Что такое орфограмма 2 класс русский язык с примерами
Топ 10 орфограмм начальной школы перед ВПР
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
Слова исключения
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).
6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ, нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
ПРИ-
— близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
— приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
— неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ-
— близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
— близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Нужно ли сравнивать ребенка с другими детьми?
Часто родители и педагоги сравнивают ребенка с другими детьми. Взрослые хотят сравнением принести ребенку пользу. Но будет ли польза от конкуренции между детьми. Кого ставить в пример ребенку. Как не навредить хрупкой детской психике. Читать далее
Подготовка ребенка к поездке в лагерь
Статья о том, как подготовить ребёнка к поездке в лагерь. Читать далее
Соперничество между детьми
Счастливые родители двух и более детей наверняка замечали, что между отпрысками случаются конфликты. Довольно часто эти конфликты носят сопернический характер. Что ж, проблема эта стара, как мир. Читать далее
15 опасных ситуаций, которые необходимо разъяснить ребенку
О каких опасностях следует рассказать ребенку, и что делать в этих случаях. Читать далее
Ребёнку не нравится собственное имя: что делать?
Из этой статьи можно узнать о том, в чём причины того, что ребёнку перестало нравится своё имя и он хочет, чтобы его называли другим. Даны советы, что делать родителям, исходя из каждой конкретной причины. Читать далее
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.
Правила по русскому языку «Орфограммы» (2 класс)
1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (о, а, и, е, я)
Леса-лес, бельчонок-белка, моря-море.
3. Парные по глухости-звонкости согласные звуки (б, в, г, д, ж, п, ф, к, т, ш)
Пробежка-бежать, юбка-юбочка, зубчик-зубы.
4. Удвоенные согласные
5. Непроизносимые согласные (т, д, в, л)
Солнце – солнышко, крёстный-крестить.
6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков
7. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ
Водичка, ночной, обманщик, птенчик, хищник, фонарщик.
8. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Малыши, жираф, чаща, ищу, кричу.
9. Правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков
10. «НЕ» с глаголами пишется раздельно
12. Имена собственные пишутся с заглавной буквы (Москва, Катя)
1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (о, а, и, е, я)
Леса-лес, бельчонок-белка, моря-море.
3. Парные по глухости-звонкости согласные звуки (б, в, г, д, ж, п, ф, к, т, ш)
Пробежка-бежать, юбка-юбочка, зубчик-зубы.
4. Удвоенные согласные
5. Непроизносимые согласные (т, д, в, л)
Солнце – солнышко, крёстный-крестить.
6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков
7. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ
Водичка, ночной, обманщик, птенчик, хищник, фонарщик.
8. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Малыши, жираф, чаща, ищу, кричу.
9. Правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков
10. «НЕ» с глаголами пишется раздельно
12. Имена собственные пишутся с заглавной буквы (Москва, Катя)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1718770
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое орфограмма?
Орфограмма — это написание слова с помощью правила орфографии или в соответствии с традицией русского языка.
Узнаем, что такое орфограмма в русском языке, если прежде обратимся к расшифровке интересующего нас понятия. Этот лингвистический термин происходит от греческих слов orthos, что значит «правильный» и gramma — «знак, буква».
Понятие об орфограмме
Исходя из значения этого заимствованного слова, дословно «орфограмма» — это «правильная буква или знак». Имеем в виду, что в русском языке произношение многих слов не совпадает с их написанием. В такой ситуации, когда неясно слышится гласная или согласная буква, это ошибкоопасное место называют орфограммой. В написании необходимой буквы в слове возникает сразу несколько вариантов, например:
Для правильного написания слова в трудном месте необходимо выбрать только одну букву. А для этого следует обратиться к соответствующему правилу орфографии. Орфография систематизирует орфограммы русского языка и с их помощью регулирует верные написания слов, словосочетаний и предложений.
Вот какое определение, что такое орфограмма приводится в Википедии:
В письменной речи орфограмма отражает выбор необходимой буквы в слове в соответствии с правилом орфографии. Понятие орфограммы охватывает не только буквы, но и элементарные графические знаки (пробел, дефис, прописная и строчная буква и пр.) С этой точки зрения выделим следующие виды орфограмм в написании слов:
Орфограмма может находиться в любом месте слова, в разных морфемах:
Как определить орфограмму в слове?
Чтобы правильно написать слово, следует определить, есть ли в нём орфограмма. Для этого необходимо произнести слово вслух (можно по слогам), иногда в нем нужно поставить ударение. Попробуем понять, что вызывает затруднение в написании слова. В выявлении орфограммы помогут сориентироваться некоторые признаки. Орфограмма находится в том месте слова, в котором
Рассмотрим это более детально с помощью некоторых орфограмм русского языка.
Примеры орфограмм русского языка
В русском языке при произношении слов фонетическая позиция гласного или согласного звука может быть сильной или слабой. Сильная позиция гласных звуков — это позиция под ударением. Такие гласные слышатся ясно и чётко и пишутся в соответствии с их произношением:
Без ударения гласные находятся в слабой фонетической позиции. Они слышатся неясно, искажаются при произношении. Но тем не менее в русском языке осуществляется морфологический принцип написания слов. Независимо от ударения в морфеме пишется одна и та же буква, кроме случаев чередования гласных и согласных. «Безударные проверяемые гласные в корне« — это орфограмма, которая регламентирует выбор необходимой буквы с помощью орфографического правила.
Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, можно изменить грамматическую форму слова или подобрать родственное слово, в котором ударение прояснит сомнительную гласную.
Понаблюдаем, как реализуется эта орфограмма в написании слов:
В русском языке существует немало слов с орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные в корне», написание которых следует запомнить или сверить со словарем. Перечислим некоторые беспроверочные написания слов:
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» касается написания лексем, в главной морфеме которых при произношении происходит оглушение согласного корня, находящегося перед последующим глухим согласным, или согласного в конце слова и замена его парным глухим согласным:
Чтобы установить истинную букву в корне, согласно правилу орфографии необходимо изменить грамматическую форму слова или подобрать к нему родственную лексему, в которой после проверяемого согласного окажется гласная или согласные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на произношение, в корне пишется та согласная, которая выступает в проверочном слове:
В написании ряда слов существует орфограмма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выборе гласных букв «и» или «ы» объясняется тем, что глухой согласный звук [ц] является всегда твердым. При произношении слова после него явно звучит [ы], а пишется то буква «и», то «ы»:
Выбор написания зависит от морфемы, в которой находится орфограмма. Согласно правилу орфографии в корне слов пишется буква «и»:
В суффиксе -ын- притяжательных прилагательных и окончаниях существительных множественного числа после «ц» пишется буква «ы»:
Немало затруднений в написании доставляет орфограмма «Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих». Написание таких слов сопряжено с родовой принадлежностью имени существительного.
Если имя существительное имеет категорию мужского рода, то согласно правилу орфографии после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» мягкий знак не пишется:
Если имя существительное имеет грамматическую категорию женского рода, то после шипящих согласных в конце слова пишется мягкий знак:
Все случаи правильного написания слов закреплены в орфограммах русского языка, знание которых поможет овладеть грамотными навыками письменной речи.