Что такое опознавательный признак орфограммы

Статья на тему: «Опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии»

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.

— произношу, определяю ударный слог;

— записываю слово с пропуском;

— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.

Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].

Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].

При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.

Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.

Опознавательные признаки орфограмм

1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

«Слышу безударный гласный в корне».

2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне

«Слышу безударный гласный в корне»

3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова

«Слышу стечение парных согласных в корне»

4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова

5. Непроизносимые согласные в корне слова

«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]

6. Разделительный Ь

«Слышу [й] после мягкого согласного»

7. Разделительный Ъ

правило графики и морфологический

«Слышу [й] после твердого согласного»

8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

дифференцирующий и морфологический

«Слышу «маленькие слова» в предложении»

9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных

«Слышу имя собственное»

10. Заглавная буква в начале предложения

«Слышу первый звук в первом слове предложения»

11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)

«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными

12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова

13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных

«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»

14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)

«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»

15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах

«Слышу безударные окончания глаголов»

Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.

Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].

Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:

а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;

б) опознавательные признаки всех орфограмм;

в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].

Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.

Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.

Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. 383 с.

Источник

Что такое орфограмма

Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.

Что такое опознавательный признак орфограммы. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gram­ma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».

Разновидности орфограмм русского языка

Типы орфограмм

Орфограмма-буква Орфограмма-пробелОрфограмма-дефис
(речь, стена, Оля)(в_тайне, не_знаю)(что—либо, ярко—синий)

Что такое опознавательный признак орфограммы. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы

Виды орфограмм

Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Правописание приставокПравописание корнейПравописание суффиксовПравописание окончаний
Неизменяемые приставки.Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок).Суффиксы разных частей речи.Е и И в окончаниях.
Приставки на З‑С.Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные).О и Е после шипящих и Ц.О и Е после шипящих и Ц.
Приставки ПРЕ‑, ПРИ-.Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.Гласные в окончаниях прилагательных и причастий.

Опознавательные признаки орфограмм

Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.

Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.

ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.

ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.

Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.

Дефис: сложные слова, приставки кое‑, в‑, по-, суффиксы -нибудъ, ‑либо, ‑то, частицы ‑то, ‑ка.

Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.

Чёрточка (при переносе): конец строки.

Таким образом, орфоргамма — это правила русского языка, которые объясняют, где и какую букву поставить, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Источник

«Орфограмма»

Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

Типы орфограмм:

Что такое опознавательный признак орфограммы. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы

Виды орфограмм:

Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Правописание приставокПравописание корнейПравописание суффиксовПравописание окончаний
Неизменяемые приставки.Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок).Суффиксы разных частей речи.Е и И в окончаниях.
Приставки на З-С.Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные).О и Е после шипящих и Ц.О и Е после шипящих и Ц.
Приставки ПРЕ-, ПРИ-.Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.Гласные в окончаниях прилагательных и причастий.

Опознавательные признаки орфограмм

Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.

Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.

ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.

ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.

Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.

Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.

Чёрточка (при переносе): конец строки

Источник

18. Орфограммы и их признаки

Орфография — это исторически сложившая­ся система единообразных написаний, кото­рую принимает и которой пользуется общество.

1. Это система или совокупность правил, обеспечивающих единообразие в тех случаях, где возможны варианты.

2. Раздел науки о языке, определяющий еди­нообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных (де­фисов, пробелов, запятых) графических средств.

Офография опирается на те или иные прин­ципы, среди которых выделяется основной принцип, определяющий характер данной ор­фографии.

Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип напи­сания. Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флек­сии), повторяющиеся в разных словах и фор­мах, пишутся всегда одинаково независимо от того, как они произносятся. Тот или иной ко­рень, повторяясь в родственных словах в разной фонетической огласовке, те или иные приставки, суффиксы и флексии, полу­чая в разных словах разное звучание, на пись­ме всегда имеют одно и то же обозначение. Например, воды, вода, водяной (корень «вод» пишется одинаково во всех словах, но произ­носятся по-разному).

В русском языке есть случаи отступления от единообразия в написании значимых частей слова, в данном случае действует фонетиче­ский принцип.

Более мелкими единицами, чем орфограм­мы, считаются опознавательные признаки ор­фограмм. А крупные орфографические едини­цы — орфографические правила.

Орфограмма — это такое написание в сло­ве и между словами, которое может быть изо­бражено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: — безударность, после ши­пящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: — на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)— мягкие со­гласные.

Неразделительный ь— шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные — звук [й] после со­гласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы — начало предложения, текста, наличие собственных имен и соб­ственных наименований.

Черточка (при переносе) — конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограм­му, следует определить, что необходимо на­писать в том или ином случае.

Источник

ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ.

Написания не по произношению называются орфограммами, т.е. правильными написаниями (в словах трава́, нож выделенные буквы являются орфограммами). Вместо орфограммы в слове может быть написана другая буква — неправильное написание, т. е. ошибка: ложка — выделенная буква — орфограмма (правильное написание); «лошка» — выделенная буква — орфографическая ошибка (т. е. неправильное написание). У пишущего ученика в уме постоянно происходит конкуренция, выбор между орфограммой и ошибкой. Причин для появления ошибок (вместо орфограмм) много (см. о них ниже).

У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:

— у небуквенных орфограмм: наличие неи ни, предлогов и союзов, приставок в-, кое-, по-, суффиксов -либо, -нибудь, -таки, -ых (-их), -ому, -ему, сложных слов, конец строки.

Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.

45. Методика работы над орфографическим правилом.

Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.

С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.

Содержание и последовательность орфографического разбора.

Схема орфографического разбора определяется:

— его содержание (какие существенные признаки нужно отметить пишущему, чтобы применить соответствующее орфографическое правило);

Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.

Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.

— поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;

— обратить внимание на окончание;

— определить род имени существительного.

Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).

Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:

Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:

а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;

Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.

Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.

Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.

Что такое опознавательный признак орфограммы. Смотреть фото Что такое опознавательный признак орфограммы. Смотреть картинку Что такое опознавательный признак орфограммы. Картинка про Что такое опознавательный признак орфограммы. Фото Что такое опознавательный признак орфограммы

Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.

Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».

При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).

При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.

Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.

Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.

Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.

То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения ( см. приложение № ) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.

Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.

И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *