Что такое опорные понятия

При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.

Что такое опорные слова

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.

Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.

Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия Вам будет интересно: Лейденский университет. История и современность

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Объяснение ребенку темы простым языком

Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:

Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Готовый алгоритм поиска ключевых слов

Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.

Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Опорные слова для определения падежей

Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.

Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.

Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Заключение

Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.

Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.

Источник

Опорные понятия

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Опорные понятия

Семья социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Экономика – хозяйство и хозяйственная деятельность, т. е. совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей. Экономику называют также науку о хозяйстве и хозяйственной деятельности.

Основные материальные потребности— потребности человека в еде, одежде и жилье.

Натуральное хозяйство образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить все или почти все, что ей нужно для жизни.

Частная собственность— форма юридического закрепления за гражданином прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать как для личного потребления, так и для осуществления коммерческой деятельности

Домохозяйство— экономическая ячейка, состоящая из одного или более лица, которая снабжает экономику ресурсами (труд, капитал, природные ресурсы) и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих собственные потребности

Бизнес-это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

Прибыль-это разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

Заработная плата (номинальный доход)- денежное вознаграждение, которое получает работник или семья за свой труд, за определенный период времени.

Реальный доход- количество товаров и услуг, которое гражданин или семья могут приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Ресурсы- источники, средства обеспечения жизни людей, предпринимательской деятельности, производства. Ресурсы бывают: природные, трудовые, основной капитал ( здания, оборудование), оборотный капитал (сырье, материалы, энергия), финансовые (денежный капитал).

Капитал семьи- это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор, электрические устройства и т. п.), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную, или самовозрастающую стоимость.

Доход деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Различают совокупный и денежный доходы. Если в совокупный входят все виды доходов (зарплата, дивиденды на акции, льготы, бесплатная путевка в дом отдыха, служебная машина), то денежный доход включает только деньги, полученные за определенный период времени.

Потребительским бюджетом называют таблицу доходов и расходов человека, семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.

Баланс – это равновесие, а точнее сопоставление отдельных сторон какого-то явления, которые должны уравновешивать друг друга, например: доходы – расходы; ресурсы – потребности и т. д.

Прибыль – разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

Рынок – это совокупность экономических отношений; определенное место, где происходит торговля (синонимы: ярмарка, базар).

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.

Ссуда – передача материальных ценностей или денег одними участниками договора займа другим на условиях возврата и, как правило, с уплатой процента.

Стоимость – выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.

Счет – документ на получение денег за оказание услуги или выполненную работу.

Товар – продукт, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность посредством купли-продажи.

Чистая прибыль –часть прибыли, которая остается в полном распоряжении семьи после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Урок 1.1 Домашняя экономика

3. Экономические связи в семье и в обществе.

1. Сформировать у учащихся понятия о месте домашней экономики в семье обществе.

2. Развивать у учащихся целостность взглядов на семью, её роль в обществе.

3. Воспитать уваженье к членам семьи, ответственность.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, рассказ.

Материальное обеспечение: методические рекомендации, схемы, опорные конспекты, карточки-задания, кроссворды.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока и цели урока.

3. Объяснение темы урока.

*Термин “экономика” ввёл в научный оборот выдающийся философ Древней Греции Аристог. г. до Н. Э.), составил его из двух греческих слов: “Эйкос” – “хозяйство” и “Номос” – “закон”; так что “экономика” в переводе с древнегреческого означает “законы хозяйства”. Первоначально само слово “экономика” обозначало “искусство ведения домашнего хозяйства”. Постепенно границы экономики расширялись и в последние время включали в себя всё, что относится к экономической жизни общества.

* Ныне в России начался период активного возрождения домашних хозяйств, а вместе с ним и домашней экономики.

Семья – это общество в миниатюре, она развивается в основном по тем же экономическим законам, что и общество. Семья является важнейшим источником воспроизводства физиологического и интеллектуального потенциала государства. люди, рабочая сила – ведущая составляющая ресурсов семьи, общества. И чем выше уровень культуры, образованности членов семьи, тем выше интеллектуальный потенциал государства.

*Именно дома, в семье школьники осваивают начальные экономические знания. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его первичной ячейкой. Для каждого человека семья – начало начал. Не зря говорят :счастлив тот, кто счастлив в своём доме.

*Любая семья проживает в условиях ограниченности ресурсов. Это её цели и задачи, капитал, технология и люди.

Нормально, когда семья стремится увеличивать свой капитал. Важнейшими её ресурсами являются технологии. Имеются в виду различные технологии производства товаров и услуг, приготовления пищи, ухода за жильём, выращивания овощей на приусадебном участке и т. д. Мы живём в век технологической революции, она коснулась и семьи, хотя здесь предстоит ещё очень многое менять. Пока что в домашних условиях производительность труда чрезмерно низкая (учителю целесообразно с учащимися проанализировать уровень механизации и автоматизации технологий в домашнем хозяйстве).

*Потребности семьи безграничны. И долг членов семьи – вырабатывать разумные, отвечающие её возможностям потребности.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая семья живёт в условиях возрастающих потребностей и ограниченности ресурсов, то есть обладает определёнными ограниченными возможностями.

*Старшему поколению тяжело стать бизнесменами, предпринимателями. Связано это с их консервативным мышлением, которое более полувека формировалось под влиянием распределительных отношений. Иждивенческие, потребительские установки прежнего образа жизни уже начали передаваться по наследству, их формировало окружающая среда, а теперь очень сложно переключиться на созидательную деятельность.

Поэтому, начиная бизнес, следует полностью избавиться от иждивенческих настроений, опеки во всём государственных органов. Бизнесмен, предприниматель за всё отвечает сам. Получил прибыль – хорошо, получил убыток – стремись выйти из этого положения.

Можно ли в условиях семьи заниматься предпринимательским бизнесом?

Ответ однозначный: да, можно и необходимо. Направлений такой деятельности много, все их не перечислить. Ведь предпринимательская деятельность – это прежде всего деловая активность предприимчивого человека, вкладывающего свои средства в дело ради получения прибыли в условиях неопределённости и риска.

*Такими видами деятельности могут быть: индивидуальная трудовая деятельность (репетиторство, выращивание цветов, овощей, грибов, уход за малышами и престарелыми, выращивание и реализация домашних животных и птицы);

Создание частных семейных предприятий по производству товаров и услуг (ремонт обуви, швейных изделий, учебно-наглядных пособий, ремонт жилищ и т. д.);

выполнение различных работ на дому (секретарь, при наличии средств коммуникации, пошив и вязания одежды и др.).

В условиях семьи можно заниматься и коммерческим бизнесом: это различные сделки, покупка и перепродажа товаров и услуг, операции с ценными бумагами при повышении или понижении их курса. При этом нельзя нарушать существующие законы, общепринятые нормы нравственности.

*В условиях рыночной экономики каждый юноша и девушка должны ещё в школе учиться зарабатывать деньги. Не просить у родных и знакомых, не обирать младших и физически слабых, а зарабатывать честно. Можно зарабатывать, помогая родителям в их предпринимательской деятельности, в старших классах – создать свою ученическую фирму, самому предложить какой-то новый товар или услугу, усовершенствовать существующий. В школе на уроках технологии учащиеся также создают товары или услуги, при реализации которых они получают деньги за свой труд.

Пример. Вы изготовили дома свитер и реализовали его за 500 рублей. Затраты на изготовление и реализацию этого изделия (стоимость материалов, амортизационные отчисления, затраты на энергоносители и т. д.) составили 300 рублей, тогда прибыль от его продажи (предпринимательский бизнес) составила 200 рублей, Здесь не случайно употреблено понятие “предпринимательский бизнес”. Под ним следует понимать инициативную, творческую, рискованную деятельность людей по производству товаров и услуг под свою полную материальную ответственность. Риск постоянно сопровождает того, кто занимается предпринимательством, так как прибыль ему не гарантирована.

Ну а если вы сами купили свитер за 300 рублей, а затем продали его за 500, то ваша прибыль составит 200 рублей. Дело в том, что заработную плату получают те, кто продаст свою рабочую силу, то есть рабочие, служащие. Предприниматель же за свой труд, риск, переживания получает прибыль.

*Семья выполняет важнейшую экономическую функцию. Совместно проживающие супруги, их дети и родители не просто объединяются для совместного проживания, но и решают важные экономические задачи. Семья находится в постоянных связях с государством, предприятиями и обществом. Она является важнейшим поставщиком для предприятий, фирм и государственных органов своих ресурсов (рабочая сила, капитал). Помимо этого между домашними хозяйствами и предприятиями возникает множество посредников, которые тоже принимают участие как в потреблении продукции, так и в использовании потенциала домашних хозяйств (формирование различных инвестиционных фондов, компаний и т. д.).

*Значительную роль в экономических связях домашних хозяйств и предприятий играет государство, оно выступает в нескольких ролях: производителя товара и услуг, потребляющего рабочую силу; оказывает семье социальные услуги (образование, культура, медицинское обслуживание, охрана и др.), за что взимает с домашних хозяйств различные налоги, использует товары и услуги семейных предприятий, оплачивая свои заказы.

Как видим, денежные и товарные потоки движутся между домашними хозяйствами, государством и предприятиями, составляя при этом сложные экономические взаимосвязи.

*Домашние хозяйства и предприятия представляют собой основу экономического цикла, являются основными субъектами экономики. Товары и услуги, производимые на предприятиях, поступают в распоряжение домашних хозяйств, которые в свою очередь предоставляют за это капитал, осуществляя обмен товара на деньги (запись в тетради).

*Предприятия оплачивают домашним хозяйствам в форме доходов заработную плату за рабочую силу (труд); проценты за получение в кредит капитала; плату за аренду земли и др.

Полученный доход домашние хозяйства используют для покупки у предприятий товаров и услуг.

Взаимосвязи домашних хозяйств и предприятий упрощенно составляют простой экономический цикл, включающий два потока: товарный и денежный, которые движутся один к другому.

Таким образом, домашние хозяйства тесно экономически связаны с предприятиями, выступают важным условием их функционирования. (Схему в тетрадь).

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

*Для более глубокого усвоения курса “Домашняя экономика” необходимо ознакомиться и запомнить некоторые экономические термины (карточка “Опорные понятия”).

Вопросы для закрепления

2. Что вы понимаете под семейным бизнесом?

3. Как определить прибыль?

4. Какими видами предпринимательской деятельности можно заниматься в домашнем хозяйстве?

5.Назовите ресурсы семьи.

6. Какие технологии применяются в вашей семье?

1. Обозначить связи на схеме “Государство, предприятие, домашнее хозяйство”.

2. Конспект в тетради.

Доходы и расходы семьи

Изучить основные понятия: доходы, расходы семьи и их составляющие.

1. Формировать умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумные решения.

2. Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, самостоятельная работа.

Материальное обеспечение: методические рекомендации, опорные конспекты, карточки-задания.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Повторение ранее изученного материала с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала.

Используется карточки с тестовым заданием “Мини-тест”.

Найдите в правой колонке определения, соответствующим понятиям в левой колонке.

Количество товаров и услуг, которые Гражданин или

семья могут приобрести в определённый период

времени на свои номинальные доходы.

Источники, средства, обеспечения жизни людей,

Предпринимательской деятельности, производства.

Разница между суммой денег от реализации товаров и

услуг и затратами на их производство, продажа.

Образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить всё или почти всё, что ей нужно для жизни.

Денежное вознаграждение, которое получает работник

Или семья за свой труд за определённый период времени.

Хозяйство и хозяйственная деятельность т. е.

Совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей.

Ответы: 1-Е, 2-Г, 3-В,4-Д, 5-А, 6-Б.

4. Объяснение темы урока

*Основная потребительская единица в экономике – семья, или, как предпочитают

говорить экономисты, домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов.

*Виды доходов, которые получают домохозяйство, рассмотрим на примере семьи Сидоровых, состоящей из бабушки, папы, мамы, сына-студента и дочери-школьницы.

Во-первых, папа и мама получают заработную плату (когда её не задерживают). Этот вид дохода так и называется оплатой труда.

Во-вторых, у Сидоровых есть срочный вклад в Сбербанке, по которому им начисляется процент. Это доходы от сбережений.

В-третьих, у них есть дача, на которой Сидоровы проводят лето, а осенью сдают художнику, который пишет там осенние пейзажи. Арендная плата художника за сдаваемую дачу составляет их доход от собственности. Кроме того, у папы есть несколько акций завода, на котором он работает, и поэтому папа считается его собственником. Правда, пока по этим акциям ничего не платят. Но если завод Сидорова-старшего станет на ноги и по акциям будут платить дивиденды, это тоже будет доход от собственности.

В-четвёртых, бабушка вяжет шерстяные носки и продаёт их у соседнего универсама. Вырученные ею деньги – это доход от предпринимательской деятельности.

В-пятых, бабушка получает пенсию, сын – стипендию, а мама – пособие на ребёнка (на дочку). Эти доходы, которые Сидоровы получают от государства не являются платой за произведённые ими товары или оказанные её услуги и несвязанные с владением собственностью. Их называют социальными трансфертами (пособия). Одно время, когда у мамы не было работы, она получала пособие по безработице, которые тоже относятся к социальным трансфертам.

Не всегда семья получает доход в виде денег. Например, выращивая картофель на своей даче, и потребляя его, Сидоровы получают доход прямо в виде благ. Мама работает в автобусном парке и имеет право на бесплатный проезд в городском транспорте. Потребляемые ею услуги транспорта так же входят в семейный доход. На примере данной семьи составить таблицу в тетради “Классификация доходов в семьи”, где указать, кто какие доходы получает, и в каком виде. (Таблицу в тетрадь).

Источник

Подобрать опорные слова и словосочетания

Что это — опорные слова и как объяснить их детям

При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.

Что такое опорные слова

Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятияВам будет интересно: Романов Виктор Викторович — герой России

Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.

Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятияВам будет интересно: Лейденский университет. История и современность

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Объяснение ребенку темы простым языком

Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:

Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Готовый алгоритм поиска ключевых слов

Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.

Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Опорные слова для определения падежей

Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.

Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.

Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Заключение

Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.

Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.

Опорные слова: что это такое и чему способствует применение методики составления рассказов по опорным словам

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Каждый текст — это последовательность предложений, имеющих логическую и смысловую связь между собой. Предложения состоят из слов, и именно слова определяют смысл всего текста и отдельных предложений. Но в каждом тексте есть особые — опорные — слова. Что это такое и в чем их особенность, рассмотрим на примере детских сказок. Почему именно детских сказок? Потому, что тема «Опорные слова» является частью школьной программы второго класса общеобразовательной школы.

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Опорные слова — что это такое

Если в сказке вычеркнуть все прилагательные, она потеряет свои краски, лишится эмоций. Но смысл все равно сохранится и будет понятен даже ребенку. Затем можно вычеркнуть все повторяющиеся слова, оставив только по одному, исключить все слова, относящиеся к служебным частям речи.

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Урок как сказка

Дети легче запоминают информацию, которая преподнесена им в игровой форме. Поэтому объяснить ученикам тему «Опорные слова», что это такое, научить их определять тему повествования и выделять опорные слова в тексте на уроке, построенном как сказка, — отличная идея, которая увенчается успехом. Можно рассказать детям сказку о том, как злой маг заколдовал сказки и почти все слова превратились в каменные глыбы.

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Дети с радостью вовлекутся в такую игру. Каждый ребенок готов сразиться со злым волшебником и сделать все возможное для победы добра над злом. К окончанию урока класс наполнится настоящим волшебством — дети научатся снимать злые чары со сказок. «Сказочный» урок позволит детям легко усвоить понятие «опорные слова», что это такое и как при помощи опорных слов составлять рассказы на заданную тему.

Цели урока по изучению опорных слов

Изучение любой темы в программе начальной школы преследует три основные цели — образовательную, развивающую и воспитательную. Достижение воспитательной цели целиком и полностью зависит от примера, на основе которого будет изложен материал урока. Например, если основой изложения новой темы станет произведение изобразительного искусства или музыкальное произведение, то можно смело утверждать, что учитель старается привить детям любовь к искусству. Например, он может продемонстрировать ученикам картину известного художника и попросить назвать, что они видят на картине. Картина должна быть понятна детям этой возрастной категории. Можно выбрать пейзаж, как на картине И. Левитана «Золотая осень».

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Все же, основная цель — образовательная. В ходе урока дети должны научится определять тему повествования по опорным словам, составлять рассказ на основе опорных слов, определять межпредметные связи. Составить рассказ по опорным словам — работа творческая. Она развивает память, внимание, креативность мышления, речь.

Падежные окончания и опорные слова

Но не нужно путать опорные слова для составления рассказа на заданную тему со словами, которые помогают запомнить правильное написание безударных падежных окончаний существительных разных склонений.

В русском языке кроме того, что существительные изменяются по родам и числам, они изменяются и по падежам. И часто так случается, что окончание существительного безударное, поэтому на письме могут возникнуть определенные трудности с написанием таких имен существительных в разных падежах. Но не стоит отчаиваться, на помощь придут опорные слова для проверки правильности написания слов. Секрет прост: существительные одного склонения в одних и тех же падежах имеют одинаковые окончания.

Алгоритм работы (опорные слова для проверки)

Шаг 1определи склонение
Шаг 2определи падеж
Шаг 3вспомни окончание для слова в этом падеже и склонении
Шаг 4проверь написание окончания опорным словом

Если просклонять опорные слова по падежам, то обнаружится приятная закономерность — в родительном, творительном, дательном и предложном падежах у них окончание ударное. Опорные слова нужны только для существительных первого и второго склонения. Например, для первого склонения в качестве опорного подойдет слово «земля», а для второго — «ведро».

Опорные слова

Что такое опорные понятия. Смотреть фото Что такое опорные понятия. Смотреть картинку Что такое опорные понятия. Картинка про Что такое опорные понятия. Фото Что такое опорные понятия

Опорные слова в тексте — это:

При наличии только перечня опорных слов можно понять, о чем повествует текст. А зная ещё и общее действие в тексте, можно воссоздать его полностью.

Например, сказка «Волк и семеро козлят» будет иметь следующие опорные слова:

Или, наоборот, имея опорные слова:

Можно сделать вывод, что они относятся к произведению Н. Носова «Он живой и светится».

Чтобы определить ключевые слова в тексте, необходимо выделить карандашом:

При написании изложения роль опорных слов очень велика:

Таким образом, при прослушивании текста необходимо его разделить на небольшие части, в каждой из которой следует выделить опорные слова.

Пример написания изложения с помощью опорных слов по произведению Н. Носова «Огурцы»:

При написании сочинения на основе предоставленных опорных слов нужно:

Пример написания сочинения по картине художника К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень.» с помощью опорных слов: окраина деревни, порог весны, снежная поляна, зимний сон, деревенский дом, поленница дров, зелёные ели, зимние забавы, кататься на лыжах, пропитана светом, февральский полдень, весна совсем близко.

«На картине «Конец зимы. Полдень.» художник К. Ф. Юон запечатлел окраину деревни на пороге весны. Вся снежная поляна и овраг залиты солнечным светом. Холмы, поросшие густым лесом, постепенно пробуждаются от зимнего сна.

Справа на картине изображён обычный деревенский дом с забором. Возле входа хозяева заготовили поленницу дров для топки печи.

Слева на картине изображены зелёные ели и уже видны кое-где проталины. Но дети ещё не отказываются от зимних забав. Мы видим ребят, которые радостно катаются на лыжах.

Картина полностью пропитана светом. Так бывает только в февральский полдень, когда весна уже совсем близко.»

Опираясь на предоставленные ключевые слова, была определена основная мысль и главные микротемы текста. А также выстроена логическая цепочка описания, а в конце предоставлен вывод с использованием опорного слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *