Что такое оптимизация учебного процесса
Оптимизация процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое оптимизация процесса обучения
Вообще в науке под понятием «оптимизация» понимают отбор наиболее благоприятного варианта из множества возможных. В контексте процесса обучения под оптимизацией понимают подбор такой методики, которая позволит добиться наилучших результатов и при этом затратить минимум времени, сил педагога, учеников в имеющихся условиях.
Особый вклад в развитие вопросов оптимизации процессов обучения внес ученый Ю. К. Бабанский, который опубликовал свою научную работу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» в 80- ых годах 20 века.
Теория оптимизация имеет яркий гуманистический уклон. Оптимизация определяет условия, которые необходимы для обучения и воспитания школьников.
В педагогике выделяют два основных подхода к оптимизации процесса обучения:
Оптимизация представляет собой не один метод, а совокупность методов, это процесс, который позволяет оптимальным образом достичь главных целей образования.
Критерии оптимизации процесса обучения
Для того что бы определить является ли методика процесса обучения оптимальной необходимо выявить у нее четыре основных критерия оптимальности. Эти четыре критерии были разработаны такими известными педагогами как Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник. К этим критериям относятся следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
Суммируя все вышенаписанное, можно сделать вывод, что оптимальной методика преподавания считается в том случае если, она позволяет достигнуть высоких результатов, используя минимальное количество усилий педагога и ученика за определенный промежуток времени.
Способы оптимизации процесса обучения
Ученые выделяют восемь основных способов оптимизации образовательного процесса:
Планирование и конкретизация задач образования, обучения, воспитания и развития учащегося является первым способом поэтизации образовательного процесса. В том случае если все задачи обучения четко и конкретно продуманы заранее процесс обучения будут проходить быстрее и сбудет более успешным. В том случае если определён весь комплекс образовательных задач решение их может осуществляется одновременно, а не по отдельности, что в значительной степени экономит время.
Кроме того, в процессе обучения для осуществления оптимизации педагогу необходимо сформировать комплекс задач руководствуясь особенностями учеников и особенностями условий в которых проходит обучение. В этом случае педагог должен выбрать из большого количество задач те, которые являются наиболее актуальными.
Второй способ оптимизации связан с обоснованием соответствия содержания задачам обучения, с вычленением в содержании урока основного необходимого материала. Иными словами, в течении урока ученики должны быть сконцентрированы на главной информации, которую преподносит педагог. Несоблюдение этого критерия может привести к переутомлению детей и ухудшению усвоения материала учениками. Поэтому весьма немаловажно, чтобы в ходе процесса обучения ученики овладевали и необходимой информацией, и учились осуществлять самоконтроль и самоуправление.
Педагог, выбирая наиболее приемлемую структуру занятия, осуществляет третий способ оптимизации процесса обучения. Проводя занятие, учитель должен учесть следующие важные элементы урока:
Следующий способ оптимизации состоит в необходимости выбирать более подходящие методы и средств обучения для достижения задач обучения. В связи с этим педагог долен владеть информацией чем одни методы отличаются от других. То же самое можно сказать и о средствах обучения.
Пятый способ заключается в сочетании дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Если педагог соблюдает этот принцип, то в его работе должным образом сочетаются общеклассные, групповые и индивидуальные подходы к обучению. Дифференциация учеников необходима в связи с тем, что каждый из них обладает своими определенным личностными качествами, задатками, типом мышления и памяти.
Немаловажным в процессе оптимизации обучения является и создание соответствующих учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических условия для обучения школьников. Этот принцип следует из закономерности эффективного обучения.
Следующий способ оптимизации процесса обучения предполагает поиск способов, которые позволят экономить время педагогов и учеников, поиск благоприятного типа обучения. Этому помогают ранее описанные способы оптимизации, оснащение школьных кабинетов, автоматизированное оборудования, разнообразные методические и учебные материалы, планирование школьной деятельности.
Последний способ процесса оптимизации в рамках процесса обучения заключается в анализированные итогов обучения и временных затрат педагогов и учащихся в соответствии с основными вышеперечисленными критериями оптимизации. Анализ ситуации сводит к соотнесению соответствия между конечными результатами процесса обучения, воспитания и развития, реальными возможностями учеников и временными затратами их самих и педагогов.
Формы и методики оптимизации процесса обучения
В процессе оптимизации обучения немаловажную роль играют формы и методы обучения. На сегодняшний день не существует форм и методов, которые удовлетворяли бы полностью критериям оптимизации: некоторые методы и формы эффективны в одних видах деятельности другие в других.
Ю.К. Бабанский считал, что словесные методы обучения в большей степени разрешают задачи по усвоению теоретический и фактических знаний, но эти методы не решают практических задач, не формируют навыки и умения в должной степен, но плюсом является быстрый темп обучения при использовании этих методик и форм.
Дискуссии способны формировать набор теоретических знаний, логическое мышление, речь, побуждают интерес, развивают волю, но их темп не удовлетворяет временных требований оптимизации.
Поэтому, когда преподаватель готорится к своему урок,у он должен выбрать методику, которая будет соответствовать критериям оптимизации исходя из целей и задач конкретного этого урока.
Оптимизация образовательного процесса. Условия, формы и методы оптимизации
Оптимизация образовательного процесса позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать собственные гипотезы, манипулировать, поднимать вопросы.
Формы, методы и средства оптимизации процесса обучения становятся, как никогда, актуальны, когда речь заходит об увеличении интереса и способностей учащихся к получению знаний. Существующие современные образовательные технологии преподавания помогают объяснить сложные темы, используя при этом мультимедийные презентации. Автор Ю.К. Бабанский испытал и разработал уникальный творческий подход к исследованию более подходящих методик педагогики.
В настоящее время сетевые ресурсы постепенно проникают в сферу оптимизации процесса обучения. Технические условия обмена обратной связи и взаимодействия в реальном времени могут быть реализованы с применением современных образовательных технологий и мультимедийной сети.
Оптимизация процесса образования эволюционировала от традиционного класса, ассоциирующегося с доской и мелом, до современного стиля мультимедийного сетевого преподавания.
Большой сдвиг от статического к динамическому
Методика, которую в свое время предложил Бабанский, оптимизация процесса обучения приносит живость и обмен в реальном времени в полную игру. Как результат, это имеет большое значение и ценность для применения и оптимизирует возможность внедрения современных образовательных технологий в условиях мультимедийной сети в преподавании.
Современное образование, основанное на новейших технологиях, развивается из отсталой методики на более успешное самостоятельное и групповые занятия студентов. Традиционное образование следует парадигме, в которой учащиеся читают отрывок из учебника, смотрят презентации и слушают скучные лекции преподавателей, читают снова и снова, делают заметки, а затем завершают процесс тестом. Такая модель обучения менее эффективна, дорогостоящая и не интегрирует потенциал, который современные образовательные технологии, основанные на сетевых технологиях, могут предложить.
Автор Бабанский проанализировал текущую ситуацию с использованием индивидуализированных образовательных технологий в первую очередь, при условии, что теоретические основы для применения будут оставлены, а во-вторых, будут доработаны с учетом практики преподавания.
Характеристики оптимизации процесса обучения
Совместное использование ресурсов
Все виды обработки информации и функции взаимодействия студента и преподавателя.
В процессе преподавательской практики студенты получают учебную информацию в доступной форме.
Персонализированный подход
Студенты должны выбирать, когда и где учиться, и сколько они собираются получить информации. В то же время результат совместного получения информации не только индивидуализирован, но и гибок. Заинтересованность учащимися и творчество на уроке приветствуются.
Своевременный мониторинг успешности обучения
Степень, в которой ученики получают необходимую и своевременную оценку, — это стандартное измерение средства оптимизации процесса обучения. Своевременность можно рассматривать как взаимодействие между результатами каждого в отдельности и обзор учителей, оба из которых, как ожидается, будут влиять на эффективность учебного процесса. Все последствия оценки своевременности преподавания имеют большое значение.
Конструктивизм в обучении
Конструктивизм — это искусство педагогики, основанного на предварительном условии, что учащиеся совершенствуют свое понимание мира, в котором они живут, оглядываясь на собственный опыт. Студенты могут генерировать собственные «ментальные модели» и «правила», которые они используют, чтобы понять, что они уже знают и как пополнить свой запас знаний.
На заметку! Таким образом, обучение — это просто процесс адаптации умственных моделей к поглощению новых. А конструктивизм — это некое мнение о педагогике, основанном на той мысли, что знание не является чем-то, что может быть предоставлено учителем лишь в основной части класса. Скорее, знания строятся учениками через энергичный, умственный путь развития, тогда как учащиеся — это сами конструкторы и создатели знаний и смысла.
В процессе получения информации, учащиеся находятся в центре внимания интерактивного класса, а учитель, в свою очередь, продвигает процесс, который позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать гипотезу, манипулировать, поднимать вопросы, объекты.
Контраст между традиционным подходом и методикой Бабанского
Традиционные методики преподавания ставят акцент на преподавании учителей. Сознательно или бессознательно многие учителя доминируют над всем классом.В результате научный характер учебников погружен в «воду», а энтузиазм и желание учиться у студентов стираются. В то же время учащиеся оказываются в состоянии так называемого недоедания как результат отсутствия визуальных пособий и соответствующей литературы.
Современная образовательная технология принесла надежду на упомянутый выше факт. Бабанский Ю.К. оптимизация процесса обучения заключается в сочетании наглядных пособий, изобразительного искусства, изображений, музыки, психологии, педагогики, искусственного интеллекта. Эти составляющие учебного процесса мобилизуют слуховые и визуальные функции слушателей в полной мере. Интерес студентов может быть стимулирован, а эффективность памяти значительно улучшается.
Применение полученной информации
Оптимизация образовательной деятельности включает в себя презентацию получаемой информации через несколько учебных процессов, включая, но тем не менее не ограничиваясь одним лишь текстом, аудио, иллюстрациями, карточками, графикой и видео.
Важно! Условия оптимизации процесса обучения устанавливаются в соответствии с требованиями различных классов для проведения урока.
Некоторые студенты ошибочно представляют обучение как неправильную перспективу, рассматривая урок как вынужденную меру. Подключение доски и мела может быть довольно увлекающим занятием, вне зависимости от того, занимаются ли студенты предметом, вопросами, текстами, словарями и предложениями или нет. Цель оптимизации образовательного процесса — помочь обучению.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса
• Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.
• Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.
• Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитательных целей.
Пути оптимизации учебного процесса:
— комплексное планирование и конкретизация задач обучения и развития школьников;
— обоснование соответствия содержания задачам обучения с выделением главного, существенного;
— выбор наиболее удачной структуры урока и педагогических акцентов;
— осознанный выбор наиболее рациональных методов и средств обучения для решения учебно-воспитательных задач;
— дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения;
— создание благоприятных психологических, эргономических, материальных условий для обучения:
— специальные меры по экономии времени учителей и учащихся, выбор оптимального темпа обучения (использование вклеек, раздаточного материала) и технических средств (кодоскопы, проекторы и др.);
— анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оптимальности.
Оптимизацию учебного процесса можно осуществлять уже на стадии педагогического проектирования путем сравнения коэффициентов эффективности преподавания. Кэф, но еще обоснованнее это может сделать педагог, хорошо знающий индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.
В последние годы значительно выросла потребность в разнообразных средствах обучения. Педагогу необходимо иметь на уроке дидактический материал высокого качества, который должен быть тщательно продуман и подготовлен заранее (схемы, графики, чертежи). С его помощью организуется фронтальная и индивидуальная работа по изучению, закреплению и повторению учебного материала. Умелое применение средств обучения позволяет значительно экономить время на уроках, повысить темп обучения, увеличить долю самостоятельности учащихся, уделить больше внимания вопросам формирования у них логического мышления, умственной активности, развитию их индивидуальных особенностей.
Современное развитие науки и техники способствует увеличению разнообразия средств обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, незначительного финансирования учебных заведений и их ограниченных возможностей в коммерческой деятельности приобретение ультрасовременных дорогостоящих технических средств обучения производится в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.
В то же время любой преподаватель, творчески подходя к процессу выбора более доступных, проверенных временем средств обучения и педагогически правильно их используя, всегда может получить необходимый эффект.
Например, на уроке черчения учитель демонстрирует сборочный узел «Клапан обратный». Однако демонстрация клапана еще не обеспечивает полного формирования понятия. Внешний вид объекта нередко обусловливает восприятие его второстепенных признаков, поэтому педагог предъявляет готовый сборочный чертеж, помогающий оттенить существенные признаки изучаемого объекта. По чертежу демонстрируются детали узла и объясняется принцип его действия. Изучив существенные признаки объекта по чертежу, преподаватель возвращается к самому объекту (клапану), показывает их на нем, чтобы запечатлеть их реальный образ.
Необходимо шире использовать дидактические возможности других наглядных пособий: плакатов, рисунков, фотографий, макетов, моделей для иллюстрации, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации. Наряду с перечисленными пособиями учебные кабинеты должны быть оснащены множеством дидактического раздаточного материала (билеты, карточки, задания, таблицы), специальной справочной литературой. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность.
Современный учебный процесс предполагает активное использование различных технических средств обучения, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Непосредственным и носителями учебной информации являются кино- и диафильмы, диапозитивы, слайды. Последние привлекают внимание преподавателей прежде всего возможностью значительно экономить время на занятиях, глубже раскрывать природу различных явлений, содействовать повышению научности обучения. Большое воспитательное значение, экранных пособий состоит именно в предоставлении обучаемым возможности знакомства с ролью современного эксперимента и принципа моделирования в науке. Экранные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, расширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они также дают возможность добиться мгновенной подачи готового учебного материала. Умело манипулируя таким процессом, педагог легко может получить желаемый эффект. Например, используя кодоскоп, можно весьма быстро проверить составленные учащимися математические задачи или любые другие домашние задания (лишь бы они заранее были написаны и нарисованы на полиэтиленовой или любой другой пленке или прозрачной бумаге). Быстрый переход от одной порции учебного материала к другой позволяет сконцентрировать внимание учащихся на существенных сторонах изучаемого материала и значительно активизировать их мыслительную деятельность.
Сегодня нет сомнения в том, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения. Эффективность использования различных средств обучения зависит от профессиональной подготовленности педагога. Его умение педагогически правильно использовать средства обучения будет складываться не только из овладения навыками работы с проекционной, звуковоспроизводящей и другой аппаратурой, но и за счет творческого подхода к методике использования средств обучения, его совершенствования и развития. Это зависит и от того, насколько глубоко учитель изучит все возможности имеющегося оборудования и технических средств обучения по каждому разделу и каждой теме преподаваемой им дисциплины.
Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.
Ю. К. Бабанский и М. М. Поташник к основным критериям оптимизации содержания учебных программ отнесли следующие:
• критерий целостности содержания образования, предполагающий достаточно полное отражение основных направлений современной науки, производства, социальной жизни и культуры;
• критерий научной и практической значимости элементов содержания образования, который обеспечивает вычленение главных, наиболее существенных компонентов;
• критерий соответствия содержания образования возрастным возможностям учащихся;
• критерий соответствия содержания образования времени, отведённому па изучение данного материала;
• критерий соответствия содержания образования международному опыту в этой области;
• критерий соответствия содержания образования возможностям учебно-материальной базы современной школы с учетом перспектив ее развития на ближайший период.
Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом:
— задач урока (обучение, воспитание, развитие);
— степени сложности материала;
— уровня подготовленности класса, характеристики класса на основе выводов педагогического консилиума;
— сравнительной характеристики возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения;
— особенностей, сильных сторон личности самого учителя;
— возможностей учебного кабинета;
— наличия учебного времени;
— сложившихся морально-психологических условий в школе и др.
Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учителей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необоснованного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода.
К оптимизации обучения относится и дифференцированный подход педагогов к учащимся.
Хорошие уроки (если судить по результатам) свидетельствуют о том, что педагог либо целенаправленно использовал идеи оптимизации, либо, не будучи с ними знаком, интуитивно к ним пришел и реализовал их. Поиски оптимальных путей обучения уже давно ведутся в школе. Вот почему любой урок, хороший с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, умений, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости есть урок оптимальный независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически.
Оптимизация учебного процесса:
• помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников;
• формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;
• учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;
• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;
• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам;
• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;
• соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их перегрузки;
• открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.
В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредоточиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса.
Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современной школы при рациональных затратах времени и усилий.
В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современной школы.
Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению измеренным.
Оптимизация процесса обучения
Два обстоятельства, сложившиеся в области педагогики к 70-80-м годам, породили еще одно направление поиска в дидактике— оптимизацию процесса обучения. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения. Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики). И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг «Школа без второгодников!», утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.
Содержание Свернуть
Что представляет собой оптимизация
Оптимизация (от лат. optimus — «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.
Критерии оптимальности методики учебного процесса
Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия.
1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.
2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.
3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.
4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.
Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.
Подбор оптимальных форм и методик
Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.
Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.
Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.
Этапы проектирования оптимального варианта обучения по Ю.К. Бабанскому
Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения.
1. Формулирование задач обучения.
2. Отбор и конкретизация содержания обучения.
3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий.
4. Выбор рационального сочетания методов обучения.
5. Составление оптимального плана обучения.
6. Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения.
7. Реализация избранного плана обучения.
8. Анализ оптимального решения поставленных задач.
Надо сказать, что Ю. К. Бабанский в предыдущей монографии назвал лишь 6 этапов действий учителя, хотя общие комментарии в той иной монографии совпадают. Нам кажется, указанный вариант более понятен педагогу-практику, поэтому именно его и приводим.
Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.
Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.