Что такое опыт с физической стороны

Занимательные опыты по физике

Разделы: Физика

Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы

Роль эксперимента в науке физике

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Занимательные опыты по физике

Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:

Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

Опыт № 3 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Опыт № 5 Извержение Везувия

Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

Этапы проведения опыта

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.

Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы: 15 спичек.

Этапы проведения опыта

Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Опыт № 7 Подставка для кастрюли

Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.

Этапы проведения опыта

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Опыт № 8 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Опыт №9 Свободный обмен жидкостями

Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.

Этапы проведения опыта

Опыт №10 Певучая рюмка

Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.

Этапы проведения опыта

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

1. Диффузия жидкостей и газов

Демонстрационный эксперимент «Наблюдение диффузии»

Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

2. Сообщающиеся сосуды

Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Будем наливать жидкость в один из них: мы сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет по трубкам в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне.

Объяснение этого опыта заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтали плои верхняя кромка самого сосуда: иначе чайник нельзя будет налить доверху.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям.

Источник

Кое-что о всемирно известных физических экспериментах

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны

Недавно в нашем университете открыт маятник Фуко, который признан пятым по важности физическим экспериментом, что изменил мир. А каковы же остальные? Именно этому посвящается эта публикация.

Начну с вопроса: а действительно в физике надо знать и помнить все, что накоплено предшественниками? Действительно, из разных популярных и учебных книг мы многое знаем. Ну, например, что Земля не плоская, как мы вроде видим вокруг, а шарообразная с радиусом около 6,5 тыс. км. На другом «конце» размеров никогда не виданные непосредственно человеком ядра атомов, которые, как нам известно, состоят из протонов и нейтронов, а их радиус составляет мизерную, с бытовой точки зрения, величину 10-13 см. Гравитационное или кулоновское взаимодействия угасают обратно пропорционально квадрату расстояния между телами или зарядами. В нашей Галактике примерно 1011 звезд, а температура на поверхности Солнца оценивается в 6000оC. Эти простые сведения являются лишь малой частью тысяч других, причем совершенно разных. А все они вместе образуют упорядоченную для понимающих их мозаику, что называется физической картиной мира. Но даже самые известные ученые не могут вместить в памяти все накопленные данные о Вселенной. Соответствующие данные во всей совокупности не способен вместить и ни один существующий суперкомпьютер.

наблюдаемое явление → возможное объяснение → выводы и предсказания → лабораторный эксперимент → полная теория.

Действительно, после наблюдения того или иного процесса возникает желание его объяснить или предположить о причинах появления; затем идут выводы и анализ возможных последствий, проверка которых требует новых экспериментов; если предсказание сбудется, следующим является построение более или менее полной теории с применением наиболее современной на соответствующий момент математики и возможные обобщения.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны1. Эксперимент Эратосфена Киренского

2. Эксперимент Галилео Галилея

К середине XVII века правильным считался вывод Аристотеля, что скорость падения тела зависит от его массы, причем более тяжелые тела падают быстрее. Опираясь на это, Аристотель предположил, что Земля сильнее притягивает более тяжелые тела, а потому падать они должны быстрее. На самом деле, на падение влияет не только сила притяжения, но и сопротивление воздуха.

Галилей решил аккуратно проверить мысли Аристотеля, для чего с Пизанской башни бросал пушечное ядро и легкий мушкетный шар. А поскольку оба предмета имели сходную выпуклую форму, то сопротивление воздуха было для них практически одинаковым. Тем самым исследователю удалось установить, что оба тела достигают Земли одновременно. Другими словами, было экспериментально, или однозначно установлено: скорость падения от массы не зависит, что стало одним из основных факторов для развития механики.

3. Еще один эксперимент Галилео Галилея

В десятку попал и опыт по измерению инертных сил. Галилей измерял расстояния, которые шары, катящиеся по наклонной плоскости, преодолевали за равные промежутки времени. Когда время увеличивалось вдвое, то шары проходили в четыре раза большее расстояние. Это, в свою очередь, свидетельствовало, что под действием притяжения шары движутся ускоренно. Этот вывод прямо противоречил известному и такому, что принималось на веру почти два (!) тысячелетия, утверждению о том, что тела, на которые действует сила, движутся с постоянной скоростью, а если силы нет, то они находятся в покое.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны4. Эксперимент Генри Кавендиша

Закон всемирного тяготения утверждает, что сила притяжения между двумя телами прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Но в этом законе неизвестной была гравитационная константа g. Для ее определения надо было измерить притяжение между двумя телами с определенными массами и известным расстоянием между ними. Это очень сложная проблема, потому что соответствующая сила очень мала. Например, мы находимся в поле притяжения Земли, чувствуем его, но как мы притягиваемся наполненным самосвалом, не знаем, потому что никакого влияния на нас нет.

