Что такое опричнина 7 класс
Опричнина Ивана Грозного: суть, причины и итоги опричнины кратко
Опричнина – государственная политика Ивана IV Грозного для борьбы с боярско-княжеской оппозицией в 1565 – 1572 гг. Это период жестоких казней и репрессий против тех, кого Иван Грозный считал своими потенциальным врагами.
Опричниной называлась часть страны, которую царь в это время взял под личный контроль (слово произошло от древнерусского опричь, что значит «отдельно», «кроме», «за пределами»), а опричниками – личная «гвардия» царя, которая уничтожала его предполагаемых противников и отличалась особой жестокостью.
Причины опричнины
Начатая царем в 1558 году Ливонская война шла не так успешно, как хотелось: Россия столкнулась с коалицией врагов, южные территории государства страдали от разорений со стороны Крымского ханства. К тому же, страну опустошали голод, засуха и эпидемии.
Неудачи натолкнули Грозного на мысли об измене со стороны Избранной рады – неофициального правительства того времени.
По мнению некоторых историков, Избранная рада придерживалась идеологии постепенных преобразований, в то время как царь желал ускоренных перемен и централизации власти.
В 1564 году царь с семьей внезапно уехал на богомолье, прихватив с собой казну, иконы и личную библиотеку. 3 января 1565 года из резиденции Грозного в Александровской слободе гонцом была доставлена грамота, что царь желает отречься от престола по причине « гнева » на бояр, церковных деятелей и воевод.
После прочтения послания тысячи москвичей, разгневанных известиями о боярских изменах, пришли в Кремль просить Ивана вернуться к правлению. В городе назревала антибоярская обстановка.
В феврале царь вернулся в Москву и объявил, что примет правление, но при условии, что ему будет вольно казнить изменников, лишать их имущества, налагать опалу и установить в государстве «опричнину».
Устройство опричнины
« Опричнина царя Ивана была дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. Разница была лишь в том, что опричнина с дальнейшими присоединениями захватила чуть не половину всего государства», – писал историк Василий Ключевский.
Суть такой политики состояла в выделении части земли для нужд государства и его служащих, а смысл – в отделении «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах».
Опричники делились на государев полк и четыре приказа:
Постельный – ведал обслуживанием помещений дворца и бытом царя:
Сытный – занимался продовольствием;
Конюшенный – заведовал конным хозяйством.
Первоначально войско должно было составлять «опричную тысячу», но затем штат опричников разросся до шести тысяч. Среди них также было 500 – 900 человек, выполняющих роли доверенных. При необходимости они выполняли охранные, разведывательные и карательные функции.
На содержание опричнины были отданы Козельск, Вологда, Великий Устюг, Суздаль и Медынь, а также отдельные московские улицы.
В этот период отмечались репрессии и расправы над людьми, которых царь параноидально подозревал в измене государству и винил в военных неудачах.
Одной из жертв стал митрополит Филипп. В 1568 году Филипп отказался благословить Ивана Грозного и потребовал отмены опричнины. За это члены царского войска избили железными прутьями слуг священнослужителя, а его самого отдали церковному суду, лишили сана и отправили в Тверской Отрочий монастырь.
В 1570 – 1571 гг. царь заподозрил в неверности руководителей опричнины – некогда приближенных людей. Думный дьяк зачитывал приговоры, а опричники-палачи приводили их в действие с особой жестокостью и под приветственные крики войска. Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы. Всего в Москве было казнено около 200 человек.
Конец опричнины: итоги
В 1571 году опричное войско продемонстрировало неспособность участвовать в реальной войне с вторгшимся в Москву крымским ханом Девлет-Гиреем.
Этот случай вынудил царя отменить опричнину. К 1572 году Грозный физически устранил опричную верхушку при помощи казней и пыток.
Можно выделить несколько итогов проведения такой политики:
По мнению историка Ключевского, опричнина, борясь с вымышленной крамолой, породила полную анархию с грабежами и террором.
Шведские войска захватили Нарву и Копорье.
Из-за недееспособности войска крымские татары сожгли Москву.
Разорение опричных территорий ввергло страну в глубокий кризис.
Упал авторитет власти: из защитника и законотворца царь превратился в грабителя.
Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.
Опричнина Ивана Грозного рассматривается кратко современными историками, но это были события, которые имели большое влияние, как на самого царя и его окружение, так и на всю страну в целом. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении. Связано это было с участившимися случаями измены, а также настроенности большинства бояр против действующего царя. Вылилось же все это в массовые расправы, во много из-за которых царь получил прозвище «Грозный». В целом же опричнина выразилась в том, что часть земель царства была передана в исключительное правление государства. На этих землях не допускалось влияние бояр. Сегодня мы кратко рассмотрим опричнину Ивана Грозного, ее причины, этапы проведения реформы, а также последствия для государства.
Причины опричнины
Иван Грозный остался в историческом взгляде потомков мнительным человеком, который постоянно видел вокруг себя заговоры. Началось все с Казанского похода, из которого Иван Грозный вернулся в 1553 году. Царь (на тот момент еще великий князь) заболел, и сильно опасаясь предательства бояр, велел всем присягать на верность своему сыну, младенцу Дмитрию. Бояре и придворные люди неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие и вовсе уклонились от этой присяги. Причина тому была очень простая – действующий царь очень болен, наследник имеет меньше года от роду, большое количество бояр, которые претендуют на власть.
После выздоровления Иван Грозный изменился, став более осторожным и обозленным к окружающим. Он не мог простить придворным предательства (отказ от присяги Дмитрию), прекрасно понимая, чем это было вызвано. Но решающие события, которые привели к опричнине, были обусловлены следующим:
В результате Иван Грозный решил ликвидировать в России независимость бояр (они на тот момент владели землями, содержали свою армию, имели своих помощников и свой двор, свою казну и так далее). Было принято решение создать самодержавие.
Сущность опричнины
В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:
Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд — опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок.
В качестве опричных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране.
Основные направления опричнины
Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству.
В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку.
Главные удары
Отмена опричнины
Одна из самых значимых проблем российской земли этого времени находилось на западной границе. Там не прекращалась война с ливонским орденом. В результате, постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся война против Ливонии, внутренние беспорядки в стране, слабая обороноспособность всего государства способствовали тому, что Иван Грозный отказался от идеи опричнины. Осенью 1572 года опричнина Ивана Грозного, которую мы кратко рассмотрели сегодня, была отменена. Сам царь запретил всем упоминать слово опричнина, а сами опричники стали вне закона. Практически все войска, которые подчинялись царю и наводили нужный ему порядок, в дальнейшем самим же царем были уничтожены.
Итоги опричнины и ее значение
Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:
Историческая оценка
Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:
Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.
Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.
Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.
Конспект урока по Истории России для 7 класса на тему: «Опричнина»
Конспект урока по Истории России для 7 класса на тему: «Опричнина»
Конспект урока будет удобен на уроке истории, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, актуализация опорных знаний, работа по новой теме, эпиграф, игры, анализ рассказа, физкультминутка, закрепление, составление синквейна, визитка, итог, домашнее задание.
Цель: изучить цели, сущность и последствия политики опричнины. Дать характеристику одного из самых противоречивых явлений внутренней политики Ивана Грозного;
Задачи: через решение проблемы подвести учащихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях; учить детей давать определения историческим терминам.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
Не царь Иван выдумал это слово. Этот термин был известен задолго до Ивана Грозного. Слово опричнина происходит от слова «опричь». Слово «опричь» в древнерусском языке являлось синонимом слов «кроме». Слово “опричь”— кроме, означало часть княжества, которую после смерти или гибели князя на поле боя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной».
Учитель: Декабрь 1564г.- Иван с семьёй уезжает в Александровскую слободу.
Январь 1565г.- в Москву приходит 2 грамоты: гневная (боярам и митрополиту) и слёзная (посадским людям). Грамоты должны быть оглашены на Красной площади.
Первая была адресована митрополиту Афанасию, в которой он объявлял бояр и духовенство изменниками и расхитителями и сообщал о своем решении оставить престол. Вторая грамота была адресована жителям города, в которой он объяснял причины своего отъезда, заявляя, что на народ московский, он обиду не держит.
В Москве начинается паника и организуется делегация в Александрову слободу. Горожане потребовали от духовенства и бояр уговорить царя вернуться. К царю выехала делегация.
А содержание требований царя вы узнаете, прочитав текст учебника стр. 221
Учитель. О чём говорилось в требованиях царя?
Ученик. Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
— предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
— учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2) земщину – земли, которыми должны ведать бояре.
Учащиеся записывают в тетрадь:
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. В опричную часть вошли наиболее богатые и важные земли государства. Знать так же была поделена на две части. Тех, кому царь доверял, пересели в опричные земли. Те, кто не вошел в опричнину, должны были переселиться в отдаленные земли. Эта мера подорвала могущество старых боярских родов. Лишила их основы могущества – земли.
Для переселения людей из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер было создано особое войско – опричники.
Задача опричников, образно говоря, состояла в том, чтобы «все вынюхивать» и «грызть измену», «выметая ее метлой».
Мысленно нарисуйте себе внешний вид опричников.
Догадайтесь, какие предметы опричники привязывали к седлу, чтобы символизировать свое предназначение?
Рассматривают слайд с изображением опричников.
Опричники наводили ужас не только этими символами, но также и цветом своей одежды, цветом коней, и конской сбруи. Назовите этот цвет, цвет смерти.
Скажите, какое чувство вызвало у вас описание внешнего вида опричника (восторг; удивление; равнодушие; беспокойство; тревога; печаль; стыд; жалость; возмущение; гнев; испуг; возмущение и т.д.)
Учащиеся записывают определение :
Опри́чник — телохранитель, человек, состоящий рядах опричного войска, то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным
Учитель. Итак, ребята, а теперь давайте вместе выясним, а каковы причины и цели опричнины
Ведя Ливонскую войну за выход к побережью Балтийского моря, Иван Грозный не встречал поддержки у многих бояр. Даже некоторые члены Избранной рады настаивали завершить войну. Под влиянием этих настроений царь заключил перемирие. Но после неудач русских войск Иван IV многое припомнил своим боярам и причинами военных поражений в Ливонской войне, считал предательство и измены своего окружения. Хотя главной причиной военных поражений была неподготовленность России к войне
?:В чем обвинил царь бояр и некоторых членов Избранной рады?
(Причинами военных поражений в Ливонской войне, считал предательство и измены своего окружения)
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Урок по истории для 7 класса по теме : «Опричнина»
Тема урока : Опричнина
Цель: рассмотреть понятие «опричнина», цели, основные события и последствия опричнины.
Тип урока : урок общеметодологической направленности
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; способствовать нравственному самоопределению личности, умению оценивать чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению личности.
Метапредметные: формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: развитие речи; формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания; обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умения находить решение на проблемный вопрос
Предметные: овладение целостными представлениями об опричнине; выделять из него необходимую информацию; развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты из фильмов и извлекать из них необходимую информацию; овладение понятиями опричнина, земщина, опричник.
Методы обучения : эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод ролевой игры.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, раздаточные материалы, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски, карточки с заданиями для работы в группах, тесты, «новгородская грамота».
Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.
Сообщение о готовности класса
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Здравствуйте ребята, рад вас видеть. Сегодня мы с вами перенесемся в 16 век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.
3) Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы
Работа по индивидуальным карточкам у доски
А для этого давайте вспомним основные моменты правления Ивана IV.
Кто хорошо знает даты идёт к доске и работает с датами, 2-ой ученик должен выбрать реформы «Избранной рады».
На доске 1 ученик «Напишите даты»
Годы правления Ивана Грозного?
Год венчания на царство?
Год создания Судебника Ивана IV?
Год создания Земского собора?
На доске 2 ученик «Выберите реформы Избранной рады»
Создание Земского собора.
Введение уроков и погостов.
Создание стрелецкого войска.
А пока ребята работают у доски, давайте с вами вспомним:
— Что такое «Избранная рада?- неофициальное правительство 1547-1560гг
— Кто входил в состав «Избранной рады»? ( слайд 3)
— Как звали мать Ивана Грозного ( Елена Глинская)
-Как звали ближайшего советника царя, ушедшего в Литву ( Андрей Курбский)
Проверка заданий у доски
Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске.( оценить и поставить оценку)
Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства. В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ .
Реформа _ преобразование, вводимое законодательным путем .
В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством
Проблемный вопрос Псковский летописец писал : « Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».
Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?
А вы знаете, что такое опричнина?
Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?
3)Постановка цели и задач урока.
Тема урока «Опричнина».
Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? ( Что такое опричнина)
Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.
Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины.
Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?
На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Решение учебной задачи через включение нового материала
Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…
А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1
О чём говорилось во втором послании?
Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
— предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
— учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.
Записать в тетрадь определение опричнина и земщина
В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Давайте запишем годы опричнины в рабочие тетради.
В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной.
Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной.
Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.
Итак, р ебята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться?
(Укрепить свою власть хотел. Приструнить бояр. Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств.)
В это время Россия участвовала в Ливонской войне, о которой вы узнали на предыдущем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения.
Цели опричнины (зачитывают по 1 цели)записать в тетрадь
Установление неограниченной власти царя
Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)
Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)
Сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)
В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?
Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульчиков и передавайте это послание из рук в руки стоя, это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в рукахи прикоснуться к истории.
Начинаем мы опять по истории шагать
Чтобы всем понятно стало
Потрудились мы не мало
Поднимаем руки мы по команде « раз»
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два»
В это время играет Песня Федора Басманова (главы опричников) с опричниками (из к/ф «Иван Грозный» С.Эйзенштейна)
Вы услышали Песню Федора Басманова (главы опричников) (из к/ф «Иван Грозный» С.Эйзенштейна)
Ребята, так это же новгородская грамота!
«Польскому королю Сигизмунду Августу.
Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе»
Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на новгород? ( из-за измены новгородцев)
Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами они действовали?
Это мы можем узнать поработав с уч-ком стр 84
По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы. Прибыв в Новгород, царь с сыном Иваном начал суд над новгородцами, подозреваемыми в измене. Ежедневно к ним доставляли от пятисот до тысячи обреченных, которых пытали, жгли каким-то огненным составом, затем привязывали головой или ногами к саням и волокли на берег Волхова, откуда бросали с моста в незамерзшую реку. Жен и детей их, связанных по рукам и ногам также бросали в реку. Чтобы никто не мог спастись, по реке с рогатинами, копьями, баграми и топорами плавали в лодках воины государя, добивая тех, кто еще был жив. Убийства продолжались около шести недель. После царь подверг город общему грабежу и разорению. Погибло множество жителей. По разным источникам погибло от 5 до 20 тысяч человек. Богатейший город России пришел в запустение.
Работа с документом. ( парная работа) Причитайте документы и подчеркните в тексте кто же был жертвами опричного террора?
Документ 1( раздать )
1570г. – страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных, а среди них были и представители руководства опричного войска, бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей.
Ответы учащихся: против князей, бояр, духовенства, посадских людей, крестьян и холопов, представителей опричного войска. Убивали не только предполагаемых противников, но и их жен и детей.
Вывод Т.О. жертвами были представители всех сословий. В те страшные времена, когда человек любого положения был беззащитен и неуверен, будет ли он жив завтра.
6) Первичное закрепление.
Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?
Давайте, выделим последствия опричнины и поработаем в группах.
Слайд 11 Задание карточки
Тяжёлый экономический кризис «-«
Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»
Укрепление обороноспособности государства «+»
Помогла утверждению крепостного права,
т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день. «-«
Называть положительные последствия опричнины.
Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?
В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой.
Т.е., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.
Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина»
После того как ребята выполняют тест
А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга. (в это время появляются ответы на экране). Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Если у вас будут ошибки, ничего страшного, ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится.
А) 1613-1645 Б) 1565-1572 В) 1558-1583
2. Иван Грозный разделил территорию государтсва на 2 части. На какие?
А) уроки и погосты Б) полюдье и повоз В) опричнину и земщину
3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?
А) преданность царю Б) жестокость В) с тем, что они едут на охоту
4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины
А) царь хотел царь больше вольностей боярам Б) укрепление власти царя и централизация государства
В) ослабление государства
А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями
Б) территория, которой управляли бояре В) имя собаки Ивана Грозного
(Осуществляют взаимоконтроль через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему).
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) Слайд 13
Оценивание результатов работы учеников на уроке
Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали знатоками темы «Опричнина»
Ребята, спасибо вам за урок!
Подпишите свои тесты и, уходя, положите их мне на стол. Заранее спасибо.