Что такое орфоэпическая минутка
Орфоэпические минутки на уроках русского языка
(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.
Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.
Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.
Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
( Б. Успенский).
Для уроков по теме «Окончания существительных» можно предложить и такие рифмовки:
В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.
Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Орфоэпические разминки. Подготовка к ЕГЭ в 5 классе
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты»
1.Расставь ударение в данных словах. Взаимопроверка. Работа в парах.
Запомни: 1.Красит здания маляр, мебель делает столяр. 2.Прилетел мохнатый шмель и уселся на щавель. 3.Хоть и жжется, но красива всем известная крапива.
2.Расставь ударение в данных словах. Взаимопроверка. Работа в парах.
Августовский, портфель, партер, цемент, корысть, создалась, изогнутый, позвонит, звонит, бармен, диспансер, досуг, вручишь, краны, доверху, налила, звонит, портфель, избалован, приободрить, простолюдин, баловать, балованный, шасси.
Запомни: 1.Мама сына баловала, вместо супа торт давала. 2.Для строителей в момент машина привезет цемент. 3.Для приземленья попроси пилота выпустить шасси.
3.Расставь ударение в данных словах. Взаимопроверка. Работа в парах. Сливовый, красивее, статуя, бармен, эксперт, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, вечеря, партер, шофер, таможня, пурпур, намерение, средства, корысть, оптовый, доверху, вручим, вручат, сироты, углубить задолго, еретик, ломоть.
Запомни: 1.Чем человек счастливее, тем выглядит красивее. 2.Несу в корзинке ивовой, пирог с начинкой сливовой. 3.Жалко весь, так дайте хоть кекса вашего ломоть.
4.Расставь ударение в данных словах. Взаимопроверка. Работа в парах. Арбуз, проживший, оглянется, центнер, столяр, докрасна, сорит, ломоть, закупорить, эксперт, проживший, завидно, избалованный, неправы, дозвонимся, банты, балуясь, приняв, цепочка, укрепится, на торте.
Запомни: 1.Девочки надели банты и играют дружно в фанты. 2.В музее натюрморты: на них – цветы и торты. 3. У того, кто знаменит, телефон весь день звонит.
5.Расставь ударение в данных словах. Взаимопроверка. Работа в парах.
Августовский, арбуз, премировать, просверлит, шасси, докрасна, сорит, заняла, значимость, оглянется, определен, квартал, недуг, новостей, нет ногтя, завидно, центнер, документ, донизу, балуясь, звоним, оптовый, начал, цемент, жалюзи, облегчить.
Запомни: 1.Поскорее привези для окошек жалюзи. 2.Непросто ударенья заучить, стихи задачу могут облегчить! 3. Я вчера во сне летал, видел сверху наш квартал. 4.К нам приехал сладкий груз называется арбуз
6.Расставь ударение в данных словах. Взаимопроверка. Работа в парах.
Алфавит, верба, банты, шарфы, торты, поняла, углубить, каталог, километр, грушевый, досуг, шофер, намерение, ремень, инженеры, хозяева, свекла, оптовый, христианин, квартал, столяр, проживший.
Орфографическое чтение №1
АгЕнт,алфавИт, аэропОрты, аэропОрта, баловАть,балОванный, бАнты, бутЫль, вЕрба, вралА, крАла, клАла, гастронОмия, гербЫ, дозвонИшься, жалюзИ, завИдно, закУпорить, киломЕтр.
Орфографическое чтение №2
АрбУз, атлЕт, ворвАлась, втрИдорога, досУг, дремОта, духовнИк, жестОко, знахАрь, инстрУмент, исчЕрпать, медикамЕнты, понялА, коталОг, диалОг, монолОг, тОрты, шАрфы.
Орфографическое чтение №3
Орфографическое чтение №4
Орфографическое чтение №5
ВручИт, вручИшь, знАчимость, лгалА, повторИм, понЯть, понялА, премирОвать, премирУю, приговОр, принялА, прИняли, прОдал, партЕр, продалА, пулОвер, пУрпур, ремЕнь, свЕкла, слИвовый,грУшевый, балОваный, крАлась, досУг.
Орфографическое чтение №6
БАрмен, диспансЕр, ступнЯ, две ступнИ, ломОть, тефтЕлька, шкафЫ, штабЫ, шофЕр, нАчали, пролилА, бАрмен, звонИт, углубИть, танцОвщик, сОвестливый, коклЮш, избалОван, перезвонИм, приободрИть, простолюдИн.
Орфографическое чтение №7
ГастронОмия, мещанИн, ломОта, намЕрение, танцОвщица, флюорогрАфия, пОрты, ходАтайство, щавЕль, звонЯт, премировАть, плЕсневеть, квартАл, хОлодность, стеногрАфия, обеспЕчение, тУфля, облегчИть, медикамЕнты, освЕдомить, знАхарство, оптОвый, мИзерный, приговОры, усугубл ен А, пепелИще, каллигр Аф ия, зевОта, благоволИть, ремЕнь, демокрАтия, срЕдство, коклЮш, жалюзИ, бАрмен, чЕрпать, добЫча, крЕндели, кОмпас, задОлго, стАтуя, знАчимость, пиалА, придАное, свЁкла, бюрокрАтия, еретИк, грУшевый
Орфоэпическая разминка №1
А1-1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
водопрОвод 2) звонИт 3) свЕкла 4) щавЕль
А1-2 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
звОнит 2)слИвовый 3) нефтепровОд 4) добЫча
А1-3 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
щАвель 2) столЯр 3) баловАть 4) балОванный
А1-4 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
премИровать 2)информИровать 3)нефтепровОд 4) прИнял
А1-5 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)рЕмень 2)диалОг 3)кУхонный 4)срЕдства
Орфоэпическая разминка №2
А1-1 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
карАкуль 2) тОрты 3) положИть 4) принЯл
А1-2 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
прИнял 2) бАрмен 3)началА (петь) 4) новорождЕнный
А1-3 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
дОчиста 2) кОклюш 3) зАгодя 4)стАтуя
А1-4 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
включенА 2)бАловать 3)портфЕль 4) нАчали
А1-5 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Августовский 2) каталОг 3) Эксперт 4) щавЕль
Орфоэпическая разминка №3
А1-1 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
ломОть 2) шарфЫ 3) избалОван 4) портфЕль
А1-2 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
грушЕвый 2) алкогОль 3)занялА 4)квартАл
А1-3 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
бАнты 2) слИвовый 3)нАчала 4)жалюзИ
А1-4 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
граждАнство 2) гналАсь 3)средствА 4) арбУз
А1-5 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
допозднА 2) понялА 3) звОнит 4) свЕкла
Орфоэпическая разминка №4
А1-1 В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
пурпУр 2) вербА 3)пАртер 4) звонИшь
А1-2 В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
издАвна 2)забрАла 3) завИдный 4) избАлован
А1-3 В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)досУг 2) катАлог 3) тортЫ 4)звОнит
А1-4 В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
принЯл 2)сирОты 3) начАла 4)докУмент
А1-5 В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
поверхУ 2) вклЮчим 3)аэропОрты 4) сливОвый
Орфоэпическая разминка №5
А1-1 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) закУпорить, 2) экспЕрт 3) кУхонный 4) прОживший 5) завИдно
А1-2 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)подОшва 2) избалОванный 3) непрАвы 4) дозвонИмся 5 ) оглянЕтся
А1-3 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)понялА 2) нАчатый 3) бАнты 4) балОванный 5) центнЕр
А1-4 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
стОляр 2) цепОчка 3) укрепИтся 4) принЯв 5) балУясь
А1-5 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)на тОрте 2) шассИ 3) квАртал 4) премировАть 5) завИдно
1.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)щАвель 2)свИтер 3)портфЕль 4)партЕр
2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)вклЮчат 2)квартАл 3)донИзу 4) послалА
3.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)гренадЕр 2)духовнИк 3)лОмоть 4)завИдно
4.В каком слове неверно выделена буква. Обозначающая ударный гласный звук 1) началИсь 2)цемЕнт 3) Августовский 4)Эксперт
5.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)кОрысть 2)крАлась 3)пОняла 4)(хороших) нОвостей
Ключи «Орфоэпические разминки 1-5»
Тестовое задание Орфоэпия
1.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)щАвель 2)свИтер 3)портфЕль 4)партЕр
2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)вклЮчат 2)квартАл 3)донИзу 4) послалА
3.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)гренадЕр 2)духовнИк 3)лОмоть 4)завИдно
4.В каком слове неверно выделена буква. Обозначающая ударный гласный звук 1) началИсь 2)цемЕнт 3) Августовский 4)Эксперт
5.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)кОрысть 2)крАлась 3)пОняла 4)(хороших) нОвостей
6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) создалАсь 2)дОлжностей 3) изогнУтый 4)звОнит
7.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)стАтуя 2) бАрмен 3) диспансЕр 4) дОсуг
8.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) врУчишь 2)крАны 3)довЕрху 4)налИла
9.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) прИняли 2) пОртфель 3)звОнит 4) цЕмент
10. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)перезвонИм 2)избАлован 3)приободрИть 4) простолюдИн
Таблица орфограмм начального курса русского языка.
Орфоэпические минутки на уроках русского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 6»
Орфоэпические минутки на уроках русского языка
Давыдова Надежда Игоревна
учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1024704
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему «Орфоэпическая минутка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Столяр Столяра Столяром
(кричит как ) оглашенный
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-223715
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка «Орфоэпическая пятиминутка»
Назначение разработки: ударение в русском языке свободное: может стоять как в начале, так и в конце слова. Особенность заключается в том, что оно подвижное, то есть при образовании новой формы слова ударение может сместиться. Знать орфоэпические нормы русского языка должен каждый его носитель. По этому мною на уроках русского языка во всех параллелях проводятся «Орфоэпические пятиминутки». Данные задания предназначены для активизации орфоэпических навыков. Все задания разбиты по категориям и посвящены определённой теме.
Просмотр содержимого документа
«Разработка «Орфоэпическая пятиминутка»»
Автор разработки: Фасюра Оксана Владимировна
Назначение разработки: ударение в русском языке свободное: может стоять как вначале, так и в конце слова. Особенность заключается в том, что оно подвижное, то есть при образовании новой формы слова ударение может сместиться. Знать орфоэпические нормы русского языка должен каждый его носитель. По этому мною на уроках русского языка во всех параллелях проводятся «Орфоэпические пятиминутки». Данные задания предназначены для активизации орфоэпических навыков. Все задания разбиты по категориям и посвящены определённой теме.
Цель: активизация знаний об ударении и образовании грамматических форм слов.
Т ема: «Еда I»