Что такое описательный оборот

Презентация по русскому языку на тему «Описательный оборот»

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что делает текст текстом? Связь предложений по смыслу и грамматически

лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете?

В литературе мы его называем перифразом ( от греческого- окольная речь, пересказ) Состав описательного оборота – не менее 2-х слов Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова. Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.

«Страна необычных загадок»

Выхожу я один на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. (М. Ю. Лермонтов)

«Рассыпались» загадки… соберите их в рифму. В руке девочка облачко на стебельке держит Висят от жары шары на ветвях посинели.

Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова или наименования. избежания повторения одного и того же слова. создания выразительного образа, дополнения характеристики выражение отношения автора или персонажа к предмету или явлению. Итак, повторим

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Номер материала: ДБ-355041

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского языка по теме: «Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот»

Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ художественного текста, подбор выразительных средств лексики, создание собственного текста.

Оборудование: выставка репродукций икон Богоматери; карточки с текстом стихотворения А.Блока “Тишина в лесу” с пропущенными эпитетами, карточки со стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь”; презентация: Богоматерь Владимирская, иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, основные иконописные приёмы, особенности иконографии Богоматери, примерный план сочинения на тему: “Мысли, навеянные иконой”.

I. Подготовка к восприятию темы

Чтение учителем эпиграфа к уроку:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.

1. Работа с эпиграфом

– О чём говорится в этом стихотворении?

– Какова его основная мысль?

– Какие ключевые слова подтверждают её? (Чувства, пища сердца, родное пепелище, отеческие гробы, по воле Бога, самостоянье, величие.)

2. Проверка домашнего задания

– Смогли ли вы выписать из словаря определение слова САМОСТОЯНЬЕ? (В словарях – нет.)

– Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы. (Самостоятельность, уверенность, основательность, разумное существование.)

– Подберите синонимы к слову ВЕЛИЧИЕ. (Важность, значительность.)

– Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для эпиграфа к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

3. Определение целей

– Мы будем говорить о том, что должно быть важно для каждого человека – о памятниках искусства, которые создали наши предки, и поэтому мы должны их знать; а также будем работать с одним из средств познания и передачи мысли – со словом (основным предметом нашего изучения) и познакомимся с одним из способов связи предложе-ний в тексте – описательным оборотом и научимся его употреблять.

Запись темы в тетрадь.

II. Работа по теме урока

– Скажите, вам известно такое языковое явление, как синонимия? Что это за явление? Что оно нам даёт? Чего мы добиваемся, употребляя синонимы

1. Работа по подбору синонимов в стихотворении (карточки № 1) :

– Перед вами строфы из стихотворения А.Блока “Тишина в лесу”. В них пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы с вами из ряда синонимов, данно-го в скобках, попробуем выбрать самое точное слово и определить, какой эпитет использовал автор для характеристики того или иного предмета или явления, о котором говорится в стихотворении.

Бушевали ………………метели (ночные, чёрные, тёмные)
Заметали ………………пути, (лесные, полевые, густые)
И у ангелов не было силы
……………… свет до земли донести. (звёздный, яркий, блестящий)
Но ……………… силы устали (полночные, тёмные, магические)
В небе ……………… тучи клубить, (чёрные, тёмные, хмурые)
И деревья ………………перестали, (стонать, выть, гудеть)
И у ангелов силы хватило
……………светом леса ……………. (звёздным, солнечным, ярким,
озарить, осветить)
И деревья ……………… строем (торжественным, ровным)
Перед …………… лицом тишины (ясным, ярким, сильным)
Убеляются ………………покоем, (снежным, белым, светлым)
Исполняются ………………силой (светлою, яркою, блёклою)
……………… и немой белизны. (ледяной, холодной, студёной)
Чьё там брезжит ………………око? (лазурное, голубое, светлое)
Как поляна из звёзд – небеса.
В тишине голубой и ………………… (глубокой, далёкой, бездонной)
С ………………ратью своей многокрылой (дивной, чудной, волшебной)
Бог идёт сквозь ………………леса. (ночные, тёмные, чёрные)

Чтение полученного стихотворения и его анализ:

– О чем это стихотворение? (О рождестве Христовом.)

– Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания образов?

– А можно ли заменить повторяющееся слово не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?

2. Определение описательного оборота

– Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.

Запись определения в словарики.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

– Как будет называться оборот, имеющий переносное значение? (Метафора.)

3. Работа с эпиграфом

– Вернёмся к эпиграфу. Давайте попробуем найти описательные обороты в этом стихотворении. (Родное пепелище, отеческие гробы.)

III. Подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением искусства, посвя-щённым библейской теме – иконой Владимирской Богоматери.

Репродукция иконы Владимирской Богоматери.

– Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно этот жанр живописи (иконопись) для работы по развитию речи? (По литературе изучали летописи Древней Руси.)

1. Предварительная беседа об иконе

– Давайте посмотрим на иконы, которые есть у нас на выставке, и вспомним что вам уже известно об иконописи? (Психологические мотивы: чувство материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радость ликования; система условных приёмов: плоскостное изображение пространства, отвлечённый фон, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции; канон, символика цвета, доски и олифа.)

2. Основные иконописные приёмы

– Для чего стали писать иконы?

– Как вы думаете, только ли культовое назначение имеют иконы? (Это эстетический опыт народа, средство художественного познания мира.)

– Кого из русских иконописцев вы знаете? (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др.)

Презентация: несколько икон А.Рублёва, Ф.Грека и др.

– Как вы считаете, почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что ещё этому способствует? (Эмоционально-образное воздействие – изображение чувств, близких каждому человеку и пережитых им.)

– Хотя мы с вами находимся не в православном храме, а в храме наук-школе, мы всё-таки попробуем проникнуть в тайну иконы, вдуматься в её содержание и увидеть не только линии и краски, но и определить, какие чувства вложил художник в своё произведение искусства.

Индивидуальное сообщение об истории создания иконы. Презентация: икона Владимирской Богоматери.

– Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (XV в. – Аристотель Фиоравенти – Успенский собор, нач. ХХ в. – реставрация 1918 года – Третьяковская галерея.)

Индивидуальное сообщение о роли иконы в истории страны.

Релаксация. Музыка Вивальди.

– Всмотритесь ещё раз в лица святых, изображённые на иконе. Как ласково, нежно смотрит на своего сына Дева Мария… Как доверчиво прижимается к ней младенец… Ещё беззаботен его лик. Радуется он общению с мамой. Самые искренние, самые радостные мгновения изобразил неизвестный художник в своём произведении.

Беседа по содержанию иконы.

– Давайте подумаем, какие чувства отобразил художник?

– Какого цвета одежды Богоматери и Христа? (Христос – в светлом с золотым сиянием – знак Божественного; Мария – в тёмно-бордовом покрывале – мафории с тремя звёздами – символ царственного достоинства.)

– Давайте ещё раз посмотрим на лики святых. В чём их особенность? (ЛИК особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы; они не похожи на лица людей, которых мы встречаем в жизни – это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.)

Подбор эпитетов из ассоциативного ряда чувств и запись в тетрадь.

– Всмотритесь в черты лица, выразительность глаз, наклон головы, движение рук Матери. Из написанных на доске слов выберите те, которые вам помогут передать ваше впечатление и описать состояние души Матери, переданное иконой.

Презентация: слова акад. М.Алпатова.

– Искусствовед академик М.В.Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына”.

IV. Работа над стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь” (карточки № 2)

Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение?

– Каковы основные мысли автора, переданные им в стихотворении?

– Найдите выразительные средства, с которыми мы познакомились сегодня.

– С какой целью употребляет автор описательные обороты?

Составление устного описания иконы.

Чтение отрывков из сочинений, написанных ранее.

“Огненный фон считается символом царского рода: Бога-Отца, Девы Марии и сына Иисуса, но мне вдруг показалось, что этот цвет предвещает беды и несчастья, коварство и зло, которое совершат люди. Грусть, печаль я вижу в глазах Богоматери и обречённость перед жестокостью людей”. (Сычевский Александр)

“Впервые увидев икону Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее, я задумалась о том, как возвышенно можно на полотне изобразить единство матери и ребёнка. Вы не замечали, как по-особенному она держит своего сына, как будто предчувствуя разлуку с ним. Мария нежно и задумчиво смотрит на него. Так может смотреть только любящая мать. Её глаза, как два бездонных озера, глубоки, печальны и грустны. На ней траурные одежды, хотя должна радоваться общению с сыном…

Богоматерь Мария!
Вечно ты горем полна,
Горем своим ты покрыта,
Пред горем своим ты одна.
Твои тоскующие очи
Печалью все озарены –
Так расставаться ты не хочешь
С созданьем Бога и любви.

А малыш радостно смотрит на маму и ласково прижимается к ней. Образ матери проникнут лаской, печалью и скорбью. А лицо ребёнка озарено нежностью, уважением и восхищением”.

V. Итог урока

– Дома вы попробуете написать сочинение на тему “Мысли, навеянные иконой…”, включив в него элементы описания. Может быть, у кого-то получится работа в стихах.

Примерный план (презентация):

1) История иконы.
2) Описание.

а) предметный план,
б) колорит (символика цвета),
в) особенности ликов святых.

3) Значение иконы для потомков.
4) Чувства и мысли, возникающие у вас, когда вы всматриваетесь в это произведение искусства.

– А чтобы написать сочинение, вспомним, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились?

Источник

План урока по развитию речи по теме «Описательный оборот»

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Текст. Средства связи предложений в тексте.

Тип урока: открытия новых знаний

Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо

технология уровневой дифференциации материала

Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации;использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).

УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, видеозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Лебедь».

1.Оргмомент Психоэмоциональный настрой

Настроить детей на работу, снять эмоциональное напряжение в начале урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте, определять средства связи предложений в тексте, говорить об описательном обороте, слушать музыкально произведение, развивая свое воображение, писать сочинение-миниатюру. И я желаю вам удачной работы (изображение смайлика-солнышка). Солнышко улыбается нам, улыбнёмся и мы.

Слушают учителя, настраиваются на работу, поворачиваются друг к другу, улыбаются друг другу.

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

2. Введение в тему занятия

Подвести уч-ся к теме урока

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

Как вы его понимаете?

Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)

Читают эпиграф и объясняют его смысл.

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

3. Актуализация темы, целеполагание

Актуализировать тему, поставить цель урока и настроить детей на серьезный разговор.

Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв несколько предложений, может потерять смысл.

Слушают учителя, применившего ассоциативный прием, прием сравнения.

Учитель показывает кусочек ткани.

4. Беседа по теме урока

Повторить ранее изученный материал, сделать вывод о признаках текста.

Давайте вспомним признаки текста. Чем текст отличается от просто предложений или просто слов?

Правильно. Да, в тексте предложения связываются цепной и параллельной связью.

А кто скажет, как могут связываться между собой предложения в тексте?

При цепной связи сцепляюшими словами могут быть разные слова. Посмотрите на слайд.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Развивать навыки сравнения, методом ассоциаций подвести к выводу о роли средств связи в тексте, о роли описательного оборота.

Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза.

А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему?

Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.

Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.

Ученики размышляют, сравнивают 2 предмета, делают метафорический вывод о роли описаний, эпитетов в тексте.

Кусочек черной ткани

Кусочек цветной ткани

6. Описатель-ный оборот.

Через метод сравнения подвести к выводу о роли описательного оборота.

Ребята, чем отличаются эти тексты?

Сделайте вывод: из каких слов может составляться описательный оборот? (из эпитетов)

А что такое эпитет?

Приведите свои примеры описательного оборота радуги.

Ученики наглядно видят преображение текста с описат-м оборотом, находят его.

Потом приводят свои описат-ные обороты к иллюстрациям на слайде.

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

7. Работа с учебником.

Развивать навыки определения описательных оборотов с прямым и переносным значением.

Обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 39 и прочтите определение описательного оборота.

Ученики выполняют упр. 49, находят опис. обороты с прямым и переносным значением.

Ученики подбирают описат-ные обороты.

Работа с учебником

8. Психоэмоциональная пауза (снятие напряжения)

Снять психоэмоциональное напряжение

Мы с вами находили описательные обороты в тексте, определяли прямые они или переносного значения,

А теперь немного отдохнем и послушаем музыку композитора К.Сен-Санса – отрывок из сюиты «Карнавал животных»

Ученики отдыхают, откинувшись на спинку стула.

отрывок из сюиты «Карнавал животных»

Развивать воображение уч-ся, устную речь

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Что вы представили, слушая её, каких зверей. Ведь сюита называется «Карнавал животных».

С каким животным она ассоциируется?

Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.

10.Просмотр слайда-видеопрезентации под музыку К.Сен-Санса

Через зрительный канал – воздействовать на эмоциональную сферу детей, развивая чувство прекрасного

Какие эмоции у вас вызвала лебедь?

Какие описательные обороты вы можете подобрать?

Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.

11. Написание мини-сочинения

Развивать навык использования опис.оборота в тексте, развивать письменную речь.

Напишите небольшое мини-сочинение из 4-5 предложений

Кто хочет прочесть сочинение?

Ученики пишут мини-сочинение

2-3 уч. зачитывают мини-сочинение свое

12. Эмоц. оценка деятельности

Формировать и развивать навыки оценки собств-ой деятельности и деят-сти других, эмоц. состояния

Как вы оценивает свою работу на уроке?

Какие эмоции вы испытывали?

13. Обобщение по теме

Развивать умение делать вывод по уроку.

Сделайте вывод по уроку о роли описательного оборота.

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

14. Оценка работы уч-ся

Как вы работали на уроке?

Какие оценки можете поставить одноклассникам?

Учитель оценивает работу уч-ся, выставляет оценки.

Источник

Лексические средства связи предложений в тексте урок

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме «Лексические средства связи. Описательный оборот»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок развития речи включает в себя конспект, презентацию и музыкальные произведения, используемые на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
6_klass._leksicheskiy_oborot.docx15.63 КБ
6_klass._opisatelnyy_oborot.pptx548.42 КБ
kartochka.docx10.77 КБ

Что такое описательный оборот. Смотреть фото Что такое описательный оборот. Смотреть картинку Что такое описательный оборот. Картинка про Что такое описательный оборот. Фото Что такое описательный оборот

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот

Цели: дать понятие лексического оборота и его функции в тексте;

сформировать умение использовать описательный оборот в качестве лексического средства связи;

продолжить развитие познавательной деятельности учащихся, их коммуникативно-речевых навыков по составлению собственного высказывания;

используя интегрированные методы обучения, сформировать у учащихся чувство прекрасного, умение выражать собственное отношение к произведениям искусства, давать им оценку

Оборудование: компьютер, проектор

Предварительная подготовка: презентация и карточки с заданиями к уроку

II Повторение пройденного.

1) Работа с карточкой, текст № 1

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.

2) Фронтальный опрос:

1. Какой раздел науки о языке занимается изучением союзов и местоимений? Как называют такие средства связи?

2. Какой раздел науки о языке изучает такие средства связи, как повтор и синонимы? Как называют такие средства связи? Какие ещё средства связи относятся к лексическим?

1) Определение целей и задач урока, постановка проблемы

Сегодня мы познакомимся с ещё одним средством связи и постараемся научиться использовать его при составлении текстов.

Для начала давайте попробуем определить, что это за средство, каковы его функции и что оно собой представляет.

2) Эвристический поиск. Работа с карточкой, текст № 2 (упр. 48)

Прочитайте текст. Выпишите средства связи предложений в тексте.

Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.

3) Эвристическая беседа

1. Как вы думаете, это лексическое или морфологическое средство связи?

Это средство связи называется описательный оборот. Слайд № 1 Это и будет темой нашего урока.

2. Что же это такое? Какое определение мы бы дали этому понятию?

Описательный оборот – это…

А) Что это? (лексическое средство связи)

Б) Для чего оно служит?

В) Что собой представляет?

4) Делаем вывод: Описательный оборот — лексическое средство связи предложений в тексте, которое служит для устранения неоправданных повторов и представляет собой замену одного понятия образным синонимичным сочетанием. Слайд № 2

1) работа с учебником

Выбор нужного описательного оборота очень важен, он должен соответствовать содержанию предложения, дополнять его смысл. Поможет понять необходимость этого упражнение в учебнике «Русская речь»

Упр.53 с.41 (по рядам) Запишите свой текст, используя из предложенных вариантов только один. Аргументируйте сделанный выбор.

1 ряд – трудолюбивые зверьки

2 ряд – лесной доктор

3 ряд – быстрые, как молнии, птицы

Упр.51 с.40 Вам предлагают прослушать произведение замечательного французского композитора, органиста и дирижёра Шарля Камиля Сен-Санса Слайд № 3

Слайд № 4 Одна из частей этой сюиты называется «Слон». Прослушайте её. (Музыка)

Какую картину увидели вы, слушая эту пьесу?

А теперь посмотрите, какие сочинения на тему «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Слоны», написали учащиеся (с.40-41)

Понаблюдайте, как авторам сочинений удалось избежать неоправданных повторов. Какое лексическое средство им в этом помогло?

2) подготовка к сочинению

V Домашнее задание: Слайд № 6

Лексические средства связи предложений в тексте урок

Автор: Зульфия Миннефавизовна Маннапова

Организация: МБОУ «Гимназия №2»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский

Повторение

Текст —последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения. Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную.

Цепная связь

Она возникает там, где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. Работает такая связь очень просто: из одного предложения берётся какая-либо информация и развивается в следующем.

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нём продолжается и во втором. Благодаря такому повтору оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Параллельная связь

Предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью общего перечня, сопоставления или противопоставления.

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания.

Новая тема. Объяснение

Отдельные предложения связываются в текст на нескольких уровнях – грамматическом и смысловом. Грамматический уровень говорит о том, что связь существует на уровне форм слов (они зависят от форм лексических единиц из соседнего предложения), а смысловой о том, что они связаны между собой лексически.

К лексическим средствам связи относятся:

1. Слова одной тематической группы:

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.

2. Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов

Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания не оказались напрасными.

3.Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты)

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

4. Антонимы (в том числе контекстуальные)

Недруг поддакивает. Друг спорит.

5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Задание. Определите, с помощью чего связаны предложения.

1.В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

2. Легенда гласила, что за высокой снежной горой находится прекрасный город изобилия и счастья. В том городе нет болезней и бедности, и каждого жителя ожидает вечная жизнь. Вечная жизнь без войны, без голода и старости заставляла смельчаков отправляться на поиски загадочного города.

3. Вечерело. На небе первые звёзды.

1-синоним 2-лекс повтор 3-слова одной тематической группы.

Проверка знаний

Определите лексические средства связи в предложении.

2. У природы много друзей. Недругов у неё намного больше.

3. Вокзал был самым любимым местом моего детства. Часами я мог сидеть

на перроне, наблюдая за приходящими и уходящими поездами.

Домашнее задание : Ответы записать, прикрепить в электронном журнале.

Урок русского языка в 6 классе на тему «Лексические средства связи предложений в тексте»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Недайвода О.В.

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте.

Форма урока : комплексное использование различных форм: беседа, применение ИКТ, наблюдение, анализ текста, самостоятельная работа.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами анализа текста.

Цели: формирование умений использовать лексический повтор, синонимы, антонимы, текстовые синонимы, родо-видовыев качестве лексического средства связи;

продолжить развитие познавательной деятельности учащихся, их коммуникативно-речевых навыков по составлению собственного высказывания;

создать условия для формирования у учащихся систематизированного знания о лексических средствах связи предложений в тексте ; повторить сведения и углубить ранее полученные знания; формировать умения и навыки в использовании лексических повторов, синонимов, антонимов, текстовых синонимов, родо-видовых слов.

Развивающие: (Формирование регулятивных и коммуникативных УУД) : развивать умения выразительно и правильно читать, анализировать текст; по заданным параметрам организовывать учебную деятельность; совершенствовать коммуникативные умения в устной и письменной форме; обучать умению вести диалог и дискуссию; аргументировать и обобщать; развивать самостоятельность и умение сотрудничать; формировать научное мировоззрение и научный подход к объяснению явления языка.

Воспитательные: (Формирование личностных УУД) : воспитывать интерес к языковым явлениям, уважение к исследовательскому и творческому труду; совершенствовать культуру речи, диалога, толерантного отношения к товарищам. Использование элементов здоровьесберегающей технологии.

Средства обучения: мультимедийная доска, таблица, распечатанный текст, листы успеха.

Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков: эвристическая беседа, проблемные вопросы, тексты для наблюдения и аналитической работы для формирования познавательных УУД; регулятивных УУД (анализ и синтез изучаемых языковых явлений, сравнение через наблюдения, обобщение материала, структурирование информации при помощи таблиц, графических записей, анализа текста при закреплении материала)

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель: создание

мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Проверка готовности к уроку. Проверяет организацию рабочего места.

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Настроились на рабочую

волну. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и

надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся. Проверяют, все ли готово к уроку.

Регулятивные УУД: рациональная организация рабочего места, полная готовность к уроку.

Актуализация знаний. Постановка учебной цели.

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

создать условия через устный опыт учащихся для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. (3 мин.)

Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В ней было все, чего мы жали. — Ребята, скажите, можно ли назвать эти предложения текстом?

— Вспомните определение, что такое текст. — Как связаны предложения в тексте? — Какие слова помогают связывать предложения?

Подвожу уч-ся к формулировке темы и целей урока.

— Цели нашего урока — продолжить формировать понятие о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений, научиться определять средства связи предложений в тексте.

Очень часто для выражения мысли бывает недостаточно одного предложения, особенно, если говорящему нужно эту мысль доказать, подробно разъяснить, подтвердить примерами и т. д. В таких случаях люди строят развёрнутые высказывания — тексты, состоящие из нескольких, чаще всего — из многих предложений. Как слова в предложении, так и предложения в тексте связаны по смыслу и располагаются в определённой последовательности.

Самостоятельное решение задач. Выполняют синтаксический разбор предложений. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, записывают в тетради. Формулируют цель урока

Усвоение новых знаний. Цель: познакомить учащихся с лексическими средствами связи предложений в тексте; формировать умение редактировать текст, создавать образные высказывания. (10мин.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *