Что такое описание свойств признаков
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Загадки, стр 4-6. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Загадки, стр 4-6. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Что такое Фольклор? Допишите предложение.
Фольклор — это устное народное творчество
2. Схема
Вспомните произведения фольклора. Заполните схему.
В схеме следует отразить восемь произведений, жанров фольклора. Это например Загадки, Скороговорки, Сказки, Пословицы, Былины, Песни, Потешки, Небылицы.
3. Соберите
Соберите загадку, нарисуйте или запишите отгадку.
Здесь зашифрована загадка “В золотой клубочек спрятался дубочек.” Отгадка: Желудь.
4. Соответствие
Отгадайте загадки. Укажите стрелкой тему. Запишите отгадку.
Ответ на первую загадку — книга. Это загадка о книге
Ответ на вторую загадку — стая журавлей. Это загадка о природе.
Ответ на третью загадку — ковшик. Это загадка о доме.
5. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. Для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.
6. Точное слово
Подчеркните слова, которые помогают найти отгадку.
Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова
Это береза. Отгадку помогают найти прилагательные Зелена, Бела, Кудрява.
7. Проба пера
Какая загадка вам нравится? Запишите ее.
Мне нравится загадка: Меня ждут не дождутся, а как увидят — разбегутся. Ответ: Дождь.
Тема 1. Признаки и свойства предметов
Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?
Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:
И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.
А теперь назови как можно больше предметов:
Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?
Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.
Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:
Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?
Назови как можно больше предметов:
Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета:
?
Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:
А теперь правильно назови большой и маленький
предмет в паре. Например, слон – слоненок.
А теперь попробуй с помощью обозначений
обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:
— красное яблоко.
Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.
ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ
Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.
Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.
Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.
Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?
1 загадка
2 загадка
3 загадка
4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде
Задание 3.
Признаки и свойства
В этой статье мы расскажем о концепции признаков и свойств, а также о том, как это будет полезно именно вам.
Концепция признаков и свойств
У любого объекта (товара, бизнеса, системы, человека и т. д.) есть признаки и свойства. И это разные понятия, а не синонимы.
Свойство: регулярно проявляющий себя атрибут объекта. Свойство объекта проявляется не само по себе, а только через его признаки. Свойства изменяемы.
Признак: некоторое условие, достаточное для отнесения объекта к какой-либо категории. Признаки проявляются при взаимодействии объектов. Признаки неизменяемы.
Давайте рассмотрим эти понятия на нескольких примерах: зрелое яблоко; достойный человек, мощный компьютер, интересная книга.
Одному свойству может соответствовать множество признаков. Один и тот же признак может соответствовать нескольким свойствам. Тут прекрасно применимо отношение «многие ко многим».
Что это дает и где это можно применять?
Данную концепцию можно применять во многих отраслях, решая очень разнообразные вопросы: UX, продажи, маркетинг, социальные отношения, тактика и стратегия ведения дел и многие другие.
Иначе говоря, эта концепция применима ко всему что вас окружает. Для понимания, рассмотрим на примерах.
Разберем конкретное применение на нашем любимом примере «ботинки в магазине».
Вы приходите в магазин за обувью. На полке стоят две пары совершенно одинаковых ботинок, ничем внешне не отличающихся. Только на одной стоит цена 5 000, а на другой — 10 000. Какие вы купите?
Если нет других признаков, то ботинки конкурируют только по цене и чаще всего выигрывает более низкая. Так что подавляющее большинство купит за 5 000. Немногие (если цена отличается на 30% и более) задают вопрос «а чем же отличаются одни ботинки от других?». Вы же не видите никаких признаков. А так как опыт подсказывает, что если ценник разный, то должна быть и соответствующая причина, вы начинаете выискивать и придумывать хоть какую-то разницу. И если не нашли разницы, то какой смысл переплачивать?
Кстати, есть вариант почему вы купите дороже — только если вы эту «дорогую» цену будете озвучивать всем знакомым, как признак вашей состоятельности. В самом конце статьи найдете соответствующий пример.
Пока что давайте рассмотрим три примера с посудой, чтоб понять, как же признаки влияют на понимание свойств.
Пара стаканов. Один стоит 1 000, второй 5 000. Ровно такая же ситуация как с ботинками. Совершенно непонятно откуда такая разница. Может быть, из одного пил Элвис на концерте?
Пара бокалов разного цвета, такие же ценники — одна и пять тысяч. Опять недостаточно информации для понимания разницы и ценообразования. Вы видите, что цвет разный, но ничего более. Ни размеры, ни узор на стекле — ничего не поменялось. Как принять решение о покупке? Опять покупаем по наименьшему ценнику, либо додумываем сами себе аргументы почему более дорогой бокал лучше.
Пара рюмок. Такие же цены: стеклянная 1 000, металлическая 5 000. Но тут уже вам достаточно признаков, чтобы для себя обосновать разницу:
— одна простая стеклянная, без изысков.
— вторая металлическая (может быть даже серебряная), с красивым барельефом, на ножке.
Чем больше признаков у объекта, тем проще понять какие у него свойства и соотнести его к той или иной категории подобных вещей.
Применение концепции признаков и свойств в отраслях
Самый просто пример, с чем сталкивались все — собеседование при приеме на работу. HR-специалист видит признаки соискателя еще задолго до общения с ним.
Эти все признаки довольно подробно проявляют такие свойства соискателя как общее образование, воспитание, адекватность и многие другие.
Например, обратный звонок после интервью с запросом результатов собеседования прекрасно характеризуют настойчивость соискателя и его стремление доводить дела до конца.
Кухня. Вареные яйца
На кухонном столе лежат два коричневых яйца. Как определить вареные они или сырые? Внешне яйца полностью идентичны. Ответ знает каждая домохозяйка — покрутить. Вареное будет крутиться, а сырое нет. Через признак «крутится» мы понимаем, что это яйцо вареное. Правда, если поменять их несколько раз местами на столе, мы опять не поймем где же какое.
А теперь представьте, что одно яйцо белое, а второе — коричневое. При первом взгляде на них будет такая же проблема: неясно где какое. Но, покрутив, видим, что вращается белое. Значит, говорите вы, «белое — вареное». Теперь даже поменяв их местами несколько раз, вы всегда верно определите какое вареное и не испачкаете брюки, случайно разбив себе на колени сырое яйцо. Признак «вареное» у белого яйца остался, как его ни крути.
Что произошло? Вы соотнесли признак с конкретным свойством, хотя цвет и состояние яйца в общем случае не связаны вообще никак (кстати, разница между корреляцией и причинно-следственными связями — прекрасная тема для отдельной статьи!). Про соотнесение признаков и свойств и манипулированием ими мы еще поговорим в конце статьи.
Рассмотрим применение концепции признаков и свойств в тактике и стратегии
Из других примеров, которые известны из истории и используются в фильмах:
Динамическое ценообразование и учет спроса в цене товара прекрасно реализуют этот принцип. Главное не забывайте признак спроса (остатки товаров) выносить наружу, чтоб потребитель видел это.
Вытаскивайте признаки наружу, чтобы показать все возможные свойства объекта. Этот принцип называется тектоника.
Для примера, давайте рассмотрим почтовый клиент/ чаты мессенджеров в мобильных приложениях. Во многих случаях он сделан так, что его можно отодвинуть в сторону и откроются кнопки, показывающие что можно сделать (откровенно сказать, так я вот про эти кнопки узнал совершенно случайно, когда мне про них рассказали).
Применяя тектонику, можно предложить улучшение: при наклоне аппарата, строчка с письмом (или чатом) отъезжает в сторону, приоткрывая три цветных полоски. И распахивает их при нажатии на эту область. Так мы вытащим признаки объекта наружу и сделаем их доступными для пользователя.
Во всех описанных примерах видно, что признаки формируют наше восприятие и понимание свойств объектов, их сути и смысла. Отсюда следует универсальное правило:
Скрывайте признаки, чтобы скрыть свойства. И, наоборот, создавайте (или имитируйте) признаки, чтобы приписать объекту недостающие ему свойства.
Примером объекта, где скрыты и признаки, и свойства — антенна вашего мобильного телефона. Раньше они были внешние и торчали наружу. Сейчас они делаются внутри, на плате телефона. Вы же не видите её, а пользуетесь только результатами ее работы, даже не осознавая это подчас.
Если вдруг антенна сломается (например, после того, как вы все-таки разбили сырое яйцо себе на брюки и уронили телефон), то сразу начинаете воспринимать признак неработающей антенны — отсутствие связи. Кстати, этот же признак может проявиться и у вышки сотового оператора, в которую попала молния. Без точной диагностики (установления других признаков) вы не определите какие свойства нарушились или даже какие объекты являются причиной проявления этих признаков и носителями искомых свойств.
Верное и обратное: если вы не можете однозначно понять о чем идет речь, чем отличаются товары в магазине, стоит ли брать сотрудника на работу, подходит ли вам эта путевка из турагентства — это значит, что вам не хватает признаков. Посмотрите, какую еще информацию можно собрать прямо или косвенно. Но и учтите, что все признаки надо проверять, точно ли они относятся именно к рассматриваемому объекту.
Вроде бы банальнейшая вещь, но как часто вы принимаете решения, не обладая полной картиной исходных данных?
В заключение, давайте рассмотрим пример из экономики потребления.
Ваш сосед купил последнюю модель телефона ведущего бренда. Наличие у него телефона — это признак. Признак чего? Его свойства «богатый». Также, как и наличие дорогой машины, элитных часов и других аксессуаров dolce vita.
Но дорогие вещи, это еще и признаки высокого статуса. Хорошей работы с большим доходом. Возможно, качественного образования и других свойств человека, которого все считают успешным.
Таким образом, вся экономика потребления, это приобретение признаков, чтобы более четко показать свои существующие или желаемые свойства. Сформировать их в глазах окружающих, прежде всего.
Сменить признаки одни на другие намного проще и эффективнее в краткосрочной перспективе для формирования желаемого образа, чем системно менять свойство, порождающие эти признаки. Если же вы изменили свойства (свои личные, вашего бизнеса, смартфона или автомобиля), то их признаки будут проявляться долгосрочно и сами по себе.
Отсюда описанный выше пример с телефоном, костыли в разработке программного обеспечения, расхождения коммерческого предложения и реального выполнения проекта, косметологическая медицина, цитаты великих людей в статусах соцсетей и многое другое.
Отделяйте признаки и свойств и «зрите в корень»!
[1] Сунь Цзы «Искусство войны». Глава 1. Предварительные расчеты. П.7
[2] Фрагменты из книги. Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с.
Если вам понравилась статья — не стесняйтесь апплодировать!
Отдельное спасибо Wova Roodnyy за идеи, методику и консультации.
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы»
Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.
Цели урока:
А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные: Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.
Задачи урока:
1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.
Место урока в серии других уроков: Урок из раздела «Устное народное творчество».
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Оснащение урока: Реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент
— Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?
— А зачем? (Ответы детей.)
— Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»
II. Повторение жанров произведений фольклора
— Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». На предыдущих занятиях мы с вами уже использовали один лепесток. Кто помнит, как он назывался? (Былины.)
— Правильно. Давайте, ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)
— Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)
— Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.
III. Работа над понятием «Загадка»
1. Остановка «Царство Бабы-Яги»
Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.
Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!
Учитель. Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?
Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!
Учитель. Нет уж, Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!
Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!
Загадки:
1) Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес)
2) Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна)
3) Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина)
4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)
Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога)
По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.
Учитель. Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?
Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.
Учитель. Что ж, ребята, разберёмся, что такое «загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.
2) Работа с учебником
— Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.
— Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.
IV. Наблюдение над разнообразием загадок
— Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.
1) Виды загадок
Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.
— Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.
Загадки- описание свойств, признаков предмета
Загадки- противопоставления
Загадки- вопросы
Загадки- сравнения
Загадки- описания действий предмета
Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.
Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.
V. Физкультминутка
Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь».Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».
VI. Работа в тетради
Остановка «Емелина печка»
Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.
Учитель. Ребята! Узнаёте этого героя?
Работа в тетради (с. 11)
1) Соответствие
— Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.
2) «Соберите загадку». Напишите отгадку
3) Точное слово
— Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.
Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.
VII. Работа с пословицами
— Отрываем, ребята, следующий лепесток и продолжаем путешествие.
Звучит музыка. Дети совершают движение «по кругу».
1) Работа с понятием «пословица»
Остановка «Избушка лесника». Сидит Хозяйка, вяжет.
Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Слышала, слышала! Вы по сказочному лесу путешествуете, мудрость народную ищите.
Учитель. Верно, хозяюшка! Не подскажите, правильно ли мы идём?
Хозяюшка. Идёте верно. Только устали наверно. Присаживайтесь, отдохните, да о пословицах поговорите.
Учитель. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.
— Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом.
— Обратите внимание: они напечатаны жирным шрифтом.
2) Наблюдение над разнообразием пословиц.
Работа с учебником. (с. 26-27)
— Чтение пословиц самостоятельно.
— Выделение тем пословиц.
О Родине
О труде
О человеке
О природе
О смелости
О знании и учении
О книге
О дружбе
Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла.
3) Работа в тетради (с. 12)
Соответствие.
— Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.
Собери пословицы.
Проверь себя.
VIII. Домашнее задание
Выучить наизусть 5 понравившихся загадок и пословиц.
IX. Итог урока
Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.
Учитель. Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каких двух видах фольклора мы сегодня узнали подробнее?