Что такое описательная речь
Описание как особый тип речи
В данной статье мы рассмотрим описание как тип речи.
От того, какую задачу ставит перед собой автор будет зависеть общая конструкция текста или речи. Абсолютно по-разному можно описать осеннюю погоду, запах леса, поведение человека или событие, произошедшее на прошлой неделе.
Многие столетия формировались функционально-смысловые типы речи (схемы и структуры) для того, чтобы в современном мире рассказчику было проще выстроить свое повествование. Так появились описание, повествование и рассуждение.
Описание как функционально-смысловой тип речи
Под описанием понимается такой тип речи, когда указываются постоянные или временные качества какого-либо явления, предмета, живого существа, места, природы, состояния человека и прочего. Описание является статичным и действие не развивается. Употребляется как настоящем времени, так и в прошедшем и будущем.
Цель типа речи описание — создать наиболее полное представление о рассказываемом объекте. Используются простые предложения, преимущественно с однородными членами.
Применяются существительные, прилагательные и наречия. Допускается использования глаголов, но только несовершенного вида прошедшего или настоящего времени. Нередко описание дополняется синонимами (согласованными и несогласованными).
Описание может быть объективном, при котором рассказчик указывает качества объекта и не говорит о своем отношении к нему, а так же субъективным — автор делится своим мнением о предмете посредством речевых оборотов.
Композиция описания
Композиция описания состоит из трех частей:
Главное в композиции, чтобы присутствовало единство представления и взглядов на объект, а так же логическая последовательность при его описании.
Особенности языкового оформления описания
Разновидности текста с описанием
Чаще применимы в научной и технической сфере, в инженерном деле, инструкциях и руководствах, а так же в справочниках. Знаковым отличием является точность, полнота и отсутствие эмоциональной оценки.
Композиция построения обычно имеет следующий вид:
Присутствуют эмоциональные, эстетические и художественные элементы. Существует ряд правил при составлении текста:
При составлении творческого описания акцент делается на интересной детали объекта. Так же происходит поиск яркого сравнения для создания точного образа. Повествование дополняется личным мнением рассказчика и его отношением к предмету описания.
Типичная структура построения начинается с указания общей картины (указывается время, место и прочее), далее рассказ акцентируется на объекте и предоставляются его характеристики. Для придания яркого и эмоционального образа достаточно сохранять динамику описания.
Пример текста описания
Самое главное при использовании данного типа речи — это умение выделить те свойства объектов, которые привлекут адресата, сделают повествование полным и точным.
А после применять эти свойства как основу во всем рассказе о предмете. При построении описания рекомендуется избегать лишней детализации, повторов и несуществующих качеств объекта.
Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС до
Юлия Данченкова
Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС до
(для воспитателей логопедических групп)
Тема: «Методика работы по формированию описательно – повествовательной формы речи».
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательных программ дошкольного образования.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать различные структурные единицы, представляющие собой определённые направления развития и образования детей:
1. Социально – коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно – эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Моя работа как учителя – логопеда касается непосредственно речевого развития, поскольку без полноценной речи не представляется возможной работа ни в одном направлении. Все целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования касаются грамматически правильной развёрнутой диалогической и монологической речи:
— это и развитое воображение, которое реализуется прежде всего в различных формах и видах игр и сопровождается развитой речью;
— это хорошее владение устной речью, когда ребёнок выражает свои мысли, чувства и желания, грамотно строит речевые высказывания в ситуации общения;
— это и проявление любознательности, когда ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— это и способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников, адекватно проявлять свои чувства, и многое – многое другое… Но самым важным целевым ориентиром дошкольного образования является сформированность волевой и мотивационой готовности выпускника подготовительной группы к обучению в школе.
Одной из важнейших задач в общей системе работы по развитию речи детей в ДОО является формирование у них лексически совершенной, грамматически правильной, фонетически созревшей описательно – повествовательной речи, способствующей полноценному речевому общению.
Описательно – повествовательная речь – это умение рассказать об определенных событиях, явлениях окружающей действительности, а также описать картину, предмет. Данная форма речи входит в понятие «связная речь» и включает в себя функционально – смысловые типы речи: описание и повествование.
Описание – это словесное изображение какого – либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в том, чтобы тот, кому адресовано описание, увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком – либо событии и его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях.
Известный советский психолог А. Р. Лурия в своей книге «Мозг человека и психические процессы» (М., АПН РСФСР, 1963, указывал на то, что «повествовательная речь человека представляет собой сложный психологический процесс. Для того, чтобы ребёнок мог перейти от отдельных предметов к плавно развёртывающейся повествовательной речи, недостаточно, чтобы он понимал отдельные логико-грамматические структуры и владел ими. Для этого необходимо, чтобы у него возникла предварительная схема или программа дальнейшего высказывания, заключающаяся в последовательности этапов изложения. Необходимо, чтобы все конкретные элементы высказывания последовательно размещались в этой программе и чтобы каждое звено этого высказывания во-время сменялось последующим».
За последние годы работы с дошкольниками логопедических групп я наблюдаю постоянно усугубляющуюся негативную тенденцию, ведущую к серьёзным проблемам развития речи как средства коммуникации. Это связано с недоразвитием всех речевых компонентов, которое касается не только усложнившихся дефектов звукопроизношения всех групп звуков, но и как следствие – всей речевой базы, выражающейся в объёме и качестве словаря, в понимании лексических значений слов, в формировании грамматических категорий. Эти дефекты, нарастающие как снежный ком, не дают ребёнку возможности составить программу даже самого элементарного речевого высказывания в форме простого предложения, и уж тем более – полноценно высказаться.
Поэтому важнейшей задачей в работе логопеда и воспитателя является самое тесное сотрудничество при работе над всеми речевыми параметрами, начиная с накопления и уточнения словарного запаса всех категорий слов. Эта работа начинается в старшей группе после детального обследования логопедом пассивного и активного словаря каждого ребёнка. Очень эффективной в данном случае является словарная работа во время изучения лексических тем, при ознакомлении с окружающим миром, при изготовлении лэпбуков, в дидактических играх. Многолетний опыт работы доказывает: пока ребёнок не «выстроит прочный фундамент» из слов – предметов, действий и признаков и не соотнесёт их фонетическую форму со смысловым содержанием, у него не заработает программа последовательности речевого высказывания, позволяющая перейти на следующий уровень.
А следующий уровень представляет собой формирование лексико – грамматических категорий, то есть переход начальной формы слова в её:
— падежную и предложно – падежную конструкцию, когда формируется категория словоизменения;
— более сложной конструкцией становится категория словообразования, когда слово начинает «обрастать» префиксально – суффиксальными «добавками» и появляются слова – предметы множественного числа, «ласковые» слова, слова «огромного» размера, «слова – родственники», «слова – друзья» и «слова – враги», предметы превращаются в слова – признаки, а слова – действия начинают обозначать прошедшее и будущее время уже не одного, а нескольких предметов.
Работа на этом уровне требует от педагога значительных усилий и продолжительности по времени, поскольку дефектное звукопроизношение мешает ребёнку быстро усвоить нормы родного языка.
Но, несмотря на трудности, закон перехода количества в качество позволяет ребёнку перейти к следующему речевому уровню – к согласованию слов – признаков со словами – предметами и с «маленькими словами», то есть он уже выстраивает конструкцию словосочетания и словосочетания с предлогом. Также становятся доступными конструкции управления – соединение слов – действий со словами – предметами. Полноценное овладение этим речевым уровнем подводит ребёнка к возможности быстрее перейти к более сложной речевой конструкции, а именно к умению составлять первые простые предложения. Этот этап знаменует собой завершение подготовительной части речевой работы и позволяет подняться на новый, качественно отличающийся от предыдущего, речевой уровень.
Именно с этого момента – с умения составлять грамматически правильные предложения – начинается самый сложный этап развития не просто связной речи, а её наиболее сложной формы – монологической речи и как разновидности – описательно – повествовательной речи.
Конечной целью работы по формированию описательно – повествовательной формы речи является не просто умение ребёнка свободно общаться и высказываться в любой ситуации, а иметь желание говорить, чувствовать потребность в речевом общении и испытывать чувство гордости за «великий и могучий» родной язык!
Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС. Отчет о проделанной работе с родителями в подготовительной группе.
Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Формы работы ДОУ с родителями по ФГОС Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС. Отчет о проделанной работе.
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС дошкольного образования с 1 января 2014 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан.
Фотоотчет. Семинар «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Нам, педагогам дошкольного образования, воспитателям очень сильно повезло, потому что в наш город приехал с лекциями уникальный человек,.
Методика и формы работы над сказкой Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним, но только в начале девятнадцатого века увидели в.
Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.
Презентация «Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» сл. Большая Мартыновка. Презентация «Формы работы с.
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС» Выполнила: Маслова Наталья Юрьевна. В ФГОСДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный.
Выступление из личного опыта работы «Инновационные формы работы с семьей в условиях ФГОС ДО» Инновационные формы работы с семьей]в условиях ФГОС ДОСемья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Разновидности текста с описанием
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»
ХАРАКТЕРИСТИКА ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАБЛЮДЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ)
В данной статье рассматривается проблема развития монологической речи у дошкольников, которая является одной из важнейших центральных задач в речевом воспитании детей. Автор обращает внимание на работу по формированию у дошкольников описательной речи, т.к. обучение описанию способствует развитию связности речи при составлении сюжетных рассказов, развитию умения употреблять в своей речи образные и точные слова и выражения. В работе представлены также результаты исследования связной речи дошкольников.
Ключевые слова: связная речь, описание, монологическая речь, коммуникативная компетентность.
In this article examined the problem of development of monologue speech for preschool children, that is one of major central tasks in speech education of children, is examined in this article. An author pays attention to work on forming for the preschool children of descriptive speech, as educating to description assists development of connectedness of speech at drafting of with a plot stories, development of ability to use vivid and exact words and expressions in the speech. The results of research of coherent speech of preschool children are in-process presented also.
Keywords: coherent speech, description, monologue speech, communicative competence.
Развитие речи в дошкольном возрасте очень ёмкий и многоаспектный процесс, который напрямую связан с логическим мышлением и умственным развитием ребенка. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [1, с.121]. Основы методики развития монологической речи типа описания детей дошкольного возраста определены в трудах Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, Е.А. Флёриной, А.М. Леушиной. В своих трудах данные исследователи раскрыли психологическую природу описательной речи и основные механизмы и особенности развития ее у детей.
Анализ теоретических источников позволяет определить общие требования к структуре и содержанию описания. Из этого следует, что описание является одним из наиболее трудных видов монологической речи, так как оно связано с умением наблюдать, выделять признаки описываемого объекта, сравнивать, синтезировать свои наблюдения в связном высказывании.
А.М. Бородич, исходя из своего опыта работы, описание характеризует, как изложение характерных признаков отдельного предмета. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей.
Описательному рассказу присущи своя композиция и структура. В начале его называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. [2, с.56].
У дошкольников монологические высказывания типа описания и повествования формируются наиболее сложно. Для того, чтобы формирование монологических высказываний было успешным, особенно важно обучать детей речевым умениям, которые необходимы для составления повествовательных и описательных монологов: вычленить главную тему, соблюдать структуру в повествовании, определять объект речи и последовательность в описании. Эти речевые умения легче формируются на основе монологов (описание игрушки, животного, интерьера, портрета человека или конкретно сценического повествования) с помощью игр и конкретных примеров. [3, с.42].
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов. Минимальные требования, которые предъявляются разработчиками программы обучения и воспитания дошкольников, на примере описания игрушки таковы: перед тем, как проводить занятия по описанию игрушек, с детьми среднего дошкольного возраста должны провести занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять качества игрушек и их детали, овладевая соответствующим словарем. Наибольшего эффекта можно добиться, если предъявлять детям игрушки с яркой индивидуальностью, образные, чтобы у ребенка появилась возможность в полном объеме выразить те чувства и эмоции, которые он получает при виде ее, описать и продемонстрировать игрушку в движении. Иногда бывает целесообразно отнести игрушку в групповую комнату за пять минут до занятия, предложить детям познакомиться с ней, потрогать и рассмотреть ее, а уже на самом занятии не давать в руки, т.к. на первых парах это может помешать ребенку сконцентрироваться на построении высказывания о ней.
Уровень сформированности связности описательной речи может закрепляться детьми и в другой деятельности. Например, на занятии по конструированию, ребенок может рассказать о своей постройке, во время сюжетных или ролевых игр может по воображению описать что-либо. Умения детей в описании предметов можно определить по таким критериям, как:
Монологическая речь – то, насколько ребенок проявляет инициативу в описании какого-либо предмета и отвечает на вопросы, заданные ему воспитателем.
Содержание – то, насколько ребенок ориентируется в задании.
Средства общения – то, насколько полны, развёрнуты, цикличны и связны между собой описания ребенка предложенной ему игрушки или какого-либо другого предмета.
Содержание и методика обучения детей описательной речи определяется многими задачами, вот некоторые из них: познакомить детей с правильной последовательностью высказывания: начало, середина, конец; развивать смысловую сторону речи, понимание и употребление слов в соответствии с контекстом; пополнять знания детей об окружающих предметах и явлениях, обогащать словарь; активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для подробного описания; предоставить и показать детям различные способы соединения предложений в тексте; формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи; отбирать лексический материал; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Занятия по обучению описательной речи оказывают разностороннее воздействие на развитие познавательных процессов у детей, формируют их речемыслительную деятельность, способствуют активизации речеслухового, зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти и наблюдательности. При составлении описательного рассказа дети учатся сопоставлять и выделять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связную монологическую речь.
Диагностика проводилась с детьми среднего дошкольного возраста. Им были предложены игрушки, которые вызывают у них наибольший интерес. По результатам наблюдения за детьми данной группы, их деятельностью и свободным общением, а так же исходя из анализа проведённой диагностики, был сделан общий вывод, показывающий уровень монологического общения и описательной стороны речи детей 4 – 5 лет. Диагностика проводилась на основе описания детей любимой игрушки.
Диагностика показала следующие результаты:
Высокий уровень – составляет 50% детей. Дети инициативны в разговоре, правильно отвечают на вопросы, в общении пользуются разными типами предложений для передачи причинно-следственных связей, более точно и ясно указывают на признаки игрушки, проявляют расширенный интерес к рассказыванию о ней.
Средневысокий уровень – 30,1% детей. Дети проявляют активность в разговорном общении, интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи, самостоятельно описывают игрушку с небольшой помощью взрослого. При составлении сложного предложения затрудняются.
Средний уровень – составляет 16,6%. Детям требуется помощь в объяснительной речи. В речи встречаются грамматические ошибки. При составлении описания игрушки требуется помощь. Допускают ошибки при изменении слов по числам, родам и падежам.
Низкий уровень – 3,3% детей. Низкий уровень развития речи у одного ребенка, так как он слабо владеет русским языком.
Анализ, в котором проверялись высказывания типа описания у детей средней группы, показал, что в ходе рассказывания об игрушке данные дошкольники используют в основном простые предложения, но пытаются их усложнять при помощи присоединительной связи (союзы «и», «а»). Дети часто заменяют существительные местоимениями. В своем рассказе они стараются установить все существенные связи данного предмета (игрушки), но в полной мере сделать это удается не всем. Также результаты диагностики нам показывают, что описательная речь имеет непосредственную связь с процессами мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания, эмоциональной сферы.
По данным диагностики можно сделать вывод, что речь дошкольников средней группы не достаточно грамотна, наблюдается неправильное построение простых и сложных предложений, происходят частые замены существительных местоимениями, в монологах большинства детей прослеживается отсутствие четкой структуры построения связного высказывания.
Таким образом, в процессе целенаправленного обучения детей связным высказываниям типа описания речь дошкольников становится связной и последовательной; улучшается понимание смысловой стороны речи, звуковая сторона речи, синтаксическая структура предложений, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Список использованной литературы
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1984., с.121.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981., с.56.