Что такое орфограмма номер пять
Орфограммы. № 5. Буквы И,У,А после шипящих.
№ 5. Буквы И,У,А после шипящих.
ПРАВИЛО.
После букв Ж, Ш, Ч, Щ, пишутся буквы И,У,А.
Подсказка.
Запомните слова, в которых пишется Ю:
· жюри, брошюра, парашют;
· в некоторых иноязычных собственных названиях: Жюль, Сен-Жюст, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность).
· В некоторых словах пишется по традиции Ю: Чюрлёнис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1.
Пример № 2.
Пример № 3.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Орфограммы. № 5. Буквы И,У,А после шипящих.
№ 5. Буквы И,У,А после шипящих.
ПРАВИЛО.
После букв Ж, Ш, Ч, Щ, пишутся буквы И,У,А.
Подсказка.
Запомните слова, в которых пишется Ю:
· жюри, брошюра, парашют;
· в некоторых иноязычных собственных названиях: Жюль, Сен-Жюст, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность).
· В некоторых словах пишется по традиции Ю: Чюрлёнис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1.
Пример № 2.
Пример № 3.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Что значит орфограмма номер пять
Орфограммы. № 5. Буквы И,У,А после шипящих.
№ 5. Буквы И,У,А после шипящих.
ПРАВИЛО.
После букв Ж, Ш, Ч, Щ, пишутся буквы И,У,А.
Подсказка.
Запомните слова, в которых пишется Ю:
· жюри, брошюра, парашют;
· в некоторых иноязычных собственных названиях: Жюль, Сен-Жюст, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность).
· В некоторых словах пишется по традиции Ю: Чюрлёнис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Жизнь.
Запоминаем: пишем ЖИ.
Пример № 2.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Чудо.
Запоминаем: пишем ЧУ.
Пример № 3.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Жюри.
Пишем Ю, слово – исключение.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография (что это?).
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.
ИЗУЧАЕМЫЕ ОРФОГРАММЫ. НУМЕРАЦИЯ ОРФОГРАММ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Непроверяемые гласные и согласные
Проверяемые согласные в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
но: опа сн ый — опасен
Буквы: И, У, А после шипящих
жИзнь, чУдо, счАстье
Разделительные Ъ Ии Ь знаки
обЪявление, подЪезд, семЬя, соловЬи
Раздельное написание предлогов с другими словами
Мягкий знак после шипящих на конце слова у сущ – ых III склонения. И у др. сущ – ых без мягкого знака
Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласного
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З – (С-)
Буквы З и С на конце приставок
Буквы А – О в корне – РАСТ, — РОС-
Буквы Ё – О после шипящих в корне слова
ЦИфра, лекЦИя, полиция;
Цыган, цыпленок, цыкнуть, на цыпочках (исключения)
Большая буква и ковычки в именах собственных
Город Павлодар, река Иртыш, город Караганда
Буквы Е и И в окончаниях имен существительных
О РодинЕ ( 1 скл., П.п)
О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
ВрачОМ, солнцЕМ, большОГО, синЕГО
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
( какИМ?)Глубок им озером ср.р., Т.п
Краткие прилагательные с основой на шипящую
Не с глаголами ( пиши отдельно)
НЕ был, ( ненавидеть – искл)
Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2 – ом лице, ед. ч.
-ТСЯ-, и ТЬСЯв глаголах
Что делаТЬ? купаТЬСЯ
Что делает? купается
Буквы Е и И в корне с чередованием
расСТ И ЛАть, расСТ Е Лить ( нет А)
Буквы Е и И в окончаниях глаголов
Борется, ( бороться) – 1 спр., видит ( видеть – искл.) – 2 спр
1.Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
2.Запятая при однородных членах предложения
3. Запятая и восклицательный знак при обращении
4.Запятая в сложных предложениях
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДВ-042392
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Орфограмма номер пять слова
Орфограммы. № 5. Буквы И,У,А после шипящих.
№ 5. Буквы И,У,А после шипящих.
ПРАВИЛО.
После букв Ж, Ш, Ч, Щ, пишутся буквы И,У,А.
Подсказка.
Запомните слова, в которых пишется Ю:
· жюри, брошюра, парашют;
· в некоторых иноязычных собственных названиях: Жюль, Сен-Жюст, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность).
· В некоторых словах пишется по традиции Ю: Чюрлёнис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Жизнь.
Запоминаем: пишем ЖИ.
Пример № 2.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Чудо.
Запоминаем: пишем ЧУ.
Пример № 3.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Жюри.
Пишем Ю, слово – исключение.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Выпишите с орфографического словаря 10 слов с орфограммой номер 5?
Русский язык | 1 — 4 классы
Выпишите с орфографического словаря 10 слов с орфограммой номер 5.
Абажур ковер бассейн возражение галерея калитка колонна масса желанный осанка.
Выпиши из орфографического словаря 10 слов, расставь ударение?
Выпиши из орфографического словаря 10 слов, расставь ударение.
Выпишите из орфографического словаря десять слов с непроверяемыми безударными гласными и три слова с непроверяемыми согласными?
Выпишите из орфографического словаря десять слов с непроверяемыми безударными гласными и три слова с непроверяемыми согласными.
Выпиши из орфографического словаря 10 слов, раставь ударение?
Выпиши из орфографического словаря 10 слов, раставь ударение.
Работа с орфографическим словарем?
Работа с орфографическим словарем.
Выпишите из орфографического словаря 5 слов с непроверяемыми согласными?
Выпишите из орфографического словаря 5 слов с непроверяемыми согласными.
Составте с каждым из них.
Орфографический словарь это словарь в котором слова содержат непроверяемыме орфограммы?
Орфографический словарь это словарь в котором слова содержат непроверяемыме орфограммы?
Выпиши в столбик из орфографического словаря (с?
Выпиши в столбик из орфографического словаря (с.
Выпишите из орфографического словаря шесть сущ женского рода и шесть сущ мужского рода с орфограммой мягкий знак после шипяших?
Выпишите из орфографического словаря шесть сущ женского рода и шесть сущ мужского рода с орфограммой мягкий знак после шипяших.
Нужно написать орфографический словарь для соседа?
Нужно написать орфографический словарь для соседа.
Орфограммы в корне.
На этой странице находится ответ на вопрос Выпишите с орфографического словаря 10 слов с орфограммой номер 5?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 1 — 4 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.
«будет» это слово — Глагол.
Будет(Что сделает? ) — глагол.
В природе дельфины живут большими СТАЯМИ ( а не поодиночке). Они невероятно ОБЩИТЕЛЬНЫ ( а не замкнуты). Любят «ПОБОЛТАТЬ» ( а не молчать). Словарный запас взрослой афалины насчитывает до 17(СЕМНАДЦАТИ) различных СИГНАЛОВ ( а не меньше). Дельфины..
Последним, свежим, холодным.
Потому что детство — это начало жизненного пути человека. В детстве мы забавны, много улыбаемся, у нас много интересных идей. В детстве происходит множество вещей, о которых, мы вспоминаем сквозь года и ностальгируем по ним. Именно в детстве мы за..
9 — 1 10 — 3 11 — 4 12 — а1 б1 в3 г2 13 сущ — рощей, гроза прил — майская, озорные глаг — пронеслась, отгремел.
Преданный друг — верный товарищ отзывчивый человек — знаменитый писатель — популярный автор прилежный ученик — хороший ребенок пытливый мальчик — Мне всегда может помочь мой верный товарищ отзывчивый человек всегда поможет в беде популярный автор нап..
Я НЕ ЗНАЛА, что Валерий рисует Не знала что? Что Валерий рисует(то есть в принципе, что занимается рисованием. Я не знала, ЧТО Валерий рисует. То есть, что конкретно рисует. Логическое ударение в данном случае падает на местоимение. И аналогично..
1) 4213 2) образуется 3)унтах 4)2 предложение.
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 52, с. 27
Июн 19
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 52, с. 27
52. Выпишите из орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.
Площадь, шиповник, щавель, животное, шутка,
абажур, журавль, журнал, шуруп, мишура.
Мы вышли на большую площадь.
Животное больших размеров бегало по клетке.
Шиповник обладает полезными свойствами.