Что такое оправдываться перед человеком
В чём разница между оправданием и объяснением ситуации
Ситуации, когда необходимо попросить прощения, случаются с каждым. И после слов извинения следует то, что показывает настоящее отношение человека к этой проблеме: он либо объясняет проблему в деталях, либо пытается оправдаться.
Как же различить, что есть что? Как самой не стать жертвой и научиться объяснять свое поведение, а не оправдываться за промахи? Мы задали этот вопрос психологам 🙌
Для начала давай разберем оба слова по по составу.
Оправдание — от слова «правда». А правда, знаешь ли, у каждого своя. Каждый человек воспринимает любое событие, пропуская его через призму своего личного опыта. А опыт у каждого свой. Нет на свете двух людей, родившихся в один миг у одних родителей, видящих один предмет из одной точки. Даже близнецы видят мир по-разному.
Поэтому нет никакого смысла доказывать другому свою правоту, а тем более оправдываться. Мало того, что правды не существует, так ты еще и попадаешь в позицию жертвы. Это слабая позиция. Ты как бы говоришь нападающему: «Я хорошая, но слабая, пожалей меня». Так ведет себя ребенок.
В каких ситуациях тебе приходится так оправдываться и за что? Перед родителями, учителями, друзьями? Виновата ты или нет, лучше не оправдываться, а объяснить, почему эта ситуация стала возможной, привести аргументы — объективные факты, а не фантазии.
Объяснить — от слова «ясность». Если ты считаешь, что нападают на тебя незаслуженно, аргументируй свою позицию, внеси ясность, а не оправдывайся: «Да, я опоздала, у меня на это были объективные причины — автобус сломался». Если же ты действительно опоздала на урок по своей вине, то не надо ни оправдываться, ни объясняться, а лучше признай это: «Да я опоздала, я проспала».
Вот это уже взрослая позиция, которая показывает, что ты готова взять на себя ответственность. И кроме того, повинную голову не рубят 🙂
Объяснение — самый здоровый и экологичный вариант в общении. Объяснить — значит, высказать свое мнение, аргументировать его, но и быть готовой услышать мнение другого, оставаясь при этом спокойной. Оправдание отличается тем, что оно очень сильно эмоционально заряжено, ведь доказать свою правоту хочется любым способом. Но чем больше ты оправдываешься, тем больше сомнений возникает. В результате это приводит к обиде и разочарованию.
Если ты ловишь себя на том, что хочется оправдаться, скорее всего, тобой манипулируют, используя твое чувство вины.
Если ты действительно считаешь, что виновата, ты всегда можешь извиниться и дальше объяснить, в чем дело: это и будет взрослая позиция, когда ты можешь взять на себя ответственность.
Даже если тебя пытаются обвинить в чем-то, и человек настроен решительно, не пугайся, и не пытайся сразу оправдаться. Ты всегда можешь спокойно сказать: «Я понимаю, вам кажется, что я виновата, но я хотела бы объяснить свою позицию». Обычно это сразу снижает градус агрессии.
Помни: оправдание — это позиция ребенка, объяснение — это позиция взрослого.
Оправдываться приходится, если в разговоре ты чувствуешь себя виноватым, приниженным, неуверенным, изначально находишься в позиции «жертвы» и «слабой стороны». Тебе стыдно, тебе кажется, что тебе не верят, а значит, нужно привести более весомый аргумент, оправдывающий твое поведение или поступок. Чаще всего мы оправдываемся из страха вызвать недовольство человека или пытаемся таким образом избежать наказания за свой проступок.
Объяснение — это желание расставить все на свои места, привести факты, а не аргументы, объясняющие твой поступок. По внутренним ощущениям оно противоположно оправданию: здесь ты чувствуешь свою правоту, свою значимость, в разговоре ощущаешь себя на равных. Тебе не стыдно за свой поступок и ты боишься из-за него испортить отношения. Ты уверен в том, что сделал все правильно. А значит, наказания за провинность быть не может.
Отговорки и оправдания: что они говорят о человеке?
Известной истиной является то, что по-настоящему целеустремленному человеку отговорки ни к чему – он просто действует. Оправдания же рассматриваются как признаки слабости и неспособности достичь цели. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.
Несмотря на то, что люди не всегда это замечают, оправдания являются неотъемлемой частью нашей жизни. Вспомните, как часто Вы встречали людей, готовых открыто признать собственную ошибку, прямо объявить о своем провале? А как часто Вы пытались обосновать причину собственной неудачи или слышали подобные оправдания из уст других? Не правда ли, отговорки используются человеком повсеместно?
Дело в том, что оправдывая собственные неудачи, человек разряжает негативное напряжение, возникшее вследствие совершения ошибки. Оправдывая себя, люди испытывают облегчение, перестают зацикливаться на ситуации неудачи, получают возможность развиваться дальше. С другой же стороны, формулировка оправдания еще до окончания какого-то действия может негативно повлиять на качество результата. Так что вопрос пользы или вреда использования оправданий и отговорок весьма спорен и требует дальнейшего рассмотрения.
Механизм психологической защиты и другие причины оправданий
Какими же могут быть глубинные причины использования оправданий? Зачем человеку выдумывать отговорки, если можно открыто признать совершение ошибки? Можно выделить основные причины использования оправданий человеком:
Низкая самооценка и позиция жертвы.
Именно неуверенные в себе люди, не готовые к риску, чаще склонны оправдываться: они привыкли обвинять самих себя, и у них появляется потребность в самооправдании. Уверенные же в себе люди отвечают самореализацией и развитием на обвинения, но уж никак не оправданием: «жена Цезаря – вне подозрений», как говориться.
Также оправдания могут вызываться страхами: страхом изоляции, одиночества, страхом неудачи и потери имиджа. Оправдания в данной ситуации играют роль «розовых пилюль» – они немного снижают тревожность и помогают человеку «сохранить лицо» в собственных глазах.
Оправдания характерны и для человека, находящегося в позиции жертвы. Оправдания тут направлены на получение поддержки и помощи извне, они помогают найти людей, готовых взять ответственность за решение проблем человека в позиции жертвы.
Ответ на обвинения.
Оправдания всегда возникают в ответ на обвинения – реальные или воображаемые, рожденные в результате внутреннего диалога личности. Чаще все же оправдания высказываются без видимого запроса – то есть никто не требует от человека объяснения его неудачного поведения, а оправдания все равно предоставляются. Например, опоздавший на дружескую встречу человек стразу стремится прояснить причину своего опоздания: мол, пробки, ребенок заболел и т.д. (хотя в реальности никто этого человека о причине опоздания не спрашивал). Даже если бы и прозвучал вопрос касательно причины опоздания («Все ли нормально? У тебя что-то случилось?»), то хватило бы однозначного простого ответа, а не развернутого описания «невероятной череды событий», приведших к опозданию.
Самозащита.
Оправдание всегда исполняет функцию психологической защиты: оно оберегает целостность образа «Я» человека, улаживает когнитивные диссонансы, помогает человеку чувствовать себя более уравновешенным и непротиворечивым. Также в контексте этого вопроса следует развести понятия «оправдания» и «объяснения»: оправдание всегда выполняет функцию самозащиты, а объяснение выполняет функцию информирования партнера по общению. Оправдание направлено на себя, объяснение – на другого; оправдание обеспечивает личный комфорт человека, а объяснение – комфорт ближнего своего, в том числе.
Оправдание как кокетство и просьба похвалы.
Оправдание может быть и формой кокетства, призыва к похвале в свой адрес, желания быть замеченным. Например, хозяйка, приготовив шикарный праздничный ужин, может пококетничать в форме «псевдооправдания»: «Конечно, суп немного недосолен, ведь приходилось одновременно готовить еще несколько блюд. Должно быть, стоило больше пропечь это блюдо, но задержали на работе…». При помощи подобных фраз человек «нарывается» на комплименты и восхищение со стороны окружающих, пытается повысить собственную самооценку за счет похвалы (а то и подпитать свое самолюбие).
Отговорка – это полезная или вредная привычка?
Согласно одной точке зрения, отговорки лишь вредят качественному выполнению любых заданий, а наличие «заготовок» оправданий ухудшает качество работы при выполнении даже довольно простых действий. Так, имея оправдательные причины, человек меньше старается при исполнении заданий, особенно если собственных мотивов по выполнению этой работы нет.
В одном эксперименте две группы студентов попросили выполнить ряд заданий в помещении, где из динамиков звучали громкие неприятные звуки. Первой группе сказали, что никто и не надеется на идеальное исполнение ими заданий – ведь музыка будет мешать работе. Второй же группе ничего не сказали. Как и ожидалось, группа, где было готовое оправдание, хуже справилась с заданием, чем вторая группа, которой нечем было бы оправдывать плохие результаты.
Если же верить противоположной точке зрения, отговорки приносят пользу, так как могут улучшить самочувствие людей в ситуациях столкновения с неприятными заданиями, результат выполнения которых оказался плохим.
Согласно исследованиям, люди, часто выдумывающие оправдания, оказались более устойчивыми психически и здоровыми в физическом плане. Они не «смаковали» свои неудачи и быстрее смирялись с совершенными ошибками. Если же человек постоянно берет ответственность за все неудачи, это может негативно повлиять на состояние психологического благополучия. Например, люди, страдающие депрессией, считают себя ответственными за все плохие события их жизни и вредят самим себе постоянными самообвинениями. В то время как использование оправданий и отговорок является защитным механизмом, способствующим сохранению высокой самооценки и препятствующих развитию депрессии.
Какие отговорки могут быть: виды оправданий
Три вида оправданий были выделены психологами Т. Тэтчер и Д. Бэйлисом:
Таким образом, оправдание может играть как позитивную, так и негативную роль. Если отговорки деструктивно влияют на Вашу жизнь, то следует осознать глубинную причину постоянных оправданий и освободиться от этой пагубной привычки. Следует помнить, что людям свойственно совершать ошибки. Следующее за этим признанием своих недостатков и неудач – это признак силы и чуткости личности, а не ее слабости. Следует быть терпимее как к собственным неудачам, так и к ошибкам других людей – это станет первым шагом к лучшему пониманию себя и гармонии с окружающими людьми.
Что такое оправдываться перед человеком
«Кто оправдывается, тот сам себя обвиняет», — говорил средневековый богослов Иероним. «Простите, кажется, мясо жесткое, я отвлеклась и передержала его в духовке», — обвиняет себя Марина в том, что она плохая хозяйка. Гости, которые доедают добавку, убеждают Марину, что все хорошо.
«Извините, эту статью я писала до пяти утра, поэтому могла напутать с данными и пропустить ошибки», — продолжает жалкие попытки оправдаться Марина. Она обвиняет себя в неумении правильно распределить время и в некомпетентности. Начальник добавляет штрих «некомпетентный сотрудник» к образу Марины и три раза подумает, прежде чем поручить ей важную задачу.
«Мама, прости, я не могу к тебе сегодня заехать, я хотела, но на работе завал», — продолжает Марина, обвиняя себя в невнимательности к родному человеку. В ответ она получает ушат обвинений в том, что «работа для тебя важнее родной матери, я тебе всю жизнь отдала, а ты…» К сожалению, не всегда забота близких воплощается в поддержке.
Оправдания свойственны людям с низкой самооценкой. Например, Марина так неуверенна в себе, что считает себя плохой хозяйкой, ужасным работником и нерадивой дочерью. Оправданиями она как бы забегает вперед, «да, я такая плохая, я вас предупредила». В ее голове в это время звучит голос матери из детства: «Ты понимаешь, как ужасно ты поступила» и взрослая Марина кричит «Да, да, да. Поэтому сейчас я заранее всех хочу предупредить».
В ответ на оправдания за пересушенное мясо гости воздерживаются от критики и убеждают Марину «все прекрасно, ты отличная хозяйка, мясо просто тает во рту». Это тоже тайная цель Марины — услышать от других, что она хорошо готовит. Она больше доверяет оценке окружающих, чем собственному мнению о своих способностях. Боится оценивать себя и ждет, чтобы кто-то другой ее оценил.
«Я хотела написать статью раньше, но пришлось принимать роды у кошки, соседи сверху залили квартиру, внезапно отключили свет» — Марина отчаянно придумывает обстоятельства и выставляет себя беспомощной жертвой. Жертва обстоятельств не может быть виновата. Она хорошая девочка, вот только события и люди вокруг вынуждают ее опаздывать, срывать дедлайны и делать ошибки. Марина думает, что главное — найти правильные отговорки и показать, что ошибка случилась не по ее вине. Ей не хватает смелости признать и исправить ошибку.
О чём на самом деле говорят ваши оправдания
Экология жизни. Психология: Вы постоянно оправдываетесь? Вы будете удивлены, узнав, что оправдания обладают скрытым.
Вы постоянно оправдываетесь? Вы будете удивлены, узнав, что оправдания обладают скрытым смыслом и могут многое рассказать о вас
У всех нас есть друг или знакомый, который всегда опаздывает, жалуется на то, что не может похудеть, поскольку это слишком сложно, или же говорит, что он настолько занят, что у него нет времени на посиделки с товарищами.
Но разве судьба – не в наших руках? Что мы на самом деле имеем в виду, когда постоянно оправдываемся? Мы просто обманываем себя, чтобы рационализировать оправдания, или же мы в действительности верим в то, что говорим другим людям?
Когда мы оправдываемся, мы буквально пытаемся уйти от ответственности за сложившуюся ситуацию. Но разве не было бы лучше взглянуть в лицо реальности и попытаться разобраться в происходящем как взрослый человек? Почему мы так легко позволяем себе оправдываться? Если бы мы перестали искать оправдания, наша жизнь определённо стала бы лучше и полноценнее. Но почему соблазн оправдывать себя настолько велик?
Когда у нас что-либо не получилось, мы придумываем хорошее оправдание, после чего сразу же чувствуем нейтрализующее облегчение. Это ощущение подкрепляет наши слова, и поскольку мы чувствуем себя хорошо, то существует большая вероятность того, что такое поведение повторится в будущем.
Чтобы освободиться от влияния этого подкрепления, необходимо понять, что на самом деле мы имеем в виду, когда прибегаем к тем или иным оправданиям, и попытаться изменить это поведение.
Три вида оправданий
Статья, написанная Тарой Тэтчер и Дональдом Бэйлисом, психологами из Манитобского университета в 2011 году, способна пролить свет на то, почему мы оправдываемся в первую очередь.
На оправдания нас, похоже, толкают неудачи. Когда мы оправдываемся, это позволяет нам дистанцироваться от неудачи и защитить свой имидж. По мнению Тэтчер и Бэйлиса, существует три вида оправданий:
1. Предписание – Личность (PI): человек не беспокоился о выполнении задачи в первую очередь.
Пример: «Это не входило в мои обязанности».
2. Личность – Событие (IE): человек не мог контролировать исход события.
Пример: «У меня не было выбора, как поступить».
3. Предписание – Событие (PE): во всём виновато произошедшее, но не сам человек.
Пример: «Никто не сказал мне, что я должен делать».
Далее представлены примеры того, что мы действительно имеем в виду, когда используем те или иные оправдания:
1) «Извините, я опаздываю»
Очевидно, вас не особо беспокоит то, что вы постоянно опаздываете, в противном случае вы бы начали прилагать все усилия, чтобы приходить вовремя. Если опоздания для вас являются постоянной проблемой, то существует несколько причин, почему вы используете это оправдание.
Всё это признаки того, что вы ведёте себя как маленький ребёнок, веря в то, что люди должны относиться к вам снисходительно. Но в реальности вы должны повзрослеть и вести себя соответствующим образом.
2) «Я слишком занят»
Мы все живём напряжённой жизнью, но если у вас дел намного больше, чем у других, тогда, возможно, вам стоит пересмотреть то, на что вы тратите своё время, и овладеть тайм-менеджментом.
Если вы всегда слишком заняты, то этим вы говорите другим людям, что у вас более высокий социальный статус. В то время как другие находят свободное время для себя, вы говорите, что у вас так много обязанностей, что вы не можете себе позволить немного отдохнуть.
Вы должны осознать, что в XXI веке постоянно занятые люди не производят особого впечатления на других. Сегодня ценится баланс между работой и жизнью, а вы явно не способны его установить.
3) «Я не достаточно хорош»
Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал это чувство, однако некоторые люди используют это как предлог, чтобы не делать те или иные вещи. Если ваш внутренний голос постоянно твердит вам о том, что вы не достаточно хороши, осознайте, что ваш внутренний голос принадлежит вам, и вы можете его изменить.
Даже если поначалу вы не верите в то, что вы достаточно хороши, со временем эти слова проникнут в ваше подсознание и окажут на вас положительное влияние.
4) «Дело не в тебе, а во мне»
Дело явно не в вас, если вы говорите это человеку, отношения с которым хотите порвать. Именно его поведение вынудило вас сделать данный шаг. Если вы хотите таким образом переложить вину на себя, это говорит о том, что вы пытаетесь заставить другого человека менее болезненно воспринять разрыв.
Дело в том, что вы не делаете ему никаких одолжений в долгосрочной перспективе, скрывая факторы, которые вынудили вас принять такое решение. Лучше прямо поговорить с человеком о проблемах, чтобы вы оба смогли поработать над плохим поведением и двигаться дальше в более конструктивном русле.
5) «Я не готов»
Многие перфекционисты используют эту фразу как оправдание тому, что они откладывают достижение конечной цели. Это также может признаком того, что мы из-за страха избегаем того или иного дела. Когда вы сопротивляетесь переменам, вы позволяете страху завладеть контролем над вашей жизнью.
Перемены могут быть пугающими, однако они неизбежны, и мы должны научиться приспосабливаться к ним.
6) «Я сделаю это позже…»
А сейчас что мешает? Страх? Вы всегда ждёте идеального момента, чтобы начать или закончить что-либо?
Вы никогда не будете достаточно богаты или абсолютно готовы к чему-либо. Иногда нужно просто стиснуть зубы и продолжать путь.
Как перестать постоянно оправдываться
Осознайте, что служит истинной причиной ваших оправданий. Страх перед неизвестностью? Или то, что вы ставите перед собой невозможные цели? Или то, что вы хотите предоставить кому-то презумпцию невиновности?
Поймите, что каждый из нас время от времени придумывает оправдания. Людям свойственно совершать ошибки. Признавая собственные неудачи и недостатки, мы можем проявлять больше чуткости и понимания в ситуациях, когда другие пытаются оправдать себя.
Помогите им сохранить своё лицо, осознав, что некоторые люди оправдываются, когда они чувствуют угрозу. Дайте им знать, что вы всё понимаете, поэтому им не нужно прибегать к оправданиям в будущем. опубликовано econet.ru
Автор: Janey Davies
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Почему мы оправдываемся
Мало кому в детстве не приходилось оправдываться перед родителями или воспитателями за какой-то проступок. Для ребенка желание избежать наказания за шалости вполне закономерно и понятно, но у многих людей привычка оправдываться сохраняется на всю жизнь. Такого человека, в свойственной ему гипертрофированной манере, прекрасно описал Николай Васильевич Гоголь в рассказе «Смерть чиновника». Случайно чихнув на сидевшего впереди него генерала, герой рассказа Червяков пытается оправдаться в своем проступке. К чему это в конце концов привело, знает всякий, читавший этот рассказ – чиновник умирает.
Так что же лежит в основе желания оправдаться? Причин может быть несколько. Первая, самая очевидная – желание человека выгородить себя, уйти от ответственности. Доказать, что он в происшедшем совершенно не виноват. Это тот случай, когда человек не признает саму свою причастность к происшедшему событию. Он готов переложить ответственность на кого угодно, лишь бы самому не отвечать за проступок.
Сложнее ситуация, когда человек действительно совершил какой-то проступок, признает это и пытается объяснить, почему он так поступил. Достаточно распространено мнение, что если человек оправдывается, значит, он виноват. Истоки такого мнения кроются в человеческой психологии – даже если человек абсолютно не виновен и ему удалось доказывать свою невиновность, некий неприятный осадок все равно остается. То самое знаменитое «Дыма без огня не бывает». На этом принципе построена известная технология очернения человека в средствах массовой информации: о нем пишут заведомую ложь, и даже если ему удастся оправдаться, его репутация будет сильно подорвана. Оправдывающийся человек невольно теряет уважение в глазах окружающих, поэтому оправдываться стоит как можно реже. Но есть ли ситуации, когда оправдание, а скорее, объяснение, желательно?
Прежде всего, важно понять, что толкает человека оправдываться. Очень часто в основе этого желания лежит обычное эго – человека беспокоит, что о нем подумают окружающие, как они воспримут его проступок. Противовесом в этой ситуации выступает смирение. Неважно, что о тебе подумают, виновен ты или на тебя возводят напраслину – смирись. Исключение может быть сделано только в том случае, если не оправдание, но объяснение твоего поступка принесет пользу тем, с кем ты разговариваешь. Попытайся объяснить человеку его ошибки, его заблуждения в этой ситуации, но лишь в том случае, если ты видишь, что тебя могут услышать. Если не услышат или просто не хотят слышать – смирись и оставь все как есть. И это будет лучшим выходом из ситуации. Правда всегда торжествует, смирившийся человек обязательно оказывается в выигрыше. Следует поступать как можно проще: виноват – просто извинись, но не начинай оправдываться, объяснять причины твоего поступка. Не виноват – смирись. Не спорь, не доказывай свою невиновность. Особенно, если речь идет не о ситуации жизни и смерти, а о каких-то банальных бытовых ситуациях.