Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш

Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш

Уроки русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Смотреть фото Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Смотреть картинку Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Картинка про Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Фото Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш

Технологические карты уроков по русскому языку 3 класс ПНШ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок2 Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

1.Самоопределение к деятельности.

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: н аблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные : осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа над каллиграфией

Словарное слово ПОГОДА (С№ 2; Т.1)

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

С. 8 Упражнение 2. Цель упражнения – добиться осознанного различения написания

строчной и прописной буквы; напомнить о существовании омонимов (в данном случае омофонов – слов, которые одинаково произносятся, но означают разное), напомнить базовые орфограммы (безударный гласный в корне слова, парный по звонкости/глухости согласный в середине слова).

Картинка (изображение березовых сережек) добавляет еще один омоним, поэтому

необходимо уточнить у детей, почему здесь именно такая картинка.

4. Построение проекта выхода из затруднений.

. С. 9. Упражнение 3. Это маленькое стихотворение чрезвычайно насыщено орфограммами:

1. «Парный по звонкости/глухости согласный в корне слова» – сладким;

2. Написание буквосочетания ЖИ-ШИ под ударением – душистые;

3. Безударный гласный в корне слова – поля, цветку, шмеля;

4. Выбор написания (наличие/отсутствие) ь в словах основой на букву шипящего – брошь.

Повторяют правила работы в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

С. 10. Упражнение 4. Цель этого упражнения – тренировать осознанное восприятие

орфограммы «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Орфограмма не

выделена специально: школьник должен ее обнаружить в 10 случаях (повтор мы не учитываем) и

Выполняют задания учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словарный диктант Ворона, сорока, воробей, завод, лопата, работа, лимон, дежурный.

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

— Какое у вас настроение?

— Что нового для себя узнали?

— Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Урок3 Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

1.Самоопределение к деятельности.

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: н аблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные : осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа над каллиграфией Л, М

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

С.10–11. Упражнение 5. Цель этого упражнения – повторение орфограммы

«непроизносимый согласный в корне слова», осознание причины существования этой

орфограммы (чередование звуков [т]/[–]) и понимание того, как именно образованы некоторые слова, имеющие эту орфограмму.

Требование выписать слова-названия признаков, которые образованы от ОСНОВ слов ж.р., предполагает несколько шагов:

а) школьники называют существительные, от основ которых образованы все слова из списка (не учитывая слов с приставками!), и тут же определяют их род;

б) если слово ж.р., школьники выписывают его (власть, часть, совесть, доблесть,прелесть, горесть, честь, тягость, сладость, радость, ярость, грусть);

в) выбирают 4-е слова из этого списка, чтобы показать, как они образованы.

На доске нужно показать образование всех этих слов.

Сам процесс словообразования обнажает природу орфограммы: дети видят, как именно она появляется.

4. Построение проекта выхода из затруднений.

С. 11–12. Упражнение 6. Цель этого упражнения – столкнуть в рамках одного упражнения

слова, в которых есть чередование звуков [т]/[–], и слова, где этого чередования нет.

Слова делятся на группы:

а) ужасный, опасный, прекрасный, напрасный, вкусный, ясный, тесный;

б) местный, честный, прелестный, тягостный, грустный, лестный, уместный.

Как доказать, что во всех этих словах есть орфограммы?

Обратиться к определению орфограммы (на с. 7.) и взять любую пару слов, где одному и тому

же звукосочетанию [сн] соответствует разное написание: сн и стн.

Повторяют правила работы в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

С. 12–13. Упражнение 7. Это упражнение можно выполнить так, как рекомендует учебник,

а можно попросить детей списать текст, вставляя нужные буквы и указывая в скобках

проверочные слова. Два столбика, о которых упоминает учебник, делят слова на такие две

а) несчастная, опасна, ужасно, прекрасна;

б) в будке, незабудки, в желудке.

Родственные слова: собака – собачий.

Не нужно просить детей показывать, как от одного слова образовалось другое, поскольку они

Достаточно выполнить требование учебника – показать стрелочкой, какое слово от какого

С. 13. Упражнение 8. Это упражнение, как и предыдущее, можно выполнить так, как

рекомендует учебник, а можно попросить детей записать текст, поставив нужные буквы и

записав проверочные слова на отдельной строчке. В выделенном предложении надо показать

обращение. Если следовать второму варианту, то можно превратить это в маленькую

самостоятельную работу с взаимной проверкой ошибок (дети меняются тетрадями с соседом по

парте) и последующим выполнением работы над ошибками с помощью Обратного словаря (см.

форзацы в начале и конце учебника).

Выполняют задания учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

— Какое у вас настроение?

— Что нового для себя узнали?

— Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Урок 4. Звукобуквенный разбор слова Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ характеризовать звук, ориентируясь на произношение слова; – объяснять написание буквы, опираясь на понимание правил графики и знание орфограмм

1.Самоопределение к деятельности.

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: н аблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные : осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа над каллиграфией

Словарное слово ФУТБОЛ (У. № 9; Т.1)

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

С. 18–19. Учитель предлагает детям читать этот параграф по пунктам и параллельно

выполнять те инструкции, которые там содержатся. Кто-то из детей читает каждый пункт до

конца, после чего все его выполняют (один на доске). И так до конца. После того как будет

разобрано слово «рука», можно точно так же разобрать слово «як».

4. Построение проекта выхода из затруднений.

С. 20. Упражнение 13. Единственная тонкость сравнения звукового облика двух слов

состоит в том, что дети должны сразу, произнеся эти два слова, убедиться в том, что у обоих слов

он – одинаковый, поскольку на конце слова «луг» слышится глухой звук [к].

С. 20. Упражнение 14. Если во 2 классе учебник дублировал пиктограмму словаря

(условное обозначение словаря в виде бокового флажка) и название словаря в тексте упражнения, то в 3 классе этого дублирования уже нет: осталась только пиктограмма. Это необходимо, чтобы приучить детей правильно читать язык условных обозначений. Поэтому на первом этапе работы с упражнениями, отсылающими к словарям, необходимо прежде всего уточнить у детей, какой же словарь имеется в виду. Так, упражнения 14 и 15 работают со словарем «Произноси правильно»*.

*Примечание. Каков принцип подбора слов в словаре «Произноси правильно»? Здесь

представлены слова, в которых чаще всего делаются орфоэпические ошибки (по статистике отдела фонетики Института русского языка РАН), а также слова из текстов учебников «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», содержащие орфоэпические сложности. Цель этого упражнения – не только еще раз обратить внимание детей на разное качество согласных звуков и на разницу слов-названий предметов по родам, но и заставить читать подряд с целью выбрать нужные слова) все слова, содержащие орфоэпическую проблему. После того как самостоятельный этап работы закончится, важно перейти к проверке, а значит, к чтению всех слов подряд по цепочке с обсуждением того, нужно ли было выписывать данное слово и почему. Во время этого чтения вслух важно следить за правильным произношением. Дети должны выписать такие слова: автор, аккордеон, ансамбль, батальон, ветеринар, ымпел (объясните им, что гантель – существительное ж.р.), дельфин, император, квартал, композитор, корень, музей (напомните детям, что звук [й’] – звонкий и не имеет пары по вонкости/глухости), павильон, спортсмен, чемпион.

Повторяют правила работы в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

С. 20. Упражнение 15. Перед тем как побудить детей сделать звукобуквенный разбор слов купе и кафе, очень важно, чтобы они нашли эти слова в словаре «Произноси правильно»: словарь обозначает твердость второго согласного звука в каждом слове. Именно необозначение этой твердости является той ошибкой, которую можно допустить в звукобуквенном разборе данных слов.

Выполняют задания учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

— Какое у вас настроение?

— Что нового для себя узнали?

— Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Урок 5 Звукобуквенный разбор слова Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

1.Самоопределение к деятельности.

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: н аблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные : осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работают в тетради

3. Постановка учебной задачи.

С. 20–22. Контрольная работа (в 32-х словах есть орфограммы), Правописание слов: в саду, листопад, в доме, половицы, не скрипят, молчит, собачья, будка, скворечник, сеновал, в рот, воды, на дорожку, не спешит, травинками, шуршит, воздушный, воздушной, ножкой, бьет. Школьники делают звукобуквенный разбор слова сад: [сат]; показывают образование слов дорожка и травинка: дорог/а → дорог/; дорог/ + к + … = дорожк/а; трав/а → трав/; трав/ + инк + … = травинк/а

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Выполнение этой работы и взаимная проверка (дети меняются тетрадями с соседом по

Повторяют правила работы в рабочей тетради.

1. Письмо учащимися в тетради

5. Первичное закрепление

Работа над ошибками с использованием фoрзацев учебника.

Освоение этой методики работы над ошибками – специальная работа, которой нужно уделить особое внимание. Учитель показывает, как выполнять работу над ошибками на конкретных примерах. – У кого есть ошибка на безударный гласный в корне слова? Открываем оборот обложки в начале учебника и проверяем, есть ли здесь такая орфограмма. Если ее здесь нет, значит, она указана в самом конце учебника. – Нашли? Сколько заданий есть на эту орфограмму? Несколько? – Выполняйте первое из этих заданий. Все задания предполагают использование Обратного словаря. Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению задания.

– На какую еще орфограмму вы допустили ошибку?

– Давайте найдем ее название на обороте обложки учебника и выполним одно из заданий, которое там предлагается. – Как вы думаете, почему учебник предлагает не одно задание на одну орфограмму, а

несколько? Возможно ли, что в следующей самостоятельной или контрольной работе некоторые из вас снова сделают подобную ошибку? Конечно, возможно: не так-то легко освоить сразу все орфограммы. Понимаете теперь, почему заданий на каждую орфограмму несколько?

Выполняют задания учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работают с доской и самостоятельно. Проверяют свою работу по образцу

— Какое у вас настроение?

— Что нового для себя узнали?

— Что бы вам хотелось бы узнать?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Урок6 ПРОверочная работа Учитель:Смирнова ЯА.

Задачи:создать условия для формирования УМЕНИЯ определять вид орфограммы, формирования поняти я орфограмма, развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

1.Самоопределение к деятельности.

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку

Учебная дискуссия о правилах посадки, ориентирование в прописи по заданиям учителя.

Повторить положение тетради во время работы и положение ручки во время письма

Познавательные: н аблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма.

Регулятивные Ставить цель и оценивать успешность ее реализации, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, опираясь на материалы учебника

Личностные : осознавать значимость словарей для изучения родного языка; работать со словарями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

Орфограмма. 3 класс. ПНШ

Авг 17

Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Смотреть фото Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Смотреть картинку Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Картинка про Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Фото Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш

Орфограмма. 3 класс. ПНШ

Орфограмма — это такое написание, которое нельзя определить на слух, потому что одинаково произносящиеся звуки могут быть по-разному переданы на письме.

Такое написание надо либо проверить, либо запомнить, либо уточнить в словаре.

Вот известные уже орфограммы (1 — 2 класс):

1) безударный гласный в корне слова;

2) парный по звонкости/глухости согласный на конце и в середине слова;

3) написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

4) непроизносимые согласные в корне слова;

5) разделительный Ь;

6) разделительный Ъ;

7) наличие/отсутствие Ь на конце имён существительных после шипящих;

8) заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и других именах собственных;

9) заглавная буква в начале предложения;

10) раздельное написание предлогов, слитное написание приставок;

11) раздельное написание частицы НЕ с глаголами;

Урок русского языка «Повторение. Что такое орфограмма.». 3 класс

Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Смотреть фото Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Смотреть картинку Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Картинка про Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш. Фото Что такое орфограмма 3 класс русский язык пнш

Предлагаю разработку урока по теме «Повторение. Что такое орфограмма.». Урок проводится в 3 классе по программе Перспективная начальная школа.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Повторение. Что такое орфограмма.». 3 класс»

Тема урока: Что такое орфограмма.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «орфограмма»; добиться осознанного различения написания строчной и прописной буквы; способствовать развитию умений определять омонимы, орфограммы – безударный гласный в корне слова, парный по звонкости/глухости согласный в середине слова; способствовать развитию орфографической зоркости и формированию умений грамотно писать.

Предметные: познакомятся с понятием «орфограмма»; со структурой построения учебника «Русский язык»; с основными словарями русского языка; научатся писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями.

• познавательные – свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

• регулятивные – контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

• коммуникативные – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы)

Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I Организационный момент

Повернитесь лицом к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте успехов на уроке.

-Ребята, я уверена, что сегодня мы с вами вместе сможем организовать успешную работу. Обещаю, что наш урок будет содержательным и познавательным. Скажите, а что вы мне пообещаете?

Готовят рабочее место. Настраиваются на учебную деятельность.

-Ребята, за лето ваша рука отвыкла красиво писать, поэтому проведем минутку чистописания.

г к жи ши ча ща чу щу П п

-Запишите звуки буквами..

Дети записывают буквы, слоги и слова.

II Формирование темы урока и целей урока

-Что вы заметили, когда выполняли минутку чистописания?

-Какие орфограммы вы увидели?

-Какой же будет тема урока?

-Определите цели урока, используя опорные слова:

-Здесь мы встретили орфограммы.

-Жи, ши пиши с и; ча, ща пиши с а; чу щу пиши с у; парные согласные.

-Мы будем говорить об орфограммах.

Дети определяют цели урока.

III Изучение нового материала

Работа по учебнику. Упр.1(с.6-7)

– Произнесите слова луг и лук. По-разному ли вы их произносите?

– Произнесите словосочетания запивал таблетку и запевал песню. По-разному ли вы произносите выделенные слова запивал и запевал?

– Произнесите словосочетания город Орел и горный орел. Отличаются ли по произношению слова Орел и орел?

– Сравните, какими буквами передается на письме один и тот же звук.

– Где в каждой паре слов можно сомневаться
в выборе буквы?

– Прочитайте определение понятия «орфограмма» на плакате Летучей Мыши.

-Посмотрите на форзацы учебника. Здесь записаны изучаемые вами орфограммы. Назовите их.

-А сейчас я предлагаю вам по вариантам записать словосочетания и найти орфограмму, которая здесь спряталась.

Влетел в_окно – 2 вариант

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения.

Учащиеся сначала произносят слова, в которых сходному произношению соответствует различное написание, а потом обобщают собственные наблюдения.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения.

Читают про себя, а затем вслух..

Дети находят орфограммы и читают их.

Дети записывают словосочетания правильно и находят нужную орфограмму.

-Это орфограмма правописание предлогов с существительными.

IVЗакрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.

Прочитайте шуточное стихотворение.

– Какую букву надо писать: маленькую или большую? Миша, например, подумал, что девочка Поля потеряла своего братишку Сережку!

– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Почему здесь именно такая картинка?

– Какие еще орфограммы вы видите в тексте стихотворения?

– Запишите текст стихотворения без ошибок.

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

– На картинке изображены березовые сережки. В данном случае слово сережки надо писать с маленькой буквы. Это нарицательное имя существительное

-А сейчас каждый из вас получит карточку. Ваша задача выбрать нужную орфограмму и встать возле соответствующей орфограмме цифры.

1- группа слов «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.(С..дят, по л..су, б..гут, тр..винка)

8-группа слов «Буквы и, а, у после шипящих» (мыш[ы], нож[и], ч[я]щ[я], щ[ю]ка)

10-группа слов «Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок. ((с)ветки, (на) заборе, слетел, (на)писал)

Дети вставляют буквы и встают возле соответствующей орфограммы.

-Вернемся к нашим целям и, вспомнив все, о чем мы сегодня говорили, закончите фразы:

Мы смогли поразмышлять….

-Оцените свою работу на уроке с помощью «Лестницы успеха».

Вспоминаю и проговаривают полученные знания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *