Что такое опс в армии
Психолог в армии. Тестирование призывников
Каковы задачи профессионального психологического отбора?
В общем виде задачи ППО можно определить как выявление характерных для призывника устойчивых базовых психологических свойств и соотнесение их с профессионально важными качествами, которые требуются для успешного прохождения военной службы на воинских должностях («командных», «операторских», «связи и наблюдения», «водительских», «специального назначения», «технологических»).
Личностные свойства призывника изучаются для уточнения его пригодности к обучению определённой воинской специальности. Изучение ведётся по трём основным направлениям: психологическому, социально-психологическому и психофизиологическому.
По итогам ППО психологом выносится одно из следующих заключений о пригодности призывника к конкретным воинским должностям: I категория – рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям выбранной специальности; II категория – в основном соответствует; III категория – минимально соответствует и допускается при недостатке кандидатов; IV категория – не соответствует и не рекомендуется для обучения по данной специальности.
Полученные в военкомате результаты ППО используются при последующем распределении военнослужащих в учебных соединениях и воинских частях.
Принцип этичности – один из наиболее важных аспектов ППО, он вытекает из общепризнанных прав человека: психолог в военном комиссариате использует полученные сведения только в служебных целях и не допускает разглашения. Заключение о профессиональной пригодности к службе на определённых воинских должностях сообщается обследуемому в беседе с ним, но при этом подчёркивается узкая направленность оценки на конкретные воинские специальности и в конкретный период времени. Важно, чтобы отрицательное заключение не рассматривалось как приговор о полной профессиональной непригодности и как общая негативная оценка человека. Вообще проведение ППО – достаточно деликатный процесс, в ходе которого психологу необходимо создать атмосферу открытости, доброжелательности и доверия.
Методы обследования
Перед проведением тестирования психолог проводит вводный инструктаж, после чего необходимо убедиться в том, что все задания поняты правильно и что мотивация у обследуемых призывников конструктивная, иначе исследование не имеет смысла. В редких случаях такая мотивация отсутствует (возможен отказ от тестирования либо несерьёзное отношение со стороны отдельных обследуемых), тогда перед психологом встаёт задача мотивировать призывников на проведение обследования. В ряде случаев у тех обследуемых, которых приходилось мотивировать дополнительно, результаты тестов оказывались выше, чем у остальных. Однако трудно сказать однозначно, действительно ли повышалась направленность на военную службу или проявлялся феномен позитивной саморепрезентации: возможно, психолог становился для этих обследуемых референтным лицом. Другая проблема – неправильное понимание смысла вопросов или сложности с их интерпретацией – возникает в тех случаях, когда обследуемые стесняются обращаться к психологу за разъяснением.
Индивидуальное собеседование проводится с каждым призывником в свободной форме и направлено на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. До начала беседы психологу целесообразно ознакомиться с документами призывника и отметить те факты, которые требуют внимания или уточнения. При проведении собеседования задаются в произвольной последовательности вопросы, касающиеся нервно-психической устойчивости, воинской профпригодности и общих познавательных способностей. Эффективность во многом определяется способностью психолога расположить к себе собеседника: он должен почувствовать искренний интерес к себе; недопустимо строить беседу в форме допроса. Важно помнить, что задача психолога – не только получить ответ, но и оказать положительное воздействие на собеседника, так как его отношение к военной службе ещё только формируется, и любая деталь может оказаться значимой, особенно для эмотивных личностей. Структура беседы примерно следующая: вводная часть – установление контакта, создание доверительной атмосферы, если нужно – снятие ситуативного напряжения; основная часть – получение необходимой для ППО информации; заключительная часть – уточнение наиболее важных деталей. В процессе беседы желательно выявить, насколько молодой человек способен реально оценивать свои способности и возможности: самооценка, помимо адекватной, может оказаться завышенной или заниженной. Завышенная самооценка проявляется в излишней самоуверенности, хвастливости, частом «яканье»; заниженная самооценка сопровождается неуверенностью, фрустрированностью, застенчивостью, тревожностью.
Наблюдение за поведением обследуемого призывника в процессе проведения ППО включает оценку моторики, различных эмоциональных проявлений, отдельных высказываний, а также целенаправленный анализ поведения с целью обнаружения индивидуально-психологических особенностей личности. Так, наблюдение даёт дополнительную информацию о характере, мышлении, уровне развития. Устанавливается, легко ли молодой человек вступает в беседу, как понимает вопросы, насколько логичны и адекватны ответы, велик ли его словарный запас, какова скорость, правильность и выразительность речи. Фиксируются и анализируются особенности поведения: сдержан юноша или демонстративен, присуща ли ему обидчивость, робость, развязность, суетливость, как выражены вегето-сосудистые реакции.
В процессе наблюдения фиксируются единичные признаки недостаточной сообразительности и низких когнитивных способностей: молодой человек задает вопросы не по существу (иногда нелепые), у него на лице написано недоумение, растерянность, ответы на вопросы демонстрируют примитивность суждений, во время тестирования он делает попытки записывать инструкции психолога, обратиться за разъяснениями к соседу.
Отдельные признаки низкой направленности на службу и снижения дисциплины могут проявляться в репликах во время ППО, шумном поведении, элементах шутовства, фамильярности. Иногда проявляются внешние признаки эмоциональной неустойчивости: изменения мимики, тревожность, озабоченность, напряжения мышц, резкость движений, хрипота или заикание, вопросы и ответы, чрезмерно эмоционально окрашенные.
Наблюдение также помогает определить «лучших» кандидатов на службу: они не задают лишних вопросов, выполняют задания спокойно и самостоятельно, следуют инструкциям чётко и быстро, реагируют адекватно обстоятельствам.
Результатом ППО является комплексное заключение о профессиональной пригодности призывника, которое интегрирует уровень общих познавательных способностей, нервно-психическую устойчивость и военно-профессиональную направленность.
Оценка общих познавательных способностей (ОПС)
Это наиболее простое звено в процедуре ППО, так как данные тестов и беседы дают достаточно чёткие результаты, не зависящие от искренности обследуемого. В случае сомнений психолог задает дополнительные вопросы на темы ОПС. Целью дополнительного обследования может стать выявление лиц с повышенной утомляемостью при незначительных тестовых нагрузках либо с отсутствием элементарных знаний школьной программы. В отдельных случаях у призывников встречается непонимание таких понятий, как «процент», «радиус», «корень»; некоторые обследуемые не читают художественной и научно-популярной литературы, плохо понимают смысл пословиц, басен, поговорок. Это в основном характерно для молодых людей из семей с педагогически несостоятельными родителями, в которых снижен общий культурный уровень.
Большинство призывников при обследовании показывает нормальный уровень ОПС. Однако распространённое явление – недостаточный словарный запас, употребление речевых штампов, примитивность высказываний и нелогичность суждений. Кроме того, обследуемые могут невнимательно читать, не до конца понимать смысл вопросов, неправильно их интерпретировать при вполне нормальном уровне ОПС, поэтому по ходу беседы целесообразно убедиться в правильности понимания вопросов.
Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ)
Она проводится с целью раннего выявления состояний психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения.
Это основное направление психологического обследования в военном комиссариате при проведении ППО.
Диагностика НПУ – сложная задача, так как всегда трудно определить, являются ли проявленные признаки неустойчивости свойством личности молодого человека или реакцией на незнакомую обстановку. Уровень НПУ – не абсолютно стабильное, навсегда данное человеку свойство; это совокупность врождённых и обусловленных влиянием внешней среды свойств личности.
При проведении ППО психолог ориентируется на 4 уровня НПУ: высокий – соответствует повышенным требованиям к психическому здоровью; хороший – нервно-психические срывы маловероятны; удовлетворительный – срывы вероятны при значительных психических и физических нагрузках, в экстремальных ситуациях; неудовлетворительный – высокая вероятность срывов, признаки психической неустойчивости.
Отрицательными признаками, выявляемыми в процессе ППО, могут быть: плохие взаимоотношения в семье и коллективе, преобладание подавленного или беспричинно приподнятого настроения, навязчивые мысли и движения, тяжёлые переживания даже по незначительным поводам, колебания эмоционального фона, излишняя тревожность, отсутствие дружеских контактов, несоблюдение общепринятых норм поведения, ипохондрия, частые конфликты с окружающими и другие. Важно своевременно отличить асоциальный тип личности, у которого нет проблем с НПУ, от типа личности с явно сниженной социальной адаптацией и низким уровнем НПУ.
При диагностике НПУ правильное понимание вопросов должно быть предметом пристального внимания психолога. Так, непонимание обследуемых вызывают словосочетания: «подавленное настроение», «обречённый человек»; пропускается частица «не»; смысл утверждения «Мои руки ловкие» истолковывается как склонность к воровству.
Не менее серьёзная задача – построить обследование таким образом, чтобы получить искренние правдивые ответы. С этой целью психологу желательно задавать вопросы в скрытой форме или косвенно, например: «Как Вы относитесь к участию в уличных драках и скандалах?» Причиной неискренних ответов может быть стремление дать социально желаемые ответы, показать себя с наилучшей стороны; конформизм, выражающийся в подсознательном стремлении следовать «общепринятым стандартам»; демонстративность личности, при желании получить одобрение психолога или показать свою исключительность. В то же время абсолютно искренние ответы могут быть вызваны полным безразличием к обследованию и свидетельствовать об отсутствии конструктивной мотивации у обследуемых. В тестировании НПУ предусмотрена шкала искренности, дающая дополнительную информацию. При наличии любых сомнений в правильности диагностики психологу необходимо задать уточняющие вопросы. В целом НПУ большинства призывников находится на хорошем уровне.
Оценка военно-профессиональной направленности (ВПН)
Она предусматривает распределение призывников по конкретным воинским специальностям, а также позволяет составить представление о направленности на военную службу в целом. О высокой направленности призывника свидетельствует положительное отношение к службе, желание приобрести конкретную специальность за время ее прохождения, наличие определённой жизненной стратегии и реальной цели. Большинство призывников, прошедших мероприятия ППО, готовы проходить службу вдали от дома, с пониманием относятся к необходимости подчиняться в соответствии с воинскими уставами.
Отдельные призывники (имеющие негативный опыт социализации в семье и учебных заведениях либо склонные к ипохондрии) высказали тревожное и негативное отношение к службе, что может затруднить их контакты во время прохождения службы. Именно поэтому на данном этапе психологу важно выявить личностно-эмоциональные девиации и факты педагогической запущенности. О низкой направленности на службу может свидетельствовать нежелание проходить службу и обучаться конкретным специальностям, а также отрицательное отношение к необходимости подчинения. Об этом же свидетельствует легкомысленное отношение к обследованию, нарушения норм поведения в момент обследования, полная пассивность в отношении к собственной судьбе (такой молодой человек чаще всего нигде не работает и не учится). Отрицательными признаками также являются: низкая дисциплинированность, высокая конфликтность, безответственность, отсутствие реальных жизненных планов. Во всех перечисленных случаях перед психологом помимо фиксации уровня ВПН встаёт задача проведения профориентационной беседы, повышающей мотивацию и направленность призывника с учётом его индивидуальных особенностей. При этом со стороны психолога полностью должна исключаться негативная оценка личностных особенностей призывника и любая критика в его адрес: помочь может только доброжелательное отношение, а не «навешивание ярлыков».
Отдельно оценивается направленность призывника на конкретные воинские специальности: он будет комфортнее себя чувствовать и сможет полнее проявить себя там, где мотивация будет оптимальной. Разумеется, психологу необходимо учитывать помимо мотивации объективные данные: овладение сходной гражданской специальностью, состояние здоровья, характеристики с места работы или учёбы, личностные особенности.
О высокой направленности на специальности класса «командные» свидетельствует дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы на руководящих должностях, а также ярко выраженные лидерские качества. Не следует направлять на такие должности призывников, склонных к пассивному поведению и подчинению. Низкая направленность может подтверждаться документами с места работы или учёбы, в которых встречается характеристика «ведомый член коллектива», «поддающийся чужому влиянию»; сведения о том, что при хорошей успеваемости такие молодые люди являются плохими организаторами и не способны отвечать за результат коллективной деятельности.
Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрирует наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Отрицательными данными является неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация.
Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (все виды борьбы, плавание, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Отрицательные данные для такой специальности – отсутствие склонности к силовым и подвижным видам спорта, апатия, невысокие физические и моторные данные, а также повышенная уступчивость в межличностных и внутригрупповых отношениях.
Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности, помимо сходных гражданских специальностей (водитель, крановщик, тракторист, механик, автослесарь и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой. В характеристиках с мест учёбы могут быть указания на низкую успеваемость именно по техническим дисциплинам, может отсутствовать выраженный интерес к своей гражданской специальности, например, при беседе у призывника может быть выявлено полное отсутствие интереса к техническим специальностям и элементарных навыков по ремонту техники. По этой причине психологу следует детально изучать способности и склонности, а не просто ориентироваться на наличие сходного профессионального образования.
Особую актуальность ППО приобретает потому, что зачастую до военной службы профотбор не проводился, в связи с чем профессиональная и социальная адаптация молодого человека может быть существенно осложнена. В ряде случаев психологу в военкомате приходится иметь дело с педагогической запущенностью, с нарушением нормальных отношений в семье и школе. При этом ППО не разделяет людей на «плохих» и «хороших», а показывает картину социально-психологического распределения представителей молодого поколения, которое представляет интерес не только для армии, но и для общества в целом.
Результаты психологического обследования в военном комиссариате расшифровка
Отчет по производственной практике в военном комиссариате
Для успешного выполнения заданий необходимо:
1. Внимательно слушать инструкцию к каждой методике и объяснение руководителя. Если после объяснения задания возникают вопросы, поднимите руку – Вам будут даны дополнительные разъяснения.
2. Строго выполнять все команды. Карандаши (или ручки) и бланки можно брать только по команде руководителя. К выполнению заданий следует приступать по команде «Начать работу!» и заканчивать по команде «Закончить работу!». После этой команды карандаши (или ручки) кладутся на стол.
Нарушение этих команд будет считаться недостатком Вашего внимания.
3. Работать нужно самостоятельно. Не разрешается обращаться за помощью к товарищам, разговаривать, отвлекать других от работы. Если вопрос возникает непосредственно в процессе выполнения задания, необходимо поднять руку, к Вам подойдут и помогут.
Всего Вы будете выполнять три методики.
4. Ваши ответы и результаты обследования следует фиксировать только на регистрационных бланках, которые лежат на левой стороне стола. В буклетах с заданиями никаких пометок делать нельзя.
У кого есть вопросы по общему порядку работы, поднимите руку».
Далее руководителем обследования даются ответы на возникшие у кандидатов вопросы.
Перед проведением обследования по каждой методике руководитель зачитывает следующие инструкции:
1. Для методики «S — тест».
«Возьмите первый регистрационный бланк, на котором написано «S – тест», и карандаш (или ручку).
Вверху бланка в соответствующих строках четко и разборчиво печатными буквами напишите номер рабочего места, дату обследования, свою фамилию, первые буквы имени и отчества и дату рождения (пауза).
Рассмотрим пример выполнения заданий методики «S – тест» с помощью демонстрационного плаката, где изображен рисунок, соответствующий фигурам первой страницы регистрационного бланка. Перед Вами образцы четырех геометрических фигур, пронумерованных цифрами 1, 2, 3, 4. Необходимо в уме определить частью какой из этих фигур является каждый фрагмент в рядах, расположенных ниже изображений, и зачеркнуть под фрагментом цифру, которая обозначает номер образца. Первый фрагмент соответствует первой фигуре, поэтому у себя в регистрационном бланке под первым фрагментом зачеркните цифру 1. Второй фрагмент соответствует четвертой фигуре, зачеркните под ним цифру 4. Теперь Вам дается одна минута на тренировку, продолжайте, не спеша, выполнять задание, потому что эта часть работы не будет учитываться в зачетной оценке».
Через минуту подается команда:
«Карандаши (ручки) положить! Приготовиться к выполнению задания! Задание следует выполнять максимально быстро, но без ущерба для правильности.
Перевернуть регистрационные бланки. Начать работу!».
Через пять минут подается команда:
«Закончить работу! Положить регистрационный бланк на правый край стола».
2. Для методики «Краткий ориентировочный тест (КОТ)».
«Возьмите регистрационный бланк к опроснику «ВПП» и методику «КОТ». В левом верхнем углу бланка в соответствующих строках четко и разборчиво печатными буквами напишите номер рабочего места, дату обследования, свою фамилию, имя и отчество (полностью) и дату рождения (год, месяц, число).
Вам предложено 50 заданий, они требуют от Вас внимания и собранности. Время для ответов ограничено. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, не теряйте много времени на обдумывание какого-нибудь одного вопроса. Ответы отмечайте в регистрационном бланке, зачеркивая соответствующую букву (демонстрируется регистрационный бланк).
Страницу без команды не переворачивать!
Рассмотрим образцы заданий и правильные ответы на них (используется демонстрационный плакат или пояснения на учебной доске):
ПРИМЕР №1. Слово БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:
А – тяжелый, В – упругий, С – скорый, D – легкий, Е – медленный.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: под буквой «Е»
ПРИМЕР №2. Масло стоит 44 рубля за литр. Сколько стоит 2,5 литра масла?
Ответы: А – 100 руб., В – 110 руб., С – 130 руб., D – 150 руб., Е – другое.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: под буквой «В» (т.е. 110 руб.)
ПРИМЕР №3. МИНЕР и МИНОР. Эти два слова являются:
А – сходными, В – противоположными, С – ни сходными, ни противоположными по значению.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: «С».
Если Вам не все понятно, вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста на них отвечать не будут.
После команды «Начать работу» переверните страницу и начните работать.
Через 15 минут, также по команде «Закончить работу», прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку. ЖДИТЕ КОМАНДЫ. У кого есть вопросы?».
3. Для методики «Опросник военно-професиональной пригодности (ВПП)».
Возьмите регистрационный бланк к опроснику «ВПП» и методике «КОТ»
Вам предстоит ответить на ряд вопросов, касающихся Ваших склонностей, интересов, особенностей характера, которые сформулированы в виде утверждений.
Вы должны либо согласиться, либо не согласиться с каждым утверждением. Ваше согласие или несогласие может быть выражено категорически («совершенно верно», «совершенно неверно») или более мягко («скорее всего, верно», «скорее всего, неверно»).
Ваши ответы отмечайте в регистрационном бланке (демонстрируется регистрационный бланк), зачеркивая одну из четырех цифр, обозначающих:
0 – совершенно неверно (никогда не бывает, не может быть);
1 – скорее всего, неверно (почти никогда не бывает, маловероятно);
2 – скорее всего, верно (бывает довольно часто, весьма вероятно);
3 – совершенно верно (всегда, очень вероятно).
Вы должны ответить на все вопросы. Когда закончите работу, положите карандаш и поднимите руку».
В процессе психологического и психофизиологического обследования руководитель подает соответствующие команды, по секундомеру контролирует время выполнения методик и ведет наблюдение за обследуемыми.
Завершив обследование и собрав регистрационные бланки, руководитель организует их обработку с использованием ключей.
Обработанные регистрационные бланки подшиваются в личные дела призывников.
Перед медицинским освидетельствованием в день явки граждан на заседание призывной комиссии проводится их дополнительное обследование по экспресс-анкете «Прогноз» (см. Приложение 7) в целях уточнения уровня нервно-психической устойчивости.
Перед проведением обследования по каждой методике руководитель зачитывает следующую инструкцию:
«Перед Вами анкета, состоящая из 84 вопросов (утверждений). Прочитайте последовательно каждый из них и решите, какой ответ – «да» или «нет» более точно для Вас характеризует. Если вы отвечаете на вопрос «да», то необходимо поставить знак «+» в пустой клетке справа от номера вопроса, если «нет», то следует поставить знак «-» в пустой клетке справа от номера вопроса. Работайте самостоятельно, не тратьте слишком много времени на обдумывание вопросов. Все ответы должны быть искренними. Если у кого-нибудь возникнут вопросы, поднимите руку».
Завершив обследование и собрав регистрационные бланки, руководитель организует их обработку с использованием «ключей». Обработанные регистрационные бланки подшиваются в личные дела призывников.
2.3. Вынесение заключения о профессиональной пригодности граждан, подлежащих призыву на военную службу.
При первоначальной постановке граждан на воинский учет заключения об их профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям выносятся на основе профессиональной пригодности к классам основных сходных воинских должностей.
Профессиональная пригодность граждан к классам основных сходных воинских должностей: «Командные», «Операторские», «Связи и наблюдения», «Водительские», «Специального назначения» и «Технологические» определяется на основании значений в баллах по 10-бальной шкале (в стэнах) показателя общих познавательных способностей – «ОПС», нервно-психической устойчивости – «НПУ», показателей отдельных профессионально важных качеств, с учетом заключений по результатам социально-психологического изучения и в следующей последовательности:
1. После обработки по «ключам» заполненных регистрационных бланков методик психологического и психофизиологического обследования результаты тестирования в виде «сырых» баллов заносятся в соответствующие графы и строки листа результатов, затем «сырые» баллы переводятся по таблице 5 (см. Приложение 8) в баллы по 10-балльной шкале (в стэны), которые также заносятся в соответствующие графы и строки листа результатов.
2. Для определения показателя общих познавательных способностей – «ОПС» баллы в 10-балльной шкале (в стэнах), показателей методик «КОТ-S» и «S — тест» суммируются. Сумма балов (стэнов) также переводится по таблице 5 в баллы по 10-балльной шкале (в стэны), которые заносятся в соответствующие графу и строку листа результатов.
Общие познавательных способности в зависимости от величины показателя ОПС, оцениваются как «высокие» – 8 –10 баллов по 10-балльной шкале (в стэнах), «хорошие» – 6 – 7 баллов, удовлетворительные — 4 – 5 баллов, неудовлетворительные 1 — 2 балла.
3. Для определения показателя нервно психической устойчивости «НПУ» «сырые» баллы по шкале «НПУ» опросника ВПП переводятся по таблице 5 в баллы по 10-балльной шкале (в стэны), которые и определяют величину показателя «НПУ».
Значения показателей НПУ, скорректированные с учетом данных социально-психологического изучения, оцениваются по 10-балльной шкале (в стэнах) по четырем уровням: 9 – 10 баллов высокая нервно-психическая устойчивость, 6 – 8 баллов – хорошая нервно-психическая устойчивость, 3 – 5 баллов – удовлетворительная нервно-психическая устойчивость и 1 – 2 балла – неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость.
Далее по таблице 7 (см. Приложение 10) также в баллах по 10-балльной шкале (в стэнах) определяется «Показатель профессиональной пригодности (ПП)» в зависимости от «Промежуточного показателя профессиональной пригодности (пп)», и значения показателя «Н», отражающего направленность на военную службу в целом, и заносится в лист результатов.
5. Для определения уровней выраженности отдельных профессионально важных качеств, обусловливающих профессиональную пригодность к военной службе в целом и к классам основных сходных воинских должностей: «Командные», «Операторские», «Связи и наблюдения», «Водительские», «Специального назначения» и «Технологические», значения показателей выраженности отдельных профессионально выраженных качеств по шкалам опросника ВПП: «Н», «К», «Оп», «Св», «В», «СН» и «Т», в баллах по 10-балльной шкале (в стэнах) переводится по таблице 8 (см. Приложение 11). На пересечении значений показателя (ПП) и соответствующих значений показателей «Н», «К», «Оп», «Св», «В», «СН» и «Т» (скорректированных с учетом результатов социально-психологического изучения) определяется категории профессиональной пригодности к подготовке и военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей).
6. Заключение о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям в общественных объединениях учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования выносится на основании определения принадлежности военно-учетных специальностей к классам основных сходных воинских должностей и определения по таблицам 6-8 соответствующих категорий профессиональной пригодности.
Категории профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям (классам основных сходных воинских должностей) заносятся римскими цифрами в строку «При первоначальной постановке на воинский учет» раздела «Заключение о категориях профессиональной пригодности» листа результатов.
При первоначальной постановке граждан на воинский учет заключения об их профессиональной пригодности к обучению в военно-учебных заведениях выносятся по таблице 9 (см. Приложение 12) на основании значений промежуточного показателя профессиональной пригодности (пп) в баллах по 10 – бальной шкале (в стэнах), учитывающего общие познавательные способности и нервно-психологическую устойчивость, и значений показателей «Н» в баллах по 10 – бальной шкале (в стэнах), учитывающего совместно с результатами социально-психологического изучения направленность на военную службу в целом.
Категория профессиональной пригодности заносится римскими цифрами в строку «При первоначальной постановке на воинский учет» графы «ВОУПО» листа результатов.
>Психолог в армии. Тестирование призывников
Методы обследования
Тестирование в военном комиссариате проводится с применением тестовой батареи, в которую входят: «S-test» – графический субтест для оценки зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени; «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) для оценки общих познавательных способностей; «Опросник воинской профпригодности» (ВПП) для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения); анкета «Прогноз» — для дополнительного уточнения нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов. В целом тестирование даёт наиболее общую характеристику личности призывника, его эмоциональной и когнитивной сферы.
Перед проведением тестирования психолог проводит вводный инструктаж, после чего необходимо убедиться в том, что все задания поняты правильно и что мотивация у обследуемых призывников конструктивная, иначе исследование не имеет смысла. В редких случаях такая мотивация отсутствует (возможен отказ от тестирования либо несерьёзное отношение со стороны отдельных обследуемых), тогда перед психологом встаёт задача мотивировать призывников на проведение обследования. В ряде случаев у тех обследуемых, которых приходилось мотивировать дополнительно, результаты тестов оказывались выше, чем у остальных. Однако трудно сказать однозначно, действительно ли повышалась направленность на военную службу или проявлялся феномен позитивной саморепрезентации: возможно, психолог становился для этих обследуемых референтным лицом. Другая проблема – неправильное понимание смысла вопросов или сложности с их интерпретацией – возникает в тех случаях, когда обследуемые стесняются обращаться к психологу за разъяснением.
Индивидуальное собеседование проводится с каждым призывником в свободной форме и направлено на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. До начала беседы психологу целесообразно ознакомиться с документами призывника и отметить те факты, которые требуют внимания или уточнения. При проведении собеседования задаются в произвольной последовательности вопросы, касающиеся нервно-психической устойчивости, воинской профпригодности и общих познавательных способностей. Эффективность во многом определяется способностью психолога расположить к себе собеседника: он должен почувствовать искренний интерес к себе; недопустимо строить беседу в форме допроса. Важно помнить, что задача психолога – не только получить ответ, но и оказать положительное воздействие на собеседника, так как его отношение к военной службе ещё только формируется, и любая деталь может оказаться значимой, особенно для эмотивных личностей. Структура беседы примерно следующая: вводная часть – установление контакта, создание доверительной атмосферы, если нужно – снятие ситуативного напряжения; основная часть – получение необходимой для ППО информации; заключительная часть – уточнение наиболее важных деталей. В процессе беседы желательно выявить, насколько молодой человек способен реально оценивать свои способности и возможности: самооценка, помимо адекватной, может оказаться завышенной или заниженной. Завышенная самооценка проявляется в излишней самоуверенности, хвастливости, частом «яканье»; заниженная самооценка сопровождается неуверенностью, фрустрированностью, застенчивостью, тревожностью.
Наблюдение за поведением обследуемого призывника в процессе проведения ППО включает оценку моторики, различных эмоциональных проявлений, отдельных высказываний, а также целенаправленный анализ поведения с целью обнаружения индивидуально-психологических особенностей личности. Так, наблюдение даёт дополнительную информацию о характере, мышлении, уровне развития. Устанавливается, легко ли молодой человек вступает в беседу, как понимает вопросы, насколько логичны и адекватны ответы, велик ли его словарный запас, какова скорость, правильность и выразительность речи. Фиксируются и анализируются особенности поведения: сдержан юноша или демонстративен, присуща ли ему обидчивость, робость, развязность, суетливость, как выражены вегето-сосудистые реакции.
В процессе наблюдения фиксируются единичные признаки недостаточной сообразительности и низких когнитивных способностей: молодой человек задает вопросы не по существу (иногда нелепые), у него на лице написано недоумение, растерянность, ответы на вопросы демонстрируют примитивность суждений, во время тестирования он делает попытки записывать инструкции психолога, обратиться за разъяснениями к соседу.
Отдельные признаки низкой направленности на службу и снижения дисциплины могут проявляться в репликах во время ППО, шумном поведении, элементах шутовства, фамильярности. Иногда проявляются внешние признаки эмоциональной неустойчивости: изменения мимики, тревожность, озабоченность, напряжения мышц, резкость движений, хрипота или заикание, вопросы и ответы, чрезмерно эмоционально окрашенные.
Наблюдение также помогает определить «лучших» кандидатов на службу: они не задают лишних вопросов, выполняют задания спокойно и самостоятельно, следуют инструкциям чётко и быстро, реагируют адекватно обстоятельствам.
Результатом ППО является комплексное заключение о профессиональной пригодности призывника, которое интегрирует уровень общих познавательных способностей, нервно-психическую устойчивость и военно-профессиональную направленность.
Оценка общих познавательных способностей (ОПС)
Это наиболее простое звено в процедуре ППО, так как данные тестов и беседы дают достаточно чёткие результаты, не зависящие от искренности обследуемого. В случае сомнений психолог задает дополнительные вопросы на темы ОПС. Целью дополнительного обследования может стать выявление лиц с повышенной утомляемостью при незначительных тестовых нагрузках либо с отсутствием элементарных знаний школьной программы. В отдельных случаях у призывников встречается непонимание таких понятий, как «процент», «радиус», «корень»; некоторые обследуемые не читают художественной и научно-популярной литературы, плохо понимают смысл пословиц, басен, поговорок. Это в основном характерно для молодых людей из семей с педагогически несостоятельными родителями, в которых снижен общий культурный уровень.
Большинство призывников при обследовании показывает нормальный уровень ОПС. Однако распространённое явление – недостаточный словарный запас, употребление речевых штампов, примитивность высказываний и нелогичность суждений. Кроме того, обследуемые могут невнимательно читать, не до конца понимать смысл вопросов, неправильно их интерпретировать при вполне нормальном уровне ОПС, поэтому по ходу беседы целесообразно убедиться в правильности понимания вопросов.
Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ)
Она проводится с целью раннего выявления состояний психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения.
Это основное направление психологического обследования в военном комиссариате при проведении ППО.
Диагностика НПУ – сложная задача, так как всегда трудно определить, являются ли проявленные признаки неустойчивости свойством личности молодого человека или реакцией на незнакомую обстановку. Уровень НПУ – не абсолютно стабильное, навсегда данное человеку свойство; это совокупность врождённых и обусловленных влиянием внешней среды свойств личности.
При проведении ППО психолог ориентируется на 4 уровня НПУ: высокий – соответствует повышенным требованиям к психическому здоровью; хороший – нервно-психические срывы маловероятны; удовлетворительный – срывы вероятны при значительных психических и физических нагрузках, в экстремальных ситуациях; неудовлетворительный – высокая вероятность срывов, признаки психической неустойчивости.
Отрицательными признаками, выявляемыми в процессе ППО, могут быть: плохие взаимоотношения в семье и коллективе, преобладание подавленного или беспричинно приподнятого настроения, навязчивые мысли и движения, тяжёлые переживания даже по незначительным поводам, колебания эмоционального фона, излишняя тревожность, отсутствие дружеских контактов, несоблюдение общепринятых норм поведения, ипохондрия, частые конфликты с окружающими и другие. Важно своевременно отличить асоциальный тип личности, у которого нет проблем с НПУ, от типа личности с явно сниженной социальной адаптацией и низким уровнем НПУ.
При диагностике НПУ правильное понимание вопросов должно быть предметом пристального внимания психолога. Так, непонимание обследуемых вызывают словосочетания: «подавленное настроение», «обречённый человек»; пропускается частица «не»; смысл утверждения «Мои руки ловкие» истолковывается как склонность к воровству.
Не менее серьёзная задача – построить обследование таким образом, чтобы получить искренние правдивые ответы. С этой целью психологу желательно задавать вопросы в скрытой форме или косвенно, например: «Как Вы относитесь к участию в уличных драках и скандалах?» Причиной неискренних ответов может быть стремление дать социально желаемые ответы, показать себя с наилучшей стороны; конформизм, выражающийся в подсознательном стремлении следовать «общепринятым стандартам»; демонстративность личности, при желании получить одобрение психолога или показать свою исключительность. В то же время абсолютно искренние ответы могут быть вызваны полным безразличием к обследованию и свидетельствовать об отсутствии конструктивной мотивации у обследуемых. В тестировании НПУ предусмотрена шкала искренности, дающая дополнительную информацию. При наличии любых сомнений в правильности диагностики психологу необходимо задать уточняющие вопросы. В целом НПУ большинства призывников находится на хорошем уровне.
Оценка военно-профессиональной направленности (ВПН)
Она предусматривает распределение призывников по конкретным воинским специальностям, а также позволяет составить представление о направленности на военную службу в целом. О высокой направленности призывника свидетельствует положительное отношение к службе, желание приобрести конкретную специальность за время ее прохождения, наличие определённой жизненной стратегии и реальной цели. Большинство призывников, прошедших мероприятия ППО, готовы проходить службу вдали от дома, с пониманием относятся к необходимости подчиняться в соответствии с воинскими уставами.
Отдельные призывники (имеющие негативный опыт социализации в семье и учебных заведениях либо склонные к ипохондрии) высказали тревожное и негативное отношение к службе, что может затруднить их контакты во время прохождения службы. Именно поэтому на данном этапе психологу важно выявить личностно-эмоциональные девиации и факты педагогической запущенности. О низкой направленности на службу может свидетельствовать нежелание проходить службу и обучаться конкретным специальностям, а также отрицательное отношение к необходимости подчинения. Об этом же свидетельствует легкомысленное отношение к обследованию, нарушения норм поведения в момент обследования, полная пассивность в отношении к собственной судьбе (такой молодой человек чаще всего нигде не работает и не учится). Отрицательными признаками также являются: низкая дисциплинированность, высокая конфликтность, безответственность, отсутствие реальных жизненных планов. Во всех перечисленных случаях перед психологом помимо фиксации уровня ВПН встаёт задача проведения профориентационной беседы, повышающей мотивацию и направленность призывника с учётом его индивидуальных особенностей. При этом со стороны психолога полностью должна исключаться негативная оценка личностных особенностей призывника и любая критика в его адрес: помочь может только доброжелательное отношение, а не «навешивание ярлыков».
Отдельно оценивается направленность призывника на конкретные воинские специальности: он будет комфортнее себя чувствовать и сможет полнее проявить себя там, где мотивация будет оптимальной. Разумеется, психологу необходимо учитывать помимо мотивации объективные данные: овладение сходной гражданской специальностью, состояние здоровья, характеристики с места работы или учёбы, личностные особенности.
О высокой направленности на специальности класса «командные» свидетельствует дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы на руководящих должностях, а также ярко выраженные лидерские качества. Не следует направлять на такие должности призывников, склонных к пассивному поведению и подчинению. Низкая направленность может подтверждаться документами с места работы или учёбы, в которых встречается характеристика «ведомый член коллектива», «поддающийся чужому влиянию»; сведения о том, что при хорошей успеваемости такие молодые люди являются плохими организаторами и не способны отвечать за результат коллективной деятельности.
Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрирует наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Отрицательными данными является неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация.
Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (все виды борьбы, плавание, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Отрицательные данные для такой специальности – отсутствие склонности к силовым и подвижным видам спорта, апатия, невысокие физические и моторные данные, а также повышенная уступчивость в межличностных и внутригрупповых отношениях.
Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности, помимо сходных гражданских специальностей (водитель, крановщик, тракторист, механик, автослесарь и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой. В характеристиках с мест учёбы могут быть указания на низкую успеваемость именно по техническим дисциплинам, может отсутствовать выраженный интерес к своей гражданской специальности, например, при беседе у призывника может быть выявлено полное отсутствие интереса к техническим специальностям и элементарных навыков по ремонту техники. По этой причине психологу следует детально изучать способности и склонности, а не просто ориентироваться на наличие сходного профессионального образования.
Особую актуальность ППО приобретает потому, что зачастую до военной службы профотбор не проводился, в связи с чем профессиональная и социальная адаптация молодого человека может быть существенно осложнена. В ряде случаев психологу в военкомате приходится иметь дело с педагогической запущенностью, с нарушением нормальных отношений в семье и школе. При этом ППО не разделяет людей на «плохих» и «хороших», а показывает картину социально-психологического распределения представителей молодого поколения, которое представляет интерес не только для армии, но и для общества в целом.
Карта профессионального психологического отбора
Дата рождения “____” _____________ 19___ г.
Гражданская специальность и стаж работы
Подготовка по ВУС ______________________________