Что такое опознавательные признаки орфограмм гласных букв
Что такое орфограмма
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Разновидности орфограмм русского языка
Типы орфограмм
(речь, стена, Оля) | (в_тайне, не_знаю) | (что—либо, ярко—синий) |
Виды орфограмм
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З‑С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ‑, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Дефис: сложные слова, приставки кое‑, в‑, по-, суффиксы -нибудъ, ‑либо, ‑то, частицы ‑то, ‑ка.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки.
Таким образом, орфоргамма — это правила русского языка, которые объясняют, где и какую букву поставить, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»
Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости
Понятие «опознавательные признаки орфограмм»
Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.
В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
— пары звонких и глухих согласных;
— сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
— сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
— согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
— окончание, стык приставки и корня и многое другое.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.
Классификации опознавательных признаков орфограмм.
Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.
— Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;
— Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;
— Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);
1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.
Гласные оказались в безударной позиции итак первый опознавательный признак орфограммы это
Итак, первый опознавательный признак орфограммы — это______________________________________________ второй признак также но без это 4 признак как и второй помогите пожалуйста?
Русский язык | 5 — 9 классы
Итак, первый опознавательный признак орфограммы — это______________________________________________ второй признак также но без это 4 признак как и второй помогите пожалуйста.
опознавательными признаками орфограмм являются : 1.
Расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием ;
«опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и
постоянное внимание к ним ;
Морфемы, их выделение, прогнозирование в них
орфограмм и проверка.
Постоянные признаки имени сущ это?
Постоянные признаки имени сущ это.
Второй опознавательный признак орфограммы?
Второй опознавательный признак орфограммы.
Прочитай предложение?
Неподалеку от часовой мастерской стоял на посту часовой.
Определи, какими частями речи являются подчёркнутые слова, укажи все известные тебе грамматические признаки этих слов.
Первое слово это __________________________________, его признаки : ______________________________________________________________ Второе слово это __________________________________, его признаки : ______________________________________________________________.
Постоянные признаки так называются потому что.
Изменение существительного по падежам и числам называется.
Помогите пожалуйста это и еще остальное будет ниже.
Помогите пожалуйста с заданием 27 : прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм — согласных букв?
Помогите пожалуйста с заданием 27 : прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм — согласных букв.
Запишите слова в два столбика : с лева — с опознавательным признаком «стечение согласных», с права — конец слова.
Назови орфограммы — проблемы и орфограммы — контакт, которые можно найти по следующим опознавательным признакам : наличию не ; наличию ни ; наличию предлогов?
Назови орфограммы — проблемы и орфограммы — контакт, которые можно найти по следующим опознавательным признакам : наличию не ; наличию ни ; наличию предлогов.
Что такое опознавательный признак стечение согласных?
Что такое опознавательный признак стечение согласных.
Укажи разряд числительных, их морфологические признаки?
Укажи разряд числительных, их морфологические признаки.
Одной, два, оба, второго, первый, один, второй.
Вопрос Итак, первый опознавательный признак орфограммы — это______________________________________________ второй признак также но без это 4 признак как и второй помогите пожалуйста?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Давным — давно жили кошка и собака. Они ненавидели друг друга. Однажды хозяин вызвал кошку и собаку. И сказал что найти один мешок золото. Кто найдет то останется дома, а кто не найдет то уходить из дома. И они занимались этим делам. Однажды ко..
Красивый человек — это человек, который следит за собой. Красивый человек всегда аккуратно одет. К нему всегда тянутся люди и он умеет их расположить к себе. Хочется отметить, что красоту человеку придает не только внешний вид, но и внутренний мир..
Собака — Мухтар Коза — Милка Кошка — мурка Петух — петя Корова — бурушка.
Собака — Жучка Коза — Маруся Кошка — Мурка Петух — Петя Корова — Маня.
Главное и зависимое, какой частью речи выражено.
Палеха шкатулке проилюстрировал.
Я мечтаю стать космонавтом. Космонавт — это человек, который летает в космос для научных целей. Он чинит спутники, если они сломались, проверяет есть ли жизнь на какой — либо планете, если есть такое предположение. Это очень важная и интересная пр..
Рязанцы из Рязани туляки из Тулы иркутяне из Иркутска воронежцы из Воронежа минчане из Минска смоляне из Смоленска архангелогородцы из Архангельска (наверное).
И. п. Пятсот девяностадва Р. П. пятиста девяностадвух Д. П. пятистам девяностадвум В. П. пятьсот девяностадва Т. П. пятьюста девяностадвумя П. П. о пятистах девяноста двух. Примерно так.
Опознавательные признаки орфограмм
Опознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям
Тип буквенных орфограмм
Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).
Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)
— Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые): а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове(в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
— Звонкие и глухие согласные: а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш; б) место в слове
— Непроизносимые согласные: а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
— Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
— Разделительный ъ: а) наличие звука [j] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
— Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок: а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
— Заглавная буква в именах собственных: а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
— Заглавная буква в начале предложения: а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
— Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
— ь на конце имен существительных после шипящих: а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
— Безударные окончания имен существительных: а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
— Правописание окончаний имен прилагательных — ого, — его: а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
— Правописание безударных личных окончаний глаголов: а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут – ют, ат – ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок.
Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала.
А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип — пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).
Статья на тему: «Опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.
— произношу, определяю ударный слог;
— записываю слово с пропуском;
— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.
Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.
Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].
Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].
При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.
Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.
Опознавательные признаки орфограмм
1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)
«Слышу безударный гласный в корне».
2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне
«Слышу безударный гласный в корне»
3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова
«Слышу стечение парных согласных в корне»
4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова
5. Непроизносимые согласные в корне слова
«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]
6. Разделительный Ь
«Слышу [й] после мягкого согласного»
7. Разделительный Ъ
правило графики и морфологический
«Слышу [й] после твердого согласного»
8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок
дифференцирующий и морфологический
«Слышу «маленькие слова» в предложении»
9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных
«Слышу имя собственное»
10. Заглавная буква в начале предложения
«Слышу первый звук в первом слове предложения»
11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)
«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными
12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова
13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных
«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»
14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)
«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»
15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах
«Слышу безударные окончания глаголов»
Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.
Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].
Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:
а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;
б) опознавательные признаки всех орфограмм;
в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
Первая ступень — учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу.
Вторая ступень — поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.
Третья ступень — составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам.
Четвертая ступень — выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — поэтапно.
Пятая ступень — повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму — в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.
Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].
Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.
Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.
Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.
Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. //Вестник. – 1996. — №1. – С.26
Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. – 383 с.