Метод измерения притяжения и предложил соотечественник Ньютона Генри Кавендиш в 1798 г. Он взял крутильные весы с двумя шариками, висящие на тонкой легкой нити. Далее измерялось смещение шариков при приближении к ним более тяжелых предметов. Так, весы реагировали на возмущение, но вследствие малости прямо измерить его было трудно. Поэтому Кавендиш сделал специальные зеркала, присоединил их к шарикам и наблюдал за световыми зайчиками на плоскости, что существенно подняло чувствительность устройства. Тем самым удалось достаточно точно установить величину и найти значение массы Земли.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны5. Маятник Фуко

6. Эксперимент Исаака Ньютона

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны7. Эксперимент Томаса Юнга

8. Эксперимент Клауса Йонсона

Этот опыт был поставлен немецким физиком-экспериментатором относительно недавно, в 1961 году., когда было воссоздано измерения Юнга, но для настоящих частиц. Йонссон, пропуская электроны через две щели, также наблюдал картину, аналогичную той, которую видел Юнг, что ярко свидетельствовало в пользу квантовой механики, которая утверждает корпускулярно-волновой дуализм, или смешанную природу элементарных частиц.

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны9. Эксперимент Роберта Милликена

Американский экспериментатор Роберт Милликен разработал метод капель, по которому научился изолировать в промежутке между пластинами конденсатора относительно малое количество заряженных капель жидкости. Далее, путем воздействия на воздух между пластинами рентгеновскими лучами, можно было его ионизировать, что меняло заряд капель. Когда конденсатор был заряжен, то электрическим полем можно было вызвать и наблюдать за движением взвешенных капель вверх, когда же конденсатор выключался, они двигались вниз. Начав экспериментировать с каплями в 1906 г., Милликен продолжал делать это с предельной тщательностью на протяжении нескольких лет. К 1909-1910 гг. он с большой точностью убедился, что заряды капель меняются исключительно дискретно, причем изменения всегда являются кратными некоторой фундаментальной величине e, которая и была сопоставлена заряду электрона. Полученные результаты впервые доказывали дискретный характер заряда, а электроны утверждались как реально существующие частицы. Первое измеренное значение утверждало, что по модулю e

4,89 Х10-10 электростатических единиц, или CGSE.

Без всякого преувеличения исследования Милликена стали этапными в развитии физики ХХ века, и в 1923 г. он был отмечен за них Нобелевской премией. Теперь точным значением элементарного заряда электрона считается величина e

Что такое опыт с физической стороны. Смотреть фото Что такое опыт с физической стороны. Смотреть картинку Что такое опыт с физической стороны. Картинка про Что такое опыт с физической стороны. Фото Что такое опыт с физической стороны10. Эксперимент Эрнста Резерфорда

Так продолжалось до 1909 г., когда, пожалуй, первый физик-ядерщик Резерфорд решил проверить, а какая же на самом деле структура атома. Для этого он использовал открытые им относительно тяжелые и положительно заряженные a-частицы (их заряд ea = 4e), которые ускорялись до скорости 20 км / с и направлялись на тонкую золотую фольгу, рассеиваясь в ней на атомах золота, что обусловливало их (частиц) отклонение от первоначального направления движения. Оно измерялось по вспышкам на пластине сцинтиллятора, которые обусловлены падением на нее рассеянных a-частиц. В этих измерениях Резерфорд заметил множество вспышек и убедительно доказал, что где-то одна из в среднем почти 10 000 a-частиц отклоняется на угол, больше 90о. Последнее свидетельствовало, что в таких актах рассеяния частица фактически возвращает назад, что не могло происходить, если бы атом отвечал нейтральной структуре Томпсона.

Такими современные специалисты увидели выдающиеся эксперименты прошлого, что обусловили наше продвижение на трудном пути к правильному познанию, правильным взглядам на мироздание и природу вещей.

Источник

Статья «Домашний физический эксперимент»

Домашний физический эксперимент

Ким Клим Кириллович

Выполнение домашнего физического практикума позволяет:

увидеть непосредственно, что физические явления сопровождают нас на каждом шагу;

научиться основным навыкам проведения физического эксперимента, познакомить с элементами научно- исследовательской деятельности;

закрепить знание основных положений курса физики;

развивать навыки аналитического мышления

развивать самостоятельность в индивидуальной деятельности, точности в проведении опытов, формулировке основных выводов.

Во всех работах опыты проводятся с разными телами так, чтобы их различия были значительными, тогда результаты будут отличаться так, что их сравнение приведёт к более точному выводу.

Опыты повторяются несколько раз, чтобы уменьшить вероятность ошибочного результата.

Все работы задаются на уроке изучения соответствующей темы.

1.Поставить полную кружку с водой на плиту и наблюдать за нагреванием. В определённый момент вода начнёт выливаться из кружки.

Что происходит с объёмом воды?

Объяснить, почему происходит наблюдаемое явление.

Объём воды увеличивается.

Увеличение объёма воды небольшое.

При нагревании увеличивается объём воды и она вытекает из кружки, т.к. увеличивается расстояние между молекулами.

2.Взять монету и на дощечке забить 2 гвоздя так, чтобы монеты с трудом прошла между ними. Затем провести этот опыт с нагретой монетой. Измерить расстояние между гвоздями в двух опытах.

1.Что происходит с объёмом монеты?

2.Если объём монеты изменится, то выяснить – расширяются ли твёрдые тела при нагревании?

3.Сравните величину теплового расширения у жидких и твёрдых тел.

4. Объяснить, почему происходит наблюдаемое явление

1.Объём монеты увеличивается.

2.Твёрдые тела в природе при нагревании расширяются.

3.При нагревании величина теплового расширения у жидких тел больше, чем у твёрдых тел.

4.При нагревании увеличивается объём монеты, т.к. увеличивается расстояние между молекулами твёрдого тела.

3.Надуть воздушный шарик и поместить на время в морозильную камеру. Подождав некоторое время, вынуть шарик из камеры.

1.Что происходит с объёмом шарика(воздухом), через некоторое время?

2.Если объём шарика(воздуха), изменится, то выяснить – расширяются ли газообразные тела при нагревании?

3.Сравните величину теплового расширения у газообразных, жидких и твёрдых тел.

4.Объясните, почему расширяются все тела при нагревании?

1.Объём шарика(воздуха), увеличивается.

2.Газообразные тела в природе при нагревании расширяются.

3.При нагревании величина теплового расширения у газообразных тел больше, чем у жидких, а у жидких тел больше, чем у твёрдых.

4.При нагревании увеличивается объём тел, т.к. увеличивается расстояние между молекулами.

В стакан с холодной водой капнуть каплю молока, йода, варенья. Наблюдать, что происходит. Взять стакан с горячей водой и проделать этот же опыт.

Какая разница наблюдается в этих опытах?

Объяснить наблюдаемые явления и те различия, которые возникнут.

Варенье перемешивается с водой быстрее в горячей воде, чем в холодной.

Подвесить на нити (горизонтально) листочек из плотной бумаги и опустить на повер-хность воды. Затем аккуратно оторвать листочек от поверхности воды.

Требуется ли усилие, чтобы оторвать листочек от воды.

Проделав этот опыт с растительным маслом, выяснить, зависит ли приложенное усилие от рода жидкости

Объяснить все наблюдаемые явления

Чтобы оторвать листочек от поверхности воды требуется приложить усилие.

Чтобы оторвать листочек от поверхности масла требуется приложить большее усилие, чем от поверхности воды.

Чтобы оторвать листочек от поверхности жидкости требуется приложить усилие, т.к. между молекулами жидкости и бумаги возникает взаимное притяжение. Чтобы оторвать от поверхности масла листочек бумаги требуется приложить большее усилие, чем от поверхности воды, потому что между молекулами воды и бумаги взаимное притяжение меньше, чем между молекулами масла и бумаги.

Наблюдать движение стрелок настенных часов.

Нарисовать траекторию движения конца часовой стрелки.

Измерить длину пути, которую проходит конец часовой стрелки за 30 минут.

Определить вид движения: равномерное или неравномерное, прямолинейное или криволинейное.

Траектория движения часовой стрелки – окружность.

Нужно аккуратно положить нить вдоль траектории движения стрелки часов, а затем измерить длину нити

Движение конца стрелки часов- равномерное(по величине) и криволинейное.

Взять наклонную плоскость (дощечка, книга и т.д.) и скатывать по ней шарик (пласти-линовый, стальной и т.д.) в песок или зерно, чтобы шарик застрял.

Зависит ли путь, пройденный шариком по песку, от высоты наклонной плоскости и какова эта зависимость?

Объяснить этот опыт

Путь, пройденный шариком по песку, зависит от высоты наклонной плоскости: чем выше наклонная плоскость, тем больше длина пути шарика.

Шарик, скатываясь по наклонной плоскости, сразу не останавливается в песке, а по инерции продолжает двигаться. Чем выше наклонная плоскость, тем больше скорость шарика, тем больше его инертность, значит шарик пройдёт больший путь по песку.

Взять наклонную плоскость и скатывать по ней в песок два разных шарика разной массы.

Зависит ли путь, пройденный шариком, от его массы?

Объяснить этот опыт.

Чем больше масса шарика, тем больший путь пройдёт шарик.

Чем больше масса шарика, тем больше его инертность, значит шарик пройдёт больший путь.

Взять два тела одинаковой массы из разного вещества (железо- пластилин, ластик- пластилин и т.д.) и погрузить полностью в стакан с водой (сначала первое тело, потом второе).

В каком случае уровень воды в стакане повысится больше?

Объяснить этот опыт?

Уровень воды при погружении пластилинового шарика повысится больше, чем при погружении железного шарика.

Т.к. плотность пластилина меньше чем плотность железа, то объём пластилинового шарика больше, чем железного, поэтому уровень воды при погружении в стакан пластилинового шарика будет выше, чем железного.

К линейке привязать нить и подвесить так, чтобы она уравновесилась. На одинаковом расстоянии от нити слева и справа подвесить 2 тела одинакового размера, но из разного вещества.

Какое тело перетянет?

Объяснить этот опыт?

Перетянет тело масса которого больше.

Т.к. при равных размерах масса того тела больше, плотность которого больше, поэтому перетянет тело масса которого больше.

Взять 2 снежка разной массы и уронить с одинаковой высоты.

Какой снежок упадёт раньше?

Объяснить этот опыт?

Два снежка разной массы упадут одновременно..

На тела действует сила тяжести, а под действием силы тяжести все тела падают одинаково.

Взять 3 тела: пластмассовую линейку, стальную пружинку, пластилиновый шарик. Приложив определённую силу, деформировать эти тела.

Возникает ли сила упругости.

Зависит ли сила упругости от вещества, из которого изготовлено тело?

Растягивая пружину разной по величине силой, выяснить, зависит ли сила упругости от величины деформации?

1. При деформации линейки, пружины и шарика возникает сила упругости..

2. Сила упругости зависит от вещества, из которого изготовлено тело. Самая большая сила упругости возникает в стальной пружине, самая маленькая – в пластилиновом шарике.

3. Сила упругости зависит от величины деформации. Чем больше величина деформация, тем больше сила упругости.

Подвесить на нити тело. Нарисовать рисунок и указать действующие силы.

Ножницами перерезать нить. Изобразить падающее тело и указать действующие силы. Определить вес тела во время падения.

Провезти санки по снегу и по льду.

Выяснить, зависит ли сила трения от поверхности соприкасающихся тел.

Изменяя массу груза на санках, выяснить, зависит ли сила трения от того, как сани давят на снег (веса тела).

Смазав полозья саней растительным маслом, провезти сани по льду. Выяснить, зависит ли сила трения от смазки.

Сила трения зависит от поверхности соприкасающихся тел, т.к. санки по льду провезти легче, чем по снегу.

Если увеличивать массу груза на санках, то тогда труднее провезти санки, т.к. сила трения увеличивается.

Если смазать маслом полозья санок, то тогда легче провезти санки по льду, т.к. смазка уменьшает силу трения.

Взять 2 доски разных размеров (по площади поверхности) и, положив их на снег, встать последовательно сначала на первую, а затем на вторую доску.

Когда больше провалишься в снег. Зависит ли это от площади поверхности?

Объяснить этот опыт.

Если встать на доску с большей площадью поверхности, то тогда меньше провалишься в снег.

Если площадь, на которую действует сила, больше, то давление оказывается меньше. Поэтому и в снег провалишься меньше, если встать на доску с большей площадью поверхности.

Взять тюбик с зубной пастой. Проделав 3 одинаковых отверстия в разных местах, сжать тюбик.

Под каким давлением вытекает паста из отверстий? Одинаково ли это давление?

Объяснить этот опыт.

Паста из отверстий будет вытекать под одинаковым давлением.

Согласно закону Паскаля давление, оказываемое на жидкость, без изменения передается в каждую точку жидкости, поэтому паста из трех отверстий будет вытекать под одинаковым давлением.

Взять 2 ведра: одно полное водой, а другое пустое. Поставить ведро с водой выше на 2/3 выше пустого. Взять 2 конца шланга или резиновой трубки (длиной около 1 м) в одну руку, а другой рукой кружкой наливать воду в один конец трубки. Когда вода в одном конце шланга дойдёт до края, то вы увидите и в другом конце шланга воду, причём уровень воды в обоих концах шланга будет одинаковым. Зажать указательным пальцем левой руки конец шланга с водой, а указательным пальцем правой руки другой конец шланга. Затем левый конец шланга, не отрывая палец, поместить в ведро с водой до самого дна, а правый конец шланга, так же, не отрывая палец, поместить в пустое ведро, также до самого дна. После этого нужно одновременно открыть концы шланга, убрав пальцы рук, оставив шланг в вёдрах. Вода через шланг из одного ведра потечёт в другое.

Почему уровень воды в обоих концах шланга в руке одинаковый?

До какого момента вода из одного ведра будет перетекать в другое? Объяснить этот опыт.

Т.к. изогнутый шланг представляет из себя сообщающиеся сосуды, то уровень воды в обоих концах шланга в руке будет одинаковый.

Вода из одного ведра будет перетекать в другое до тех пор, пока уровни воды в них не станут одинаковыми, т.к. эти вёдра, соединённые шлангом, представляют из себя сообщающиеся сосуды.

Взять в левую руку стакан с водой и в него положить несколько монет. Приложив плотно ладонью правой руки лист бумаги, резко опрокинуть стакан с водой. Плотно закрытая листом бумаги, вода из стакана не будет вытекать.

Почему лист бумаги не даёт вытечь воде из стакана?

На лист бумаги, прижатый к стакану с водой, действует атмосферное давление и это давление такое, что вода не вытекает из стакана.

Проделав опыт с монетами, можно увидеть, что атмосферное давление достаточно большое.

Возьмите большую пластиковую пустую бутылку из под газированной воды. Сделайте гвоздём вертикальные отверстия вдоль стенки через небольшое расстояние в верхней половине бутылки. На уровне одного из отверстия сделайте несколько горизонтальных, вдоль всей боковой поверхности. Затем, налив в бутылку воды, резко переверните бутылку.

1.По виду струи воды из вертикальных отверстий определите, в каких отверстиях напор(давление) воды больше?

2.По виду струи воды из горизонтальных отверстий определите, в каких отверстиях напор(давление) воды больше?

4.Сделайте вывод о давлении в жидкости

1.По виду струи воды из вертикальных отверстий можно сказать, что напор(давление) воды больше с глубиной?

2. По виду струи воды из горизонтальных отверстий можно сказать, что напор(давление) воды на одной и той же глубине одинаковая?

4. Давлении в жидкости зависит от глубины: чем больше глубина воды, тем больше давление. На одной и той же глубине давление жидкости одинаковая.

Взять 2 картофелины разных размеров и полностью погрузить в стакан с водой, сначала одну, а затем вторую.

Какая картофелина вытесняет больший объём воды?

На какую картофелину действует большая выталкивающая сила?

Погрузите в стакан с водой теннисный шарик и такого же размера картофелину. Почему шарик плавает, а картофелина тонет?

Погрузите в “ тузлук” (насыщенный раствор соли) небольшую картофелину и увидите, что картофелина плавает. Почему это происходит?

Картофелина большего размера вытеснит больший объём воды.

На картофелину большего размера действует большая выталкивающая сила.

На шарик и картофелину действует одинаковая выталкивающая сила, но шарик плавает, а картофелина тонет, т.к. на картофелину действует большая сила тяжести.

В “ тузлуке” картофелина не тонет, т.к. на картофелину действует вытал-кивающая сила, которая больше силы тяжести, действующая на картофелину. При растворении соли в воде увеличивается плотность жидкости, а это увеличивает выталкивающую силу.

Возьмите пустую коробочку от плавленого сыра и на боковой стенке карандашом сделайте вертикальные отметки через 1 мм. Положите на поверхность воды в сосуде пустую коробочку. Затем аккуратно положите в коробочку последовательно1 монету, затем вторую и т.д., при этом стремитесь, чтобы коробочка плавала ровно (не накренилась). Проделайте этот опыт с монетами до тех пор, пока коробочка не утонет. Посмотрите на уровень воды по боковым делениям на стенке коробки в тот момент, когда коробочка начнёт тонуть и запомните. Затем выньте коробку, оботрите салфеткой и карандашом начертите жирную линию вдоль всей боковой стенки.

Проделайте этот опыт со второй коробочкой, только с сильно солёной водой

1.Почему коробочка не тонет, даже с монетами?

2. Что произойдёт с коробочкой в опыте с солёной водой? Почему?

3. Где используется данное явление?

4.Как называется жирная линия на боковой стенке коробочки, корабля? Что она показывает?

5.Что нужно учитывать при плавании судов в пресной(речной) и солёной(морской) воде?

1.Коробочка не тонет, т.к. на неё действует выталкивающая сила?

2. На коробочку в солёной воде будет действовать большая выталкивающая сила, т.к. плотность солёной воды больше плотности пресной.

3. Данное явление используется в плавании судов.

4.Жирная линия на боковой стенке коробочки, корабля называется ватерлинией. Ватерлиния показывает наибольшую загрузку корабля, после которой она начнёт тонуть.

5. При плавании судов в пресной(речной) и солёной(морской) воде нужно учитывать то, что плотность солёной воды больше плотности пресной, поэтому и ватерлиния будет разной.

Дома посмотреть в паспортах, на задней панели бытовых электроприборов (пылесосы, холодильники, вентиляторы и т.д.) и составить отчёт:

Указать названия приборов и их мощность.

Определить работу, которую эти приборы могут совершить за 1 час.

Электронасос “Кама”. Мощность- 500 Вт.

За 1 час электронасос “Кама” выполнит работу: А=Р· t ; A =500Вт·3600с=

Открыть дверь, приложив одинаковую силу в разных точках, относительно оси вращения двери (шарниров).

Зависит ли результат действия силы от точки приложения силы?

В каком случае легче открыть дверь?

Объяснить этот опыт.

Результат действия силы зависит от точки приложения силы.

Чем дальше от оси вращения двери (шарниров) приложена сила, тем легче открыть дверь.

В этом опыте проявляется закон рычага: чем больше плечо приложенной силы, тем меньше величина этой силы.

Взять одноразовый медицинский шприц и её конец воткнуть в картофелину и вытащить так, чтобы трубочка конца шприца была закрыта плотно картофельной пробкой. Затем резко сжать шприц. В определённый момент картофельная пробка вылетит из трубки.

Почему картофельная пробка вылетает из шприца?

Преобразование какой энергии наблюдается в этом опыте?

Какой закон сохранения выполняется?

Картофельная пробка вылетает под действием сжатого воздуха, который образуется в шприце.

Потенциальная энергия сжатого воздуха преобразуется в кинетическую энергию вылетающей пробки.

В этом опыте выполняется закон сохранения механической энергии.

Этот опыт проводится весной. Нужно разогнаться на велосипеде до определённой скорости и в этот момент перестать вращать педали. Нужно измерить расстояние, которое проедет велосипед. Затем провести этот опыт при большей скорости.

Данный эксперимент повторить, посадив на велосипед 1 пассажира

Измерив расстояние, которое проехал велосипед выяснить:

1.Как зависит(пропорциональная зависимость) кинетическая энергия велосипеда с человеком от скорости?

2.Как зависит (пропорциональная зависимость) кинетическая энергия велосипеда с человеком от массы?

1.Кинетическая энергия велосипеда с человеком зависит прямо пропорционально от скорости?

3. Кинетическая энергия велосипеда с человеком зависит прямо пропорционально от массы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *