Что такое опл в библиотеке
Раздел: библиотекарю (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Удовлетворено читательских требований по отраслям знаний:
Другие процессы работы:
проведение методических консультаций для библиотечных специалистов по профилю деятельности отдела – 15
прием книг из других структурных подразделений – 1524 экз.:
с абонемента – 552 экз.
из фонда читального зала – 456 экз.
из фонда Зала искусств – 516 экз.
практическая помощь в расстановке фонда ДХ и отбор на списание дублетной литературы
Выбытие изданий из фонда – 21423 экз.:
газет – 114 подшивок
журналов – 17909 экз.
Работа с топографическими карточками (изъято) – 2440 карточек
Перемещение книг на стеллажах – 36 стеллажей.
Основные показатели работы отдела обработки новых поступлений
и каталогизации фондов
Литературы – 1626 экз.
Принято и зарегистрировано:
Журналов – 1229 экз.
литературы – 1633 экз.
книг на иностранных языках – 4 экз.
книг по краеведению – 260 экз.:
местному самоуправлению – 8 экз.
праву и социальным наукам – 61 экз.
По видам литературы:
художественная – 853 экз.
научно-техническая – 780 экз.
Обработано названий – 1080 экз.
Классификация литературы – 573 названия
Влито карточек в каталоги:
ИТОГО: 3266 карточек
ветхость – 18001 экз.
Списано периодически изданий – 32657 экз.
Печать на компьютере:
топографических карточек – 2136
книжных формуляров – 709
Работа с каталогами:
редакция ГАК – 3 ящика (№ )
изъято карточек (ГАК, СК, АЧ) – 3263
восстановлено карточек СК – 60
написано и влито разделителей СК – 12
Приняты и оформлены 126 актов на выбывшие документы от структурных подразделений
Переоценены документы для актов выбытия в соответствии с коэффициентами – 56 актов (11200 экз.)
Составлены списки к актам выбытия, распечатаны и оформлены, исключены из учетных форм – 56 актов (11200 экз.)
Исключены из регистрационной картотеки периодические издания по актам – 17 актов (2777 назв.)
Влито топографических карточек ДХ в картотеку на списание – 7850 карт.
Принято 355 документов, поступивших как пожертвования.
Работа с периодическими изданиями:
ежемесячный количественный учет периодических изданий по ЦБС.
Методическая работа отдела:
ББК. Устных совещаний по вопросам применения таблиц ББК – 15; консультаций – 10.
Консультации по систематизации книг в соответствии с таблицами ББК для жителей города – 5:
· Отдел по делам молодежи и спорта по теме «Социальное проектирование»;
· Частные лица по темам:
o «Развитие социальной активности молодежи в избирательном праве»;
o «Здоровый образ жизни школьников»;
o «История объединения «Саровская пустынь»;
o Сборник художественных очерков для издания в типографии;
ББК – работа по реклассификации и редакции фондов и каталогов
Отделы: 63 «История. Исторические науки»;
▪ закончены отделы: 63.3(2)6 и 63.4,
▪ в работе: 63.5 «Этнология»
Редакция фондов и каталогов по ББК
Методическая деятельность
Методическая деятельность ориентирована на совершенствование работы библиотеки, расширение библиотечных услуг, реализацию творческо-целевых программ, организацию системы повышения квалификации библиотечных специалистов, взаимодействие и сотрудничество с библиотеками города, ЗАТО, области.
Система повышения квалификации:
— «Лекторий библиотечного работника»
— «Школа молодого библиотекаря»
Проведено в 2011 гучебных мероприятий;
• Цикл «Библиотечная инноватика: приоритеты XXΙ века и публичная библиотека»:
* встреча с директором Департамента культуры и искусства Администрации г. Сарова по теме «О правовом статусе муниципальных учреждений в свете ФЗ № 83»
— Деловые часы специалиста:
— «Недаром помнит вся Россия»: к 200-летию Отечественной войны 1812 г. – 1/ 32 чел.
• «К России вечная любовь» (12 июня – День России);
• «Чтение семейного масштаба»;
• «К плану года – 2012. Традиции и новации библиотечной деятельности»;
• «В памяти. В сердце. В книге. (Подвиг. Победа. Память)» и др.
• Цикл »Молодые в библиотечном деле’‘ – 1-й этап городского открытого конкурса «Меняется мир – меняемся мы».
Представлено и рассмотрено 8 проектов:
1. «Классная классика»
2. «Свет дома твоего: в доме без книг, как без окон, темно» (традиции семейного чтения и библиотека).
На 2-й этап представлены проекты:
Победители награждены Дипломами и ценными призами, участники – Благодарственными письмами и подарками.
* образовательные курсы «Использование информационно-коммуникационных технологий муниципальных библиотек» («Создание динамических сайтов») – 3 чел. (Н. Новгород, ИНЦ «Культура»);
* творческо-деловая встреча со специалистами библиотеки ЗАТО г. Заречный – 1 чел.
• Взаимодействие и сотрудничество с профессиональными партнерами: библиотеки города, области, ЗАТО, РБА:
— участие во Всероссийской переписи библиотек:
* организация и координация работы в рамках города;
* методическое обеспечение, практическая и методическая помощь ведомственным библиотекам города (НТБ РФЯЦ-ВНИИЭФ, библиотеки Департамента образования, библиотеки учебных заведений)
* методическое обеспечение, практическая и методическая помощь, заполнение форм федерального статистического наблюдения библиотек РФ – 3 библиотеки учреждений культуры города.
Российская Библиотечная ассоциация (РБА):
— участие в социологических исследованиях: анкетирование, экспресс – опросы – 3 (темы исследований: «Библиотечное обслуживание детей в публичных библиотеках», «Реформа библиотек на основе требований закона », «Внебюджетная деятельность библиотеки»).
— подготовлен «Сводный статистический отчет о деятельности библиотек, относящихся к Департаменту культуры и искусства» (ЦБС им. В. Маяковского и ЦСДБ им. )
— направлено 11 планов мероприятий, информационных справок по различным направлениям деятельности библиотеки: гражданственность, патриотизм, правовое просвещение, профилактика асоциальных явлений, ЗОЖ и др.;
— взаимодействие с научно-методическим отделом по вопросам библиотечной деятельности;
— творческая командировка в НГОУНБ и ЦБС Автозаводского района г. Н. Новгород по проблемам:
* Инновационные формы деятельности библиотеки;
* Развитие внебюджетной деятельности в библиотеках.
— Обновлены сведения в БД по библиотекам ЗАТО.
— Подготовлен пакет документов к семинару-совещанию «Роль библиотеки в формировании местного сообщества: библиотека в социокультурной инфраструктуре муниципального образования, социальное партнерство библиотеки и ее конкурентная среда»:
× Составление списка приглашенных специалистов из ведущих библиотек Москвы, АПРИКТ, гостей;
× Формирование проекта Программы;
× Разработка анкеты для библиотек;
× Рассылка по электронной почте пакета документов в библиотеки ЗАТО, области.
Центральная городская библиотека им. В. Маяковского приняла специалистов:
— отдела редких книг и рукописей, отдела гигиены и реставрации библиотечных фондов НГОУНБ по вопросу экспертизы фонда редких и ценных изданий МУК ЦБС им. В. Маяковского (4 чел.);
— Департамента культуры и МУК Информационно-библиотечного объединения г. Заречный (3 чел.)
— из различных департаментов города-побратима Лос-Аламос (США) по программе «Открытый мир» (6 чел.), в том числе директора общественной городской библиотеки Чарли Калогерос-Чэтэн.
Библиотеки города: оказание методической и консультативной помощи (по заявкам, взаимодействие при подготовке выставок методической и развивающей литературы на августовский педсовет, взаимодействие с библиотекарями школ города при организации мероприятий для детей и подростков, дни специалистов для учителей–предметников, библиотекарей школ ).
Подготовлены для школ и библиотек города методико-информационные и библиографические материалы:
— «Умей сказать: «Нет!»: профилактика асоциальных явлений»
— «Право выбора – молодежи» и др.
• Социальное партнерство с учреждениями и организациями города:
• МДОУ «Детские сады Сарова»:
— реализация программы «Растим читателя вместе: партнерство во имя просвещения и добра» (с 2008 г.) д/с. 3, 9, 19, 20, 29, 41, 45,групп) – 41мер./ посетило 691чел.
• Департамент образования, школы и библиотеки города:
— час информации «Время читать» для директоров образовательных учреждений, методической секции учителей литературы и русского языка – 2 / 71 чел.
— мероприятия в помощь учебно-образовательной деятельности по направлению «Образование. Информация. Библиотека» – 45/ 1834 чел.
— «Саров исторический. Саров научный. Саров литературный»: пропаганда краеведческий знаний, изучение истории малой Родины – 49 / 1271чел.
— реализация творческо-целевых программ (в школах города):
«Читающий город детства» – школы №№ 2, 5, 15 – 24 / 667 чел.
«Гражданско–правовая инициатива» : формирование правовой культуры – 2 / 36 чел.
• Учреждения дополнительного образования: ДШИ, ДМШ им. М. Балакирева, ДШИ №2, ДХШ, городской музей, художественная галерея
* Всероссийская перепись библиотек России:
«Художественно – эстетическое образование и просвещение»:
· совместные музыкальные вечера, концерты –10 / 578 чел.
· художественные выставки – 8 / 1490 чел.
· филармония школьника – 1 / 143 чел.
• Городское общество инвалидов, Городской Совет ветеранов, Центр социальной помощи семье и детям, Центр социальной поддержки населения, Советы ветеранов в микрорайонах города:
• Департамент молодежи, Молодежный центр, Центр занятости населения по направлениям:
«Социальная адаптация молодежи»
«Здоровый образ жизни, профилактика асоциальных явлений»
— Учебные заведения города: САРФТИ, Саровский медицинский колледж, Саровский филиал СГА – на основе договоров о библиотечно-информационном обслуживании и творческом содружестве:
• Саровский медицинский колледж
— мероприятия культурно-эстетического и литературного направления – 2/ 43 чел.
§ Все библиотеки высших учебных заведений города:
— Методические консультации пор вопросам Всероссийской переписи библиотек России – 10.
— Методические консультации пор вопросам Всероссийской переписи библиотек России – 9.
— Детский юношеский спортивный центр (ДЮСЦ): организация досуга детей в летние каникулы – 2/ 47 чел.
— открытый публичный конкурс среди общественных и некоммерческих организаций по разработке и реализации на территории областей России (в том числе Нижегородской области) социально-значимых проектов (учредитель: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»)
представлен проект «Взаимодействие специалистов библиотек городов ЗАТО и региона в системе просветительской деятельности по сохранению и развитию научного, исторического и культурного потенциала атомной отрасли учреждениями культуры городских округов»;
— городской профессиональный конкурс «Меняется мир – меняемся мы», представлено на 2-й этап 5 проектов – см. выше.
Маркетинговое направление деятельности
1. Создан отдел маркетинга.
2. Разработана Концепция маркетинговой деятельности на г. г.
3. Разработана стратегия маркетинга.
4. Проведен swot-анализ.
5. Проведено исследование рынка библиотечных и информационных услуг:
* маркетинговое исследование «Изучение спроса пользователей на услуги, не относящиеся к основным видам деятельности» (520 анкет – 520 респондентов);
* составлен отчет и справка по результатам исследования.
6. Маркетинговые коммуникации:
* реклама отдельных видов услуг.
7. Web-представительство www. *****:
* ведение переписки с разработчиками сайта библиотеки: отправление электронных писем – 36;
* подготовка информационных материалов для сайта – 15;
* сбор материалов от структурных подразделений библиотеки для размещения на сайте – 60.
Карагандинская ОУНБ
Карагандинская областная универсальная научная библиотека им. Н.В. Гоголя
Вход на сайт
Актуальные новости
Послание Главы государства
Центр «Парасат жолы»
Хроника Независимости
Карагандинский BOOKblogger
Основные разделы ББК.
Уважаемые коллеги! Обратите внимание!
Выпуск 5. 80/88 Филологические науки. Художественная литература. Искусство. Искусствознание. Религия. Философские науки. Психология
Выпуск 6. 3 Ж/О Техника. Технические науки
«Библиотечно-библиографическая классификация».
Таблица для массовых библиотек, которые Вы используете сейчас.
1. Общенаучное и междисциплинарное знание
2. Естественные науки
20. Естественные науки в целом
20.1 Человек и окружающая среда. Экология в целом
20.18 Рациональное природопользование. Охрана природы
22. Физико-математические науки
24. Химические науки
26.8 Географические науки
28. Биологические науки
28.0 Общая биология
28.7 Биология человека. Антропология
3. Техника. Технические науки
30. Техника и технические науки в целом
32.97 Вычислительная техника
34. Машиностроение. Приборостроение
35. Химическая технология. Химические производства
36. Пищевые производства
37. Технология древесины. Производства легкой промышленности. Полиграфическое производство. Фотокинотехника.
37.24 Швейное производство
4. Сельское и лесное хозяйство
43. Лесное хозяйство
44. Защита растений
47. Охотничье хозяйство. Рыбное хозяйство.
5. Здравоохранение. Медицинские науки
51. Организация здравоохранения. Гигиена. Эпидемиология
52. Общая патология. Фармакология
53/57 Клиническая медицина
58. Прикладные отрасли медицины
6/8 Общественные и гуманитарные науки
63. История. Исторические науки
63.3(0) Всемирная история
63.3(2) История России и СССР
65.02 История экономической мысли
65.04 Экономическая география
65.5 Мировая экономика 24
65.6 Экономика развитых стран
65.7 Экономика развивающихся стран
65.8 Экономика социалистических стран
65.9 Экономика отдельных стран
65.9 (2 Рос) Экономика Российской Федерации
66. Политика. Политические науки
66.1 История политической мысли
66.3 Внутренняя политика
66.4 Внешняя политика
66.5 Национальная политика
66.6 Политические партии
66.7 Общественно-политические организации.
67. Право
67.0 Общая теория права
67.7 Органы юстиции
68. Военное дело. Военная наука
71. Культура. Культурология
72. Наука. Науковедение
73. Научно-информационная деятельность
74. Образование. Педагогическая наука
75. Физическая культура и спорт
76. Средства массовой информации. Книжное дело
77. Социокультурная деятельность в сфере досуга
78. Библиотечное дело
79. Охрана памятников природы, истории и культуры. Музейное дело
83.3(0) Мировая литература
83.3(2Рос=Рус)1 Русская литература до 1917 года
83.3(2Рос=Рус)6 Русская литература XX века (1917 —
84. Художественная литература (Как правило, в картотеке этот раздел не заполняется. Новинки художественной литературы отражаются в специальной картотеке)
85.1 Изобразительное искусство и архитектура
Что такое опл в библиотеке
Орлова А. В.
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНДА ПРАВОСЛАВНОЙ БИБЛИОТЕКИ
3.1– Религиоведение.
Определение, феноменология, философия религии, классификация религий.
3.11 – ХРИСТИАНСТВО.
Сравнительное богословие, история, вероучение, практика, течения.
3.11.1 – Православие.
Закон Божий, катихизисы.
3.11.2 – Католицизм.
3.11.3 – Протестантизм.
3.11.4 – Ереси.
3.12 – ИСЛАМ.
3.13 – ИУДАИЗМ.
3.14 – БУДДИЗМ И РЕЛИГИИ ВОСТОКА.
3.15 – ЯЗЫЧЕСТВО.
3.16 – СЕКТОВЕДЕНИЕ.
3.17 – МИСТИКА.
В т. ч., тератология..
3.2 – Богословие.
Апологетика, догматика, осн. богословие.
4.1 – Экклезиология.
4.2 – История Церкви.
4.3 – Пастырское богословие.
4.4 – Каноника.
4.5 – Литургика.
4.51 – БОГОСЛУЖЕНИЯ.
4.52 – ТАИНСТВА.
Мистагогия.
4.52.1 – Крещение.
4.52.2 – Миропомазание.
4.52.3 – Евхаристия.
4.52.4 – Исповедь.
4.52.5 – Елеосвящение.
4.52.6 – Венчание.
4.52.7 – Хиротония.
4.53 – ОБРЯДЫ.
4.54 – МОЛИТВА, КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И ПОКЛОНЫ
4.55 – ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ.
4.56 – КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН.
4.57 – ТРАДИЦИИ.
Крестные ходы и др.
4.6 – Гомилетика.
4.7 – Святыни.
История, значение, культурология.
4.71 – ХРАМ.
4.72 – КРЕСТ.
4.73 – ИКОНЫ.
4.74 – СВ. МОЩИ.
4.75 – СВ. ВОДА.
4.76 – СВ. ХЛЕБ.
4.77 – СВ. ЕЛЕЙ И МИРО.
4.78 – СВ. МЕСТА.
4.79 – ДР. СВЯТЫНИ.
4.8 – Посты и праздники.
4.81 – ПОСТЫ.
4.81.1 – Великий пост.
4.81.2 – Рождественский пост.
4.81.3 – Петров пост.
4.81.4 – Успенский пост.
4.81.5 – Однодневные посты.
4.82 – ПРАЗДНИКИ.
4.82.1 – Пасха.
4.82.2 – Двунадесятые праздники.
4.82.3 – Великие праздники.
4.82.4 – Другие праздники.
5.11 – ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О БМ.
5.12 – ЕЁ ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ.
5.13 – ИКОНЫ.
5.14 – ЧУДЕСА.
5.2 – Жития и творения святых.
Агиология и патрология.
5.21 – ОТДЕЛЬНЫЕ.
5.22 – СБОРНИКИ.
5.23 – О СВЯТОСТИ.
5.3 – Биографии подвижников благочестия.
6.1 – Нравственное богословие.
6.3 – Радости и скорби.
6.31 – ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ.
6.32 – БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ.
6.33 – СЛАВА И БЕСЧЕСТИЕ.
6.4 – Семья и брачные отношения.
6.41 – ТАИНСТВО ЛЮБВИ
6.42 – РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.
7) – ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ.
7.25 – ВОЕННЫЕ НАУКИ.
7.26 – СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
7.27 – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
8) – РЕЛИГИЯ И НАУКА.
8.1 – Космология.
Естественнонаучная апологетика.
8.2 – Точные науки и естествознание.
8.26 – ГЕОГРАФИЯ.
В т. ч., демография и этнография.
8.3 – Прикладные науки.
8.33 – ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
8.34 – СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.
9) – РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.
9.13 – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
9.14 – ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
9.15 – ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА
9.3 – Декоративно-прикладное творчество
86.372.01 Библия. Священное Писание
Ветхий Завет.
Отдельные книги Ветхого Завета
Новый завет.
Четвероевангелие.
Отдельные Евангелия.
Библейская археология.
Апокрифы.
Библейская герменевтика (способы толкования, история толкований)
Библейская история.
86.372.11 Богословие
Основное богословие. Общее религиоведение. Христианская апологетика.
Христианская антропология.
86.372.111 Догматическое богословие
Догматы, Символ веры, Учение о Боге, Учение о Церкви (экклезиология), Учение о
Таинствах, Эсхатология (учение о последних судьбах мира).
86.372.112 Нравственное богословие
Святоотеческое учение о нравственности.
Нравственность и человек.
Цель и смысл жизни христианина.
Брак, семья, религиозное воспитание.
Нравственный закон по Заповедям христианства.
Христианская мораль и догматы веры.
Добродетели христианские.
Благотворительность. Милосердие.
Покаяние. Пост. Молитва.
Нравственное зло.
Грех, его сущность и следствия для нравственной жизни.
Духовно-назидательное чтение.
86.372.113 Пастырское богословие. Аскетика
Общие работы по пастырству.
Св. Писание и Отцы Церкви о пастырстве.
Практические вопросы пастырства.
История пастырства.
Аскетика.
Духовная жизнь христианина. Советы, наставления.
Монашество. Старчество.
86.372.114 Сравнительное богословие. Западно-христианские исповедания. Восточно-
христианские исповедания.
Католичество. Протестантизм и др.
86.372.13 Гомилетика
Проповеди. Беседы. Поучения.
Что такое опл в библиотеке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ПОКАЗАТЕЛИ БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ
Данный показатель характеризует использование абонемента (читального зала), нагрузку библиотекаря. Он нужен для изучения реальной пропускной способности абонемента и читального зала, а также при проектировании новых помещений.
— интенсивность (это величины, измеряющие соотношение двух раз личных по содержанию, но взаимосвязанных показателей).
столбиковые, линейные и секторные диаграммы.
Формулы определения основных относительных показателей библиотечной работы
Читаемость (Ч) — интенсивность чтения — это среднее число книг, выданных одному читателю в год. Исчисляется путем деления количества выданных за год книг (В) на число читателей, зарегистрированных за год (А):
Средний показатель читаемости в школьной библиотеке (без учета выдачи учебников): 17—22.
Показатель характеризует активность посещения библиотеки читателями.
Если в Правилах пользования библиотекой срок пользования 15 дней (2 недели), то идеальный показатель посещаемости составит: 9 (учебных месяцев) умножить на 2 (посещения) = 18.
Показатель обращаемости характеризует степень использования книжного фонда. По данному показателю судят о соответствии книжного фонда интересам читателей и об уровне работы библиотеки по пропаганде книги информационных документов.
Книгообеспеченность (К) — достаточность книжного фонда. Это среднее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного читателя. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в библиотеке на конец года (Ф), на число зарегистрированных читателей (А):
Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки. Можно посчитать процент охвата (По) учащихся (детей) библиотечным обслуживанием, который исчисляется путем деления числа зарегистрированных читателей (А) на число учащихся данного образовательного учреждения (У):
В библиотеках образовательных учреждений — 100 % вполне реальная цифра.
Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соответствует показателю отраслевой обращаемости.
Рассчитывается Ки следующим образом:
— сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книговыдачи, а потом делят второй показатель на первый.
Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное соответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использования.
Экономические показатели работы библиотеки
Экономические показатели — это числовые величины, характеризующие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании б юджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансирования отдельных проектов, и при написании заявки на грант.
Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы
Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:
— путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб лиотечных работников (Б):
Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год (Са) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):
Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).
Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенного в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.