Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Составление опорного конспекта на уроках русского языка

Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы, учителя русского языка и литературы, уделяем составлению опорного конспекта большое внимание, считая его составление и запоминание одним из важных приемов обучения. Однако далеко не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что собственно представляет собой опорный конспект, в чем его значение, как он составляется.

Если мы хотим научить детей самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный урок, цель которого – познакомить учеников с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи. Предлагаемый ниже материал на эту тему можно использовать на уроках русского языка, литературы, риторики в 5-7 классах, учитывая при подборе дидактического материала возрастные особенности и речевую подготовку школьников.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе.

Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Урок знакомства с опорным конспектом начинаем с беседы.

— Многие из нас, наверное, хотели бы иметь волшебную палочку, с помошью которой можно было бы легко и просто выучить уроки, запомнить самое главное из прочитанного или услышанного. Я не обещаю дать вам в руки такую волшебную палочку, но думаю, что сегодняшний урок поможет нам научиться лучше понимать устный или письменный текст и запоминать его.

Но прежде я хотела бы спросить вас, что вы можете сказать об опорных или ключевых словах? (По ключевым словам можно понять тему текста, восстановить его содержание. Мы используем опорные слова для пересказа, подготовки устного выступления.)

— Эти знания помогут вам понять, что такое опорный конспект, как он составляется. Ведь в опорных конспектах, конечно, содержатся опорные слова.

Опорный конспект должен в краткой форме четко передавать содержание исходного текста. Так, чтобы даже через несколько дней, недель, а может быть, и месяцев мы могли бы по этому конспекту восстановить содержание текста. Давайте посмотрим, как это делается.

— Сейчас я прочитаю вам рассказ музыковеда.

Для чего нужен дирижер.

Когда-то в детстве я думал: «Зачем нужен дирижер? Ведь если артисты оркестра – достаточно опытные музыканты, то неужели они сами, без дирижера, не смогут сыграть оркестровое произведение?» Признаться честно, я даже подглядывал за музыкантами: а смотрят ли они вообще на дирижера.

Слова дирижер, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые в оригинале означают: направлять, управлять, руководить.

— Запишите название этого рассказа.

Теперь я буду читать его второй раз, медленно, чтобы вы успели записать ключевые слова. Затем мы вместе по этим словам составим опорный конспект.

— Теперь обсудим опорные слова, которые вы записали.

У Коли есть важные добавления:

Дирижер – направлять, руководить. Роль групп инструментов.

— Составили опорный конспект в виде схемы, пользуясь этими словами. (Учитель в диалоге с детьми составляет опорный конспект.)

темпом, ритмом, трактовкой ролью групп инструментов

— Итак, мы составили опорный конспект в виде схемы.

А теперь скажите, будут ли отличаться опорные конспекты, составленные на уроках математики и литературы?

— В каком виде часто записываются сведения по математике?

В зависимости от того, для кого, с какой целью составляются опорные конспекты, они могут быть самыми различными по форме:

в виде слов, словосочетаний, предложений, кратких текстов, схем, таблиц, рисунков.

В опорных конспектах часто употребляются сокращенные слова, общепринятые и свои собственные знаки.

— Какой опорный конспект вы составите, если вам поручат просмотреть учебную телепередачу и рассказать о ее содержании в классе? (Я постараюсь написать его точнее, подробнее, чтобы лучше передать содержание. Возможно, лучше всего будет придумать какую-нибудь схему, рисунок.)

Далее учитель раздает детям листки с фрагментами текста.

Служебные части речи.

— А теперь,- сказала Фея,- мы отправляемся в другую часть города. Там живут служебные части речи. Их всего три.

Покажем эти части речи Маше.

Автобус тронулся по дороге, огибающей зеленое поле. Вскоре показались первые строения.

— А вот здесь живут Союзы: но, и, да,- показала Фея на другие домики.

— Чаще всего они помогают соединять слова и предложения. Например: «Брат занимается футболом, а сестра фигурным катанием».

Возможные варианты выполнения задания.

Служебные части речи:

— предлоги пишутся отдельно от существительных и местоимений;

— союзы а, но, да соединяют слова и предложения;

— частицы даже, не придают новые оттенки значениям слов, предложениям.

Возможны варианты выполнения задания:

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

После каждого урока следует подвести итоги.

— Сегодня мы учились важному и полезному умению – составлять опорные конспекты. Это очень пригодится на уроках по другим школьным предметам, в старших классах и вообще в тех случаях, когда вам необходимо лучше осмыслить и запомнить информацию.

— Как вы бы сказали, что такое опорный конспект?

— Почему учебные рисунки, схемы, таблицы можно отнести к опорным конспектам?

— Какие условные обозначения применяются в опорных конспектах?

Источник

Статья. Опорные конспекты на уроках русского языка в 8 классе

Опорные конспекты на уроках русского языка в 8 классе

Опорный конспект № 1.

Сложноподчиненные предложения, строение и пунктуация.

Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным. Союзы не являются членами придаточного предложения, а союзные слова выполняют эту роль.

Придаточное предложение отделяется запятой.

В главном предложении часто бывают указательные слова, которые сигнализируют, что при нем имеется придаточное, и выделяют его содержание.

Нижний блок. В одних СПП предложениях придаточное всегда стоит после главного, а в других – место придаточного можно менять: оно может стоять и перед, и после, и в середине главного.

В СПП предложении могут быть два или несколько придаточных.

Опорный конспект № 2.

Основные группы СПП по их значению.

Три группы: с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным.

Верхний блок. Придаточные определительные отвечают на вопрос КАКОЙ? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом, употребленным в значении существительного. Если придаточные относятся к местоимению, то они называются местоименно-определительными.

Придаточные определительные присоединяются к определяемым словам союзными словами. Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение, к существительному может прибавляться указательное слово.

Средний блок. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы. Придаточные изъяснительные присоединяются к поясняемому слову тремя способами: 1. При помощи союзов; 2. При помощи союзных слов; 3. При помощи частицы ЛИ, употребленной в значении союза. В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово.

Нижний блок. Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении: отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды (их 9). Большинство придаточных обстоятельственных присоединяются союзами ко всему главному предложению. Некоторые придаточные (места, образа действия и степени) присоединяются союзными словами.

Опорный конспект № 3.

Основные виды СПП предложений с двумя или несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных предложений.

СПП предложения с двумя или несколькими придаточными делятся на виды:

Блок А. СПП предложения с параллельным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

Блок В. СПП предложения с однородным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (соподчиненными).

Блок Г. Могут быть и более сложные комбинации придаточных. В приведенном примере – СПП с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Опорный конспект № 4.

Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.

Верхний блок. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится запятая, если в них перечисляются какие-то факты. В этом случае между предложениями можно поставить союз И.

Между предложениями, входящими в состав БСП со значением перечисления, может ставиться и точка с запятой, если предложения слабо связаны по смыслу или распространены, или осложнены.

Нижний левый блок. Двоеточие ставится между частями БСП:

Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (сопоставление: предложения в структурном и смысловом отношении близки к СПП с союзом ПОТОМУ ЧТО).

Второе предложение (или несколько предложений) поясняют первое, то есть раскрывают его содержание (сопоставление – предложения со словами А ИМЕННО).

Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, обычно сказуемое (сопоставление – СПП с придаточным изъяснительным).

Нижний правый блок. Тире ставится между предложениями, входящими в БСП:

Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого (сопоставление – ССП с союзами А, НО).

Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении (сопоставление – СПП предложения с придаточным времени, условия).

Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении (сопоставление – СПП с придаточным причины).

Предложения передают быструю смену событий.

Тема сложные предложения с различными видами связи изучается на базе опорных конспектов № 1, 3, 4.

По заключительной теме «Общие сведения о языке» ученики составляют самостоятельный опорный конспект.

Источник

Опорные конспекты на уроках русского языка (8 класс)

Использование опорных конспектов

на уроках русского языка.

Учитель: Овчаренко Е.И.

Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:

— лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

— структурность (один блок содержит несколько тем.) Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д.

— удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Мои ученики и сами с удовольствием пробуют составлять опорные конспекты, многие из них я использую в работе. Например, в 5 и 6 классах провожу конкурс на тему «ОК. Морфологические признаки частей речи». Ученики приносят, например, ромашку, где лепесток – признак; рыбку, где чешуя – признак и так далее. Получаются объёмные проекты – конспекты.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что в одной тетради умещается 9 учебников теории с 1 по 9 класс(!)

Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Схема уместна на разных этапах обучения : при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, в нашей школе их вводят по договорённости с нами и учителя начальной школы, когда одно за другим идут чередой орфографические правила, грамматические понятия, которые вроде бы и не новы для учащихся (раздел «Повторение изученного в начальных классах»), но недостаточно усвоены ими и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую, лаконичную запись, которую даже пятиклассники, не умеющие писать быстро, перепишут за две-три минуты.

При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме. В дальнейшем уже в 6 классе вновь придётся вернуться к первоначальной записи и внести в неё добавления и так до 9 класса.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научились работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.

Источник

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Принципы работы с опорными конспектами

В. Ю. Марченко,
учитель русского языка и литературы,
Санкт-Петербург

Предлагаем вниманию учителей и школьников материалы для изучения и повторения разделов «Морфология» (части речи), «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Фонетика», «Морфемика и словообразование».

Используя опорные конспекты, учащиеся смогут самостоятельно или под руководством учителя повторить основные темы школьной программы, включенные в ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Опорные конспекты отличает компактность, продуманность представления каждой темы, наглядность, уместность примеров и пояснений. Конспекты представляют собой краткий курс морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, лексики, фонетики, морфемики и словообразования в таблицах и схемах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

Конспекты могут быть распечатаны для каждого ученика.

Универсальность
С опорными конспектами можно работать с 5 по 10 класс:
– при изучении нового материала;
– при повторении и систематизации изученного;
– при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
– на уроке и дома при выполнении домашнего задания;
– с целым классом и при индивидуальном обучении.

Эффективность и успешность:
– наглядно;
– удобно: всегда под рукой необходимый теоретический материал;
– кратко и емко представлен материал по каждой теме;
– показан алгоритм действий при применении правила;
– легче запоминается нужный теоретический материал.

Систематичность и последовательность

Виды работы с опорными конспектами:

1. Оформление в справочной тетради опорного конспекта по теме (обучение правильному оформлению, умению выделять главное).
2. Комментирование учителем отдельных фрагментов конспекта (пояснения к схематическим обозначениям).
3. Повторение учениками вслух частей конспекта, правил, схем (обучение правильной речи).
4. Использование конспекта в процессе выполнения практических заданий (многократное обращение к конспекту; запоминание без заучивания).
5. Внесение учеником пометок и собственных дополненй в опорный конспект.
6. Письмо по памяти всего опорного конспекта или его частей.
7. Обучение составлению собственных опорных конспектов, схем, алгоритмов при повторении и систематизации изученного материала.

Источник

Опорный конспект по русскому языку для 8 класса «Обособленные определения и приложения»

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Номер материала: ДВ-494220

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Смотреть картинку Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Картинка про Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс. Фото Что такое опорный конспект по русскому языку 8 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *