Что такое опорный конспект пример

Опорный конспект: правила написания, рекомендации

Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.

Основные сведения

Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.

Этапы написания

Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Разработка кода

Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Полезные хитрости

Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.

В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.

Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.

Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Требования

Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.

Где можно применять?

Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.

В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.

Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.

Преимущества

К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.

Источник

Образцы опорных конспектов

Контрольная работа № 2 (раздел «Детская психология»)

Темы:

Детская психология как отрасль психологической науки.

Методы детской психологи.

Особенности развития новорожденного.

Особенности развития детей в младенческий период.

Особенности развития детей в дошкольном детстве.

Особенности развития детей в раннем детстве.

Особенности детей шестилетнего возраста.

Возрастная периодизация.

Кризисные периоды в детском возрасте.

Методические рекомендации

В настоящий момент существует много определений опорного конспекта, рассмотрим несколько из них:

1. Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.

2. Опорный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный план темы (вопроса). Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.

3. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Основные принципы составления конспекта:

· небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти;

· конспективное изображение изучаемого материала;

· выбор оптимального варианта изучения темы занятия;

· логическая взаимосвязь, последовательность событий;

· указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.

· компактность расположения учебного материала,

· доступность для понимания,

· словесные формы отображения материала с использованием условных знаков и символов.

Требования к оформлению:

· работа может быть выполнена в тетради или на листах (А4);

· опорный конспект может иметь печатный или рукописный вид;

· объём опорного конспекта – не более 2-х страниц печатного текста, размер шрифта 12, одинарный интервал);

· обязательно указывается литература, которая была использована при составлении конспекта (см. список предложенной литературы).Могут быть использованы и другие источники;список литературы не входит в объём опорного конспекта;

· язык написания – по выбору студента (в зависимости от использованной литературы);

· вид составления конспекта (текстовый, схематичный, графический, комбинированный и др.) определяется самостоятельно (см. предложенные образцы опорных конспектов, а так же опорные конспекты по общей психологии);

· срок выполнения – до 25.12.2017 г.

· результаты выполнения контрольной работы можно узнать в диспетчерской (каб.202), моб. тел. 095-121-97-97 (Наталья Сергеевна) – до 16-00.

Список литературы для работы

Основная литература:

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

2. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М., 2003.

4. Возрастная и педагогическая психология. Тексти / Сост. М. Шуаре. –М., 1992.

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. – М., 1998.

6. Гуцало Є.А. Вікова психологія. – Кіровоград, 2004.

7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2003.

8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1999. – Кн. 2.

10. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реан. – М., 2003.

11. Рабочая книга психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.

Образцы опорных конспектов

Источник

Методические указания по написанию опорного конспекта

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

При составлении опорного конспекта используются

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример ТРИ ЦВЕТА : — теоретический материал

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример — самое главное

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример — примеры

Этапы составления опорного конспекта

— Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

— Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

— Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

— Преобразуйте записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря этому он лучше сохранится в памяти. Кроме того, ОК должен быть наглядным и понятным.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опорных конспектов

Разделы: Биология

В наше время очень часто в методической литературе звучит понятие «компетенция». Компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Ученик осваивает компетенции с образовательной точки зрения. Образовательная компетенция относится не ко всем видам деятельности, а только к тем, которые включены в состав образовательных областей и учебных предметов.

К основным ключевым компетенциям относят:

Коммуникативные качества личности относятся к общеучебным умениям и навыкам. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает формирование речевой деятельности во всех её видах, максимальное приближение её к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызвать необходимость общения и потребность в нём.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных её этапах.

Умения и навыки:

Овладение языком, грамотной речью – необходимое условия формирования социально активной личности, т.к. развитие коммуникативных навыков общения зависит от умения правильно говорить, а это даётся не каждому. Хорошо владея грамотной речью, учащийся лучше овладевает школьными предметами.

Для лиц, совершивших различные виды преступлений, характерны различные искажения в мотивационной сфере правонарушителя. У них можно выделить специфические личностные особенности в зависимости от вида совершенного ими преступления.

Как показывает практика, в колонию строго режима приходят впервые осужденные лица, с незаконченным средним образованием – 56%. Неграмотных и с начальным образованием – 10%, с высшим и незаконченным высшим – всего 2%. Свыше 50% приходящего в колонию данного контингента – это молодые люди в возрасте до 30 лет, около 30% – люди в возрасте 30-50 лет и 15% – свыше 50 лет.

Осужденные, имеющие большие сроки отбывания наказания, в полтора раза чаще воспитывались в неблагополучных условиях, чем в благополучных. В детском и подростковом возрасте около 20% осужденных росли без обоих родителей. Третья часть воспитывалась в неполной семье, при этом 8% – без матери, 75% – без отца. В каждом пятом случае неполнота семьи была связана с судимостью родителей. Наиболее криминогенный фактор – судимость матери.

Неблагополучные условия воспитания и отношения с родителями создавали предпосылки для формирования личности. Они, как правило, посредственно или плохо учились в школе, у них не складывались отношения с коллективом, где они учились или работали, они не считались с общепринятыми нормами поведения, были агрессивны с окружающими.

Категория осужденных с большим сроком отбывания наказания – это чаще всего импульсивные люди с высокой тревожностью и сильной эмоциональной возбудимостью, которые в первую очередь концентрируются на собственных переживаниях, а в поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует представление о ценности жизни другого человека, малейшее сопереживание. Такие осужденные неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с другими осужденными. От других преступников убийц отличает эмоциональная неустойчивость, высокая реактивность поведения, исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего. Они внутренне неорганизованны, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряжённостью, раздражительностью.

Большинство учащихся, находящихся в своей негативной среде не умеют общаться с людьми других социальных групп, не владеют нормами литературного языка, культурой общения, т.е. у них практически отсутствуют коммуникативная компетенция.

Это лишь некоторые психологические особенности осужденных с большим сроком отбывания наказания. Это наши учащиеся – вечерней (сменной) общеобразовательной школы №1.

Особенность наших учащихся – это то, что большинство из них пришли из асоциальной среды. Круг их общения очень ограничен. Весь жизненный опыт этих молодых парней, как правило, негативный. У них практически отсутствуют навыки культурного общения, а также культура взаимоотношения друг с другом. Также у большинства учащихся отсутствуют познавательная мотивация.

Кроме того, в нашей школе часов на выполнение программы вдвое меньше, у большинства учащихся очень низкий уровень обучаемости. Столкнувшись с данными проблемами, я пыталась использовать многие современные технологии обучения, но остановилась на технологии использования опорных конспектов на уроках биологии.

Опорные конспекты содержат максимально сконцентрированную необходимую информацию. Работа с ними выполняет систематизирующую и наглядную функцию. Можно применять несколько вариантов организации работы с опорными конспектами, схемами. Опорные конспекты облегчают свою работу по сосредоточению внимания учащихся на основных положениях темы, на главном.

Опорный конспект – это построение по специальным принципам наглядное средство обучения, в котором сконцентрировано, отображено основное содержание учебного материала, так как в нашей школе часов на изучение программы вдвое меньше, опорный конспект позволяет охватить больше содержания учебного материала за короткий промежуток времени.

При использовании опорных конспектов на уроках биологии применялись или использовались следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, видеометод.

Формы контроля: тесты, самопроверка, воспроизведение опорного конспекта.

Изучив теоретический материал и используя собственный опыт, я составила технологию работы с опорными конспектами, работы по развитию коммуникативных умений и навыков при обучении биологии.

А. Работа по опорному конспекту учителя.

1. Знакомство с содержанием опорного конспекта.

2. Учащиеся отвечают на поставленные в опорном конспекте вопросы (учитель при этом напоминает: а) о том, что в каждом вопросе имеется ключевое слово для ответа б) отвечать на вопрос нужно полным предложением).

3. Учащиеся сами задают вопросы по данной теме (на доске помещены некоторые речевые конструкции, такие как:

Например, учащиеся 9-го класса при изучении темы «Макроэволюция», используя речевые конструкции могут задать следующие вопросы:

а) каковы основные направления макроэволюции?
б) что представляет собой ароморфоз?
в) чем отличается ароморфоз от идиоадаптации?
г) какие доказательства макроэволюции существуют?
д) как изменяется строение организма при переходе к паразитизму?
е) можно ли фотосинтез назвать ароморфозом?

Так как ребята отвечают на вопросы и задают их на этапе изучения новой темы, часто используются не только опорный конспект, но и работа с учебником. В опорном конспекте указываются конкретные страницы, на которых имеется информация для ответа на вопросы, т.е. отрабатывается попутно умение отвечать на вопрос, используя учебник.

4. На данном этапе учащиеся выполняют предложенные в опорном конспекте задания по теме, типа:

а) установите соответствие:
б) выберите верный ответ:
в) какие утверждения верны:
г) найдите лишнее слово.

5. Учащиеся делают обобщение по изучаемой теме, используя в качестве пунктов плана, выделенные другим шрифтом заголовки в опорном конспекте.

После чёткого проведения четырёх этапов урока, на пятом учащиеся способны дать связанный, обобщённый рассказ по той или иной теме, например: при изучении темы: «Класс однодольные растения», учащиеся в конце урока дают связную чёткую характеристику класса однодольных, используя при этом примеры конкретных растений.

Вывод: используя работу с опорным конспектом, ребята учатся чётко отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы самостоятельно, выполнять необходимые задания, составлять связанный рассказ, а также делать выводы.

Пример опорного конспекта составленного учителем (логический)

Тема Класс: «Двудольные растения».

Признаки:

Семейство: Бобовые

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Семейство: Розоцветные.

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Семейство Паслёновые

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Вопросы:

Задание: Установи соответствие.

АПаслёновые1Соя
ББобовые2Шиповник
ВРозоцветные3Картофель
4Фасоль
5Слива
6Томат
7Горох
8Яблоня
9Люпин

Б. Составление опорного конспекта с помощью учителя.

В. Самостоятельное составление опорных конспектов, а также вопросов и заданий к нему учащимися.

Пример опорного конспекта составленного учащимися.

Тема: класс: Земноводные (амфибии)

Класс земноводных насчитывает ≈ 2500 видов.

Внешнее строение

Внутреннее строение

Что такое опорный конспект пример. Смотреть фото Что такое опорный конспект пример. Смотреть картинку Что такое опорный конспект пример. Картинка про Что такое опорный конспект пример. Фото Что такое опорный конспект пример

Древние земноводные – Стегоцефалы.

Значение земноводных

Вопросы:

Г. Защита опорного конспекта с использованием групповой, парной работы на уроке (хорошо отслеживается умение сравнивать различные виды опорных конспектов, делать выводы и обобщения).

В своей практике я в основном использую графический и логический опорные конспекты.

Графические с применением элементов методики В.Ф. Шаталова.

Логические, как правило, составляю сама или же составляют учащиеся.

В последнее время при использовании опорных конспектов я чаще всего придерживаюсь такой системы преподавания: объяснения провожу традиционно, затем совместно с учащимися выделяем главное, делаем записи на доске, отвечаем на вопросы.

После чего, учитывая индивидуальные особенности учащихся, даю различного рода задания. Учащиеся с высоким уровнем обучаемости самостоятельно составляют опорный конспект, с низким уровнем обучаемости работает по конспекту учитель, выполняя задания, в конце урока подводятся итоги: часть учащихся воспроизводит опорный конспект, другая часть делает обобщения и выводы; т.е. на каждом уроке отрабатываются коммуникативные умения и навыки.

Входящая диагностика (начало года)

Коммуникативные умения и навыки.
1Умение задавать вопрос.20%21%22%48%47%30%
2Умение отвечать на вопрос.40%42%38%80%78%48%
3Умение делать выводы.10%14%14%37%40%18%
4Составлять обобщающий рассказ.11%12%12%42%39%14%
5Умение сравнивать13%14%12%28%32%13%
6% успеваемости.79%81%76%93%92%89%

Диагностика результатов развития коммуникативных умений и навыков

Коммуникативные умения и навыки.
1Умение задавать вопрос.48%52%42%72%78%50%
2Умение отвечать на вопрос.80%78%39%95%92%46%
3Умение делать выводы.37%38%30%66%69%48%
4Составлять обобщающий рассказ.42%34%29%58%59%38%
5Умение сравнивать29%30%16%30%42%36%
6% успеваемости.93%91%82%98%96%86%

Выводы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *