Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограмма» (5 класс)

Конспект урока по русскому языку. 5 класс.

Цель: углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной позиции звука; формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические; воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи;

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность

Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Предметные: знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.

Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение» 2007 г. Техника: ноутбук, проектор.

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки)

I .Организационный момент

II . Актуализация знаний.

1)Проверка домашнего задания. Упражнение 24.

Грусный или грустный –непроизносимая согласная

Купешь или купишь – спряжение глагола

— Ребята, у нас получилось разгадать написание слов?

Ребята, мы с вами определили правильное написание слов:

Трава, корова, грустный, купишь

— Ребята, как называются проблемные места в написании слов? (орфограммы)

— А как называются правила, которым нужно следовать при написании слов? (орфографические)

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

— Для чего нам нужно уметь пользоваться орфографическими правилами?

Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию.

— Что такое орфограмма?

— Какие орфографические правила вы помните из курса начальной школы? Для чего вы их изучали?

— Прочитайте. Расскажите, что нового вы узнали об орфограммах и орфографических правилах

1)Работа с учебником

— Ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте обратим внимание на параграф

7 упражнение 25. (Вечкилев, Каныгина)

Упражнение 26 – устно. (Кравцова, Фофонова)

Упражнение 28 – письменно. ( Головко, Абрамов, Коптева, Щиров)

Задание: исправьте ошибки в тексте. Каждая группа защитит свою работу

а) Тихо было вокруг. Солнце лижало на запущенной клумби и на тровянистой лужайке. Коричневая бабочка сидела на цвитке. Пчёлы с бальшими шерокими полосками вокруг брюшка сновали с цвитка нацвиток и слатко гудели.

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

— Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами познакомились с орфограммами и орфографическими правилами.

— что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, что такое орфограммы, для чего нужно знать орфографические правила)

— достигли ли мы цели нашего урока?

— что вам понравилось на уроке, какие задания?

— Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

IX . Рефлексия.
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…

VIII . Домашнее задание.

2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Пр…верка, п…дарк…м, н…летел, о…дых, б…зу дарный, (в) к…рнях, ч…ртить, смел…сть, м…роз…ц, клубоч…к, (он) кле…т, (для) красн…й, (о) замысл…, (за) дом…м.

Повышенный : 2) Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы. Сделайте

вывод: в каких частях слова могут быть орфограммы?

Источник

Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Конспект урока.5 класс.Тема «Орфограмма»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку. 5 класс.

Цель: углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной позиции звука; формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические; воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи;

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность

Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Предметные: знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.

Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение» 2007 г. Техника: ноутбук, проектор.

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки)

II. Актуализация знаний.

1)Проверка домашнего задания. Упражнение 24.

Трава или трова — безуд.провер. гласная

Корова или карова — безуд.непровер. гласная

Грусный или грустный –непроизносимая согласная

Купешь или купишь – спряжение глагола

— Ребята, у нас получилось разгадать написание слов?

Ребята, мы с вами определили правильное написание слов:

Трава, корова, грустный, купишь

— Ребята, как называются проблемные места в написании слов? (орфограммы)

— А как называются правила, которым нужно следовать при написании слов? (орфографические)

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

— Для чего нам нужно уметь пользоваться орфографическими правилами?

Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию.

— Что такое орфограмма?

— Какие орфографические правила вы помните из курса начальной школы? Для чего вы их изучали?

— Прочитайте. Расскажите, что нового вы узнали об орфограммах и орфографических правилах

VI. Проверка усвоения знаний.

1)Работа с учебником

— Ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте обратим внимание на параграф

7 упражнение 25. (Вечкилев, Каныгина)

Упражнение 26 – устно. (Кравцова, Фофонова)

Упражнение 28 – письменно. ( Головко, Абрамов, Коптева, Щиров)

Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке — пос..дел от старости.
Сл..зал сливки — сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо — св..ла пятно.
Пол..скать белье — пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой — зак..лю здоровье.
Прим..рять платье — прим..рять друзей.
Острые м..чи — футбольные м..чи.

Задание: исправьте ошибки в тексте. Каждая группа защитит свою работу

а) Тихо было вокруг. Солнце лижало на запущенной клумби и на тровянистой лужайке. Коричневая бабочка сидела на цвитке. Пчёлы с бальшими шерокими полосками вокруг брюшка сновали с цвитка нацвиток и слатко гудели.

б)Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке — пос..дел от старости.
Сл..зал сливки — сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо — св..ла пятно.
Пол..скать белье — пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой — зак..лю здоровье.
Прим..рять платье — прим..рять друзей.
Острые м..чи — футбольные м..чи.

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

— Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами познакомились с орфограммами и орфографическими правилами.

— что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, что такое орфограммы, для чего нужно знать орфографические правила)

— достигли ли мы цели нашего урока?

— что вам понравилось на уроке, какие задания?

— Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

IX. Рефлексия.
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…

VIII. Домашнее задание.

2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Пр…верка, п…дарк…м, н…летел, о…дых, б…зу дарный, (в) к…рнях, ч…ртить, смел…сть, м…роз…ц, клубоч…к, (он) кле…т, (для) красн…й, (о) замысл…, (за) дом…м.

Повышенный : 2) Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы. Сделайте

вывод: в каких частях слова могут быть орфограммы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме » Немецкая пресса для подростков» и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой » Шаги 5″ для 9 класса.

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль «Фотоэффект» для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи.

Конспект урока литературы на тему:»Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова»Кому на Руси жить хорошо»,конспект урока литературы на тему:»Жизнь и творчество М.Цветаевой»
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Конспекты уроков фитбол — гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: «Влияние физических упражнений на здоровье школьников»,»Профилактика травматизма на урока ФК».

Материал содержит комплексы упражнений с фитболом.

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограмма» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цели: закрепить понятия «орфограмма» и «морфема»; показать опознавательные признаки орфограмм; закрепить навыки обнаружения орфограмм, навыки фонетического разбора и разбора слов по составу; формировать интерес к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах; объяснять языковые явления.

Оборудование: на доске должно быть написано на дв…ре тр..ва, на тр…ве др…ва.

Организационный момент. (3 минуты)

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5 минуты)

Упражнение 24 – обсуждение заданий. (Основная мысль заключена в словах: : «пластов понимал язык родной земли». В конце первой части учебника помещена репродукция картины А.А. Пластова «Летом».)

— Как вы понимаете выражение «язык родной земли»?

— Что значит «понимать язык родной земли?»

— Каким орфографическим правилам подчиняются слова, в которых вы подчеркнули безударные гласные в корне?

Работа по теме урока (10 минут)

На прошлом уроке мы сопоставляли звуковой облик слова с буквенным. Выяснили, что существует написание по произношению (плот, рука, сутки) и что многие слова пишутся не так, как произносятся.

Ребята, почему в слове земля мы пишем гласную е? в слове часы – гласную а? в слове живет — гласную и? (Ответы на вопросы). Можно ли проверить написания этих гласных с помощью ударения?

Посмотрим на доску.

На дв…ре тр..ва, на тр…ве др…ва. (дрова — дрОвни)

Как вы думаете, почему эти слова написаны с пропусками? (В них есть несовпадение произношения с правописанием). Запишите в тетрадь и заполните пропуски.

Как вы думаете, много ли в русском языке таких слов, в которых произношение и правописание не совпадает? Правильно, их очень много. Как раз такое несовпадение или «ошибкоопасное» место в слове наука называет ОРФОГРАММА. Давайте найдем определение в учебнике и запишем его. (Пишут определение из учебника).

Орфограммы бывают разные. Их можно найти по разным приметам. Давайте запишем:

Опознавательные признаки для орфограмм – гласных букв

— безударные гласные: осень, зима, снегирь.

Шипящие и ц: щука, челка, панцирь.

Стечение согласных (рядом стоящие согласные): устный, просьба, мощный.

Конец слова: лев, приз, род.

Запомните, что орфограммы – это точки применения правил.

Для объяснения орфограмм мы будем применять специальные знаки. Договоримся кратко указывать части речи, выделять часть слова с орфограммой – букву, которую надо проверить, подчёркивать одной чертой, а букву, которая определяет правильный выбор, — двумя чертами.

Работа в тетради. (14 минут)

Откроем упражнение № 26. Выполним задания.

Откроем упражнение № 27. Выполним задания.

Кроме того, орфограмма может ждать нас в разных частях слова. Какие части слов знаете вы? (приставка, корень, суффикс, окончание). Найдите общее слово для значимых частей речи (Морфемы). Что говорит нам учебник? Давайте откроем страницу 17.

Давайте обозначим морфемы с орфограммами, подчеркнем орфограммы и подберем проверочные слова.

Закрепление изученного материала. (3 мин)

— Что называется орфограммами?

— Что значит «написания в словах по традиции»?

— По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

— Приведите пример орфограмм в каждой из морфем?

Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин)

– что было непонятно на уроке?

— что мы вспомнили на уроке об орфограммах?

— что нового мы узнали об орфограммах?

Домашнее задание. (2 мин.)

Пункт учебника № 7. (знать, что такое орфограмма, уметь находить орфограммы в морфемах и обозначать их).

Упр. 28 уточнить по словарю значение слова капот и записать его в тетрадь.

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Номер материала: ДБ-037412

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое орфограмма?

Содержание

В прошлом уроке мы узнали, что транскрипция нужна для того, чтобы записать произношение слова. Это важно, так как в нашем языке звучание и написание слов могут отличаться.

Для чего нужна орфография

После возникновения письменности у людей появилась необходимость в составлении свода правил. Эти правила определяли бы написание каждой буквы любого слова. В результате возникло понятие “орфография”.

Орфография – это раздел науки о языке, изучающий правила передачи слов в письменной речи.

Прежде всего, правила орфографии помогают нам понять, какими буквами нужно обозначить звуки в сложных случаях.

Безусловно есть слова, которые мы пишем правильно, не обращаясь к орфографическому словарю. Написание не вызывает трудности, ведь в таких словах каждому звуку соответствует своя буква:

В то время как замена одной буквы на другую, либо лишает слово смысла, либо приводит к образованию нового слова:

Что такое орфограмма?

Однако, мы можем столкнуться со сложностями в выборе нужной буквы. Если написание слова вызывает у нас сомнение, значит мы имеем дело с орфограммой.

Орфограмма – правильное написание слова, основанное на правилах орфографии или традиций языка.

Слово “орфограмма” – пришло к нам из Древней Греции, дословно оно переводится как “правильная буква”. Найти в словах орфограммы несложно, обычно это буква в так называемой “слабой позиции”, то есть ее написание вызывает сомнение.

В первом слоге слова “тяжелый” есть безударная гласная, как же написать это слово правильно? Для этого нужно вспомнить, какой же ударный звук в этом корне. Подобрав однокоренное слово “тяжесть”, где на букву “я” падает ударение, мы определим правильное написание.

Поэтому для грамотного написания слов необходимо не только знать правила орфографии, но и видеть значимые части. Такими частями являются корни, суффиксы, приставки и окончания.

Виды орфограмм

Русский язык содержит значительное количество орфограмм. Рассмотрим основные из них, находящиеся в значимых частях слова. И начнем с орфограмм в корне слова:

Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Смотреть картинку Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Картинка про Что такое орфограмма 5 класс разумовская. Фото Что такое орфограмма 5 класс разумовская

Прежде всего безударные гласные в корне слова бывают проверяемые, чередующиеся и непроверяемые.

В случае с проверяемыми гласными достаточно подобрать достаточно подобрать однокоренное слово, в котором гласная будет под ударением. Например для того, чтобы правильно написать слово “садовник”, нужно подобрать слово “сад”, где буква “а” ударная.

Однако с непроверяемыми гласными и согласными все не так просто. Их написание не закреплено правилами, поэтому их следует просто запомнить.

Существует множество правил написания чередующейся гласной в корне слова. В основном ее правописание зависит от ударения, суффикса, последующей согласной или нужного смысла.

Также есть ряд правил, регулирующих написание гласных после шипящих и буквы “ц” в корне слова.

Говоря об орфограммах в приставках, прежде всего стоит запомнить неизменяемые приставки. Их написание не зависит от значения слова, его происхождения или согласной, идущей после. Таким приставками являются В-, С-, ПОД-, ПО-, О-, ПРЕД- и другие.

Если же говорить о приставках, оканчивающихся на буквы С и З, следует запомнить простое правило: перед звонкими буквами пишется буква “з”, а перед глухими “с”.

Написание приставок ПРЕ- и ПРИ- зависит от значения, есть также много аспектов, касающихся слитного и дефисного правописания.

В то время как про написание И-Ы после приставок нужно запомнить всего одно правило: после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях Ы. Но в этом правиле также есть исключения.

В таблице выше мы также привели примеры основных орфограмм в суффиксах.

Также есть большое количество орфограмм в окончаниях. В разных частях речи они проверяются по-разному, а правописание зависит от различных факторов. Например: род существительного, ударения, окончания глагола, от которого образовано прилагательное и так далее.

Разумеется, на этом орфограммы в русском языке не заканчиваются. Нам предстоит изучение еще множества сложных тем, таких как “написание предлогов”, “разделительные Ь и Ъ”, “заглавная буква в именах собственных” и другие.

Именно поэтому так важно овладеть орфографической грамотностью и с легкостью находить орфограммы в словах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *