Что такое описание рабочего места
Примерное описание рабочего места
— оснащенная необходимыми основными и вспомогательными средствами;
— определенная на основании трудовых и иных норм;
— закрепленная за одним или группой работников для выполнения определенных производственных задач.
Мое рабочее место было оснащено:
1. Рабочий стол. Рабочий стол отвечал современным требованиям эргоэкономики и позволял удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы. Поскольку работа сочетает в себе работу за компьютером и бумажную, то стол, помимо места для монитора, клавиатуры, системного блока, содержал еще и дополнительные полочки, ящики, чтобы не загружать бумагой рабочее пространство стола. Высота стола была в пределах от 680 до 800 мм. Рабочая поверхность стола не имела острых углов и краев. Быстрое и точное считывание информации обеспечивалось при расположении плоскости экрана ниже уровня моих глаз, предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда (нормальная линия взгляда 15 градусов вниз от горизонтали).
2. Рабочее кресло. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Для этого необходимо чтобы у кресла была упругая спинка анатомической формы, которая уменьшит нагрузку на позвоночник. Мое кресло имело ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм. Кресло имело возможность регулировки высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углом наклона вперед до 15 градусов и назад до 5 градусов. Кресло имело стационарные подлокотники, поверхность сиденья, спинки и подлокотников была мягкая, с нескользящим не электризующимся, воздухонепроницаемым покрытием, легко очищаемым от грязи.
3. Персональный компьютер. Монитор должен располагаться на рабочем столе прямо, и удален от глаз минимум на 50-60 см. Клавиатура должна располагаться в 10-15 см от края стола. Экран моего монитора находился на оптимальном расстоянии от глаз, что составляло 600-700 мм. Клавиатура располагалась на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края стола.
4. Набор канцелярских принадлежностей.
5. В помещении находилась аптечка первой медицинской помощи, углекислотный огнетушитель для тушения пожара.
Характеристика рабочего места
Характеристика рабочего места не является официальным документом, однако она довольно часто востребована в кадровом делопроизводстве. Она может потребоваться для оформления работником инвалидности или при составлении проекта рабочего места. В разных ситуациях документ может иметь свои особенности составления. При этом утвержденной формы такого документа нет и компании могут самостоятельно разработать ее и утвердить в своих локальных нормативных документах. В статье рассмотрим, для чего нужна характеристика рабочего места, как ее составить, а также приведем ее образец.
Что такое характеристика рабочего места
Характеристика рабочего места представляет собой документ, который составляется по условиям производственной деятельности. Такой документ может потребоваться в случае необходимости пройти работнику медэкпертизу для установления инвалидности, в случае прохождения аттестации студентами или при повышении квалификации сотрудников. Несмотря на то, что такое понятие, как «характеристика рабочего места» в нормативных правовых актах не используется, его довольно часто можно встретить в региональных или отраслевых нормативных документах.
Когда нужна характеристика рабочего места
Если работнику требуется экспертная оценка для определения степени утраты работоспособности или для определения недееспособности, а также для установления инвалидности, то может потребоваться справка с описанием его рабочего места. Кроме того, данный документ также может понадобиться при аттестации работника, либо в случае подбора персонала. Также характеристика рабочих условий может пригодиться во внутреннем делопроизводстве. В этом случае в документе указывается информация о личных рабочих местах работниках, а также о коллективном рабочем месте. В справке довольно подробно описывается рабочее место, а также его месторасположение и оснащенности (Читайте также статью ⇒ Как оформить дистанционно работника).
Важно! Обязательным такой документ, как характеристика рабочего места, является для работников медучреждений. Она необходима для прохождения сотрудниками обучения или повышения квалификации.
Как описывается рабочее место
Характеристика рабочего места имеет свободную форму, но при ее составлении следует соблюдать правила кадрового делопроизводства. Оформляется справка на фирменном бланке компании и содержит следующее:
Реквизиты характеристики с места работы | Что указывается |
Сведения о работодателе | Организационно-правовая форма компании, ее наименование и адрес регистрации. Также может указываться фактический адрес компании. |
Сведения о работнике | Данные паспорта, должность работника, его стаж работы |
Сведения о характере работы | Указываются сведения, которые отражают нагрузку на опорно-двигательный аппарат работника, а также на иные его функциональные системы |
Рабочее время | Продолжительность рабочего дня, включая число и время перерывов |
Гигиенические особенности работы | Степень и уровень загрязнения, шума, температурный режим |
Производительность | Например, в количественном выражении (кол-во продукции за ед. времени), либо эффективность работы сотрудника |
Мероприятия по снижению уровня вредности условий труда, а также облегчению работы | Указывается, например: · устранение воздействия вредных факторов; · снижение механических шумов, вибраций, излучений; · внедрение средств защиты от негативного воздействия. |
Если характеристика составляется для поиска и принятия соискателя, то в ней указываются общие характеристики помещения и трудового места. Указывается следующее:
Важно! Справку подписывают лица, составившие и оформившие данный документ. А готовую характеристику утверждает руководитель компании. Заверяется документ подписью и печатью организации (при ее наличии).
Характеристика рабочего места для оформления инвалидности: образец
Для того, чтобы гражданин мог оформить инвалидность, ему нужно обратиться в территориальное бюро медико-социальной экспертизы с заявлением. При этом ему потребуется собрать некоторый перечень документов, в числе которых также будет присутствовать характеристика рабочего места. Характеристика в числе прочих документов имеет особую важность, так как позволяет определить возможность работы обратившегося. Данный документ выдает работодатель, он имеет вид справки. Составить справку может отдел кадрового делопроизводства, а подписать руководитель. Заполняется документ специально для медико-социальной экспертизы. Бланк данного документа законодательно не утвержден, поэтому оформить его можно в произвольной форме. При составлении справки следует указать следующее: особенности работы, график работы, степень тяжести, уровень вредности условий труда.
Важно! Если справка требуется для оформления инвалидности, то в ней указываются паспортные данные сотрудника, его образование и квалификация.
В характеристике указываются личные характеристики сотрудника, а также общую информацию о работодателе. Если работник получал при выполнении работы травмы, то о них также указывается в справке. Помимо этого может также указываться возможность перевода работника на иную работу, дополнительные сведения, состояние здоровья работника, а также сфера его прежней деятельности. Составляется справка в присутствии следующих служб:
Важно! В справке для МСЭ важно указать характер работы сотрудника, его график работы, а также тяжесть выполняемой работы и вредность условий труда.
Что дает характеристика рабочего места работодателю
По составленной характеристике рабочего места работодатель может проанализировать условия труда своих сотрудников и создать лучшие условия для:
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Кто может составить характеристику рабочего места? Обязательно ли это должен быть сотрудник кадрового отдела?
Ответ: Нет, не обязательно. Это может быть не только сотрудник кадрового отдела, но и иное должностное лицо, например, начальник производства или отдела.
Заключение
Таким образом, справка или характеристика рабочего места в определенных случаях может выступать как важный документ. Особенно это касается случаев оформления работником группы инвалидности. В этом случае справка ему потребуется для представления в бюро МСЭ и потребует указания не только особенностей рабочего места сотрудника, но и особенности условий его работы. Это позволит определить в будущем возможность работы сотрудника в данной должности и при данных условиях труда.
Образец характеристики рабочего места, порядок ее составления
Для каких целей подготавливается характеристика рабочего места и каков образец документа, рассказываем в этой статье.
В каких случаях нужна характеристика
Хотя документ о характеристике рабочего места в настоящее время утратил актуальность, но, тем не менее, его заполнение требуется для некоторых случаев. Перед тем как сотрудника принять на работу, работодатели предпочитают узнать информацию о соискателе, при этом читать рекомендательные письма.
Как составить документ и применять по назначению, изложено в трудовом законодательстве. Важно уяснить, что сведения, содержащиеся в характеристике, имеют статус конфиденциального характера.
Перечень случаев, когда требуется заполнение документа:
Как составить характеристику
В этом вопросе зачастую все путаются. Иными словами на врачебной комиссии бывает, нужна не характеристика места работы сотрудника, а сведения о нем самом. Формализованного документа при этом не существует, а предприятие самостоятельно может разработать и утвердить распорядительным документом.
Что указывается в разделах:
сведения о функциях, которые выполнял сотрудник на ином месте работы.
Подписывается указанный документ работником отдела кадров, утверждается начальником объекта. Если бумага будет завизирована сотрудником медучреждения, то это будет идеально. Обязательно, чтобы должность была предусмотрена в штатном расписании.
Структура характеристики
Ни одним нормативным актом форма указанного документа не утверждена, тогда администрация предприятия может ее оформить произвольно. Как правило, они оформляются на бланке организации.
В рекомендуемой структуре могут быть представлена следующая информация:
При подготовке характеристики с целью поиска новых работников для данного РМ описываются следующие нюансы:
Подписание документа осуществляется лицом, подготовившим ее, и также мед сотрудников и руководителем данного объекта.
Образец характеристики
В образце характеристики РМ сотрудника указывается следующая информация:
Подготовить характеристику бывает непросто, так как администрация предприятия имеет иные задачи, связанные с трудовой деятельностью, поэтому рекомендуется разработать форму и утвердить локальным актом.
Можно воспользоваться образцом документа, размещенным ниже:
Что дает образец характеристики рабочего места работодателю
По данной характеристике работодателю не составит труда сделать анализ рабочего места сотрудника, а также предпринять все, чтобы стремиться к лучшим результатам.
Перечень преимуществ, которые выгодны для работодателя:
Обеспечение безопасности при работе сотрудников — это приоритетная цель работодателей, выполнение которой обязательно и закреплено нормативными документами.
Характеристики условий труда для МСЭ. Образец и как заполнить сведения о характере и условиях труда, смотрите в этом видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Описание и анализ рабочего места
Проектирование рабочих мест осуществляется на основе их анализа, являющегося обязательной частью программы управления персоналом. Анализ позволяет определить содержание выполняемой работы, необходимые для этого условия, совокупность требований к исполнителю (антропометрические данные, требования физиологии, эргономики, эстетичности) и границы его ответственности.
Детализированный анализ рабочего места стали проводить с 1950 г. после Первого международного конгресса по оценке труда по следующим факторам:
¨ ответственность за технологический процесс и средства производства;
Целью анализа рабочего места является создание следующих документов:
1. Описание рабочего места (ОРМ), предполагающее перечисление видов деятельности, решаемых задач, оборудования, материалов, которые на нем используются.
Описание рабочего места включает следующие элементы:
¨ суть выполняемой работы;
¨ применяемые оборудование, технологии;
¨ характеристика процесса управления (основные функции, подчиненность, полномочия, ответственность, схема замещения должностей);
¨ необходимый уровень образования, квалификации работников;
¨ физические воздействия на организм;
¨ нагрузки на психику (обусловлены, например, монотонностью трудового процесса, необходимостью концентрировать внимание и проч.);
¨ распорядок работы и затраты времени на основные операции (могут превышать 8 ч);
¨ уровень оплаты, премии, компенсации.
Методы получения информации при составлении ОРМ:
¨ систематический опрос сотрудников и руководителей;
¨ наблюдения (дополняют опрос, чтобы предотвратить искажение информации, но не используются при изучении творческой деятельности);
Каким должно быть идеальное рабочее место: описание, практические рекомендации
Сложно переоценить роль, которую играет идеальное рабочее место в жизни каждого человека, вынужденного проводить значительную часть времени в офисе. В этом деле нет мелочей, важно абсолютно всё: выбор мебели и органайзеров, бытовой техники и декоративных элементов, а также тепло и освещение. Если вы мечтаете организовать свое пространство наилучшим образом, подборка наших советов может вам очень пригодиться. А красочные иллюстрации вдохновят и помогут всё представить наглядно.
Стены, пол и потолок
Конечно, не у всех есть возможность сделать ремонт в рабочем кабинете. Но если подобными полномочиями вы все же обладаете, продумайте всё до мелочей.
Психологи уверяют, что правильно подобранный цвет помогает создать идеальное рабочее место в офисе. Описание имеет смысл начать с разбора наименее подходящих вариантов.
Слишком насыщенные и темные цвета действуют на психику угнетающе. Они настраивают не на продуктивную работу, а на желание поскорее покинуть унылое помещение и заняться какими-нибудь более интересными, нежели работа, делами. Далеко не всем подойдут и унылые безликие белые стены. Они навевают ассоциации с больничными палатами.
Отдавайте предпочтение «вкусным» ягодным оттенкам или нежным пастельным. Потолок обязательно должен быть светлее стен, чтобы не возник гнетущий эффект нависания.
Ну а что касается пола, требование только одно, и связано оно с качеством. Покрытие не должно быть скользким или слишком рифленым. По полу должно быть удобно ходить в офисной обуви, а ножки или колесики офисной мебели ни за что не должны цепляться. Лучшим выбором может стать ламинат от 31-го класса и выше или инженерная доска. Подобные покрытия обладают высокой износостойкостью, относительно невысокой ценой, выглядят эстетично и современно.
Выбор рабочего стола
Идеальное рабочее место невозможно представить без качественного стола. Можно смело утверждать, что именно эта деталь является ключевой.
Многие компании не обсуждают с сотрудниками их предпочтения и комплектуют кабинеты по своему усмотрению. Если вам повезло больше, чем большинству современных офисных работников, к выбору мебели стоит подойти серьезно.
Стол должен быть достаточно просторным. Он должен подходить вам по высоте. Стесненная недостатком пространства поза вряд ли будет способствовать высокой продуктивности труда.
Если вам приходится работать не только с компьютером и бумагами, но и с чертежами, удобной может стать опция регулировки наклона столешницы.
Лучший стул для работы
Если опросить нескольких работающих сидя человек о том, каким должно быть идеальное рабочее место, многие из них непременно упомянут об удобном стуле. На современном рынке представлено огромное разнообразие офисной мебели, среди которого легко можно найти вариант, который подойдет именно вам.
Перед покупкой просчитайте, нужны ли вам подлокотники, не будут ли они мешать. Колеса удобны далеко не всем, однако если в вашем кабинете есть несколько единиц оргтехники, этот вариант может очень пригодиться.
Шкафы и стеллажи
Если вы планируете создать по-настоящему идеальное рабочее место, вам просто не обойтись без мебели. Вряд ли будет возможно локализовать всё необходимое на столе. Позаботьтесь об удобной этажерке, стеллаже, комоде. Вспомогательная мебель должна гармонировать с остальными элементами делового интерьера.
Организация порядка на столе
Поддерживать чистоту и гармонию помогут и настольные аксессуары. Позаботьтесь об удобном органайзере, в котором можно будет разместить всё необходимое: канцтовары, мелкую оргтехнику, запас бумаги.
Идеальный порядок на рабочем месте помогут поддержать современные офисные товары: удобные папки для бумаг, скоросшиватели, корзинки.
В одном из ящиков стола можно организовать специальную коробочку с обеденными принадлежностями. Храните в ней небольшое вафельное полотенце, пачку салфеток, небольшую солонку, емкость с сахаром, чашку, ложку, коробку с заваркой. Не будет лишним набор одноразовой посуды, ведь чашка может разбиться в самый неподходящий момент. Обязательно заведите там мыльницу, ведь моющие средства в туалетной комнате могут закончиться не вовремя. А вот съестное на рабочем месте лучше не хранить. Исключением можно считать разве что пачку диетических хлебцев.
Освещение
Профессионалы убеждены, что этот момент крайне важен. Оптимальным считается естественный свет, падающий слева. Если есть возможность, стол лучше поставить к окну, выходящему на юг или запад.
Недостаток света можно компенсировать с помощью осветительных приборов. Чтобы глаза поменьше уставали, выбирайте лампы с желтым светом, а не с белым. Он не так утомляет.
Климат
Можно поддерживать идеальные условия на рабочем месте с помощью современной техники. Здорово, если в помещении есть кондиционер, в летнюю жару он может просто спасти. Помните, что ставить стол под струю воздуха нельзя, это может привести к простудам.
Если кондиционера нет, а работать приходится даже в жару, обзаведитесь вентилятором. Кстати, если в холодное время года в помещении прохладно, можно сэкономить, купив тепловентилятор, который можно настраивать в зависимости от условий на подачу холодного или горячего воздуха.
Растения
Даже самое идеальное рабочее место в офисе может выглядеть недостаточно уютным. Добавьте парочку декоративных растений, и оно заиграет по-новому!
Бытует мнение, что лучшим выбором является кактус. Поглощает ли он на самом деле какое-либо вредное излучение – вопрос спорный. Но ясно одно: эти растения настолько непритязательны в уходе, что справиться с ним можно даже при самом напряженном графике. Очень стильно и современно смотрятся террариумы для цветов, выполненные в виде шаров или сложных многоугольников.
Организация рабочего места дома
Сегодня удаленная работа приобретает всё большее распространение. Если вы обустраиваете свое идеальное рабочее место дома, а не в офисе, оно требует не менее детальной проработки.
Желательно для работы дома иметь отдельный стол и удобный стул. Организовать работу в кухне за обеденным столом – не лучшая идея. Еще более неудобно работать на диване или в кресле. Многие из тех, кто работает дома, умудряются организовать отличное пространство на балконе, на веранде или даже в крупном шкафу.
Необходимость в собственном уютном уголке может возникнуть и утех, кто, как и многие другие, трудится в офисе, но имеет хобби. Если вы увлекаетесь рукоделием, удобный рабочий стол поможет реализовать все творческие задумки. Не менее важны органайзеры и удобные емкости для хранения материалов.
Коворкинг
Это необычное слово вошло в русский язык достаточно недавно, но само явление уже получило довольно широкое распространение. Популярность коворкинга продолжает расти. Что же это такое?
Люди, которые не имеют возможности организовать рабочее пространство дома или просто не могут сосредоточиться в окружении домочадцев, сегодня имеют возможность арендовать удобный столик и стул в помещении компании, занимающейся предоставлением услуг коворкинга. Как правило, оплата невелика, взимается почасово, а в стоимость входит не только пространство и минимальный набор мебели, но также розетка и Wi-Fi. Сосредоточиться поможет и особая деловая атмосфера, в которой не захочется отвлекаться.