Что такое описание и повествование 4 класс русский язык
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Конспект урока русского языка в 4 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».
Познакомить учащихся с отличительными признаками типов речи.
Определять роль имён прилагательных в речи.
Развивать умение правильно, последовательно излагать свои мысли, оформлять их в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитывать интерес к предмету.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе.
Основные понятия: тип речи, повествование, описание.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
презентация к уроку;
листы с заданиями для работы в парах;
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Учащиеся хором, держась за руки, произносят стихотворение.
Мы – отлично учимся,
У нас всё получится!
высказывать и аргументировать свою точку зрения,
уметь слушать и понимать других.
уметь самостоятельно организовывать соё рабочее место.
мотивировать образовательный процесс,
осваивать личностный смысл учения,
обеспечивать личностный моральный выбор.
2.Введение в раздел.
Повторение изученного ранее материала.
приставка в слове присоединить +
корень в слове слагаемое + (предлагать)
1 суффикс в слове писатель +
2 суффикс в слове сонный +
окончание в слове знакомое
1) Как изменяются имена прилагательные?
2) Какие из признаков общие у прилагательных и существительных? В чём отличие?
3) Покажите зависимость, связь между прилагательным и существительным графически.
4) Составьте словосочетание по этой схеме и укажите признаки имени прилагательного. Как вы их будете определять?
По одному учащиеся выходят к доске, выделяют часть слова, остальные работают на месте.
использовать средства речи для передачи информации,
учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений,
учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
учить анализировать, сопоставлять,
самостоятельно делать выводы.
3. Языковая разминка. Вхождение в тему
Учитель: Составьте предложение из следующих словосочетаний:
А теперь запишите авторский вариант из стихотворения М. Лифшица
Короткий день свой луч последний бросил.
Выполним синтаксический разбор предложения.
— Попробуйте прочитать это предложение без имён прилагательных. Что заметили?
Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
Ученики вслух проговаривают варианты предложений.
1 учащийся записывает предложение на доске, даёт характеристику,
2 учащийся разбирает по членам предложения и по частям речи,
остальные в тетрадях.
участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
строить речевое высказывание,
4.Изучение нового материала
тип речи
повествование описание рассуждение
1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.
2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.
Урок развития речи «Типы речи». 4-й класс
Класс: 4
Форма работы: групповая.
Методы:
– исследовательский;
– частично-поисковый.
I. Организация урока.
Дыхательная гимнастика. Настрой на урок.
“Магазин цветов”.
Запускаем “волшебные точки”.
“Волшебные очки”.
“Ушки”.
– Сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько у нас на занятии гостей. Повернитесь, поприветствуем всех. Сегодня нам предстоит показать, как мы научились работать. Я желаю вам и нашим гостям интересных открытий и успехов.
Сегодня мы работаем в группах. Повторим правила работы в группах.
Слушаем ответ каждого в команде.
Обсуждаем тихо и спокойно.
II. Постановка цели и учебной задачи.
Перед вами конверты с заданиями. Откройте, прочитайте.
Определите учебную задачу на этом этапе урока.
(Предстоит исследовать объекты.)
1. Учебная задача (определить текст это или группа предложений).
Сегодня мы будем исследовать текст.
А для этого вспомним признаки текста.
Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу.)
Вспомните, назовите основные признаки текста.
Предложения в тексте связаны между собой.
Текст имеет тему.
Текст можно озаглавить.
В тексте есть главная мысль.
Текст можно разделить на части.
Части текста всегда связаны между собой по смыслу.
Можно определить тип текста.
Задание: Докажите, что это текст (или не текст).
1. Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.
В середине зимы мы можем увидеть красавцев свиристелей в городе. Вот стайка птичек облепила рябинку. Сидят весь день на дереве и лакомятся ягодками бусинками. Так дружно эти красавцы перелетают с дерева на дерево. Опустится стайка птиц на дерево и не улетит, пока все ягоды не склюет.
Погостят в наших краях и улетят на Родину весной.
2. Прилетают к нам с Севера погостить красивые птички свиристели.
Дружной стайкой сядут на рябинку и важно глядят по сторонам. Будто сторожат свою красавицу рябинку. Наряд у них необычный. Перышки на груди и на крыльях красноватые, а на голове – пушистый хохолок. Крылья черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки.
Это очень гордая красивая птица.
3. Хорошо зимой в лесу!
С Севера осенью прилетели к нам красивые птицы свиристели. Вдалеке слышен стук дятла. Мимо пролетела стая ворон. На белом снегу отпечатались следы зайца. Медведь залег в берлогу. Погостят свиристели и улетят весной на Родину. И кого только не увидишь в зимнем лесу!
План исследования (у каждой группы).
Самостоятельная работа: исследование текста по плану.
Проверка самостоятельной работы.
3-й текст – набор предложений, так как каждое предложение выражает законченную мысль, но они не обеспечивают развитие главной мысли. Единой темы нет.
Мы сейчас отвечали на вопросы, анализировали, доказывали. Каким типом речи мы пользовались? (Рассуждение.)
Какой текст мы называем рассуждение? (Текст отвечает на вопрос почему? и устанавливает причинно-следственные связи.)
2. Постановка учебной задачи.
Прочитайте еще раз оба текста. Поставим следующую учебную задачу.
Сравните два текста. Что между ними общего? (Тема текста общая, стиль речи.)
Что мы называем стиль речи? (Это отбор языковых средств в зависимости от условий и цели общения.)
Какие стили речи нам знакомы? (Разговорный и книжный.)
Что вы можете сказать о данных текстах?
(Они относятся к одному стилю речи.)
Попробуем определить разновидность книжного стиля. (Художественный.)
Какие разновидности стилей речи нам знакомы? (Научный.)
Чем характеризуется художественный стиль? (Яркое образное описание событий с использованием выразительных средств: сравнение, олицетворение, эпитетов, метафор, слов в переносном значении через них автор выражает свое отношение к событиям.)
Научный стиль? (Описывает сущность явления, употребление специальных слов терминов, цифр.)
Задача. Найти выразительные средства, которые использует автор в данных текстах.
Какому типу текста свойственно использование выразительных языковых средств?
Музыка “Одинокий пастух”.
На рябине свиристели
Целый день рябину ели,
Осыпая снег под ней
Красной ягодой моей.
А рябина улыбалась,
Да ветвями их касалась,
Гроздья целые даря.
Свиристели прилетели,
Оживились и деревья,
Словно листьями оделись,
Только серыми чуть-чуть.
Свиристели прилетели,
И несутся птичьи трели,
Словно подарить хотели
Праздник серым зимним днем.
3. Учебная задача – творческая.
Мы сегодня исследовали текст по разным признакам.
Дома вы готовились к уроку и подбирали из литературных и др. источников сведения о свиристелях. Сейчас появится возможность их использовать.
Какую задачу мы поставим перед собой (соединить данные тексты: составить текст описание с элементами повествования, а другая группа работает с текстом описания с элементами повествования)
4. Самостоятельная творческая работа.
– Прочитайте свои тексты.
Докажите, что с поставленной задачей вы справились.
2. Мы составили текст _________________ с элементами ______________.Главным в тексте является____________, а ______________дает возможность рассмотреть объект с разных сторон.
Учитель отмечает интересные находки, дает рекомендации, а группу все хвалят аплодисментами за работу.
Подведение итога урока.
– Чему учились на уроке?
Рефлексия – дать анализ работы группы.
Владение теоретическим материалом.
Умение свои знания применять на практике.
Способность группы решать совместную задачу.
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение “ Почему свиристели прилетают в город зимой?”
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Разновидности текста с описанием
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»
Урок русского языка «Виды текстов (повествование, описание, рассуждение)» 4 класс
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Виды текстов. Особенности текстов разных видов (повествование, описание, рассуждение)
1. Формировать общее понятие об особенностях текстов разных видов (повествование, описание, рассуждение);
2. Развивать аналитические способности, речь, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
3. Воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг другу и аккуратность в работе.
4. Добиваться от учащихся грамотного построения текста, безошибочного письма.
Оборудование: тексты, таблица, слайд-презентация
I . Организационный момент
Эмоциональный настрой.( слайд 1 изображение солнышка)
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
— Посмотрите, какое ласковое весѐлое солнышко нас сегодня встречает.
Давайте и мы с вами улыбнѐмся друг другу, пожелаем хорошего урока.
Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
– Что же такое текст?
Текст – два или более предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
— Работа с тестом (слайд № 2)
а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;
б) отдельные предложения;
в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
б) заглавие и части;
3. По заглавию можно определить:
а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;
б) сколько предложений в тексте;
в) кто автор текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная, концовка, вводная;
б) вводная, основная, концовка;
в) концовка, вводная, основная.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
-взаимопроверка выполнения работы
III . Работа по теме урока
— Работа с иллюстрацией (слайд № 4)
— Рассмотрите картинку (дети рассматривают иллюстрацию на доске).
— КТО изображен на слайде? (Дельфин)
— ЧТО он делает? (Дельфин плывёт. Он несёт мяч.)
— КОГДА (в какое время суток) мы можем увидеть дельфина (Дельфина можно увидеть днём.)
— ГДЕ можно увидеть дельфина? (Дельфина можно увидеть в аквапарке, цирке, на биостанции, в море)
— ПОЧЕМУ дельфин несёт мяч? (Дельфины отличается дружелюбным характером по отношению к людям, дельфины любят играть. Эти млекопитающие легко поддаются дрессировке.)
— Попробуйте сгруппировать вопросы, собрать их в три группы. (слайд № 5)
КТО плавает в воде?
ЧТО он делает в воде?
ГДЕ дельфин взял мяч?
ПОЧЕМУ дельфин несёт мяч?
Обратите внимание на ПЕРВОЕ СЛОВО в каждом вопросе. (слайд № 6)
Итак, о каждом объекте мы можем создавать разные тексты. Различают три типа текста. (Слайд № 7)
ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ?
В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о ПРИЗНАКАХ предмета и ли явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?
В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют текст-рассуждение.
Задание: Прочитайте тексты, определите главную мысль, озаглавьте, определите вид текстов.
Работа с первым текстом
Это случилось летом. Мы приехали отдыхать на Чёрное море. Наша семья поселилась в маленьком домике на берегу моря.
Однажды мы играли в воде с мячом. Нам было очень весело! Подул ветер, и мяч понесло по волнам в море. Мы очень расстроились. Все боялись отплавать от берега так далеко. Но мы вдруг увидели, что мяч приближается к нам по воде.
Это был дельфин. Он наблюдал за нашей игрой и вернул нам мяч.
— Как развивались события?
— Какова основная мысль текста?
— Как можно озаглавить текст?
— Из каких структурных частей состоит этот текст?
— Соблюдается ли последовательность событий при изложении?
— Соблюдается ли в тексте единый временной план?
— Можно ли представить изложенное на одном кадре снимка?
— К какому виду текста относится этот текст?
Вывод: это текст-повествование
Работа со вторым текстом
2. Морское млекопитающее
Дельфины — семейство млекопитающих из отряда китообразных, подотряда зубатых китов.
Дельфин имеет от 100 до 200 (число их непостоянно) маленьких, конических, слегка загнутых внутрь зубов, разделённых равными промежутками; рыло умеренной длины отделяется бороздой от слегка выпуклого лба. Верхняя сторона тела и плавники серовато- или зеленовато-чёрного цвета; пузо белое; кожа очень гладкая и блестящая. Достигает 2 м в длину; высота спинного плавника 80 см; грудные плавники 15—18 см шириной, 55—60 см длиной.
Очень подвижные и ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно; водятся во всех морях, подымаются даже высоко в реки. Питаются главным образом рыбой, моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей.
Дельфины очень активны и часто чрезвычайно быстро плавают, периодически выпрыгивая из воды. Отличаются также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.
— Описываются ли в тексте какие-либо события?
— Как можно озаглавить текст?
— Прочитав текст, сможем ли мы ответить на вопрос: КАКИЕ дельфины?
— Какие признаки дельфинов перечисляются в тексте?
— Можно ли эти признаки увидеть одновременно?
— Определите тип связи предложений в этом тексте.
— Соблюдается ли единый временной план в тексте?
— Получили ли мы после прочтения текста какие-либо научные знания?
— К какому виду текста относится данный текст?
Вывод: Это текст-описание (научное описание)
Работа с третьим и четвёртым текстами
Дельфинов используют как цирковых животных.
Благодаря большим размерам мозга дельфины могут перерабатывать огромное количество поступающей акустической и иной информации; они способны, как попугаи, копировать слова, произносимые человеком. Дельфинов содержат во многих океанариумах и дельфинариях.
Дельфины легко поддаются дрессировке, поэтому их стали использовать как цирковых животных.
4. Приручение дельфинов (Дельфины и наука)
Приручение дельфинов даст возможность человеку полнее овладеть богатствами моря.
На изучение дельфинов расходуют большие средства. Планируется обучение дельфинов для рыбопоисковой службы, загона рыбных стай в сети, для службы связи, помощи акванавтам при различных подводных работах, а также для сбора с помощью датчиков, прикрепляемых к телу дельфинов, информации о радиоактивности, солёности, температуре, течениях на различных глубинах океана.
Вот почему приручение дельфинов даст возможность человеку полнее овладеть богатствами моря.
— Что объединяет два этих текста?
— Какова тема этих текстов?
— Описывает ли автор дельфинов?
— Какова цель автора?
— Найдите в текстах мысль, которую доказывает автор.
— Совпадает ли мысль автора с выводом, который сделан в тексте?
— Найдите в тексте аргументы, которые приводит автор, чтобы доказать свою мысль.
— Можем ли мы поставить к текстам вопрос: ПОЧЕМУ ЭТО ТАК?
— Как построены эти тексты?
— Какую особенность этих текстов вы можете выделить?
— Определите в этих текстах ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД.
Вывод: это тексты – рассуждения
VI . Практическая работа
Схема построения текста-рассуждения
Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
2. Аргументы (доказательства):
а) доводы
б) примеры, случаи, факты, цифры
в) мнение авторитетных людей, цитаты
— Написать сочинение- рассуждение (на выбор)
— на тему: «Почему дельфины – хищники?»
— на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»
— на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»