Что такое определенность в логике

Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (5 стр.)

4. Все законы, которые выявляются и изучаются логикой, внутренне связаны между собой и находятся в органическом единстве. Это единство определяется тем, что они обеспечивают соответствие мышления действительности, а следовательно, служат духовной предпосылкой успешной практической деятельности.

5. Истинность и правильность мышления

Наконец, остановимся еще на том, что логика изучает не всякое, а правильное мышление, ведущее к истине.

Что такое правильность мышления? Это его другое коренное свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре, строении мысли объективную структуру действительности, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления есть его способность искажать структурные связи и отношения вещей. Следовательно, категории «правильность» и «неправильность» применяются лишь к логическим операциям с понятиями (например, к определению и делению) и суждениями (например, к их преобразованию), а также к строению умозаключений и доказательств.

Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике

Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике

Такой вывод может оказаться ложным, так как умозаключение построено неправильно. Петров может быть юристом, но не быть адвокатом, а работать прокурором, судьей и т. д.

Логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, тем самым не исследует непосредственно путей и способов постижения истины, а значит, и обеспечения истинности мышления. По остроумному замечанию одного философа, ставить перед логикой вопрос «что истинно?» так же смешно, как если бы один человек доил козла, а другой подставлял решето. Разумеется, логика учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще «логичным».

Доказательность есть свойство правильного мышления отражать объективные основания предметов и явлений окружающего мира. Она проявляется в обоснованности мысли, установлении ее истинности или ложности на основе других мыслей, неприятии голословности, декларативности, постулирования.

Отмеченные черты не произвольны. Они представляют собой продукт взаимодействия человека с внешним миром в процессе труда. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами действительности, ни отрывать от них.

Источник

Что такое определенность в логике

В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в настоящее время вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Специфической областью его применения является право.

Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста. Поскольку юридическая практика опирается на четкое знание и единообразное применение законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в правовом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей.

Знание логики позволяет юристу точно и аргументированно строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, а также в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.

Главная дидактическая цель пособия состоит в том, чтобы вооружить будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов.

Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.

Логика, обладая прикладным характером, позволяет обучаемым освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д.

При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория — лишь исходное условие и сред­ство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное — научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют специально подобранные практические упражнения. Однако перед выполнением этих упражнений студентам рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы. Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.

Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данном пособии, необходи­мо решать, обращаясь к рекомендуемой дополнительной литературе. Затем следует перейти к выполнению практических упражнений и тестовых заданий, решению занимательных логических задач. В пособии содержится необходимый минимум для активного усвоения теории конкретного вопроса.

Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в содержание проблем, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданийнепременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов вузов. Оно может быть полезно также преподавателям, аспирантам и соискателям юридических кафедр, занимающимся исследованием теоретических проблем права и решением практических юридических вопросов.

Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих юристов.

§ 1. Мышление как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Зна­ние в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.

Источник

Понятие определенности

Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике

Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике

Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике

Для доказательства синтетичности логического, и прежде всего суждения, необходимо рассмотреть природу определенности (Bestimmtheit) вообще.

Определенность вообще, все равно будет ли она определенностью бытия или мысли, есть то, что нечто есть это. Нечто характеризуется каким-то признаком, нечто таково — это и есть определенность нечто; например, роза характеризуется красным цветом, понятие — общностью и т.п. Они есть определенности, именно, определенности розы и понятия.

Определенность нечто существует тогда, если это нечто различается от другого; в противном случае, у нас будет не определенность, а имен но неопределенность, т.е. неразличимость нечто от другого нечто; какая-нибудь определенность не есть другая определенность; в этом смысле они исключают друг друга; нечто есть это именно потому, что оно не есть другое и, наоборот, нечто есть недругое; следовательно, к нечто приписывается определенное отрицание; именно в таком случае имеется определенность. Определенности всегда присуще такое отрицание, нечто характеризуется исключением другого, именно тем, что оно не есть другое. Но с другой стороны (и вследствие первой), нечто есть это именно из-за того, что оно не есть другое, т.е. из-за другого является нечто этим, а не другим. Это другое есть известное основание определенности нечто. Определенность другого определяет нечто, как это, а не другое. Поэтому, можно сказать, что отрицание есть необходимый элемент определенности — determinatio est negatio (Спиноза, Маркс). То обстоятельство, что частное есть частное, а не общее, представляет определенность частного. Частное есть не общее, т.е. частное есть частное именно вследствие того, что оно содержит определенно отрицание и т.д.

Именно благодаря отрицанию возможно изменение, переход любой определенности в другую. Определенность с необходимостью связывается с другим. Связь с другим есть определенность и наоборот.

Определенность по своей природе синтетична. Синтетическое не может не содержать в себе внутреннего отрицания. В каждой определенности есть отрицание. Если в определенности есть отрицание, то для нее будет необходимым и противоречие, поскольку отрицание есть сущность противоречия. Таким образом, определенность, именно из-за внутреннего отрицания и противоречия, имеет диалектическую природу.

Если определенность нечто зависит от иного, если оно таково из-за иного, то это иное будет «его иным», а его понятие — содержать признак этого иного. Поэтому, можно представить дело так, что нечто содержит иное в самом себе, как внутреннее для него. Например, в суждении «Жучка собака», собака как общее есть иное, но внутреннее для Жучки. Именно эту внутренность выражает суждение «Жучка собака» или «частное есть общее», где общее есть противоположность частного и поэтому их связь содержит внутреннее отрицание. Если это так, то каждая определенность есть в сущности единство противоположностей.

Единством противоположностей является, например, определенность свободы, т.е. то, что она представляет собою; свобода содержит противоположное — необходимость; свобода есть осознанная необходимость; нечто свободно, если оно внутренне содержит необходимость и это им осознано. Понятие случайности тоже с необходимостью подразумевает «свое иное», которое противоположно ему. Поэтому говорим, что случайность есть форма существования необходимости. Причина содержит признак следствия, так как причиной называется причина следствия; то же относится и к следствию и т.п.

Каждая вещь, каждая мысль и каждый их признак имеют определенность. Логическое отрицание определенности тоже есть совершенно определенная определенность, поскольку отрицание есть то, что существенно для определенности, как таковой.

Конечное логическое

Природа определенности определяет конечное логическое. Реальная определенность есть реальное основание, прежде всего-, суждения, которое, как мы увидим, является конечно-логическим.

Для Аристотеля (и вообще для древнегреческого мышления) бесконечное есть неопределенность, а конечное — определенность; конечное то же самое, что и определенное. Конечное или определенное есть то, что есть это, а не другое; существующее таким, а не иным образом, есть конечное — определенное (Лейбниц, Больцано, Гуссерль и др.).

Что такое определенность в логике. Смотреть фото Что такое определенность в логике. Смотреть картинку Что такое определенность в логике. Картинка про Что такое определенность в логике. Фото Что такое определенность в логике

На категорию конечного опираются и полностью ее выражают аристотелевы положения о невозможности противоречия, тождестве и исключенном третьем: 1) это есть это (закон тождества), 2) это есть непротиворечащее (закон невозможности противоречия), 3)это есть или А или не-А, третье исключено (закон исключенного третьего).

Эти законы или положения конечны не только в том смысле, что выражают природу конечных вещей, но и в том, что они сами имеют ха­рактер конечного. 1) «А есть А», как было сказано, есть не полагание А, но «если есть А, то есть А», т.е. условное положение, положение условности. 2) Положения о невозможности противоречия и об исключенном третьем, как было сказано, отрицательны; поэтому они имеют смысл из-за чего-то положительного, заранее подразумевают что-то положительное и опираются на него. 3) Эти три положения недостаточны как для истины, так и для правильности (для логической истины), поскольку на эти законы опирается и неистинное и неправильное (как было отмечено выше). 4) Они недостаточны для синтеза, не могут объяснить его природу, хотя для его объяснения они необходимы. 5) Они пригодны только для аналитического, в том смысле, что являются законами тавтологичности. 6) Они являются не положительными, а только отрицательными условиями как для истины, так и для правильности; их нарушение приводит к ошибке, но соблюдение не дает гарантии истины или правильности. 7) Они по своей природе тавтологичны (как это было выяснено выше). 8) Они опираются и подразумевают другие законы (это тоже было выяснено выше при рассмотрении логических законов). 9) Они являются односторонними или неосновными законами. 10) Эти логические законы, именно как законы мысли, по своей природе вторичны, так как мысль есть отражение предмета.

Понятие конечного можно определить и следующим образом: конечное есть то, что полагается или отрицается другим. Таковы каждый предмет, явление и каждая мысль, как обоснованные и отрицаемые другим. Например, конечны причина, основание, условие, так как смысл им придает следствие, обусловленное. Очевидна сама по себе конечность следствия и обусловленного. Также конечны заключение и тезис, поскольку они имеют определенное основание; но конечны также основание или посылки, которым придает смысл тезис, заключение. Без заключения нет и посылки.

Природу конечного хорошо выражает понятие модуса у Спинозы. Конечное (говоря словами Спинозы) есть то, что существует в другом, что имеет причиной другое и для осмысления чего необходимо осмысление другого.

Полагается и отрицается другим то, что может опереться и на самое себя и быть отрицаемым самим собой. Если нечто не опирается само на себя хотя бы частично, то оно и не существует. Что со всех сторон находится в другом, то есть не само оно, а только другое (религиозная точка зрения, что все в этом мире своим основанием подразумевает бога, что кроме бога нет ничего самостоятельного, объявляет весь мир, кроме бога, видимостью). Что какая-нибудь определенность есть это, а не другое, означает то, что она опирается на себя хотя бы относительно, частично. Отрицаться внешним может то, что именно может это, что имеет способность — возможность быть отрицаемым, чему присуще внутреннее отрицание. Человек может умереть от пули, но он ни от чего и никак не умрет, если в нем нет возможности смерти. Поэтому, можно сказать, что конечное есть то, чему, присуще внутреннее отрицание и отрицается им.

В. И. Ленин определяет конечное так: «Нечто, взятое с точки зрения его имманентной границы — с точки зрения его противоречия с самим собой, каковое противоречие толкает его (это нечто) и выводит его дальше своих пределов, есть конечное»[79]. Это соответствует одной мысли Гегеля: все (всякое конечное) изменятся благодаря внутреннему противоречию; эта мысль — «рациональное зерно» положений Гегеля о природе конечного. В. И. Ленин развил это рациональное зерно на материалистической основе.

Мысль Гегеля о природе конечного имеет и другую сторону, а именно отождествление конечного с небытиём и признание бытия только за абсолютом; это противоречило самой же диалектике Гегеля, именно диалектике конечного и бесконечного.

Гегель также утверждал, что конечное есть то, в чем понятие и бытие не совпадают, раздельны[80]. Такое понимание приводит к отрицанию понятия конечного, так как понятие конечного невозможно, если оно невысказывает именно конечного, если бытие конечного не выражено в его понятии, если это понятие не соответствует его бытию.

По мнению Гегеля, конечное логическое есть логическое рассудка, который односторонние понятия и суждения считает полными, одностороннее принимает за полное, неодностороннее, логические определенности представляет раздельно; например, представляет свободу без необходимости, положительное без отрицательного и т.д.

Надо сказать, что эта мысль Гегеля хорошо характеризует формально-логическое. И в самом деле, конечное односторонне: например, в формальной логике положительное суждение представлено вне отрицательного, независимо; также представлено и отрицательное суждение; не установлена логическая связь между формой положительности и формой отрицательности, в противном случае мы имели бы единство противоположностей — диалектическое в логическом.

Можно и нужно сказать, что конечное есть условное, которое в логике выражается так: «если-то» (если есть А, то есть В, или: если А, то В). Это положение, как известно, есть формально-логический принцип логического вообще, в частности умозаключений. Поэтому, в формальной логике умозаключения имеют конечную природу; таковы и суждения, поскольку и они опираются на принцип «если-то». В дальнейшем выяснится, что формально-логические умозаключения в сущности представляют собой суждения, сводятся к суждениям; поэтому можно сказать, что конечно-логическое есть суждение, как односторонность полной логической опосредствованной связи. Следовательно, формальная логика есть логика конечно-логического. Она изучает только одну сторону полного логического.

Надо отметить и то, что если конечное есть то, что отрицается и полагается другим, то конечно-логическое не исчерпывается аналитическим, наоборот, оно должно быть синтетическим. Если для полагания и отрицания нечто необходимо другое, то необходима и синтетичность. Но это уже означает необходимость бесконечного для конечного (но об этом будет речь ниже).

Источник

Глава 7. Основные законы логического мышления

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

§ I. Понятие о логическом законе

Как мы уже знаем, вне и независимо от нашего сознания существует материальный мир, а наше мышление есть отражение в мозгу человека предметов и явлений материального мира.
Объективный мир представляет собой единое связное целое, где предметы и явления зависят друг от друга, обусловливают друг друга и находятся в движении и развитии. Движение и развитие предметов внешнего мира совершается по определённым законам. Эти законы познаются нами, когда наше мышление верно их отображает.
Однако мышление может отображать действительность не только правильно, но и неправильно. Поэтому для нас важно установить, какими свойствами обладает мышление, когда оно правильно, каким законам оно подчиняется. Познав эти законы, можно сознательно ими пользоваться и тем самым способствовать правильному познанию окружающего нас мира.
Законы мышления, как и законы природы, никем не выдуманы. Законы мышления являются отображением в сознании человека необходимых связей материальных предметов. В. И. Ленин говорил, что «. логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира».
Логика рассматривает четыре закона логического мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего и закон достаточного основания.
Эти законы выражают коренные черты мышления: определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Чтобы мышление было правильным, оно должно быть вполне точным и определённым, строго последовательным, не должно отклоняться от предмета, рассуждения, не должно содержать в себе логических противоречий и двусмысленностей. Наши суждения и выводы должны быть обоснованными, без чего они не могут стать убедительными. Логические законы являются обязательным условием правильного мышления.

§ 3. Закон противоречия

§ 4. Закон исключённого третьего

§ 5. Закон достаточного основания

Всякое явление в материальном мире имеет свою причину, своё реальное основание. Вызванное причиной явление называется действием. Нет действия без причины, а всякая причина предполагает действие. Река замерзает, так как понижается температура окружающего воздуха; дым поднимается вверх, так как он легче окружающей его атмосферы, и т. д.
В мире нет беспричинных явлений. Ни одно явление в природе и обществе не может возникнутъ, если оно не подготовлено предшествующим развитием других явлений.
Эта объективно существующая взаимосвязь предмете, явлений отразилась в человеческом мышлении в виде закона достаточного основания.
Формулировка закона достаточного основания следующая: Всякая истинная мысль должна быть обоснованной.
Этот закон является необходимым условием правильного мышления. Как в природе всё имеет своё реальное основание, так и наши мысли, отражающие действительность, должны быть обоснованными.
Закон достаточного основания направлен против нелогичного мышления, принимающего на веру ничем не обоснованные суждения, против всякого рода религиозных предрассудков и суеверий.
Если математик утверждает, что диагонали квадрата равны между собой, то он путём рассуждений обосновывает истинность своего утверждения. Если для нас убедительны обоснования, то мы должны будем согласиться с доказываемым положением.
Необоснованность суждений свидетельствует о нелогичности мышления. В правильно составленной докладной записке, речи, статье, письменной работе и т. д. всем да положения обосновываются фактами, ссылками на другие истинные положения, проверенные на практике, на законы и правила.
Не нуждаются в особом обосновании такие, например, суждения: «В этой комнате четыре окна», «На потолке висит люстра», «На столе лежит книга» и т. п. Истинность таких суждений очевидна, поэтому не требуется никаких обоснований её, кроме показаний органов чувств.
Не нуждаются в обоснованиях и такие, например, суждения: «Целое больше своей части», «Две величины, порознь равные третьей, равны между собой» и т. п. Такие суждения называются аксиомами. Аксиомы — это положения, которые не требуют доказательств, так как они уже миллионы раз проверены человеком на практике.
Самым верным и надёжным доказательством истинности той или иной мысли является, конечно, такое доказательство, которое непосредственно основано на фактах.
Однако непосредственное обращение к фактам не всегда возможно. Так, в подтверждение истинности мысли о возникновении органической жизни полтора-два миллиарда лет назад невозможно привести самый начальный факт зарождения жизни.
Кроме того, приводить в подтверждение истинности мысли всякий раз непосредственный факт нет никакой необходимости. Человек для того и познаёт законы природы, чтобы не плестись рабски за каждым отдельным случаем практики. Обобщённую формулировку он применяет для дальнейшего познания единичных предметов и для логического обоснования мыслей об этих предметах.
Покажем это на таком примере: тот факт, что медь — проводник электричества, можно доказать двумя путями: опытным (пропустить ток по медному проводу) или чисто логически, путём рассуждения (медь — металл; все металлы — хорошие проводники электричества; значит, медь есть хороший проводник электричества).
Суждения, которые приводятся для обоснования правильности других суждений, называются логическим
основанием.
Логическое основание не следует смешивать с реальным основанием. Утверждая, например, что в комнате тепло, мы можем сослаться на показания термометра.
Какая ссылка будет являться логическим основанием нашего утверждения. Реальным же основанием того, что в комнате тепло, является, конечно, не показание термометра, а нагревание комнаты печью или батареей отопительной системы.
Другой пример: учащийся высказал правильную мысль, что свойства, приобретённые животным или растительным организмом, могут передаваться по наследству.
Для обоснования правильности этой мысли он сослался на учение великого преобразователя природы И. В. Мичурина. Ссылка на учение И. В. Мичурина будет логическим основанием.
Логическое основание только тогда может быть основанием, когда оно является выражением фактов действительности, иначе говоря, всякое логическое основание всегда связано с реальным основанием. В нашем примере мичуринское учение вполне может быть логическим основанием, так как это учение основано на фактах действительности.
Закон достаточного основания имеет важное значение в мыслительном процессе. Всякий раз, когда нужно убедить кого-либо в истинности наших высказываний, надо их доказать. Доказать же ту или иную мысль — это значит обосновать её, т. е. привести в качестве достаточного основания её другую мысль, которая доказана уже на практике как достоверная истина.
Тот, кто нарушает закон достаточного основания, тот никогда не придёт к правильному заключению в своих рассуждениях.
Склонность к бездоказательному мышлению воспитывают всякого рода религии. Они учат принимать на веру «священные» писания и способствуют распространению нелепых предрассудков, суеверий. И в наши дни есть ещё суеверные люди, которые верят, например, что разбить зеркало — значит обязательно навлечь на себя несчастье; если встать утром с «левой ноги», то это не к добру, и т. п. Ни одно из этих утверждений совершенно ничем не обосновано и никаким фактам действительности не соответствует.

§ 6. Значение логических законов

Рассмотренные нами четыре закона (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания) выражают коренные черты правильного мышления: определённость, непротиворечивость, последовательность и доказательность.
Законы правильного мышления не могут указать нам, какие именно высказывания являются в данном случае истинными, а какие — ложными. Истина всегда конкретна, т. е. вопрос об истинности всегда решается в определённых, конкретных условиях, на основе знания существа вопроса.
Но без соблюдения логических законов истинного знания достичь нельзя. Они составляют неотъемлемое свойство правильного мышления. Когда мы мыслим правильно, мы всегда, даже не замечая этого, ими пользуемся. Однако бессознательное использование законов представляет собой более низкую ступень культуры мышления по сравнению с сознательным применением этих законов.
Советский человек, самый культурный человек в мире, должен уметь сознательно, пользоваться логическими законами, чтобы всегда правильно мыслить и уметь разоблачать необоснованные утверждения, ложь и клевету врагов нашего народа.
Законы логического мышления, изучаемые логикой, не исчерпывают собой всех законов мышления. Существуют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления — диалектические законы. Но изучение их выходит за пределы логики. Исследование диалектических законов составляет предмет другой науки, которая называется диалектическим материализмом.

Вопросы для повторения
1. Что такое логический закон?
2. В чём сущность закона тождества. Укажите, какие стороны действительности он отражает.
3. Дайте примеры нарушения закона тождества.
4. В чём сущность закона противоречия.
5. Дайте примеры нарушения закона противоречия.
6. В чём сущность закона исключенного третьего.
7. В чём сущность закона достаточного основания.
8. Какое значение имеют логические законы?

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954.

По окончании войны проведенный Сталиным анализ показал: наши потери были бы много меньше, умей мы рассуждать последовательно. А переполнили чашу терпения Сталина заседания Совета министров, где он, к ужасу своему, увидел, что члены правительства не слышат друг друга (ну точно как наши современные кнопкодавы). И тогда по указанию отца народов логику вернули в школы.
ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.
В соответствии с этим постановлением в 1947–1949 годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах.
И вот тут то начинается самое интересное. Хотя после войны логике и стали учить в школе, но заменили великолепный еще царский учебник Поварнина новым. Школьникам преподавали новую науку не привыкшие к точности математики, а учителя литературы. Не мытьем так катаньем превращали людей в «совков».
Сталинской логики хватало на то, чтобы вести страну вперед, задавая в ней наивысшую в мире производительность труда. Однако, вождь всех народов слишком доверился придворным философам и совершенно не контролировал их. Образец танка или очередного самолета он отбирал лично, тщательно сопоставляя со старой техникой. А в этом случае таких сопоставлений не произвел, нарушив принятый им же порядок. С одной стороны поручение Сталина было выполнено — логику вернули в школьную программу, а с другой стороны — уровень преподавания сводил саму идею на ноль. Лжеученые продолжали портить головы людям.
Сталин умер весной 1953 года, а уже первого сентября школьники не обнаружили в расписании предмета «логика».

PDF С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954
https://cloud.mail.ru/public/Ggkn/ns8WQmBGF
ДОК: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
https://yadi.sk/d/wuzfIxX1WNCkNQ

#книга #логика #основные #законы #мышления #виноградов #баламутчума
#баламутчума #баламутчумакнига #баламутчумалогика #баламутчумавиноградов #баламутчумаосновные #баламутчумазаконы #баламутчумамышления

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *