Что такое опора стойки амортизатора
Подшипник опоры амортизатора — устройство и признаки неисправности
Применение подшипников в различных узлах техники позволяет значительно снизить потери энергии. Такие изделия могут быть различных форм и размеров. Назначение деталей также существенно разнится. Некоторые изделия устанавливаются в картерах двигателей и коробок передач, где постоянно омываются масляным потоком, а другие – размещаются «на открытом» воздухе. Опорный подшипник передней стойки относится ко второй категории изделий. Такой не заменимый элемент имеет оригинальную конструкцию и имеет важнейшее значение в конструкции подвески любого автомобиля.
Опорный подшипник передней стойки амортизатора: что такое и где находится
Опорный подшипник – это обязательный элемент любой амортизаторной стойки. Эта деталь способствует уменьшению трения при повороте колеса. Особенно важен этот элемент на автомобилях, не оборудованных гидроусилителем руля. На современных машинах, благодаря наличию этой детали, удается снизить износ как самой амортизаторной стойки, так и шарниров рулевых тяг.
Располагается опорный подшипник, как правило, в верхней части амортизаторной стойки. Для того чтобы можно было легко заменять эту деталь, ее крепление к кузову осуществляется болтовым соединением.
Устройство опорного подшипника и его отличие от опоры амортизатора
Опорный подшипник – это довольно простой механизм. Такая деталь имеет следующее устройство:
Внимание! Многие модели опорных подшипников имеют неразборную конструкцию, поэтому нижняя и верхняя части могут быть спрессованы.
Подшипник опоры переднего амортизатора не следует путать с опорой амортизатора, которая представляет собой кольцо из толстой прочной резины, предназначенное для гашения вибраций и ударов стойки.
Разновидности опорных подшипников
Изделия этого типа могут существенно отличаться по многим параметрам. Основными видами таких изделий являются:
Существуют также различные комбинации перечисленных конструкций, например, изделия с отделяющимся внутренним или внешним кольцом.
Причины неисправности опорных подшипников
Подшипник стойки амортизатора может выйти из строя по нескольким причинам. Наиболее часто замена или ремонт детали требуется, при:
Внимание! Опорный подшипник обычно служит значительно дольше амортизатора, но при замене стойки требуется обязательное определение состояния этой детали.
Как стучит опорный подшипник: признаки неисправности
Неисправные опорные подшипники передних амортизаторов могут стучать, скрипеть и даже пищать. Шумовой эффект, как правило, усиливается при повороте, а также при переезде через какое-либо препятствие. При появлении первых «симптомов» необходимо как можно скорее начать ремонт, иначе, в скором времени, появятся более опасные признаки неисправности, например, снижение управляемости автомобилем.
Как определить неисправность опорника амортизатора: основные способы
Для ремонта, во многих случаях, не обойтись без снятия амортизаторной стойки. Такая процедура занимает немало времени, при этом могут быть нарушены углы развала и схождения передних колес. Чтобы не ошибиться и не разобрать полностью исправный узел, рекомендуется заранее убедиться в том, что поломка подвески заключается в выходе из строя опорной детали.
На ровной площадке
Этот метод самый простой, но выполнять такую работу необходимо вдвоем. Узнать о неисправности можно следующим образом:
Если в опорном подшипнике ощущается люфт, то его потребуется заменить.
Во время езды
Во время движения автомобиля также можно неплохо протестировать подшипник опоры передней или задней стойки. Для этого достаточно проехать через лежачий полицейский, прислушиваясь к шуму подвески. Если будут зафиксирован определенный скрип или стук, то эту деталь, скорее всего, пора менять.
Внимание! Резкие повороты руля при движении автомобиля также позволят на слух определить неисправность этой детали.
Вращение руля
Этот метод проверки напоминает первый вариант диагностики с той лишь разницей, что напарник должен не раскачивать автомобиль, а осуществлять энергичное вращение рулевого колеса из стороны в сторону. Если в результате такого «исследования» будет также ощущаться значительный зазор в сопрягаемых элементах, сопровождающийся металлическими щелчками, то деталь потребуется заменить.
Как выбирать опорные подшипники для замены
При замене опорного элемента, как и любой другой детали, потребуется подобрать качественную запчасть, которая должна подходить для установки на автомобиль конкретной марки. Экспериментировать с установкой опорников, снятых с других машин не рекомендуется. В этом случае, поведение подвески может быть непредсказуемым, более того, изделие может не подойти по размеру или расположению элементов крепления.
Внимание! Оригинальные изделия рекомендуется выбирать из средней ценовой категории. Таким образом автолюбитель не будет переплачивать за бренд и максимально защитит себя от приобретения контрафактной продукции.
Как заменить подшипник стойки амортизатора
Опорник любого амортизатора можно заменить только вывесив автомобиль на домкрате или подъемнике. Иногда проще полностью демонтировать амортизаторную стойку, чтобы выполнить такую работу.
Метод со снятием стойки
Заменить опорный элемент со снятием стойки можно в такой последовательности:
Установка новой детали вместе с амортизаторной стойкой осуществляется в обратном порядке.
Способ без демонтажа стойки
Поменять опорный подшипник можно и без демонтажа амортизаторной стойки. Для выполнения этой операции не обойтись без использования специальных стяжек пружин и двух домкратов. Это необходимо для того, чтобы сжать амортизатор и получить доступ к опорному элементу. Снимать деталь следует в таком порядке:
Новая деталь устанавливается в обратном снятию порядке.
Смазка подшипника во время его замены или ремонта амортизатора
Недостаточное количество смазки в опорном элементе может являться одной из причин преждевременного выхода из строя этой детали. Если необходимо выполнить данную процедуру на изделии бывшем в эксплуатации, то прежде чем заложить вещество, уменьшающее коэффициент трения, необходимо тщательно очистить изделие от грязи.
Внимание! Для смазки опорных подшипников следует использовать пластичные смазки.
Заключение
Как правильно проверить опору стойки амортизатора, а также осуществить замену неисправной детали, подробно рассказано в этой статье. Эти рекомендации были проверены при ремонте следующих марок машин: Киа, Ниссан, Рено, Фольксваген Транспортер, Форд, Хонда и Шкода. Многие владельцы вазовской классики, также осуществляют ремонт опорных подшипников, указанным в статье способом. В любом случае, владелец автомобиля несет персональную ответственность за результат ремонта опорных подшипников, поэтому если машина на гарантии, то проверять и ремонтировать эту деталь следует только у официального дилера.
Опорный подшипник стойки
Опорный подшипник передней амортизационной стойки автомобиля служит для обеспечения подвижного соединения амортизатора и непосредственно корпуса машины. То есть, находится в верхней части стойки, между верхней чашкой амортизационной пружины и опорой.
Конструктивно узел представляет собой разновидность подшипника качения. Однако его особенностью является большая толщина наружного кольца. В качестве тел качения в данном случае служат цилиндрические ролики. Они расположены перпендикулярно друг к другу, а также разделены между собой. Такая конструкция устройства обеспечивает возможность принимать нагрузки с любой стороны.
Для чего нужен опорный подшипник
Работа опорного подшипника
Основная задача опорного подшипника — дать возможность амортизатору свободно вращаться в опоре. Вне зависимости от разновидности конструкции опорного подшипника он всегда располагается чуть выше передней пружины, а шток амортизатора проходит через его центральную полость. Корпус амортизатора крепится к кузову автомобиля именно в том месте, где смонтирован опорный подшипник. Он обеспечивает подвижное соединение между амортизатором и кузовом машины. Поэтому подшипник в процессе эксплуатации испытывает не только радиальные, но и осевые нагрузки.
Виды опорных подшипников
В зависимости от конструкции на сегодняшний день существует несколько видов опорных подшипников. Среди них:
Разновидности опорных подшипников
Вне зависимости от его конструкции грязь и песок все равно проникают внутрь вместе с влагой и являются основными разрушающими факторами наряду с сильными ударами по подвеске.
Признаки выхода из строя опорного подшипника
Признаками изношенности подшипников являются две основных фактора — наличие стука при повороте руля в районе передних колесных арок (также в некоторых случаях ощущается на рулевом колесе), а также ухудшение управляемости машиной. Однако стук от стоек может в некоторых случаях и не ощущаться. Это зависит от их конструкции.
Изношенный опорный подшипник
Например, на автомобиле ВАЗ-2110 внутренняя обойма опорного подшипника выступает втулкой, через которую проходит шток амортизатора. Когда подшипник достаточно изношен, его корпус допускает люфт, из этого шток амортизатора отклоняется от оси. Из-за этого происходит нарушение углов развала-схождения. Выявить неисправности можно посредством раскачивания машины. Подробную инструкцию о проверке опорного подшипника вы найдете в дополнительном материале.
Основным признаком неисправности служит необходимость постоянно подруливать при езде по прямой дороге. Из-за нарушения угла развала-схождения износ опоры амортизатора увеличивается приблизительно на 15. 20%. Также дополнительно изнашиваются протекторы на покрышках, соединительные и рулевые тяги, их наконечники.
Если же к задачам подшипника относится лишь вращение стойки (то есть, он с амортизатором не взаимодействует), то в этом случае нарушение углов развала-схождения не происходит, поскольку шток амортизатора удерживает втулка, которая запрессована в резиновый демпфер конструкции (например, на “Лада Приора”, “Калина”, Nissan X-Trail). Однако это все же влияет на управляемость машины, хотя и в меньшей степени. Такой подшипник при выходе из строя начнет стучать. Причем стуки часто будут ощущаться даже на рулевом колесе. Диагностировать неисправность подшипника путем простой раскачки машины в данном случае не получится.
Проблемы работы ОП и их последствия
Работа опорного подшипника
Опорный подшипник амортизационной стойки подвергается жесткой эксплуатации. Особенно при езде по неровным дорогам, поворотам на большой скорости, несоблюдении водителем скоростного режима. Ситуация усугубляется тем, что конструктивно во многих подшипниках (но не во всех) не предусмотрена защита от попадания в них пыли, влаги и грязи. Соответственно, со временем в них образуется абразивная масса, которая ускоряет износ их механизма. Если в конструкции ваших подшипников наличие защитных колпачков предусмотрено, однако их нет на месте (были утеряны) — обязательно закажите новые. Таким образом вы продлите срок эксплуатации подшипника. Также не забывайте заложить в подшипник смазку, об этом мы поговорим далее.
Так, основными причинами выхода опорных подшипников из строя являются следующие причины:
При выполнении ремонтных работ на амортизаторе, амортизационной стойке и других смежных деталях рекомендуем вам закладывать в опорный подшипник смазку. Это увеличит срок его эксплуатации, а также снизит нагрузку на все перечисленные выше элементы.
Смазка опорного подшипника
По своей сути опорный подшипник представляет собой подшипник качения. Для того, чтобы уменьшить нагрузку на него в процессе эксплуатации, а также продлить срок службы используют различные смазки. Для смазывания опорных подшипников чаще всего используют пластичные их типы. Смазки предназначены для повышения эксплуатационных характеристик подшипников. В частности:
Каждый из типов смазки обладает своими характеристиками, преимуществами и недостатками. Поэтому выбирать ту или иную смазку необходимо, учитывая следующие факторы:
В нашей стране популярными смазками для опорных подшипников являются следующие:
Однако в любом случае даже с использованием смазки каждый подшипник имеет свой ограниченный ресурс. Как правило, замена опорного подшипника проводится вместе с заменой амортизатора, если возникла такая необходимость.
Замена опорного подшипника
При полном или частичном выходе подшипника из строя, никто не занимается проведением его ремонта, поскольку там попросту нечего ремонтировать. Однако можно избавиться от стука, который так часто беспокоит автовладельцев. В частности, в процессе эксплуатации “просаживается” демпферная резинка, и образуется люфт. Вследствие этого возникает стук. Как можно избавиться от этой проблемы вы можете рассмотреть на примере ВАЗ 2110 в следующем видеоматериале.
Опорный подшипник устанавливается на автомобилях, имеющих переднюю подвеску типа макферсон. Соответственно, процесс его замены в большинстве действий идентичен, за исключением небольших различий в реализации некоторых узлов отдельных моделей автомобилей. Существует два метода замены — с полным демонтажом стоечного узла или с частичным снятием верхней части стоечного узла. Как правило, используют первый вариант, который мы распишем более подробно.
Если замена ОП возможна без демонтажа стойки, то работы проводятся легко. Нужно всего лишь снять чашку вместе со старым подшипником и заменить на новый. Когда же конструкция и место расположение опорного подшипника сделать это не позволяет, то для выполнения работ вам понадобятся слесарные инструменты, а также домкрат, гаечные ключи и стяжки для пружин.
Алгоритм замены опорного подшипника при снятии стойки и разборе амортизатора следующий:
Замена ОП без развала на ВАЗ 2108-21099, 2113-2115.
Опора переднего амортизатора: фото, инструкция по замене
Крепление переднего амортизатора
Подробнее о подшипниках
Подшипник верхней опоры переднего амортизатора является разновидностью подшипников качения. Его основное отличие в том, что его наружное кольцо значительно толще. Чтобы принимать нагрузки с разных направлений, в нём есть ролики цилиндрической формы, которые расположены перпендикулярно друг к другу, или шарики. Каждый отделён сепаратором.
В автомобилях применяют четыре вида подшипников: подшипник со встроенным кольцом, с отделяемым внутренним, с отделяемым внешним и подшипник опоры переднего амортизатора одиночно-разделённого типа.
Признаки неисправности опоры
Чем в более экстремальных условиях эксплуатируют авто (ралли по пересечённым местностям, перепады температуры, грязь), тем меньше срок службы опоры переднего амортизатора. Главным сигналом о его неисправности является характерный стук во время езды, особенно по неровностям.
Предотвратить поломку со всеми вытекающими последствиями обойдётся дешевле. Визуально можно оценить состояние прокладки. Она должна быть ровной и без трещин.
Если появился стук, сначала стоит проверить крепление амортизатора к опоре. Есть вероятность, что пока ремонтировать нечего. Но если крепление в порядке, то заняться ремонтом самостоятельно, либо отправиться на СТО просто необходимо.
Последствия запоздалого ремонта
Изношенная опора амортизатора приводит к уменьшению срока службы амортизаторов, пружин, соединительных и рулевых тяг. Нарушается работа системы ABS, сбивается угол развал-схождения и, как следствие, появляется биение рулевого колеса и неравномерный износ протектора шин.
Стоит отметить, что замена опоры передних амортизаторов должна производиться парно. Этого мнения придерживаются на подавляющем числе СТО. Если пришло время менять правую опору, то и левую тоже, даже если она ещё и пригодна к эксплуатации. В противном случае может появиться крен кузова при поворотах, машину начнёт вести в сторону.
В случае замены амортизаторов также рекомендуют заменить и опоры.
Как заменить опоры самостоятельно
Для демонтажа и установки опоры не требуется яма или эстакада. Все работы можно произвести с помощью домкрата и напарника. Последовательность их описана ниже:
Если сама опора не имеет нареканий, но подшипник отработал своё, можно заняться исключительно его заменой. Для этого проводим демонтаж стойки и опоры. Извлекаем подшипник. Явные признаки для замены:
Сам подшипник легко разбирается на составляющие, но менять его нужно целиком. Эта запчасть стоит недорого, а ответственность на ней слишком большая, чтобы ремонтировать её кустарно.
Продление срока службы опор и амортизаторов
Периодическая промывка амортизаторов, особенно зимой, от налипшего снега вперемешку с солью и реагентами, также способствует сохранению металлических и резиновых элементов от преждевременного разрушения.
Как выбрать новую запчасть
В автомагазинах имеется огромный выбор запчастей от производителей практически со всего мира разного качества и с различными ценами. Автоконцерны рекомендуют приобретать запчасти либо собственного производства, либо тех фирм, которые устанавливают сами.
Деталь должна продаваться в индивидуальной упаковке, на которой обязательно отмечены производитель, номер по каталогу, заводской номер и знак соответствия. Эта информация дублируется и на самой запчасти.
Опора стойки заднего и переднего амортизатора
Амортизатор — это механизм, предназначенный для поглощения вибрации, действующей непосредственно на автомобиль через колеса. Стойки используют в комплекте с другими элементами подвески – пружинами, опорами.
Без этой части подвески не производится ни один современный автомобиль. Исправные амортизаторы обеспечивают плавную и комфортную езду и хорошее сцепление с дорожным покрытием.
Виды стоек
Стойки бывают передние (ставятся на переднюю ось), и задние (стоят на задней оси). Менять стойки нужно только в паре на каждую ось. При замене только одной из стоек возможен перекос автомобиля, увеличивается вероятность создания вами аварийной ситуации на дороге. Передние амортизаторы отвечают за мягкость и плавность управления автомобилем. Задние амортизаторы более мощные, они предназначены для поддержки высоты автомобиля, чтобы он не проседал при загруженности.
Крепление амортизатора
Опору амортизатора также называют подушкой стойки амортизатора. Опора — это связующее звено между автомобильной подвеской и его амортизатором. С помощью опоры амортизатор и его шток прикрепляются к кузову автомобиля.
Для комфортной езды важно, чтобы удары от неровностей дорожного покрытия не передавались на кузов автомобиля, поэтому амортизатор, сам предназначенный для сглаживания и ликвидации последствий ударов колес, крепится к кузову через посредника с такими же функциональными обязанностями – опору.
Что такое опора
Опора амортизатора – резино-металлический элемент, состоящий из толстой резиновой прокладки (она гасит удары), и подшипника, уменьшающего трение при движении штока.
В процессе эксплуатации в прокладке опоры амортизатора появляются трещины. Износ также ускоряется через загрязнение, и перепады температуры. Непригодность подушек амортизатора легко выявить во время движения по неровному дорожному покрытию. Основной показатель неисправности — характерное глухое постукивание при попадании колеса в ямку. Если выявлена поломка, ее нужно исправить в кратчайшие сроки.
Последствия неисправности опоры
Вышедшая из строя опора амортизатора провоцирует усиленный износ пружин, амортизаторов, и других деталей. Ее поломка может быть причиной вибрации руля, посторонних звуков на поворотах, а также повреждения протекторов шин.
Вышедшие из строя подшипники опоры амортизатора – причина разбалансировки углов развала колес. Поэтому рекомендуем своевременно покупать запчасти Ruville на Optimal-Auto.
Как заменить
Для замены опор амортизатора производится снятие амортизаторов и тяг стабилизаторов, после чего нужно делать контрольную диагностику углов развала и схождения. Для экономии средств рекомендуется заменять опоры вместе с амортизаторами.
Итак, можно сделать вывод, что в целях личной безопасности и увеличения срока службы автомобиля нужно регулярно проверять состояние опор и подшипников амортизатора.
Замена опорного подшипника передней стойки со снятием амортизатора и без
Передняя подвеска типа MacPherson благодаря своей простоте, технологичности и малым неподрессоренным массам быстро захватила большую часть автомобильного рынка, начиная с последней четверти 20-го века. Один из её конструктивных узлов, а именно верхний опорный подшипник, выглядит хорошим примером того, как самое важное преимущество схемы, в плане ресурса, можно превратить в одно из её слабых мест.
Более подробно, что это за узел, с какими неисправностями приходится сталкиваться автовладельцам и как их устранить читайте ниже.
Что такое опорный подшипник и опора передней стойки амортизатора
Основа свечной подвески типа MacPherson объединяет в себя амортизатор и пружину, то есть одна телескопическая свеча способна, как выполнять роль упругого элемента, так и гасить энергию колебаний кузова относительно дороги.
Другими словами, эту сборку называют «стойкой подвески» или «телескопической стойкой».
Снизу стойка крепится через шаровую опору к позиционирующему рычагу, а сверху установлена подшипниковая опора, позволяющая корпусу стойки с пружиной поворачиваться относительно собственной оси под воздействием тяги рулевого управления.
Верхняя опора включает в себя непосредственно подшипники качения, корпус, демпфирующие резиновые элементы и крепёжные шпильки.
С одной стороны, корпус жёстко соединён со стаканом кузова, а с другой к нему походят шток амортизатора и опорная чашка пружины. Между ними и происходит вращение.
Виды опорных подшипников
Подшипник должен выполнять радиально-упорные функции, причём чем точнее он это будет делать, тем дольше автомобиль сохранит свои характеристики управляемости. Поэтому разработано множество разных конструкций, какой-то одной единой пока не существует.
Подшипники по своей конструктивной организации могут подразделяться на:
В подшипник при сборке закладывается запас смазки, но условия его работы таковы, что надолго её не хватает.
Какие бывают неисправности
Чаще всего первыми признаками проблем с опорниками станут стуки в подвеске. Сильно изношенный и люфтящий подшипник будет издавать этот звук на каждой значительной неровности.
В зависимости от конструкции, шток амортизатора может быть или связан с внутренней обоймой подшипника, или закреплён через втулку и резиновый демпфер на кузове.
В первом случае износ подшипника более значительно повлияет на управляемость машины, установки углов развала и кастора, поэтому сможет быть замечен ещё до появления стуков.
Как уже упоминалось, уплотнение узла от дорожной грязи и влаги оставляет желать лучшего. По мере накопления всего этого в подшипнике, он интенсивно корродирует и начинает издавать звуки другого рода, напоминающие скрип и хруст.
Если такую деталь разобрать, то картина будет характерной – полость между обоймами занята ржавыми обломками бывших шариков или роликов.
Диагностика передних стоек своими руками
Проверить подозрительный узел достаточно просто. На стоящем автомобиле одна рука кладётся на выступающий из стакана подвески шток амортизатора с гайкой, а второй производится интенсивное раскачивание кузова. Лучше даже такую операцию проводить вдвоём, поскольку усилия довольно значительные.
Рука на верхней чашке штока легко почувствует посторонние звуки и вибрации, которых у исправных деталей быть не должно.
Если помощник будет крутить руль из стороны в сторону, а ваши руки, находясь на чашке стойки или витке пружины, ощущать стук, скрежет (хруст), то дела с подшипниками плохи.
Если шток амортизатора у конкретного автомобиля не соединён с внутренней обоймой, то таким способом проверить деталь будет затруднительно.
Ориентироваться придётся только на звуки при движении и результаты частичной разборки подвески.
Инструкция по замене опорного подшипника на автомобиле ВАЗ + видео
В качестве примера можно рассмотреть процесс снятия-установки детали со стойки переднеприводного автомобиля ВАЗ.
Замена с демонтажем стойки
Работать на снятой стойке проще, соответственно уменьшается вероятность ошибок. К тому же для начинающих особенно важна наглядность процесса.
Удобнее всего пользоваться в работе ударными гайковёртами, электрическими или пневматическими. Действие обычными ключами может вызвать затруднения, хотя вполне возможно.
Замена без снятия стойки
Если нет желания проводить операции регулировки развала, и есть уверенность в своих силах по работе в условиях ограниченного доступа, то для замены опорника, стойку с машины можно и не снимать.
В этом случае гайку штока амортизатора лучше ослабить заранее, пока машина на колёсах и к гайке есть удобный доступ. Открутить её потом будет гораздо легче.
Рулевая тяга отсоединяется аналогично, а чтобы можно было отодвинуть амортизатор максимально вниз, надо открутить стойку стабилизатора. После отсоединения опоры от кузова становится возможным поставить на пружину стяжки и проделать все прочие операции, как описано выше.
Регулировочные болты при этом остаются на месте и углы подвески не изменяются.
Как отреставрировать старый подшипник и опору
Когда появляется возможность сэкономить тысячу-другую на покупке запчастей, то народное творчество не имеет границ. Когда-то давно это было действительно оправдано, поскольку запчасти возили под заказ, и было это долго и дорого.
Сейчас выбор есть на любой вкус и кошелёк, а детали часто продаются в часовой доступности.
Тем не менее, иногда выборочная замена деталей в опоре оправдана и сейчас. Машина может быть редкой и экзотической, а весь набор стоить неоправданно дорого. Тогда вполне возможно разобрать снятый опорный узел, более тщательно его продефектовать и заменить только действительно изношенные детали.
Чаще всего достаточно заменить только подшипник. Многие фирмы это позволяют, подшипник имеет свой каталожный номер и его можно купить отдельно. Или подобрать подходящие по типоразмеру, такое тоже возможно.
В результате отреставрированная опора будет служить долго и не хуже новой.