Что такое описание предмета

Как писать сочинение-описание?

Сочинение-описание — один из стандартных видов сочинений, которые задают в основном в начальной или средней школе. В старшей школе задают более сложные виды сочинений – к примеру, сочинение-рассуждение.

Давайте разберемся, что такое сочинение-описание и как его написать, чтобы получить ОТЛИЧНО.

Что такое сочинение-описание?

Сочинение-описание всегда отвечает на вопрос: какой предмет / объект? Как он выглядит? На что он похож? Какие эмоции он вызывает?

Кажется, нет ничего проще, чем описать предмет, однако, поверьте, это не так, особенно если объем заданного сочинения не одна страница, а в несколько раз больше. Тут-то и начинаются страдания, которые обычно связаны с нехваткой прилагательных или с неумением увидеть в предмете детали, которые можно описать.

С другой стороны, использование большого количества прилагательных еще не значит, что ваше сочинение получится превосходным. У описания своя стилистика. Вам необходимо подробно и образно рассказать о предмете. Помните: описание – это не перечисление признаков, а их художественное осмысление. Ваша задача – вдохновиться объектом описания и постараться передать свои эмоции читателю, так, чтобы он тоже увидел описываемый объект вашими глазами.

Структура сочинения описания.

Любое сочинение-описание строится по следующему плану.

Во-первых, напишите ВВЕДЕНИЕ, в котором назовите предмет, его роль и функцию. Обозначьте, чем данный предмет привлек ваше внимание. Определите, что делает предмет узнаваемым, что отличает его от других.

В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ опишите предмет, используя художественные средства. Идите от описания более существенных признаков к менее существенным. Старайтесь использовать авторские описания, а не речевые штампы. Будьте оригинальными.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ обозначьте ваше личностное отношение к предмету, опишите эмоции, которые он вызывает.

Нужно помнить, что практически ни одно описание не обходится без элементов повествования, однако, помните, ваша задача все-таки ответить на вопрос: какой данный предмет, а не что с ним произошло.

Описывая что-либо, не останавливайтесь исключительно на внешних признаках, подумайте о внутренней составляющей.

Описания бывают разными.

Действительно, сочинения-описания могут быть разными. К примеру,

Научно-деловые и технические описания обычно детальны и изобилуют специальными терминами. В таких сочинениях отсутствуют эмоции, тогда как художественные описания должны быть эмоциональными.

Источник

Урок развития речи «Описание предмета» (5 класс)

Урок развития речи «Описание предмета» 5 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок обучающего сочинения.

Уровень подготовки класса : высокий.

​  повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;

​  познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях;

​  показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;

​  познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;

​  показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета.

​  совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;

​  формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;

​  формировать умение отличать художественное описание от научного;

​  учить рецензировать написанное;

​  формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

​  развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;

​  воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.

II. Объяснение нового материала:

Организация восприятия темы:

1.​ Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.

2.​ Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?

3.​ Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?

4.​ На какой вопрос отвечают описательные тексты?

5.​ Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?

6.​ Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?

7.​ А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):

Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.

Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта «На волчьей шубе».

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней»

Вопросы после прослушивания текста:

1.​ О чем говорится в этом тексте?

2.​ На сколько частей по содержанию он распадается?

3.​ О чем говорится в первой части?

С какой основной мыслью описывает автор волчью шубу? (Показать причудливость, необычность этой вещи).

Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).

1.​ Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).

2.​ Основная часть (Какой:. по форме, величине, цвету, материалу, назначению:?)

3.​ Концовка (отношение).

Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.

Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.

Вопросы после чтения текста:

1. Какие признаки часов описывает автор? (в процессе обсуждения этого вопроса учитель на доске, а дети в тетрадях пополняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу. ).

2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.

3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, но и показывают, что автор удивлен, поражен их размером.

Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?

Вопросы после чтения текстов:

2.​ Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.

4.​ Почему таких слов нет во втором тексте?

5.​ Назовите сведения из текста В. Солоухина, которых нет и не может быть во втором описании. Почему?

Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?

Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.

Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.

Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Это не заяц, а чудо! Этого зайца мне подарил папа. Заяц похож на белый комочек.

Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:

а) исключение повторяющегося слова;

б) замена местоимением;

в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.

Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.

Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.

1.​ Из каких частей состоит описание?

2.​ О чём говорится в первой части?

5.​ Чем художественное описание отличается от научного?

Упр. 296. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему «Моя любимая игрушка», «Самый дорогой подарок» и т. п.

Источник

Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов

Что такое описание предмета. Смотреть фото Что такое описание предмета. Смотреть картинку Что такое описание предмета. Картинка про Что такое описание предмета. Фото Что такое описание предмета Журавлева Анна
Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов

Описание – особый вид связной речи. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предмета (формирование лексического и грамматического базиса связной речи, формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков – микротем) закрепление полученных навыков составления рассказа–описания, усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Рекомендуются упражнения:

1. Узнавание предмета по его описанию (используется материал лексических тем, дидактические игры, игрушки и муляжи предметов)

2. Сравнение предметов по основным признакам (предварительно уточняются понятия формы, цвета, и других отличительных признаков) Прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы. Эту задачу удобнее всего решать на занятиях типа «Я начну, а вы продолжайте.» Успех занятий во многом обуславливается правильным подбором игрушки (она должна привлекать своей необычностью, образностью.) Игрушку показать детям за 5-7 минут до начала занятия. Тогда они получают возможность хорошенько рассмотреть предмет, открыть для себя, его особенности. Это существенный момент, так как ребенок уже вызванный рассказывать, не должен брать игрушку. Она будет отвлекать малыша, мешать сосредоточиться.

Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким- либо одним признаком, например, пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи и т. д). Перед составлением описания все предметы называются. Педагог обращает внимание детей на различие предметов по внешнему виду. Это облегчает детям выделение существенных признаков предметов и способствует закреплению соответствующих обобщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребенком. В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один- два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.)

Прием параллельного описания двух предметов: кошки и собаки.

3.Составление описаний по вопросам педагога. Подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками. Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка. План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). С детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному требования тоже разные. Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.

4. После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала лексических тем). Условные символы показываются по ходу составления рассказа–описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом–схемой. Обучение рассказыванию о предметах и игрушках целесообразно осуществлять с помощью дидактических игр «Мастерская игрушек», «Выставка автомобилей», «Демонстрация моделей одежды». Игры предполагают соблюдение определенных правил. Так, если ребенок не справился с заданием или плохо подготовился к ответу, у него не принимают заказ (ему не продают игрушку, его переводят из группы экскурсоводов в группу учеников экскурсовода и т. п.)

5. Эффективен прием составления писем. Эти виды работ необходимо чередовать. Игру 1-2 раза проводят как самостоятельное занятие, а в дальнейшем – как 5-6 минутную часть занятия.

Прием составления писем обычно используется при обучении рассказыванию из коллективного опыта. Но он оправдывает себя и при составлении описательных рассказов. Целесообразно предложить детям переписываться с детским садом города иной климатической зоны. Начало письма педагог составляет заранее, дети дают подробные описания животным, птицам, игрушкам и т. д. Педагог записывает рассказы детей и в конце занятия зачитывает их, а дети выбирают наиболее удачные.

6. По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого объекта рекомендуется вводить новые виды работ: описание предмета по памяти на основе впечатлений, полученных при посещении, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Темы: Моя любимая игрушка. Маша заблудилась.

По собственному рисунку. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами. Затем они размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываниям детей.

Что такое описание предмета. Смотреть фото Что такое описание предмета. Смотреть картинку Что такое описание предмета. Картинка про Что такое описание предмета. Фото Что такое описание предмета«В мире опасных предметов». Мероприятие по пожарной безопасности для дошкольников Игровое моделирование «В мире опасных предметов». Мероприятие по пожарной безопасности для дошкольников. Цель: формирование представлений.

Что такое описание предмета. Смотреть фото Что такое описание предмета. Смотреть картинку Что такое описание предмета. Картинка про Что такое описание предмета. Фото Что такое описание предметаФоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в «виртуальном детском саду». На сегодняшний.

Что такое описание предмета. Смотреть фото Что такое описание предмета. Смотреть картинку Что такое описание предмета. Картинка про Что такое описание предмета. Фото Что такое описание предметаМастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком» Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Что такое описание предмета. Смотреть фото Что такое описание предмета. Смотреть картинку Что такое описание предмета. Картинка про Что такое описание предмета. Фото Что такое описание предметаФотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Что такое описание предмета. Смотреть фото Что такое описание предмета. Смотреть картинку Что такое описание предмета. Картинка про Что такое описание предмета. Фото Что такое описание предметаИгра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Что такое описание предмета. Смотреть фото Что такое описание предмета. Смотреть картинку Что такое описание предмета. Картинка про Что такое описание предмета. Фото Что такое описание предметаИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Описание предмета»

Конспект урока русского языка по теме:

Обучающие цели урока:

Познакомить детей с описанием как типом речи, его композиционной схемой.

Формировать умение у обучающихся создавать собственные тексты описания.

Развивающая цель урока:

Развивать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения.

Воспитательная цель урока:

Формирование интереса к изучению предмета.

На уроке реализуются межпредметные связи с МХК и литературой.

Формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная.

Здравствуйте, ребята! Статистики подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. А для чего люди общаются?

О: передача информации, знаний и т.д.

-Верно. Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди. В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение.

— Познакомимся с ними поближе. У вас на партах лежат рабочие листочки, сегодня на уроке вы будете выполнять задания в них, я сделала для Вас теоретическую справку. Прочитаем ее. Пользуясь теоретической справкой, выполним задание №1.

Повествование – тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Описание – тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Рассуждение – тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Задание1: Заполните таблицу.

— Молодцы. Попробуйте определить, о каком типе текста идет речь.

1. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.(повествование)

2.Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков. (рассуждение)

На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К. Паустовскому) (описание)

Ребята, а что вообще можно описать?

-Даже такой предмет, как любимая игрушка.

Давайте прочитаем небольшой текст о моей любимой игрушке.

Слайд №1 (Читает один ученик)

Эта кукла появилась в нашей семье много лет назад. Ее мне подарил дядя. Подарил просто так, чтобы доставить радость ребенку.

Кукла хранится в моей семье уже около 30 –ти лет. Я ее очень сильно люблю.

Я назвала этот отрывок текстом. Вы со мной согласны?

— Докажите, что перед нами текст.

Ответ: Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически.

— Каждый текст имеет свою тему, определим ее.

Ответ: описание куклы.

— К какому типу речи относится текст?

Ответ: описываются признаки куклы.

-Текст описание строится по своим законам.

— Как построено описание?

Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части. Озаглавьте каждую из них.

1 часть – Эта кукла появилась в нашей семье много лет назад. Ее мне подарил дядя. Подарил просто так, чтобы доставить радость ребенку. (предмет)

3 часть – Кукла хранится в моей семье уже более 20 –ти лет. Я ее очень сильно люблю. (авторское отношение)

— Итак, композиция текста описания имеет четкую структуру.

1. Предмет, история его появления;

3. Личное отношение к описываемому предмету.

— Верно. Посмотрим, а как описывает свою любимую игрушку К. Паустовский. Прочитаем этот текст.

Матрёшка в шали …… …. …….…… цвета стояла на письменном столе. Она была ….. ………покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто ещё пять матрёшек в ………… шалях: ……………., …………., …………., ……………….. и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в ……………… шали. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто ……….. красотой — ……….. бровями и ………………., как угли, румянцем. …………… глаза их он прикрыл такими ……………….ресницами, что ………………………………………….

— Какие слова вам были непонятны?

(смотри на доску) Записать слова.

— Докажите, что перед нами текст.

— Какова тема текста?

Ответ: описание матрешки.

— К какому типу речи относится текст? Докажите.

— Все ли композиционные части представлены в этом отрывке?

2. Описание сведено к названию элементов

— Вывод этот текст имеет ряд недостатков: в нем отсутствует элемент композиции, нет авторского отношения к описываемому.

— Восстановите и исправьте недостатки, вставьте вместо пропусков слова, с помощью которых вы выразите свое отношение к описываемому, то есть к матрешке, добавьте последний композиционный элемент.

-Заслушиваем ответы. Молодцы.

-. Посмотрим, какой увидел матрешку К. Паустовский. Сравним тексты, которые получились у нас с оригиналом.

Матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в золотой шали. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой — соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца».

И мы, Паустовский описывали одну игрушку, почему же у всех она получилась разная?

Ответ: Каждый работал с описанием, вкладывая в него свое отношение, главное в описании не назвать предмет или явление, а выразить к нему свое отношение.

-Что же является самым главным в тексте – описании?

Ответ: авторское отношение.

— Обратимся к тексту упр. 301. Прочитайте его.

К какому типу речи относится текст?

— Вам понравился этот текст?

О: Нет, он имеет недостатки

О: нарушение композиции, неоправданные повторы.

— Исправьте эти нарушения.

-Прочитайте. А теперь текст вам нравится?

— А у Вас есть любимые вещи или игрушки?

О: Композицию текста, нельзя допускать неоправданные повторы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *