Что такое опорный план конспект
Опорный конспект: правила написания, рекомендации
Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.
Основные сведения
Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.
Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.
Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.
Этапы написания
Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.
Разработка кода
Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:
Полезные хитрости
Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.
В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.
Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.
Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.
Требования
Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.
Где можно применять?
Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.
В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.
Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.
Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.
Преимущества
К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:
Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.
Методика составления опорного конспекта
Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намериваетесь рассказать. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом),формулировки основных законов, определения.
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было
воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими
блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных
номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную
идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным
расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация.При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и
условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ,РФ,и др)
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с
остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно
оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,
графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он
должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же
влияет на усвоение материала.
Примерный порядок составления опорного конспекта
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по
тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление
обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных
слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,
использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта.
План опорного конспекта.
3.Классификация в виде схем, рисунков
4.Краткое пояснение принципа действия каждого типа приборов
5.Вывод-значение и применение этих средств измерения в профессии.
ЧАСТЬ Б.(практическая)
1.Определить основные параметры электромагнитного реле постоянного тока
Практическая работа
Определение основных параметров
Электромагнитного реле постоянного тока
1 Цель работы
1.1 Научиться рассчитывать параметры электромагнитного реле.
1.2 Научиться рассчитывать параметры обмотки электромагнитного реле.
Задача №1. Рассчитать параметры электромагнитного реле.
Пояснения к работе.
2.1 Краткие теоретические сведения:
Реле – это устройство, которое автоматически осуществляет скачкообразное переключение выходного сигнала под воздействием управляющего сигнала, изменяющегося непрерывно в определенных пределах. Электромагнитные реле по роду используемого тока делятся на реле постоянного и переменного тока. Реле постоянного тока делятся на нейтральные и поляризованные. Рассмотрим основные параметры, характеризующие работу, нейтрального электромагнитного реле постоянного тока.
1) площадь воздушного зазора:
, (1)
2) величина магнитного потока:
(Вб), (2)
где F – намагничивающая сила.
3) магнитная индукция:
(Тл), (3)
4) магнитное напряжение, приходящееся на воздушный зазор:
(А), (4)
где магнитная проницаемость.
Пример расчета
Исходные данные:
Решение:
1) ;
2) ;
3) ;
4) (А).
Задание:
3.1Рассчитать параметры электромагнитного реле. Исходные данные для расчета взять в таблице 1, согласно варианту.
№ варианта | F (Н) | D (мм) | d (мм) |
1 | 50 | 20 | 0,2 |
2 | 90 | 12 | 0,9 |
3 | 40 | 17 | 0,1 |
4 | 100 | 29 | 1,2 |
5 | 130 | 30 | 1,5 |
6 | 60 | 18 | 0,25 |
7 | 70 | 25 | 0,3 |
8 | 80 | 27 | 1,1 |
9 | 50 | 19 | 1,3 |
10 | 110 | 24 | 0,4 |
11 | 120 | 22 | 0,3 |
12 | 100 | 28 | 0,9 |
13 | 90 | 14 | 0,8 |
14 | 80 | 26 | 1,0 |
3.2 Произвести расчет:
3.3 Результаты расчета свести в таблицу 2.
S δ (м 2 ) | Фδ (Вб) | Вδ(Тл) | I ·ωδ(А) |
Контрольные вопросы к практической работе
1. В чем различие нейтральных и поляризованных электромагнитных реле?
2. Как должны располагаться тяговая и механическая характеристики электромагнитного реле друг относительно друга?
3. Какие этапы работы электромагнитного реле существуют?
4. Какие бывают типы нейтральных электромагнитных реле?
5. Какие существуют виды настройки контактов поляризованного реле?
1. Келим Ю.М. Типовые элементы систем автоматического управления.
ЧАСТЬ В.(практическая)
1.Составить сложное соединение звеньев (с отрицательной и положительной обратной связью),4 схемы.
2.Написать передаточные функции составленных соединений.
3.Аппроксимировать сложный объект совокупностью двух последовательно соединенных типовых звеньев (запаздывающего и колебательного)-построить кривую разгона, структурную схему соединения и написать передаточную функцию объекта
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 931 ; Мы поможем в написании вашей работы!
КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
СМ. Формирование языковой личности школьника средствами опорных конспектов нового поколения
Раздел 1.2. Как составить опорный конспект
Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной «презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.
— исходный научный текст;
• полнота изложения материала;
• последовательность и логичность в отражении темы;
• лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
• расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);
• связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.
Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта. Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП (сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д. (дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения раздельного).
Составьте опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было
воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ, РФ и др.)
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с
остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.
Примерный порядок составления опорного конспекта
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта.
Этапы разработки опорного конспекта
Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:
2. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).
4. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.
5. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.
*использовать не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;
*иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;
*обеспечивать хороший контраст фигур и фона;
*избегать комбинации красного и желтого цветов;
*избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.
опорный конспект – образ – текст
Мнемонические приемы
Мнемотехника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Смысл мнемоники – в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро запомнить), со словами, хорошо известными. При этом задача такова: трудное слово (словарное) превратить в легкое и навсегда запомнить с помощью придуманных ассоциаций. Берется слово «палисадник». Словарное слово, в котором многие допускают ошибку при его написании. Нужно вспомнить какое-нибудь слово, в котором пишется «а» и одна «л» и которое хорошо знакомо. Например, можно использовать слово «палка». Затем построить ассоциативную связь между этими словами. Для этого можно представить, как малыш, расставив палки и таким образом огородив территорию, заявляет, что это его ПАЛисадник. Или, например, хорошо запомнилось слово «поликлиника» (поливитамины в поликлинике), и тогда можно построить ассоциативную связь: палисадник возле поликлиники (а – о). Нужно представить зримо и малыша, и палки, и если встретится в письменной речи слово «палисадник», то непременно вспомнится ассоциация и ошибка не будет допущена. Такова работа с одним словом. Задачу можно усложнить. Есть «ошибкоопасные» слова «колорит» и «калории». Можно составить и запомнить такую фразу: «Колоритная дама, похожая на колобок, подсчитывала калории в сале». Такая же работа проводится, запоминая фразы: «У Оли оладьи и омлет на оливковом масле в оловянной посуде», «Авантюрист получил аванс и подстроил аварию двух автомобилей, идущих в авангарде колонны». Облегчают процесс запоминания падежей русского языка следующие вспомогательные фразы: «Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали» – Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Создание звуковых ассоциаций
При использовании данного метода нужно выделять совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко:
Где Ель, там щавЕль
остЫнь – нет простЫнь
рОта прошла через ворОта
нет тУт правой тУфли, нет тУт левой тУфли, нет тУт тУфель вообще
Правописание слов, начинающихся с ПРИ–:
ПРИ ВЕРЕ – ПРИВЕРжЕнцы и ПРИВЕРЕдницы;
ПРИВИвка от ПРИВИраний и ПРИВИлегий.
Написание словарных слов:
1) в ДЕЛИ (город) ДЕЛИкатно ДЕФИлировал за ДЕФИцитом;
2) В БОРДо (город) БОРДюр БОРДовый;
3) А БОря – АБОриген
6) ОЛИН муж ОЛИгарх
7) сВЕРСТники – с одной ВЕРСТы, а роВЕСНики – с ВЕСНы;
8) СТИмул к учебе – СТИпендия;
9) КОМПОзитор перепутал КОМПОненты для КОМПОта;
10) от КОРИ в КОРИдоре страдает КОРИфей;
11) у ВИТи ВИТрина с ВИТражным стеклом.
Создание зрительной опоры (рисование картинки)
Слова можно запоминать с помощью рисунков.
Рисунок может быть очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать ассоциацию. Надо запомнить два словарных слова:
обоняние и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).
Можно использовать этимологию слов: обаяние –от баяти (говорить), обоняние – от воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.
А ОБА глаза видят, что человек обаятелен, байки бает замечательно.
Облако совершенно не похоже на яблоко.
А слово палатка легко запомнится, если нарисовать букву А так, как будто это и есть палатка А.
Слова ветреный и ветряной легче запомнить с помощью рисунка и фразы:
В ветреный день у ветряной мельницы стоял ветреный юноша, заболевший ветряной оспой (То, что юноша ветреный, показано с помощью ветра, который «гуляет» у него в голове, а на лице нарисованы точки, указывающие на ветряную оспу).
См. Ю.В. Савицкая. Мнемонические приёмы в преподавании орфографии в школе Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2012 г.
Мнемоническими приёмами являются : азбука Морзе, запоминание цветов радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан), порядок диезов и бемолей, число «пи», число «е». http://www.psciences.net/main/sciences/miscellaneous/articles/priyomy.html
Мнемонические приемы разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах. Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов. Читая о разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о них.
Мнемонические приемы, основанные на зрительных представлениях, известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э. Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх, праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис, который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в результате чего многие гости погибли или получили травмы.
Многих людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших, чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные предметы.
Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест, приобрел большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно легкий, а главное — эффективный.
Вопросы и задания для самопроверки
Расскажите о том, как составить опорный конспект.
Составьте инструкцию для учащихся 5-х классов «Как составить опорный конспект».
Перечислите основные требования к содержанию опорного конспекта.
Составьте памятку для школьников « Основные требования к форме записи опорного конспекта ».
Что такое мнемотехника? Приведите пример использования этого приёма на уроках русского языка.