Что такое опорный конспект по литературе

Опорный конспект: правила написания, рекомендации

Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.

Основные сведения

Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.

Этапы написания

Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Разработка кода

Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Полезные хитрости

Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.

В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.

Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.

Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Требования

Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.

Где можно применять?

Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.

В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.

Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.

Преимущества

К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.

Источник

Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка

В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения. Важно обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках русского языка наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, алгоритмы, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Работа по опорным конспектам может проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от конспекта предполагает выделение более узкого по объему, содержанию теоретического материала, может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач.

В конспекте, опорной схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность увеличения подачи теоретического материала на уроке без перегрузки учащихся. По опорному конспекту ученики составляют связный рассказ по теории на лингвистическую тему. Алгоритм помогает отработать ход рассуждений при использовании того или иного правила. Активизируется мыслительная деятельность, идет развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Поэтому особенность приема состоит в том, что знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. В результате такой работы у детей формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать; развивается интерес к предмету.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Определенную трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов. Эта система работы требует от преподавателя достаточно больших временных затрат при подготовке к уроку, подборе материала, подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников: программ, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания, отбор необходимого материала, отбрасывание второстепенного. Содержание опорного конспекта, алгоритма, схемы определяется содержанием теоретического материала по данной теме.

3. Кодирование материала, составление конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит, например, опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений.

Принципы создания опорного конспекта, алгоритма, схемы.

2. Принцип акцента на основных смысловых элементах. Основные смысловые элементы выделяются различной конфигурацией блоков, шрифтов, расположением слов, цветовым решением и т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков. Их количество зависит от объемности темы или раздела, но в любом случае не должно быть избыточным. Каждый из блоков представляет собой «микроконспект» по какой-то подтеме и может быть воспроизведен в отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются соответствие величины букв возрастным особенностям детей, ясность, гармония с общим решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект, алгоритм, схемы, ориентированные на детскую аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они должны повышать образность, эмоциональность восприятия материала. Следует избегать излишней теоретизированности в передаче материала. Кроме основного материала, возможно вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации и т.д.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала (традиционные формы и методы). Параллельно с объяснением идет составление опорного конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная учащимся, записывается на доске заранее;

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором, отчетливо произнося каждый слог и соблюдая правильное ударение; этот пункт записывается учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте указывается номер параграфа и страница, к которой дети должны обратиться дома. Во время записи конспекта у детей происходит не только восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение материала по составленному опорному конспекту. В местах логических связок, в контрольных моментах темы скорость речи уменьшается, выделяется интонацией самое важное. Это позволяет охватить несколькими фразами большие смысловые части, дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания, трудности теоретического материала, знакомого и нового, могут строиться на одном уроке или нескольких уроках.

Вариант 2.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. На следующем уроке используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по опорному конспекту включена в уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и работы над ошибками. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках русского языка освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Знание опорного конспекта проверяется на уроке. Учитель отвечает на вопросы учащихся по опорному конспекту (кому, что непонятно?). Слабоуспевающим учащимся для воспроизведения опорного конспекта могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры, которые представляют собой тот же опорный конспект, но с пропусками, куда дети должны вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание. Ответ обсуждается детьми либо комментируется учителем. Оценка выставляется учителем. Дети проговаривают домашнее задание в парах и оценивают друг друга (при этом может быть предложена памятка).

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Закрепление материала с использованием опорного конспекта, организация текущего повторения материала на основе конспекта, алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые вызвали затруднения у слабых учеников, сильными учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений по вопросам с целью закрепления логики рассуждения по опорному конспекту.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Источник

Методические рекомендации по теме «Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы»

Методические рекомендации по теме

«Использование опорных конспектов, схем на уроках

русского языка и литературы»

Кудряшова Н.В., г. Губкинский

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4, учитель русского языка и литературы

Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?

Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике

Одна из самых главных задач учителя – замотивировать, заинтересовать обучающихся. Каждый учитель понимает, что недостаточно требовать от ребят выполнения обязательных для них заданий. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы обучающиеся в ходе учебного процесса проявляли себя как личность, максимально использовали свои возможности: собственную выдумку, интересы, стремления и т.д.

Что же делать учителю для того, чтобы постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учебе, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье ребят?

Одной из необычных форм подачи учебного материала является опорный конспект, то есть «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов». 3

• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.

• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.

• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

• Повышение интереса к изучаемому материалу.

II. Теория вопроса

Всё новое – это хорошо забытое старое. Я заинтересовалась методикой крупноблочной подачи материала, разработанной Ю.С. Меженко, и решила использовать её на своих уроках.

Сущность методики Ю.С. Меженко заключается в следующем:

во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся;

Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

1. Использование опорных конспектов и приёма схематизации на уроках русского языка.

Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Ценность технологии заключается в следующем:

лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д.

удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах .

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Примерные задания к данной теме:

1. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

1) выехали ночью 3) крышкой от кастрюли

2) немного грустный 4) своеобразной прелестью

2. В каком ряду оба сочетания слов являются подчинительным словосочетанием?

1) пролетела птица, белело вдалеке

2) неслышно и низки, срывая листья

3) около дома, с новыми силами

4) пролетела низко, отдыхал около месяца

3.Сколько словосочетаний в предложении: На олимпиаду обычно учителя направляют сильных и умных учеников.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Возможные задания к данной теме:

1. Укажите словосочетание со связью примыкание:

1) катались на карусели 3) растаявший снег

2) разбудит землю 4) рассылать поспешно

2. В каком предложении есть словосочетание со связью согласование?

1) Увидев меня, утка покрякала и ушла.

2) Зеркальный лед на реке ломался и крошился.

3) Дождь прошел ночью, и к утру все высохло.

4) Солнце только что начинало подниматься.

3. Укажите верное утверждение:

1) Словосочетанием являются однородные члены предложения.

2) Словосочетание, как и предложение, имеет интонационную законченность.

3) В зависимости от того, какое слово является главным, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

4) Сочетание подлежащего и сказуемого является словосочетанием.

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

1. Объясните постановку тире в предложении:

Ввысь взлетел сокол – жмется уж к земле.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

2) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП содержит резкое противопоставление содержанию первой части.

4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

2. Какое сложноподчиненное предложение содержит придаточное причины?

1) Если будет тепло, поедем на речку купаться.

2) В парк мы не пошли, поскольку начался дождь.

3) Выглянуло солнце, и снова на душе стало радостно.

4) Все подумали, что именно таким и должен быть художник.

2. Использование опорных схем на уроках литературы

Не менее важно использование средств наглядности в виде обобщающих и тематических схем на уроках литературы. Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, устанавливает связи и взаимосвязи между явлениями, позволяет систематизировать, обобщать изучаемый материал. Схема на уроках литературы является средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством целостного осмысления материала.

Существуют несколько видов схем: опорная, логическая, структурная.

Схемы можно использовать на разных этапах работы с произведением.

Схема на уроке литературы может: подготовить восприятие, являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления старого.

При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии. Воздействие произведения становится эффективнее, так как ученик сам выходит на нравственные проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под его давлением.

На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но при этом забываем, что уже известное — это средний уровень трудности. А обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и организовать самостоятельный поиск-исследование, то ученик открывает для себя заново уже прочитанное, или, взяв в руки книгу, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий.

Во время анализа текста используются традиционные приёмы: выразительное чтение стихотворения, комментированное чтение, беседа. Для учителя главное – мотивировать детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определённая схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема полезна ещё и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного текста с языковыми особенностями.

Тема: Построение рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Цель: познакомить учащихся с приёмом построения рассказа Л.Н.Толстого.

1. Какие стороны жизни показаны в рассказе?

2. На какие части можно разделить рассказ?

3. Какие слова могут быть ключевыми для первой части рассказа?

4. Какие слова могут быть ключевыми для второй части рассказа?

5. Какой приём использует автор для построения рассказа?

Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть фото Что такое опорный конспект по литературе. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по литературе. Картинка про Что такое опорный конспект по литературе. Фото Что такое опорный конспект по литературе

Вывод: зачастую мы видим человека только с одной стороны. Но бывает, что перед нами представляется совсем другая сторона его жизни. Именно

это мы видим в произведении Л.Н.Толстого. Автор, используя приём

контраста, показал две стороны жизни, две оборотные стороны медали.

Использование данной методики при изучении русского языка и литературы, несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики учатся работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобретают умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.

Литература

1. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.

5. Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании русского языка и литературы”

6. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М., Просвещение, 1991.

7. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку.-М., Педагогика, 1992.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *