Что такое орфографический практикум 5 класс родной русский
Рабочая программа «Орфографический практикум»
Программа курса дополнительного изучения родного (русского) языка направлена на формирование орфографической зоркости учащихся пятых классов. Опыт последних лет показывает, что изучение орфографии «от правила к правилу», от «орфограммы к орфограмме» приводит к дробности знаний, что простое заучивание формулировок правил не дает ученику знаний действенных. На планирование уроков в 5 «Б» классе выделено всего 140 часов, поэтому недостаточно времени на отработку практических навыков по применению орфографических правил. Значит, необходимо дополнительное время на то, чтобы научить учеников видеть орфограмм, научить применять правило на практике.
На занятиях данного практического курса учащиеся будут привлекаться к составлению опорных конспектов, таблиц, выполнению упражнения на сравнение, сопоставление, исключение, классификацию орфограмм. Все эти виды деятельности направлены
на повышение грамотности пятиклассников. Одной из ёмких форм работы, способствующих закреплению и систематизации знаний, является работа с обобщающими таблицами, тестами, схемами, алгоритмами.
Данный курс позволит учащимся расширить знания по русскому языку в области орфографии. Он систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки. На данном курсе предполагается уделять большое внимание формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
— формирование орфографической грамотности учащихся на уровне 5 класса
1)обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
2)совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;
3)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
4)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Предлагаемый курс рассчитан на 35 часов учебного времени (по одному часу в неделю) в 5 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.
Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, тестами, индивидуальными карточками, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов.
Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
— правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
— условия, от которых зависит написание;
— норму, действующую при данных условиях;
— последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний.
— правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Методы и приёмы обучения:
— обобщающая беседа по изученному материалу;
— индивидуальный устный опрос;
— выборочная проверка упражнения;
— самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
— письмо под диктовку;
Виды деятельности учащихся на уроке:
— анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
— лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
М.Ю.Никулина Русский язык. 5 класс. Экспресс-диагностика
А.С.Хазанова. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. М. «Просвещение», 1976
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
Сочинения по русскому языку и литературе (для учащихся 5-8 классов). ФГОС.Л.Н.Савина, Л.Н.Ситнкова.Издательство «Учитель», Волгоград,2016
Диктанты и изложения по русскому языку. ФГОС. 5 класс. М.Ю.Никулина, Н.П.Шульгина, Издательство «Экзамен», Москва, 2015
Формы контроля, измерители
Путешествие в страну Орфографию. Безударная гласная в корне
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Безударная гласная, проверяемая ударением
Практикум по теме «Правописание безударной гласной в корне»
Непроизносимая согласная в корне
Правописание сомнительных согласных в середине слова
Правописание глухих и звонких согласных в корне.
Правописание сомнительных согласных в конце слова
-Тся и –ться в глаголах
Правописание ь в середине слова
Гласные И.У.А после шипящих
Правописание ь после шипящих
Практикум «Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне»
Правописание глухих и звонких согласных в корне
Орфографический практикум 5 класс
«О—Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с гласной о после шипящих и ц в окончаниях существительных;
б) с гласной е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Переселенцем, плащом, матчем, смерчем, пловцом, владельцем, беглецом, грачом, работницей, мельницей, стрижом, сторожем, ершом, лисицей, певцом, дворцом, бойцов, горцев, гвардейцев, крышей.
Графически объясните выбор гласной (о или е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.
Поговорить с врачом, с больным сердцем, к блестящему наряду, с опытным пловцом, перед огромным дворцом, за старой мельницей, следить за матчем, отдыхать за рубежом, угощать борщом.
Задание 3. Образуйте от полных прилагательных краткие и запишите | словосочетание.
Тощий щенок, могучий орел, трескучий мороз, похожий портфель, пахучий цветок, колючий шиповник, горячий кофе, хороший обед, жгучий перец.
«Правописание падежных окончаний прилагательных»
Задание 1. Выделите окончание в прилагательных.
Березовые дрова, пчелиным воском, дорожную пыль, с отборной пшеницей, с беззаботным смехом, о пасмурной погоде, о приезжем музыканте, с большим успехом, навстречу яркому весеннему солнцу, нет свободного времени.
Задание 2. Выпишите прилагательные в две колонки:
а) в окончании прилагательных пишется о после шипящих;
б)в окончаниях прилагательных пишется е после шипящих.
У небольшого озера, свежей зеленью, пахучего шиповника, по скрипучей лестнице, свежей краской, к лучшему другу, на горячем песке, с хорошей песней, с хорошим товарищем, по весеннему лесу, в последнем постановлении, в колючем кустарнике, с колючими шипами.
Задание 3. Графически объясните написание кратких прилагательных с I основой на шипящую.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! (А. Пушкин)
Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов на нем разбросаны букеты. ( Суриков )
Всем ты, Ёж, хорош да пригож. ( Н. Снегирев )
«Буквы Е и И в корнях с чередованием»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с гласной е в корне;
Убирать, уберу, выстилать, выстелю, сжег, сжигать, растираюсь, растереться, выберу, выбирать, замереть, замирать, блестящий, блистать, вычитать, вычитание, вычесть, поджигать, разжег, забирать, заберу, разжигать, выжег, опереться, настеленный, настилать, вымирают, натираю, подберу.
Задание 2. Графически объясните написание е —и в корнях с чередованием.
Растереть желтки, застилать постель, обжигающее пламя, быстро соберусь, слагать песни, постоянно придираться, набираться ума, касаться вопроса, набирать номер телефона, удирать со всех ног, настилать полы, опираться на перила, замереть от восхищения.
Задание 3. Распределите слова в два столбика:
а) с буквой ё после шипящих в корне;
б) с буквой о после шипящих в корне.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
О—Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Выделите в словах неизменяемые приставки.
Выделите орфограмму «Буквы о, е после шипящих в окончании».
Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении.
Весна движется медленно. Озерко ещё не растаяло. Орех расцветает, но ещё не пылят над рощей жёлтой пыльцой его серёжки.
Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега слежалая, серая. Недалеко от себя я разглядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с чёрными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп. Он поднялся на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.
Потом прибавился ещё и ещё. Когда вальдшнеп пролетал вдоль опушки, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков. С этими осиновыми листиками он казался бородачом.
«Буквы Е и И в окончаниях имен существительных»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
б) с окончанием -и в предложном падеже.
Думать о музее, театре, школе; побывать в санатории, ошибки в сочинении, встреча в гимназии, жить на Кавказе, говорить о решении, сидеть на скамье, выступить на собрании, жить в Рязани, ждать на почте.
Задание 2. Графически объясните выбор гласной в окончании, укажите падеж существительного.
Сообщить о постановке пьесы, присутствовать при беседе с участницей экспедиции, читать на веранде гостиницы, встретиться на лекции в музее, отдыхать в санатории, послать письмо Марии, нет свободного времени.
« Буквы ё-о после шипящих в корне слова, и-ы после ц»
Задание 1.Графически объясните выбор и—ы после ц (выделите корень, суффикс, окончание)
Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация, душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыплёнок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.
Задание 2. Распределите слова в два столбика:
а) с буквой ё после шипящих в корне;
б) с буквой о после шипящих в корне.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
Задание 3. Вставьте пропущенные и –ы после ц
Акац..я, панц…рь, нарц…сс, сигнализац..я, дикц…я, делегац..я, конференция, традиц…я, ц..ркуль, ц..тировать, ц..рк, ц..рковой, коллекц…я, ц…клон, ц…клоп, ц..трусовые, ц..нк, ц..пленок, ц..плята, ц..ганский, ц…фра, экспедиц…я.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Раздаточный материал по теме «Существительное и прилагательное» используется на уроках русского языка в 5 классе.
Цель: повторить изученные орфограммы по правописанию существительных и прилагательных, гласных в них и после шипящих.
Материал ориентирован на индивидуальную работу обучающихся. Так же может быть применен как домашнее задание для учащихся. Он поможет испытывающим затруднения ребятам по данной теме самостоятельно работать с дополнительными источниками информации. Они повторяют и закрепляют изученный материал по правописанию существительных и прилагательных, выделять окончания в самостоятельных частях речи, способы словообразования слов.
Номер материала: 389659
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Практикум по русскому языку 5 класс 34 часа
Рабочая программа учебного курса
практикум по русскому языку для 5 класса
«Секреты орфографии п пунктуации»
Учитель: Молодцова Н.Ф.
Рабочая программа практикума по русскому языку для 5 класса.
Практикум рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 5 классов.
Данный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. Предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Практикум включает в себя несколько разделов: теоретический практикум, исследования и творческие задания, задания с выбором ответа, совокупность которых обеспечивает целостное восприятие материала, организует системный подход к изучению курса.
Реализация программы осуществляется из расчёта 1 час в неделю.
Практические занятия включают в себя анализ, исследование материала, составление схем, алгоритмов.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через практические занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Цели практикума : владение нормами орфографии и пунктуации, предусмотренными для курса 5 класса, видами грамматических разборов; повышение уровня грамотности учащихся.
Задачи : закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении трудных тем в курсе 5 класса, навыков фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического разборов ; нахождение орфограмм в словах и обоснование их написания.
Основные методы и приёмы работы:
— создание проблемной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— различные виды грамматического разбора;
— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
— создание таблиц, схем, алгоритмов;
— написание и редактирование орфографических диктантов;
— самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Повторение изученного в начальных классах
Повторение изученного в 5 классе
Предполагаемые результаты обучения
К концу 5 класса учащиеся должны уметь
фонетика и орфоэпия: выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику ;
морфемика: выделять морфемы на основе смыслового анализа слова
морфология: различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография: находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация: выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило
Календарно-тематическое планирование практикума по русскому языку
Задания по орфографии, 5 класс
Задания по орфографии для 5 класса представлены в виде упражнений по темам, изученным в начальной школе. Целесообразно провести зачет по орфографии по данным заданиям после повторения всех изученных тем в конце первой четверти.
Просмотр содержимого документа
«Задания по орфографии, 5 класс»
Зачет по теме «Орфография.
Вставьте безударную проверяемую гласную.
Препод…ватель, погл…щать, соед…нение,
увл. кательный, знам…нитый, уд…вительный, зал…пить, сокр…щать, сож…леть, утв…рдить, л…нгвистика, отр…жать, закр…плять, поб…ждать, разг…дать.
Вставьте безударную непроверяемую гласную.
К…ртофель, ап…льсин, к…пуста,
манд…рины, б…наны, ч…ловек, п…рила, к…тлета, б…нокль, …зыковой.
Вставьте проверяемую согласную в корне.
бесе…ка, бере…, у…ко, про…ьба, ко….ьба,.
Вставьте проверяемую непроизносимую гласную (если нужно).
Страс…ное желание, опас…ный,
извес…ный, здра…ствуй, чудес…ная, вкус…ный, учас…ник.
Вставьте А, У, И после шипящих.
Ч…ткий товарищ, дремуч…я ч. щ…,
ш…карный наряд, щ…пальце осьминога, брош…ра, ч…довище, ж…ри, ш…нель, ж…раф, параш…т, ч…стушка.
Раскройте скобки и выберите правильное написание сочетаний (нужен Ь или нет).
птен( )чик, нян( )чить, сбор( )щик, руч( )кА, руч( )ной.
Раскройте скобки и выберете правильное написание (нужен Ь или нет).
Много груш( ), товарищ( ), помощ( ),
Вставьте Ъ или Ь разделительный знак.
в( )юга, руч( )и, солов( )и, об( )яснение, раз( )единить, бар( )ер, от( )езд, ш( )ю, с( )ёжиться, вороб( )и.
Раскройте скобки и выберете правильное написание НЕ с глаголом.
(Не)мог, (не)знал, (не)долюбливал,
(не)навидел, (не)хотел, (не)жил, (не)годовал, (не)доумевал, (не)понял, (не)скажу, (не)здоровится.
Раскройте скобки и выберете правильное написание ТЬСЯ/ТСЯ.
Бьет( )ся лебедь, люди толпят( )ся,
надо умыт( ) ся, завтра возвращат( )ся, купает( )ся в озере, пора ему женит( )ся, кувыркает( )ся, улыбает ( ) ся, смеят( )ся разрешает( )ся.
Вставьте буквы: сл…гать, сл…жить, р…сти, р…сли, бе…вкусный, во…ход, ц…ган, ц…ркуль, танц…, ш…рох, ш…пот, ш…рты, кузнеч…к, замоч…к.
Вставьте буквы: ш…колад, ж…лудь, реш…тка, р…стение, зар…сли, прил…гательное, предл…жение, бе…сонница, бе…спокойный, ра…гружать, ц…пленок, ножниц…, ц…фра, слон…к, горош…к, карандаш…к.