Что такое описание проекта
Пример описания проекта: содержание, цели и особенности
Прежде чем начинать новый бизнес, необходимо все тщательно продумать и прописать. Для достижения данной цели необходимо разработать четкий бизнес-план. Девяносто процентов успеха новой компании зависят от того, насколько грамотно продумано описание содержания проекта. Пример должен включать в себя минимум шесть разделов.
Сущность проекта
Суть проекта: предоставление услуг по организации тематических вечеринок ИП «Машина времени». Преимуществом проекта в сравнении с конкурентами является многообразие и уникальность предоставляемых услуг, узкая специализация. Стоимость реализации бизнес-плана составляет 127 112 руб. Финансирование проекта входит в описание бизнес проекта. Пример – полное финансовое обеспечение собственными средствами. Проект благоприятно сказывается на вопросе безработицы. Так как его введение создаст 5 рабочих мест.
Анализ рынка
Описание инновационного проекта, пример которого рассматривается в конкретной ситуации, должно содержать информацию о емкости рынка. Емкость рынка по корпоративным вечеринкам составляет примерно 24 млн. руб. Это связано с тем, что в Брянске около 200 компаний потенциально могут стать клиентами фирмы.
Рассматривая конкурентные стратегии М. Портера, следует отметить, что «Машина времени» избирает стратегию концентрации. То есть компания принимает решение конкурировать только в узком сегменте рынка, а именно заниматься проведением только тематических вечеринок. Из конкурентных стратегий Ф. Котлера, фирме подходит стратегия нишевика, так как компания специализируется на обслуживании только тех клиентов, которые желают устроить тематическую вечеринку.
В Брянске около 50 праздничных агентств, но ни одно из них не включает в перечень базовых услуг проведение тематических вечеринок. Данная услуга либо рассматривается как дополнительная, либо и вовсе не предлагается клиентам. Основным рыночным сегментом для данного предприятия выступают корпоративные и частные клиенты.
План сбыта и маркетинга
В пример описания проекта должен быть включен перечень предоставляемых услуг. В конкретном случае – это корпоративные вечеринки, детские праздники и мероприятия в честь дня рождения. Уникальность услуг (конкурентные преимущества) заключается в проведении исключительно тематических вечеринок, проработке всех мелочей и особенностей.
Ожидается, что в феврале, марте и декабре поступит наибольшее количество заказов, так как в этот период предприятия устраивают корпоративы.
План производства
Финансовый план
Важной частью, входящей в пример описания проекта, являются финансовые составляющие. Обоснование финансового плана и расчет эффективности проекта основаны на ряде допущений и прогнозе важнейших характеристик макроэкономической ситуации в России, способных оказать влияние на реализацию и результат проекта.
Дата его запуска планируется на 1.01.17 года. Расчет амортизации проводится из допущения, что оборудование амортизируется за 5-10 лет, в зависимости от его технического состояния.
Расчет затрат, связанных с выплатой налогов, осуществлялся в соответствии с текущей налоговой политикой государства. В качестве общих издержек, входящих в пример описания проекта, рассматриваются представительские расходы, арендная плата и коммунальные платежи, реклама и доставка.
Не стоит упускать описание рисков проекта. Пример требует для рассмотрения ситуации роста инфляции, кредиторской задолженности, длительность срока окупаемости.
Выводы
Рассматриваемый проект предусматривает открытие агентства по организации тематических вечеринок «Машина времени». Валовой объем продаж на последний год осуществления проекта должен составить около 7 миллионов рублей.
Инициатор проекта обладает значительным опытом работы в рассматриваемой сфере, что будет способствовать эффективной организации производства. В целом, проект оценивается как перспективный, обладающей рыночной, технологической и экономической привлекательностью.
Описание проекта
Нынешняя статья посвящена работе над описанием проекта: кто, как и почему его должен готовить
Перечислить самые существенные компоненты описания проекта несложно. В этом документе официально объявляется о запуске проекта и назначении менеджера проекта. Также в нем обычно указывается номер счета, куда поступают выделенные на проект средства. Кроме того, содержится краткая аргументация задач последнего, то есть его обоснование.
Есть у описания проекта одна любопытная особенность: составить его должен менеджер проекта, а вот подписывать предстоит тому, кто отвечает за создание и финансирование проекта. Передавать полномочия по составлению концепции и ее утверждению одному и тому же человеку – менеджеру проекта – не имело бы никакого смыла. И тем не менее описание должен составлять именно менеджер проекта, ведь для него это возможность с самого начала обозначить свое видение.
Ограничения и предположения
Помимо выше перечисленного, в описании проекта необходимо указать имеющиеся ограничения по всем предусмотренным направлениям. На начальной стадии проекта следует обозначить сроки реализации отдельных работ или отдельные статьи бюджета. В ходе планирования проекта должен быть сформулирован ряд предположений относительно доступности ресурсов, выбора поставщиков, сроков начала работ, подписания договоров и пр. Предположения вообще весьма полезны. Нам ежедневно приходится выдвигать и проверять определенные гипотезы. Встав утром с постели, мы заранее предполагаем, что в ванной исправно загорится свет, а из кранов польется вода. Чтобы успешно спланировать проект, гипотез должно быть выработано великое множество, иначе невозможно начать проект.
Заинтересованные лица – кто они?
Под подразумеваются все, кто в ходе реализации проекта что-то приобретет или, наоборот, потеряет. Если учесть все последствия, которые способен повлечь проект, то станет очевидно, что заинтересованных лиц в большинстве случаев довольно много.
Необходимо в той или иной степени отметить всех заинтересованных лиц. Основное внимание, однако, должно быть направлено на ключевые фигуры из числа заинтересованных лиц. Проблема в том, как их выбрать.
По ряду причин менеджер проекта может не захотеть контактировать со всеми главными фигурами, не говоря уже о тех, кому достались роли второго плана. Подобный подход чреват ошибками при определении содержания проекта. А ведь без адекватного понимания содержания проекта невозможно ни составить его рабочий план, ни определить стоимость и график работ, ни сформулировать его цели.
Возможный выход из положения – привлечь команду из семи – десяти человек, занятых в проекте, и воспользоваться одной из методик социометрии, известной как (The Crawford Slip).
После того как вопрос прозвучит десять раз, в распоряжении ведущего появятся от 70 до 90 карточек с ответами. Если группа подобрана хорошо (в том смысле, что в нее входят люди с различными точками зрения), вероятность того, что участники эксперимента укажут большинство заинтересованных лиц, весьма высока. Остается составить список названных персон и раздать его участникам для внесения изменений и дополнений.
Мы живем в глобальном обществе, и одно из его проявлений – возможность обсудить проблему, не вставая из-за компьютера. Недавно я получил письмо.
Мы – сторонники следующего подхода. СПОНСОР должен подготовить описание, указав на одной-двух страницах, кем, что, почему, где, когда, как и за какие деньги должно быть сделано по проекту. В дальнейшем менеджеру или команде проекта предоставляется право в рамках планирования содержания проекта и определения этого содержания подтвердить или опровергнуть приводимые спонсором факты и предположения.
Ваша точка зрения позволяет поставить вопрос достаточно неожиданно: предположим, вы – менеджер проекта и числитесь в штате компании; имеете ли вы право наложить вето на реализацию проекта? В современном мире крупного бизнеса, где репутация менеджера определяется его последним проектом, следует ли вам браться за проект, если он, по вашему глубокому убеждению, обречен на провал? Некоторые исследования показывают, что менее 60% от общего числа проектов в сфере ИТ укладываются в смету, график и перечень требований, предъявляемых заказчиком. С составлением программы проекта дело обстоит получше – здесь успех сопутствует в 80% случаев. Впрочем, это тоже не ахти какое достижение.
Со многим из вышесказанного я готов согласиться. Тем не менее считаю, что составлением описания проекта должен заниматься менеджер проекта, и никто иной.
Начнем с того, что для написания подобного документа спонсор должен обладать достаточно глубокими знаниями об управлении проектами в целом и о данном проекте в частности. Такие спонсоры – редкость, и уже поэтому разработка описания проекта – удел менеджера проекта.
Безусловно, менеджер проекта живет не в вакууме. Как только описание готово, его следует согласовать со всеми заинтересованными лицами. Для менеджера проекта это и проверка, и решающий момент. На случай, если он составил описание проекта, не отвечающее замыслам заинтересованных лиц и руководства компании, должна быть предусмотрена возможность переработки и повторного согласования документа.
Как это ни удивительно, некоторые менеджеры проектов придерживаются точки зрения, что достойны больших полномочий, чем задумано их начальством. Вот пример. Менеджер проекта отвечает за разработку новой продукции. Он же готовит описание проекта, в котором берет на себя ответственность за разработку, продажи, маркетинг продукции и т. д. Менеджеры, как правило, достаточно высоко оценивают свои возможности, иногда чрезмерно расширяя границы проекта. Чтобы исключить подобные случаи, необходимо пересматривать описание проекта.
Хотя фактическим автором описания является менеджер проекта, документ подписывает его начальник. Это необходимо в целях контроля за деятельностью менеджера проекта, а также согласования и утверждения документа всеми заинтересованными лицами. В число заинтересованных лиц, безусловно, входит и руководство компании – заказчика проекта.
Я считаю, что если подготовка описания проекта идет вышеуказанным образом, менеджер получает широкие возможности для самовыражения (естественно, в разумных пределах). В то же время заинтересованные лица проекта могут изучить документ и внести в него необходимые поправки.
Автор: Майк Ньюэлл
Источник: Журнал “Директор ИС”, #02, 2001 год
Описание проекта
Майк Ньюэлл, PSM Consulting
Перечислить самые существенные компоненты описания проекта несложно. В этом документе официально объявляется о запуске проекта и назначении менеджера проекта. Также в нем обычно указывается номер счета, куда поступают выделенные на проект средства. Кроме того, содержится краткая аргументация задач последнего, то есть его обоснование.
Есть у описания проекта одна любопытная особенность: составить его должен менеджер проекта, а вот подписывать предстоит тому, кто отвечает за создание и финансирование проекта. Передавать полномочия по составлению концепции и ее утверждению одному и тому же человеку — менеджеру проекта — не имело бы никакого смыла. И тем не менее описание должен составлять именно менеджер проекта, ведь для него это возможность с самого начала обозначить свое видение.
Ограничения и предположения
Помимо выше перечисленного, в описании проекта необходимо указать имеющиеся ограничения по всем предусмотренным направлениям. На начальной стадии проекта следует обозначить сроки реализации отдельных работ или отдельные статьи бюджета. В ходе планирования проекта должен быть сформулирован ряд предположений относительно доступности ресурсов, выбора поставщиков, сроков начала работ, подписания договоров и пр. Предположения вообще весьма полезны. Нам ежедневно приходится выдвигать и проверять определенные гипотезы. Встав утром с постели, мы заранее предполагаем, что в ванной исправно загорится свет, а из кранов польется вода. Чтобы успешно спланировать проект, гипотез должно быть выработано великое множество, иначе невозможно начать проект.
Заинтересованные лица — кто они?
Под «заинтересованными лицами» подразумеваются все, кто в ходе реализации проекта что-то приобретет или, наоборот, потеряет. Если учесть все последствия, которые способен повлечь проект, то станет очевидно, что заинтересованных лиц в большинстве случаев довольно много.
Необходимо в той или иной степени отметить всех заинтересованных лиц. Основное внимание, однако, должно быть направлено на ключевые фигуры из числа заинтересованных лиц. Проблема в том, как их выбрать.
По ряду причин менеджер проекта может не захотеть контактировать со всеми главными фигурами, не говоря уже о тех, кому достались роли второго плана. Подобный подход чреват ошибками при определении содержания проекта. А ведь без адекватного понимания содержания проекта невозможно ни составить его рабочий план, ни определить стоимость и график работ, ни сформулировать его цели.
Возможный выход из положения — привлечь команду из семи — десяти человек, занятых в проекте, и воспользоваться одной из методик социометрии, известной как «карточки Кроуфорда» (The Crawford Slip).
Суть этой методики в следующем. Каждому участнику мини-исследования раздается по десять карточек (для этого вполне подойдет обычная бумага для записок). Ведущий задает вопрос: «Назовите самое важное для проекта заинтересованное лицо». Все респонденты должны записать наиболее, по их мнению, подходящую кандидатуру. При этом никакого обмена мнениями не должно быть. Ведущий делает небольшую паузу, после чего вопрос повторяется. Участник не может называть одну и ту же персону несколько раз.
После того как вопрос прозвучит десять раз, в распоряжении ведущего появятся от 70 до 90 карточек с ответами. Если группа подобрана хорошо (в том смысле, что в нее входят люди с различными точками зрения), вероятность того, что участники эксперимента укажут большинство заинтересованных лиц, весьма высока. Остается составить список названных персон и раздать его участникам для внесения изменений и дополнений.
Мы живем в глобальном обществе, и одно из его проявлений — возможность обсудить проблему, не вставая из-за компьютера. Недавно я получил письмо.
В своей статье Вы затронули интересный вопрос: должен ли менеджер отвечать за подготовку описания проекта? Опираясь на свой опыт, говорю решительно «нет». Почему? Потому что в этой схеме спонсор проекта лишен возможности сформулировать, что он в конце концов хочет получить.
Мы — сторонники следующего подхода. СПОНСОР должен подготовить описание, указав на одной-двух страницах, кем, что, почему, где, когда, как и за какие деньги должно быть сделано по проекту. В дальнейшем менеджеру или команде проекта предоставляется право в рамках планирования содержания проекта и определения этого содержания подтвердить или опровергнуть приводимые спонсором факты и предположения.
На сегодня мнения наших клиентов разделились. Одни полагают, что описанием проекта должен заниматься менеджер проекта, другие придерживаются точки зрения, что это обязанность представителя спонсора. Исходя из наших наблюдений, в тех случаях, когда авторство описания проекта принадлежит спонсору, проекты получаются лучше. Почему? Если менеджер проекта играет роль своего рода «адвоката дьявола», ему легче обнаружить ошибки, способные привести к неудаче. Также исключается ситуация, при которой менеджеру проекта будет передана к исполнению сырая или заведомо порочная идея спонсора. Вы считаете, что менеджер проекта должен играть основную роль при подготовке его описания; при этом подразумевается, что менеджер проекта способен заставить лицо, принимающее решения, внести изменения в свой вариант этого документа до начала работ. Наш опыт свидетельствует о том, что этого не происходит. Как раз наоборот — руководитель занимается подготовкой описания собственного проекта, а об объективности зачастую забывают.
Ваша точка зрения позволяет поставить вопрос достаточно неожиданно: предположим, вы — менеджер проекта и числитесь в штате компании; имеете ли вы право наложить вето на реализацию проекта? В современном мире крупного бизнеса, где репутация менеджера определяется его последним проектом, следует ли вам браться за проект, если он, по вашему глубокому убеждению, обречен на провал? Некоторые исследования показывают, что менее 60% от общего числа проектов в сфере ИТ укладываются в смету, график и перечень требований, предъявляемых заказчиком. С составлением программы проекта дело обстоит получше — здесь успех сопутствует в 80% случаев. Впрочем, это тоже не ахти какое достижение.Со многим из вышесказанного я готов согласиться. Тем не менее считаю, что составлением описания проекта должен заниматься менеджер проекта, и никто иной.
Начнем с того, что для написания подобного документа спонсор должен обладать достаточно глубокими знаниями об управлении проектами в целом и о данном проекте в частности. Такие спонсоры — редкость, и уже поэтому разработка описания проекта — удел менеджера проекта.
Вторая причина в том, что работа над описанием проекта дает его менеджеру возможность привести проект в удобоваримое состояние. Описание — самый первый документ, с его появлением проект «оживает». Менеджер проекта должен воспользоваться ситуацией для создания благоприятных условий для реализации проекта.
Безусловно, менеджер проекта живет не в вакууме. Как только описание готово, его следует согласовать со всеми заинтересованными лицами. Для менеджера проекта это и проверка, и решающий момент. На случай, если он составил описание проекта, не отвечающее замыслам заинтересованных лиц и руководства компании, должна быть предусмотрена возможность переработки и повторного согласования документа.
Как это ни удивительно, некоторые менеджеры проектов придерживаются точки зрения, что достойны больших полномочий, чем задумано их начальством. Вот пример. Менеджер проекта отвечает за разработку новой продукции. Он же готовит описание проекта, в котором берет на себя ответственность за разработку, продажи, маркетинг продукции и т. д. Менеджеры, как правило, достаточно высоко оценивают свои возможности, иногда чрезмерно расширяя границы проекта. Чтобы исключить подобные случаи, необходимо пересматривать описание проекта.
Хотя фактическим автором описания является менеджер проекта, документ подписывает его начальник. Это необходимо в целях контроля за деятельностью менеджера проекта, а также согласования и утверждения документа всеми заинтересованными лицами. В число заинтересованных лиц, безусловно, входит и руководство компании — заказчика проекта.
Я считаю, что если подготовка описания проекта идет вышеуказанным образом, менеджер получает широкие возможности для самовыражения (естественно, в разумных пределах). В то же время заинтересованные лица проекта могут изучить документ и внести в него необходимые поправки.
Описание проекта
Проект может существовать в двух формах:
1. Как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории.
2. Как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
Каждое слово, используемое в названии проекта, должно давать максимальную информацию.
Направление реализации проекта
Ф. И.О. руководителя проекта
Адрес электронной почты
Предполагаемый уровень охвата территории при реализации проекта. Включает в себя масштаб реализации проекта: федеральный, окружной или региональный, а также указание наименования субъектов Российской Федерации, городов или населённых пунктов, в которых будет реализовываться проект.
Сроки реализации проекта
Начало реализации проекта
Окончание реализации проекта
Полная стоимость проекта
1. Краткая аннотация
(не более 0,3 страницы)
Аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте, это изложение проекта, повторяющее все части полной заявки (по 1-2 предложения на каждую часть). Из аннотации должно быть обязательно видно: кто будет реализовывать проект, проблемы, на решение которых он направлен, задачи, целевая группа, с которой вы намерены работать, но и это еще не всё. Необходимо отразить, каким образом, и какими методами вы намереваетесь его реализовывать. Какой получите результат. Как будете продолжать реализовывать проект в дальнейшем, когда закончится финансовая поддержка
Структурно аннотация должна быть поделена на следующие разделы:
— Актуальность рассматриваемого проекта (решаемой проблемы);
— Пути решения проблемы (необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы);
— Результаты (в данном разделе представляются количественные или качественные результаты реализации проекта);
— Вывод (в заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы).
Краткая аннотация не содержит детального описания целей и задач проекта, количественных показателей и сроков реализации проекта. Данные критерии описываются в последующих графах.
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект
Опишите конкретные проблемы, решению/снижению остроты которых посвящен проект. Каждая проблема должна быть решаема в рамках проекта и носить конкретный не глобальный характер. Дайте обоснование социальной значимости и остроты каждой проблемы в настоящее время, ссылайтесь на факты и статистические данные, мониторинг проблемного поля, результаты опросов (анкетирований), которые вы провели. Укажите возможные качественные/количественные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта, основываясь на результатах ваших предыдущих проектов и деятельности.
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект
Как правильно сформулировать цель проекта?
Целями проекта являются:
• продукт, который следует произвести;
• услуга, которую следует оказать;
• результат, которого следует достичь.
Цель проекта – разрешить указанную проблему, она должна быть достижима в принципе, а так же в обозначенные сроки и при тех затратах, которые указаны в бюджете. Цель проекта – это получение ожидаемых изменений ситуации в обществе в результате выполнения проекта.
При формулировки цели опирайтесь на стандарт постановки целей, который задает требования к эффективно сформулированной цели, т. е. на SMART-анализ.
S – Specific (специфичность – уникальность). Цель нужно описать простыми словами, чтобы была понятна уникальность проекта. Необходима конкретика, чтобы можно было сравнить результат проекта с целью.
M – Measurable (измеримость). Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было контролировать процесс достижения результата.
A – Appropriate (уместность). Цель должна быть уместной, актуальной в данное время и соответствовать стратегическим задачам и перспективам организации.
R – Realistic (реалистичность). Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации и техническим прогрессом. Например, торговать фейерверками на солнце не реалистично.
T – Time bound (ограниченность во времени). В цели указываются временные рамки проекта, то есть дата начала и окончания проекта.
Что такое задачи проекта?
Задачи — конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую вы описывали в разделе «Описание проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления Вашего проекта. Из правильно поставленных задач достаточно легко сформулировать результаты, подтверждающие достижение цели.
Задачи должны быть логически и эмпирически направлены на достижение этой цели. Что еще более важно, задачи должны быть напрямую связаны с эффективным осуществлением деятельности по проекту.
Раздел по задачам в заявке является первым этапом (уровнем), на котором эксперт уже ожидает увидеть определенную степень точности, ясности и измеряемости. Если формулировка задач нечеткая, выражена общими словами, построена недостаточно логично, и вообще выполнение задачи не может быть никоим образом оценено, эксперт может принять решение вернуть заявку без дальнейшего анализа.
1. Выявление и анализ ресурса
2. Создание продукта (услуги)
3. Продвижение продукта (услуги)
4. Приращение, прибавление стоимости ресурса
5. Накопление, выявление новых ресурсов
5. Методы реализации проекта
(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)
В данном разделе описывается то, что именно заявитель планирует сделать, чтобы выполнить задачи. Методы – это пути и способы достижения цели: Кто? Когда? Где? Как? В какой последовательности? Что делает?
Виды деятельности могут включать такие знакомые пункты как:
— разработка образовательной программы;
— поиск партнеров;
— разработка и выпуск печатной продукции,
— проведение конференций,
— разработка сайта, и т. д.
Наиболее важный вопрос — имеют ли предложенные виды деятельности четкую и возможную причинную связь с поставленными задачами. Эксперт должен суметь найти в заявке подтверждение следующему: Если проводится деятельность А, то задача Б будет выполнена.
Количество методов реализации проекта не ограничено (описываются пункты календарного плана)
7. Календарный план реализации проекта
(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)
Основная цель планирования заключается в разработке плана проекта.
С учетом уточненных целей определяется объем и виды предстоящих работ – тех видов деятельности, которые необходимы для достижения конкретных результатов (конечных продуктов нижнего уровня).
На всех стадиях проектирования производится многократное уточнение планов путем перехода от более укрупненного описания предстоящих работ к более детальному. Затем производится оценка длительности планируемых работ и составляется календарный план-график, содержащий сведения о работах, последовательности и времени их выполнения.
8. Ожидаемые результаты
(Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе)
В этом разделе должна содержаться конкретная информация (с указанием количественных и качественных показателей) о результатах проекта.
Данный раздел содержит подразделы:
— качественные показатели – те качественные позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта (например, уровень знаний участников проекта).
Так, с помощью ожидаемых результатов можно проверить достижимость и правильность постановки любой цели.
(указать подробно количественные результаты)
(указать подробно качественные изменения)
(укажите опыт проектной группы в реализации данного или аналогичных проектов)
10. Резюме основных исполнителей проекта
(Описание функциональных обязанностей и опыта работы основных исполнителей проекта )
11. Информация об организациях, участвующих в финансировании проекта
(укажите наименование организаций, участвующих в финансировании проекта с указанием их доли, а также информацию об организациях, в которых запрашивались средства на реализацию проекта)
13. Дальнейшая реализации проекта
(укажите источники финансирования проекта после окончания средств гранта – если планируется)
Источники финансирования продолжения проекта после окончания средств гранта (если продолжение планируется)
Содержимое раздела объясняет, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.
Если проектом не предполагается продолжения деятельности по завершении проекта, нужно показать, как будут использованы знания, опыт, как изменившаяся ситуация повлияет на целевую группу и т. д.
Рекомендуемый объем: 0.5-1 стр.
14. Детализированная смета расходов
(подробно указываются все расходы. Включаются только запрашиваемые средства гранта)
Заключительным этапом разработки проекта является подготовка бюджета (сметы расходов). Определяющим фактором при бюджетировании является оптимальность финансирования, соответствие заложенных финансовых затрат мероприятиям, запланированным в ходе реализации проекта. Составление бюджета может быть творческим процессом, однако должно основываться на реалистичных предположениях. На данном этапе на основе разработанного реального календарного план-графика рассчитывается стоимость проекта с указанием всех расходов по проекту. В смету включаются не только прямые расходы на закупку необходимых материалов, инвентаря и т. д., но и предполагаемые средства на оказание услуг (изготовление печатной продукции, приобретение канцелярских принадлежностей, услуги привлеченных специалистов, транспортные расходы и т. д. – каждая категория расписывается детально, если канцелярские товары, то прописывается каждая позиция: ручки, карандаши, количество штук и стоимость).