Что такое опосредованное взаимодействие
ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ
Смотреть что такое «ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ» в других словарях:
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Принято выделять … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Общение межэтническое — интерсубъектное взаимодействие личностей как носителей самосознания и культуры опр. этнич. общностей, осуществляющееся в процессах коммуникации (обмена информацией), интеракции (обмена действиями) и социальной перцепции (восприятия и понимания… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение приватное — специфический вид неформального О., к рый отличается своим содержанием, мерой включенности в личные отношения, способами и средствами психол. воздействия, степенью доверия общающихся друг другу, задействованностью механизма саморефлексии.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение: виды — Существуют разные виды и разновидности О. и их классификации. Обычно рассматриваются такие виды О., как прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), активное и пассивное, кратковременное и устойчивое, заинтересованное и… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение как предмет междисциплинарного изучения — Феноменология, закономерности и механизмы познания человеком действительности, отношение к ней и поведение в интегрированном виде прослежены российскими психологами в осн. в общей психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс … Педагогическое речеведение
Общение : структура и модель процесса — Феномен О. сложное системное и многоуровневое явление, к рое имеет содержательный и динамический аспект. В содержательном плане выделяются когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие, в динамическом параметры времени (длительность… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов — Термин «крупномасштабный критический инцидент» (ККИ) обобщает психотравмирующий характер оказываемых на людей ситуациями бедствий и катастроф. ККИ является причиной нарушения нормативного коридора жизненного пути человека и его окружающих. Эти… … Психология общения. Энциклопедический словарь
дистантное общение — Опосредованное общение с помощью телефона, сети Интернет … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Профессиональное общение: виды — Эффективность решения профессиональных задач в ходе профессионального взаимодействия во многом обеспечивается релевантностью О. субъектов деятельности. Релевантным (англ. relevant существенный, уместный, относящийся к делу) называют О., в к ром… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное) общение
Под прямым (непосредственное, контактное) общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.
Косвенное общение (опосредованное, дистантное) характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации. Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).
Разновидности общения. Непосредственное и опосредованное общение. Общение вербальное и невербальное, их взаимодействие. Межличностное, представительское, массовое общение.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие разновидности общения.
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
В деловом общении именно обмен значимой для участников коммуникативного акта информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные.
Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понять невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.
Использование целого ряда невербальных средств общения довольно жестко ограничено национальными, культурными и религиозными традициями того или иного народа. Если мимика, дающая ясное и четкое представление об эмоциональном состоянии человека, интерпретируется одинаково вне зависимости от национальности и культуры, то конкретный смысл таких невербальных знаков, как поза, жесты, дистанции или нормы приближения, различен в разных культурах.
Невербальные средства общения помогают в создании образа партнера по общению, служат для уточнения, а иногда и изменения смысла вербального сообщения, для придания или усиления эмоциональной окраски сказанного.
Несмотря на важность неречевых способов передачи информации, смысл сообщения, его содержание передается все-таки вербальным, или речевым, способом.
Умение правильно говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в Древней Греции. В настоящее время ему посвящено большое количество публикаций, поэтому кратко остановлюсь на самых существенных моментах, позволяющих сделать речь более красивой и убедительной:
— необходимо интонационно усиливать, выделять важные слова и подчинять им неважные;
— смена темпа речи придаст ей выразительность;
— до и после важных мыслей необходимо сделать паузу.
Самым трудным обычно является начало выступления. Оно должно быть кратким, достаточно одного или двух предложений, а иногда можно и вовсе обойтись без него.
Концовка речи – это тот элемент выступления, который помниться больше всего. Поэтому закончить свое выступление можно как подходящей к случаю цитатой, так и кратким резюме высказанных положений.
При произнесении речи важно смотреть не на пол или поверх собеседника, а на него. Выступление должно быть ясным, конкретным; если излагаемый факт является достаточно абстрактным, используйте примеры. Для усиления главного в излагаемом материале, эти мысли можно повторить, но не употреблять каждый раз одни и те же фразы. Не стоит пытаться охватить сразу много вопросов. Старайтесь избежать словесных штампов, избитых слов и выражений.
Если вы рассчитываете на активное участие в беседе партнера по общению, то переведите ее из рамок монолога, при котором возможна большая потеря информации, в форму диалога. Самым способом сделать это является применения вопросов: информационных, вызывающих к жизни более полную информацию; зеркальных, позволяющих обратиться к первооснове какой-либо мысли, т.е. с вопросительной интонацией повторяется заинтересовавшая часть сообщения собеседника; эстафетных, опережающих высказывание партнера, но не перебивающих, а помогающих ему.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.
Представительское общение представляет собой взаимодействие индивидов, выступающих не как свободные, суверенные личности, а как представители тех или иных социальных групп или институтов. Это хорошо видно на примере переговоров делегаций разных стран или партий. Как личности участники переговоров могут испытывать друг к другу симпатии или, напротив, антипатии. Однако как делегаты они должны придерживаться той линии поведения, которая им предписана руководством страны или партии. Вследствие этого они будут улыбаться и проявлять знаки уважения ко всем представителям противоположной стороны, даже если те и не заслуживают этого, либо, напротив, станут держаться холодно и неприступно, не соглашаясь ни на какие уступки, несмотря на любезности со стороны своих визави. Все зависит от тех задач и установок, которые им даны изначально.
Очевидно, профессионально-педагогическое общение можно считать представительским общением. Ведь каждый учитель предстает перед своими учениками и их родителями не только как интересная творческая личность, как специалист в конкретной области педагогических знаний, но также и как представитель огромного педагогического корпуса страны, и как представитель педагогического коллектива своей школы.
Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.). Массовое общение характеризуется тем, что людей, которым адресована речь, много, иногда это миллионная аудитория. Это выступления на митингах, в СМИ, на собрании, конференции, съезде и в других ситуациях при большом стечении народа. Личное общение – это общение с единичным адресатом. Конечно, личное общение можно сделать более адресным, чем массовое. Если мы знаем собеседника, имеем возможность наблюдать за ним долгое время, анализировать его потребности, особенности характера, то мы можем общаться с ним, учитывая все качества его личности. Даже малознакомый человек ассоциируется у нас с определённым социально-психологическим типом, связанным с возрастом, полом, статусом, национальностью и другими признаками, поэтому мы чуть ли не с первого взгляда можем предположить, как лучше выбрать стиль общения с ним. Это весьма затруднено при массовом общении, ведь в нём участвует много людей, каждый из которых является носителем неповторимой комбинации личностных качеств. Это люди с разным жизненным опытом, предпочтениями, убеждениями, системами ценностей.
Поэтому массовое общение чаще бывает сложнее для говорящего: его цель – дойти до всех, но учесть особенности каждого, к сожалению, невозможно. Поэтому при массовом общении важно выбирать такие средства, которые понятны всем и каждому, и такие тактики, которые принимают все или по крайней мере большинство слушателей. Массовое общение требует развёрнутого доказательства собственного мнения, что сводит к минимуму риск двусмысленного понимания, большей эмоциональности. При массовом общении возрастает роль голоса и интонации. Разумеется, личное и массовое общение протекают в разных условиях. Поэтому, например, в массовом общении часто используется микрофон, с которым надо учиться работать правильно. При массовом общении сложнее наблюдать за реакцией слушателей, так как она может быть разной и невозможно понять реакцию каждого. Сложность массового общения ещё и в том, чтобы захватить и удержать внимание большого количества слушателей, поэтому приходится всё время применять приёмы привлечения внимания (например, демонстрацию предметов, вопросно-ответную форму изложения и др.), обращения к слушателям.
В большой аудитории часто действует эффект эмоционального заражения, когда эмоции слушателей вызываются эмоциями тех людей, которые находятся рядом (в одной «толпе»). Это особо значимо для митинговой речи.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 41 ; Нарушение авторских прав
Социология
Виды и формы социального взаимодействия
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Взаимодействие, то есть интерактивное действие, бывает различных видов и выражаться в разных формах.
1) межличностное (непосредственное) взаимодействие – имеет многообразные модификации, зависит от социального положения взаимодействующих субъектов, выполняемых ими социальных ролей, наличия власти.
2) опосредованное взаимодействие (через промежуточные звенья, или с использованием посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.
Можно классифицировать социальное взаимодействие и по другим критериям:
● по количеству участвующих субъектов: 1) двустороннее, 2) трехстороннее, 3) многостороннее взаимодействие;
● по уровню организованности: 1) организованное, 2) неорганизованное, 3) стихийное взаимодействие;
● по типу контактов: 1) солидарное, основанное на сотрудничестве, 2) антагонистическое взаимодействие;
● по характеру оценок: 1) эмоциональное, 2) волевое, 3) интеллектуальное взаимодействие.
Социальное взаимодействие может иметь различные формы:
● кратковременное взаимодействие или устойчивое, растянутое во времени;
● частное, «без зрителей» или публичное, «всенародное»;
● формальное (официальное) или неформальное (неофициальное);
● сознательное или неосознанное участие в процессе взаимодействия.
Такое многообразие разновидностей и форм социального взаимодействия определяется плюрализмом (множественностью) социальных связей между субъектами взаимодействия, существующим в современном обществе.
Социальной связи можно подразделить на два уровня:
1) непосредственные контакты между отдельными индивидами;
2) опосредованные связи, которые предполагают промежуточные звенья и механизмы, с применением разного рода символов, предметов, технических средств.
Иначе говоря, социальные связи проявляются как социальные контакты – кратковременные, неглубокие связи, или как социальные отношения – сложная система социального взаимодействия, когда действия одних является причиной поведения других.
Социальные отношения подразделяют по структуре и характеру связей на два вида:
1) отношение между индивидами, например, любовь, вражда, обмен товарами или услугами, совместная трудовая деятельность;
2) отношения между общностями (классами, этническими общностями, социальными институтами) по поводу общих или противоположных интересов, часто связанными с распределением результатов общественного деятельности.
Социальные отношения от простого взаимодействия отличаются тем, что они осознаются индивидами как относительно устойчивые, повторяющиеся, а, следовательно, определяющие характер и направления развития общества в целом или его структурных составляющих.
Опосредованное общение
Чаще всего люди общаются друг с другом напрямую. При этом они используют язык и речь или жесты и мимику, а в последнее время компьютерные технологии.
Однако люди для передачи мыслей, представлений, переживаний могут использовать письма, рисунки, книги или какие-то другие предметы. При этом не имеют значения расстояние или время.
Такое общение называют косвенным или опосредованным. Известно, что Петр Ильич Чайковский общался много лет с одной из поклонниц своего таланта, с которой был лично знаком, с помощью писем.
Мы читаем книги, иногда написанные несколько веков назад и представляем себе мир, который окружал автора, чувствуем его жизни, радуемся вместе с ним или сочувствуем ему, хотя ни слова между нами напрямую не было сказано.
Одной из важнейших форм опосредованного делового общения является переписка.
Люди с давних времен использовали как косвенное средство общения рисунки. С древности до нас дошли, например, пиктограммы, с помощью которых передавали информацию наши предки. Мы с удивлением рассматриваем рисунки, высеченные в пещерах или на скалах, и благодаря им понимаем, как жили люди, что их беспокоило. Художник передает свое состояние и отношение к чему-либо, рисуя образы, а другой человек, разглядывая, понимает его.
Известный датский художник Херлуф Видструп вообще считал, что «рисунком можно выразить мнение острее, чем словом». Ему удавалось с помощью 8-12 рисунков передать целую историю из жизни человека, на рассказ которой было бы потрачено много времени. К тому же речь рисунка не имеет национальности и поэтому всем понятна. Вообще специалисты отмечают, что искусство тесно связано с общением между людьми.
Люди могут общаться, находясь на расстоянии и используя какие-то предметы. Такие предметы является аллегорическим сообщению другим людям о себе. Известно, что в древние времена, например, информация передавалась от одного человека к другому на определенные расстояния с помощью узелков, палочек и других символических вещей.
Эти символы психологи чаще всего относят к невербального общения. Однако их язык отличается от языка человеческого тела, и, пожалуй, их можно рассматривать как самостоятельное средство общения.
Используются различные символы для общения и в деловых кругах. Подчиненные, например, хорошо знают, что значит, когда их начальник накладывает одинаковую по содержанию резолюцию «Рассмотреть» на деловых бумагах разными карандашами: то синим, то красным.
Если клиент придвигает проект к себе, то этим он бессознательно подает сигнал, что готов рассмотреть какой-то вопрос подробнее. Если он внезапно отодвигает проект на территорию менеджера и при этом ничего не говорит, то этим показывает свое несогласие.
В кабинете любого начальника есть стол. Чем выше статус хозяина кабинета, тем больше стол. Посетителю место предлагается напротив хозяина и немного сбоку (кстати, часто для клиентов ставят не очень удобное кресло).
Об отношении участников к переговорам, например, свидетельствует то, как они размещаются за столом:
• если они садятся рядом, но за разными гранями стола, то это свидетельствует, что у них есть различия, но незначительные. Угол стола служит частичным барьером;
• если они садятся напротив друг друга, то занимают конкурирующим-защитные позиции. Каждая сторона в таком случае придерживается своей позиции. Такую же позицию занимают люди с разным статусом (начальник и подчиненный);
• если участники занимают места за столом не только напротив друг друга, но и по диагонали, то это свидетельствует, что они договариваться и взаимодействовать не собираются.
Недаром есть даже форма общения, которая называется «беседа за круглым столом». Но и здесь, тем, кто сидит рядом с ведущим обсуждения, предоставляется больше уважения и власти, чем другим присутствующим. При этом тот, кто сидит справа, имеет больше власти, чем тот, кто сидит слева от ведущего обсуждения.
Поэтому менеджеру, который хочет действовать успешно, готовясь к первой встрече, следует до мелочей продумывать и свой внешний вид, и первые фразы и жесты и мимику, и размещение в пространстве.
На ход общения могут положительно или отрицательно повлиять и цветы на столе, и цвет и размер шрифта визитки, и юбочка секретарши и многое другое. Ко всему этому менеджеру не следует относиться как к мелочам.
Вам будет интересно:
Комментарии закрыты
Сайдбар
Поиск по сайту
Существует глупейшее высказывание: «В споре рождается истина». В споре рождается раздражение и даже ненависть, а из этой сомнительной материи ничего хорошего возникнуть не может.
Качество нашей жизни определяется тем, как мы относимся к реальностям, какое значение мы им приписываем, как мы к ним относимся, какое состояние души они нам создают».
Лучше быть живым и целым, чем правым.
Лучше быть богатым и счастливым, чем правым.
Лучше быть любимым и любящим, чем правым.
Потому, что, открою вам страшную тайну: на вашу правоту всем плевать.
Контакты
Карта сайта
Для авторов
Возможно многие из Вас обладают хорошими знаниями в сфере психологии общения.
Мы предлагаем Вам заработать на своих знаниях, получать дополнительный доход.
Что от Вас требуется: