Что такое описание ситуации
С чего начинать описание ситуации?
Вы начинаете описание ситуации с суждения о предмете, с которым читатель, на ваш взгляд, согласится, потому что вы рассказываете ему нечто известное. Если вы вдруг обнаружите, что не можете высказать такое суждение о предмете, значит, вы выбрали или неправильную тему изложения, или начинаете рассуждения не с того места. Вы рискуете спугнуть или вовсе потерять читателя.
Рис. 11. Определение линии ключевых утверждений в начале документа
Если вы можете обратиться в докладе или деловом письме к потенциальному читателю по имени, то определить, с чего начать, обычно довольно легко. Вы начинаете с суждения о предмете, которое самодостаточно и бесспорно. Самодостаточность здесь следует понимать как отсутствие необходимости в предыдущих суждениях или умозаключениях. А бесспорность — как обязательное или возможное согласие читателя с мыслью, высказанной в суждении.
Но если вы пишете доклад для широкого круга читателей, статью для журнала или книги, основной вашей заботой будет не столько напомнить читателю об известном вопросе, сколько обосновать важность и значение этого вопроса. В этом случае начинать гораздо труднее. Исходите из предположения, что ваш читатель умеренно информирован, и начните с объяснений, включающих уже признанные представления и знания о предмете. Организовав знакомый материал в привлекательной форме, выделив в нем те стороны, о которых читатель не подозревал прежде, вы подтолкнете его к наболевшему вопросу, обсуждению которого и посвящена ваша работа.
Ключевой характеристикой всех первых высказываний о ситуации является то, что они заставляют читателя ждать дополнительной информации. Именно поэтому их часто называют открытыми суждениями. Каждое такое высказывание как бы подводит базу для начала истории. Ниже приводится несколько типичных примеров:
• Энергоинвест обдумывает возможности экспорта алюминия с завода
в Мостаре в Циар, Чехословакия. (Доклад.)
• Каждая служба по охране здоровья испытывает нарастающее давление
со стороны сил, стремящихся сократить расходы. И ирландская служба
не исключение. (Отчет.)
• Если мы не вкладываем в наши слова какой-то особый смысл, то на сегод-няшний день нет ничего легче, чем опровергнуть старую поговорку: «Не-льзя держать хорошего человека внизу». (Книга.)
Что такое проблема?
Рис. 12. Затруднения как альтернатива стабильной ситуации
СИТУАЦИЯ | ЗАТРУДНЕНИЕ | ВОПРОС |
Обнаружена стабильная ситуация | Нечто идет неправильно Нечто может пойти неправильно | Что нам делать? Как мы можем предотвратить это? |
Нечто изменилось | Что нам следует делать? | |
Нечто может измениться | Как нам следует реагировать? | |
Вот то, что мы могли бы ожидать | Мы ожидали этого? | |
Существуют иные точки зрения | Кто прав? | |
В этом положении мы имеем три альтернативы | Что нам выбрать? |
На рис. 13 показаны некоторые Введения, случайным образом подобранные из популярных журналов. Отдельно выделили структуры этих Введений, на которые стоит обратить внимание.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГерман Шульженков
Похожие презентации
Презентация на тему: » описание ситуации, содержательный материал, по которому необходимо предложить варианты действий по проблеме. описание ситуации, содержательный материал,» — Транскрипт:
3 описание ситуации, содержательный материал, по которому необходимо предложить варианты действий по проблеме. описание ситуации, содержательный материал, по которому необходимо предложить варианты действий по проблеме. Главная задача кейса – сделать из человека лицо, принимающее решение.
4 Классификация По структуре (Структурированные, неструктурированные, первооткрывательские) По форме представления (Бумажные, видеокесы) По размеру (Полные, сжатые, мини- кейсы)
5 Кейс-стади развивает: Способность принимать решения; Умение работать в команде; Умение работать с дополнительной литературой; Умение прослеживать причинно- следственные связи;
6 Кейс-стади развивает: Аналитическое мышление; Практические навыки работы с информацией (вычленение, структурирование, ранжирование по значимости проблемы); Коммуникативную компетентность.
7 Кейс-стади и другие методы Моделирование Системный анализ Мысленный эксперимент Методы описания Проблемный метод Метод классификации Игровые методы Мозговой штурм Дискуссия
8 Источники кейсов Фактологическая база Образование Наука
10 Структура кейса Комментарий ситуации, представленный автором. Вопросы или задания для работы с кейсом. Приложения.
11 Работа с кейсом включает: 1. Знакомство с условиями (выявление проблем). 2.Анализ и решение проблем. 3.Презентацию групповых решений.
13 Цель этапа – вовлечение в анализ конкретной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления. 2. Ознакомительный этап (во время занятия)
14 3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса): Цель этапа – проанализировать кейс в группе и выработать решение.
15 4. Итоговый этап (презентация групповых решений). Цель этапа – представить и обосновать решение группы по кейсу.
18 Варианты работы с кейсом Циклическая схема Задание 1, 2 решение ситуация
19 Варианты работы с кейсом. Конфликтная схема ситуация Задание 1Задание 2Задание 3
20 Результат Результат Результат занятия с использованием кейс-стади: инструкция; программа, план действий; конкретные шаги; стратегия.
23 Пример кейса Учитель Петрова А.К. работает в школе один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить методику преподавания, установить доброжелательные отношения с коллективом сотрудников. По характеру спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в школе.
24 Однако в общении с учащимися инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму, внеклассную работу по предмету избегает вести – явно дистанцируется. С большей увлеченностью занимается оборудованием кабинета, оформлением стендов.
25 В результате учащиеся боятся обращаться к этому учителю за помощью по предмету, стесняются сообщить, что им что-либо непонятно, во время диагностики включили урок в число тех, на которых чувствуют себя некомфортно.
26 Задание: продумайте и составьте мотивационную беседу с учителем Петровой А.К. на проявление инициативы в общении с учащимися.
Что такое описание ситуации
Описание ситуации
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Например, вспомним приведенное в гл. 3 описание ситуации, когда внедрение технологии разработки длинного пласта на угольных шахтах разрушило независимые рабочие группы и лишило шахтеров близких межличностных отношений. Это пример того, как характеристики производственной ситуации и соответствующих задач могут влиять на удовлетворение потребностей. Новая технология также не давала шахтерам ощущения завершенности и содержательности выполняемой работы, потому что при новом методе каждый шахтер выполнял лишь малую часть общего процесса добычи угля. Следовательно, люди не имели возможности проявить все свои способности. В результате ухудшилась производственная дисциплина, увеличились число прогулов и текучесть рабочей силы, снизилась производительность труда. Эти проблемы исчезли сами собой, когда администрация так видоизменила производственный процесс, что технология перестала вступать в конфликт с потребностями людей. [c.364]
Если же описанную ситуацию рассматривать с точки зрения процесса наращения, то приращение капитала в 4 тыс. руб. за 5 лет составит величину /ri =13,333-4 = 9,333 тыс. руб. Найдем [c.52]
В реальной жизни две описанные ситуации нередко переплетаются, в частности, это имеет место при оценке результатов текущей, т.е. регу- [c.69]
Любая операция нуждается в информационном обеспечении, однако между приведенными двумя типами операций есть одно принципиальное различие — конфиденциальность, рассматриваемая с позиции данного предприятия. В операциях первого типа такой конфиденциальности нет по определению, поскольку сведения о каждой подобной операции, как минимум, известны второму ее участнику — контрагенту данного предприятия. В операциях второго типа конфиденциальность уже имеет место в том смысле, что информация о них доступна определенному кругу лиц внутри данного предприятия. Очевидно, что информационное обеспечение в описанных ситуациях должно быть различным по многим достаточно очевидным причинам. [c.155]
В период инфляции наблюдаются, как правило, два сопутствующих друг другу типа движения цен а) рост общего уровня цен и б) изменение их структуры, или частные колебания цен. Они происходят одновременно и являются взаимозависимыми. Однако, хотя подъем общего уровня цен и отражает совокупный результат изменения всех цен, по нему не обязательно можно судить о темпах или даже о направлении изменения цены на конкретный товар, так как последняя определяется соотношением спроса и предложения на данный товар. В период инфляции цена того или иного актива может расти быстрее или медленнее, чем общий уровень цен, или оставаться неизменной, или даже снижаться. Точно так же и изменение структуры цен может происходить при постоянном общем уровне цен, если колебания отдельных цен взаимно компенсируются. Описанные ситуации отображены на рис. 11.1. [c.330]
Влияние ценовых колебаний зависит не только от состава активов, но и от условий финансирования. Например, фирма может застраховаться от инфляции путем привлечения заемных средств. Это объясняется тем, что по кредитному договору заемщик обязан выплатить только сумму займа в текущих денежных единицах, независимо от времени погашения. Например, если предприятие возьмет в долг 1000 сроком на пять лет, в течение которых инфляция продержится на постоянном уровне 10 %, оно не понесет убытков, хотя кредитор — понесет. Выигрыш заемщика за счет кредитора в точности компенсирует убыток от вложения капитала в наличные деньги. Описанная ситуация проиллюстрирована в табл. 11.1. [c.333]
Для описания ситуаций, связанных с принятием проекта х или отказом от него, будем использовать следующие обозначения [c.72]
Интерпретация Описание ситуации по информации, поступающей от датчиков [c.210]
Общее описание ситуации [c.181]
М О U ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ (ключевые слова) = СИМПТОМЫ И ДИАГНОЗ МЕРОПРИЯТИЯ (ключевые слова) = ТЕРАПИЯ Ответственность Срок [c.203]
Однако другие экономисты отвергают данную версию, объясняя это тем, что издержки по корректировке объема депозитов не такие уж и большие и что непонятна причина, по которой стоимость увеличения пассивов существенно выше стоимости уменьшения пассивов. Они дают другое объяснение вялой динамики и асимметричности изменений процентных ставок по депозитам. Они считают теорию совершенной конкуренции неприменимой для описания ситуации на рынках ссудных капиталов и депозитов. Согласно их взглядам, банки обладают монополией на рынках ссудных капиталов и депозитов. Вместо того чтобы воспринимать ставки как нечто данное, определяемое исключительно соотношением спроса и предложения, не поддающееся контролю, банки устанавливают свои процентные ставки по ссудам и депозитам с целью максимизации прибыли. Ниже в данной главе и в главе 11 мы расскажем о монополизации банковской деятельности более подробно. [c.205]
Цель управления можно сформулировать как компромиссный выбор комбинации отклонений. Например, мы можем получить благоприятное отклонение в цене на материал за счет льготных условий закупки или наличия набора ресурсов, сберегающего общие затраты. Однако закупаемое сырье может быть несколько хуже качеством, чем обычно, а его переработка привести к большим потерям или к большим трудозатратам для соблюдения необходимого уровня качества готовой продукции. В описанной ситуации целью может стать минимизация общих производственных затрат с помощью компромиссного выбора благоприятного отклонения по цене и неблагоприятного отклонения по количеству. [c.129]
Описание ситуации и постановка задачи [c.116]
Описанные ситуации, а также все то, что изложено в предыдущих параграфах, позволяют определить основные факторы, которые, как правило, оказывают решающее воздействие на уровень продажных цен новых товаров и товаров рыночной новизны. Эти главные факторы сведены в табл. 5.1. [c.104]
Короче говоря, традиционная теория утверждает, что соглашение между предпринимателями и работниками определяет реальную заработную плату и если при этом предположить свободную конкуренцию между предпринимателями и отсутствие ограничительных соглашений между работниками, то последние могут при желании привести свою реальную заработную плату в соответствие с предельной тягостью труда при данном уровне занятости, который зависит от спроса на рабочую силу, предъявляемого предпринимателями при данной заработной плате. Если же описанная ситуация нереалистична, то нет оснований предполагать существование тенденции к равенству между реальной заработной платой и предельной тягостью труда. [c.5]
Напишите краткое описание ситуации и задач, для которых требуется творчество. Прилагаемый к тексту визуальный образ поможет группе сосредоточиваться на целях, не прерывая состояние для чтения. Картинки можно наблюдать периферийным зрением. [c.239]
Представьте себе такую аналогию два кадета учатся в Вест-Пойнте, уважаемой военной академии, изучая одни и те же предметы, от истории до стратегии и умения командовать. Но вы не можете знать, кто из них будет лучше вести себя под огнем до тех пор, пока они не окажутся на поле битвы. На эмоциональном уровне торговля подобна описанной ситуации. Вы можете выбирать точки покупки и продажи, глядя на график или наблюдая рынок в режиме реального времени. И все же вы не будете знать, как вы справитесь с эмоциональным и психологическим давлением торговли, пока не вложите в сделку свой капитал, и затем успешно совершите умственное переключение, чтобы сосредоточиться на торговле, а не на деньгах. [c.118]
Я придумал индикатор для каждой из возможных комбинаций, для удобства описания ситуации того, что происходит на широком рынке и какова реакция «в ямах». Рассмотрим каждый из них, один за другим. Данная таблица будет удобной справочной информацией об этих четырех комбинациях [c.74]
В трех первых из четырех описанных ситуаций (пункты А, В и С) точка экстремума (максимума или минимума) не является конечной точкой фигуры Эллиота. Терминальная фигура с сегментированной пятой фазой также может завершаться ниже максимального или выше минимального уровня, если ее пятый сегмент демонстрирует потерю силы одним из трех описанных выше способов (т. е. наблюдается ситуация А, В или С). [c.215]
Предлагается в рамках описаний ситуации разработать бизнес-план организации небольшого лесопильного предприятия. Состав разделов бизнес-плана должен быть стандартным для подобных проектов, но основное внимание в соответствии с содержанием данного учебного курса должно быть уделено оценке эффективности инвестиций. Для этого рекомендуется провести следующие расчеты. [c.16]
Описание ситуации. Имеются несколько потребителей [c.53]
В описанной ситуации ключевую роль играют три параметра [c.59]
Описанная ситуация делает правомерным подход, при котором для [c.245]
Для выбора действия в описанной ситуации каждый агент должен [c.95]
Определения 3-6 показывают, что описание ситуации в содержатель- [c.100]
Описанную ситуацию можно изобразить графически [c.80]
Из анализа описанных ситуаций следует, что введение стимулов приводит к возникновению проблем. Однако так и должно быть, поскольку стимулирование преследует, как правило, достижение какой-то одной цели, а их может быть несколько. Между тем то, что является стимулом для достижения одной цели, может не являться таковым для достижения дру- [c.64]
Закончив описание ситуации, друг Эзопа спросил, нет ли у Эзопа каких-либо идей. Тот ответил, что идей нет, но есть ряд вопросов, и в частности сколько автобусов работает на линии в часы пик и сколько остановок они обслуживают. Спрашиваемый хотя и не был готов к подобному вопросу, но выразил сомнение, сможет ли Эзоп что-либо извлечь из ответа. Эзоп объяснил, что ответ позволит ему составить представление о масштабах системы. На что его друг заметил, что масштабы системы не играют роли, так как проблема возникает внутри автобуса. Эзоп согласился, но высказал предположение, что решение проблемы может находиться за пределами автобусного салона. [c.100]
Описание ситуации. Практическая разработка коммуникационного плана по преодолению конфликта. В январе 1996 г. руководство одного из крупнейших российских банков (далее — банк) приняло решение об оптимизации внутренних ресурсов. В частности, планировались увольнение большого числа сотрудников (до 300 человек) и упразднение одного из управлений банка. Необходимость подобных шагов была продиктована прежде всего тем, что в период бурного роста числа коммерческих банков в России в 1992—1993 гг. банком проводилась кадровая политика, направленная на привлечение большого числа специалистов, способных обеспечить банку занятие определенных ниш на рынке банковских услуг. К концу 1995 г. ситуация в банковском секторе экономики страны стабилизировалась, четко обозначились сферы влияния крупных, средних и малых банков, значительно замедлились темпы роста числа новых банков, а финансовые кризисы 1994 г. ( черный вторник ) и 1995 г. (августовский кризис на рынке межбанковских кредитов) еще сильнее показали приоритеты и направления деятельности банков, укрепив позиции одних и практически полностью вытеснив с рынка других. Все это явилось причиной того, что к определенному моменту банк перестал нуждаться в услугах значительного числа специалистов. [c.500]
Потенциальных иностранных инвесторов настораживает и тот факт, что даже наш отечественный капитал направляется преимущественно в сферу обращения и финансов, не проявляя интереса к инвестиционным проектам. Большие масштабы приобрело так называемое бегство капиталов из России за границу. Описанная ситуация характерна и для Башкирии. [c.332]
Отчет должен быть хорошо структурирован. Это означает, что разные диагностические работы и их результаты описываются в разных разделах. В каждом таком разделе представлено описание работ, цель их проведения, последовательность выполнения, перечень основных показателей, с помощью которых дается оценка или описание ситуации и их важность, раскрывается смысл каждого показателя и влияние на достижение предприятием успеха. Обязательно указывается, насколько точна полученная информация и можно ли ей доверять при принятии важных управленческих решений. [c.102]
В настоящее время в литературных источниках изложен ряд методических положений, способствующих решению задач определения требуемого объема перевалочных нефтебаз. В основном эти положения сводятся к двум принципиальным методам, первый из которых основан на использовании зависимостей между величиной запаса нефтепродуктов и грузооборотом нефтебаз второй (метод интегральных кривых) характеризует математически описанные ситуации поступления нефтепродуктов в ре-зервуарный парк и выбытия их для последующей отгрузки. Однако ни один из этих методов не дает технико-экономического решения, которое отвечало бы минимуму издержек при хранении и перевалке нефтепродуктов и не позволяет заранее ответить на вопрос, достаточен ли рассчитанный запас и объем резервуарного парка для обеспечения бесперебойной работы нефтебазы и удовлетворения спроса на нефтепродукты. [c.186]
Описанная ситуация является типичной для большинства задач, возникающих при конструировании машин. Подобно тому, как требования машиностроитель- ного веса и стоимости изготовления машин противоречат требованиям их надежности, так и во многих других задачах условия производства машин вступают в противоречие с условиями их эксплуатации. Требования производства и эксплуатации можно представить в виде двух сторон треугольника (фиг. 5). И так же как две стороны не определяют треугольник, так и требования производства и эксплуатации сами по себе, взятые изолированно, не определяют конструкцию машины. Третьей стороной, определяющей конструкцию машины, [c.29]
Следует отметить, что не всякие два возможных решения х их» связаны соотношением х >х х»> либо соотношениемх» х х>-Иначе говоря, не из любой пары решений ЛПР может сделать окончательный выбор. Вполне могут существовать такие пары, что ЛПР не в состоянии отдать предпочтение какому-то одному решению этой пары, даже если это пара различных решений. Описанная ситуация вполне соответствует реальному положению вещей. Более того, если бы от ЛПР требовалась способность в произвольной паре возможных решений уметь определять решение, более предпочтительное по сравнению с другим, то в таком случае теория, построенная на указанном жестком требовании к ЛПР, не представляла бы практического интереса. Подобные всемогущие ЛПР в жизни встречаются крайне редко [c.21]
Ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние. Описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству. Команда управления [c.48]
Базовый минимум понятий
БАЗОВЫЙ МИНИМУМ ПОНЯТИЙ
ПО КУРСАМ «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ» и «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»
Понятия как опоры мышления
Вывод: понятия есть опоры для мышления, для движения мысли. Есть опоры – легче двигаться. Если опоры верно поставлены – можно двигаться в правильном направлении и придти к желаемому результату.
Цель автора данной работы – изложить понятия, являющиеся опорными для мышления любого специалиста. Но особенно важны они для Управляющего – человека, принимающего решения, от которых зависит работа других людей. Если Управляющий использует нечеткие понятия, то он сам не всегда понимает, что нужно сделать, и своим подчиненным свое видение ситуации или свои решения донести не сумеет точно. А потом будет удивляться – почему меня так неправильно поняли!
Цель автора данной работы – изложить опорные понятия разумного управления максимально точно и ясно. В тех случаях, когда излагаемое понятие вам не ясно – проясните его, перечитайте текст выше или задайте вопрос автору пособия. Ваша цель – усвоить данные понятия для того, чтобы можно было их использовать для понимания окружающего Мира и проведения разумных изменений в нем.
С вопросами и пожеланиями можно обратиться к автору:
e-mail:*****@***ru тел. +987 Валерий Павлович Гальетов.
Как работать с пособием
Каждый параграф обозначен цифрой. За названием понятия идут вопросы. Их можно использовать несколькими способами.
Первый способ: студент сам отвечает на вопросы, ищет ответы у себя, в литературе, в Интернет, у опытных специалистов и руководителей. Это самый продуктивный путь образования студента.
Второй способ: студент изучает ответы автора пособия и сопоставляет со своим опытом, с опытом других людей. На основе такого сопоставления у студента вырабатываются его собственные понятия.
Третий способ: студент использует вопросы для контроля собственной подготовленности по данному понятию. После изучения данного параграфа студент возвращается к вопросам и проверяет себя: есть ли понимание ответа на каждый вопрос.
БАЗОВЫЙ МИНИМУМ ПОНЯТИЙ
Что такое «ситуация». Какова структура ситуации. Для чего нужно выделять ситуацию как понятие. Какие бывают ситуации. Что получается, если не выделяют ситуацию. Пример ситуации штатной и нештатной.
Ситуация – расположенные в пространстве-времени объекты и субъекты, взаимодействующие между собой через связи, отношения, которые не очевидны, не видимы для глаза наблюдателя.
Выделять «ситуацию» из потока жизни, работы необходимо для того, чтобы лучше понимать – что происходит, как взаимодействуют объекты и субъекты. Используя понятие «ситуация» мы – единица потока жизни или работы.
Из определения понятно, что структура ситуации может быть представлена как место и время, где находятся люди, взаимодействующие между собой и с окружающими предметами.
Ситуации бывают штатные и нештатные. Штатная ситуация более или менее понятна и не требует особого внимания управляющего или участника ситуации. Штатная ситуация всегда может быть преобразована в желаемую с помощью известных средств или с помощью других людей.
Нештатная ситуация – отличается тем, что для ее преобразования в желаемую средств нет, не видится. Нужна специальная работа для анализа и понимания ее и последующего изменения в желаемую. Если ситуация сложная, часто повторяющаяся и несет в себе нежелательные явления, надо ее описать, чтобы лучше разобраться.
Пример 1. Штатная ситуация.
Каждый месяц 10 числа сотрудники предприятия «Рога и копыта» толпятся у кассы, чтобы получить зарплату. Наиболее активные и нетерпеливые занимают очередь еще с утра.
Комментарий: ситуация выглядит обычной для экономики застойного периода. В рыночной экономике эта ситуация, повторяющаяся ежемесячно, должна быть изменена. Надо сделать так, чтобы сотрудники в рабочее время работали, а не толпились в очереди за деньгами.
Пример 2. Нештатная ситуация.
В очередной день получки оказалось, что касса, где сотрудники получали зарплату, закрыта. На вопросы сотрудников никто из работников бухгалтерии не отвечал.
Комментарий: ситуация нештатная потому, что не ясна причина – почему касса закрыта? Не ясно – почему сотрудники бухгалтерии не отвечают на вопросы? В ситуации есть оттенок угрозы – нет денег? Будут ли платить или не будут? Может быть, предприятие на грани банкротства? И так далее.
1.1. Описание ситуации
Что такое «описание ситуации». Для чего нужно описывать ситуацию. Когда ситуацию можно не описывать. Требования к описанию ситуации. Пример описания ситуации.
Описание ситуации – есть текст, где указаны объекты и субъекты с их взаимодействиями, связями в определенном пространстве в определенное время.
Описание есть первый шаг к анализу ситуации. В процессе описания ситуации человек отчуждает ситуацию от себя, растождествляется с ней, начинает смотреть на нее как бы со стороны, более внимательно рассматривая всех участников ситуации и их отношения, взаимодействия. Кроме того, описание ситуации позволяет познакомить с ней другого человека, попросить у него помощи в понимании или в изменении данной ситуации.
Для чего нужно описывать ситуацию
Очевидно, что описание ситуации необходимо тому, кто хочет ее лучше понять для того, чтобы изменить.
Без описания понимание ситуации, скорее всего, будет поверхностным, неглубоким. А значит, и анализ ситуации будет поверхностным, а, следовательно, и действия по изменению ситуации будут малоэффективными.
В современной культуре описания ситуаций используются при обучении в бизнес-школах. Там такие описания называются «кейсы» и являются средством для обучения анализу и принятию решений.
На практике нам не известны случаи, когда бы специалист или руководитель пользовался описанием ситуации как средством для ее понимания и изменения.
Требования к описанию ситуации
Требования к описанию ситуации: описание ситуации должно быть полным, кратким, точным, ясным.
Полнота – означает, что в описании указано все, что входит в ситуацию. Краткость означает, что нет ничего лишнего, избыточного в описании. Точность означает, что описывается только то, что действительно есть, а не мнение того, кто описывает ситуацию. Ясность означает, что язык описания содержит понятия, суть и смысл которых ясен читателю.
Пример 3. Описание ситуации.
Ежегодно в феврале месяце к дому подъезжает кран-машина. В люльку забирается рабочий с лопатой, водитель поднимает его к крыше и тот начинает сшибать сосульки, выросшие у водостоков. Внизу стоит мастер участка, наблюдающий за тем, чтобы прохожие не попали под обломки сосулек. Поскольку водостоков у трехэтажного дома восемь, машина подъезжает к каждому водостоку для того, чтобы очистить крышу от наросших сосулек.
Через некоторое время сосульки снова вырастают, и снова приезжает кран-машина с тремя специалистами. Поскольку таких домов в районе много, то и работы у них весной хватает. А что делать, нельзя же допустить травмирование прохожих падающими сосульками?
Вопрос: какая это ситуация, штатная или нештатная?
1.2. Системный оператор
Что такое системный оператор. Проблема, решаемая системным оператором. Как устроен и зачем нужен системный оператор. Как системно описать ситуацию с помощью системного оператора.
Системный оператор – это схема из девяти экранов, соединенных между собой связями, имеющими определенный смысл. Каждый экран может отображать определенную часть целого (рис.1), а все вместе экраны могут отражать любую целостность: ситуацию, ее часть, организацию или систему, находящуюся в определенной ситуации, какое-либо устройство или его часть.
Системный оператор помогает управлять мышлением в процессе описания и анализа ситуации, при поиске решения в сложной ситуации и для других задач. Он помогает разрешить противоречие между полнотой и краткостью описания: только то, что нужно и ничего лишнего.
При использовании системного оператора рассматриваемую систему, объект помещают в центре (система в настоящем) и последовательно отвечают на вопросы:
из чего состоит система (какие подсистемы есть в ней); во что входит система (в какие надсистемы); какой была система в прошлом (прошлое системы); какой будет система в будущем (будущее системы); как меняются элементы подсистемы от прошлого к будущему; как меняются элементы надсистемы от прошлого к будущему.
При этом получается наиболее целостное и компактное описание системы и ситуации, в которой она находится.
Пример 4. Системное описание ситуации из примера 3.
Система в настоящем: сосулька связана с крышей.
Подсистема. Край крыши с бортиком для отвода воды, за который держится сосулька.
Надсистема. Природные факторы: снег, солнце, ветер. Общество: контора ЖКХ, прохожие.
Прошлое системы: крыша без сосульки (нет снега); крыша со снегом.
Будущее системы: сосулька отделяется и падает непредсказуемо.
Будущее в надсистеме: прохожий травмируется сосулькой, ЖКХ привлекается к ответственности.
Почему нужно анализировать ситуацию. С чего начинают анализировать ситуацию. Процесс анализа ситуации. Что является результатом анализа ситуации. Пример анализа ситуации.
Итак, есть описание ситуации. Необходимо ее проанализировать. Что это означает – проанализировать, что такое анализ?
Неточное понимание анализа
Распространено такое определение: анализ – это разделение на части[1]. Такое понимание анализа неточное – непонятно, что есть результат разделения и что делать дальше с продуктами деления? На самом деле анализа в чистом виде не бывает, он всегда сопровождается синтезом – созиданием нового. Что же новое рождается в результате анализа?
Почему необходим анализ
Для более глубокого понимания анализа надо ответить на вопрос: откуда возникает нужда в анализе? Почему иногда нельзя обойтись без анализа, а иногда можно?
Причина необходимости анализа в том, что мир, в котором мы живем, устроен сложным и изменчивым. А сведения о нем человек получает преимущественно через зрение. Как утверждают физиологи, зрение дает до 70% информации. Но видимая часть мира есть лишь одна сотая, если не тысячная его. Мир можно уподобить айсбергу: на поверхности видна лишь небольшая часть, а невидимая часть во много раз больше (рис.2). Следовательно, необходимость в анализе следует из устройства мира и нас, как его части. Познание мира во всей полноте возможно только разумом, зрение, дает относительно много данных о мире, но не все. Следовательно, главная функция разума – накопление сведений о Мире и их анализ для того, чтобы построить свое понимание части или всего Мира – его модель.
Рис.2. Мир имеет видимую часть,
доступную для зрения и невидимую, недоступную для него.
Как можно получить сведения о недоступной части?
Почему нужно анализировать ситуацию
Именно для выявления связей, отношений видимых объектов и субъектов необходим анализ. Можно сказать, что назначение анализа – выявлять невидимое для зрения. А зачем нужно это выявлять? Очевидно – для понимания того, что происходит в реальности, для понимания истины. Если мы не владеем истиной – мы руководствуемся иллюзиями.
С чего начинается анализ ситуации
Анализ начинается со сбора известных данных о ситуации. Эти данные, например, собирает врач при первой встрече с пациентом. На месте происшествия в первую очередь собирают все данные. На основе собранных данных можно построить Картину происходящего или уже произошедшего. Такая картина в науке называется модель процесса, явления, объекта, ситуации.
Процесс анализа ситуации
Итак, в начале анализа есть более или менее полное описание ситуации (модель). Это есть «сырье» для аналитика. Теперь надо преобразовать это сырье в определенный продукт (результат)[2].
Результат анализа ситуации это новое понимание ситуации, возникшее в результате анализа. Под продуктом анализа ситуации можно понимать сформулированную проблему. Понимание ситуации может быть в мышлении человека, а может быть описано, то есть переведено в продукт. Проблема также может быть просто осознана, а может быть четко сформулирована и оформлена.
Пример. Анализ ситуации из примера.
Ситуация в настоящем: сосулька связана с крышей, рабочий ЖКХ пытается сосульку отделить с помощью лопаты.
Цель анализа: понять причину появления сосулек на крыше.
План анализа: с помощью системного оператора рассмотреть процесс возникновения сосульки; найти причины ее появления и возможные способы предотвращения возникновения сосульки.
Снег выпал на крышу и лежит
Весеннее солнце нагревает крышу
Нагретая крыша топит снег, образуется вода
Вода копится у водостока, перелива-ется через них
Ветер и холод по вечерам охлаждают воду, образуются сосульки
Бригада удаляет сосульки с крыш домов
Солнце разрушает связь между сосулькой и крышей
Падая, сосулька травмирует
Становится понятной проблема, решаемая работниками ЖКХ: непредсказуемость падения сосульки может нанести вред невнимательным прохожим. Избранный путь борьбы: прием заранее подложенной подушки – очистка крыши от сосульки.
Понимание процесса возникновения сосульки позволяет решать другую задачу: как предотвратить возникновение сосульки на крышах домов.
Типичные ошибки при определении проблемы. Что такое проблема. Почему возникает проблема, в чем истоки проблем. Зачем нужно выделять проблемы и формулировать их. Как от проблемы перейти к причине ее. Как связаны причина и проблема. Пример проблемы и выявления ее причины.
Типичные ошибки при выделении и определении проблемы.
Проблема есть несоответствие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.
Если человек подобно буддийскому монаху ограничит свои потребности – он сможет жить без проблем. Именно такого освобождения от лишних потребностей люди и уходили в монастыри.
Почему возникают проблемы. Истоки проблем.
Потребности меняются и чаще всего растут. А возможности удовлетворения не всегда успевают за растущими потребностями. Итак, одна причина проблем – в человеке, в его растущих потребностях.
Другая причина в изменяющемся мире. Световой день меняется и за это время надо удовлетворить свои насущные потребности. Тепловой поток от Солнца меняется каждый день и от сезона к сезону, а хочется жить в тепле, в сытости. Значит надо….
И человек начинает совершенствовать несовершенный Мир в соответствии со своими потребностями.
Но человек, не понимающий законов Природы, совершенствуя Мир одной рукой, другой рукой порождает новые проблемы.
Третий источник проблем в том, что в одиночку совершенствовать Мир невозможно, люди объединяются в организации, и во главе каждой организации стоит руководитель. А поскольку руководитель, как правило, также не понимает законов Природы, то его неверные решения, усиленные всей мощью его организации, приводят к еще большему росту проблем уже в масштабах отрасли или всего общества. А это приводит к необходимости «принятия мер», то есть к устранению проблем, созданных неверными действиями целых организаций и отраслей.
Зачем нужно выделять проблемы и формулировать.
Выделить и сформулировать проблему нужно для того, чтобы определить и устранить источник ее возникновения. Для того, чтобы «не наступать на те же грабли» вновь и вновь. Особенно это важно в семье, в группе, в коллективе, в организации, в обществе, в государстве.
Как от проблемы перейти к причине ее.
На первом шаге можно зафиксировать как проблему нежелательное явление. Сказать себе: «да, есть проблема, нет денег». Но уже на следующем шаге надо понять: в чем причина «проблемы»? Почему не стало денег, какой источник перестал их давать или какие возросшие потребности требуют большего
количества денег? Средством продвижения здесь является вопрос «почему?» и поиск ответов на него.
Таким образом, мысль человека будет двигаться от видимого, осязаемого – отсутствия денег, например, к причине, которая может быть не столь очевидна.
Как связаны причина и проблема.
Достоверность обнаруженных отношений можно проверить с помощью контрольной связки «ЕСЛИ А – ТО В». Например: верно ли, что «ЕСЛИ нет работы, ТО нет денег».
Рис.4. Связь причины и следствия
Пример 1. Малоизвестный боксер на одном из соревнование один бой за другим выигрывает нокаутом. Бойцы, пострадавшие от новичка, рассказывали, что вначале удары были обычные, а затем становились все сильнее и сильнее. Как это может быть совершенно непонятно. Перед боем судья проверяет перчатки обоих боксеров. Причина была совершенно непонятна.
Оказалось, что боксер перед боем окунал руки в гипс, который под действием выделяющегося пота твердел. В этом и была причина его сокрушительных ударов.
Пример 2. Старые девы и отбивные связаны между собой
Чарльз Дарвин сказал как–то, что благодаря старым девам в Англии не перевелись еще отбивные котлеты. В этой шутке большой биологический смысл. Ученый говорил о невидимой взаимосвязи событий: после войны 1914 года в Англии не стало молодых парней и появились старые девы. Они, как известно, очень любят кошек, которые являются врагами мышей. Мыши разоряют гнезда шмелей, которые опыляют красный клевер. Клевером питаются овцы, из которых готовят замечательные отбивные. Значит, там, где много старых дев – много кошек, мало мышей, много шмелей, хорошие урожаи клевера, сытые овцы и много мяса для котлет. Возможно, эта шутка не слишком современна: и кошек держат не только старые девы, и кошки – далеко не главные истребители мышей, но суть остается неизменной. И жизнь иллюстрирует эту биологическую притчу сотнями наглядных примеров.
Пример 3. Кролики в Австралии.
4. ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК ПРОБЛЕМА
Что такое противоречие. Почему возникает противоречие. Какие виды противоречий можно выделить. Зачем нужно формулировать противоречия. Как разрешают противоречия. Могут ли противоречия разрешаться «сами», без участия человека. Пример противоречия и его решения.
Понимание противоречия как проблемы.
Противоречие – есть сочетание противоположных последствий при выборе определенного решения.
Если автобус сделать длинным (решение 1), чтобы он перевозил больше пассажиров (позитивное последствие решения 1), то он будет неповоротливым (негативное последствие решения 1).
Если же автобус сделать коротким (решение 2), то он будет более поворотливым (позитивное последствие решения 2), но перевезет меньше пассажиров (негативное последствие решения 2).
Налицо проблема как противоречие: автобус должен быть длинным, чтобы перевозить больше пассажиров, и должен быть коротким, чтобы вписываться в городские улицы.
Решение 3: автобус длинный, но его части соединены гибкой связью.
4.1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Что такое АП. Для чего нужно формулировать АП. Как нужно формулировать АП. Что делать после формулирования АП. Примеры АП.
Понимание Административного Противоречия.
Административное противоречие – это формула, где указано требование на преобразование чего-либо, и на отсутствие возможностей для этого. На самом деле «административное противоречие» можно лишь условно назвать «противоречием». Это как бы противоречие, где указано, что нужно делать, и отмечено, что способ делания неизвестен.
Как нужно формулировать АП.
Пример. Надо найти работу, но непонятно как?
Для чего нужно формулировать АП.
Административное противоречие формулируют при анализе ситуации для того, чтобы определиться: какую задачу надо решить и в чем затруднение?
Исходная ситуация может быть весьма сложной, с большим количеством участвующих субъектов. И надо с чего-то начать, определиться: какую задачу будем решать?
Практика работы с разными группами показала: если сформулировать ситуацию и попросить участников определиться с задачей – результат получаем ошеломляющий: сколько участников – столько формулировок задач. Это говорит, на мой взгляд, о том, что мышление обычного человека не готово к такого рода задачам, не имеет средств определенного выбора задачи в проблемной ситуации.
Что делать после формулирования АП
Вслед за формулированием АП идет определение способа (метода) решения задачи «найти работу». Например, один способ – опросить знакомых и родственников. Другой способ – обратиться в кадровое агентство. И так далее.
Очень важно то, что АП формулируется через «надо», а не через «чего ты хочешь». Человек хочет, как правило, очень многого. И «надо» позволяет выделить самое актуальное хотение человека.
4.2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Что такое ТП. Формулы ТП. Зачем нужно формулировать ТП. Примеры ТП.
Понимание технического противоречия
Техническое противоречие формулируется сразу же после АП и представляет собой сочетание позитивных и негативных последствий при реализации способа решения задачи.
Обобщенные формулировки ТП имеют следующий вид:
Здесь А – избранное действие или состояние,
à (читается «не А»)– противоположное действие или состояние.
В и С – два вида последствий.
ТП1: Если обратиться в кадровое агентство, то можно найти работу (плюс В-последствие), но придется заплатить деньги (минус С-последствие).
ТП2: Если не обращаться в кадровое агентство, то деньги будут в сохранности (плюс С-последствие), но работы не будет (минус В-последствие).
Зачем нужно формулировать ТП
Прежде всего, попытка формулирования ТП позволяет определиться: есть ли в задаче противоречие или нет его. Наличие противоречия, особенно при решении задачи «с бородой», которую много лет не могли решить профессионалы, означает, что есть возможность найти нестандартное, прорывное решение, развивающее данную отрасль или систему.
Второй результат формулирования ТП: есть 40 приемов для разрешения таких противоречий и таблица поиска наиболее подходящих приемов.
Третий результат формулирования ТП: вслед за ним легко сформулировать физическое противоречие, еще более жесткое, но для его разрешения потребуется всего три приема.
4.3. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Что такое ФП. Какова формула ФП. Зачем нужно формулировать ФП. Примеры ФП. Что делают после формулирования ФП.
Понимание физического противоречия
Физическое противоречие – сочетание противоположных требований, действий, состояний и разных позитивных последствий.
ФП1: Надо обратиться в кадровое агентство, чтобы найти работу.
ФП2: Не надо обращаться в кадровое агентство, чтобы сохранить деньги.
Зачем нужно формулировать ФП
Физическое противоречие формулируют для того, чтобы найти нестандартное решение с помощью приемов его разрешения в пространстве, во времени, в отношениях (состояниях).
Формулы ФП могут быть следующие:
«Надо А и Не надо А», «должно быть А и должно быть Б».
5. ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Что такое «прием». Примеры приемов разрешения технических противоречий. Зачем нужны приемы. Когда и как используют приемы. Примеры применения приемов.
Прием это действие или указание на действие, которое ведет к желаемому результату.
Например: длинный автобус можно разделить на две части (прием «дробление») и соединить шарниром (прием «объединение»).
Приемы разрешения ТП.
В Технологии Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) известно более 40 приемов разрешения технических противоречий. Например: прием «сделай заранее», прием «сделай наоборот» и другие.
6. ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ИКР)
Что такое ИКР. Для чего используют ИКР, в каких ситуациях. Какова формула ИКР, приведите примеры формулирования в разных ситуациях. Что является результатом применения ИКР.
В процессе выработки нового решения мышление должно на что-то опираться для того, чтобы не перебирать бестолково известные варианты прошлых решений. Для того, чтобы исключить перебор вариантов создатель ТРИЗ предложил средство – Идеальный Конечный Результат. ИКР это формула, помогающая определить направление поиска решения, наиболее близкого к идеальному.
Под «идеальным решением» понимается такая ситуация, когда желаемое получается как бы само собой, без затрат.
1) из области образования: учащийся учится САМ (система дистанционного обучения Открытого Университета Великобритании).
2) из области торговли: покупатель САМ выбирает продукты без помощи продавца и САМ оплачивает их с помощью кредитной карточки (универсам).
Какова формула ИКР.
ИКР формулируют с помощью слов: САМ, САМА, САМО. Пример более полной формулы: Объект САМ выполняет действие Х.
Примеры ситуаций, где помогает ИКР.
Для того, чтобы слить шлак, пробивали корку специальным устройством. Но дырявая корка все равно задерживала часть шлаков, да и удалять ее – трудоемко и опасно.
Если сделать теплоизоляционную крышку для ковша, она будет слишком тяжелой. Одевать и снимать ее придется подъемным краном, что тоже затруднительно. Как быть?
ИКР: Шлак САМ защищает себя от холодного воздуха. Шарапов с помощью ИКР нашел решение: вспенивать поверхность шлака в ковше. При этом застывшая пена (смесь воздуха и застывшего шлака) образует термоизоляционный слой (крышку), который легко разрушается жидким шлаком при сливе его из ковша.
Великий полководец Тимур (Тамерлан, ), разгромивший Золотую Орду и совершавший грабительские набеги на Индию и Персию (Иран), сам подвергся нападению свирепых боевых слонов, за которыми бежало несметное войско. Что делать?
ИКР: враг САМ себя уничтожает.
Тамерлан приказал нагрузить на верблюдов сено, поджечь его и гнать верблюдов навстречу слонам. Слоны испугались движущегося на них «моря огня», повернули назад и растоптали свою же пехоту. Победа над врагом была обеспечена с помощью ресурсов самого врага.
Для чего нужно формулировать ИКР?
ИКР недостижим, но эта формула четко показывает путь к сильному решению, показывает в «каком направлении думать». Это сильно сокращает число проб. С самого начала мышление направляется в область решений с минимальными затратами.
По степени приближения вариантов полученных решений к идеальному, можно выбрать самое сильное решение. Чем меньше затрат необходимо для реализации решения – тем более оно идеально.
Формулирование ИКР сокращает область поиска решений.
Что является результатом применения ИКР
Результатом применения ИКР является образ решения, достигаемого при минимальных затратах, в пределе – при отсутствующих затратах.
Что такое ресурсы. Для чего нужны ресурсы при поиске решения. Как надо искать ресурсы в ситуации. Как ресурсы превратить в решение проблемы.
Ресурс – это то, что можно использовать для решения задачи, из чего можно построить решение с помощью приема. Иначе говоря, ресурс – это возможности самой системы и окружающей среды, используемые для создания желаемой ситуации. А возможности – это свойства, средства, способы, особенности.
Для чего нужны ресурсы при поиске решения.
Ресурсы – это все, что находится в данной ситуации или может быть привлечено для построения решения.
Для обнаружения личинок брали на пробу сто зерен, раскалывали каждое из них и рассматривали под микроскопом. Это было слишком медленно и дорого: несколько лаборанток целыми днями смотрели в микроскоп. Нужна была идея решения более близкого к идеальному.
ИКР: личинка сама себя обнаруживает. После формулирования ИКР сообразили, что личинка, жующая зерно, издает звуки (звук — ресурс системы). Оставалось только пододвинуть чувствительный микрофон к кучке зерна, и можно было услышать в динамике скрежет челюстей вредителей.
Как надо искать ресурсы в ситуации.
Как ресурсы превратить в решение проблемы
Ресурсы превращаются в решение с помощью приемов. Один из сильнейших – прием объединения.
Пример: объединение воздуха и незначительного количества шлака позволило сделать крышку из пены.
Что такое решение. Зачем нужно решение. Что является результатом решения. Как возникает решение и как можно его получить.
Решение – это образ (модель) новой ситуации, новой системы, нового продукта, нового плана действий. Когда у человека возникает такой образ, дальше он может построить деятельность по реализации найденного решения. И для этого тоже нужен образ. При отсутствии образа (модели) продукта его невозможно создать. При отсутствии образа действий (плана) успешно действовать невозможно.
Зачем нужно решение.
Решение необходимо для преобразования текущей ситуации, где есть неудовлетворенность, в новую ситуацию, где эта нужда удовлетворяется.
Как возникает решение.
Традиционно решение получают с помощью плохо осознаваемого процесса думанья. Осознав определенную нужду, человек начинает думать, то есть перебирать известные ему варианты, комбинировать новые варианты из уже известных деталей.
Часто при этом у него возникает инсайт, озарение, которое считают непременным спутником творчества.
Как можно получать решение.
После создания ТРИЗ стало ясно, что решение можно как бы вычислять: формулировать противоречия и с помощью ИКР и приемов объединения ресурсов находить желаемое решение. Создание ТРИЗ позволяет сделать генерацию нестандартных решений управляемым и почти рутинным процессом. При этом количество проб и ошибок резко сокращается.
Уже в древности люди охотились, для того, чтобы выжить. Для успешной охоты на животных человек использовал различные виды приманок. В наше время идет настоящая охота продавцов на покупателей.
Особенно изощренные изобретательские приемы используют продавцы наркотиков.
Вот какое изобретение использует торговец наркотиком, чтобы вовлечь нового клиента.
“Товар” продавец носит в коробочке из-под спичек.
АП: надо привлечь нового клиента, но как? Как сделать это незаметно, без насилия?
Решение 1: дать закурить, чтобы попробовал и втянулся.
ФП: надо курить свой продукт, чтобы вовлечь новичка, и нельзя курить, чтобы не расходовать продукт.
[1] Метод научного анализа – разделения на части…Словарь иностранных слов.
[2] Смотри разделы «продукт» и «результат» в данной работе.