Что такое описательный оборот в русском языке с примерами
Презентация к уроку на тему «Описательный оборот»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой.
Основные способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь
В небе повисла радуга. Один конец спрятался за холмами, а другой- падал в реку. В чистом, сияющем небе повисла огромная, в полнеба, радуга. Один конец чудесной семицветной дуги спрятался далеко-далеко за холмами, а другой опустился в голубую излучину реки.
Описательные обороты Воздушная арка. Семицветный полукруг из семи широких дуг. Поднебесные ворота.
Описательный оборот Помогает нам полнее, ярче представить рисуемую в тексте картину 2. Может сцеплять предложения, связанные цепным способом. 3. Может иметь прямое значение (чибисы – белобокие птицы) и переносное (шоссе – шумная стремительная река жизни) 4. Подчеркивает такие признаки предмета, которые важно отметить в данном контексте, в данной ситуации. 5. Описательный оборот с прямым значением является толкованием лексического значения слова
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1012903
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План урока по развитию речи по теме «Описательный оборот»
Урок русского языка в 6 классе по теме
«Текст. Средства связи предложений в тексте.
Тип урока: открытия новых знаний
Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо
технология уровневой дифференциации материала
Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов
Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации;использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).
УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);
УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).
Форма работы: индивидуальная, групповая
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, видеозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Лебедь».
1.Оргмомент Психоэмоциональный настрой
Настроить детей на работу, снять эмоциональное напряжение в начале урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте, определять средства связи предложений в тексте, говорить об описательном обороте, слушать музыкально произведение, развивая свое воображение, писать сочинение-миниатюру. И я желаю вам удачной работы (изображение смайлика-солнышка). Солнышко улыбается нам, улыбнёмся и мы.
Слушают учителя, настраиваются на работу, поворачиваются друг к другу, улыбаются друг другу.
2. Введение в тему занятия
Подвести уч-ся к теме урока
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
Как вы его понимаете?
Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)
Читают эпиграф и объясняют его смысл.
3. Актуализация темы, целеполагание
Актуализировать тему, поставить цель урока и настроить детей на серьезный разговор.
Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв несколько предложений, может потерять смысл.
Слушают учителя, применившего ассоциативный прием, прием сравнения.
Учитель показывает кусочек ткани.
4. Беседа по теме урока
Повторить ранее изученный материал, сделать вывод о признаках текста.
Давайте вспомним признаки текста. Чем текст отличается от просто предложений или просто слов?
Правильно. Да, в тексте предложения связываются цепной и параллельной связью.
А кто скажет, как могут связываться между собой предложения в тексте?
При цепной связи сцепляюшими словами могут быть разные слова. Посмотрите на слайд.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Развивать навыки сравнения, методом ассоциаций подвести к выводу о роли средств связи в тексте, о роли описательного оборота.
Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза.
А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему?
Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.
Ученики размышляют, сравнивают 2 предмета, делают метафорический вывод о роли описаний, эпитетов в тексте.
Кусочек черной ткани
Кусочек цветной ткани
6. Описатель-ный оборот.
Через метод сравнения подвести к выводу о роли описательного оборота.
Ребята, чем отличаются эти тексты?
Сделайте вывод: из каких слов может составляться описательный оборот? (из эпитетов)
А что такое эпитет?
Приведите свои примеры описательного оборота радуги.
Ученики наглядно видят преображение текста с описат-м оборотом, находят его.
Потом приводят свои описат-ные обороты к иллюстрациям на слайде.
7. Работа с учебником.
Развивать навыки определения описательных оборотов с прямым и переносным значением.
Обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 39 и прочтите определение описательного оборота.
Ученики выполняют упр. 49, находят опис. обороты с прямым и переносным значением.
Ученики подбирают описат-ные обороты.
Работа с учебником
8. Психоэмоциональная пауза (снятие напряжения)
Снять психоэмоциональное напряжение
Мы с вами находили описательные обороты в тексте, определяли прямые они или переносного значения,
А теперь немного отдохнем и послушаем музыку композитора К.Сен-Санса – отрывок из сюиты «Карнавал животных»
Ученики отдыхают, откинувшись на спинку стула.
отрывок из сюиты «Карнавал животных»
Развивать воображение уч-ся, устную речь
Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
Что вы представили, слушая её, каких зверей. Ведь сюита называется «Карнавал животных».
С каким животным она ассоциируется?
Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.
10.Просмотр слайда-видеопрезентации под музыку К.Сен-Санса
Через зрительный канал – воздействовать на эмоциональную сферу детей, развивая чувство прекрасного
Какие эмоции у вас вызвала лебедь?
Какие описательные обороты вы можете подобрать?
Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.
11. Написание мини-сочинения
Развивать навык использования опис.оборота в тексте, развивать письменную речь.
Напишите небольшое мини-сочинение из 4-5 предложений
Кто хочет прочесть сочинение?
Ученики пишут мини-сочинение
2-3 уч. зачитывают мини-сочинение свое
12. Эмоц. оценка деятельности
Формировать и развивать навыки оценки собств-ой деятельности и деят-сти других, эмоц. состояния
Как вы оценивает свою работу на уроке?
Какие эмоции вы испытывали?
13. Обобщение по теме
Развивать умение делать вывод по уроку.
Сделайте вывод по уроку о роли описательного оборота.
14. Оценка работы уч-ся
Как вы работали на уроке?
Какие оценки можете поставить одноклассникам?
Учитель оценивает работу уч-ся, выставляет оценки.
Урок русского языка 6 класс «Описательный оборот»
Урок по теме «Описательный оборот» для учеников 6 класса.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 6 класс «Описательный оборот»»
Тема урока: «Описательный оборот» 6класс русский язык
Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.
Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания повторов одних и тех же слов.
Формирование коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;
Формирование интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.
1 Организационный момент.
2 Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:
Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)
Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете? Вспомним и назовем их ( лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)
Сегодня мы продолжим работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся с новым лексическим средством связи.
3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.
Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.
(текст «Зима в лесу» смотри в приложении)
Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?
А в двух последних? ( слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»
Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)
(ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.
Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:
Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.
В литературе мы его называем перифразой( от греческого- окольная речь, пересказ
Состав описательного оборота – не менее 2-х слов
Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.
4. Закрепление нового материала.
Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.
«Страна» довольна вами и просит помощи.
Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.
(учащиеся работают в парах)
«Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.
Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.
Задание №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.
Почему выбрали именно этот? ( ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)
На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота :создание выразительного образа, дополнение характеристики.
На доске через проектор –текст:
Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…
Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.
(всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)
А какое значение имеют эти описательные обороты?
(ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)
Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:
3. Выражение отношения автора или персонажа к предмету или явлению.
А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают до…-«сказку говорит»)
Откуда этот отрывок?
А теперь я приглашаю вас в» Страну пушкинских сказок»
Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)
Задания (через проектор на доску)
2.подготовиться к выразительному чтению
3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам
А теперь самое главное:
Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.
(ребята совместно продумывают текст с записью на черновике)
Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.
Домашнее задание: написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».
Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.
Причастный оборот
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие причастия
Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
Основные группы причастий:
Рассмотрим пример действительных причастий:
Рассмотрим пример страдательных причастий:
А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.
Определение причастного оборота
Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.
Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.
Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:
В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.
Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Границы причастного оборота
Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.
Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:
Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».
Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.
По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).
Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.
Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.
Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.
От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.
Определение и признаки
Для введения такого оборота в состав предложения чаще всего используются специальные сравнительные союзы: точно, словно, будто, как будто, как, что. Именно по их наличию проще всего найти конструкцию в составе более сложной единицы. Например:
Подобные обороты в русском языке представляют собой единый член предложения. Чаще всего это обстоятельства со значением способа действия. Изучая эти конструкции, очень важно научиться дифференцировать простые предложения (в состав которых входит такой оборот) от сложных, сложноподчиненных, в которых подчиненное предложение присоединяется к главному при помощи сравнительных союзов.
Например: «Я знаю, как ты старалась, чтобы поступить в университет, сколько усилий приложила». Здесь элемент «как ты старалась» представляет собой не оборот, а простое предложение в составе сложного, поскольку можно выделить грамматическую основу. «Ты» — подлежащее, выраженное личным местоимением, «старалась» — простое глагольное сказуемое.
Другой пример: «Ты старалась, как пчела, сдать экзамен и поступить в университет». Здесь «как пчела» — образец сравнительного оборота, который будет одним членом предложения, обстоятельством. Подчеркивается сравнительный оборот пунктиром с точкой.
Эти конструкции могут быть составной частью как главного, так и придаточного предложения, входить в утвердительные, вопросительные и восклицательные конструкции.
Правила пунктуации
В устной речи подобные конструкции выделяются интонационно и паузами, а в письме — при помощи запятых. Если элемент находится в середине предложения, то запятыми он выделяется с обеих сторон. Пример: «Прекрасная, словно роза, девочка вошла в зал». В этом случае оборот, расположенный в середине предложения, выделяется запятыми дважды.
Знаки препинания при сравнительных оборотах могут быть поставлены иначе. Прежде всего, всегда выделяются конструкции со следующими союзами:
Лучше запомнить эти конструкции помогут предложения с ними. Примеры:
Кроме того, необходимо пунктуационно выделять конструкции с союзом «как», если ему предшествуют «так» или «такой».
Отсутствие запятой
Есть несколько случаев, когда запятая в предложении перед сравнительным оборотом ставиться не должна. Прежде всего, это касается тех конструкций, которые являются составной частью глагольного сказуемого. На письме они выделяются тире. Пример: «Наша дочка — как лучик света, несущий радость и добро».
Кроме того, запятую не следует ставить в таких случаях:
Знание этих исключений поможет не допустить ошибки в расстановке знаков препинания.
Важно уметь отличать на письме конструкции сравнения и приложения со словом «как», которые запятыми не выделяются. Например: «Иванов как истинный ценитель искусства постоянно посещал выставки». В этом предложении «как истинный ценитель искусства» является приложением. Иванов с ним не сравнивается, а таковым является.
При анализе предложения необходимо придерживаться следующей схемы:
Все это поможет грамотно выделить сравнительный оборот. Как он подчеркивается, зависит от синтаксической принадлежности.
Разновидности оборотов
При синтаксическом анализе предложения бывает необходимым не только вычленить оборот, но и определить его тип. Существует несколько подходов к классификации. Например, Ивашова М. С. подразделяет эти конструкции на построенные лексическим, морфологическим, синтаксическим и словообразовательным способами.
Лексические варианты предполагают наличие сравнительно-сопоставительного значения непосредственно в самой семантике слова. Чаще всего в них присутствуют слова «подобный», «похожий», «в виде», «напоминать», «напоминающий» и аналогичные.
Словообразовательные — образование сравнения при помощи морфем (например, змейчатый, подковообразный, материнский).
Крылова М. Н. выделяет две группы оборотов: построенные при использовании сравнительных союзов и образованные без таковых (например, именем существительным в творительном падеже или при помощи слов «наподобие», «подобно»).
В отдельную группу можно включить обороты, которые не являются обособленными, поскольку прочно вошли в состав устойчивых выражений и уже не воспринимаются как сравнительные. Например, красив как Аполлон, смел как лев, изящная как лань, катался как сыр в масле, здоровый как бык и другие. В этих примерах используются краткие или полные прилагательные, выражающие признак и предмет или объект, наделенный этим признаком.
Значение в литературе
Сравнительные обороты играют ключевую роль в литературном языке, поскольку, наравне с вводными словами и описательными конструкциями, помогают сделать его ярче, образнее, красивее. В качестве примера можно привести художественные произведения Гоголя, Пушкина, Тургенева, в которых встречаются порой уникальные сравнения, выраженные при помощи союзов. Подобные конструкции используются и в стихотворной речи, помогая создавать запоминающиеся емкие метафоры, более глубоко выражать нужную автору мысль, идею. Без них речь была бы бедной.
Очень часто используются они в составе фразеологизмов, устойчивых выражений, которые прочно укрепились в обиходе и регулярно используются носителями языка. В следующей таблице показаны основные моменты по значению оборотов.
Значение в литературе | Пример |
Передача авторского отношения, уточнение его оттенков | Он шел так, как идет редкий победитель — горделиво, с осознанием выполненного долга. Автор явно восхищается героем. |
Создание красивой метафоры | Ее губы, словно чайные розы, так и манили к поцелуям. |
Подчеркивание определенного признака | Маша, словно маленький бегемотик, сметала все на своем пути: и папину коллекцию статуэток, и мамины чашки. |
Обычно эти конструкции являются частью предложения, но могут использоваться и в словосочетаниях.
Таковы основные правила пунктуации и разновидности оборотов. Они имеют ряд отличий от других конструкций: входят в состав простого предложения (которое, в свою очередь, может быть частью сложного), вносят элемент сравнения, помогают подчеркнуть определенные свойства предмета или явления в сопоставлении с другим предметом или явлением.