесь будут уже другие главные ступени:
На каждой главной ступени лада строится своё главное трезвучие лада. Одно главное трезвучие мы с вами строили уже не один раз – Тоническое трезвучие (T53). Оно, как вы помните, строиться на I ступени, а также в его состав входят III и V ступени. Не забывайте, что в каждой тональности (гамме) эти ступеньки будут относиться к разным нотам. Например, в До мажоре Тоническое трезвучие (T53) будет строиться на I ступени – это нота «до», также в его состав войдут III ступень – нота «ми» и V ступень – нота «соль».
Следующее главное трезвучие лада – Субдоминантовое трезвучие (S53) – строиться на IV ступени, а также в его состав входят VI и I ступени.
Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре IV ступень – это нота «фа», значит от неё и начинаем строить трезвучие. Далее идут VI ступень – это нота «ля»в До мажоре и I ступень – это нота «до» в До мажоре.
В ля миноре иначе. IV ступень в ля миноре – это нота «ре», от неё и будем строиться субдоминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VI ступень – это нота «фа» в ля миноре и I ступень – это нота «ля» в тональности ля минор.
И последнее главное трезвучие лада – Доминантовое трезвучие (D53) – строиться на V ступени, а также в его состав входят VII и II ступени.
Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре V ступень – это нота «соль», значит от этой ноты и начинаем строить трезвучие. Далее идут VII ступень – это нота «си» в До мажоре и II ступень – это нота «ре» в До мажоре.
В ля миноре иначе. V ступень в ля миноре – это нота «ми», от неё и будем строиться доминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VII ступень – это нота «соль» в ля миноре и II ступень – это нота «си» в тональности ля минор.
Размеры: 2/4, 3/4 и 4/4.
Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел.
Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.).
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).
Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, четыре четверти.
Длительности. Затакт
Не забывайте о том, что восьмые и шестнадцатые можно писать с хвостиками, а можно собирать в группы под одно ребро.
Вспомним, как делятся длительности, как считать их в размере 4/4.
Затакт – это не полный такт.
Запомните! В основе музыкального времени лежит постоянное чередования сильных и слабых долей такта (метра).
Сильная доля – это всегда начало нового такта, а слабая доля – это все остальные ноты такта.
Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.
По смотрите, например, на песенку «В лесу родилась ёлочка», в первом такте только одна восьмая, а размер данной песенки 2/4, а значит в такте должно быть целых 4 восьмых. Соответственно раз в 1 такте, только одна восьмая – это и есть затакт, неполный такт.
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Как разрешаются неустойчивые ступени?
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Как опевать ступени?
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»
Зейдак Юлия Фаритовна,
преподаватель теоретических дисциплин,
МБУДО «Детская школа искусств №1», г. Магнитогорск
Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»
Для привлечения внимания детей и быстрого включения в работу видеоурок открывается авторской песней-правилом «Песенка о гамме и тонике» Ю. Ф. Зейдак, далее рассказывается правило о гамме. При изложении теоретического материала в 1 части урока также звучат песни «Песенка об устойчивых и неустойчивых ступенях и разрешении» Ю. Ф. Зейдак и «Опевание устойчивых ступеней» Т. Сиротиной. Сочетание правил в песенной и устной формах способствует более лёгкому усвоению сложной музыкальной грамоты и вызывает больший интерес у обучающихся.
Во 2 части урока – практической – педагог показывает, как нужно правильно записать гамму Фа мажор, а именно №1Гамму фа мажор, №2 Устойчивые ступени, №3 Неустойчивые ступени, №4 Опевание устойчивых ступеней, №5 Как петь гамму Фа мажор. В учебном материале созданы преподавателем и размещены нотные прописи с элементами раскраски по теме «Гамма Фа мажор». Каждый ученик должен самостоятельно обвести элементы нотной записи: скрипичные ключи, ноты и ступени, стрелочки и даже ребёнок не умеющий хорошо и красиво писать должен легко справиться с этим заданием, делая его по нотным прописям в распечатанном учебном материале или записывая вместе с учителем в нотную тетрадь по видеоуроку. Кроме этого, для большей заинтересованности детей в учебном процессе преподаватель Ю. Ф. Зейдак применяет в учебном материале элементы раскраски и игры, используя цветные карандаши (на видео фломастеры, чтобы детям было лучше видно при просмотре) – красный, синий, зелёный, жёлтый. Красным и синим цветом ученик обводит в кружок устойчивые и неустойчивые ступени в заданиях №1, №2, №3, №4, №5 гаммы Фа мажор. Например:
№5 Как нужно петь гамму Фа мажор
В №4 «Опевание устойчивых ступеней» перед нотной строчкой появляется игровой элемент – светофор — с помощью которого учитель объясняет
ученикам в каком порядке нужно писать стрелочки в опевании. Для ребят запись опевания нотами, ступенями и стрелочками является сложным заданием, например, они часто путают с какой ноты, ступени, стрелочки начинать записывать, а такой цветовой «светофор» и запись стрелочек цветными карандашами подсказывает порядок написания и облегчает запоминание, восприятие и объяснение задания.
В конце учебного материала записано домашнее задание, в котором ученику нужно прислать педагогу видео или голосовое сообщение с рассказом «правил в рамочке» и прислать фотографию самостоятельной записи ребёнком гаммы Фа мажор в нотной тетради или в распечатанном учебном материале.
Вот пример письменного домашнего задания по сольфеджио, фотографии одного из учеников, так должны быть оформлены правила и гамма Фа мажор:
Конспект дистанционного урока
Задание 1. Повторяй правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд вместе с учителем по видеоуроку.
Гамма это движение звуков по порядку от Тоники до Тоники.
Тоника это I ступень (обозначается буквой T ) (№1).
Любая гамма состоит из 7-ми ступеней, которые обозначаются римскими цифрами.
I , III , V ступени это устойчивые ступени (они НЕ закрашиваются) (№2).
II , IV , VI , VII ступени это неустойчивые ступени (они закрашиваются) (№3).
Разрешение это стремление неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение обозначается стрелочками (№1).
Опевание это окружение устойчивых ступеней неустойчивыми ступенями Опевание как и разрешение обозначается стрелочками (№4).
Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку. Слово «тетра» значит «четыре».
Задание 2. Обводи, раскрашивай и повторяй скрипичный ключ, ноты, ступени, стрелочки по НОТНЫМ ПРОПИСЯМ вместе с учителем по видеоуроку: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор.
№2. Устойчивые ступени №3. Неустойчивые ступени
№4. Опевание устойчивых ступеней
Гамму Фа мажор нужно петь по ТЕТРАХОРДАМ.
Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку.
Напиши тему урока «Гамма Фа мажор».
Задание 1. Выучи и перепиши правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд в нотную тетрадь (правила в рамочке).
Задание 2. Перепиши НОТАМИ: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор в нотную тетрадь, раскрась.
Внимание! Если вы распечатали листок с правилами и гаммой Фа мажор или записали тему «Гамма Фа мажор» вместе с учителем по видеоуроку в нотную тетрадь, второй раз писать в нотную тетрадь тему «Фа мажор» и правила не нужно!
Задание 3. Научись писать знак БЕМОЛЬ на ПЯТЬ! Напиши знак БЕМОЛЬ всю строчку и выучи: ЗНАК БЕМОЛЬ ПОНИЖАЕТ НОТУ НА 1 ПОЛУТОН.
Задание 4. Прислать учителю:
1) Сфотографируйте и пришлите учителю фотографию, как вы самостоятельно записали и раскрасили тему «Гамма Фа мажор» в нотной тетради или на листке.
2) Снимите на видео (можно голосовое сообщение) и пришлите учителю, как вы рассказываете все правила по теме «Гамма Фа мажор» наизусть (все правила в рамочке: гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд).