Что такое ордалии в русской правде

Феномен ордалий или «Божий суд» Средневековья

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Источник

ОРДАЛИИ

Смотреть что такое «ОРДАЛИИ» в других словарях:

ОРДАЛИИ — (от ниж. нем. ordele). Суд Божий: испытание церковно судебное, по результатам которого заключали о виновности обвиняемого. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРДАЛИИ иначе суд Божий; обычное в средние… … Словарь иностранных слов русского языка

ОРДАЛИИ — (ср. лат., ед. ч. ordalium, от англо сакс. ordal приговор, суд) то же, что суд божий … Юридический словарь

ОРДАЛИИ — (ср. век. лат. ед. ч. ordalium, от англосакс. ordal приговор, суд), то же, что божий суд … Большой Энциклопедический словарь

Ордалии — (ordeal), то же, что «божий суд». В эпоху раннего Средневековья испытание обвиняемого огнем, водой, а также применение др. пыток с целью установить его вину или невиновность в расчете на вмешательство свыше. При испытании огнем подозреваемый… … Всемирная история

Ордалии — (лат. ordalium, от англо саксонского ordal приговор суда; англ. ordeals) в средневековом судебном процессе способ выяснения правоты или виновности тяжущихся сторон путем «суда Божьего» (испытание огнем, водой и т.п.). В широком смысле О. то же,… … Энциклопедия права

ордалии — (средневековое лат., единственное число ordalium, от англосакс. ordal приговор, суд), то же, что «Божий суд». * * * ОРДАЛИИ ОРДАЛИИ (от англо сакс. ordal приговор, суд; лат. judicium Dei суд Божий), в средние века судебный процесс,… … Энциклопедический словарь

Ордалии — (от англосакс. ordol, латинский ordalium приговор, суд) в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в… … Википедия

Ордалии — (от англосакс. ordol, латинский ordalium приговор, суд) в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком суд путём испытания огнём и водой. При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным … Католическая энциклопедия

Ордалии — (позднелат., единственное число ordalium, от англосакс, ordal приговор, суд) то же, что «Божий суд» … Большая советская энциклопедия

Ордалии — см. Суд Божий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ОРДАЛИИ — (позднелат. ordalium, от англосаксонского ordal приговор, суд) то же, что божий суд … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник

ОРДАЛИИ

В средневековом феодальном обществе проведение О. сопровождалось сложным религиозным ритуалом. Оно начиналось с принесения сторонами торжественной присяги; малейшая формальная ошибка при принесении присяги уже влекла проигрыш для допустившей её стороны. Первоначально применялись двусторонние О. – обе стороны подвергались одному и тому же испытанию. В целях наиболее полного приспособления О. к классовым задачам феодального процесса двусторонние О. были превращены в одностороннее испытание. Суд определял, какая из сторон должна была подвергнуться О., и тем самым, в сущности, решал тяжбу против этой стороны. Особенно часто применялись церковным судом односторонние О. к обвиняемым в ересях.

Формально О. считались добровольными. Превращение их в принудительное процессуальное средство, без подчинения которому обвиняемый не мог быть освобождён от обвинения, обозначало в сущности переход О. в пытку, а обвинительного процесса – в розыскной [см. Розыскной (инквизиционный) процесс]. От О. можно было откупиться, уплатив определённый штраф, что создавало существенные преимущества в процессе для богатых.

О. известны русскому раннефеодальному праву. Так, об О. говорит Русская Правда (см.) –«дати им правду железа». В Древней Руси существовал и судебный поединок – «поле». Русская Правда не упоминает о нём, но о существовании в Древнерусском государстве этого института свидетельствуют указания арабских писателей. «Поле» знают и более поздние памятники русского феодального права – Псковская судная грамота, Судтгбник 1497 г., Судебник 1550 г. (см.).

В условиях вытеснения обвинительного процесса инквизиционным О. теряют своё значение.

Полезное

Смотреть что такое «ОРДАЛИИ» в других словарях:

ОРДАЛИИ — (от ниж. нем. ordele). Суд Божий: испытание церковно судебное, по результатам которого заключали о виновности обвиняемого. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРДАЛИИ иначе суд Божий; обычное в средние… … Словарь иностранных слов русского языка

ОРДАЛИИ — (ср. лат., ед. ч. ordalium, от англо сакс. ordal приговор, суд) то же, что суд божий … Юридический словарь

ОРДАЛИИ — (ср. век. лат. ед. ч. ordalium, от англосакс. ordal приговор, суд), то же, что божий суд … Большой Энциклопедический словарь

Ордалии — (ordeal), то же, что «божий суд». В эпоху раннего Средневековья испытание обвиняемого огнем, водой, а также применение др. пыток с целью установить его вину или невиновность в расчете на вмешательство свыше. При испытании огнем подозреваемый… … Всемирная история

Ордалии — (лат. ordalium, от англо саксонского ordal приговор суда; англ. ordeals) в средневековом судебном процессе способ выяснения правоты или виновности тяжущихся сторон путем «суда Божьего» (испытание огнем, водой и т.п.). В широком смысле О. то же,… … Энциклопедия права

ордалии — (средневековое лат., единственное число ordalium, от англосакс. ordal приговор, суд), то же, что «Божий суд». * * * ОРДАЛИИ ОРДАЛИИ (от англо сакс. ordal приговор, суд; лат. judicium Dei суд Божий), в средние века судебный процесс,… … Энциклопедический словарь

Ордалии — (от англосакс. ordol, латинский ordalium приговор, суд) в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в… … Википедия

Ордалии — (от англосакс. ordol, латинский ordalium приговор, суд) в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком суд путём испытания огнём и водой. При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным … Католическая энциклопедия

Ордалии — (позднелат., единственное число ordalium, от англосакс, ordal приговор, суд) то же, что «Божий суд» … Большая советская энциклопедия

Ордалии — см. Суд Божий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ОРДАЛИИ — (позднелат. ordalium, от англосаксонского ordal приговор, суд) то же, что божий суд … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник

Система наказаний по русской правде

Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде

Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде

Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде

Высшей мерой наказания считался поток и разграбление. Наказание падало не только на преступника, но и на всю его семью, сопровождалось конфискацией имущества в сочетании с: изгнанием; продажей в холопы; казнью.

Смертная казнь в русской правде не упоминалась, но использовалась. Использовалась в отношении государственных преступлений.

Еще одно наказание – вира (штраф), которая назначалась за убийство. Предусматривалось несколько видов вир: двойная вира – за преступление против бояр и князя; полувирие – за менее тяжкие преступление; дикая вира – если за преступника расплачивалась община.

До середины 11 века в качестве наказания за убийство применялась кровная месть. Кровная месть была ограничена только за прямыми родственниками.

За основную массу преступлений предусматривался штраф в пользу князя, который назывался продажа. Виры и продажи, которые шли в пользу князя сочетались с штрафами в пользу потерпевшего, либо его семьи. Вире сопутствовало головничество (князю – виру, а семье пострадавшего – головничество). А продаже соответствовал урок. За церковное преступление применялись в дополнение к основным специфические наказания в виде епетины.

Процесс делился на досудебный и судебный. К досудебной подготовке дела относились гонение следа, т.е. отыскание преступника по следам. Если преступник не найден, то потерпевший прибегал к закличу (2 форма досудебного разбирательства). Заклич – это прелюдное объявление о совершении преступления на торговой площади. После заклича если преступник заявлял о своей невиновности, то начинался свод (что-то наподобие очной ставки). (2 свидетеля + у кого купил). Досудебной подготовкой дела занимался потерпевший вместе с родственниками и помощниками. Далее шло судебное разбирательство в присутствии князя, наместника или землевладельца. Судебный процесс был состязательным. В нем присутствовало два ответчика, в обязанности которых входило доказательство своей правоты. Стороны в судебном процессе были равны. Русская правда в качестве доказательств упоминает вещественные и письменные, физическое состояние одной из сторон, показания свидетелей (две категории свидетелей: видаки (очевидцы фактов) и послухи (это лица, которые слышали что-либо о случившемся, т.е. у них есть сведения из других рук; с другой стороны, послухи это также свидетели доброй славы сторон)). Самым авторитетным послухом был священнослужитель, так как его слова не опровергались. Особым видом доказательства была присяга (рота). Она использовалась по небольшим делам, если не хватало доказательств. Присягающий целовал крест и делал заявление. В случае нехватки доказательств использовались формальные доказательства или ордальные. Одним из видов ордалий был судебный поединок или поле. Победивший в битве выигрывал дело, так как считалось, что Бог помогает правому. Судебный поединок устраивался и в случае неравных сторон (мужчина/женщина). Уже в 12 веке в Псковской судной грамоте появляется институт посредничества. Посредника использовали старики, женщины и дети в случае неравного судебного поединка. 2 ордалией была – водная ордалия. Она применялась в наиболее серьезных случаях (тот, кто тонул – выигрывал дело). В менее сложных случаях использовалась ордалия огнем и железом. Суть этой ордалии – стороны брали в руки раскаленный железный прут, у кого ожоги были меньше – тот прав, выигрывал дело. Ордалии в качестве формального доказательства использовались до 17 века. Решение суда исполняли назначаемые на то младшие дружинники. Сбором штрафов занимались специальные должностные лица – вирники.

Русская правда устанавливала неравное положение сословий, слоев населения, что прослеживается по различиям в системе наказаний. Чем знатнее преступник – тем меньше наказание, чем знатнее пострадавший – тем более высокое наказание.

Источник

Система наказаний по Русской Правде

Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде

Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде

Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде

Система преступлений по Русской Правде. Уголовное право и процесс Киевской Руси

Уголовное право.

В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причи­нен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступле­ние и гражданско-правовое нарушение.

Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной от­ветственности и понятия невменяемости. Состояние опьянения от­ветственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.

Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступ­лений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды пре­ступных деяний. Среди преступлений против личности выделяются убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и оскорбление словом, где объектом пре­ступления является преимущественно честь женщины. В уставах кня­зей Владимира Святославича и Ярослава можно встретить упомина­ния о половых преступлениях.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Рус­ская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство (конь — основное тягловое животное и сред­ство передвижения). Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением (поджог был всегда особенно опасен, так как на Руси все строили в основном из дерева). В княжеских уставах предусматривались пре­ступления против церкви, а также против семейных отношений. Цер­ковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов.

В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления. Но это не значит, что выступления про­тив княжеской власти не наказывались. В таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Например, так по­ступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.

Суд и судопроизводство. В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они возна­граждались и сторонами — участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был Великий князь.

Что такое ордалии в русской правде. Смотреть фото Что такое ордалии в русской правде. Смотреть картинку Что такое ордалии в русской правде. Картинка про Что такое ордалии в русской правде. Фото Что такое ордалии в русской правде

Древнерусское право еще не знало разграничения между уголов­ным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные дей­ствия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку.)

Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпев­шему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объя­вить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опо­знает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, зая­вить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен дока­зать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у.которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух сви­детелей и мытника — сборщика торговых пошлин.

Закон предусматривает определенную систему доказательств (см. схему 12), в том числе свидетельские показания. Различаются две ка­тегории свидетелей — видоки и послухи. Первые — свидетели в со­временном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи — более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были по­казать, что ответчик или истец — добропорядочные люди, заслужи­вающие доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидете­ля при заключении договора купли-продажи, два видока при оскорб­лении действием), т.е. в использовании свидетельских показаний присутствовал элемент формализма.

В Древнерусском государстве существовала целая система фор­мальных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судеб­ный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, по­скольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства «поле» не упоминается, но дру­гие источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий.

Другим видом «суда божьего» были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных дока­зательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая ордалиям три статьи, не раскрывает тех­ники их проведения. По более поздним источникам, однако, извест­но, что если человек, связанный и брошенный в воду, начинал то­нуть, то он считался выигравшим дело. Особым видом доказательства была присяга — «рота». В некоторых случаях имели доказательствен­ное значение внешние признаки и вещественные доказательства.

В Русской Правде видны определенные формы обеспечения ис­полнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник — являлся в дом осужден­ного с многочисленной вооруженной свитой и «терпеливо» ждал, по­ка тот заплатит штраф, получая каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как можно быстрее рассчи­таться со своим долгом и избавиться от неприятных «гостей».

За основную массу преступлений наказанием была «продажа» — уголовный штраф.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *