Что такое описание кратко 5 класс биология
Презентация по биологии на тему «Описание в биологических исследованиях» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Задание с.37 Выразите в одних и тех же единицах измерения высоту куста шиповника (150 см), растения мха (27 мм). Высота куста шиповника – 1500 мм Мха – 27 мм
Описание результатов исследования
ПЛАН 1. Метод описания в биологии. 2. Использование таблиц, схем, диаграмм. 3. Анализ результатов исследования.
Результаты любого исследования должны быть зафиксированы тем или иным способом, например, в виде научного описания. Что же такое описательный метод?
1. Метод описания в биологии. Прочитайте текст с.37 Что же такое описательный метод? Запись в тетрадь
2. Использование таблиц, схем, диаграмм. Прочитайте текст с.37-39, рассмотрите рис.19-22, Таблицу 1 с.34
Что такое таблица? Таблица – это представление количественных или других данных в форме строк и столбцов.
Что такое схема? Схема – представляют собой фигуры с надписями, соединенные линиями или стрелками. Фигуры иллюстрируют различные структурные компоненты то или иного объекта, а линии (стрелки) раскрывают связи между ними.
Что такое диаграмма? Диаграмма – графическое представление данных позволяющее оценить соотношение нескольких величин.
Что такое график? График – чертеж, на котором наглядно, при помощи линий, показаны какие-либо числовые данные, описывающие процессы или явления.
3. Анализ результатов исследования. Прочитайте текст с.39-40
Закрепление. Задание 1. Определите максимальную высоту (в метрах) растения на третий год жизни. На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет. Ответ: 2,5.
Закрепление. Задание 2. Какая из указанных систематических групп представляет около 50% всех известных видов? На диаграмме показано соотношение количества видов разных систематических групп.
ПОВТОРИМ! ЗАДАНИЕ 4. Закончите предложения: 1. Для определения сроков распускания почек на дереве, цветения одуванчика необходимо воспользоваться методом ___________ 2. Для определения длины, высоты, ширины, предмета необходимо провести _____________ 3. Чтобы выяснить, чем питаются голуби, необходимо воспользоваться методом ___________
Рефлексия Я понял тему урока. Как я оцениваю свою работу на уроке. У меня были проблемы на уроке.
Параграф 5 – прочитать. Подготовить устный ответ по теме. Сделать письменную работу в тетради с.40 «Задание» Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1468136
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Из чего состоит клетка?
Всего получено оценок: 176.
Всего получено оценок: 176.
Из чего состоит клетка
В биологии изучается огромное разнообразие клеток. Они имеют средний диаметр от 10 до 25 микрон, или микрометров. Размеры клеток спелого арбуза и яблока — 1 мм.
Форма, размеры и жизнедеятельность клеток во многом зависят от выполняемых функций.
Кратко о строении клетки можно рассказать так: она покрыта мембраной и заполнена цитоплазмой. Внутри расположены ядро и особые клеточные структуры, подобные органам многоклеточных организмов (органеллы или органоиды).
Рис. 1. Строение растительной клетки.
Наружная мембрана
Мембрана — это тоненькая плёночная оболочка, «одежда» клетки. Она пропускает одни вещества и задерживает другие. Это свойство называют полупроницаемостью.
Клетки растений обладают рядом особенностей, отличающих от клеток животных и человека. Кроме наружной мембраны, имеется плотная клеточная оболочка (стенка), состоящая из целлюлозы. В растительных клетках расположены зеленые тельца — хлоропласты.
Рис. 2. Сравнение растительной и животной клетки.
Цитоплазма
Цитоплазма — бесцветная полужидкая масса, в состав которой входят вода, органические и минеральные вещества. Цитоплазма объединяет все компоненты в единое целое.
При сильном нагревании и замораживании цитоплазма разрушается, клетка погибает.
Небольшое плотное тельце имеет сложную структуру, регулирует жизнедеятельность клетки. Снаружи ядро покрыто мембраной, внутри заполнено ядерным соком. Содержится хроматин, составляющий основу наследственной информации о строении всего организма.
Митохондрии
Тельца овальной или округлой формы, имеющие две собственных мембраны. В описании митохондрий следует указать, что это «энергетические станции», обеспечивающие клетку и весь организм энергией для жизнедеятельности.
Пластиды
Крупные органеллы клетки, покрытые собственными мембранами. Внутри содержится вязкое вещество и пузырьки.
Виды пластид и где встречаются:
В зелёных пластидах происходит фотосинтез — процесс образования сахара и крахмала на свету из воды и углекислого газа. Фотосинтез обеспечивает питание растений, ряда бактерий и простейших, обладающих хлорофиллом.
Вакуоли
Название органелл произошло от латинского слова «вакуус» — пустой. Вакуоли — мешочки или пузырьки с клеточным соком. Содержится раствор в воде углеводов, красящих веществ, солей.
Кроме перечисленных органелл, в клетке содержатся другие компоненты:
В живой клетке происходят обмен веществ, внутриклеточное питание, рост и развитие. Клетки размножаются — делятся на две дочерние клетки.
Что мы узнали?
Важнейшие сведения о строении и функциях клетки: она состоит из мембраны, защищающей от внешней среды, цитоплазмы, связывающей все части, и ядра, которое хранит наследственную информацию. Клетке свойственны раздражимость, обмен веществ, рост и размножение. Эта информация необходима для изучения живой природы в 5 классе.
Формы бактерий и их названия – краткое описание (5 класс, биология)
Палочковидные, спиралевидные, сферические формы бактерий
Бактерии — одноклеточные микроорганизмы, составляющие отдельное царство. Они не имеют оформленного ядра, а потому относятся к прокариотам. Установить форму бактерий можно только путем изучения их препаратов под микроскопом.
Различают несколько форм бактерий:
Рис. 1. Разнообразие форм бактерий.
Особенности бактерий различных форм
Палочковидные бактерии делятся на спорообразующие палочки — бациллы и не образующие споры бактерии. Для палочковидных бактерий характерна цилиндрическая форма с выровненными концами либо овальная, когда концы закруглены. По большей части микроорганизмы палочковидной формы располагаются без какого-либо порядка. Однако встречаются варианты расположения цепочкой, либо попарно.
Болезнетворные бациллы — это палочка столбняка, палочка сибирской язвы. Очень опасны, поскольку образуют споры, нечувствительные к обработке дезинфицирующими средствами и разрушающиеся только при температуре свыше 120 ºС.
Рис. 2. Палочковидные бактерии.
Кокковидные, сферические формы бактерии обладают в большинстве своём правильной формой шара, но отдельные виды схожи по форме с кофейным зерном. Есть даже более вытянутые, вроде пламени свечи. Различают микро-, дипло-, стрептококки, тетракокки, Пакетообразные сарцины состоят из ярусов по 16–18 клеток.
Стафилококки напоминают своим видом гроздья винограда, откуда и получили такое название. Стрептококки выстраиваются цепочками. Диплококки создают пары.
Рис. 3. Различные виды кокков.
Бактерии извитой (спиралевидной) формы — спирохеты. Спириллы имеют различное количество витков.
Спор они не образуют, отличаются довольно активным движением, что хорошо видно под микроскопом. Спириллы в большинстве своём не представляют опасности для человека и животных, разве что те, что вызывают содоку. Остальные по типу питания относятся к сапрофитам, потребляющим неживой субстрат.
Спирохеты представляют большую опасность, поскольку провоцируют развитие болезней кожи, дыхательных путей, пищеварительного тракта. У спирохет по сравнению со спириллами больше завитков, а жгутики на концах отсутствуют.
Вибрионы получили свое название за вибрирующие движения, которые хорошо различимы при наблюдении через микроскоп. К вибрионам относится опасный для человека возбудитель холеры.
Что мы узнали?
Бактерии по своей форме бывают четырех видов: палочковидные, кокковидные, спиралевидные, вибрионы. Среди бактерий встречаются опасные для человека, они отличаются в том числе и по форме. Не все приведённые здесь сведения имеются в учебнике биологии для 5 класса, а потому могут быть использованы как дополнительный материал при составлении доклада по теме.
Из чего состоит клетка – особенности строения частей и функции, описание кратко (5 класс, биология)
Из чего состоит клетка
В биологии изучается огромное разнообразие клеток. Они имеют средний диаметр от 10 до 25 микрон, или микрометров. Размеры клеток спелого арбуза и яблока — 1 мм.
Кратко о строении клетки можно рассказать так: она покрыта мембраной и заполнена цитоплазмой. Внутри расположены ядро и особые клеточные структуры, подобные органам многоклеточных организмов (органеллы или органоиды).
Рис. 1. Строение растительной клетки.
Наружная мембрана
Мембрана — это тоненькая плёночная оболочка, «одежда» клетки. Она пропускает одни вещества и задерживает другие. Это свойство называют полупроницаемостью.
Клетки растений обладают рядом особенностей, отличающих от клеток животных и человека. Кроме наружной мембраны, имеется плотная клеточная оболочка (стенка), состоящая из целлюлозы. В растительных клетках расположены зеленые тельца — хлоропласты.
Рис. 2. Сравнение растительной и животной клетки.
Цитоплазма
Цитоплазма — бесцветная полужидкая масса, в состав которой входят вода, органические и минеральные вещества. Цитоплазма объединяет все компоненты в единое целое.
Небольшое плотное тельце имеет сложную структуру, регулирует жизнедеятельность клетки. Снаружи ядро покрыто мембраной, внутри заполнено ядерным соком. Содержится хроматин, составляющий основу наследственной информации о строении всего организма.
Митохондрии
Тельца овальной или округлой формы, имеющие две собственных мембраны. В описании митохондрий следует указать, что это «энергетические станции», обеспечивающие клетку и весь организм энергией для жизнедеятельности.
Пластиды
Крупные органеллы клетки, покрытые собственными мембранами. Внутри содержится вязкое вещество и пузырьки.
Виды пластид и где встречаются:
Рис. 3. Хлоропласты в клетках зелёного листа.
В зелёных пластидах происходит фотосинтез — процесс образования сахара и крахмала на свету из воды и углекислого газа. Фотосинтез обеспечивает питание растений, ряда бактерий и простейших, обладающих хлорофиллом.
Вакуоли
Название органелл произошло от латинского слова «вакуус» — пустой. Вакуоли — мешочки или пузырьки с клеточным соком. Содержится раствор в воде углеводов, красящих веществ, солей.
Кроме перечисленных органелл, в клетке содержатся другие компоненты:
В живой клетке происходят обмен веществ, внутриклеточное питание, рост и развитие. Клетки размножаются — делятся на две дочерние клетки.
Что мы узнали?
Важнейшие сведения о строении и функциях клетки: она состоит из мембраны, защищающей от внешней среды, цитоплазмы, связывающей все части, и ядра, которое хранит наследственную информацию. Клетке свойственны раздражимость, обмен веществ, рост и размножение. Эта информация необходима для изучения живой природы в 5 классе.
Свойства живых организмов (5 класс)
Всего получено оценок: 3958.
Всего получено оценок: 3958.
Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и образ жизни, их объединяют общие свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).
Свойства
Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.
Признак
Описание
Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица строения и жизнедеятельности всего живого. Вне клетки жизнь невозможна
Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и сами создают органические вещества, запасая в них солнечную энергию. Процесс образования питательных веществ с помощью энергии света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, то есть поедают готовые органические вещества, и называются гетеротрофами
Научное название – метаболизм. Это все превращения веществ в организме, при этом одни вещества поступают из внешней среды, а другие (продукты распада) выделяются. Обмен веществ включает в себя питание организма, дыхание и выделение.
Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород необходим организму, чтобы получать энергию из органических веществ в результате их распада (окисления)
Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток. Процесс роста сопровождается развитием – качественными изменениями в организме. Живому свойственно индивидуальное и историческое развитие (эволюция)
Способность реагировать на изменения внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом
Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская
Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают
Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы осуществляется в результате обмена веществ.
Биологическое разнообразие
Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё разнообразие живого на Земле учёные подразделяют на пять царств:
Вирусы находятся на границе живой и неживой материи. Они не имеют клеточного строения и собственного обмена веществ. Но попадая в чужие клетки, используют их для размножения.
Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.