Что такое опорная система по литературе

Опорно-двигательная система

Опорно-двигательная система человека — функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов), и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов образует человеческое тело.

В англоязычной литературе применяют близкие по значению термины: скелетно-мышечная система и локомоторная система.

Содержание

Науки, изучающие опорно-двигательную систему человека

Функциональная анатомия

Двигательный аппарат человека — это самодвижущийся механизм, состоящий из 400 мышц, 206 костей, нескольких сотен сухожилий. Опорно-двигательная система человека — функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов), и соматической мускулатуры и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов образует человеческое тело.

Функции двигательного аппарата

Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия костей и мышц скелета, потому что мышцы приводят в движение костные рычаги. Большинство костей скелета соединено подвижно с помощью суставов. Одним концом мышца прикрепляется к одной кости, образуя сустав, другим концом — к другой кости. При сокращении мышца приводит кости в движение. Благодаря мышцам противоположного действия кости могут не только совершать те или иные движения, но и фиксироваться относительно друг друга.

Кости и мышцы принимают участие в обмене веществ, в частности в обмене кальция и фосфора.

См. также

Примечания

См. также

Органический: Кутикула (хитиновый панцирь членистоногих)Эндоскелет

ГидроскелетОбразование восьмилучевых полиповСм. такжеСкелетная революция • Скелет человека • Перечень костей скелета человека • Опорно-двигательная система

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Полезное

Смотреть что такое «Опорно-двигательная система» в других словарях:

Система органов человека — Пример системы органов человека мочевыделительная система. Состоит из функционально и анатомически взаимосвязанных органов: 1 почки, 2 мочеточники, 3 мочевой пузырь, 4 уретра. Основная статья: Нормальная анатоми … Википедия

Опорно-двигательный аппарат — Запрос «ОДА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Опорно двигательная система (синонимы: опорно двигательный аппарат, локомоторная система, скелетно мышечная система) комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму,… … Википедия

Эндокринная система — Главные железы внутренней секреции (слева мужчина, справа женщина): 1. Эпифиз (относят к диффузной эндокринной системе) 2. Гипофиз 3. Щитовидная железа 4 … Википедия

Мышечная система — (мускулатура) одна из основных биологических подсистем у высших животных, благодаря которой в организме осуществляется движение во всех его проявлениях. Мышечная система отсутствует у одноклеточных и губок, однако и эти животные не лишены… … Википедия

Нервная система — Декарт: «Раздражение ступни передаётся по нервам в мозг, взаимодействует там с духом и таким образом порождает ощущение боли». Нервная система целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимо … Википедия

Зрительная система — Проводящие пути зрительного анализатора 1 Левая половина зрительного поля, 2 Правая половина зрительного поля, 3 Глаз, 4 Сетчатка, 5 Зрительные нервы, 6 Глазодви … Википедия

Иммунная система — Лимфоцит, компонент иммунной системы человека. Изображение сделано сканирующим электронным микроскопом Иммунная система подсистема, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые … Википедия

Дыхательная система человека — Дыхательная система человека совокупность органов, обеспечивающих функцию внешнего дыхания (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения кровью). Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких,… … Википедия

Сердечно-сосудистая система — Схема расположения наиболее крупных кровеносных сосудов в теле человека. Артерии показаны красным, вены синим цветом. Сердечно сосудистая система … Википедия

Источник

Как схемы произведений помогают изучать литературу

Рассказываем, что такое схемы произведений, чем они полезны и как их составлять.

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Схема — способ кратко и упрощённо изложить любую информацию. Сложные схемы с использованием разных шрифтов, цветов, графических элементов, стрелок и так далее, называют интеллект-картами. Они помогают быстрее разобраться в произведении, составить о нём целостное представление, написать сочинение и быстро повторить материал перед экзаменом. Разбираемся в основных плюсах использования схем.

Задействуют зрительную память

Нарисованную схему вспомнить легче, чем текст, особенно длинный и непонятный. Люди с хорошей зрительной памятью могут вспомнить информацию, записанную в той или иной части рисунка, вверху или внизу страницы.

Например, сюжет «Евгения Онегина» можно изобразить в виде такой схемы. При желании её можно дополнить цветом, деталями, рисунками и иными графическими элементами.

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Включают воображение

Благодаря схемам в голове читателя формируется чёткий образ, понятная и запоминающаяся картинка происходящего.

Пример — схема, посвящённая одному дню Евгения Онегина, его идеалам и материальному положению.

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Подобная схема меняет представление о персонаже: становится ясно, что Онегин вёл весьма активный образ жизни, у него был жёсткий распорядок дня. Глядя на схему, девятиклассники начинают лучше понимать героя, примеряют на себя его образ жизни, оценивают, насколько Онегин приятен или привлекателен. Схемы помогают воссоздать картину бытовой жизни человека в XIX веке, которая плохо знакома современному читателю.

Помогают систематизировать информацию

С помощью схем большие объёмы информации легко раскладывать по категориям или составлять определённую последовательность, создавать списки или диаграммы. В результате тексты воспринимаются легче, особенно если в них много персонажей, событий, подробностей времени и места.

Рассмотрим схему по повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

В повести автор описывает, в какое время и кто появляется на Невском проспекте. Читая текст, очень легко запутаться в обилии информации. Схема в виде часов даёт ясное представление: рано утром, около 4 часов, Невский проспект пуст, потом появляются рабочие, затем около 8 утра — чиновники, спешащие на работу, после 12 — гувернёры, гуляющие с детьми.

Такая схема составляется прямо во время чтения, по мере того как в тексте встречается нужная информация.

Схему можно составить и по системе героев произведения. В этом случае можно указывать степень родства (муж, жена, тётя, двоюродный брат), полное имя. Дополнить схему можно указанием на смену мест действия, если герои перемещаются.

Упрощают анализ текста

На схемах отмечают самые главные характеристики произведения, из которых легко сделать вывод. Возьмём для примера схему, составленную во время изучения пьесы А. С.Грибоедова «Горе от ума».

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Справа на ней кратко обозначены герои — Софья, Молчалин, Лизонька, Петруша, Фамусов и Чацкий. Рядом с героями подписаны их краткие характеристики: Софья — сообразительная, образованная девушка, Молчалин — секретарь, родом из Твери, для него главное деньги. Красными стрелочками обозначены их любовные интересы и симпатии: Софья влюблена в Молчалина, тому нравится Лизонька, Лизоньке мил Петруша, а Чацкий влюблён в Софью.

Из этой части схемы сразу понятно, насколько запутанную любовную коллизию создал автор, и что эта запутанность — один из элементов комедии.

Слева на схеме отражено, где происходит действие пьесы, упоминается о единстве места и времени (дом Фамусова, один день). Отсюда можно сделать вывод, что в произведении есть черты классицизма. Видно, что Грибоедов отходит от жёстких требований этого направления: единства действия не сохраняется. Таким образом, схема помогает проводить литературоведческий анализ.

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Ускоряют подготовку к экзаменам

В схемах фиксируют основную информацию по произведению, необходимую для выполнения заданий. С помощью схем можно быстро повторить пройденный материал.

По каждому произведению, которое входит в школьную программу, можно и нужно составить схему по определённому шаблону. Выглядеть она будет примерно так:

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Схема заполняется в процессе чтения и анализа произведения или по итогам его изучения. При необходимости в готовую схему можно вносить изменения.

Возле названия кратко записана информация о первом издании, если с ним были связаны какие-то сложности или особые обстоятельства. Сбоку указан жанр, ниже, под названием, разобран основной конфликт произведения, в центре обозначено направление, в котором оно написано. Здесь схема требует доработки: нужно добавить в неё основные черты классицизма и реализма. Слева вверху перечисляются персонажи, справа вверху даётся краткая информация об авторе. Слева и справа внизу вертикально записаны ключевые цитаты критиков.

В итоге получается схема, которая помогает создать целостное представление о произведении.

Необязательно делать схему точно такой же формы, полет фантазии здесь только приветствуется. Можно добавлять в схему картинки, оформлять её разными цветами, менять шрифты. Отличия необходимы, чтобы схемы лучше запоминались, но при этом должен сохраняться примерно одинаковый шаблон, по которому она заполняется. При изучении лирики для каждого поэта можно выбрать цвет, с которым этот автор у вас ассоциируется.

Облегчают подготовку к сочинению

Если написание сочинения вызывает у вас сложности, попробуйте работать со схемой. Для этого оттолкнитесь от ключевых слов темы. Найдите для них определения, синонимы. Подумайте, какие фрагменты текста помогают раскрыть пункты схемы. В итоге у вас получится материал, который может пригодиться для раскрытия темы сочинения.

Например, так выглядит схема для написания сочинения «Береги честь смолоду» по книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Сначала подробно разбираем понятие «честь»: что это такое и что означала честь в те времена, когда разворачивается действие повести.

Далее анализируем название темы. «Береги честь смолоду» — это:

2. эпиграф к книге; значит, эта фраза отражает главную идею произведения, что честь либо есть, либо её нет;

3. эти слова произносит отец Гринева, значит, понятие чести идёт из семьи.

После этого переходим к перечислению героев и соотносим их с понятием чести: у кого она есть, а у кого нет. Перечисляем эпизоды, которые это подтверждают.

Получившуюся схему можно использовать для составления плана сочинения.

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Из неё видно, какую информацию использовать для вступления, основной части и заключения. Основная часть сразу делится на абзацы. Всё, тема раскрыта.

Чтобы набить руку, такие схемы полезно составлять по всем темам, которые встречаются в демоверсиях ЕГЭ или приводятся в пособиях по подготовке к экзамену. Одновременно повторяется основной материал школьной программы.

Что нужно запомнить

1. Схемы активизируют зрительную память и развивают воображение.

2. Они помогают понять текст, проанализировать его и сделать выводы.

3. С помощью схем удобно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

4. Полезно составлять схемы, раскрывающие темы сочинений.

5. Схемы лучше составлять сразу при чтении и изучении произведения.

6. Они могут быть любой формы, вида, размера, по-разному оформлены и украшены — главное, чтобы вам было удобно ими пользоваться.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что такое опорная система по литературе

Изучение литературы в старших классах порой оказывается затруднено распространенными представлениями о гуманитарных науках как о неточных, не поддающихся логике, анализу и систематизации. Особенно заметна данная проблема в классах естественного профиля. Ученикам с ярко выраженным структурным мышлением литература представляется как нечто аморфное, подчиняющееся лишь авторскому произволу и потому не подлежащие изучению. Помочь решению этой проблемы могут схемы и таблицы, предлагаемые ученикам на уроках.

Схемы и таблицы упрощают подачу материала (но не сам материал) и одновременно:

Конечно, схема есть схема. По своей природе она обобщает и порой упрощает, но оттенки и нюансы в нее вписываются плохо.

Наверное, любой учитель, слыша об опорных конспектах или сигналах, вспоминает Виктора Федоровича Шаталова. И действительно, его книги: «Куда и как исчезли тройки», «Педагогическая проза», «Точка опоры», «Опорные конспекты по кинематике и динамике», «Эксперимент продолжается» 3 — являются отправной точкой для преподавателя, стремящегося к оптимальной организации учебной деятельности школьников, воспитанию у них интереса к учебе, активности, самостоятельности, развитию общей культуры умственного труда.

Базовые категории технологии обучения В.Ф. Шаталова — опорные конспекты и опорные сигналы — основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Как известно, текст мы запоминаем не весь, а только смысловые блоки. Информация у нас хранится в свернутом виде, однако в случае необходимости мы «разворачиваем» ее с незначительными отклонениями за счет того, что по ассоциативной связи с определенным блоком разворачивается и какая-то часть текста. Таким образом, свертывание и развертывание информации — универсальная особенность человеческого мышления, именно на нее и опирается методика опорных сигналов, призванная помочь ученической памяти и пониманию.

Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами информации, и их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат эталоном, на основе которого формируются данные приемы и у школьников.

Не упрощая произведение, схемы представляют роман как систему, подчиняющуюся своим внутренним законам. Именно этой систематизации и логичности не хватает в классических произведениях учащимся с ярко выраженным логическим, структурным мышлением.

Схемы могут быть использованы на разных этапах изучения произведения и применены как для проверки знания и понимания учащимися текста (в таком случае схема дается в неполном виде и ученики должны восстановить пропущенные связи), так и для систематизации полученных знаний (в этом случае схема создается на доске совместноучащимися и преподавателем).

К последнему приему хотелось бы привлечь внимание особо: схема рождается на глазах у старшеклассников (а не приносится в класс в готовом виде, как это чаще всего бывает у В.Ф. Шаталова), рождается при их непосредственном участии, что позволяет постичь принципы структуризации и систематизации материала (совсем не обязательно, что только литературного). В результате уже сам процесс создания схемы носит обучающий характер.

Опыт показывает, что схемы позволяют учащимся не только глубже понять художественную структуру текста, но и более надежно запомнить изученный материал.

Схемы на уроке литературы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Опорный конспект по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из двух схем, вторая в этом случае является расширением одного из фрагментов первой. Данные схемы составляются на доске преподавателем совместно с учащимися на заключительном уроке по роману.

Составляем первую схему

Преподаватель пишет на доске название романа, «Преступление и наказание», и задает учащимся вопрос: «Что является в романе Достоевского «преступлением», а что — «наказанием»?

Вспоминая идейный замысел романа, учащиеся отвечают, что, с точки зрения автора, главное преступление героя отнюдь не убийство старухи-процентщицы, а значит, главное наказание — не каторга. Герой наказывается за созданную им теорию, наказывается душевной дисгармонией, разладом с миром, близкими, самим собой.

Следующий вопрос: плодом чего является преступление и наказание? Ученики приходят к выводу, что теорию породил разум, логика Раскольникова, а наказывается он не людьми, а собственной совестью, говоря словами Достоевского, «натурой».

Таким образом, мы приходим к ОБОБЩЕНИЮ: и преступление, и наказание не внешние по отношению к герою события. Раскольников несет в себе и то, и другое. Именно это, как мы помним, и предопределяет внутреннюю драму героя и главный конфликт романа: между логикой и натурой. Преступление неотделимо от наказания: одно предполагает другое.

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Составляем вторую схему

Во второй схеме мы укрупняем один из элементов предыдущей схемы, помня, что это есть «изображение» главного героя. Теперь мы пробуем определить, в ком из героев романа в наибольшей степени отражены отдельные стороны личности Раскольникова, обращаясь таким образом к одному из основных мотивов всего творчества Достоевского, мотиву двойннчества.

На предшествующих занятиях шло обсуждение и сравнение двух теорий: Раскольникова в Лужина. Именно такое сопоставление позволило глубже понять теорию центрального героя: увидеть, с одной стороны, ее бесчеловечность, а с другой — альтруизм.

Петра Петровича Лужина можно назвать «зеркалом» рациональной, логической стороны главного героя. Причем, в отличие от Раскольникова, Лужину неведомы муки совести вследствие отсутствия таковой.

Этого нельзя сказать о другом «двойнике» Раскольникова, Аркадии Ивановиче Свидригайлове, который живет, подчиняясь движениям души.

Именно «натура» (необычайно широкая, как у большинства героев Достоевского) толкает Свидригайлова в бездну и в то же время не дает смириться с преступлением, предопределяя трагическую развязку. Аркадий Иванович, в отличие от Раскольникова, лишен рациональности и не пытается оправдать себя, понимая всю глубину своего падения.

Свидригайлов, таким образом, является воплощением «чистой натуры», другой стороны главного героя.

Следует обратить внимание на то, что рассмотренные выше «двойники», помогая глубже понять характер главного героя, не оказывают существенного влияния на его развитие. Этот срез личности Раскольникова можно назвать синхронным.

На диахронном срезе мы можем наблюдать развитие главной темы. Персонажи этого уровня исключительно активно (и на сюжетном, и на идейном уровне) влияют на Раскольникова.

Порфирий Петрович (своеобразный «двойник» Достоевского, несущий в себе идею совестного суда, раскаяния по личному решению) воздействуя на натуру героя («Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, — прямо на берег вынесет и на ноги поставит» [1, 439]), стремится привести его к покаянию, но Раскольников, пытаясь оборониться, выстраивает свою защиту, опираясь на логику.

В итоге воздействие Порфирия Петровича (являющегося также и «историческим» двойником Раскольникова) не оказывает должного результата и не приводит Раскольникова к возрождению.

Это удается сделать только Сонечке, являющейся «двойником» детской, лучшей части героя. Именно мальчик, плачущий об убитой лошадке, тянется к дочери Мармеладова. Герою кажется, что он хочет понимания, хотя он жаждет сострадания. Раскольников пытается убедить Сонечку, изощряясь в логических построениях. Героиня же, оставляя последние без внимания, обращается непосредственно к душе героя («Господи! Это человек-то вошь»[1. 398]).

В результате именно активизации натуры (души) и приведет героя к необоснованному логически отказу от теории (вспомним, по Достоевскому, нельзя строить жизнь «по теории») и, следовательно, возрождению.

Что такое опорная система по литературе. Смотреть фото Что такое опорная система по литературе. Смотреть картинку Что такое опорная система по литературе. Картинка про Что такое опорная система по литературе. Фото Что такое опорная система по литературе

Лучше понять всепроникающий принцип двойничества в романе и осознать принципиальное различие в жизненных философиях Раскольникова и Сони помогаетпромеждуточная схема, составляемая на соответствующем занятии.

Раскольников, пытаясь логически постичь Соню («Что же поддерживало ее?» [1, 307]), намечает для нее три (и только три!) возможных пути («Ей три дороги, — думал он: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце» [1, 307]), однако, к его изумлению, она идет неким четвертым путем, сохраняя душу свою в христианской чистоте.

Таким образом, мы видим, что данные схемы позволяют не только обобщить весь изученный ранее материал по роману Достоевского «Преступление и наказание», выявить специфику конфликта, систему образов и идейный замысел, но и помогает зафиксировать полученные знания в максимально свернутом виде, упрощая процесс запоминания.

О схемах

Предлагаемые далее схемы и комментарии к ним выполнены с опорой на методику В.Ф. Шаталова, на основе собственного педагогического опыта, с учетом опыта коллег и материалов современной методической и критической литературы по произведениям русской литературы и являются лишь частью большой работы, посвященной русской классической литературе.

Что дает использование схем на рассмотренном уроке?

Представленные схемы являются разновидностью опорных конспектов и выполнены для использования на уроках в классах естественнонаучного профиля. Они отвечают возможностям и интересам учащихся, выбравших для себя приоритеты в изучении физики, математики, химии, и помогают учащимся разобраться в структуре произведения, его проблематике, систематизировать знания, полученные в процессе изучения художественного текста, визуализировать систему образов.

Данные схемы облегчают процесс восприятия и запоминания материала, так как в них точно и доступно (в силу максимальной структуризации) представлены главные проблемы, конфликт и система образов одного из самых сложных произведений 10 класса романа «Преступление и наказание».

Результаты

Отметим, что опыт использования схем и таблиц на уроках литературы в старших классах естественного профиля позволяет говорить об эффективности данной методики. Учащиеся не только лучше понимают и запоминают предлагаемый материал, но и привыкают смотреть на литературное произведение как на систему, подчиняющуюся своим законам, приобретая навыки системного анализа.

Литература, таким образом, не выпадает из ряда преподаваемых дисциплин, а естественно в него вписывается, сохраняя при этом свою специфичность. Не менее (а может быть, и более) важно то, что подобный подход к художественным текстам, являясь непривычным для учащихся, пробуждает у них интерес к литературным произведениям вследствие изменения угла зрения на него, активизирует самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, учит их размышлять над прочитанным. Не это ли является одной из главных задач урока литературы.

Список использованной литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *