Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс

Значение слова «оратория»

Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Картинка про Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОРАТО’РИЯ, и, ж. [латин. oratorium от oro — говорю, молю]. 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратории Баха. 2. В католическом храме — часть, предназначенная для молящихся (архит.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

орато́рия

1. музыкальное произведение для хора ◆ Академический хор исполнил ораторию Гайдна.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Картинка про Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: садистический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «оратория&raquo

Предложения со словом «оратория&raquo

Цитаты из русской классики со словом «оратория»

Сочетаемость слова «оратория&raquo

Понятия со словом «оратория»

Афоризмы русских писателей со словом «оратория&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «оратория&raquo

Постепенно эти выступления принимают вид открытых концертов, доступных многим лондонцам и состоящих из импровизаций на клавесине в антрактах между действиями опер и на органе – между частями ораторий.

То исполнялась итальянская оратория, то ставилась французская опера, то на карнавале придворные дамы, переодетые крестьянками, танцевали старинные народные танцы.

Как и в опере, формой сольного пения в оратории является ария.

Источник

Оратория

И. Э. Манукян.

Полезное

Смотреть что такое «Оратория» в других словарях:

ОРАТОРИЯ — (лат. oratorium храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРИЯ в тесном смысле слова… … Словарь иностранных слов русского языка

Оратория — (итальянское oratorio, от латинского oro говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — (итл. oratorio от лат. oro говорю, молю), музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико драматическим… … Большой Энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В… … Толковый словарь Ушакова

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, и, жен. Монументальное эпико драматическое музыкальное произведение для хора, певцов солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОРАТОРИЯ — жен., лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде … Толковый словарь Даля

оратория — сущ., кол во синонимов: 1 • произведение (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Оратория — (ит. oratorio, лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Оратория — (лат. oratorium, итал. oratorio) крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от… … Википедия

Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. oratorium молельня, лат. oro говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для… … Большая советская энциклопедия

Источник

ОРАТОРИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ОРАТОРИЯ» в других словарях:

ОРАТОРИЯ — (лат. oratorium храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРИЯ в тесном смысле слова… … Словарь иностранных слов русского языка

Оратория — (итальянское oratorio, от латинского oro говорю, молю), многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. В отличие от кантаты имеет сюжетную основу, большие размеры и эпически монументальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — (итл. oratorio от лат. oro говорю, молю), музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико драматическим… … Большой Энциклопедический словарь

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, оратории, жен. (лат. oratorium от oro говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В… … Толковый словарь Ушакова

ОРАТОРИЯ — ОРАТОРИЯ, и, жен. Монументальное эпико драматическое музыкальное произведение для хора, певцов солистов и оркестра. | прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОРАТОРИЯ — жен., лат. наука красноречия, витийство; | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде … Толковый словарь Даля

оратория — сущ., кол во синонимов: 1 • произведение (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Оратория — (ит. oratorio, лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. Oratorium молельня, от лат. оrо говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. Oratorium) крупное муз. произведение для хора, певцов солистов и симф. оркестра, написанное, как правило, на драматич. сюжет и… … Музыкальная энциклопедия

Оратория — (лат. oratorium, итал. oratorio) крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от… … Википедия

Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. oratorium молельня, лат. oro говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для… … Большая советская энциклопедия

Источник

Оратория

Содержание

История

Оратория зародилась в конгрегации ораторианцев. Собрания их, в которых пелись «Laudes spirituales» (лауды), происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся ораторий (oratorium). Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. Оратория развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с её нехристианскими сюжетами; но главное назначение оратории — не сцена, а эстрада. Старейшей ораторией считается «Rappresentazione di anima е di corpo», написанная Эмилио дель Кавалиери (1600 г.). Однако с равным успехом это произведение можно считать оперой на духовный сюжет, поскольку произведение исполнялось в костюмах и с театральными декорациями. Первым классиком жанра стал Джакомо Кариссими, который называл свои произведения не ораториями, а «историями» (наиболее знаменита «История Иеффая», около 1650). «Истории» Кариссими основаны на библейских и евангельских сюжетах; их тексты написаны на латинском языке, но не являются точными цитатами из Священного писания. Повествование ведет Рассказчик (Historicus), от первого лица выступают персонажи, исполняющие небольшие монологи (арии) и диалоги.

Выдающимися композиторами в области старинной оратории были Лео и Хассе. Старинная оратория делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в оратории имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. Оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Оратория получила новый характер при Генделе; не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с ораторией, возникшей в церкви католической, но тем не менее многие также их называют ораториями. К авторам ораторий относятся ещё Граун, К. Ф. Э. Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен.

В XIX веке жанр развит Мендельсоном. В XIX веке появилось понятие светской оратории, например, музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены («Странствование розы», «Рай и Пери»). Немногочисленны русские оратории XIX века (С. Дегтярёв — автор первой русской оратории, Н. Заремба, А. Рубинштейн).

Большого размаха ораториальный жанр получил в советское время. Одним из выдающихся произведений той эпохи была «Патетическая оратория» Георгия Свиридова. Среди современных [когда?] авторов ораторий — церковнослужитель Митрополит Иларион (Алфеев). [источник не указан 188 дней]

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Вселенная Малер: часть 12 Густав и Альма. Письма на фоне музыки Тангейзер: Предла.

Клод Дебюсси с замечательным видеорядом. )

Музыка

Рубрики

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Музыкальные формы и жанры:Оратория.

Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Картинка про Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс

Структура стандартной оратории:
— инструментальная увертюра, устанавливающая основные темы произведения;
— арии солистов;
— речитатив (как правило, используется для объяснения сюжета);
— хоровые арии, часто монументальные во славу Божию (типичные инструменты, которые сопровождают эти арии литавры и трубы).

Оратория, также как опера и кантата, появились одновременно в начале 17 века и являются относительно схожими жанрами, созданными для солистов, хора и оркестра.

Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Картинка про Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс

Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Картинка про Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс

История оратории.

Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Картинка про Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс

Традиционно считается, что оратория возникла в конгрегации ораторианцев, основанной Св. Филиппом Нери в Риме в конце 16-го века. Термин «оратория» произошел от латинского «oratorium«, означающего «помещение для моления», где проходили встречи членов конгрегации. Первой ораторией можно считать духовное музыкальное представление «О душе и теле» (Anima e corpo) Эмилио де Кавальери, поставленное в 1600 году в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, оно состояло из коротких сольных фраз, более разнообразных, чем речитатив, но ещё недостаточно мелодично развитых, с инструментальным сопровождением и хоровыми частями. Хотя слово «оратория» ещё около полувека не применялось к этому музыкальному жанру, существует неразрывная традиция между музыкальными упражнениями Филиппа Нери и периодом, когда новое искусство обрело устоявшуюся форму.
В это же время, в светском музыкальном искусстве композиторы обращают своё внимание на возрождение древнегреческой монодии и совершенствуют композиции для голосов и инструментов, которые в конечном итоге привели к жанру оперы.
На протяжении первой половины 17-го века активное участие в создании и распространении этой новой формы церковных музыкально-драматических спектаклей принимали иезуиты, которые, особенно в Германии, использовали эти музыкальные спектакли во всех своих школах и колледжах. Основными сюжетами были страсти мученика, жизнь святого или раскаяние грешника.

Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Картинка про Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс

Среди тех, кто культивировал или помогал в разработке оратории в Италии, были Бенедетто Феррари (1597-1681), «Самсон«; Агостино Агаццари (1578-1640), пасторальная драма «Эумелио«; Лорето Витори (1588-1670) «La pellegrina costante«, «Sant’ Ignazio Loyola«. Джакомо Кариссими (1604-1674), внесший заметный прогресс в ораторию, был первым мастером, обратившимся к текстам из Священного Писания. Его работы, многие из которых сохранились, показывают практически такую же конструкцию, как принята в настоящее время: речитативы, арии, дуэты и терцеты, чередующиеся с одним или двумя хорами и инструментальные номера. Сочинения Кариссими отличаются обилием красок, чистотой, легкостью и обаянием, среди них выделяются «Иеффай» и «Иона«. После него, следующим итальянским мастером оратории был его ученик Алессандро Скарлатти (1659-1725), среди ораторий которого главными были «Боль Девы Марии» (Il Dolore di Maria Vergine) и «Жертвоприношение Авраама» (Il Sacrificio d’Abramo).

Примерно в это время лидерство в развитие оратории перешло к Германии, где Генрих Шютц (1585-1672) ранее подготовил почву своими композициями «Страсти» (Passion music) и другими работами в традициях итальянской оратории. Другими композиторами, получившими образование в Италии, но работавшими и перенёсшими ораторию в Германию, были Игнац Якоб Хольцбауэр (1711-83) «Bethulia liberata«, Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) «La Conversione di S. Agostino«, Антонио Кальдара (1670-1736), Никколо Йомелли (1714-1774).
С именем Иоганна Маттезона (1681-1764) оратория стала идентифицироваться с протестантской верой в Германии, он написал 24 оратории, на тексты из Писания. Библейские события связывались и контрастировали с современными событиями. Важными фигурами в культивировании оратории в протестантской Германии были Джордж Филипп Телеман (1681-1767), Константин Беллерманн (1696-1758) и Дитрих Букстехуде (1637-1707).
Во Франции большой популярностью пользовались работы талантливого композитора Марка-Антуана Шарпантье (1634-1704), ученика Кариссими, который помимо множества других произведений, написал восемнадцать ораторий в стиле своего учителя. Его «Reniement de St. Pierre» недавно был возрожден с большим успехом в Париже.

В творчестве Георга Фридриха Генделя (1685-1759) оратория достигла наивысшей позиции в английском музыкальном искусстве, как никогда прежде и никогда в будущем, своей одарённостью он объединил итальянские и германские традиции и сделал ораторию очень популярной в Англии, в которой он провёл наиболее продуктивный период жизни. Так же Гендель, как и немного позже Гайдн, является создателем светской лирико-созерцательной оратории.
Серия его работ «Мессия«, «Израиль в Египте«, «Саул«, «Иевфай«, «Валтасар«, «Самсон» и др. остается непревзойдённой за их величие и блеск. После него английские композиторы ещё 150 лет пытались с переменным успехом сочинять оратории, но не смогли превзойти его.
(Злые языки утверждают, что свою популярность оратории обрели лишь потому, что во время поста все театры были закрыты и только Церковь имела монополию на развлечения. И Гендель, у которого последние оперы были неудачные, решил, что сочинение ораторий гораздо легче, чем опер и их гарантированно будут ставить, особенно во время поста.)

С середины 19-го века начинается возвращение к ранним чертам оратории, позволяющим аудитории участвовать в исполнении хоралов и гимнов, тексты которых состоят из размышлений и медитации.

Начинается эпоха католической оратории, новый толчок которой дали Феликс Мендельсон (1809-47) в работах «Илия» и «Св. Павел» и Ференц Лист (1811-86) с его произведениями «Христос» и «Легенда о Святой Елизавете«.
Франция, где со времён Шарпантье практически забыли ораторию и, вероятно по французскому темпераменту и вкусу, предпочитали только оперу, снова представила несколько замечательных работ. Шарль-Франсуа Гуно (1818-1893) с его «Искуплением» и «Смертью и жизнью» дал новый импульс развития оратории. «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса (1835-1921) может быть исполнена либо в виде оперы или как оратория, но бесспорно как опера она приобрела большую известность. Жюль Массне (1842-1912) попробовал силы в этой форме своими «Ева» и «Мария Магдалина«, но его стиль слишком чувственный и мелодраматический не подошел к тексту. «Крестовый поход детей» Габриэля Пьерне (1863-1937) пользуется большой популярностью в Европе и Америке. Оратории Сезара Огюста Франка (1822-1890) «Руфь«, «Ребекка«, «Искупление» и прежде всего «Заповеди Блаженства» входят в число величайших работ в этом роде.

Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Картинка про Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс. Фото Что такое оратория в музыке определение кратко 6 класс

В 20-м веке развитие оратории характеризуется её сближением с оперой и кантатой. Темы традиционно берутся из библейских сюжетов, но по-новому просходит их трактовка, отвечая на животрепещущие вопросы современности.
Тенденция сближения с кантатой наиболее заметно проявляется у одного из наиболее значимых композиторов оратории 20-го века Артюра Онеггера (1892-1955) в «Пляске мертвецов» и «Рождественской кантате«.

Рождественская оратория. Финал. БСО им. Чайковского, Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Муз. Колледжа при Моск. Консерватрии, Моск. Хоровая Капелла Мальчиков. Дирижер Алексей Пузаков

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *