Что такое орфограмма повторение знакомых орфограмм
Урок русского языка «Повторение. Что такое орфограмма.». 3 класс
Предлагаю разработку урока по теме «Повторение. Что такое орфограмма.». Урок проводится в 3 классе по программе Перспективная начальная школа.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Повторение. Что такое орфограмма.». 3 класс»
Тема урока: Что такое орфограмма.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «орфограмма»; добиться осознанного различения написания строчной и прописной буквы; способствовать развитию умений определять омонимы, орфограммы – безударный гласный в корне слова, парный по звонкости/глухости согласный в середине слова; способствовать развитию орфографической зоркости и формированию умений грамотно писать.
Предметные: познакомятся с понятием «орфограмма»; со структурой построения учебника «Русский язык»; с основными словарями русского языка; научатся писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями.
• познавательные – свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• регулятивные – контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
• коммуникативные – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы)
Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
I Организационный момент
Повернитесь лицом к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте успехов на уроке.
-Ребята, я уверена, что сегодня мы с вами вместе сможем организовать успешную работу. Обещаю, что наш урок будет содержательным и познавательным. Скажите, а что вы мне пообещаете?
Готовят рабочее место. Настраиваются на учебную деятельность.
-Ребята, за лето ваша рука отвыкла красиво писать, поэтому проведем минутку чистописания.
г к жи ши ча ща чу щу П п
-Запишите звуки буквами..
Дети записывают буквы, слоги и слова.
II Формирование темы урока и целей урока
-Что вы заметили, когда выполняли минутку чистописания?
-Какие орфограммы вы увидели?
-Какой же будет тема урока?
-Определите цели урока, используя опорные слова:
-Здесь мы встретили орфограммы.
-Жи, ши пиши с и; ча, ща пиши с а; чу щу пиши с у; парные согласные.
-Мы будем говорить об орфограммах.
Дети определяют цели урока.
III Изучение нового материала
Работа по учебнику. Упр.1(с.6-7)
– Произнесите слова луг и лук. По-разному ли вы их произносите?
– Произнесите словосочетания запивал таблетку и запевал песню. По-разному ли вы произносите выделенные слова запивал и запевал?
– Произнесите словосочетания город Орел и горный орел. Отличаются ли по произношению слова Орел и орел?
– Сравните, какими буквами передается на письме один и тот же звук.
– Где в каждой паре слов можно сомневаться
в выборе буквы?
– Прочитайте определение понятия «орфограмма» на плакате Летучей Мыши.
-Посмотрите на форзацы учебника. Здесь записаны изучаемые вами орфограммы. Назовите их.
-А сейчас я предлагаю вам по вариантам записать словосочетания и найти орфограмму, которая здесь спряталась.
Влетел в_окно – 2 вариант
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения.
Учащиеся сначала произносят слова, в которых сходному произношению соответствует различное написание, а потом обобщают собственные наблюдения.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения.
Читают про себя, а затем вслух..
Дети находят орфограммы и читают их.
Дети записывают словосочетания правильно и находят нужную орфограмму.
-Это орфограмма правописание предлогов с существительными.
IVЗакрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.
Прочитайте шуточное стихотворение.
– Какую букву надо писать: маленькую или большую? Миша, например, подумал, что девочка Поля потеряла своего братишку Сережку!
– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Почему здесь именно такая картинка?
– Какие еще орфограммы вы видите в тексте стихотворения?
– Запишите текст стихотворения без ошибок.
Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
– На картинке изображены березовые сережки. В данном случае слово сережки надо писать с маленькой буквы. Это нарицательное имя существительное
-А сейчас каждый из вас получит карточку. Ваша задача выбрать нужную орфограмму и встать возле соответствующей орфограмме цифры.
1- группа слов «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.(С..дят, по л..су, б..гут, тр..винка)
8-группа слов «Буквы и, а, у после шипящих» (мыш[ы], нож[и], ч[я]щ[я], щ[ю]ка)
10-группа слов «Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок. ((с)ветки, (на) заборе, слетел, (на)писал)
Дети вставляют буквы и встают возле соответствующей орфограммы.
-Вернемся к нашим целям и, вспомнив все, о чем мы сегодня говорили, закончите фразы:
Мы смогли поразмышлять….
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Лестницы успеха».
Вспоминаю и проговаривают полученные знания.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
«Орфограмма»
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Типы орфограмм:
Виды орфограмм:
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Правописание приставок | Правописание корней | Правописание суффиксов | Правописание окончаний |
---|---|---|---|
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З-С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм».
Тема: Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм
Задачи урока:
• Закреплять умения определять:
– ошибкоопасное место в слове, в предложении;
– состав слова;
– наличие вариантов письма при одном произношении.
Познакомить с понятием «орфограмма», её назначением; учить находить и выделять в слове орфограммы.
Формировать:
– понятие «орфограмма»;
• познавательные УУД:
– умения работать с учебником;
– развивать наблюдательность, умение проводить анализ языковых единиц, используя
инструкцию учебника.
• регулятивные УУД:
– умение определять и формулировать задачи урока, анализировать достигнутые результаты
• коммуникативные УУД
— умение общаться, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 6–9); Рабочая тетрадь 1, интерактивная доска.
Тема: Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм
Закреплять умения определять:
– ошибкоопасное место в слове, в предложении;
– наличие вариантов письма при одном произношении.
Познакомить с понятием «орфограмма», её назначением; учить находить и выделять в слове орфограммы.
– умения работать с учебником;
– развивать наблюдательность, умение проводить анализ языковых единиц, используя
– умение определять и формулировать задачи урока, анализировать достигнутые результаты
— умение общаться, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 6–9); Рабочая тетрадь 1, интерактивная доска.
II. Определение темы и задач урока.
В упражнении 1 школьникам предлагаются различные варианты написания слов при одинаковом произношении. Создаются условия для того, чтобы школьники поняли, в чем смысл понятия «орфограмма»: они сначала произносят слова, в которых сходному произношению соответствует различное написание, а потом обобщают собственные наблюдения, на основе чего формулируется тема и задачи урока.
III. Работа по теме урока.
Учащимся предлагается выполнить задание.
«Где в каждой паре слов можно сомневаться в выборе буквы?» – спрашивается в учебнике.
Конечно же, там, где одному и тому же произношению соответствует разное написание, или там, где мы произносим одинаково, а пишем по-разному.
После того как дети познакомятся с формулировкой понятия «орфограмма», им
нужно вернуться к выполненному устно упражнению и выполнить его еще раз, используя только что полученные теоретические знания.
Затем школьники перечитывают еще раз определение орфограммы и применяют его к
слитному или раздельному написанию.
Чтобы это требование поняли все дети, учитель на доске напишет пару примеров.
Учитель записывает первый пример, произносит несколько раз это словосочетание и задает вопрос:
Понятно ли на слух, в каком случае писать букву «к», а в каком –«г».
Я одинаково произношу эти слова? А этому одинаковому произношению соответствует
разное написание? Так подходит ли для этого случая данное учебником определение орфограммы?
Работа с текстом задания 2 стр. 8. и задаём эти же вопросы более слабым ученикам.
IV. Закрепление изученного материала.
Выполняем задание 1 стр.3 в печатной тетради, в котором продолжен список орфограмм, изучаемых ранее.
Можно предложить им открыть форзацы учебника (оборот обложки в начале и конце), на которых есть список орфограмм – пусть выбирают названия орфограмм оттуда. Заодно познакомятся с содержанием форзацев, которые понадобятся им при выполнении любой работы над ошибками.
V. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 1 стр. 5.
— С каким понятием познакомились на уроке?
— Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
Что такое орфограмма?
Орфограмма — это написание слова с помощью правила орфографии или в соответствии с традицией русского языка.
Узнаем, что такое орфограмма в русском языке, если прежде обратимся к расшифровке интересующего нас понятия. Этот лингвистический термин происходит от греческих слов orthos, что значит «правильный» и gramma — «знак, буква».
Понятие об орфограмме
Исходя из значения этого заимствованного слова, дословно «орфограмма» — это «правильная буква или знак». Имеем в виду, что в русском языке произношение многих слов не совпадает с их написанием. В такой ситуации, когда неясно слышится гласная или согласная буква, это ошибкоопасное место называют орфограммой. В написании необходимой буквы в слове возникает сразу несколько вариантов, например:
Для правильного написания слова в трудном месте необходимо выбрать только одну букву. А для этого следует обратиться к соответствующему правилу орфографии. Орфография систематизирует орфограммы русского языка и с их помощью регулирует верные написания слов, словосочетаний и предложений.
Вот какое определение, что такое орфограмма приводится в Википедии:
В письменной речи орфограмма отражает выбор необходимой буквы в слове в соответствии с правилом орфографии. Понятие орфограммы охватывает не только буквы, но и элементарные графические знаки (пробел, дефис, прописная и строчная буква и пр.) С этой точки зрения выделим следующие виды орфограмм в написании слов:
Орфограмма может находиться в любом месте слова, в разных морфемах:
Как определить орфограмму в слове?
Чтобы правильно написать слово, следует определить, есть ли в нём орфограмма. Для этого необходимо произнести слово вслух (можно по слогам), иногда в нем нужно поставить ударение. Попробуем понять, что вызывает затруднение в написании слова. В выявлении орфограммы помогут сориентироваться некоторые признаки. Орфограмма находится в том месте слова, в котором
Рассмотрим это более детально с помощью некоторых орфограмм русского языка.
Примеры орфограмм русского языка
В русском языке при произношении слов фонетическая позиция гласного или согласного звука может быть сильной или слабой. Сильная позиция гласных звуков — это позиция под ударением. Такие гласные слышатся ясно и чётко и пишутся в соответствии с их произношением:
Без ударения гласные находятся в слабой фонетической позиции. Они слышатся неясно, искажаются при произношении. Но тем не менее в русском языке осуществляется морфологический принцип написания слов. Независимо от ударения в морфеме пишется одна и та же буква, кроме случаев чередования гласных и согласных. «Безударные проверяемые гласные в корне« — это орфограмма, которая регламентирует выбор необходимой буквы с помощью орфографического правила.
Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, можно изменить грамматическую форму слова или подобрать родственное слово, в котором ударение прояснит сомнительную гласную.
Понаблюдаем, как реализуется эта орфограмма в написании слов:
В русском языке существует немало слов с орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные в корне», написание которых следует запомнить или сверить со словарем. Перечислим некоторые беспроверочные написания слов:
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» касается написания лексем, в главной морфеме которых при произношении происходит оглушение согласного корня, находящегося перед последующим глухим согласным, или согласного в конце слова и замена его парным глухим согласным:
Чтобы установить истинную букву в корне, согласно правилу орфографии необходимо изменить грамматическую форму слова или подобрать к нему родственную лексему, в которой после проверяемого согласного окажется гласная или согласные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на произношение, в корне пишется та согласная, которая выступает в проверочном слове:
В написании ряда слов существует орфограмма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выборе гласных букв «и» или «ы» объясняется тем, что глухой согласный звук [ц] является всегда твердым. При произношении слова после него явно звучит [ы], а пишется то буква «и», то «ы»:
Выбор написания зависит от морфемы, в которой находится орфограмма. Согласно правилу орфографии в корне слов пишется буква «и»:
В суффиксе -ын- притяжательных прилагательных и окончаниях существительных множественного числа после «ц» пишется буква «ы»:
Немало затруднений в написании доставляет орфограмма «Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих». Написание таких слов сопряжено с родовой принадлежностью имени существительного.
Если имя существительное имеет категорию мужского рода, то согласно правилу орфографии после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» мягкий знак не пишется:
Если имя существительное имеет грамматическую категорию женского рода, то после шипящих согласных в конце слова пишется мягкий знак:
Все случаи правильного написания слов закреплены в орфограммах русского языка, знание которых поможет овладеть грамотными навыками письменной речи.