Что такое опыт кратко и понятно
Словари
155 опыт
1. Отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания.
2. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков.
отт. Знание жизни, основанное на пережитом, испытанном.
3. Воспроизведение какого-либо явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования.
отт. Проверка научных знаний лабораторным путём.
4. Попытка осуществления чего-либо; проба.
отт. Результат такой попытки.
Морфология: (нет) чего? о́пыта, чему? о́пыту, (вижу) что? о́пыт, чем? о́пытом, о чём? об о́пыте; мн. что? о́пыты, (нет) чего? о́пытов, чему? о́пытам, (вижу) что? о́пыты, чем? о́пытами, о чём? об о́пытах
2. Опытом вы называете знание жизни, основанное на том, что вы пережили и испытали.
Громадный личный опыт. | Житейский опыт. | Умудренные опытом люди. | Наученный горьким опытом.
3. В философии опытом называют совокупность чувственных восприятий, которые человек приобретает в процессе взаимодействия с внешним миром и которые составляют источник и основу его знаний об этом мире.
Опыт является источником всякого знания.
4. В науке опытом называют воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью их изучения и исследования.
Провести, поставить, проделать опыт. | Оригинальный, смелый, интересный опыт. | Удачный, неудачный опыт. | Лабораторные опыты. | Физические, химические, животноводческие опыты. | Каковы результаты опыта? | Опыты на животных и людях. | Первые успешные опыты по исправлению зрения с помощью лазера были проведены в начале 1980-х.
Литературные, стихотворные опыты. | Ранние опыты молодого драматурга. | Опыты живописца в области книжной графики.
1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом так называемых «маленьких людей».» Сталин (заключительное слово на Пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 г.). Большой жизненный опыт. Педагогический опыт. Административный опыт. Революционный опыт.
|| Испытанное на практике. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.» Пушкин. Знать что-нибудь по собственному опыту. Наученный горьким опытом. Убедиться на личном опыте.
2. только ед. Отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.). Чувственный опыт. Эстетический опыт художника.
3. Воспроизведение какого-нибудь явления (чаще физического) в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент. Умозрение сочетается с наблюдением и опытом. Физические опыты. Производить опыты с чем-нибудь или над чем-нибудь.
4. Попытка осуществления чего-нибудь, проба. Первый литературный опыт. Стихотворные опыты. Опыт новейшей организации производства.
1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.
2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.
3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.
1) Совокупность знаний, навыков, умений, вынесенных из практической деятельности, жизненных наблюдений, размышлений и т. п.
2) Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью исследования.
Провести рискованный опыт.
. Дорогими подарками были для меня модели паровых машин, приборы для простейших физических опытов и особенно набор для опытов с электричеством. (Брюсов).
3) Попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л.
Первый опыт начинающего архитектора.
Опыт выращивания дыни в Подмосковье.
Опыты Перова в области исторической картины подготовили появление В. И. Сурикова в русской живописи (Зотов и Сопоцинский).
начина́ние, про́ба, экспериме́нт
о́пытный, безо́пытный, подо́пытный, малоо́пытный, многоо́пытный
Собственно русское слово. Исторически является производным от древнерусского пытати ‘спрашивать’, ‘разузнавать’.
Свойство человека, составляющее основу знаний о материальном мире и представляющее собой отражение в сознании законов объективного мира и общественной практики, полученных в результате познания.
Рационализм отводит эту роль [быть главным средством познания] разуму. Эмпиризм отводит эту роль опыту, чувствам… (Журн.).
Совокупность знаний, умений и практически усвоенных навыков.
Метод научного исследования, состоящий в воспроизведении какого-л. явления или наблюдения нового явления в определенных условиях с целью изучения, испытания и т. п.;
Незадолго до войны в Кембридже был поставлен опыт, который должен был подтвердить предсказанное теорией поведение частиц в особых условиях (В. Гроссман).
1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. Приобретать, передавать о. Делиться опытом. Рассчитывать, полагаться на чей-л. о. Учиться на опыте старших. Убедиться в чём-л. на собственном опыте. Изучение, использование чужого опыта. Обмен опытом. У него нет опыта работы в суде. Ценю ваш о. // Знание жизни, основанное на пережитом, испытанном. Громадный личный о. Житейский о. О. жизни. Умудрённые опытом люди. Наученный горьким опытом. Искушённый опытом (наученный, испытанный жизнью).
2. Филос. Вся совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу всех наших знаний о материальном мире. Чувственный о. Прошлый о. О. является источником всякого знания.
3. Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью изучения, исследования; эксперимент. Провести, поставить о. Оригинальный, смелый о. Научный о. Лабораторные опыты. Интересный о. Физические, химические опыты. Опыты селекционеров. Выступать против проведения опытов на животных. Каковы результаты опыта?
4. Попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л. Первый о. молодого писателя. Литературные, стихотворные опыты. Опыты художника в области графики. О. в прозе был неудачным.
1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п.
Опыт новаторов производства. Обмен опытом.
Несмотря на свой житейский опыт, я тогда мало знал людей. Чехов, Рассказ неизвестного человека.
Люди с большим производственным опытом, вроде Назарова, были очень нужны нашему фабзавучу. В. Беляев, Старая крепость.
То, что уже имело место, что уже было испытано на практике, в жизни, с чем приходилось встречаться.
Убедиться на личном опыте.
Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его [Дубровского] характера. Пушкин, Дубровский.
Трудно применить сейчас [во Вьетнаме] хотя бы опыт наших среднеазиатских республик. Не повернется на здешних рисовых полях ни комбайн, ни трактор. Солоухин, Открытки из Вьетнама.
Вся совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу всех наших знаний о материальном мире.
Тот самый опыт (не в махистском, а в человеческом смысле слова), который создал в нас непреклонное убеждение, что существуют независимо от нас другие люди,
— этот самый опыт создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
3. Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью изучения, исследования; эксперимент.
Петр Абрамович испытывал разные. нововведения в аппаратуре. При одном таком опыте нагреваемый спирт воспламенился. И. Новиков, Пушкин в изгнании.
После лекций Виктор остался работать в лаборатории. Борис не пришел. Это было досадно, так как опыт они решили ставить вместе. Добровольский, Трое в серых шинелях.
4. Попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л.
Первый опыт молодого писателя.
Опыты Перова в области исторической картины подготовили появление В. И. Сурикова в русской живописи. Зотов и Сопоцинский, В. И. Суриков.
— горьким опытом прийти узнать
ОПЫТ, чувственно-эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений.
Совокупность знаний, вынесенных из практики.
• ЦК направлял внимание партийных организаций на изучение и широкое распространение передового опыта. ИКПСС, 611. Создавались школы по передаче передового опыта. ИКПСС, 441. Партийные организации обобщали опыт передовиков, пропагандировали его в массах. ИКПСС, 638.
Брать/ взять на опыт что. Новг. Проверять что-л. НОС 7, 14.
На опыте. Сиб. Действительно, на самом деле. СРНГ 23, 323.
Опыт есть совокупность наших разочарований.
Опыт отнюдь не мешает нам повторить прежнюю глупость, но мешает получить от нее прежнее удовольствие.
Опыт научил меня не доверять даже опыту.
Опыт: лотерейный билет, купленный после розыгрыша.
Опыт учит нас, что умирают всегда другие.
Отсутствие опыта позволяет молодости совершать то, что старость считает невозможным.
Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами.
Опыт позволяет нам ошибаться гораздо увереннее.
Что может быть мучительнее, чем учиться на собственном опыте? Только одно: не учиться на собственном опыте.
Если не считать опыта по обмену опытом, то другого опыта у него не было.
о́пыт, о́пыты, о́пыта, о́пытов, о́пыту, о́пытам, о́пытом, о́пытами, о́пыте, о́пытах
Что такое опыт кратко и понятно
Полезное
Смотреть что такое «ОПЫТ» в других словарях:
опыт — опыт, а … Русский орфографический словарь
ОПЫТ — Источник нашей мудрости наш опыт. Источник нашего опыта наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение это изучение правил; опыт изучение… … Сводная энциклопедия афоризмов
ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова
Опыт — Опыт ♦ Expérience Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что то новое. Противостоит разуму, но одновременно… … Философский словарь Спонвиля
ОПЫТ — эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению … Большой Энциклопедический словарь
опыт — ОПЫТ, эксперимент ОПЫТНЫЙ, пробный, экспериментальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
опыт — способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О.… … Большая психологическая энциклопедия
ОПЫТ — ОПЫТ, чувственно эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений … Современная энциклопедия
ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория … История Философии: Энциклопедия
Эксперимент
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.
Содержание
Модели эксперимента
Существует несколько моделей эксперимента [источник не указан 1050 дней] : Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.
Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.
Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:
Пусть имеется некоторый реальный эксперимент и пусть через A обозначен наблюдаемый в рамках этого эксперимента результат. Пусть произведено n экспериментов, в которых результат A может реализоваться или нет. И пусть k — это число реализаций наблюдаемого результата A в n произведенных испытаниях, считая что произведенные испытания являются независимыми.
Виды экспериментов
Физический эксперимент
Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.
Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.
В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.
Компьютерный эксперимент
Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.
Психологический эксперимент
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Мысленный эксперимент
Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).
Критический эксперимент
Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.
Что такое опыт кратко и понятно
Смотреть что такое ОПЫТ в других словарях:
(в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичн. смотреть
основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распро. смотреть
опыт м. 1) Отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания. 2) а) Совокупность практически усвоенных знаний, навыков. б) Знание жизни, основанное на пережитом, испытанном. 3) а) Воспроизведение какого-л. явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования. б) Проверка научных знаний лабораторным путем. 4) а) Попытка осуществления чего-л.; проба. б) Результат такой попытки.
опыт 1. м.1. (эксперимент) experiment, test химический опыт — chemical experiment производить опыты — experiment, experimentalize; carry out, или cond. смотреть
ОПЫТ, основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распро. смотреть
Опыт (в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. О. есть первичный источник наших знаний, дающий материал для всякого другого познания. С различных точек зрения О. разделяется на прямой и косвенный, внутренний и внешний, житейский и научный. Состояния, переживаемые и пережитые самим данным субъектом, составляют его прямой или непосредственный О.; достоверное свидетельство о чужих опытах есть для него О. косвенный. Чьи бы то ни было знания об Америке суть во всяком случае опытные (по происхождению своему), так как ни путем чистого мышления, ни путем откровения свыше мы таких сведений не получаем; но для не бывавшего в Америке всякое эмпирическое знание о ней, очевидно, получается лишь косвенным образом, через усвоение чужих опытов. С прогрессом личной и собирательной жизни О. обоего рода возрастает неравномерно: косвенный несомненно перевешивает. Различие между внешним и внутренним О. обусловлено участием или неучастием органов чувств — зрительного, слухового и т. д. То, что нами испытывается с ближайшей помощью этих органов, называется внешним О., а то, в чем они не действуют определяющим образом (каковы душевные волнения, решения воли, размышления), относится к внутреннему О. Такое обозначение, строго говоря, неверно, так как все без исключения испытываемое нами есть непременно наше внутреннее состояние, и выражение: внешний О. есть contradictio in adjecto. О самых органах так называемых внешних чувств мы можем знать лишь через наши собственные ощущения. Почему, однако, некоторые из испытываемых нами состояний сознания принимаются как свидетельства о чем-то другом, кроме нас самих, и в какой мере и на каких основаниях такое свидетельство может быть признано достоверным — этот гнозеологический вопрос стал первенствующим в философии с прошлого века; решительная его постановка составляет отличие философского критицизма от догматизма, относящегося к нему без достаточной определенности и последовательности (см. Познание). Более или менее широкое обобщение переживаемых событий через более или менее отчетливо действующую рефлексию выражается в житейском или жизненном О., который можно различать на личный и исторический. Систематическая обработка опытного материала посредством правильной рефлексии образует О. научный в общем смысле, от которого следует отличать особый специальный прием, применяемый в некоторых науках и состоящий в создании искусственных условий для явлений, с целью проверки относящихся к ним обобщений: этот прием также называется О. но, во избежание недоразумений, лучше обозначать его словом: эксперимент (см.). Иногда говорят о религиозном О., как особом роде О., наряду с указанными; но это неправильно, так как испытываемые религиозные состояния лишь по своему содержанию и значению для жизни отличаются от всех прочих данных так называемого внутреннего О.; формальных признаков установить здесь невозможно, по существу же религиозный О. входит в сферу жизненного О. Вл. С.
О́ПЫТ, а и у, м. ◄1.Часть какого-л. вещества, продукта, товара и т. п., по которой можно узнать о его качестве; образчик, проба.Взять изо всякого тобак. смотреть
ОПЫТ — такое знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, будет. смотреть
основанное на практике чувств.-эмпирич. познание действительности; в широком смысле единство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно к-рым чувств. данные являются единственно надёжным источником знания, и поэтому в знании нет ничего такого, чего раньше не было в чувствах. Представители идеалистич. эмпиризма (Беркли, Юм) ограничивали О. совокупностью ощущений, отрицая, что в основе О. лежит объективная реальность. Материалистич. эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро, Гельвеции) исходил из того, что источником О. является материальный мир. «Из истории философии известно, что толкование понятия „опыт* разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. П., ПСС, т. 18, с. 153). В противоположность эмпиризму, представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) полагали, что логич. мышление не может базироваться на О., т. к. он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум обладает способностью к интеллектуальной интуиции постижению истины непосредственно, минуя чувств.-эмпирич. уровень познания. В домарксистской философии наиболее глубоко проблема О. была рассмотрена в нем. классич. философии. Кант подверг критике как положение рационалистов об интеллектуальной интуиции, так и попытки сенсуалистов вывести общие понятия из простой совокупности чувств. данных. Согласно Канту, люди обладают априорными (доопытными) формами рассудка, благодаря к-рым осуществляется синтез ощущений, их категориальное упорядочение по схеме, производимой продуктивным воображением. Гегель исследовал познание как развивающийся многоуровневый процесс. Однако у Гегеля О. идеалистически выводится из движения сознания, к-рое ставит перед собой цель. Он считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете; этот процесс и составляет О. В бурж. философии 20 в. получили распространение субъективно-идеалистич. концепции, нередко выдвигающие понятие О. в гносеологич. отношении на первый план. При этом утверждается, что монистич. воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным «нейтральным» монизмом, к-рый устраняет из филос. оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией «чистого опыта» (махизм). В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал несостоятельность таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма. Разновидностями субъективно-идеалистич. трактовки О. являются прагматизм и инструментализм (О. как «инструментальный» план использования вещей), экзистенциализм (О. как внутренний мир непосредственных переживаний субъекта), неопозитивизм (О. как различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективном содержании знания как псевдовопроса). В противоположность идеализму и в отличие от созерцат. метафизич. материализма, диалектич. материализм исходит из того, что О. обладает объективным содержанием, зависящим от развития практич. и познават. деятельности людей в ходе преобразования ими внеш. мира и самих себя. Понятие О. соотносится, т. о., с категорией практики как результат деятельности людей, включающий совокупность исторически сложившихся умений и знаний. Накопление и передача О. из поколения в поколение составляет существ. характеристику обществ. развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. О. как результат практич. и познават. деятельности человека отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их историч. развития. Марксизм-ленинизм является науч. обобщением и обоснованием О. революц. борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социальное освобождение, строительства социализма и коммунизма. Термин «О.» употребляется также в узком смысле для обозначения таких методов науч. исследования, как наблюдение я эксперимент. смотреть