Что такое опрос в статистике
Правда о соц. опросах (ВЦИОМ) не более 15 минут
Если вы читаете данный пост, вероятно вы уже слышали:
«Добрый день! Меня зовут: Как-нибудь. Я представляю Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ»/ представляю Службу опросов населения »
Наверняка Вам интересно будет узнать откуда появился Ваш номер в их базе и какую цель они преследуют.
Информация из википедии гласит:
«Всероссийский центр изучения общественного мнения, ВЦИОМ (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская государственная исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству. «
Однако не сбивайтесь с толку, компания может быть и государственная, сам ген. директор Валерий Федоров высказался о задачах этой конторы:
«Организациям, политикам, бизнесу — нужны успех и победа. В современном мире сложно добиться поставленных целей без надежной информации, верных прогнозов и качественных рекомендаций. Наша миссия — дать эту информацию заказчикам. А их задача — достичь высоких результатов»
Организациям, бизнесам. однако какого рода информация нужна подобным юр. лицам?
К сожалению сам ВЦИОМ непосредственно опросами не занимается, он составляет ТЗ и получает результат опроса.
Для этого есть различные организации, проводящие соц. опрос для разных заказчиков, в том числе и ВЦИОМ.
Примерно так она и выглядит, не удивляйтесь. Если интересно сами можете поиграться, однако доподлинно сказать не могу. Факт, что номера генерируются, из-за этого иногда в системе случается «время неверных номеров». Поэтому не бойтесь, ваши персональные данные никто не слил, НО.
Вот тут мы уже подходим к цели опросов. Думаете пройдя соц. опрос все ваши персональные данные составит номер телефона то вы глубоко ошибаетесь.
По факту вы оставляете:
Возраст
Регион
Населенный пункт
ФИО (возможно только имя)
Образование
Работа
Доход (не всегда спрашивают, зависит от проекта)
Гражданство РФ
Номер телефона
Что произойдет с вашими данными?
Подошли к самому главному, на что вы соглашаетесь. На перепродажу персональных данных третьим заинтересованным лицам. Из-за чего вначале идут критерии отбора, такие как анкетируемый не должен был участвовать в опросах за последний месяц (или 3, или 6). Так же часто нельзя было опрашивать людей работающих в этой же сфере (сопросы, реклама и пр.) и, если опрос про товары, то в сфере производства этих товаров.
К сожалению сами операторы не знают об этом, считая важность своей работы для исследований гос. учреждений и винить их не имеет смысла, как и портить себе нервы. Из-за цели в виде перепродажи персональных данных одного отказа будет мало и вы будете еще долго получать звонки.
-Как избавиться от надоедливых звонков
Самый простой способ согласиться на опрос и сказать, что вы не гражданин РФ и звонков как не бывало. Ибо какой доход можно получить от резидентов иного государства? Или можете сказать возраст до 18, интересна реакция 😂
На ваше мнение наплевать, увы, но это так, и чудес не стоит ждать в этом капиталистическом мире, однако уведомить о новом способе сбора персональных данных я считаю необходимым. Операторов также можно понять, они уверены, что несут благо обществу, ну или хотя бы получают доход для существования, кто знает. Будьте вежливыми и просвещёнными.
Буду рад подписке и рад ответить на ваши комментарии, впереди много интересного, бесплатно и конфиденциально 😉
Способы статистического наблюдения
Статистическая информация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос.
Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т.д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения. Этот способ применяют при наблюдении за вводом в действие жилых домов.
Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статистических формуляров документальный способ дает наиболее точные результаты.
Опрос – это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента.
В статистике применяю следующие виды опросов: устный (экспедиционный), саморегистрация, корреспондентский, анкетный и явочный.
При устном (экспедиционном) опросе специально подготовленные работники (счетчики, регистраторы) получают необходимую информацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксируют ответы в формуляре наблюдения. Устный опрос может быть прямым (когда регистратор встречается лицом к лицу с каждым респондентом) и опосредованным (например, по телефону).
При саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а регистраторы раздают им бланки опросного листа, разъясняют правила заполнения, а затем по окончанию заполнения собирают их.
Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов. Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал является высококачественным, так как не всегда возможно непосредственно на месте проверить правильность полученных ответов.
Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручают специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно. Обычно обратно получают меньше анкет, чем рассылаются. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкетный способ применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты, например при изучении общественного мнения по различным вопросам.
Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например, при регистрации браков, рождений, разводов и т.д.
Что такое опрос в статистике
2.2 жПТНЩ, ЧЙДЩ Й УРПУПВЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС
ч УФБФЙУФЙЛЕ ЙУРПМШЪХАФУС ФТЙ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ ЖПТНЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС:
ћ ПФЮЕФОПУФШ (РТЕДРТЙСФЙК, ПТЗБОЙЪБГЙК);
ћ УРЕГЙБМШОП ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЕ ОБВМАДЕОЙЕ (РЕТЕРЙУШ, ЕДЙОПЧТЕНЕООЩЕ ХЮЕФЩ);
ћ ТЕЗЙУФТЩ.
рП ЧТЕНЕОЙ ТЕЗЙУФТБГЙЙ ВЩЧБЕФ
Б) ФЕЛХЭЕЕ (ОЕРТЕТЩЧОПЕ);
В) РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ (РТЕТЩЧОПЕ);
Ч) ЕДЙОПЧТЕНЕООПЕ (РТЕТЩЧОПЕ).
рП ПИЧБФХ ЕДЙОЙГ УПЧПЛХРОПУФЙ ВЩЧБЕФ: | |
Б) УРМПЫОПЕ; | |
В) ОЕУРМПЫОПЕ, ЙНЕЕФ ТБЪОПЧЙДОПУФЙ: | |
1) ЧЩВПТПЮОПЕ (ЗДЕ ПВУМЕДХЕФУС ОЕЛПФПТБС ЮБУФШ ЗЕОЕТБМШОПК УПЧПЛХРОПУФЙ); | |
2) НЕФПД ПУОПЧОПЗП НБУУЙЧБ (ЗДЕ ЧЕМЙЮЙОБ ЙЪХЮБЕНПЗП РТЙЪОБЛБ СЧМСЕФУС РТЕПВМБДБАЭЕК ЧП ЧУЕН ПВЯЕНЕ); | |
3) НПОПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ (ПВУМЕДПЧБОЙА РПДЧЕТЗБАФУС ПФДЕМШОЩЕ ЕДЙОЙГЩ УПЧПЛХРОПУФЙ, РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ОПЧЩИ ФЙРПЧ СЧМЕОЙК). |
жПТНЩ, ЧЙДЩ Й УРПУПВЩ УФБФЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБВМАДЕОЙС
2 уРЕГЙБМШОП-ПТЗБОЙЪПЧБООПЕ
3 тЕЗЙУФТЩ
1 фЕЛХЭЕЕ
2 рТЕТЩЧОПЕ:
Б) РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ
В) ЕДЙОПЧТЕНЕООПЕ
1 уРМПЫОПЕ
2 оЕУРМПЫОПЕ:
Б) ЧЩВПТПЮОПЕ
В) ПУОПЧОПЗП НБУУЙЧБ
Ч) НПОПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ
1 оЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ
2 дПЛХНЕОФБМШОПЕ
3 пРТПУ:
Б) ЬЛУРЕДЙГЙПООЩК
В) УБНПТЕЗЙУФТБГЙС
Ч) ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙК
З) БОЛЕФОЩК
Д) СЧПЮОЩК
Что такое опрос – определение, методы распростанения и примеры
По результатам опроса строятся правила и руководства управления бизнесом, которые могут быть изменены или исправлены. Этот процесс включает в себя запрос информации у людей, с помощью анкеты, которая может быть как онлайн, так и офлайн. Однако с появлением новых технологий их распространяют онлайн через социальные сети, электронную почту и используя QR-коды.
Что такое опрос?
Опрос — это метод исследования, используемый для сбора данных от определенной группе респондентов. Они могут иметь несколько целей, и исследователи могут проводить их различными способами. В 2021 году исследования имеют высокую популярность, и поэтому нам важно понять преимущества социальных исследований, используя правильный инструмент опроса.
По результатам опроса строятся правила и руководства управления бизнесом, которые могут быть изменены или исправлены. Этот процесс включает в себя запрос информации у людей, с помощью анкеты, которая может быть как онлайн, так и офлайн. Однако с появлением новых технологий их распространяют онлайн через социальные сети, электронную почту и используя QR-коды.
Что такое онлайн-опрос?
Это наиболее удобный способ связаться с респондентами, поскольку он занимает меньше времени, чем традиционный способ сбора информации посредством индивидуального взаимодействия. В качестве стимула для участия в таких онлайн-исследованиях компании предлагают награды, такие как подарочные карты, бонусные баллы, которые впоследствии можно обменять на товары или услуги, бесплатные мили авиакомпаний, скидки на заправках и т.д. Исследования с вознаграждением — это беспроигрышная ситуация как для бизнеса, так и для респондентов.
Ниже основные плюсы онлайн-опросов
В онлайн-исследовании погрешность невелика, так как респонденты регистрируют свои ответы с помощью простых кнопок выбора. Традиционные методы требуют вмешательства человека, и, как показывает практика, это увеличивает погрешность на 10%.
В онлайн-конструкторе компания имеет возможность разработать свою анкету в соответствии с брендом. Использование логотипов и аналогичного цвета и шрифтов бренда дает компаниям преимущество, поскольку респонденты могут лучше общаться с брендом.
Ведущие сервисы по созданию опросов имеют готовые шаблоны, разработанные экспертами, которые облегчают проведение исследований. Они проверены и подойдут для каждой отрасли, что делает исследование еще более эффективным.
Как создать хороший опрос?
Как объяснялось ранее, опрос обычно начинается, когда человек, компания или организация сталкиваются с необходимостью в получении информации, а имеющихся данных недостаточно. Примите во внимание следующие рекомендации:
Опрос не имеет смысла, если цель и результат не запланированы до его создания. Метод и план исследования должны быть представлены в виде практических этапов, а также выборки, запланированной для исследования. Соответствующие методы распределения для этих образцов также должны быть внедрены с самого начала.
Важно всеми возможными способами избегать лишних вопросов. Их объем должен исходить только от тех данных, которые необходимо собрать.
Одним из факторов, который может привести к высокому проценту отсева, является то, что респондент считает язык трудным для понимания. Поэтому крайне важно использовать в опросе легко понятный текст.
Используйте вопросы которые представляют наибольшую ценность для исследования, будучи при этом наиболее простыми для понимания и ответа респонденту. Использование закрытых вопросов или вопросов с множественным выбором, помогает увеличить частоту ответов на опрос.
Если вы используете вопросы по шкале оценок, убедитесь, что шкалы согласованы на протяжении всего исследования. Использование шкал от −5 до +5 в одном вопросе и от −3 до +3 в другом вопросе может сбить респондента с толку.
Логика является одним из наиболее важных аспектов проектирования опроса. Если логика ошибочна, респонденты не смогут закончить опрос желаемым путем. Логика должна быть применена и проверена, чтобы при выборе опции отображался только следующий логический вопрос.
Методы распространения опроса
Вы можете распечатать/опубликовать QR-код в журналах, на вывесках, визитных карточках или на любом другом объекте/носителе. Пользователи с телефоном, оснащенным соответствующим приложением для чтения кода, могут сканировать изображение, чтобы открыть опрос в браузере телефона.
Можно провести опрос по электронной почте, а затем выбрать респондентов для личного интервью. Данные опроса иногда также получаются с помощью анкет, заполняемых респондентами в группах, например, школьным классом или группой покупателей в торговом центре.
Как видите, вы можете использовать один или несколько вышеперечисленных методов, в зависимости от цели исследования и используемых ресурсов. Многие факторы играют определенную роль в способе распространения опросов, таких как стоимость, тип исследования, гибкость вопросов, время для сбора ответов, статистический анализ данных, который необходимо выполнить, и готовность респондента принять участие в исследовании.
Вот несколько качественных русскоязычных сервисов по созданию опросов — Surveysparrow, Webask или Google формы.
2.3. Статистический опрос Понятие и виды статистического опроса
2.3. Статистический опрос
социальных явлений: структуры населения или трудовых ресурсов и ее динамики; уровня жизни, здоровья, культуры, образования населения; общественного мнения, политической жизни.
По формам и условиям обращения к респондентам различают: письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы; цо месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону); групповые и индивидуальные.
Метод опроса используется в следующих случаях: изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации или такие источники вообще отсутствуют; предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания (потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей); в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Область применения опроса
Опрос широко используется в бизнесе, особенно при исследовании потребительского рынка, предпочтений покупателей товаров. Каждая фирма проводит такие опросы. Бывают очень серьезные, основательные опросы, бывают и как бы невзначай сформулированные, но итог этих опросов всегда оказывался очень важным, интересным и неожиданным.
С марта 1995 г. в Российской Федерации проводятся опросы для наблюдения за состоянием социально-трудовой сферы. Опросы проводятся в различных городах дифференцированно по отраслям. Состав предприятий отбирается таким образом, чтобы выборка по своим характеристикам соответствовала профессиональной, социальной и демографической структурам персонала обследуемых предприятий.
Глава 2. Статистическое наблюдение
Цель опроса — получение постоянной и непрерывной информации о изменениях, происходящих на предприятиях, морально-психологическом климате в трудовых коллективах, настроениях людей, их отношении к происходящим в обществе процессам. На основе оперативных данных с целью предупреждения негативных тенденций, ведущих к возникновению очагов напряженности, выявляются не только изменения, происходящие в социально-трудовой сфере, но и факторы, их вызывающие. На основе данных опросов оценивается эффективность и полнота реализуемых законов и нормативных актов по социально-трудовым вопросам.
Основные направления мониторинга — различные стороны качества жизни. Обследования ведутся по трем блокам проблем:
• новые социально-трудовые процессы на предприятиях различных форм собственности и отраслей экономики;
• доходы И уровень жизни работников;
• состояние, условия труда, использование рабочего времени и занятость.
В результате проводимых опросов администрация регионов получает оперативную информацию, дополняющую официальную статистическую. Органы управления располагают не только данными от руководителей предприятий и их отчетами, но и субъективными оценками рядовых работников.
В рамках выполнения Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства Госкомстат России проводил выборочное обследование по изучению социальных процессов в малом предпринимательстве путем анкетного опроса руководителей малых предприятий.
Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации совместно с региональными органами статистики провел выборочное обследование деловой активности промышленных предприятий в области инновационной деятельности. Наряду с оценкой основных итогов инновационной деятельности респондентам предлагалось охарактеризовать состояние, цели и формы сотрудничества с зарубежными фирмами по указанной проблеме. В обследова
2.3. Статистический опрос
нии приняло участие 954 промышленных предприятия 11 отраслей промышленности, различающихся концентрацией численности занятых, организационно-правовым статусом и представляющих около 30 регионов.
Институт стратегического анализа и развития предпринимательства провел оценку спроса в области обучения менеджменту. Целью исследования было выявление образовательных потребностей и спроса на образовательные услуги в области менеджмента со стороны предприятий. Исследователей интересовало, есть ли отличия в образовательных потребностях и в спросе на образовательные услуги в области менеджмента со стороны промышленных предприятий разных регионов России, разных отраслей промышленности, разных размеров и разных форм собственности. Каждый из названных признаков позволил выделить отдельные подгруппы, по которым и проводился сравнительный анализ.
В обследовании приняли участие 204 промышленных предприятия из шести регионов России, а именно: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ижевска, Новосибирска и Владивостока.
В состав выборки были включены средние, крупные и малые производственные и торговые предприятия. Для определения масштабов «серого» бизнеса использовались оценки руководителей предприятий (как экспертов) объемов выполненных работ, которые не оформляются договорами, счетами или иным законодательно предусмотренным способом.
Проведение обследования показало:
1) значительная часть деятельности частного бизнеса является «теневой», т.е. не отображается в отчетности предприятий. Средневзвешенное значение доли теневого оборота составляет около 30%;
Глава 2. Статистическое наблюдение
2) основой для расширения теневого оборота вольно или невольно становятся, прежде всего, кризисные предприятия;
3) уровень теневой деятельности предприятий тесно связан с их структурой расчетов: чем выше в среднем доля альтернативных расчетов (прежде всего, расчетов наличными), тем более значительным может быть серый бизнес.
В качестве основных факторов, способствующих расширению теневой деятельности в частном бизнесе, можно выделить следующие:
• стремление руководителей предприятий, считающих налоги слишком высокими и прямо препятствующими их развитию, снизить налогооблагаемую базу для аккумулирования инвестиционных ресурсов;
• необходимость осуществления «неформальных» затрат для нормального ведения бизнеса, в частности, в связи с коррумпированностью властных структур, а также весьма высоким криминальным фондом;
• стремление повысить реальные доходы занятых на предприятии;
• наличие значительного количества кризисных предприятий и, главное, длительность того времени, в течение которого они пребывают в тяжелом состоянии и «адаптируются» путем расширения теневой деятельности;
• распространенность расчетов наличными вследствие низкой платежной дисциплины, сложность практического исполнения арбитражных решений, недостаточная надежность региональных банковских систем;
• низкая динамичность процессов перетока ресурсов с кризисных предприятий на благополучные, прежде всего в виде неиспользуемых помещений, что обусловливает большие масштабы аренды помещений в сочетании с «неформальностью» заключаемых при этом договоренностей.
Для анализа развития рынка, его состояния важное значение имеют опросы рыночных агентов (продавцов, покупателей, торговых посредников).
• факторы, влияющие на выбор поставщика;
• степень удовлетворенности потребности в товаре (для потребителей с целью оценки емкости спроса);
• факторы, ограничивающие сбыт продукции;
? • доля на рынке различных каналов приобретения (спроса) товара;
• использование различных цен для разных покупателей;
• предполагаемый рост цен в ближайшем будущем;
2.3. Статистический опрос
• оценка знания рынка агентами;
• возможность смены покупателей (поставщиков) фирмы.
Важной областью статистических опросов представляется обследование населения по проблемам занятости. Работы в этом направлении начаты в 1991 г. в рамках реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Первое полномасштабное обследование проведено по состоянию на последнюю неделю октября 1992 г. Было опрошено около 580 тыс. чел. в возрасте 15-72 лет, что составило 0,55% численности населения этого возраста.
Постановлением Госкомстата России от 5 февраля 1997 г. № 8 утверждено Положение о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости, которое регламентирует основные методологические и организационные принципы формирования домашних хозяйств, проведения опроса, обработки данных. В Положении приведены методологические понятия и определения, используемые при проведении статистических обследований рабочей силы и обобщении их результатов.
Выборочные обследования населения по проблемам занятости проводятся во всех республиках, краях, областях, автономных областях и округах Российской Федерации с целью получения данных о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы, изменении состояния рынка рабочей силы.
Обследование проводится по состоянию на критическую (обследуемую) неделю. Критической (обследуемой) неделей устанавливается третья неделя месяца, намеченного для проведения обследования.
Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства, отдельные лица, проживающие в этих домашних хозяйствах. Частное домашнее хозяйство составляют лица, которые проживают совместно и обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.
Частное домохозяйство может состоять из одного человека, т.е. лица, проживающего в отдельном помещении или части жилого помещения, обеспечивающего себя всем необходимым для жизни и не объединяющего средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении. Лица, сни
Глава 2. Статистическое наблюдение
мающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными частными домохозяйствами. При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно проживающие в нем, включая и тех лиц, которые в отчетный период и период обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства) и лица без гражданства.
Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит большую часть своего времени постоянно (обычно). Это место может совпадать или не совпадать с его юридическим постоянным местом жительства (где человек прописан или зарегистрирован).
Минимальный возраст для измерения экономической активности населения — 15 лёт, максимальный 72 года.
Для создания надежной основы сравнительного анализа как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным субъектам Российской Федерации устанавливается размер выборки, равный в целом по России 0,15% численности населения в возрасте 15—72 лет. По отдельным субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора.
Информационной базой для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств служат материалы всероссийской переписи населения. Если между всероссийскими переписями населения проводится 5%-ная микроперепись, то основа выборки обновляется, и выборка домашних хозяйств для проведения обследования населения по проблемам занятости формируется на базе материалов микропереписи населения.
Для формирования выборочной совокупности применяется двухступенчатая выборка. На первой ступени отбираются портфели (счетные участки переписи). На второй ступени в отобранных счетных участках случайно отбираются семьи (единицей отбора являются переписные листы, составленные на семью).
Организация проведения обследования на региональном уровне осуществляется территориальными органами государственной статистики в соответствии с методологическими рекомендациями, разработанными Госкомстатом России, во взаимодействии с органами правопорядка и службы занятости. Обследование проводится путем опроса населения и записи сведений в карточку на помещение и анкету. Карточка на помещение ведется в территориальных органах государственной статистики и представляет собой список всех лиц (независимо от возраста, включая лиц моложе 15 и старше 72 лет), постоянно прожи
2.3. Статистический опрос
вающих в помещении, отобранном для проведения обследования. Список лиц актуализируется в ходе каждого обследования (каждой волны обследования), проводимого по отобранному адресу. В карточке на помещение по каждому лицу указываются следующие сведения: номер домохозяйства; порядковый номер лица в карточке; фамилия, имя, отчество; дата рождения; пол; порядковый номер проводимого по данному адресу обследования (волны обследования); информация об участии в обследовании.
В анкете обследования содержатся следующие основные учетные признаки, по которым разрабатывается информация:
а) демографический фон: общее число членов домохозяйств, пол, возраст, семейное положение, родственные отношения в домохозяйстве, гражданство, уровень образования;
б) занятость: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась; поиск или готовность к дополнительной работе;
в) признаки, характеризующие основную работу: вид экономической деятельности, занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество привлекаемых наемных работников для работодателей; нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше нормальной продолжительности рабочей недели; постоянная, временная занятость;
г) сведения о второй работе: наличие более одной работы, классификация по статусу, вид экономической деятельности, постоянная, временная работа, количество фактически отработанного времени на дополнительных работах;
д) поиск работы: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе в течение ближайших двух недель; характер работы, к которой незанятый готов приступить; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице;
е) прошлый опыт работы: наличие когда-либо ранее работы у незанятых, профессия или должность по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости; причины, по которым незанятые оставили последнее место работы; наличие специальности (профессии) у незанятых, не имеющих опыта работы;
ж) сведения об экономически неактивных лицах: причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе; социальный статус.
Опрос населения начинается в первый понедельник после критической (обследуемой) недели и проводится интервьюерами пугем не
Глава 2. Статистическое наблюдение
посредственного посещения домашних хозяйств. Ответы на вопросы анкеты могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домашнего хозяйства в случае отсутствия респондента в момент опроса.
Респонденты, принимавшие участие в предыдущих обследованиях, могут быть опрошены по телефону. При проведении опроса по телефону ответы на вопросы анкеты должны быть получены только от самого респондента.
В процессе компьютерной обработки материалов обследования на региональном уровне создаются следующие базы данных:
• индивидуальных данных обследованных лиц;
• домашних хозяйств, участвующих в обследовании;
• агрегированных данных по основным учетным признакам обследования.
На федеральном уровне формируются базы:
• индивидуальных данных обследованных лиц;
• агрегированных данных по основным учетным признакам обследования;
• стандартизированных таблиц публикационных бюллетеней. Бланки анкет с основными учетными признаками обследования
на бумажном носителе сохраняются до момента выбытия домашнего хозяйства из выборки и затем уничтожаются.
При заполнении анкеты используются понятия и определения, разработанные с учетом рекомендаций Международной организации труда (МОТ), резолюции, относящейся к международной классификации статуса занятых, принятой 15-й Международной конференцией статистиков труда (1993).
Экономически активное население — часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В численность экономически активного населения включаются лица, занятые экономической деятельностью, и безработные.
Различают «население, активное в данный период (рабочая сила)» и «обычно активное население». Население, активное в данный период (рабочая сила), включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые удовлетворяют требованиям отнесения к занятым и безработным в течение краткого периода времени, например недели (текущая активность).
К занятым экономической деятельностью относятся лица, которые в рассматриваемый период:
2.3. Статистический опрос
• выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения вознаграждения или дохода за свою деятельность;
• временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни, работы по специальному графику, нахождения в резерве (такое имеет место на работе на транспорте), установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин;
• выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. Лица, владеющие собственным предприятием или собственным
делом и работающие на нем, но в рассматриваемом периоде на работе отсутствовавшие по любой причине, считаются занятыми, если в период их отсутствия предприятие (дело) продолжало функционировать. Лица, участвующие по направлениям центров занятости в оплачиваемых общественных работах, считаются занятыми. Неоплачиваемые работающие члены семьи, участвующие в деятельности семейного предприятия, но в рассматриваемый период не выполнявшие на предприятии никакой работы, не считаются «временно отсутствовавшими» и не учитываются в числе занятых.
Не считаются занятыми экономической деятельностью лица, обучающиеся в дневных учебных заведениях, включая военное училище и военную академию, в аспирантуре, докторантуре дневной формы обучения.
К безработным относятся лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период удовлетворяли следующим критериям:
• не имели работы (доходного занятия);
• занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
• были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.
При отнесении к безработным должны быть одновременно соблюдены все три критерия, перечисленные выше.
Глава 2. Статистическое наблюдение
При проведении обследования населения по проблемам занятости и измерении безработицы критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе, критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие обследуемой неделе, критерий готовности приступить к работе — две недели после обследуемой недели. Несмотря на то что каждый критерий имеет собственные временные пределы, показатель безработицы относится к обследуемой неделе.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
‘ К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:
• не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение двух недель после рассматриваемого периода) и не продолжали дальнейшего ее поиска;
• не имели работы, были готовы приступить к работе, но не искали работу, так как ожидали начала сезона;
• не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение.
Для лиц, организующих собственное дело, периодом поиска работы считается деятельность до регистрации предприятия. Деятельность после регистрации предприятия считается занятостью на собственном предприятии. В случаях, когда коммерческая деятельность организуется без формальной регистрации, моментом перехода от поиска работы к самой работе является готовность получить и выполнить первый заказ, или момент поступления финансовых ресурсов, или момент окончания подготовки производственной среды.
При измерении текущей активности населения отнесение лиц к занятым, безработным и экономически неактивным в данном периоде (обследуемой неделе) производится с применением правил приоритетности: занятости отдается предпочтение перед безработицей, а безработице — перед отсутствием экономической активности.
Показатель «обычно активное население» относится к преобладающему статусу лиц в течение более длительного периода времени, например года. Обычно активное население включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности,, у которых в течение отчетного года суммарная продолжительность занятости и безработицы была 26 недель и более. При этом определение вида активности лица в каждую конкретную неделю производится в рамках концепции измерения текущей активности и неделей занятости считается работа хотя бы один час в неделю.
2.3. Статистический опрос
Обычно активных лиц можно отнести или к занятому населению, или к безработным в зависимости от того, были ли они преимущественно занятыми или преимущественно безработными в течение периода, когда считались активными. К числу лиц, основным видом активности которых в течение года была занятость, относятся все обычно активные лица, которые в течение года были больше недель заняты, чем без работы.
К числу лиц, основным видом активности которых в течение года была безработица, относятся все обычно активные лица, которые в течение года были больше недель без работы, чем заняты, В случаях, когда в течение года периоды занятости и безработицы равны, следуя правилу приоритетности, предпочтение отдается занятости.
Уровень экономической активности — доля численности экономически активного населения в общей численности населения, измеренный в процентах.
Уровень безработицы — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения, измеренный в процентах.
Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) — промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы.
Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с момента начала поиска работы до момента трудоустройства, и продолжительность незавершенной безработицы — время с момента начала поиска работы до момента фиксации безработицы.
Экономически неактивное население — лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми или безработными в течение рассматриваемого периода. Различают «население, не активное в данный период», — применительно к краткому периоду времени (неделе) и «население, обычно неактивное», — применительно к более длительному периоду, например году.
Население, не активное в данный период? включает всех лиц возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в данный период (обследуемую неделю) не включены в состав рабочей силы.
Население, не активное в данный период (обследуемую неделю) и не входящее в состав рабочей силы, в зависимости от соответствия критериям поиска работы и готовности приступить к работе группируется следующим образом:
• лица, которые хотят работать, готовы приступить к работе, но в рассматриваемый период не ищут работу;
Глава 2. Статистическое наблюдение
• лица, которые хотят работать, ищут работу в рассматриваемый период, но не готовы приступить к работе;
• лица, которые хотят работать, но в рассматриваемый период работу не ищут и не готовы приступить к работе;
• лица, которые не хотят работать.
Выделяются следующие причины экономической неактивности: посещение дневных отделений учебных заведений; выход на пенсию, в отставку; по состоянию здоровья; выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи; отчаялись найти работу после длительных поисков; не знают, как и где искать работу; другие причины.
Экономически неактивное население, исходя из социального статуса, делится на следующие категории:
• студенты и учащиеся дневной формы обучения;
• пенсионеры по возрасту и на льготных условиях;
• пенсионеры по инвалидности;
• получатели дохода от собственности;
• домашние хозяева и другие родственники, отвечающие за уход за домом и детьми;
• прочие (все остальные лица, не попадающие ни под одну из перечисленных выше категорий).
Население, обычно неактивное, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, основным статусом которых в течение отчетного года не была ни занятость, ни безработица, т.е. лиц, у которых количество недель неактивности в отчетном году превышало 26 недель.
Объектом при классификации статуса занятых является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени. Работы классифицируются с учетом явного или подразумеваемого трудового договора лица с другими лицами или организациями.
Основными критериями при определении классификационных групп служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над предприятием и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь.
Классификация статуса занятых предусматривает следующие группы: работающие по найму; работающие не по найму, из них: работодатели, самостоятельно занятые, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые семейные работники.
Классификационные группы определены исходя из различия между «работой по найму» и «работой на собственном предприятии» с учетом одного или нескольких аспектов экономического риска или
2.3. Статистический опрос
характера власти, которую явный или подразумеваемый трудовой договор дает лицам или которой договор обязывает подчиняться.
Работа по найму — это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещение, которые использует лицо в процессе труда, могут принадлежать другим лицам. Деятельность работника может осуществляться под непосредственным контролем владельца или лиц, определенных владельцем и работающих у него по найму.
Лица, работающие по найму, или наемные работники, — это лица, которые выполняют работу, определенную как «работа по найму».
Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками. К наемным работникам также относятся лица, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел.
Наемные работники распределяются на подгруппы: гражданское население; военнослужащие. К военнослужащим относятся лица, имеющие воинское звание и находящиеся на действительной военной службе по контракту или призыву. К военнослужащим не относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел в качестве рядового или начальствующего состава, которым присвоены специальные звания милиции, внутренней службы, юстиции. Военнослужащие, проходящие обучение в военных учебных заведениях дневной формы обучения, не считаются занятыми.
В зависимости от характера договора наемные работники делятся на следующие группы:
• временные работники или работники, нанятые на сезонные работы;
• работники, выполняющие работу по контракту на определенный период времени;
• работники, выполняющие работу по договору на определенный объем работ.
Работающие не по найму — это лица, которые выполняют работу, определенную как «работа на собственном предприятии». Эта группа объединяет работодателей, самостоятельно занятых лиц, членов производственных кооперативов, неоплачиваемых семейных работников.
Глава 2. Статистическое наблюдение
Работала собственном предприятии (собственном деле) — это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лицо принимает производственные решения, относящиеся к деятельности предприятия (собственному делу), или делегирует эти полномочия, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия (собственного дела).
К работодателям также относятся лица, занятые коммерческой деятельностью без образования юридического лица, профессиональной деятельностью или ремеслом на индивидуальной основе и постоянно использующие труд наемных работников. К работодателям могут быть отнесены лица, работающие в акционерном обществе, где они самостоятельно или совместно с другими членами семьи либо с одним или несколькими работающими в этом акционерном обществе партнерами располагают решающей долей собственности, и имеющие право от имени организации заключать договоры с другими организациями, нанимать или увольнять лиц, работающих по найму в этой организации.
Самостоятельно занятые — это лица, самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход и не нанимающие наемных работников на постоянной основе. Все деловые партнеры в этом случае являются лицами, самостоятельно занятыми. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.
Члены производственных кооперативов — лица, работающие на собственном предприятии-кооперативе, производящем товары и услуги, где каждый имеет равные с другими членами права при решении вопросов организации производства, инвестирования и распределения дохода между членами организации.
В соответствии со ст. 107 Гражданского кодекса Российской Федерации производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
2.3. Статистический опрос
Неоплачиваемый семейный работник (неоплачиваемый работник семейного* предприятия) — это лицо, работающее в качестве помогающего без оплаты на предприятии, принадлежащем родственнику, как проживающему, так и не проживающему в одном с ним домашнем хозяйстве. Эти работники не могут считаться партнерами, так как сте-/ пень их участия в работе предприятия незначительна по сравнению с участием главы предприятия.
Лица, выполняющие работы по договорам подряда и другим гражданско-правовым договорам, которые они заключили с юридическим или физическим лицом, могут быть отнесены к наемным работникам, если выполняемая ими работа может быть классифицирована как «работа по найму», к самостоятельно занятым или работодателям, если исходя из характера и условий выполнения работа в большей степени соответствует «работе на собственном предприятии (в собственном деле)».
Классификацию статуса занятых можно условно применять к безработным. В данном случае критерием для классификации является характер прежней выполняемой работы, если она имелась, или характер работы, которую безработный ищет, если он ранее не работал.
Для лиц, занятых экономической деятельностью и имеющих в рассматриваемый период более одной работы (доходного занятия), определяется основная работа и дополнительная работа. Основная работа (доходное занятие) — это та работа, которую лицо само считает для себя основной, или та, на которой отработано большее количество часов, или та, которая приносит наибольший доход. Другая работа, которую данное лицо имело в рассматриваемом периоде, считается дополнительной. Второй или дополнительной работой не считается работа на другом предприятии в случаях, предусмотренных родом деятельности по основному месту работу, т.е. командировки, выполнение сельскохозяйственных работ по направлению предприятия и т.п., а также работа на приусадебном участке для удовлетворения собственных нужд, а не для продажи на сторону, производство ремонтных работ, производство одежды, обуви, мебели и т.п. для удовлетворения нужд своего домашнего хозяйства, а не для продажи на сторону.
Если респондент работал по основному месту работы больше времени, чем установленная нормальная продолжительность для данного вида работ (т.е. полторы ставки), в этом случае основной считается работа в пределах нормальной продолжительности для данного вида работ. Работа, выполняемая сверх нормальной продолжительности рабочего дня, считается дополнительной.
Неполная видимая занятость отражает недостаточный объем занятости. Измеряется двумя показателями: число неполностью занятых лиц и масштабы видимой неполной занятости.
Глава 2. Статистическое наблюдение
К неполностью занятым относятся лица наемного труда или занятые на собственных предприятиях как работающие, так и отсутствующие на работе, которые были вынуждены работать в данный период меньше времени в неделю, чем установлено распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников, или меньше, чем обычно, в связи со снижением спроса на продукцию или услуги, отсутствием клиентов, заказов и т.д., искали дополнительную работу или были готовы работать больше в течение отчетного периода.
Количество неполностью занятых лиц объединяет следующие категории работников:
• лица, работающие «с неполной рабочей неделей» или «с неполным рабочим днем» по условиям трудового договора в связи с тем, что не смогли найти работу на большее количество времени;
• лица, переведенные на неполную рабочую неделю по инициативе администрации (работодателя) или вынужденные перейти на неполную рабочую неделю по причине спада экономической активности;
• лица, находящиеся в отпусках по инициативе администрации.
Масштабы (объемы) видимой неполной занятости —• это суммарное время, имеющееся для дополнительной занятости в рассматриваемом периоде применительно к каждому неполностью занятому и исчисленное в часах, днях или в условных лицах, приведенных к полному рабочему времени. Ниже приведена форма анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости:
Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости
Заполняется на лиц в возрасте Утверждена постановлением
15-72 лет Госкомстата России
2,3. Статистический опрос
Вся сообщенная Вами информация рассматривается как конфиденциальная и будет использована только для статистического анализа по проблемам занятости № Респон- Респон- Респон- Респон- Респон- Переход ГШ. дент № 1 дент №2 дент №3 дент №4 дент №5 к
вопросу СВЕДЕНИЯ О РЕСПОНДЕНТАХ ЗАПОЛНЯЕТСЯ СЧЕТЧИКОМ 99. Порядковый номер 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 опрашиваемого лица в карточке на помещение 98. Пол: мужской 1 1 1 1 1 _ 1 женский 2 2 2 2 2 — 1 1 Сколько полных лет Вам Г 1 I 1 1 1 1 1 1 | 1 I 1 1 1 исполнилось? — 2 2 Ваше состояние в браке Состою в зарегистрированном браке 1 1 1 1 1 — 3 Состою в незарегистрированном браке 2 2 2 2 2 — 3 Вдовец, вдова 3 3 3 3 3
ГШ. Респондент № 1 Респондент №2 Респондент №3 Респондент №4 Респондент №5 Переход к
вопросу 7 Возможно Вы выполняли какую-нибудь неоплачиваемую работу на предприятии, принадлежащем кому-либо из Ваших родственников?
-28 ОСНОВНАЯ РАБОТА (ПРОЧИТАЙТЕ ВСЛУХ) Следующие вопросы будут касаться той работы, которую Вы считаете основной Рабочее время 9 Какова нормальная (обычная) продолжительность рабочей недели в часах на Вашей основной работе?
ЗАПОЛНЯЕТСЯ СЧЕТЧИКОМ Респондент на обследуемой неделе отработал: 0 0 0 0 0 — 11-2 140
143 № пп. Респондент № 1 Респондент №2 Респондент № 3 Респондент №4 Респондент №5 Переход к
вопросу по контракту на определенный период времени
по договору на определенный объем работы 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 — 17
— 17 17 Какова основная направленность деятельности предприятия, организации либо подразделения, на котором Вы работали на обследуемой неделе, или собственного дела? — 18 ‘ Респондент № 1 Респондент № 2 Респондент № 3 Респондент № 4 Респондент № 5
145 № пп. Респондент № 1 Респондент №2 Респондент ИвЗ Респондент №4 Респондент №5 Переход к
вопросу 23 Была ли Ваша вторая работа:
постоянной на неопределенный срок
сезонной, временной, случайной
по контракту на определенный период времени
— 24 24 Какова основная направленность деятельности предприятия, организации либо подразделения, на котором Вы работали на обследуемой неделе, или собственного дела — 25 Респондент № 1 Респондент № 2 Респондент № 3 Респондент № 4 Респондент № 5
больше часов на настоящей работе 1 1 1 1 1 — 43 10-3476
Глава 2. Статистическое наблюдение Респон- Респон- Респон- Респон- Респон- Переход ГШ, дент № 1 дент №2 дент №3 дент №4 дент №5 к
(МОЖНО ОТМЕТИТЬ НЕСКОЛЬКО ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СПОСОБОВ ПОИСКА РАБОТЫ)
148 Глава 2. Статистическое наблюдение № Респон- Респон- Респон- Респон- Респон- Переход пп. дент дент дент дент дент к № 1 №2 №3 №4 №5 вопросу 34 Назовите, пожалуйста, основную причину, по которой Вы не искали работу в последнее время? (УКАЖИТЕ ТОЛЬКО ОДНУ ПРИЧИНУ)
а) действуют решительно;
б) те, кто хочет власти, должны пользоваться моментом;
в) ведут себя подобно зеркалу, позволяя другим отражать свою энергию.
в) нелицеприятные факты из их жизни;
г) сформулируйте сами,
4. Чтобы научиться руководить, требуется целая жизнь: смешно воображать, что кто-нибудь так сразу сможет разумно и самостоятельно распоряжаться:
б) печально, но факт;
5. Опытный руководитель достигает успеха только потому, что полностью сосредоточен на конкретном результате:
в) сформулируйте сами, что необходимо для достижения руководителем успеха.
6. Худший из руководителей — это:
б) тихий, незаметный человек;
в) тот, кто не внушает доверия.
7. Какой, по-Вашему, наиболее оптимальный возраст для женщины-руководителя?
Проанализируем структуру анкеты. Перед конкретными вопросами мы видим некоторое вступление, в котором сформулированы цели и задачи исследования. Вступление не содержит обращения к респонденту, в котором анкета должна расположить респондента давать честные ответы на все вопросы, не оговаривается анонимность. Вероятнее всего, это из-за того, что анкета напечатана в газете и, следовательно, доступна любому читателю. Да и читатель ответит на вопросы анкеты лишь в случае его личной заинтересованности. Таким образом, респондент заинтересован в честном результате, так как делает это лично
Глава 2. Статистическое наблюдение
для себя. Авторы посчитали необязательным, да и ненужным говорить об анонимности анкеты и честности ответов. В целом вступление вполне можно назвать вводной частью, которая указывает на цель исследования.
Обратимся непосредственно к вопроснику — основной части анкеты. Все задаваемые вопросы являются по содержанию вопросами об оценках и мнениях по поводу каких-либо фактов, событий и утверждений. По структуре анкета содержит как закрытые, так и открытые вопросы. Открытый вопрос 7-й, т.е. респондент сам формулирует ответ. К закрытым отнесем 2-й, 4-й, 6-й вопросы, так как эти вопросы содержат перечень вариантов, приемлемых для отвечающего. Вопросы 1-й, 3-й и 5-й совмещают оба типа вопросов. По форме все вопросы являются прямыми, они касаются существующей ситуации. В анкете нет косвенных вопросов, где бы ситуация предполагалась, наоборот, даются конкретные утверждения.
Итак, вопросы соответствуют целям и задачам исследования, о которых говорилось в водной части. Каждый вопрос самостоятелен, формулировка — четкая. Анкета содержит всего семь вопросов. Авторы не подталкивают респондента к тому или иному ответу, что соответствует правилам анкетирования. В целом анкета достаточно корректна.
Ниже приведены анкеты, разработанные студентами в ходе проведения статистических исследований:
1. Абитуриент в зеркале статистики.
2. Студент в зеркале статистики.
Абитуриент в зеркале статистики Анкета
Здравствуй, здравствуй, милый друг! Оглянись скорей вокруг. Сколько-интересных дел Ты еще не разглядел. Предложить хотим мы, братцы, Вам с анкетой пообщаться И ответить без проблем На вопросы разных тем. Суеверье позабудьте И усидчивыми будьте, Отвечайте на вопрос Без запинок и всерьез!
1. Для начала узнаем, кто же Вы?
2.3. Статистический опрос
2. Напишите дату вашего рождения (число, месяц, год):_
3. Если не секрет, на какое направление Вы хотите пойти?
4. Семья, в которой Вы живете, полная (есть и мать и отец):
5. Сколько у Вас братьев, сестер?
7. Какую музыку Вы предпочитаете?
8. Как Вы относитесь к наркотикам?
10. Платите ли Вы за проезд, если у Вас нет проездного?
11. Проранжируйте по степени убывания важности для Вас:
12. Вы считаете себя коммуникабельным?
13. Вы интересуетесь политикой?
Глава 2. Статистическое наблюдение
14. Увлекаетесь ли Вы просмотром сериалов?
15. Что для Вас означает учеба в вузе?
16. Где Вы хотите работать после окончания вуза?
17. Что Вы считаете главным в жизни?
18. Считаете ли Вы себя расистом?
19. Как Вы оцениваете свой характер?
20. Как по-Вашему, у Вас много настоящих друзей?
21. Как Вы оцениваете свою способность общения с противоположным полом?
22. Вопрос молодым людям. Есть ли у Вас девушка, если «да»-, то сколько?
24. Когда мне исполнится 18, я:
2.3. Статистический опрос 159
25. Я представляю себя человеком, который:
26. Какой фактор стал решающим при выборе данного вуза?
27. Ваша национальность_
28. Как Вы относитесь к спорту?
29. Вы оцениваете доход своей семьи как:
30. Если Вам очень нужны будуг деньги, Вы согласитесь:
32. Каким недвижимым имуществом обладает Ваша семья?
33. Сколько автомобилей у Вашей семьи?
34. Вы не едите мясные блюда, потому что:
35. Ваши карманные деньги появляются из:
Глава 2, Статистическое наблюдение
36. Какая сумма денег у Вас обычно лежит в кошельке?
37. Где Вы обычно приобретаете одежду?
38. Какие сигареты Вы предпочитаете?
40. Пойдете ли Вы на платное отделение, если не поступите на бюджетное?
41. Будете ли Вы заниматься с репетитором?
42. Каким видом транспорта Вы предпочитаете пользоваться?
43. Где Вы отдыхали прошлым летом?
44. Каков среднемесячный доход на одного члена Вашей семьи (в руб.)?
45. Каков Ваш личный среднемесячный заработок (в руб.)?_
46. Если не секрет, где Вы учитесь?
47. Какой уклон в Вашем классе?
48. Напишите номер вашего учебного учреждения:_’
2.3. Статистический опрос
49. Как Вы оцениваете знания, полученные Вами в школе (лицее, техникуме и т.д.), необходимые для сдачи вступительных экзаменов?
50. Назовите Ваши любимые предметы:
51. Как часто Вы посещаете школу (техникум, гимназию и т.д.)?
52. Что заставляет Вас учиться?
53. Ваша активность на уроках:
54. Как Вы относитесь к домашней работе?
55. Является ли перемена между занятиями для Вас «смыслом жизни»?
56. Как Вы считаете, возможно ли участие в развлекательных мероприятиях во время учебного процесса?
57. Ваша самооценка:
Глава 2. Статистическое наблюдение
58. Наиболее часто получаемые Вами оценки:
59. Занимаетесь ли Вы дополнительной подготовкой?
60. На что Вы рассчитываете при поступлении?
61. Как Вы оцениваете атмосферу в Вашем учебном коллективе:
62. Какое место в Вашей жизни занимают книги?
Студент в зеркале статистики Анкета
В наш век движений и забот Нетрудно потеряться, И что не знаешь ты себя, Уже пора признаться. Тебе попробуем помочь Получше разобраться: Кто ты и как себя вести, Как мир душевный обрести. Анкету заполняй смелей! И будь с собою честен! Как любишь время провести, Чтоб было интересней?
А может, ты в душе поэт?
А может, композитор?
Свои амбиции открой,
Анкету не считай игрой.
Ты на анкету дай ответ,
В вопросе каждом есть секрет.
И если честно отвечать,
Секреты можно разгадать.
Тебе желаем мы удачи —
Настрой хороший много значит.
1. Для начала определим, к какой половине человечества ты принадлежишь:
2. Как давно ты появился на свет?_
3. А теперь попробуй-ка вспомнить, какой национальности?_
4. Веришь ли ты в существование Бога?
2.3. Статистический опрос
5. Посещаешь ли ты какие-нибудь религиозные собрания?
6. Где ты жил до того, как поступил в университет?
7. Где ты живешь, когда учишься?
? живешь в общежитии
? живешь с родителями
8. Где ты учился до того, как поступил на наш факультет?
9. Есть ли у тебя парень (девушка)?
10. Если есть, то сколько?_
11. Есть ли у тебя строгий наблюдатель в лице мужа или жены?
12. Имеешь ли ты детей?
13. А домашних животных?
14. Норки роет в лесу барсук, а как ты проводишь свой досуг (твое хобби)?
15. Твое жизненное кредо:
? пьянству бой — завтра утром снова в бой;
? работа не волк — в лес не убежит;
? пришел, увидел, победил;
? тише едешь — дальше будешь;
? не имей 100 рублей, а имей 100 друзей;
? человек человеку — волк;
16. Какая музыка тебя «прикалывает»?
17. Волнует ли тебя возня на нашей политической кухие?
18. Кто из политиков тебе наиболее симпатичен?_
19. Хочешь ли ты связать свою жизнь с политикой?
20. Считаешь ли ты себя спортивным человеком?
21. Что ты читаешь, когда тебя мучает интеллектуальный голод?
22. Что подтолкнуло тебя к поступлению на финансовый факультет?
? желание иметь много денег
? желание помочь России встать на ноги
? желание учиться на престижном факультете
23. При чтении каких дисциплин 1,5 часа проходят для тебя наиболее безболезненно? (в порядке убывания)
Глава 2. Статистическое наблюдение
А ТЕПЕРЬ О НАБОЛЕВШЕМ
25. Как ты обеспечен учебной литературой?
26. Помогают ли тебе выданные учебники?
27. Сколько и каких оценок ты получил в зимнюю сессию?
29. Как ты ощущаешь себя среди нас?
30. Хотелось бы тебе сделать жизнь факультета более интересной?
31. Какие развлекательные программы ты хотел бы видеть, чтобы твой «кислотно-щелочной баланс» был в порядке?_
32. Источники твоего дохода:
33. Сколько тебе нужно, чтобы весело прожить месяц?_
34. На что в основном ты тратишь свою стипендию? (помни, лучше горькая правда, чем ложь)_
35. Совмещаешь ли учебу с работой?
36. Какое «достижение НТР» позволяет тебе добраться до университета?
37. Был ли ты искренен с нами в своих ответах?
38. Тебе понравилась наша анкета?
Зарубежный опыт бизнес-обследований
В международной практике в течение последних 40 лет широко применяется аппарат бизнес-обследований. Первые бизнес-обследования были проведены в Европе, вначале в Германии №0 Институтом (1949), а затем ШБЕЕ во Франции и ІБСО в Италии. Сегодня бизнес-обследования проводятся более чем в 50 странах мира. Быстрое распространение бизнес-обследований в 50-е годы привело к тому, что в 1961 г. Генеральный директорат по экономическим и финансовым
делам Комиссии Европейского сообщества на основе консультаций с национальными экспертами разработал единую европейскую гармонизированную программу проведения бизнес-обследований. Необходимость создания подобной программы была продиктована выработкой общего европейского взгляда на данную проблему.
В 1960 г. в Мюнхене был организован Центр международных исследований по изучению экономических тенденций (СШЕТ). Каждые два года Центр проводит конференции по обмену опытом проведения обследований бизнес-тенденций и использования их результатов. На конференциях присутствует около 100 различных организаций, проводящих обследования. В соответствии с методикой бизнес-обследования респондентам предлагается оценить фактическое и ожидаемое изменение основных показателей хозяйственной деятельности в рамках альтернатив «увеличение — уменьшение», «улучшение — ухудшение», «осталось на том же уровне». Кроме того, респонденты отвечают на вопросы, связанные с выявлением факторов, ограничивающих деятельность их структур, и на ряд других «качественных» вопросов.
Одним из основных преимуществ подобных обследований хозяйственной деятельности является их оперативность. Результаты обследований доступны в более короткие сроки, чем те, что получаются с помощью традиционных статистических методов. Другое важное преимущество состоит в том, что исследования хозяйственной деятельности представляют информацию в областях, зачастую не охваченных количественной статистикой. Однако надо четко оговорить, что данные бизнес-обследований служат лишь дополнением к официальным статистическим источникам, хотя в ряде случаев даже полностью их замещают. Например, при проведении обследований промышленных предприятий регулярно собирается информация об уровне загрузки производственных мощностей, запасах готовой продукции, факторах, ограничивающих производственную, инвестиционную и инновационную деятельность, общей экономической ситуации на предприятии и ряде других показателей.
Важнейшей целью проведения подобных исследований является совершенствование экономического анализа и прогнозирования. Полученные прогнозные данные имеют высокую степень надежности, поскольку они охватывают предметы, хорошо знакомые опрашиваемым лицам, и узкий временной интервал. Тот факт, что в результате исследований собирается информация по ожидаемому изменению ос-новных»ключевых переменных, делает их практически приемлемыми в качестве опережающих индикаторов. В табл. 2.5 представлен пример анкеты бизнес-обследования.
Глава 2. Статистическое наблюдение
Анкета бизнес-обследования 1. Офъем производства (по отношению к предыдущему периоду) Тенденция
Без изменений Ниже 2. Спрос на продукцию предприятия Уровень
Выше нормального1 уровня Нормальный уровень Ниже нормального уровня 3. Финансово-экономическая ситуация Очень хорошая 1 2 3 4 5 Очень плохая
4. Обеспеченность производственными мощностями относительно ожидаемого в ближайшие 6 месяцев спроса на продукцию предприятия Более чем достаточно
Недостаточно 5. Численность занятых на предприятии (чел.) На момент обследования Не
более100 101-1000 1001— 5000 5001-10 000 Свыше 10 000 6. Уровень загрузки производственных мощностей предприятия, % Не
более 30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 Свыше 90 1 Нормальный — с точки зрения субъективных представлений респондентов при оценке данного показателя. Анкета может быть заполнена любым менеджером, информированным о текущем состоянии дел фирмы, поскольку содержит в основном качественные вопросы. Количественные вопросы касаются исключительно информации, хорошо известной руководителям фирм, например: среднесписочная численность, объем продукции, загрузка производственных мощностей, сроки обеспеченности портфелем заказов.
Основу гармонизированной европейской анкеты составляют следующие вопросы (табл. 2.6).
При всех вопросах, касающихся оценок изменения прошлого по отношению к настоящему и настоящего по отношению к будущему, используется градуировка по трем категориям: плюс, равно, минус. Все вопросы, связанные с изменениями прошлого по отношению к настоящему, должны касаться одного периода (месяца, квартала или полугодия); все прогнозируемые величины следует оценивать на соот
Глава 2. Статистическое наблюдение
ветствующий период или на трех-четырехмесячной основе, если в тексте не указывается иное. Вся запрашиваемая информация должна иметь лишь качественный характер (за исключением отдельных показателей, о которых говорилось выше). Не следует допускать смешивания качественных и количественных масштабов измерения.
Результаты обзоров выражаются в виде разницы между долями положительных и отрицательных ответов (так называемое балансовое соответствие), и полученные данные ограничены диапазоном плюс или минус 100%. Например, для вопроса с тремя вариантами ответа может быть установлено следующее:
плюс — процент положительных ответов (повышение, выше обычного);
равно — процент ответов, соответствующих серединному варианту ответа (без изменений, как обычно);
минус — процент отрицательных ответов (понижение, ниже обычного).
Целесообразность проведения подобных исследований обусловила необходимость создания отечественной системы бизнес-обследований в Центре экономической конъюнктуры. В настоящее время на регулярной основе проводятся обследования предпринимательских намерений в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, оптовой торговле, а также в банковском и страховом секторах и в инновационной сфере. В начале 1997 г. в четырех регионах России проведено пилотажное обследование потребительского сектора.
Обследования базовых предприятий промышленности проводятся ежемесячно; по промышленности в целом — ежеквартально; строительных организаций, организаций оптовой торговли и в инновационной сфере — ежеквартально; в банковском и страховом секторах — два раза в год. Обследования промышленных предприятий, строительных организаций, организаций оптовой торговли и инновационной деятельности проводятся через региональные комитеты государственной статистики, остальные опросы руководителей — методом прямого респондирования из Центра экономической конъюнктуры. Процедура проведения обследований выглядит следующим образом (на примере промышленности в целом и базовых промышленных предприятий).
Обследование промышленных предприятий (ежеквартально): рассылка анкет примерно в 30 региональных статистических комитетов в начале отчетного квартала;
рассылка анкет из статистических комитетов на конкретные предприятия, участвующие в опросе, в конце первого — начале второго месяца отчетного квартала;
2.3. Статистический опрос
заполнение анкет руководителями предприятий и передача их в статистические комитеты в середине отчетного квартала;
получение первичных анкет Центром в середине — конце последнего месяца отчетного квартала;
обработка результатов, подготовка информационного и аналитического материалов в первом месяце следующего за отчетным квартала.
Обследование базовых промышленных предприятий (ежемесячно):
заполнение анкет предприятиями на 15-е число отчетного месяца;
передача итогов по каналам связи из регионов в Главный вычислительный центр Госкомстата России в конце отчетного месяца;
подготовка ГВЦ итогов на федеральном уровне и передача их в Центр экономической конъюнктуры 2-4 числа следующего за отчетным месяца;
подготовка Центром итогового информационно-аналитического материала 10-13 числа для представления в Правительство России, заинтересованные организации, общественности через органы СМИ.
Следует отметить, что краткие итоговые материалы в форме сборников и таблиц передаются на предприятия и в организации, участвовавшие в опросе, что дает возможность заинтересовать респондентов в дальнейшей работе по бизнес-обследованиям.
Представляет интерес статистическое обследование бездомных во Франции, проводимое с 1993 г. Цель — выявить не только масштабы роста численности бомжей, но и те категории населения, которым угрожает бездомность.
Анкета включала вопросы по следующим темам:
демографические характеристики бомжей;
история их жизни, в том числе в семье;
прошлое и нынешнее положение с жильем;
нынешние связи с семьей;
наличие дипломов или профессиональной подготовки; источники финансовых средств.
В развитии феномена бездомности играет роль целый комплекс факторов как общеэкономического (кризис, безработица, структурная перестройка промышленности и т.д.), так и индивидуального характера (низкий уровень профессиональной подготовки, психологические особенности личности и т.д.). К этому следует доба-? вить отсутствие дешевого жилья и достаточных материальных ресурсов, ослабление и разрыв семейных связей и другие. Многие причины и факторы бездомности коренятся еще в детстве.
- Что такое декольте в одежде
- Что такое оксиды основания кислоты соли химия 8 класс