Что такое опора в вокале

Опора в пении. Вокальная позиция. Теория и практика

Итак, ещё раз об опоре

«Опора» — это, скорее, образное выражение, наиболее ярко описывающее физическое ощущение в области торса (и даже всего тела) во время пения. Одно из значений слова «опора» — «место, на которое можно встать, твёрдо опереться». Самая главная опора для всего нашего тела — земля: попробуйте сейчас встать и почувствовать, как ваши ноги крепко и уверенно держат вас. Покачайтесь при этом вперёд-назад, влево-вправо. При этом осознайте, что вы не падаете, сохраняя уверенную вертикаль, всегда стремящуюся вверх. С помощью опоры, в которой участвуют ноги, вы управляете энергией физического тела. Вы его хорошо ощущаете, знаете, вы привыкли легко перемещаться из пункта в пункт. При усиленных тренировках на гибкость или силу, растяжку, вы приобретаете другие навыки тела, в которых вы также уверенно можете им управлять, сохраняя при этом общую вертикаль. Один из Законов Мира гласит: «Всё, что существует снаружи, существует у вас внутри». Внутри нас существует диафрагма — основная мышца, при работе которой в пении и создаётся опора. Звук при этом как будто стоит «на ногах», опираясь на неё уверенно и свободно. Любые перемещения звука внутри вас сохраняют общую вертикаль, при которой звук не рассыпается, не «гуляет» частями, как точно также не «гуляет» частями тело, когда вы перемещаетесь в пространстве. При работающей опоре во время пения певец чувствует себя уверенно и свободно, управляя потоком воздуха внутри себя. И это также некое ощущение давления в области брюшины и поясницы, создаваемое певцом для удержания дыхания (удержания воздуха). Такое давление может создаваться и удерживаться при свободной работе диафрагмы.

Во время пения огромную роль играют лёгкие и их работа. Но в связи с этим, это не значит, что чем сильнее вы напрягаете и сжимаете лёгкие и гортань, чем сильнее пытаетесь послать воздушную струю, тем выше и громче выйдет нота. Но, нет! Вокал — это, действительно, труд, требующий особых усилий, но трудиться необходимо в другом направлении.

Во время пения, на протяжении всей фразы лёгкие не должны сокращаться, а даже, наоборот, расширяться — как бы ни парадоксально это звучало. Для этого диафрагму надо не «втягивать» в себя, а наоборот — «выдавливать» из себя для того, чтобы воздух медленно, без усилий, выходил через голосовую щель. При этом при вдохе диафрагма сокращается, а при выдохе диафрагма расслабляется. Все эти кажущиеся парадоксальными вещи надо соединить в своём сознании. Данный метод позволяет избежать проблемы излишнего подсвязочного давления. А значит, звук уже будет лёгким, не напряжённым, гибким и способным на любые ноты. В начале обучения, после первых попыток это может показаться трудным и даже невозможным, но именно этим методом пользовались и пользуются великие мастера вокала.

И ещё: постоянное переживание о том, поднята гортань или опущена, как правило, связано с психологическими зажимами. Поэтому ваша задача — расслабляться перед пением, делать упражнения на расслабления (мы это и делали на уроках) и не думать о том, поднята или зажата гортань, а стараться просто всё делать правильно!

Но хотелось бы отметить, что если вы всё сделали правильно, то лёгкого головокружения (а иногда и боли в области боков, живота, поясницы) вам не избежать.

В случае неудач не стоит бросать заниматься по этой системе, не ищите лёгких путей. Это трудно, но это самая природная школа пения, и, следуя ей, вы будете петь долгие годы, брать любые ноты, иметь огромный диапазон голоса, полётность голоса, возможность петь сутками, не переутомляясь, иметь крепкое здоровье. И помните: правильное понимание опоры — это уже 70% вокала.

2-я часть

При таком способе, тренируясь, необходимо звук переводить в переднюю часть носогубной территории.

Вокальная позиция — это точка во рту, в которую стремится звуковой поток. И правильно будет, если эта точка находится впереди, когда звук формируется перед губами, а не позади (это уже неправильный — «заваленный» звук). То есть формируем переднюю высокую вокальную позицию. Посылание звука в переднюю часть твёрдого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук становится чище, легче, разреженней. И чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественней будет тембр голоса.

Фокус в высокой передней позиции ощущается в середине лба, чуть выше бровей, в точках по краям крыльев носа и и в губах.

Стараемся упереться звуком в переднее небо.

3-я часть

И помните: пение — это удовольствие!

Чем больше удовольствия вы испытываете при работе со звуком, тем отчётливее будут проявляться результаты!

А результаты приходят при последовательном движении в упражнениях, не ускоряясь и не замедляясь в своём темпоритме работы.

Источник

Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале

Если бы мы были рыбами, мы бы дышали жабрами, но наше предназначение ходить и петь, а не плавать и булькать.

А отчего же возникают проблемы с дыхание во время пения, спросите вы? Оттого, что вы вдыхаете в верхнюю часть легких. То есть, резко берете неглубокий вдох, во время которого поднимаются плечи и зажимается шея. Естественно, эти зажимы переходят на горло и на связки.

Дыхательное упражнение 1.

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Представьте, что вы спите и начните дышать. Если вы сделаете все правильно, то заметите, что во время вдоха ваш живот немного приподнимается. Это и есть правильное расслабленное дыхание, которое используется в вокале.

А как же все это работает?

Когда вы вдыхаете, легкие наполняются воздухом и увеличиваются в объеме. Из-за этого они начинают давить на диафрагму, которая, в свою очередь, выгибается и начинает давить на органы, которые расположены под ней. Из-за нехватки места внутренние органы распределяются по брюшной полости и живот выпячивается. Именно поэтому многие говорят, что нужно дышать в живот, хотя на самом деле, это невозможно.

Дыхательное упражнение 2

Расслабьтесь и спокойно вдохните в нижнюю часть легких. А теперь сделайте небольшую задержку воздуха на звук “Хм” (для наглядности смотрите видео). Вы должны почувствовать напряжение в прессе.

Маленький совет от меня: чем больше вы будете делать упражнений на развитие мышечной мускулатуры, тем лучше вы начнете чувствовать опору и правильно петь. Я даже рекомендую вам перед занятием вокалом сделать какое-то упражнение (отжимание, приседание), это поможет телу прийти в тонус.

Как правильно выдыхать?

Если вы чувствуете, что у вас есть какие-то проблемы с дыханием, приходите в нашу школу, и уже через неделю вы заметите, насколько устойчивее вы начнете звучать.

Источник

Опера и вокал

Сайт для вокалистов

Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале

Опора дыхания

Наверное, вы слышали такое выражение: «Искусство пения есть искусство дыхания». Действительно, правильное дыхание или пение на опоре — основа вокала. Одни из главных вопросов начинающего вокалиста: как дышать при пении, что такое вокальная опора и где ее искать?

Опора дыхания — это своеобразное ощущение, которое возникает у певца во время пения. Пожалуй, никакой другой аспект вокала не вызывает таких серьезных споров, разногласий и разных мнений. Описывают и ощущают опору по-разному. Рассмотрим, какие мнения есть у певцов и педагогов на этот счет.

Как брать дыхание?

Начнем со вздоха. В педагогической практике есть четкое разделение певческого дыхания на три группы: ключицами, ребрами+животом и просто животом. Намеренно упростим описание, чтобы не углубляться в разные термины. Итак, ключицами не советует дышать никто. Это поверхностное, вредное дыхание, дающее зажим шеи, плеч и гортани. Что касается ребер и живота, то часто встречается такое мнение: колоратурное сопрано дышит преимущественно ребрами, остальные голоса больше животом и нижними ребрами. Существует так же деление по полу. Высокие женские голоса часто полнее используют грудную клетку, которая заметно поднимается при вдохе (не плечи, не ключицы, а грудная клетка. ) и как можно дольше не опускается при выдохе. Мужские голоса в силу своей конституции дышат наиболее глубоко, в живот и в низ живота.

Дыхание и диафрагма

На самом деле, дышим мы конечно лёгкими. Всё дело в диафрагме — большой мышце, которая представляет собой перегородку между лёгкими и желудком (посмотрите на рисунок).
Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале
Она имеет вид купола. Когда вы набираете воздух, ваши лёгкие расширяются, давят на диафрагму, она расплющивается и давит на желудок и все органы ниже него, эти органы давят на живот изнутри, поэтому он выпячивается при вдохе. Управлять сознательно самой диафрагмой мы не можем, только опосредованно через мышцы, через дыхание.

Вы, наверное, уже знаете, что в вокале очень большую роль играет воображение, которое помогает найти правильные певческие ощущения. Поэтому, чтобы набрать воздух правильно, представляйте, что набираете его вниз живота, а нижние ребра при этом сами приподнимутся. Если у вас лёгкий, высокий голос, вам может хватить и нижнереберного дыхания с наполнением грудной клетки (без поднятия плеч. ), для всех остальных голосов глубокое нижнереберно-диафрагмальное дыхание признано наиболее благоприятствующим пению.

Чтобы почувствовать это дыхание, лягте на пол, положите стопку книг на область пупка и поднимайте её при вдохе. При этом плечи должны быть полностью расслаблены, грудь и ключицы не поднимаются, выпячивается живот и нижние ребра, полезно еще представить, что дыхание идет в поясницу. Старайтесь дышать глубоко, но не перебирать воздух чрезмерно. Для наработки правильного дыхания часть педагогов предлагают выполнять упражнения на дыхание без звука, другая часть говорит, что они бесполезны и только утомляют мышцы, а все нужные ощущения нарабатываются во время пения. Решать вам.

Пение на опоре

Предположим, вы определились, как теперь будете брать воздух. Это еще не всё. Вот тут многие неопытные вокалисты начинают всей силой своего пресса выталкивать воздух и «громко звучать». Представьте, вся громада воздуха с большой силой ударяет по связкам. Сопоставьте в уме размеры и силу вашего пресса и размеры голосовых связок. Это неравный бой. Связкам не справится с таким мощным потоком воздуха, это называется форсированием, и это неправильное звукоизвлечение. Громкость достигается работой резонаторов, а не чрезмерным нажимом дыхания.

Для пения нам нужно медленное и равномерное выдыхание через открытую, нигде не зажатую трубу или «рупор», начинающуюся от трахеи и заканчивающуюся губами. Нужны открытое расслабленное горло и работа диафрагмы. Нужно научиться медленно расслаблять её, оставлять как бы в расплющенном состоянии при пении. Чтобы этого добиться, нужно после вдоха выполнить короткую задержку дыхания на долю секунды (в горле при этом ничего не происходит!). Далее, НЕ ОПУСКАЯ НИЖНИЕ РЕБРА (а для высоких голосов грудную клетку), регулировать животом выходящий воздух. По ощущением это часто воспринимается, как «посадить рёбра на живот». Надо заметить, что описывать словами процесс дыхания в вокале — дело сомнительное, такие вещи должен показывать и разъяснять педагог. Но если вы занимаетесь вокалом самостоятельно, вы должны очень тонко чувствовать свой организм, чтобы найти верные ощущения.

Главное, чтобы вы смогли перенести всё напряжение с горла на вашу диафрагму. Никаких усилий на уровне голосовых связок быть не должно. Только диафрагма принимает на себя лишний напор воздуха. Ваши рёбра должны оставаться приподнятыми при пении, чтобы они не давили на легкие и не выталкивали воздух напором на связки. Вот почему многие педагоги просят ученика ощутить спину. Если вы все сделаете правильно, будет казаться, что вы работаете спиной. Есть так же выражение «пояс напряжения«, которое тоже не противоречит такому дыханию. Ощущения могут быть описаны по разному: будто резиновый мячик в животе, на который вы давите, а он давит в ответ; «врастание» ногами в пол, ощущение, будто вас раздувает изнутри и пр. Есть и такое выражение – «парадоксальное дыхание». Оно так называется, потому что при выдохе вы будто продолжаете вдыхать. Ваши ребра не опускаются. В повседневной жизни человек так не дышит. Именно поэтому сложно найти нужные ощущения, но при должном упорстве они обязательно найдутся. Главное – заниматься регулярно и правильно.

Источник

Лайфхак для голоса #3. Пение на опоре — управляй дыханием!

Ниже вы найдете упражнение на пение на опоре, которое использует задержанный вдох. Эта уникальная техника сделает вашу диафрагму более активной, научит удерживать дыхание и равномерно расходовать воздух при звукоизвлечении.

Ранее мы обсуждали, что такое пение на опоре — оно же “парадоксальное” дыхание у певцов. Если вам не совсем ясно, о чем речь, я советую пройти по ссылке выше и почитать теорию, а потом возвращаться сюда. Данный лайфхак поможет закрепить теорию на упражнеии и научиться петь на крепком дыхании.

Упражнение на задержку дыхания при Пении на опоре.

У данного упражнения на задержку дыхания много аналогов. Еще знаменитый исследователь певческого голоса В.П.Морозов говорил, как важно уметь петь на задержанном вдохе. Это и является пением на опоре.

Задержанным вдохом управляет диафрагма. Она активно подключается к процессу дыхания, расширяется и удерживает воздух. Чтобы почувствовать, как работает диафрагма при пении на опоре, сделайте следующее:

Подойдите к стене и встаньте вплотную к ней лицом

Сделайте вдох в «живот».

А правильнее сказать, в нижнюю часть грудной клетки, так чтобы раздвинулись нижние ребра. Диафрагма расширяется вместе с ребрами. При правильном вдохе передняя стенка живота пойдет вперед. Появится ощущение, словно вы надули небольшой «шарик» в солнечном сплетении. Этим «шариком» вы вплотную прикасаетесь к стене.

Задержите дыхание после того, как вдохнули

Вдох и пауза. Во время паузы на задержанном вдохе касайтесь надутым солнечным сплетением стены на задержке дыхания. Почувствуйте сопротивление стены к передней стенке живота. Ощутите напряжение в расширенных мышцах ребер и диафрагмы.

Начните медленно выпускать воздух, но не сдувать живот

Чем больше вы выдыхаете, тем сильнее удерживайте мышцы диафрагмы и живота надутыми, словно продолжаете расширяться. Должно сложиться ощущение, что при выдохе вы все еще продолжаете вдыхать (парадокс вокального дыхания, помним?). Выдыхайте и толкайте стену расширенной диафрагмой с такой силой словно пытаетесь сдвинуть ее с места.

Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале

Приложите усилия!

Плохо, если надув шарик на солнечном сплетении и начав толкать стену, вы отклоняетесь от нее. Вам нужно прислониться к ней, как можно сильнее, чтобы создать сопротивление и получить обратную опору и давление на мышцы от стены. Вступайте с ней в борьбу!

Повторите упражнение уже с голосом

Отойдите от стены и сделайте такой же вдох и выдох

Когда вы смогли не сдуваться на ЗВУКЕ, можно тренироваться без стены. Отойдите от нее, спойте любой звук, надув «шарик» на солнечном сплетении, как будто толкаете стену. Диафрагма расширяется и живот идет вперед. Именно эти мышечные движения и подразумевают пение на опоре, их нужно тренировать до навыка в мышечной памяти.

Педагоги вокала советуют представлять, что вы толкаете диафрагму вниз при пении, словно опираетесь на нее, и в этом заключается опора звука. Используйте этот образ, если он помогает.

Но я советую вам для начала разобраться в физиологии дыхания. Изучить собственные ощущения в теле, чтобы осознать все механизмы работы голоса. А потом уже искать подкрепление в образах и метафорах.

Научитесь петь на опоре в школе вокала онлайн!

ошибки при пении на задержанном дыхании.

Хочу предостеречь от таких ошибок:

Задержать и удержать! ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ «ОПОРЫ»

Вот вам главный секрет вокального дыхания: после вдоха всегда должна быть небольшая пауза, и только потом выдох. Во время этой паузы диафрагма успевает «собраться», удержать расширенное состояние, удержать воздух.

Запомните эту «формулу» если хотите научиться хорошо петь.

Сначала пауза после вдоха будет длинной, когда вы только начнете выполнять упражнение на вокальную опору. Вам потребуется время, чтобы «зафиксировать» вокальные мыщцы. Но чем чаще вы будете обращать внимание на эту паузу, тем быстрее она войдет в привычку и станет маленькой и незаметной.

Со временем вы перестанете замечать задержку после вдоха совсем, пауза будет присутствовать и при исполнении песни, но быть микроскопической. Это необходимо для диафрагмы, чтобы успеть сгруппироваться и приступить к работе.

Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале

Моя практика показала, что если ученики не задумываются о данной схеме: вдох-пауза-выдох, они не могут контролировать свое дыхание полностью, спускают весь воздух на первых нотах, а голос лишается поддержки дыхания и опоры при пении.

Как применять лайфхак в песнях?

Задержанное дыхание пригодится в песне на сложных высоких нотах или там, где нужно долго тянуть звук и экономить выдох.

Спойте песню целиком, прислонившись к стене и толкая ее расширенной диафрагмой на задержанном вдохе, как описано в лайфхаке. Это включит в работу ваш певческий выдох и опору голоса.

Затем отойдите от стены и спойте песню еще раз, вспоминая ощущения напряжения в вокальном прессе. Высокие ноты начнут получаться лучше. Важно чередовать тренировки со стеной и без.

После таких тренировок мышцы непроизвольно будут повторять эти движения во время пении песни и удерживать воздух. Однако, напомню: держать живот надутым всю песню в зажатом виде не очень полезно. Не давите на «опору», а просто держите мышцы ребер и живота в легком тонусе.

Резюмируем — опора звука у вокалиста подразумевает постоянную работу с выдохом. Дыхание нужно удерживать, равномерно расходовать, а не толкать рывками. Техника задержанного вдоха, которая использует парадоксальное дыхание, учит именно такому подходу: вы придерживаете воздух, аккуратно его выводите. Плавный воздушный поток делает голос сильным. Ведь каким будет выдох, таким будет и звук.

Вокальный парадокс!

Опора при пении — это ощущения, когда ваши мышцы выводят воздух, но одновременно удерживают выдох.

Данный лайфхак для голоса как раз позволяет научиться и тому, и другому. Приучайте мышцы живота, солнечного сплетения и ребер быть активными.

Есть ли у вас свои лайфхаки на опору голоса? Напишите мне про ваши ощущения в комментариях, насколько легко получается задерживать вдох.

12 комментариев

Спасибо. Попробовал, думаю помогло.

Я очень рада! Еще больше интересного можно найти по следующей ссылке: http://ovocale.ru/lifehack-uprajnenie-na-razvitie-dihanija/

Все понятно и внятно

Спасибо вам огромное! Спустя год занятий с помощью вашего лайфхака я поняла как правильно дышать на опоре, даже после первого упражнения легко получилось спеть, но не всегда получается, надо чаще заниматься)))

Очень рада, что мой опыт пригодился! А каким вокалом занимаетесь, если не секрет? Академический или эстрадный?)

Я пою в арт фолк группе, стилизованные народные песни))) Но иногда приходится и эстрадные петь) Мне очень помогло ваше упражнение, я в течении года в интернете искала всевозможные упражнения и делала их на опору, но понимания небыло как она работает, а тут сразу поняла)))

Очень интересный жанр! Надеюсь, другие статьи блога тоже вам пригодятся. Удачи в вашем творчестве! И всегда буду рада вашему мнению, как поющего и выступающего человека о тематике, которой я касаюсь:)

Спасибо. Другие статьи ваши мне тоже интересны и я так же их читаю))

Елена, здравствуйте! Очень понравилась Ваша статья. Доходчиво и лаконично. У моего внука хороший слух, а голосок тонкий и чистый. Но больше субтоновый. Он свой голос не любит, считает его «второсортным». Но на грудном резонаторе, даже на разговорных нотах зажимает сильно звук. Ему скоро 8. Подскажите, с какого возраста можно обучать детей правильному пению? Он плохо дышит, плохо берет дыхание, не хватает даже на строчку, поэтому плечами шевелит. Очень- очень благодарна за ответ!

Татьяна, благодарю за интерес к блогу и Ваш вопрос. «Субтоновый» тембр — предположу, что вы имеете ввиду пение с «воздухом», на придыхании. Подскажите, при разговоре у Вашего внука звонкий тембр? Когда он говорит, слышно ли «субтон» в голосе? Если да, возможно, просто так устроена его физиология. За свою практику я встречала такое несколько раз у детей до 12 лет. Отправляла их к фониатору. Советую сделать Вам тоже самое, чтобы убедиться, что с физиологией все отлично. Возможна и ранняя мутация у мальчиков, и узелки на связках, даже у детей. Если проблем нет, то нужно ставить дыхание. Это значит не выпускать его много, выдыхать столько же как при разговоре. Совмещать разговорные упражнения и певческие. Мне нравится методика Ирины Цукановой, пользовалась ей для постановки дыхания у детей… Если звук зажимаетеся на разговорных нотах, предположу, что ребенок просто не удерживает дыхание мышцами ребер. И тренировать нужно именно их. А еще сбавлять громкость, не петь громко. Это первое, что снимает зажим.

Искренне благодарен за эту подсказку со стеной, я наконец то понял, что такое говорить на опоре!
Спасибо!

Сергей! Я рада Вам помочь:) Желаю успехов в вокальной технике и певческом дыхании!

Источник

ОПОРА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА

Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале

Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале

Что такое опора в вокале. Смотреть фото Что такое опора в вокале. Смотреть картинку Что такое опора в вокале. Картинка про Что такое опора в вокале. Фото Что такое опора в вокале

Опора – важнейшее ощущение в пении. Чувство опоры возникает не сразу: только по мере овладения техникой певческого голосообразования начинают выявляться те ощущения, при которых голос начинает принимать «опёртый» характер.

Итак, под чувством опоры следует понимать субъективное образное ощущение, сопровождающее правильное, «опёртое» певческое голосообразование. Это чувство воспринимается различными певцами по-разному.Одни считают, что это ощущение своеобразного «столба воздуха», который снизу поддерживается мышцами живота, а сверху упирается в нёбный свод. Другие понимают под чувством опоры только определённую степень напряжения мускулатуры, подающей нужное воздушное давление голосовым связкам. Третьи ощущают опору на уровне гортани как степень сопротивления голосовых складок подскладочному давлению. Для них опора – это торможение голосовыми связками струи воздуха. Наконец, есть и такие, которые понимают под опорой упор звука в передние зубы или нёбный свод, который создаёт удобство для голоса.

В основе механизма опоры звука лежат явления акустического и аэродинамического характера. Возникающие при этом ощущения создают особое, сложное чувство опоры звука. Если механизм голосообразования нарушается, то теряется чувство опёртого звучания голоса. Важно в каждом конкретном случае сохранить качество звучания голоса в его естественном, присущем данному певцу тембре.

Так возникли термины: «акустическая опора звука», «дыхательная опора», «звуковая опора» и так далее. Такое разнообразие представлений вылилось в различные вокальные школы. У певца возникают те ощущения, к анализу которых его приучает педагог, на которых тот фиксирует внимание учащегося. Для большинства певцов понятие опоры связано не с каким-нибудь одним ощущением, а с целым комплексом ощущений. Они и создают всегда индивидуальное чувство опоры. Это чувство облегчает работу гортани, способствует выносливости голоса. Напряжение как бы переносится с голосовых связок на дыхательную систему. При потере чувства опоры звук сразу же ощущается на гортани, как говорят «садится на связки».

Необходимо внимательно следить за работой гортани в пении. Стоит недостаточно опустить её, и вход в гортань приоткроется, нарушится импеданс (сопротивление голосовых связок потоку выдыхаемого воздуха), и звук «сядет на связки».

Утверждение, что правильное голосообразование, снимающее утомляемость голосовых связок, определяется верной координацией давления под голосовыми складками и над ними, мы можем найти у Л. Дмитриева. По его словам, необходимо, чтобы вход в гортань был сужен, а связки работали свободно. Вход в гортань сужается при стоне, поднятии тяжестей, «затайке» дыхания. Этими приёмами в своей практике пользуются многие педагоги, вырабатывая у своих учеников ощущение опоры звука.

«Затайка» дыхания играет огромную роль в пении. После вдоха обязательно должен быть момент (его называют «мёртвой точкой»), когда певец не вдыхает и не выдыхает воздух, то есть затаивает дыхание. Этот момент позволяет певцу как бы «запереть» дыхание внутри, почувствовать работу мускулатуры грудной клетки и живота и переключить работу голосового аппарата с вдоха на выдох. Эта маленькая пауза позволяет привести весь певческий аппарат в состояние полной готовности и заставляет наиболее экономно использовать выдыхаемый воздух.

Потеря верной координации опоры звука и дыхания ведёт к деградации голоса. В нём появляются различного рода дефекты, делающие его непрофессиональным: нечистая интонация, «качание» голоса, сокращение его диапазона, быстрая утомляемость, звуковая «зажатость» и тому подобное. Если вы заметили в голосе учащегося вышеназванные дефекты, рекомендуется прибегнуть к «затайке» дыхания, «твёрдой» атаке, стону, кряхтению. Эти приёмы надо использовать осторожно, как временную меру. При любом из них слуховой контроль педагогом качества звука учащегося является главным критерием их целесообразности.

Вопросы практической работы с учениками

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *