Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Узнаем, как под­чёр­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам, что­бы пра­виль­но опре­де­лить их в предложении.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные члены:

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как сле­ду­ет под­черк­нуть допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы зада­вать к ним в предложении.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое дополнение.

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котелке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть картинку Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Картинка про Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, например:

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блюдечка.

Как подчеркивается определение?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть картинку Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Картинка про Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

Как подчеркивается обстоятельство?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть картинку Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Картинка про Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз;

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рейса;

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

Источник

Русский язык

План урока:

Дополнение: определение, виды, функции

Для начала дадим определение дополнению.

Дополнение чаще всего обозначает предмет или явление, на которое направлено действие. Оно выполняет единственную функцию, а именно поясняет (дополняет) сказуемое. Именно от сказуемого можно поставить вопрос и найти в предложении дополнение. Как это сделать?

Анна написала письмо.

Алгоритм нахождения дополнения следующий:

Еж смотрит (на кого?) на белку.

Дети слушали (кого?) учителя.

Кот и собака будут обедать (чем?) мясом.

Дополнение отвечает только на вопросы косвенных падежей. Вспомним их.

Какие еще значения может иметь дополнение, кроме объекта, на которое направлено действие?

Шелк лучше (чего?) крепа.

Иван выше (кого?) Николая.

Светлана умнее (кого?) Елены.

Я рисую (что?) картину.

Мы видели (кого?) дельфинов.

Школьники слушают (что?) романс.

Он директор (чего?) птицефабрики.

Наталья – владелица (чего?) квартиры.

Николай Андреев – ректор (чего?) института.

Ребенок рисовал (чем?) фломастерами.

Папа стучал (чем?) молотком.

Мама стирала (чем?) мылом.

Дополнение выражается разными частями речи. Рассмотрим таблицу.

В предложении может встречаться несколько дополнений:

Катя варила (что?) суп (для кого?) для сына.

Мы рисуем (что?) открытку (для кого?) для дедушки.

В русском языке выделяют два вида дополнений: прямое и косвенное.

Первый вид – это дополнение в форме винительного падежа без предлога:

Щенок лижет (что?) лапу.

Папа бросил (что?) мяч.

Косвенное дополнение – это все остальные формы дополнения, выраженные, в том числе, формой винительного падежа с предлогом:

Солдаты боролись (за что?) за свободу (винительный падеж с предлогом).

Нам не хватало (чего?) смелости (родительный падеж).

Мария Сергеевна думала (о чем?) о содеянном (предложный падеж).

Дополнение относится к сказуемому и напрямую зависит от него. К нему можно задать только один из вопросов косвенных падежей.

Определение: согласованное и несогласованное

Еще один второстепенный член предложения, о котором мы поговорим, называется определение.

Этот член предложения зависит только от имени существительного. Оно в свою очередь в предложении может играть роль подлежащего или дополнения.

Рассмотрим несколько примеров.

Высокий мужчина сидел в кресле.

В этом примере определение зависит от подлежащего, но нередко этот второстепенный член предложения соотносится с дополнением.

Я купила красивую игрушку.

Определение имеет несколько значений. Предлагаю изучить таблицу.

Иногда определение берет на себя часть смысловой нагрузки главного члена предложения и входит в состав грамматической основы:

Городской человек редко общается с природой.

В указанном примере слово «городской» входит в состав подлежащего – городской человек. К нему можно применить синоним – горожанин. Эти два слова (городской человек) подчеркиваются одной прямой линией.

Определения бывают согласованные и несогласованные.

Согласованное определение выражается несколькими частями речи, чаще всего прилагательным. Рассмотрим таблицу.

Особенностью такого определения является то, что оно полностью совпадает с именем существительным в числе, падеже и роде. Кроме того, оно всегда стоит перед словом, от которого оно зависит. Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и согласованного определения:

Во дворе рос высокий тополь.

Ветви высокого тополя били нам в окна.

Во дворе росли высокие тополя.

Во дворе росло несколько высоких тополей.

Красная юбка висела в шкафу.

Если изменить форму слова «юбка», вслед за ней изменится и форма слова «красная»:

Я постирала красную юбку.

У меня не было красной юбки.

Я купила две красных юбки.

Несогласованнее определение выражается следующими частями речи и их формами:

Нечленимое словосочетание – это словосочетание, которое синтаксически нельзя разделить по частям. В предложении оно употребляется в роли одного члена предложения. Например, фраза «три автомобиля» синтаксически нечленимо, и в предложении играет роль подлежащего или дополнения.

Три автомобиля подъехали к супермаркету.

Во дворе стояло три автомобиля.

В этом предложении «три автомобиля» играют роль дополнения.

Несогласованные определения не изменяются вслед за существительным по падежам или родам.

Определение всегда зависит от имени существительного. К нему применимы вопросы «Какой?» или «Чей?». Выделяют два вида определений: согласованное и несогласованное.

Согласованное определение – это такое определение, которое согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Согласованным определением выступает, в основном, прилагательное или причастие:

Несогласованные определения не совпадают по грамматической форме с главным словом, это синтаксически неделимое словосочетание, чаще всего существительное+прилагательное или существительное+числительное:

Чаще всего определение выражается с помощью прилагательного, но не исключено использование и других частей речи.

Обстоятельство: определение, способы выражения, виды

Третий и последний второстепенный член предложения – обстоятельство. Он достаточно широко применяется в разговорной речи, художественном и публицистическом стиле. Дадим определение обстоятельству.

К обстоятельству можно задать различные вопросы:

Эти вопросы нужно ставить от главного члена предложения, от которого зависит обстоятельство – сказуемого:

Заяц бежал (куда?) в лес.

Конфеты лежали (где?) в холодильнике.

Мы шли (как?) быстро.

Валя уехала (когда?) в полночь.

Обстоятельство – самый масштабный по значению второстепенный член предложения. Он разделяется на 7 основных видов. Эти виды обстоятельств с примерами внесены в таблицу.

Особенность обстоятельства заключается в том, что оно может быть выражено самыми разными частями речи – от существительного до инфинитива.

Как найти обстоятельство в предложении? Используем прежний алгоритм действий, который применяли к дополнению и определению. Рассмотрим на примере.

Андрей медленно вышел из офиса в полдень.

Предлагаю вспомнить пройденный материал о второстепенных членах предложениях с помощью общей таблицы.

Теперь давайте разберем несколько предложений, определим главные и второстепенные члены.

Главные члены предложения – учитель проверяет.

Учитель (чей?) наш – согласованное определение.

Проверяет (что?) тетради – прямое дополнение.

Проверяет (когда?) после работы – обстоятельство времени.

Главные члены предложения – погода была.

Погода (какая?) безветренная и солнечная – два согласованных определения.

Была (где?) на улице – обстоятельство места.

Главные члены предложения – Максим сидел и читал (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Сидел (где?) на стуле – обстоятельство места.

Читал (что?) газету – прямое дополнение.

Главные члены предложения – папа купил.

Папа (чей?) твой – согласованное определение.

Купил (где?) в магазине – обстоятельство места.

Купил (что?) костюм – прямое дополнение.

Костюм (какой?) в клетку – несогласованное определение.

Купил (что?) рубашку – прямое дополнение.

Рубашку (какую?) серую – согласованное определение.

Источник

Второстепенные члены предложения

Прежде чем приступить к изучению непосредственно заявленной темы, давайте вспомним, что, как смысловым, так и грамматическим ядром предложения являются главные члены — а именно, сказуемое и подлежащее. В таком виде они составляют его грамматическую основу.

Стоит отметить, когда в высказывании имеются исключительно главные члены, они являются нераспространенными. К примеру, таким высказыванием может быть «Намело снег». В своем роде, это коротко и практично, но не может в полной мере сформировать единый образ данного предмета, а следовательно, его употребление строго ограничено.

И вот мы уже близки к пониманию того, зачем же нужны второстепенные члены предложения? Они служат для пояснения, как подлежащего, так и сказуемого, но могут также пояснять и различные иные члены предложения. Их особенность заключается в том, что они связываются с иными членами, включенными в состав непосредственно подчинительной связью.

Ниже предлагается рассмотреть, что собой представляют второстепенные члены, какую роль играют в целом, какие виды бывают и многое другое, рассмотреть практическую часть – их формирование и включение в состав простого предложения.

Что называют второстепенными членами предложения

Второстепенный член предложения может быть связан с другими членами не только подчинительной связью согласования, но также примыкания или управления. Это зависит от того, каким именно является текущее предложение, насколько грамотно и объемно оно составлено, что включает в себя.

В общем случае под второстепенными членами предложения подразумевается следующее: это зависимые, как правило от главных, хотя не исключено что и от других второстепенных, члены предложения, задача которых пояснять те члены, от которых они зависят.

Фактически, под такими частями принято понимать все значимые слова, которые не являются грамматической основой. На практике к каждому из них может задаваться соответствующий вопрос. Иногда данный вопрос задается непосредственно от подлежащего или сказуемого, в других случаях это может зависеть от иных членов, входящих в состав написанного.

В данном аспекте главными будут «Человек скрылся», а второстепенными станет «за поворотом». В данном случае, задается вопрос: «Где скрылся человек?» — второстепенный член указывает на пояснение.

Виды второстепенных членов

В русском языке различают всего порядка трех различных видов второстепенных частей предложений. Ниже предлагаем рассмотреть каждый из них детальнее.

Но сперва, мы считаем, что будет уместно повторить понятие главных членов предложения, их ключевые роли, которые в дальнейшем помогут во многом определиться со второстепенными. В частности, к ним принято относить:

Определение

Определением будем называть такой член предложения, который указывает на признак или качество описываемого объекта. Его задача отвечать на следующие вопросы: Какой? Чей? Который?

В частности, задача определения пояснять слово с конкретным, предметным значением. Рассмотрим на примере следующее предложение.

Большой корабль плыл по бескрайнему морю.

Несогласованными определениями обеспечивается связь с главным словом непосредственно подчинительной связью примыкания или же управления. Они могут выражаться отдельными частями речи, а также их отдельными формами.

Дополнение

Дополнением будем считать такой второстепенный член, который расширяет описательный смысл сказуемого и принадлежит к его составу, что явно прослеживается в предложении. Дополнение указывает на объект или средство действия, к которому можно задать любые косвенные падежные вопросы (Кого? Чего? Кому? Чему? …).

Дополнением в данном случае будет указание на то, кого покормила бабушка? А именно – ребёнка.

В русском языке существуют такие понятия как прямое и косвенное дополнение. Прямым дополнением называют такое, на которое действие сказуемого направлено непосредственно ( я уронил газету ). В остальных случаях мы имеем дело с косвенным дополнением ( я уронил на газету ).

В данном случае, «корточки» выступают в роли косвенного дополнения, а «мышцы» являются прямым дополнением, которое выражается без дополнительного предлога.

Обстоятельство

Обстоятельство — член предложения, который раскрывает обстоятельства (образ, время, способ) совершаемых глаголом действий. Зачастую оно поясняет само сказуемое, но при этом может запросто относиться и к иным членам предложения. Отвечает на вопросы — Где? Куда? Когда? Как? …

Обстоятельство, как и дополнение, относится к составу сказуемого. Чтобы не путать их между собой, вам достаточно запомнить следующее: когда в предложении существует некий объект действия, то дополнение описывает сам объект, а обстоятельство описывает его признаки.

Сами обстоятельства можно условно подразделить на отдельные виды:

Таблица-памятка

Давайте оформим только что изученные второстепенные члены в виде сводной таблицы.

НазваниеОбозначаетВопросыЗависимость от члена предложенияСпособы выражения
ОпределениеПризнак самого предметаЧей? Какой?Дополнения, Обстоятельства, ПодлежащегоСуществительным, Порядковым числительным, Местоимением, Причастием, Прилагательным
ДополнениеСам предметКого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?СказуемогоКоличественным числительным, Местоимением, Существительным
ОбстоятельствоВремя, место, способ действияГде? Когда? Как? Каким образом?СказуемогоГлаголом, Существительным с предлогом, Наречием

Как подчеркиваются второстепенные члены

Вам необходимо запомнить, что в предложении различные второстепенные члены будут подчеркиваться определёнными типами линий. В зависимости от того, о каком именно второстепенном члене идет речь, стоит выделить три варианта подчеркивания:

Работа с ребёнком по теме второстепенных членов

Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:

Как объяснить второстепенные члены предложения

Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.

Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.

Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.

В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.

Порядок разбора предложения по членам

Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:

Задание. Найдите второстепенные члены в предложении

В качестве финального аккорда давайте разберём несколько предложений, чтобы найти в них второстепенные составляющие.

Источник

Определение, дополнение, обстоятельство

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы они отве­ча­ют и как их под­чер­ки­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре предложения.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью, назы­ва­ют­ся второстепенными.

Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ской функ­ции вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть картинку Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Картинка про Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило

Таблица с вопросами и примерами

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть картинку Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Картинка про Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило

Определение

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Смотреть картинку Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Картинка про Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило. Фото Что такое определение дополнение обстоятельство в русском языке 4 класс правило

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два состава:

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной линией.

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от целого.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка предмета.

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопросы:

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, например:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

Таблица «Виды обстоятельств»

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движенияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил книгу.
3. Образа действияКак? Каким образом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершенияОн дол­го выби­рал книгу.
4. ПричиныПочему? На каком основании?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действияИз-за спеш­ки он не купил книгу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния действияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком условии?Условие совер­ше­ния действияПри жела­нии он мог купить эту книгу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степениНасколько? В какой степени?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действияОн купил слиш­ком доро­гую книгу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах … (А. Аксаков).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся также

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *