Что такое орфограмма 2 класс на башкирском языке
Орфограммы на башкирском языке что это такое
Орфография башкирского языка
Правила орфографии башкирского языка основаны на следующих принципах:
* Фонетический — буква соответствует реально произносимому звуку;
* Морфологический — морфема пишется одинаково независимо от произношения;
* Традиционный — осуществляется принятое изначально написание слова.
Связанные понятия
Яналиф (от тат. яңа əлифба/jaꞑa əlifʙa, башк. яңы əлифбə, сокращ. яңалиф/jaꞑalif, букв. «новый алфавит»), в официальной советской печати — Новый тюркский алфавит (НТА) — проект перевода всех тюркских языков на единообразный алфавит на основе латиницы, предложенный в конце 1920-х годов в рамках общесоюзного проекта латинизации. Был официально введён в 1928 году в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР взамен алфавитов на основе арабского. В 1938—1940 годах форсированными темпами заменён.
В 2001 году для сойотского языка разработана письменность на основе кириллицы. Изданы букварь и учебные пособия, ведётся подготовка учителей, внедряется преподавание языка в сойотских школах Окинского района Республики Бурятия.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.
Орфограммы:
1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).
В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.
2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).
морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет
3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)
кадка — кадушка, друг — дру́га
4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)
живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука
ворона, волосы, перепелка
кочка, конечно, закончить, банщик
аллея, суббота, класс, Марианна
9. Правописание предлогов (Предлог)
по, за, от, над, чрез, из
об локоть, без ума, за стеклом
побежал, забежал, прибежал
12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
капель, вкусненький, день
14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)
обезьянка, объезд, шампиньон
15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)
16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)
любишь, обнимаешься, споешь
18. Падежные окончания прилагательных
19. Правописание суффиксов
20. Правописание «не» с глаголами
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Орфограммы на башкирском языке что это
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Орфография башкирского языка
Правила орфографии башкирского языка основаны на следующих принципах:
* Фонетический — буква соответствует реально произносимому звуку;
* Морфологический — морфема пишется одинаково независимо от произношения;
* Традиционный — осуществляется принятое изначально написание слова.
Связанные понятия
Яналиф (от тат. яңа əлифба/jaꞑa əlifʙa, башк. яңы əлифбə, сокращ. яңалиф/jaꞑalif, букв. «новый алфавит»), в официальной советской печати — Новый тюркский алфавит (НТА) — проект перевода всех тюркских языков на единообразный алфавит на основе латиницы, предложенный в конце 1920-х годов в рамках общесоюзного проекта латинизации. Был официально введён в 1928 году в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР взамен алфавитов на основе арабского. В 1938—1940 годах форсированными темпами заменён.
Для письменности казахского языка в прошлом использовались алфавиты разнообразных систем, в современности действующими являются алфавиты на следующих графиках.
Урок башкирского языка (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
3-сө синыфта баш ҡорт телен ән дәрес өлгөһө
Тема: Ҡуш тартынҡы – орфограмма!
Маҡсат : ҡуш тартынҡыларҙың ҡайҙан килеп сығыуын билд әләү, ҡуш тартынҡыға б өткән һү ҙҙ әр ҙең яҙылышын өйрәнеү, у ҡыусылар араһында дуҫлыҡ м өнәсәбәттәре урынлаштырыу, ижади э ҙл әнеүгә этәреү.
Дәрес тибы : у ҡыу м әсьәләһе ҡуйыу.
Йыһазлау : д әреслек, карточкала биремдәр, видеопроектор, компьютер.
Үткән дәрес материалын и ҫк ә төшөрөү.
Артикуляцион к ү неге ү . Ти ҙ әйткестәр (видеопроектор аша у ҡыу)
1).Сейәлектән сы ҡҡан саҡта,
Сей сей әне сәйнәй-сәйнәй,
(Тамы ҙаш һ әм о ҡшаш һүҙҙ әр ҙе табыу)
2). Ҡара ҡарға ҡарҙан бара,
Уҡытыусы. Ә хә ҙер д әфтәр ҙ әр ҙе астыҡ, числоны, теманы яҙабыҙ.
Проблемалы ситуация тыуҙырыу.
Был һүҙҙ әр ҙ ә ниндәй серле урын бар инде?
Уҡытыусы. Тим әк, бе ҙ д әрескә ниндәй мәсьәләләр ҡуябыҙ инде?
Ниндәй һү ҙҙ әр ҙ ә ҡуш тартынҡы яҙыла? Улар ҡайҙан килеп сыҡҡан? Был һүҙҙ әр ҙ ең дөрө ҫ яҙылышын өйрәнергә тейешбе ҙ.
Былар ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр. Был һүҙҙ әр ҙ әге ҡуш тартынҡылыларҙың береһен т өшөрөп ҡалдырһаң, б өтөнләй мәғәнә ү ҙг әрә.
Ҡаҙҙы-ҡаҙы, ҡатты-ҡаты, етте-ете.
Шулай итеп, был серле урындарҙы ҡыҙыл ҡ әләм менән һы ҙып ҡуяйыҡ! Ә ҡайҙан барлыҡҡа кил ә һуң был серле урын? ( яуаптар тыңлана) Һө ҙ өмтәне модельдә күрһәтәйек (экранда күрһәтеү).
Тимәк, ҡуш тартынҡыны һиҙемл әр өсөн, һү ҙҙең м әғәнәһенә иғтибар итергә кәрәк. әгәр һү ҙ тамырының аҙағында ла, ялғауҙың башында ла бер үк тартынҡы булһа, һүҙҙ ә ҡуш тартынҡы барлыҡҡа кил ә. Был – орфограмма! ( 10-сы биттәге таблицаға индереп ҡуйырға к әрәк)
Шулай итеп, бе ҙ һеҙҙең мен ән у ҡыу м әсьәләһен хәл иттек.
А) текстағы һүҙ, һ өйләм ди ҡҡ әт менән у ҡыла.
Б) м әғәнәһе төшөнөлә, асы ҡлана.
В) яҙаһы һүҙҙ әге һәр өн һу ҙыла, ишетел ә, я ҙыла.
Г) яҙған һүҙ таҡтала й әки китапта я ҙылғаны мен ән тикшерелә.
Д) яҙған һ өйләм тулыһынса у ҡыла.
1-се т өркөм 142-се күнегеү ҙе эшл әй. Әкиәтте у ҡып, ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр ҙе табып, яҙып ала, орфограммаларға һыҙа.
2-се т өркөм 143-сө күнегеү ҙе эшл әй. Шиғыр ҙы тасуири уҡырға. Беренсе куплетты яттан яҙырға. Ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр ҙең аҫтына һыҙырға.
3-с ө төркөм 144-се күнегеү ҙе эшл әй. Һөйләмдәр ҙе күсереп яҙырға. Орфограммаларҙы һыҙырға.
(Һ әр күнегеү буйынса төркөмдән бер кеше һығымта яһай, эксперттар билдә ҡуя)
145-се күнегеү. М ә ҡ әлдәр ҙе уҡыу (экрандан). Дуҫлыҡ тураһында әңгәмә ҡороу. Т өркөмдәр араһында мә ҡ әлдәр ярышы.
150-се күнегеү. Моделдәргә ярашлы һү ҙҙ әр уйлап я ҙыу. Орфограммаларҙы һыҙыу.
152-се күнегеүҙ әге шиғыр ҙарҙы тасуири уҡыу.
Ижади эш : йыл миҙгелд әре тураһында шиғыр ижад итергә. (Һәр төркөмгә бер ми ҙгел тураһында)
Һүҙлек диктанты үтк әреү.(Экрандан сағыштырып тикшереү)
7. Ө йг ә эш : 151-се, 154-се күнегеү ҙ әр.(аңлатма биреү)
Что означает орфограмма на башкирском языке
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Орфография башкирского языка
Правила орфографии башкирского языка основаны на следующих принципах:
* Фонетический — буква соответствует реально произносимому звуку;
* Морфологический — морфема пишется одинаково независимо от произношения;
* Традиционный — осуществляется принятое изначально написание слова.
Связанные понятия
Яналиф (от тат. яңа əлифба/jaꞑa əlifʙa, башк. яңы əлифбə, сокращ. яңалиф/jaꞑalif, букв. «новый алфавит»), в официальной советской печати — Новый тюркский алфавит (НТА) — проект перевода всех тюркских языков на единообразный алфавит на основе латиницы, предложенный в конце 1920-х годов в рамках общесоюзного проекта латинизации. Был официально введён в 1928 году в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР взамен алфавитов на основе арабского. В 1938—1940 годах форсированными темпами заменён.
Для письменности казахского языка в прошлом использовались алфавиты разнообразных систем, в современности действующими являются алфавиты на следующих графиках.
Урок башкирского языка (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
3-сө синыфта баш ҡорт телен ән дәрес өлгөһө
Тема: Ҡуш тартынҡы – орфограмма!
Маҡсат : ҡуш тартынҡыларҙың ҡайҙан килеп сығыуын билд әләү, ҡуш тартынҡыға б өткән һү ҙҙ әр ҙең яҙылышын өйрәнеү, у ҡыусылар араһында дуҫлыҡ м өнәсәбәттәре урынлаштырыу, ижади э ҙл әнеүгә этәреү.
Дәрес тибы : у ҡыу м әсьәләһе ҡуйыу.
Йыһазлау : д әреслек, карточкала биремдәр, видеопроектор, компьютер.
Үткән дәрес материалын и ҫк ә төшөрөү.
Артикуляцион к ү неге ү . Ти ҙ әйткестәр (видеопроектор аша у ҡыу)
1).Сейәлектән сы ҡҡан саҡта,
Сей сей әне сәйнәй-сәйнәй,
(Тамы ҙаш һ әм о ҡшаш һүҙҙ әр ҙе табыу)
2). Ҡара ҡарға ҡарҙан бара,
Уҡытыусы. Ә хә ҙер д әфтәр ҙ әр ҙе астыҡ, числоны, теманы яҙабыҙ.
Проблемалы ситуация тыуҙырыу.
Был һүҙҙ әр ҙ ә ниндәй серле урын бар инде?
Уҡытыусы. Тим әк, бе ҙ д әрескә ниндәй мәсьәләләр ҡуябыҙ инде?
Ниндәй һү ҙҙ әр ҙ ә ҡуш тартынҡы яҙыла? Улар ҡайҙан килеп сыҡҡан? Был һүҙҙ әр ҙ ең дөрө ҫ яҙылышын өйрәнергә тейешбе ҙ.
Былар ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр. Был һүҙҙ әр ҙ әге ҡуш тартынҡылыларҙың береһен т өшөрөп ҡалдырһаң, б өтөнләй мәғәнә ү ҙг әрә.
Ҡаҙҙы-ҡаҙы, ҡатты-ҡаты, етте-ете.
Шулай итеп, был серле урындарҙы ҡыҙыл ҡ әләм менән һы ҙып ҡуяйыҡ! Ә ҡайҙан барлыҡҡа кил ә һуң был серле урын? ( яуаптар тыңлана) Һө ҙ өмтәне модельдә күрһәтәйек (экранда күрһәтеү).
Тимәк, ҡуш тартынҡыны һиҙемл әр өсөн, һү ҙҙең м әғәнәһенә иғтибар итергә кәрәк. әгәр һү ҙ тамырының аҙағында ла, ялғауҙың башында ла бер үк тартынҡы булһа, һүҙҙ ә ҡуш тартынҡы барлыҡҡа кил ә. Был – орфограмма! ( 10-сы биттәге таблицаға индереп ҡуйырға к әрәк)
Шулай итеп, бе ҙ һеҙҙең мен ән у ҡыу м әсьәләһен хәл иттек.
А) текстағы һүҙ, һ өйләм ди ҡҡ әт менән у ҡыла.
Б) м әғәнәһе төшөнөлә, асы ҡлана.
В) яҙаһы һүҙҙ әге һәр өн һу ҙыла, ишетел ә, я ҙыла.
Г) яҙған һүҙ таҡтала й әки китапта я ҙылғаны мен ән тикшерелә.
Д) яҙған һ өйләм тулыһынса у ҡыла.
1-се т өркөм 142-се күнегеү ҙе эшл әй. Әкиәтте у ҡып, ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр ҙе табып, яҙып ала, орфограммаларға һыҙа.
2-се т өркөм 143-сө күнегеү ҙе эшл әй. Шиғыр ҙы тасуири уҡырға. Беренсе куплетты яттан яҙырға. Ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр ҙең аҫтына һыҙырға.
3-с ө төркөм 144-се күнегеү ҙе эшл әй. Һөйләмдәр ҙе күсереп яҙырға. Орфограммаларҙы һыҙырға.
(Һ әр күнегеү буйынса төркөмдән бер кеше һығымта яһай, эксперттар билдә ҡуя)
145-се күнегеү. М ә ҡ әлдәр ҙе уҡыу (экрандан). Дуҫлыҡ тураһында әңгәмә ҡороу. Т өркөмдәр араһында мә ҡ әлдәр ярышы.
150-се күнегеү. Моделдәргә ярашлы һү ҙҙ әр уйлап я ҙыу. Орфограммаларҙы һыҙыу.
152-се күнегеүҙ әге шиғыр ҙарҙы тасуири уҡыу.
Ижади эш : йыл миҙгелд әре тураһында шиғыр ижад итергә. (Һәр төркөмгә бер ми ҙгел тураһында)
Һүҙлек диктанты үтк әреү.(Экрандан сағыштырып тикшереү)
7. Ө йг ә эш : 151-се, 154-се күнегеү ҙ әр.(аңлатма биреү)
Что такое орфограмма на башкирском языке примеры
Орфография башкирского языка
Правила орфографии башкирского языка основаны на следующих принципах:
* Фонетический — буква соответствует реально произносимому звуку;
* Морфологический — морфема пишется одинаково независимо от произношения;
* Традиционный — осуществляется принятое изначально написание слова.
Связанные понятия
Яналиф (от тат. яңа əлифба/jaꞑa əlifʙa, башк. яңы əлифбə, сокращ. яңалиф/jaꞑalif, букв. «новый алфавит»), в официальной советской печати — Новый тюркский алфавит (НТА) — проект перевода всех тюркских языков на единообразный алфавит на основе латиницы, предложенный в конце 1920-х годов в рамках общесоюзного проекта латинизации. Был официально введён в 1928 году в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР взамен алфавитов на основе арабского. В 1938—1940 годах форсированными темпами заменён.
Азербайджанский алфавит — алфавит азербайджанского языка. В азербайджанском языке существуют три официальные алфавитные системы: в Азербайджане — на латинице, в Иране — на арабице, в России (Дагестан) — на кириллице.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Урок башкирского языка (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
3-сө синыфта баш ҡорт телен ән дәрес өлгөһө
Тема: Ҡуш тартынҡы – орфограмма!
Маҡсат : ҡуш тартынҡыларҙың ҡайҙан килеп сығыуын билд әләү, ҡуш тартынҡыға б өткән һү ҙҙ әр ҙең яҙылышын өйрәнеү, у ҡыусылар араһында дуҫлыҡ м өнәсәбәттәре урынлаштырыу, ижади э ҙл әнеүгә этәреү.
Дәрес тибы : у ҡыу м әсьәләһе ҡуйыу.
Йыһазлау : д әреслек, карточкала биремдәр, видеопроектор, компьютер.
Үткән дәрес материалын и ҫк ә төшөрөү.
Артикуляцион к ү неге ү . Ти ҙ әйткестәр (видеопроектор аша у ҡыу)
1).Сейәлектән сы ҡҡан саҡта,
Сей сей әне сәйнәй-сәйнәй,
(Тамы ҙаш һ әм о ҡшаш һүҙҙ әр ҙе табыу)
2). Ҡара ҡарға ҡарҙан бара,
Уҡытыусы. Ә хә ҙер д әфтәр ҙ әр ҙе астыҡ, числоны, теманы яҙабыҙ.
Проблемалы ситуация тыуҙырыу.
Был һүҙҙ әр ҙ ә ниндәй серле урын бар инде?
Уҡытыусы. Тим әк, бе ҙ д әрескә ниндәй мәсьәләләр ҡуябыҙ инде?
Ниндәй һү ҙҙ әр ҙ ә ҡуш тартынҡы яҙыла? Улар ҡайҙан килеп сыҡҡан? Был һүҙҙ әр ҙ ең дөрө ҫ яҙылышын өйрәнергә тейешбе ҙ.
Былар ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр. Был һүҙҙ әр ҙ әге ҡуш тартынҡылыларҙың береһен т өшөрөп ҡалдырһаң, б өтөнләй мәғәнә ү ҙг әрә.
Ҡаҙҙы-ҡаҙы, ҡатты-ҡаты, етте-ете.
Шулай итеп, был серле урындарҙы ҡыҙыл ҡ әләм менән һы ҙып ҡуяйыҡ! Ә ҡайҙан барлыҡҡа кил ә һуң был серле урын? ( яуаптар тыңлана) Һө ҙ өмтәне модельдә күрһәтәйек (экранда күрһәтеү).
Тимәк, ҡуш тартынҡыны һиҙемл әр өсөн, һү ҙҙең м әғәнәһенә иғтибар итергә кәрәк. әгәр һү ҙ тамырының аҙағында ла, ялғауҙың башында ла бер үк тартынҡы булһа, һүҙҙ ә ҡуш тартынҡы барлыҡҡа кил ә. Был – орфограмма! ( 10-сы биттәге таблицаға индереп ҡуйырға к әрәк)
Шулай итеп, бе ҙ һеҙҙең мен ән у ҡыу м әсьәләһен хәл иттек.
А) текстағы һүҙ, һ өйләм ди ҡҡ әт менән у ҡыла.
Б) м әғәнәһе төшөнөлә, асы ҡлана.
В) яҙаһы һүҙҙ әге һәр өн һу ҙыла, ишетел ә, я ҙыла.
Г) яҙған һүҙ таҡтала й әки китапта я ҙылғаны мен ән тикшерелә.
Д) яҙған һ өйләм тулыһынса у ҡыла.
1-се т өркөм 142-се күнегеү ҙе эшл әй. Әкиәтте у ҡып, ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр ҙе табып, яҙып ала, орфограммаларға һыҙа.
2-се т өркөм 143-сө күнегеү ҙе эшл әй. Шиғыр ҙы тасуири уҡырға. Беренсе куплетты яттан яҙырға. Ҡуш тартынҡылы һүҙҙ әр ҙең аҫтына һыҙырға.
3-с ө төркөм 144-се күнегеү ҙе эшл әй. Һөйләмдәр ҙе күсереп яҙырға. Орфограммаларҙы һыҙырға.
(Һ әр күнегеү буйынса төркөмдән бер кеше һығымта яһай, эксперттар билдә ҡуя)
145-се күнегеү. М ә ҡ әлдәр ҙе уҡыу (экрандан). Дуҫлыҡ тураһында әңгәмә ҡороу. Т өркөмдәр араһында мә ҡ әлдәр ярышы.
150-се күнегеү. Моделдәргә ярашлы һү ҙҙ әр уйлап я ҙыу. Орфограммаларҙы һыҙыу.
152-се күнегеүҙ әге шиғыр ҙарҙы тасуири уҡыу.
Ижади эш : йыл миҙгелд әре тураһында шиғыр ижад итергә. (Һәр төркөмгә бер ми ҙгел тураһында)
Һүҙлек диктанты үтк әреү.(Экрандан сағыштырып тикшереү)
7. Ө йг ә эш : 151-се, 154-се күнегеү ҙ әр.(аңлатма биреү)