Что такое опытный участок
УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК
Используется для проведения уроков, экскурсий, выполнения летних заданий, заготовления дидактического материала и включает отделы: биологический, овощных культур, полевых культур, плодово-ягодный отдел, отдел декоративных растений, зоологический отдел, метеорологическая станция.
Учащиеся, работая на школьном участке, закрепляют свои знания по биологии на живых растениях и животных. Они получают ясные представления о главнейших агрономических приемах возделывания сельскохозяйственных растений и ухода за животными и навыки работы с ними в определенной системе. Работа на участке должна воспитать у учащихся организационные, коллективистские навыки, культуру труда, эстетические чувства и навыки воспроизводства природы размножением растений.
На учебно-опытном участке проводят уроки по ботанике, зоологии и общей биологии осенью и весной и практические занятия в 6-7 классах по особой программе, внеурочные работы по постановке опытов и наблюдений летом, осенью и весной, заготовку раздаточного и демонстрацион-
ного материала к урокам по курсам ботаники, зоологии и общей биологии. На участке работают кружки юных натуралистов и организуются общешкольные внеклассные мероприятия: празднование Дня урожая, Дня сада и Дня птиц, выставки, экскурсии для родителей, учащихся других школ и т. п.
Такое многостороннее использование участка требует соответ-соответствующего подбора и расположения посадок и посевов растений.
В результате изучения опыта школ и проведенных экспериментальных исследований наиболее рациональной и педагогически обоснованной системой организации учебно-опытных участков может быть названа следующая.
На школьном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные и дикорастущие. Соответственно этому и участок должен иметь четко разграниченные отделы: ‘полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический.
Следует устроить на участке метеорологическую станцию, географическую площадку, аудиторию.
В каждой школе могут быть разные размеры участка, различная конфигурация его, большее или меньшее количество растений, но все перечисленные отделы необходимы.
В каждом отделе отводится место для коллекции Культур и для опытов с ними. Смешивать все культуры из разных отделов в одной коллекции или в одном опытном отделе или вводить для всего участка единый севооборот нецелесообразно ни с агрономической, ни с педагогической стороны.
Приводим примерный план участка.
Каждый год план посевов в отделах меняется соответственно севооборотам этих отделов.
Отдел полевых растений. Полевой отдел делится на две части: коллекционную и опытную.
В полевом отделе могут быть поставлены следующие опыты, связанные с учебным материалом 6 и 7 классов:
На 1-м поле: появление сорняков и борьба с ними на черном пару; зеленое удобрение (закапывание люпина с после-дующим на будущий год выращиванием злаков на удобренной и неудобренной люпином почве).
На 2-м поле: выяснение лучшего способа посева пшеницы; ускоренное получение большого количества зерна; фазы развития яровой пшеницы; определение плодородия почвы; получение высокого урожая пшеницы или кукурузы.
На 3-м поле: урожай трав (сена) при чистых посевах клевера, тимофеевки и в их смеси, улучшение структуры почвы. Опыт используется также в 11 классе по теме «Дарвинизм».
На 4-м поле: получение наземных клубней картофеля; влияние окучивания; способы размножения картофеля; получение высокого урожая картофеля.
На 5-м поле: выращивание льна с тонким и длинным волокном (при загущенном посеве); получение высокого урожая.
На 6-м поле: введение в культуру диких лекарственных растений; вегетативное размножение эфироносов; получение высокого урожая одного из эфироносов и т. п.
Отдел овощных растений. В отделе овощных растений на отдельном участке высаживают коллекцию многолетних куль-тур: хрен, щавель, земляную грушу, ревень, спаржу. Остальную площадь отдела разделяют на четыре поля овощного севооборота:
На 1-м поле: по свежему навозному удобрению — листовые: разные сорта капусты (Московская, Слава, красная, цветная, кольраби, брюссельская, савойская, листовая, китайская), салат, лук.
На 2-м поле: плодовые — томаты, огурцы; тыква.
На 3-м поле: по минеральному удобрению—корнеплоды (морковь, свекла, репа, редис, редька).
На ‘4-м поле: бобовые (фасоль, горох) и ранний картофель.
В овощном отделе коллекции и опыты также сочетаются на каждом поле. Например, коллекции сортов капусты и томатов удобнее располагать с двух сторон поля, вдоль внешних дорожек в виде буквы «Г».
Семенники корнеплодов на 3-м поле опять-таки удобнее поместить с одного края гряд, чтобы можно было показывать учащимся растения первого и второго года (семенники). А со стороны дорожки можно было бы сравнивать семенники моркови,свеклы, репы, редьки, брюквы.
Внутри каждого отдела посевы и посадки располагают так, чтобы удобно было проводить уроки по определенным темам.
Важное условие — расположить коллекционные и опытные посевы так, чтобы учащиеся могли делать сравнения растений как на опытных и контрольных делянках, так и растений одного и другого сорта или дикого и культурного растения (напри-мер, дикого и культурного картофеля, лука и др.). На грядки с двулетними овощными растениями подсаживают семенники.
Опыты с овощными растениями могут быть следующие: влияние подкормки (капуста,огурцы или тыква), мульчирование почвы (свекла, картофель, морковь), влияние длины дня на развитие (салат, редис, шпинат), размножение черенками томатов, прививка томата на картофеле и дыни на тыкве, влияние прищипки побегов (огурцов, томатов), отбор на семена лучших растений, получение высокого урожая основных культур: капусты, томатов, свеклы, лука, огурцов н пр. Почти все эти опыты используются и в преподавании общей биологии при прохождении тем «Дарвинизм» (IX класс), «Размножение и индивидуальное развитие», «Основы генетики и селекции» и «Организм и среда» (X класс).
Совершенно необходимы для участка парники, без которых невозможен посев многих растений, требующих предварительной выгонки рассады. К таким растениям относятся многие овощные культуры (капуста, томаты и др.), однолетние красивоцветущие (астры, вербена, гвоздика, львиный зев, левкой, лобелия, табак и др.), полевые культуры (кукуруза, соя) и в особенности южные (клещевина, судза, арахис и т. д.).
Парники дают возможность уже ранней весной производить практические работы: посев, пикировку, посадки, наблюдения за ростом растений. Возможны опыты по уплотнению культур, их смене, ранней выгонке (цветков, ягод, овощей, салата, редиса, огурцов, дынь и др.).
По направлению ссеверу на юг располагают теплицу, теплый парник, наземный парник, паровые кучи.
В этом отделе производят и подготовку земли, отводят место под компостную кучу, оставляя рядом площадку такого же размера для перевала ее. Ставят бочку для приготовления навозной жижи. ^
Отдел плодово-ягодных растений. В отделе плодово-ягодных растений отводят большую часть под плодовый сад, меньшую — под ягодные растения и питомник. В саду высаживают яблони штамбовой формы (на площади 6X6 л*2), карликовой кустовой (на площади 4X4 м2) и стелющейся (на расстоянии 3 м). Для коллекции нужно посадить в саду вишню, грушу, черемуху, боярышник,, рябину.
Рядом на отдельных площадках высаживают кус-ты смородины, крыжовника (1,5X3 м2) и малины (1×2 ж2). Высаживают и дикие ягодные растения для воспитания, отбора и скрещивания. Для размножения черенками вырывают прямо-угольную площадку (не более 1 м шириной, глубиной 20 см)
Дата добавления: 2017-01-13 ; просмотров: 2790 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
опытный участок
The firm drilled one well in the pilot area.
Смотреть что такое «опытный участок» в других словарях:
опытный участок — bandymų laukas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Žemės plotas, kuriame atliekami augalininkystės ir žemdirbystės bandymai. atitikmenys: angl. experimental field; test field vok. Versuchsfeld, n rus. опытное поле, n; опытный… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
опытный — прил., употр. сравн. часто Морфология: опытен, опытна, опытно, опытны; опытнее 1. Опытным вы называете человека, который обладает знаниями, навыками, умением в каком либо деле, профессии, ремесле. Опытный педагог, инженер. | Опытный офицер,… … Толковый словарь Дмитриева
Опытный завод космического приборостроения — Тип НИИ Год основания 1987 Расположение Баку, Азербайджан Ключевые фигуры … Википедия
Опытный Завод Космического Приборостроения — Год основания 1987 Ключевые фигуры Мовлудпаша Мамедхан оглы Нуршиев (Директор) Тип НИИ Расположение Баку Азербайджан … Википедия
опытный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Обладающий опытом, знаниями, навыками в каком л. деле, профессии, ремесле. О. учитель. О. мастер. О. в деле строительства инженер. В управлении производством нужен о. человек. // Свойственный такому человеку. О ые руки… … Энциклопедический словарь
опытный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. опытность 1) а) Обладающий опытом, знаниями, навыками в каком л. деле, профессии, ремесле. О/пытный учитель. О/пытный мастер. О/пытный в деле строительства инженер. В управле … Словарь многих выражений
НИИИТ-Опытный завод — ЗАО «НИИИТ Опытный завод» Тип Закрытое акционерное общество Год основания 1970 Расположение … Википедия
Уральский учебно-опытный лесхоз — один из крупных лесхозов на территории Свердловской области. Лесхозу принадлежит более 29 тысяч гектар земли в зоне непосредственно примыкающей к одному из крупнейших городов России. Содержание 1 Статус 2 История 3 … Википедия
о́пытный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Обладающий опытом (в 1 знач.), знаниями, навыками в каком л. деле, профессии, ремесле. Опытный учитель. Опытный мастер. □ И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец. Пушкин, Медный всадник. [Наполеон] видел, что то … Малый академический словарь
Мичурин, Иван Владимирович — [15 (27) окт. 1855 7 июня 1935] сов. биолог, великий преобразователь природы, труды к рого положили начало новому этапу в развитии дарвинизма; почетный чл. АН СССР (1935), действит. чл. ВАСХНИЛ (1935). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1934). Родился в… … Большая биографическая энциклопедия
Хронология Московского метрополитена — Содержание 1 XX век 1.1 1901 1.2 1912 1.3 1931 1.4 … Википедия
опытный участок
Смотреть что такое «опытный участок» в других словарях:
опытный участок — bandymų laukas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Žemės plotas, kuriame atliekami augalininkystės ir žemdirbystės bandymai. atitikmenys: angl. experimental field; test field vok. Versuchsfeld, n rus. опытное поле, n; опытный… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
опытный — прил., употр. сравн. часто Морфология: опытен, опытна, опытно, опытны; опытнее 1. Опытным вы называете человека, который обладает знаниями, навыками, умением в каком либо деле, профессии, ремесле. Опытный педагог, инженер. | Опытный офицер,… … Толковый словарь Дмитриева
Опытный завод космического приборостроения — Тип НИИ Год основания 1987 Расположение Баку, Азербайджан Ключевые фигуры … Википедия
Опытный Завод Космического Приборостроения — Год основания 1987 Ключевые фигуры Мовлудпаша Мамедхан оглы Нуршиев (Директор) Тип НИИ Расположение Баку Азербайджан … Википедия
опытный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Обладающий опытом, знаниями, навыками в каком л. деле, профессии, ремесле. О. учитель. О. мастер. О. в деле строительства инженер. В управлении производством нужен о. человек. // Свойственный такому человеку. О ые руки… … Энциклопедический словарь
опытный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. опытность 1) а) Обладающий опытом, знаниями, навыками в каком л. деле, профессии, ремесле. О/пытный учитель. О/пытный мастер. О/пытный в деле строительства инженер. В управле … Словарь многих выражений
НИИИТ-Опытный завод — ЗАО «НИИИТ Опытный завод» Тип Закрытое акционерное общество Год основания 1970 Расположение … Википедия
Уральский учебно-опытный лесхоз — один из крупных лесхозов на территории Свердловской области. Лесхозу принадлежит более 29 тысяч гектар земли в зоне непосредственно примыкающей к одному из крупнейших городов России. Содержание 1 Статус 2 История 3 … Википедия
о́пытный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Обладающий опытом (в 1 знач.), знаниями, навыками в каком л. деле, профессии, ремесле. Опытный учитель. Опытный мастер. □ И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец. Пушкин, Медный всадник. [Наполеон] видел, что то … Малый академический словарь
Мичурин, Иван Владимирович — [15 (27) окт. 1855 7 июня 1935] сов. биолог, великий преобразователь природы, труды к рого положили начало новому этапу в развитии дарвинизма; почетный чл. АН СССР (1935), действит. чл. ВАСХНИЛ (1935). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1934). Родился в… … Большая биографическая энциклопедия
Хронология Московского метрополитена — Содержание 1 XX век 1.1 1901 1.2 1912 1.3 1931 1.4 … Википедия
Учебно-опытный участок, его значение, оснащение и озеленение
1.2 Учебно-опытный участок, его значение, оснащение и озеленение
Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке, правильная – с экологической точки зрения – организация зеленой зоны составляют развивающую экологическую среду, пригодную для воспитания детей. Для постоянного общения детей с природной средой создается, оснащается территория образовательного учреждения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный учебно-опытный участок украсит территорию, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Учащиеся имеют возможность сосредоточивать свое внимание на объектах природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дети имеют возможность длительно рассматривать природные объекты, наблюдать за ними; постепенно у них формируются осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т.д. ), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Требования к подбору объектов на учебно-опытном участке:
1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способные вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей.
3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
5. Учебно-опытный участок- место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен учащимся 4-х классов. Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в конкретных климатических условиях. Размещая объекты на учебно-опытном участке, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни к растения нуждаются в большом количестве солнечного света, другие плохо переносят прямые солнечные лучи – их помещают в разные места. При размещении объектов необходимо учесть и эстетическую сторону: учебно-опытный участок должен радовать глаз, украшать территорию. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться.
7. При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:
для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;
они должны быть разнообразны по высоте, окрасу листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.
Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетические чувства. Главная особенность этих условий – привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности.
Специфическими чертами методики экологического образования являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом образовании созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, которые должны в полной мере соответствовать потребностям и эволюционно сложившимся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Экологическая среда – это, прежде всего конкретные отдельно взятые животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей.
В образовательном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они:
— безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
— неприхотливы, т.е. не требуют специального содержания и ухода: в детском учреждении главное внимание уделяется ребенку, растения и животные выступают тут как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому за растениями и животными не должен отнимать у учителя много времени, сил и внимания.
Четкое соблюдение подхода к оборудованию и оснащению зоны природы позволяет детям увидеть:
— неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
— морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
— появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
— специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предметов;
— многообразие живых организмов и разные способы их взаимодействия со средой.
Таким образом, растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека – улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды в помещении.
Учебно-опытный участок – одно из необходимых условий наглядного и действенного общения учащихся с природой. Во время экскурсий или уроков дети могут подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развиваются наблюдательность, интерес к ней, во время труда формируются навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитываются любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На учебно-опытном участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.
Правильно организованный и хорошо озелененный учебно-опытный участок – необходимая база для осуществления воспитательно– образовательных задач. В их решении важная роль принадлежит разнообразным средствам экологического образования и использованию разнообразных приемов и методов.
Одним из этих методов являются наблюдения на учебно-опытном участке в естественных условиях – во время прогулок и экскурсий. Организация наблюдений и руководство ими должны способствовать расширению круга правильных конкретных представлений о растениях и животных, о явлениях неживой природы и труде людей в природе, а также помогать установлению простых связей и причинной зависимости между предметами и явлениями природы. В процессе наблюдений педагог обогащает словарь детей, воспитывает интерес, любовь к природе, умение видеть ее красоту.
Другим методом действительного ознакомления с природой является труд детей. В настоящее время уделяется большое внимание трудовому воспитанию школьников.
Труд в сочетании с наблюдениями обогащает детей знаниями о растениях и животных, об условиях их роста и развития, о людях, преобразующих природу, об использовании ее богатств человеком. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращивания растений, ухода за ними и за животными, навыками правильного обращения с сельскохозяйственным инвентарем и предметами ухода.
При правильной организации коллективного труда детей огромную радость им доставляют его результаты, а это, в свою очередь, способствует воспитанию трудолюбия, чувства ответственности, интереса и уважения к труду. Наравне с организацией труда самих детей очень ценным является ознакомление их с трудом взрослых.
Для воспитания у детей заботливого отношения к природе требуется терпеливая, кропотливая, хотя с первого взгляда и мало заметная работа; педагог исподволь воспитывает у детей привычку трудиться сначала вместе с взрослыми, а потом и самостоятельно.
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – это одно из важнейших условий экологического образования учащихся.
На учебно-опытном участке педагог организует наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
Дети имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.
Участок – это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации.
Участок должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих образовательное учреждение. Норма площади на ребенка 35-45м. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится образовательное учреждение.
На участке располагаются игровая площадка, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.
Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1 – 3 ряда.
Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация.
В формировании участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.
Подбор растений для цветника. Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.
Планировка цветника. При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: игр, наблюдений, развлечений, спорта.
Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.
Необходимо предусмотреть сочетание окраски цветков одновременно цветущих растений. Рекомендуется избегать сочетания розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синих с сиреневыми и лиловыми.
Не следует забывать о форме и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемежать с крупными цельными или линейными листьями.
Рекомендуются посадки цветущих растений и в виде партера. (Это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами). Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися (лазающими). Это могут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, душистый горошек, плетистая роза.
Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника. Лучше подобрать несколько видов, хорошо растущих в определенном климате, не слишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течение всего сезона.
Устройство газона. На участке необходимо найти место для зеленого газона. Газон – это площадь с естественным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Его можно использовать для озеленения возле цветника или плескательного бассейна. Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снимает возбуждение, дает отдых утомленному зрению.
На учебно-опытном участке должны быть такие отделы:
— отдел плодово-ягодных растений;
— отдел овощных растений;
— отдел полевых растений.
Из овощных растений выращивают районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений, быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Для овощного севооборота можно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза.
Таким образом, правильно спланированный, оснащенный учебно-опытный участок с большим разнообразием объектов и зеленых насаждений способствует решению задач экологического и всестороннего развития, воспитания учащихся.
Глава 2. Формирование у детей отношения к природе в процессе деятельности в экологоразвивающей среде