Что такое орфоэпический диктант
Подготовка к 4 заданию ЕГЭ по русскому языку
Вначале предлагается орфоэпический диктант с целью выявления затруднений учащихся в постановке ударения в словах.
Чем следует руководствоваться при постановке ударения? (Орфоэпическими нормами)
Как же складывались эти нормы? Как запомнить правильное ударение?
1.Запомните, что в словах со вторым корнем ЛОГ ударение падает на него (если это неодушевлённое существительное): ДиалОг, каталОг, некролОг. Одушевл. сущ. – филОлог.
2.Запомнить по рифме:
щавЕль-ель; плюш-коклЮш; видно-завИдно; диалог-каталОг; шорты-тОрты; маляр-столЯр; разговоры-договОры; эксперимент-цемЕнт; разлучить-кровоточИть; сэр-диспансЕр; не скользи-жалюзи; спать-баловАть; лишний-давнИшний.
Запомнить двустишия:
Мы ждём, когда придёт апрель,
Чтоб сеять на полях щавель.
Включайся в наш эксперимент,
Готовь к нему скорей цемент.
Идя на встречу с комендантом,
Наденьте платье с ярким бантом.
Но этот благородный сэр
Не посещает диспансер.
Мы отдыхали здесь с комфортом:
Чай пили с шоколадным тортом.
Мы не зовём экскурсовода
Чинить засор нефтепровода.
3.Запомнить по аналогии: баловАть, премировАть, пломбировАть, сервировАть, глазировАть, драпировАть.
4.Запомнить омографы (пишутся одинаково, а произносятся по-разному):
Атлас мира-синий атлАс на платье;
бронЯ танка-брОня на билет;
меткая острОта- остротА зрения;
цветущий Ирис-ирИс с орехами;
языковЫе нормы-языкОвая колбаса.
5. Запомнить особенности произношения в зависимости от морфологических признаков слова:
А).В кратких прилагательных и причастиях женского рода ударение нередко падает на окончание: веселА, стройнА, правА, глупА, занятА. В мужском и среднем роде – на основу: зАнят, зАнято.
Б).Ударение падает на последний слог в глаголах прошедшего времени женского рода, образованных от глаголов взять, брать, вить, врать, гнать, дать, ждать, звать, лгать, рвать, спать, понять и др.: ждалА, спалА, понялА, бралА. Исключение: клАла.
В).Ударение в причастиях остаётся на том же слоге, что и в инфинитиве соответствующего глагола: занЯть-занЯвший; начАть-начАвший; прибЫть-прибЫвший; создАть-создАвший; продАть-продАвший и т.д.
Г).Часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на суффикс –ся: начАться-началсЯ; принЯться-принялсЯ и т.д.
6. В некоторых прилагательных с суффиксом –ов-, образованных от существительных со значением «дерево», ударение падает на первый слог (можно проверить словом Яблоневый): ива-Ивовый; слива-слИвовый; груша-грУшевый.
7. Запомнить ударение в сложных словах со второй частью провОд (от слова проведение): путепровОд, трубопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд и др. по слову САДОВОД.
Орфоэпический диктант № 1
Агент, алфавит, аэропорты, банты, бороду, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, дефис,
диспансер, договорённость, документ, досуг, еретик, жалюзи, значимость, иксы, каталог, квартал, километр, конусы, корысть, краны, кремень, кремня, лекторы, местностей, мусоропровод, намерение,
нарост, недруг, недуг, некролог, каталог, ненависть, новостей, ногтя, отрочество, партер, портфель,
поручни, приданое, призыв, процент, свёкла, сироты, средства, статуя, столяр, дояр, созыв, таможня,
торты, цемент, центнер, цепочка, шарфы, банты, шофёр, киоскёр, щавель, эксперт.
Орфоэпический диктант № 2
Верна, давнишний, значимый, красивее, красивейший, кровоточащий, кухонный, ловка, мозаичный, оптовый, прозорлива, смазлива, балованный, включённый, довезённый, загнутый, занятый, занята, запертый, заперта, заселённый, заселена, избалованный, балованный, кормящий, кровоточащий, молящий, наживший, нажитый, нажита, наливший, налита, нанявшийся, начавший, начатый, низведённый, низведён, включённый, ободрённый, ободрён, ободрена, обострённый, определённый, определён, отключённый, повторённый, поделённый, понявший, принятый, приручённый, проживший, снятый, снята, согнутый, суетлива, болтлива, прожорлива, сливовый.
Орфоэпический диктант № 3
Баловать, брала, бралась, взяла, включишь, включит, включим, влилась, ворвалась воспринять, восприняла, воссоздала, вручит, гнала, гналась, добрала, добралась, дождалась, дозвонится, дозвонятся, дозировать, ждала, жилось, закупорить, занял, заняла, заняло, заняли, заперлась ( на ключ, на замок и т.п.), звала, звонишь, звонит, звоним, исключит, исчерпать, клала, клеить, кралась, кровоточить, лгала, лила, лилась, наврала, наделит, надорвалась, назвалась, накренится, налила, нарвала, насорит, начал, начала, начали, обзвонит, облегчить, облегчит, облилась, обнялась, обогнала, ободрала, ободришься, одолжит, озлобить.
Орфоэпический диктант № 4
Оклеить, окружит, опломбировать, нормировать, сортировать опошлить, опошлят, осведомиться, осведомишься, отбыла, отдала, откупорить, откупорил, отозвалась, перезвонить, перезвонят, перелила, плодоносить, повторить, повторит, позвала, позвонить, позвонишь, позвонит, полила, положить, положил, понять, поняла, послала, прибыть, прибыл, прибыла, прибыло,
принять, принял, приняли, принудить, рвала, сверлишь, сверлит, сняла, создала, сорвала,
сорит, убрала, убыстрить, углубить, укрепит, черпать, щемит, щёлкать, балуясь, закупорив, начав,
начавшись, поняв, прибыв, вовремя, добела, доверху, донельзя, донизу, досуха, завидно, загодя, засветло, затемно, исстари, красивее, наверх, надолго, ненадолго.
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: «Орфоэпия»
Цели: познакомить с термином “орфоэпия”, формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление; воспитывать положительное отношение к знаниям, любовь к языку.
I. Организационный момент.
— На доске написаны слова стрелки и гвоздики. Ребята нарисовали эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка)
(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).
— Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.
— Что изучает этот раздел науки о языке? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?
— Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.
— Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: бутерброд [тэ] или [т`э], квартал или квартал.
— Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.
— Кто этот шутник, ребята? (Ударение)
— Чем отличается ударный слог от безударного?
— Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки.
1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)
2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)
Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)
Пропасть, село, хлопок.
— В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)
А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.
— Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах.
1) Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…(Алфавит)
2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…(Фарфор)
3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)
Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.
Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.
Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.
Давайте послушаем веселую песенку про ударение из передачи “Радионяня”.
— Есть в русском языке слова, в которых допустимо два варианта ударения. Какое из этих слов встретилось в песне? (Творог – творог)
— А есть ли такие слова в словаре “Произноси правильно”. Какой пометкой обозначены варианты ударений?
— Вспомните, что изучает орфоэпия?
На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.
Распределительный диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.
1) Твердый согласный перед е.
2) Мягкий согласный перед е.
1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)
2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)
3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)
4. Знак препинания. (Ти[рэ].)
5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)
6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)
7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)
8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)
9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)
10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)
— Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?
III. Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам)
1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.
Косит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).
Столяр сделал книжные полки.
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.
3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.
На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия.
V. Домашнее задание.
Сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение.
Орфоэпический диктант — 5 класс Русский язык
Диктант №1
1. Расставьте ударения в словах.
Выздороветь, документ, не дали, на доску, звонить, инструмент, каучук, километр, магазин, начали, партер, облегчить, повторить, начаться, расположить, руководить, сантиметр, свекла, свитер, столяр, торты, фарфор, цемент, углубить, упростить, щавель, яичница.
2. Расставьте ударения в словах.
Выздороветь, документ, не дали, на доску, звонить, инструмент, каучук, километр, магазин, начали, партер, облегчить, повторить, начаться, расположить, руководить, сантиметр, свекла, свитер, столяр, торты, фарфор, цемент, углубить, упростить, щавель, яичница.
3. Расставьте ударения в словах.
Выздороветь, документ, не дали, на доску, звонить, инструмент, каучук, километр, магазин, начали, партер, облегчить, повторить, начаться, расположить, руководить, сантиметр, свекла, свитер, столяр, торты, фарфор, цемент, углубить, упростить, щавель, яичница.
4. Расставьте ударения в словах.
Выздороветь, документ, не дали, на доску, звонить, инструмент, каучук, километр, магазин, начали, партер, облегчить, повторить, начаться, расположить, руководить, сантиметр, свекла, свитер, столяр, торты, фарфор, цемент, углубить, упростить, щавель, яичница.
Диктант №2
Алфавит, щавель, петля, сажень, километр, сироты, договор, обеспечение, мышление, усугубить, ржаветь, анапест, квартал, изобретение, реформировать, хозяева, ходатайствовать, каталог, мизерный, кухонный, августовский, агентство, агрономия, аналог, анатом, аноним, апартеид, искра, апостроф, аргумент, арест, аристократия, асимметрия, аэропорты, обуревать, досуг, ржаветь, включит, договор, тотчас, поднятый каталог, задала, свекла, хвоя, столяр, включит, договор, тотчас, поднятый, каталог, задала, свекла, хвоя, столяр, августовский, агентство, агрономия, аргумент, арест, аристократия, асимметрия, аэропорты, обуревать, досуг, ржаветь, аналог, анатом, аноним, апартеид, искра, апостроф.
Диктант №3
Упрочение, щавель, завидно, отогнала; отобрала, банты, добела, сливовый; подошва, избалованный, неправы, дозвонимся; закупорить, эксперт, кухонный, проживший; алкоголь, инженеров, надолго, допила; долбит, могущий, черпать, недуг; досуг, косится (на него), с иксом, включим, (Вы) правы, поняв, недуг, каталог, брала, завидно, красивейший, окружит, плодоносить, нанявший, средства, наверх, звоним, свекла, поднятый, поднят, поднята,бухгалтеров, банты, созыв, прокляв, газопровод, согнутый, включит, крадучись, кухонный.
Диктант №4
Укажите место ударения в выделенных словах.
Орфоэпический диктант. 6 класс.
Орфоэпический диктант. 6 класс.
Задание: поставь правильно ударения в словах.
Агрессия, академия, баловать, балую, ветреный человек, ветреный день, ветряная мельница, депо, деталь, добыча, договорённость, жалюзи, звонить, звонит, звонят, изжелта-красный, инструмент, интерьер, иссиня-чёрный.
Задание: поставь правильно ударения в словах.
Кафе, копировать, красивее, кружево, кружева, кружев, кухонный, легче, мягче, намерение, насмехаться, начал, переводной, переводный балл, плато, премировать, прибыть, прибыл, прибыла.
Задание: поставь правильно ударения в словах.
Развитой язык, развитый ребёнок, резерв, рейд, рейка, рейс, реле, рельс, свободнее, спортсмен, средство, средствами, тире, удобнее, украинский, фанера, формировать, шимпанзе, языковая колбаса, языковое явление.
4 и более ошибок – «2»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-075257
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.