Что такое орфограмма пробел 5 класс
Что такое орфограмма пробел 5 класс как она обозначается
«Орфограмма»
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Типы орфограмм:
Виды орфограмм:
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Правописание приставок | Правописание корней | Правописание суффиксов | Правописание окончаний |
---|---|---|---|
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З-С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки
Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограмма-пробел. Слитное, дефисное и раздельное написание слов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Орфограмма-пробел. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Цели: обобщить и систематизировать орфограммы по теме, опознавательных признаков небуквенных орфограмм, закрепление умения правильно писать слова слитно, раздельно и с дефисом, закрепление умения систематизировать изученное, развивать творческие способности учащихся.
1.Проверка д/з. Сверяем собранные учениками орфограммы с орфограммами на экране. (Слайд№2 )
Орф.№7.Раздельное написание предлогов с другими словами.
Орф.№21.Не с глаголами.
Орф.№32.Не с существительными.
Орф.№36.Не с прилагательными.
Орф.№40.Дефис в сложных прилагательных.
Орф.№44.Дефис в неопределённых местоимениях.
Орф.№46. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
+Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ-.
2.Работа с текстом. (Слайд№3 )
(Юго)западный ветер гнал (сине)зелёные волны. (На) борту (рыбо)ловецкого судна стоял высокий человек в (тёмно)сером (водо)непроницаемом плаще и смотрел вдаль. (На) горизонте маячил (трёх)мачтовый бриг. (Над) ним висели (бело)розовые облака. Одно было похоже (на) огромную (носо)рожью тушу.
— Найдите в тексте сложные слова, объясните их правописание, выпишите.
— Объясните правописание оставшихся орфограмм.
— Выполните морфемный разбор следующих слов: маячил, бело-розовые, рыболовецкого.
3.Глаголы-исключения. (Выполняют два ученика на обратной стороне доски. Кто больше вспомнит . В это время класс выполняет задание№4).
НЕ – приставка НЕ – часть корня НЕ — частица
Совсем не весёлое настроение; неизвестная величина; неуклюжий медвежонок; упрёк в несерьёзности; с хвостом, а не мышь; небрежность в одежде; рассказывать небылицы; далеко не удачный ответ; небольшая, а интересная книга;
не обрывистый, а пологий берег; неточность в ответе; не вежлив, а груб; оказаться невеждой; нестрогий человек; ненастный день.
5.Придумайте рассказ, используя неопределённые и отрицательные местоимения.
Некто постучал в дверь…
6.Вспомним правило написания слов с ПОЛ-.
Ю – с именами собственными
ПОЛ — л – со славами, начинающимися на л
и – со словами, начинающимися на гласную. (Слайд№5 )
7.Задание по вариантам. Запишите слова
I – вар.: пол- с собств. сущ.; II – вар.: пол- со словами на л; III – вар.: пол- с гласными.
Д/з: напишите 15 слов на вашу любимую орфограмму. (Слайд№6 )
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Орфограмма пробел 5 класс
Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограмма-пробел. Слитное, дефисное и раздельное написание слов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Орфограмма-пробел. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Цели: обобщить и систематизировать орфограммы по теме, опознавательных признаков небуквенных орфограмм, закрепление умения правильно писать слова слитно, раздельно и с дефисом, закрепление умения систематизировать изученное, развивать творческие способности учащихся.
1.Проверка д/з. Сверяем собранные учениками орфограммы с орфограммами на экране. (Слайд№2 )
Орф.№7.Раздельное написание предлогов с другими словами.
Орф.№21.Не с глаголами.
Орф.№32.Не с существительными.
Орф.№36.Не с прилагательными.
Орф.№40.Дефис в сложных прилагательных.
Орф.№44.Дефис в неопределённых местоимениях.
Орф.№46. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
+Слитное и дефисное написание слов с ПОЛ-.
2.Работа с текстом. (Слайд№3 )
(Юго)западный ветер гнал (сине)зелёные волны. (На) борту (рыбо)ловецкого судна стоял высокий человек в (тёмно)сером (водо)непроницаемом плаще и смотрел вдаль. (На) горизонте маячил (трёх)мачтовый бриг. (Над) ним висели (бело)розовые облака. Одно было похоже (на) огромную (носо)рожью тушу.
— Найдите в тексте сложные слова, объясните их правописание, выпишите.
— Объясните правописание оставшихся орфограмм.
— Выполните морфемный разбор следующих слов: маячил, бело-розовые, рыболовецкого.
3.Глаголы-исключения. (Выполняют два ученика на обратной стороне доски. Кто больше вспомнит . В это время класс выполняет задание№4).
НЕ – приставка НЕ – часть корня НЕ — частица
Совсем не весёлое настроение; неизвестная величина; неуклюжий медвежонок; упрёк в несерьёзности; с хвостом, а не мышь; небрежность в одежде; рассказывать небылицы; далеко не удачный ответ; небольшая, а интересная книга;
не обрывистый, а пологий берег; неточность в ответе; не вежлив, а груб; оказаться невеждой; нестрогий человек; ненастный день.
5.Придумайте рассказ, используя неопределённые и отрицательные местоимения.
Некто постучал в дверь…
6.Вспомним правило написания слов с ПОЛ-.
Ю – с именами собственными
ПОЛ — л – со славами, начинающимися на л
и – со словами, начинающимися на гласную. (Слайд№5 )
7.Задание по вариантам. Запишите слова
I – вар.: пол- с собств. сущ.; II – вар.: пол- со словами на л; III – вар.: пол- с гласными.
Д/з: напишите 15 слов на вашу любимую орфограмму. (Слайд№6 )
Что такое орфограмма
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Разновидности орфограмм русского языка
Типы орфограмм
Орфограмма-буква | Орфограмма-пробел | Орфограмма-дефис |
---|---|---|
(речь, стена, Оля) | (в_тайне, не_знаю) | (что—либо, ярко—синий) |
Виды орфограмм
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Правописание приставок | Правописание корней | Правописание суффиксов | Правописание окончаний |
---|---|---|---|
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З‑С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ‑, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Дефис: сложные слова, приставки кое‑, в‑, по-, суффиксы -нибудъ, ‑либо, ‑то, частицы ‑то, ‑ка.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки.
Таким образом, орфоргамма — это правила русского языка, которые объясняют, где и какую букву поставить, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
«Орфограмма»
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Типы орфограмм:
Виды орфограмм:
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Правописание приставок | Правописание корней | Правописание суффиксов | Правописание окончаний |
---|---|---|---|
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З-С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки
«Орфограмма»
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Типы орфограмм:
Виды орфограмм:
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Правописание приставок | Правописание корней | Правописание суффиксов | Правописание окончаний |
---|---|---|---|
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З-С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки
Орфограмма пробел и дефис
Объясните пожалуйста, что такое орфограмма — пробел, орфограмма — дефис и орфограмма — буквы?
Русский язык | 5 — 9 классы
Объясните пожалуйста, что такое орфограмма — пробел, орфограмма — дефис и орфограмма — буквы.
►ОРФОГРАММА — БУКВА (когда мы применяем правило, чтобы написать какую — то букву в слове : в корне, приставке, суффиксе, окончании ; все приведённые выше примеры, кроме предлога С, – это орфограммы — буквы) ;
►ОРФОГРАММА — ПРОБЕЛ (когда мы применяем правило, чтобы написать раздельно какие — то слова – например, предлоги с существительными, местоимениями и числительными, частицы БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) со словами, составные союзы типа потому что, так как) ;
►ОРФОГРАММА — ДЕФИС (место в словах, требующее, согласно правилам, постановки дефиса, например, кое — кто, какой — нибудь, всё — таки, из — за, северо — западный, выпукло — вогнутый, давным — давно, по — казахски и др.
Что такое орфограммы — буквы согласных?
Что такое орфограммы — буквы согласных?
Что такое орфограмма?
Что такое орфограмма?
Какие существуют типы орфограмм.
Как графически обозначить условия выбора орфограммы — пробела или орфограммы — контакта?
Как графически обозначить условия выбора орфограммы — пробела или орфограммы — контакта.
Орфограммы контакты и орфограммы пробелы?
Орфограммы контакты и орфограммы пробелы.
Вставбте пропущенные буквы, объясните орфограммы?
Вставбте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Слова с пропущенными орфограммами согласных объясни выбор букв?
Слова с пропущенными орфограммами согласных объясни выбор букв.
Что такое орфограмма — буква?
Что такое орфограмма — буква.
Можно примеры на орфограмму дефис в неопределенных местоимениях?
Можно примеры на орфограмму дефис в неопределенных местоимениях.
Назовите орфограммы дефис (кое — ; — то ; — либо ; — нибудь) (как называется эта орфограмма?
Назовите орфограммы дефис (кое — ; — то ; — либо ; — нибудь) (как называется эта орфограмма?
Перед вами страница с вопросом Объясните пожалуйста, что такое орфограмма — пробел, орфограмма — дефис и орфограмма — буквы?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
Чашки, сетка. Ч — всегда мягкая! С — перед мягкой гласной, согласная мягкая.
1)В букете было много разных цветов : розы, лилии, ромашки и гладиолусы. 2) Воробьи, синички, голуби — птицы нашего двора. 3) Разные : жёлтые, синие, красные — были краски у Кати.
Вот красткая информация о нём.
Кость — косточка, кости помощь — помощный, безпомощный, помощница обувь — обувной, обуви. Боль — больно, болит, боли печь — печка, печки.
Ответ : 1. 5 2. 4 3. 3 4. 1 5. 2.
Я могу дышать. Если не дышать очень долго — можно умереть. Чтобы быть живым, надо думать, дышать, двигаться. — Кто дольше не будет дышать, получит приз. Неприлично дышать человеку прямо в лицо.
1) Бабушка не могла ровно дышать из — за больного сердца. 2) Дышать можно и под водой, но нужны специальные снаряжения. 3) От слез Марина не могла дышать. 4) На долго задержать дыхание и не дышать может не каждый. 5) Дышать и жить хочет каждый че..
Поиск ответа
Вопрос № 308717 |
Ответ справочной службы русского языка
Нужно поставить тире (длинную черточку) с пробелами.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в словосочетании «женщина сорока — пятидесяти лет» должен быть дефис или тире, с пробелами или без пробелов? Большое спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
При обозначении пределов (‘от сорока до пятидесяти) ставится тире с пробелами : женщина сорока — пятидесяти лет. Если указывается присблизительное количество лет (‘сорок или пятьдесят’), ставится дефис: женщина сорока-пятидесяти лет.
В конце февраля-начале марта: нужно короткое тире, длинное или дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Нужно тире с пробелами : В конце февраля — начале марта.
Скажите пожалуйста как писать интервал римскими цифрами — через пробел или нет
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать через тире с пробелами : в XIX — XXI веках.
Здравствуйте! Какое тире ставить в интервалах дат вроде 5 декабря – 10 января?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Как правильно пишутся названия конкурсов с датами вроде: «Учитель года — 2019» или «Учитель года-2019». Правильно ли без пробелов и с дефисом?
Ответ справочной службы русского языка
Если дата относится к словосочетанию (как в Вашем примере), ставится тире с пробелами : «Учитель года — 2019».
Здравствуйте. Помогите разобраться, пробелы перед и после тире в сочетании «январь_июнь 2019 года» нужны или нет? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать тире с пробелами : январь — июнь 2019 года.
Уважаемая Грамота, подскажите, как правильно писать: «компания-разработчик приложения» или «компания – разработчик приложения»? В СМИ преобладает первый вариант, но есть сомнения в его правильности из-за зависимого слова. Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правильно ли записано: 14.08.1963–15.06.2001? Или нужно длинное тире с отбивкой? Если бы были просто годы, понятно, нужно было бы 1963–2001, а если вот так, с числом и месяцем? Не могу найти в справочниках.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Слово Югра в данном случае выступает в роли приложения.
Сочетания с однословными приложениями, следующими за определяемым словом, пишутся через дефис: ХМАО-Югра.
Если в сочетании с приложением одна из частей содержит пробел, вместо дефиса употребляется знак тире: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
Добрый день, Правильно ли написано: У нас нет цели продавать каждому (знаки препинания) У нас нет цели зарабатывать на дополнительных продажах (знаки препинания) У нас не стоит цель заработать как можно больше. (занки препинания) У нас нет цели производить как можно больше видов оборудования.(знаки препинания) Наши компетенции- разработка программного обеспечения (правильно ли стоит тире)
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, выбор дефиса в данном случае уместен: «Было достаточно светло, как бывает светло днём в Саргассовом море на глубине ста-ста двадцати метров. «? Или же здесь необходимо использовать тире? Благодарю!
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какое тире (короткое или длинное) здесь ставить и отделять ли его пробелами: май 2011 г. — июль 2013 г.
Ответ справочной службы русского языка
Ответьте, пожалуйста, по возможности срочно: в описании часов работы как правильно оформлять дни — через дефис или тире с отбивками. Пример: пн-вс или пн — вс?
Ответ справочной службы русского языка
Сокращения названий дней недели пишутся с точками, между ними при обозначении периода ставится тире с пробелами : пн. – вс.
«Орфограмма»
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Типы орфограмм:
Виды орфограмм:
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Правописание приставок | Правописание корней | Правописание суффиксов | Правописание окончаний |
---|---|---|---|
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З-С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки