Что такое опосредованное общение

Прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное) общение

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общение Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общение Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общение Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общение

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общение

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общение

Под прямым (непосредственное, контактное) общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Косвенное общение (опосредованное, дистантное) характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации. Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Источник

Общение. Виды общения

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общение Ольга Алимова
Общение. Виды общения

Цель работы: рассмотреть основы общения: его структуру, понятие, сущность, виды.

1. Общая характеристика общения, его функции, структура и средства

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности. В отечественной психологии общение понимается в неразрывном единстве с деятельностью. Общение – это такая реальность человеческих отношений, которая предполагает любые виды общения как специфические формы совместной деятельности людей.

Вместе с тем в отечественной психологии существует и другой подход к пониманию категории общения. Согласно этому подходу общение понимается как субъект-субъектное взаимодействие. В целом признается, что любая деятельность всегда прямо или опосредованно включает субъект-субъектные отношения, а процесс общения детерминируется предметом, например, предметом разговора (Б. Ф. Ломов).

В процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнеров. В общении партнеры самоопределяются и самопредъявляются.

При исследовании структуры общения выделяется три уровня анализа.

На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень близок к социологическим исследованиям и является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений.

Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту или иную задачу. На данном уровне исследуются особенности динамики психических процессов и состояний человека.

Исследования на этом уровне предполагают выявление в периоде общения несколько фаз. Начальная фаза состоит в формировании общих координат (опорных образов, точек отсчета, которые определяют развитие дальнейшего процесса, относительно которых строится поведение каждого их участников общения. На второй фазе формируется совместная и обычно нежесткая программа процесса общения, включающая распределение функций между его участниками. Данная фаза задает общую стратегию их поведения. Третья фаза состоит в согласовании или синхронизации временных характеристик психических процессов и состояний. Также на данной фазе формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Общение включает в себя взаимное управление, контроль и коррекцию. В результате общения либо создается некоторая общность участников, либо обнаруживается их несовместимость и наличие противоречий.

Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения. Б. Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:

содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;

форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;

• способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.

Г. М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения:

Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б. Ф.Ломовым выделены три функции: информационно – коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Первая функция состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.

Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение и убеждение.

Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности и интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.

Выделяются также такие функции, как познание людьми друг друга, организация совместной деятельности и управление ею, формирование и развитие межличностных отношений и пр. А. А. Брудным выделяется инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда, синдикативная (обеспечивает сплоченность групп, трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.

По цели общениявыделяются следующие функции:

• контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);

• информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);

• побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

• координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);

• понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);

• эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

• установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

• оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

Невербальное общение – это общение без использования речевых и языковых средств, единственным инструментом которого становится тело человека. Передача и прием невербальной информации могут осуществляться как осознанно, так и на бессознательном уровне. Невербальное общение также называют невербальным поведением.

Основными средствами невербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд, характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способы общения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре. Некоторые теории происхождения языка рассматривают невербальное общение как древнюю основу возникновения речи.

Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общенияи характеризуются следующим:

• реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);

• эволюционно – исторической древностью (существовала задолго до появления речи);

• относительной независимостью от смысла слов;

• непроизвольностью и подсознательностью;

• независимостью от языковых барьеров;

• особенностями психофизиологических механизмов восприятия;

• особенностями акустических средств кодирования.

Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека, о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе и т. д.

Невербальное поведение дает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, его энергичности, склонности к доминантности, самооценке.

2. Виды общения

Виды общения выделяются в соответствии с целями общения, предметом общения, условиями, в которых осуществляется общение, субъектами общения, средствами общения и другими критериями.

По характеру общения, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников процесса общения, Б. Д. Парыгин выделял такие виды, как деловое и игровое, социально-ролевое и личностно-ориентированное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное общение.

А. А. Леонтьев при классификации видов общения исходил из того, что общение всегда осуществляется в условиях социокультурной среды, определенной социальной общности. Общение всегда по своей сущности является социальным, даже когда целью общения выступает удовлетворение биологических потребностей.

А. А. Леонтьев выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное (групповое) и личностно-ориентированное. Эти виды общения различаются, прежде всего,по своим целям: выполнение функций в соответствии с социальной ролью, определенной предметной деятельностью, межличностным познанием и понимание людей.

В зависимости от содержания, целей и используемых средств выделяют следующие виды общения:

1. По содержанию акта общения: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.

2. По целям общения выделяют: биологическое, социальное, духовное.

3. По средствам общения выделяют: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, вербальное, невербальное.

Непосредственное общение – это вид общения, который осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.). Опосредованное общение – это вид общения, который осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения. Косвенное общение – это вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников. Вербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения. Невербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно невербальные средства общения.

4.По видам социальной направленности человека выделяют: социально-ролевое, личностно-ориентированное, деловое.

Личностно-ориентированное — вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т. е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Предметом личностно-ориентированного общения являются психологические проблемы общающихся людей, их интересы и потребности. В процессе этого общения внимание общающихся сосредоточено вокруг проблем,которые глубоко затрагивают личность человека: проблема смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к происходящим в жизни значимым событиям и т. д.

Деловое общение – это общение, которое включено как один из элементов в какую-то совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является содержание деятельности, которая выполняется совместными усилиями. Целью делового общения является сотрудничество. Оно предполагает не только использование уже готовых техник общения, организующих людей для выполнения совместной деятельности, но и является условием развития техники мышления и новых форм поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.

Некоторые социальные и экономические трансформации современного общества негативно отражаются на психическом и личностном развитии современных детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые игнорируют специфику дошкольного возраста и его особое значение для полноценного развития личности.В связи с изменениями социально-культурных условий жизни в последние десятилетия происходят: разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, повышение ценности интеллекта и пр. Телевизор, компьютер, подменяют для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая негативное влияние на становление психики и личности растущего человека.

Современная семья озабочена ранним развитием ребенка, формированием физического здоровья, получением престижного образования. Современные родители воспитывают ребенка «индивидуалиста», стремятся чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни сами». Однако родители не учитывают, что индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу, мешает ребенку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общениеФотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общениеКонсультация «Общение детей друг с другом» «Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общениеОбщение и дружба «Краснодар-Крым!» с помощью МAAM Хочу поделиться с вами радостью, вот сегодня ко мне в Крым прилетел привет и посылочка от самой чудесной,талантливой,творческой,доброй.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общениеОбщение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общение«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общениеДидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Что такое опосредованное общение. Смотреть фото Что такое опосредованное общение. Смотреть картинку Что такое опосредованное общение. Картинка про Что такое опосредованное общение. Фото Что такое опосредованное общениеТрадиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.

Источник

Опосредованное общение

Чаще всего люди общаются друг с другом напрямую. При этом они используют язык и речь или жесты и мимику, а в последнее время компьютерные технологии.

Однако люди для передачи мыслей, представлений, переживаний могут использовать письма, рисунки, книги или какие-то другие предметы. При этом не имеют значения расстояние или время.

Такое общение называют косвенным или опосредованным. Известно, что Петр Ильич Чайковский общался много лет с одной из поклонниц своего таланта, с которой был лично знаком, с помощью писем.

Мы читаем книги, иногда написанные несколько веков назад и представляем себе мир, который окружал автора, чувствуем его жизни, радуемся вместе с ним или сочувствуем ему, хотя ни слова между нами напрямую не было сказано.

Одной из важнейших форм опосредованного делового общения является переписка.

Люди с давних времен использовали как косвенное средство общения рисунки. С древности до нас дошли, например, пиктограммы, с помощью которых передавали информацию наши предки. Мы с удивлением рассматриваем рисунки, высеченные в пещерах или на скалах, и благодаря им понимаем, как жили люди, что их беспокоило. Художник передает свое состояние и отношение к чему-либо, рисуя образы, а другой человек, разглядывая, понимает его.

Известный датский художник Херлуф Видструп вообще считал, что «рисунком можно выразить мнение острее, чем словом». Ему удавалось с помощью 8-12 рисунков передать целую историю из жизни человека, на рассказ которой было бы потрачено много времени. К тому же речь рисунка не имеет национальности и поэтому всем понятна. Вообще специалисты отмечают, что искусство тесно связано с общением между людьми.

Люди могут общаться, находясь на расстоянии и используя какие-то предметы. Такие предметы является аллегорическим сообщению другим людям о себе. Известно, что в древние времена, например, информация передавалась от одного человека к другому на определенные расстояния с помощью узелков, палочек и других символических вещей.

Эти символы психологи чаще всего относят к невербального общения. Однако их язык отличается от языка человеческого тела, и, пожалуй, их можно рассматривать как самостоятельное средство общения.

Используются различные символы для общения и в деловых кругах. Подчиненные, например, хорошо знают, что значит, когда их начальник накладывает одинаковую по содержанию резолюцию «Рассмотреть» на деловых бумагах разными карандашами: то синим, то красным.

Если клиент придвигает проект к себе, то этим он бессознательно подает сигнал, что готов рассмотреть какой-то вопрос подробнее. Если он внезапно отодвигает проект на территорию менеджера и при этом ничего не говорит, то этим показывает свое несогласие.

В кабинете любого начальника есть стол. Чем выше статус хозяина кабинета, тем больше стол. Посетителю место предлагается напротив хозяина и немного сбоку (кстати, часто для клиентов ставят не очень удобное кресло).

Об отношении участников к переговорам, например, свидетельствует то, как они размещаются за столом:

• если они садятся рядом, но за разными гранями стола, то это свидетельствует, что у них есть различия, но незначительные. Угол стола служит частичным барьером;

• если они садятся напротив друг друга, то занимают конкурирующим-защитные позиции. Каждая сторона в таком случае придерживается своей позиции. Такую же позицию занимают люди с разным статусом (начальник и подчиненный);

• если участники занимают места за столом не только напротив друг друга, но и по диагонали, то это свидетельствует, что они договариваться и взаимодействовать не собираются.

Недаром есть даже форма общения, которая называется «беседа за круглым столом». Но и здесь, тем, кто сидит рядом с ведущим обсуждения, предоставляется больше уважения и власти, чем другим присутствующим. При этом тот, кто сидит справа, имеет больше власти, чем тот, кто сидит слева от ведущего обсуждения.

Поэтому менеджеру, который хочет действовать успешно, готовясь к первой встрече, следует до мелочей продумывать и свой внешний вид, и первые фразы и жесты и мимику, и размещение в пространстве.

На ход общения могут положительно или отрицательно повлиять и цветы на столе, и цвет и размер шрифта визитки, и юбочка секретарши и многое другое. Ко всему этому менеджеру не следует относиться как к мелочам.

Вам будет интересно:

Комментарии закрыты

Сайдбар

Поиск по сайту

Существует глупейшее высказывание: «В споре рождается истина». В споре рождается раздражение и даже ненависть, а из этой сомнительной материи ничего хорошего возникнуть не может.

Качество нашей жизни определяется тем, как мы относимся к реальностям, какое значение мы им приписываем, как мы к ним относимся, какое состояние души они нам создают».

Лучше быть живым и целым, чем правым.

Лучше быть богатым и счастливым, чем правым.

Лучше быть любимым и любящим, чем правым.

Потому, что, открою вам страшную тайну: на вашу правоту всем плевать.

Контакты

Карта сайта

Для авторов

Возможно многие из Вас обладают хорошими знаниями в сфере психологии общения.

Мы предлагаем Вам заработать на своих знаниях, получать дополнительный доход.

Что от Вас требуется:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *